С очень давних времен стекло находило широкое применение в виде вставок в ювелирные украшения. Само по себе, в чистом виде, стекло выглядит ординарно и не поражает воображение красотой. Но с применением добавок, оно совершенно преображается: приобретает и яркий цвет, и блеск.
Стоимость ювелирного стекла
Существуют даже специальные методики рыночной оценки ювелирного стекла. Как правило, стекло стоит дешево по сравнению с драгоценными камнями. Стеклянные камни продаются поштучно, а не по каратам.
Камни с огранкой «маркиза» из красного стекла. Фото Humanfeather.
Стеклянные ювелирные камни : факты.
По химическому составу стекло – это диоксид кремня ( SiO 2 ). Сырьем для производства стекла служит кварцевый песок. Мы поговорим лишь о тех разновидностях стекла, которые применяются для имитации природных драгоценных камней или для коммерческого использования в виде дизайнерских бусин.
В природе стекло также встречается: это обсидиан и тектит (метеоритное стекло).
Как проверить золото йодом / How to test gold with iodine
Свинцовые добавки в стеклянные ювелирные камни.
При добавлении свинца в стекло, металлы или минералы достигается разнообразие цветовой гаммы. Но не только. Кроме того, такие добавки имеют еще целый ряд преимуществ. Например, часто свинец используют для усиления коэффициента преломления (КП) и дисперсии. Это также придает исходному материалу повышенную прочность, что обуславливает добавление свинца в стекла очков.
Иногда для обозначения такого стекла используют термин «хрустальное», хотя это не совсем корректно в случае аморфного (некристаллического по своей природе) стекла. Также свинец увеличивает показатель удельной плотности (УП) для некоторых разновидностей стекла. Геммолог может встретиться со свинцовым стеклом не только в имитациях драгоценных камней, но и в полуцилиндрических рефрактометрах.
Характерные особенности ювелирных камней из стекла
Стеклу можно придать цвет и форму практически любого драгоценного камня. Но, как правило, оптические и физические особенности стеклянных камней сильно отличаются от тех природных, которые они призваны имитировать.
Даже при помощи обычной лупы геммолог сможет обнаружить множество сигналов, предупреждающих о том, что он имеет дело со стеклянной имитацией. Обычно стекло содержит примеси, не встречающиеся в природных драгоценных камнях, в форме вихревых завитков и круглых пузырьков. Стеклянное литье с огранкой может нести отпечаток исходной формы, иметь скругленные грани фасок или вогнутые фаски. Они возникают при охлаждении литья в процессе сжатия формы (Вогнутые фаски граней также изредка встречаются и у природных ограненных камней). Но следует помнить, что некоторые стеклянные камни все же проходят отдельную огранку, так что эти признаки не всегда присутствуют в стеклянных имитациях.
“Новаджемс” – это ограненные стеклянные ювелирные камни, которые украшали Ювелирную Башню (Тауэр оф Джуэлс), центральную инсталляцию высотой около 130 м, установленную на выставке Панама Пэсифик Интернэшнл Экспозишн в 1915 году в Сан-Франциско. Этот официальный символ выставки сейчас хранится в экспозиции калифорнийского музея « California State Capital Museum ».
Ювелирные заводы СССР. Какие клейма и надписи стоят на советских украшениях
Промышленное стекло часто имеет неоднородную поверхность, получившую название «апельсиновая корка». Проблема в том, что и природные камни подчас могут иметь точно такую же структуру.
Так как стекло аморфно, оно обладает большей теплопроводностью, чем минералы с кристаллической решеткой, поэтому стеклянные камни быстро становятся теплыми от прикосновения человеческой руки. Таким образом их сразу можно отличить от природных камней, которые прохладные на ощупь и медленно нагреваются.
И синтетическое, и природное стекло однопреломляющие материалы, но подчас могут демонстрировать и аномальную двойную рефракцию (АДР).
Кольцо с ярко синим горным хрусталем. Фото D. Sharon Pruitt, Pink Sherbet Photography.
Торговые названия и палитра стеклянных ювелирных камней
Очень многие «стекляшки» получают расцветку и огранку для имитации природных ювелирных драгоценных камней, а также специальные оптические эффекты. Причем ювелиры могут использовать «стекляшки» не только для того, чтобы «оттенить» природные камни, но и в центре всей ювелирной композиции. Если покупатель с самого начала предупрежден о том, что это стекло, то такая практика не встречает осуждения и вполне допустима.
Стеклянные бусины. Фото WaterHorse Media LLC.
Иногда стеклу придают форму и дизайн, абсолютно непривычные для природных драгоценных камней. Это используют в декоративных целях, бижутерии и авторских дизайнерских украшениях.
Существует великое множество разнообразных названий и разновидностей стеклянных камней, изделий и бусин. Ниже приведены лишь неторые из них.
— Александриум (Alexandrium)™
Торговая марка для переливчатого стекла сине-лавандового цвета. Не путать с камнем александрит! Это не он. Химическая формула: Li Al силикат (+ Nd ); твердость = 6.5; N = 1.58; чувствителен к нагреву.
— « Аврора Бореалис » (Aurora Borealis)
Стекло с радужным покрытием, иногда его называют «АБ» стекло. Технологию создания такого стекла разработала небезызвестная компания « Swarovski Corporation » в 1956 году. Не путать с природным обсидианом с одноименным названием! В природе существуют очень красивые радужные разновидности обсидиана.
— Стекло с эффектом «кошачий глаз»
Переливчатое стекло, с полосатым блеском, похожим на кошачий глаз. Имейте ввиду, что, помимо встречающегося в природе хризоберилла с эффектом кошачьего глаза, есть еще и синтетические хризобериллы.
Стеклянные бусины «кошачий глаз». Фото Драгоценные камни.
— Стразы в кастах («шатоны»)
Также известны как стразы с фольгой. Это бесцветное стекло с подложкой из фольги.
Серьги с «шатонами» Swarovski. Фото Ярмарка мастеров.
— Кристинит (Cristinite™)
Торговое название австралийского ограненного стекла.
Кольцо с кристинитом «Tropicana Blue». Фото Wire Jewelry Boot Camp.
— Фаянс
Да, да, из фаянса делают не только посуду! Это разновидность керамического стекла, которую используют для нанесения глазури на керамические горшки, а также и в производстве бусин. Древние египтяне широко использовали этот материал для имитации бирюзы.
Археологическая находка: широкое колье, найденное на мумии приказчика Хапианхтифи (Hapiankhtifi), 12 династия Среднего Царства, музейная реставрация. Зелено-голубой и черный фаянс. Подарок Ж.Пьерпона Моргана, 1912 год. Музей Искусств Метрополитан . Нью — Йорк .
— «Французский лигнит» ( French Jet )
Черное непрозрачное стекло для имитации лигнита, особенно популярное в золотую пору викторианской эпохи. Хотя обычно стекло всегда более теплое на ощупь, чем природный камень, который оно имитирует, природный лигнит (который является аморфным материалом) на самом деле даже более теплый, чем стекло. Несмотря на название, большинство «французских лигнитов» родом из Богемии (территория современной Чешской республики).
Мальтийский крест из Флоренции, стилизованный под брошь: по центру ограненный горный хрусталь янтарного цвета, кабошоны под сердолик (имитация) и «маркизы» из французского лигнита. Фото GlitzUK .
— Авантюрин
Другое название « авантюриновое стекло ». Авантюрин имеет в своем составе медь или включения золотистого цвета, придающие ему эффект золотистых искорок, известный как «авантюриновый эффект». В природе многие авантюрины выглядят очень непрезентабельно.
Вероятное происхождение этого материала – Италия 17 века, тогда он назывался «аввентурина», от итальянского слова «вентура», означающего «по воле случая». Сейчас в минералогии используется термин «авантюриновый эффект» для обозначения природных разновидностей кварца и полевых шпатов, которые проявляют соответствующие свойства. Авантюрин часто служит имитацией таких природных камней.
Авантюрин . Фото GDK.
— Синтетическое стекло «Лэйзерблю ( Laserblue )»
Это редко встречающаяся разновидность формового ограненного стекла. Существует длинный список стеклянных ювелирных камней из этой категории.
Кольцо с кристаллом Swarovski лэйзер блю. Фото Pinterest.
— Опалит
Это торговое наименование стеклянных камней, имитирующих природный лунный камень или опал. Нужно иметь ввиду, что существует много природных разновидностей опалов, также называющихся опалитами. Но все же в первую очередь этот термин используют для стеклянных ювелирных камней.
— Стекловидная масса (« тесто »)
Это обычное стекло, в точности такое же, как бутылочное. С низким КП и дисперсией, используется исключительно для имитации драгоценных камней.
Кольцо с камнями из зеленого бутылочного стекла, начало 1800-х г.г. Из коллекции Лондонского музея. Фото Kate Sumnall.
— Горный хрусталь
Исторически прозрачный горный хрусталь с подложкой из фольги использовали для имитации бриллиантов. Сейчас это название могут также использовать и для свинцового стекла с подложкой из фольги или металлизированной краски. Такая подложка ( основа ) придает стеклу блеск и цвет.
— Скоролит
Кусочки лилового стекла или кварца, обычно продающиеся под видом опала и иногда ошибочно причисляемые к редкой разновидности ограненного природного минерала скородита. Также встречается ошибочное название «скоролитовый опал».
Браслет из бусин скоролита. Имитация лавандового аметиста. Фото Pinterest
— Морское стекло
Осколки выброшенного в море обычного бытового стекла, которые годами находясь в морской воде приобретают вид идеально отшлифованной прозрачной гальки, тоже идут в дело. Иногда его называют еще «пляжное стекло» или «песчаное стекло». Этот материал стал очень популярен в изготовлении украшений.
Морское стекло на пляже близ Форта Брагг, Калифорния. Фото Ryanx7.
— Камень «слокум»
Это разновидность стекла для имитации опалов. По сути силикатное стекло с добавками Na , Mg , Al , и Ti ; твердость = 5.5-6.5; без отрыва по плоскости спайности; раковинообразный излом; прочность на разрыв. Может наблюдаться эффект калейдоскопа.
Слокум может имитировать характерные признаки опала – игру цвета под разными углами зрения. При увеличении могут просматриваться напоминающие конфетти включения.
Слокум . Фото Astynax .
— Стразы
Стразы. Фото Бит и Байт.
— Урановое стекло
Известное также как вазелиновое стекло, урановое стекло обычно имеет зеленовато-желтый или желтовато-зеленый цвет из-за присутствия диоксида урана. В середине 19 века и до начала Второй Мировой Войны эти камни пользовались огромной популярностью. Урановое стекло сильно светится (флюоресцирует) под ультрафиолетовым излучением. Многие предметы домашнего быта и ювелирные украшения с урановым стеклом абсолютно безопасны для человека. Особо сомневающиеся могут сделать замеры радиации счетчиком Гейгера.
Бусины из уранового стекла на черной подложке при освещении электрической лампочкой и под УФ-светом. Фото Wombat 1138 .
— Камень Виктории
Также известен под именем Имори (в честь своего создателя Др. С. Имори ) и камня Кинга. Этот вид стекла был изобретен в Японии в середине 1950-х годов. Производство его было прекращено в 1985 году, и точная технология утрачена. Это сложное по своему составу силикатное стекло может быть разных цветов. Некоторые камни даже имеют эффект «кошачьего глаза» из-за своей волокнистой структуры.
Материал использовался для имитации многих драгоценных камней, включая голубой пектолит. Сейчас это раритет.
Зеленый камень Виктории использовался для имитации нефрита («метанефрит»).
Колье и кулон с «метанефритом». Фото Tatsubou.
Способы дополнительной обработки стеклянных ювелирных камней
Огранненное стекло с подложкой из фольги (горный хрусталь) очень легко идентифицировать, взглянув на грани павильонов. Они как правило непрозрачные, и их цвет отличается от лицевой части камня. Для украшения костюмов часто используют именно такие ярко окрашенные стеклянные камни.
Стекло обрабатывают разными способами для имитации самых разных по цвету, текстуре и специфическим эффектам природных камней.
Серьги с хрустальным жемчугом. Фото Pinterest.ru
Как ухаживать за украшениями со стеклянными ювелирными камнями
Для ухода за украшениями со стеклянными камнями нет единых правил. Все зависит от того, какой обработке подвергалось стекло. Там, где имеется подложка из фольги или поверхностное покрытие, не следует использовать химические чистящие вещества или механическую очистку.
Бытовая пыль имеет твердость равную 7, что превышает твердость подавляющего большинства стеклянных камней, поэтому при их чистке нужно использовать ткань без ворса, и ни в коем случае не пытаться отскоблить вьевшуюся грязь или жир.
Если стекло не имеет подложки и поверхностного покрытия, то можно использовать мягкий теплый мыльный раствор.
Хотя украшения со стеклянными камнями стоят дешево и встречаются повсеместно, все же старинные украшения могут иметь большую историческую или моральную ценность. Некоторые производственные технологии остались в прошлом, так что заменить в украшении, например, камень Виктории, может представлять немалую проблему. Для антикварных украшений требуется особый уход и лучше проконсультироваться со специалистом.
Украшения со стеклянными ювелирными камнями и бусинами смотрятся оригинально, ярко и жизнерадостно. Украшения из коллекций Sworivski любимы многими за красоту и изящество. Их практически невозможно на глаз отличить от природных драгоценных камней. Но, как уже говорилось выше, обращаться со стеклянными камнями нужно не менее бережно, чем с природными.
Источник: dzen.ru
Стразы с эффектом АБ
Более 60 лет назад, в 1956г. компания Swarovski совместно с Домом Christian Dior создали знаменитый эффект AB (Aurora Boreale). В то время это событие по праву считалось прорывом в индустрии моды. Эффект AB был достигнут путём нанесения на кристалл тонкого слоя золота при соблюдении необходимых вакуумных условий в лаборатории.
«AB» — это аббревиатура с французского языка «Aurore Boréale», что в переводе означает «Северное сияние». На русском языке это обозначение произносится как «АБ» (Анна/Борис), а не «АВ» (Анна/Василий).
АБ — это специальный вид напыления, который наносится в виде тончайшего слоя на лицевую поверхность прозрачных или цветных стразов и бусин, уже подвергшихся огранке. В результате кристалл приобретает необыкновенные светоотражающие свойства. Однако, поскольку покрытие наносится сверху на камни, стразы царапаются легче, чем одноцветные варианты.
На протяжении многих лет АБ-эффект является эталоном в декоре костюмов для танцев, художественной гимнастики, фигурного катания и многих других сценических направлений. Самым популярным цветом из линейки эффектов АБ считается Crystal AB. Этот эффект получается за счёт радужного напыления на поверхность «белого/прозрачного» страза цвета Crystal.
Стразы цвета Crystal AB также называют: радужные, бензиновые, мульти, абэшки, разноцветные, перламутровые, хамелеоны, аврора, голограмма, семицветики и пр. Стразы Сrystal AB сочетаются с любым цветом ткани и являются неотъемлемой частью декора сценического изделия. Хотите сделать бюджетный костюм, возможно, своими руками и в первый раз, — выбирайте яркую ткань и стразы Crystal AB. Декорируйте в хаотичном порядке или с минимальным узором, и блеск будет обеспечен. В таком случае вопросы с выбором и сочетанием разноцветных стразов, рисунков и узоров решён.
Как уже писали выше, эффект АБ комбинируется с цветными стразами. Например, был базовый красный цвет Siam, добавили эффект АБ, получился Siam AB, т.е. красный с эффектом АБ. На фото увидите 2 варианта: Siam light ab (светлый красные с эффектом АБ) и Siam dark ab (тёмный красный с эффектом АБ).
Большинство мастеров в декоре сценических костюмов любят использовать стразы с АБ по двум причинам. Во-первых, как правило, на сцене присутствует несколько источников освещения, благодаря которым создаётся эффект мерцания и непревзойдённая игра кристаллов. Во-вторых, стразы с АБ переливаются несколькими цветами, поэтому подходят ко многим тканям за счёт своей универсальности. Например, красные стразы имеют не только красный, но и сине-фиолетовый отлив; оранжевые стразы переливаются розовой гаммой.
В каких случаях следует предпочесть стразы с эффектом АБ стразам с чистым цветом? Если нужны стразы для декора танцевальных костюмов, купальников для фигурного катания или художественной гимнастики, и важен не только цвет, но и блеск, тогда стоит выбрать стразы с АБ. Если украшаете вечерний наряд или обувь, создаёте броши, на наш взгляд, чистые цвета смотрятся сочнее и интереснее.
Интересный момент: у каждого производителя свечение стразов в цвете Кристалл АБ может быть разным. У кристаллов Сваровски (Swarovski) — это, сине-жёлтый отлив, в стразах Прециоза (Preciosa) присутствует розовый и даже оранжевый, Стеллюкс (Stellux) — в принципе близки к свечению Сваровски. Китайские люксовые стразы — жёлто-зелёные, не розовят, и медленно, но верно стремятся к Сваровски.
Бюджетный Китай в большинстве отливает жёлтым, розовым и зелёным. Что касается, свечения китайских стразов делаем выводы, ориентируясь на те камни, которые продаются в нашем Магазине. Имейте в виду, что китайские стразы бывают разными.
Оттенок свечения важно учитывать, если декорируете изделие методом полной забивки (без просветов) или доделываете уже частично украшенный костюм другими стразами, и нужно попасть в цвет уже расклеенных или пришитых камней. В последнем случае, думаем, понятно. Прокомментируем первый вариант.
При полной закладке следует задуматься о свечении, потому что напыление АБ имеет плотное радужное покрытие. При выкладке на ткань, учитывая «забивку» с минимальными просветами, преимущественно получится цвет самого напыления, т.е. основу (ткань), на которую разместятся стразы, уже видно не будет. В таком случае, чтобы не потерять цвет изделия, добавляют стразы из желаемой гаммы.
В статье использовались фото мастеров:
Источник: 1001straz.ru
Клейма «АБ» 84 и 875 пробы, шифр — дельта
Встречаются довольно интересные портсигары, подстаканники, столовая посуда с клеймом «АБ», специальным клеймом 1908 – 1927 года, с шифром пробирной палаты Москвы дельта.
АБ – именник Белова Александра Дмитриевича.
Справочник А.Н. Иванов «Мастера золотого и серебряного дела в России (1600 – 2000)»:
351. Белов Александр Дмитриевич
Владелец мастерской серебряных изделий, 1907 – 1913. Москва.
Инициалы на клейме: АБ, АДБ
Справочник М.М. Постникова-Лосева «Указатель русских клейм на изделия из драгоценных металлов XVII-XX вв»
2151. Белов Александр Дмитриевич
Владелец мастерской серебряных изделий, 1907 – 1913 г.
Инициалы на клейме: А.Б
Скурлов Валентин Васильевич, «Список ювелиров Москвы, 1850 – 1917 гг.»
БЕЛОВ Александр Дмитриевич
Влад. маст. зол. и сер. изд. Упоминается в 1907–1917 гг. В 1907г. доставил в магазин для продажи 22 ф. 64 з. изделий. 1913: Мар. уч., Шереметевская, 4 — ый пр., д. 10. Украшения, предметы туалета.
Предметы действительно хороши, ну как не показать красоту )))?
Подстаканник Лебединое озеро, клеймо «А.Б»
Портсигар Первый подвиг Геракла, клеймо «А.Б»
Подстаканник Лебедушка, клеймо «АБ» (или «А.Б» . )
Портсигар Меркурий, клеймо «А.Б»
Подстаканник Лошади, клеймо «АБ» (или «А.Б» . )
Портсигар Свет мой зеркальце скажи, клеймо «А.Б»
Источник: podstakanoff.net