Комплект Metronome продемонстрировал невероятную точность в передаче тембров и заметно расширил звуковой диапазон вверх — впечатления Николая Ефремова (салон AV) о полном сете Metronome AQWO.
Metronome AQWO получает престижную награду «Выбор эксперта»! Обзор от Николая Ефремова (Salon AV)
Peak Consult: история, принципы и достижения
Качество Lexus по цене Toyota! Myryad Z350 получает престижную награду «Выбор эксперта». Обзор от Николая Ефремова (Салон AV)
Metronome AQWO — самый выдающийся цифровой источник из всех представленных на выставке! Обзор от Максима Наумова
High End звучание совсем не за хай-эндную цену! Audio Analogue Aacento получает престижную награду «Выбор эксперта»! Обзор от Николая Ефремова (салон AV)
Источник: soundex.ru
Серебро или медь?! Новый спор о проводах Daxx
Каким проводом лучше подключать акустику?
Уже десятки лет идут споры по поводу качества звука акустических систем, столько же идут споры и о проводах, которыми подключается к усилителю эта акустика. Каким же проводом лучше подключать акустику? Простым, электрическим или акустическими проводами из «бескислородной меди»?
Поговорим немного об этом.
Как нам рассказывает «Вики» — » Бескислородная медь — электролитическая медь, свободная от медных оксидов.» Чисто технически, производство такой меди — это не простой процесс, но нам он сейчас не особо интересен. Не будем углубляться в эту сторону.
Нас интересует вопрос — а есть ли преимущества у аудио-проводов из «бескислородной меди», перед обычными медными, многожильными проводами, которые используются при монтаже электропроводки в доме? Вот и разберемся.
Образцы рассматриваемых проводов
Испытывался провод — кабель акустический OEHLBACH 2*2,50 мм. Обычно он продается в бухтах, намотанных на каркас. Далее краткие характеристики производителя.
- Высококачественный стерео акустический кабель. Данный акустический кабель для использования с усилителями мощностью приблизительно 150 ватт на канал.
- Наружная оболочка этого кабеля производства компании Oehlbach изготовлена из нескольких видов прочного и гибкого пластика.
- Внутренний проводник изготовлен из нескольких отдельных проводов, смотанных воедино для формирования пучка, поэтому такой кабель отличается высокой степенью гибкости и удобством прокладки.
- В качестве материала внутреннего проводника использовалась бескислородная медь (OFC), обеспечивающая высокую надежность передачи данных.
Странно звучит в описании строка — «Высококачественный стерео акустический кабель». Похоже, что этот кабель — стерео! Нет, видимо — опечатка. И с чего производитель решил, что можно использовать именно этот кабель (2,5 мм) для акустики приблизительно 150 ватт. Двухсот ваттный усилитель этот провод не выдержит?
То что он очень гибок — тут не поспорить. Действительно, толщина провода кабеля говорит нам, что он будет достаточно жестким. А вот и нет! Неожиданно, кабель очень эластичный, как и заявлено, за счет технологии производства. Наверно, таким проводом лучше всего подключать свою акустику.
Последнее — заявка на то, что медь использована — бескислородная. Об этом и тема разговора. Далее.
Второй испытуемый провод — самый, что ни на есть, обычный, электрический, для электропроводки. Взяли ПВС 2х2,5. В магазинах можно увидеть бухты по 50, 100 метров, но и по 200 метров можно встретить. Краткое описание применения и характеристики.
Расшифровка маркировки провода ПВС 2х2,5
- П — провод;
- В — изоляция и оболочка из ПВХ пластиката;
- С — соединительный;
- 2 — Количество токопроводящих жил
- 2,5 — Номинальное сечение жилы (мм2)
Описание применения провода ПВС 2х2,5
- Для присоединения электроприборов и электроинструмента по уходу за жилищем и его ремонту, стиральных машин, холодильников, средств малой механизации для садоводства и огородничества и других подобных машин и приборов, и для изготовления шнуров удлинительных на напряжение до 380 В номинальной частоты 50 Гц;
Сравнивая провода одной размерности (диаметр сечения), а так же учитывая длину провода, можно получить некоторые различия в качестве изоляции, зачастую, и в толщине сечения проводника. Да, не все производители придерживаются определенных норм и требований. И на прилавках можно увидеть провод с заявленным сечением 2*2,5 мм2, а на самом деле окажется, что он 2*2,0 мм2 . Следует быть внимательнее при выборе провода.
Из такого провода часто мы делаем себе для бытовых нужд разного рода удлинители. Они наверняка смогут выдержать и стиральную машину и холодильник и утюг, даже одновременно включенные. Редко кому приходило в голову специально подключать акустику именно таким проводом. Хотя у многих — именно электрическим проводом и подключены колонки.
Сравнение акустического провода и электрического
Внешний вид и жесткость
И так, продолжим изучение и сравнение. Зачистим изоляцию и рассмотрим сами медные жилы.
Чисто визуально — они сразу имеют отличия. Первый образец на ощупь и на изгибание — очень мягкий, что у меня это вызывало некую осторожность и подозрения — «а он реально сможет выдержать те нагрузки, которые заявлены производителем?» Надеюсь, что да. Второй провод раза в три жестче на изгиб.
Чем это вызвано? Рассматривая жилы можно сразу заметить, что у второго провода (электрического) каждая жилка значительно толще, чем у аудиопровода (акустического). Это и является причиной такой «мягкости» на ощупь.
Второе, что придает гибкости акустическому проводу — отсутствие второй защитной оболочки. В электрическом проводе, каждая жила имеет свою изолирующую оболочку. Сверху провода покрыты общей (обычно белого цвета) оболочкой. Она достаточно толстая и изготовлена из ПВХ.
Акустические провода покрыты, мягким на ощупь, материалом на основе силикона (прозрачный). И отсутствие второй изолирующей оболочки позволяет получить «мягкий» провод для акустики.
Измерения
Сопротивление провода
Испытывали отрезки проводов по десять метров длинной. Разматываем провода по всей длине, чтобы не было ни каких «индуктивных наводок». Обычно, ни кто не подключает провода большой длинны к акустике. Отмеривается провода ровно столько, сколько нужно для удобного подключения акустики и не делается лишних скруток (в бухты).
Скручиваем с одной стороны зачищенные провода, а с другой подключаемся тестером для замера сопротивления. Физически, получается, что мы измеряем длину одной жилы длинной в 20 метров.
Замеряем акустический провод Oehlbach. На тестере показания — 0,2 Ома.
Подключаем к тестеру электрический провод. С одной стороны проводники зачищены и соединены, а с другой стороны провода — получаем показания. Тестер показывает — те же 0,2 Ома.
На этом и закончили измерения сопротивлений проводов. Ни какой разницы нет, потому переходим к следующим замерам.
Измерение проводов под нагрузкой
Для измерений используем осциллограф, генератор и резистивную нагрузку.
Первым возьмем для измерений акустический провод Oehlbach.
Подключаем акустический провод к усилителю. Другой конец провода подключен к резистивной нагрузке 4 Ома. Одним щупом подключаемся к выходу усилителя, а вторым к нагрузке.
На осциллографе будем наблюдать потери в нашем измеряемом кабеле. На сколько же будет падать напряжение на конце нашего провода?
1. Генератором подаем частоту 100 Герц на вход усилителя, и регулятором громкости добиваемся, чтобы на выходе усилителя получилась мощность в сто ватт.
При выходной мощности усилителя — 100 ватт, на его выходе, при нагрузке в 4 Ома, получается напряжение 20,1 Вольт. А на конце кабеля, в месте подключения нагрузки, получаем 19,6 Вольт. Иначе сказать, имеем потери напряжения в 0,5 Вольт на 10 метрах акустического кабеля.
2. Увеличим частоту и проведем замеры на 1000 Герц. Процесс — тот же самый. Но падение напряжения иное. На выходе усилителя, напряжение — 20,1 Вольт. На другом конце получаем практически те же — 19,7 Вольт.
Падение на 10 метрах провода — 0,4 Вольт.
3. Зададим частоту, почти по максимуму слышимого диапазона, в 16 кГц. Напряжение на выходе усилителя — 20,1 Вольт. На другом конце получаем практически те же — 19,0 Вольт. Итого, потери в проводе — 1,1 Вольт.
Все те же манипуляции проведем с обычным медным (электрическим) кабелем.
1. Задаем частоту в 100 Герц. На выходе усилителя — 20,3 Вольт. На другом конце получаем практически те же — 19,6 Вольт. Падение напряжения — 0,7 Вольт.
2. На частоте в 1000 Гц, на выходе усилителя имеем 20,1 Вольт. Замечательно. Но при замерах на нагрузке, получается нечто интересное! На второй точке замера обычного электрического кабеля мы имеем те же — 20,1 Вольт! Вот это номер!
3. Зададим частоту в 16000 Герц. Напряжение на выходе усилителя — 20,3 Вольт. На другом конце, через десять метров, — 19,4 Вольт, получаем потери в проводе — 0,9 Вольт.
Результаты измерений проводов Oehlbach и электрического
Было проведено ещё несколько «контрольных» замеров. Выведено среднее значение, но практически во всех измерениях, показания были похожи. Отличия были всего в пару десятых. Потому отобразим данные, для наглядности первых замеров.
Провод Oehlbach
Частота — 100 (Гц), падение напряжения — 0,5 (Вольт)
Частота — 1000 (Гц), падение напряжения — 0,1 (Вольт)
Частота — 16000 (Гц), падение напряжения — 1,1 (Вольт)
Электрический провод
Частота — 100 (Гц), падение напряжения — 0,7 (Вольт)
Частота — 1000 (Гц), падение напряжения — 0,0 (Вольт)
Частота — 16000 (Гц), падение напряжения — 0,9 (Вольт)
Выводы
- Провод электрический ПВС 2*2,5 мм2, средняя цена, на момент написания статьи, составляет от 35 до 50 рублей за один метр, не особо зависит от производителя. Это цена именно за провод, сечением 2,5 мм2. Повторюсь, что некоторые производители имеют неосторожность предлагать провод, предположим, 1,5 квадрата с маркировкой 2,0. Эти провода мы не берем в расчет.
- Провод акустический Oehlbach 2*2,5 мм2, стоит от 370 до 480 рублей за один метр. Можно купить и дороже, если провод уже обрезан, скажем по 3 метра, и на концах установлены какие либо разъемы. Можно найти и дешевле, если купить трёхсот метровую бухту, тогда один метр может стоить и от 270 рублей.
Конечно, если учитывать, что — «берешь больше, платишь меньше!», тогда можно найти и купить чуть дешевле и тот и другой провод. Но задача не в том, чтобы купить дешевле. Проблема в том, чтобы не купить очень дорого то, что можно заменить на более дешевый вариант, абсолютно без потери технических характеристик и качества звука.
Выражение — «скупой платит дважды!» — тут ни каким боком не подходит. Это лично моё мнение, потому как проведенные замеры убеждают в том, что и тот и другой провод выполняет свои технические задачи, которые мы от него и требовали.
Каким проводом удобнее подключать акустику? При подключении акустики и тот и другой провод одинаково удобен. Потому, все сводится к качеству звука, воспроизводимой нашей акустикой.
Немного про качество звука
Если принять во внимание выше проведенные процедуры и выводы, то замена дорогого провода на более дешевый, не создаст неудобства при прослушивании музыки. На слух, «в тёмную», никто не сможет заметить разницы, даже «прожженые меломаны». Не будет ни какой потери качества звука. Спорить можно уже начиная тут, как и в самом начале статьи.
О проводах компьютерных колонок. Как пример.
Рекомендую посмотреть, какие провода используются для подключения акустики, скажем в компьютерных колонках с деревянными корпусами. Сами колонки достаточно большие и играют громко и почти хорошо. Соответственно и провода должны быть достаточной толщины. А проверьте, какое сечение на ваших проводах. Вы увидите, что проводки там имеют сечение в лучшем случае — 0,3 мм2.
Это в идеале.
На самом деле, часто берешь за провод, тянешь на разрыв, а он просто рвется в руках как обычная нитка. Обычно, это черные провода с красной полоской. И о каком качестве или передаваемой мощности можно тут говорить?!
Какими проводами подключают акустику меломаны и аудиофилы?
Меломаны особо не озабочены брендом производителя проводов. Используют и электрические провода для подключения акустики сечением 0,5 мм2, и если мощный усилитель будет «раскачивать» большие колонки, то не долго думая поставят провод потолще — обычно это 1,5 мм2.
А вот аудиофилы начнут поднимать спор и доказывать, что — «не зря производители пришли к такому решению — производить акустические провода из «бескислородной меди»! Типа — «. Звук, при использовании акустического провода, из «бескислородной меди», становится более мягким, прозрачным и гораздо чище. «
Отчасти, они будут правы — совсем не зря начали производить такие провода! Ведь продавать можно гораздо дороже то, что стоит копейки! Стоит лишь поместить этот товар в красивую упаковку, расписать все плюсы огромным шрифтом.
А ещё, вспомните, когда проходите мимо витрины, а там огромными буквами написано — «скидка до 70%». Вы как это себе представляете? Это тотальная распродажа, или просто жест доброй воли — продать товар «в подарок»? Нет, всё не так. Это просто маркетинг. И этим всё сказано. Серьезная наука — продавать, и не все её понимают.
Так выходит и с нашими проводами.
Надеюсь, что кому то, эти измерения помогут задуматься и понять, что нет смысла платить больше, чем оно стоит на самом деле. Прошу оставить своё мнение в комментариях по поводу использования того или иного провода, который вы считаете лучшим, и по чему именно таким проводом лучше подключать акустику.
Будем рады вашему вниманию и комментариям.
Всего знать — не дано ни кому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.
Хотите поделиться своим опытом — напишите и мы обязательно примем меры к изучению вашего мнения и опыта. И вы сможете сделать это на нашем сайте!
Источник: dzen.ru
Чем акустический кабель отличается от обычного
При сборке акустической системы, практически у каждого возникает вопрос, какие кабеля следует использовать, чтобы приобретенные усилитель и акустика звучали наилучшим образом.
Вопрос выбора акустического кабеля много лет порождает огромное количество споров. Разброс цен невероятен – от обычных кабелей, продаваемых по копеечным ценам до кабелей класса Hi-End, стоимость которых может измеряться тысячами долларов за погонный метр.
Основные определения
Акустическим называют кабель, передающий сигнал из конечного усилителя непосредственно на акустическую систему, т.е. на динамик.
Задача акустического кабеля – передать сигнал от усилителя непосредственно к динамику предельно точно, без каких-либо искажений. В реальности, любой кабель оказывает влияние на передаваемый через него сигнал, и чем меньшее влияние он оказывает, тем изделие лучше. Также, для исключения искажений, акустический кабель должен защищать сигнал от шумов и помех, возникающих извне.
Какие характеристики наиболее важны для высококачественной передачи сигнала?
С технической точки зрения кабель можно охарактеризовать тремя физическими величинами:
- Сопротивление.
- Индуктивность.
- Емкость.
Материал и сопротивление. Сопротивление, пожалуй, самый важный параметр для передачи аудио сигнала. 99% акустических кабелей делают из меди, т.к. у этого металла самое маленькое удельное сопротивление – 0,0175 мкОм*м. Меньше только у серебра — 0,016 мкОм*м, однако стоимость акустического кабеля из этого металла в разы превышает стоимость медного.
Существует понятие бескислородной меди. Это чистая медь, изготовленная особым способом – процент содержания примесей в такой меди значительно меньше, чем в обычной, и показатель проводимости лучше – для лучшей марки М00 удельное сопротивление составляет 0,01707 мкОм*м. Именно такую медь применяют при производстве высококачественных акустических кабелей.
Скин-эффект, называемый также поверхностным эффектом, о котором очень много сказано, влияет на уровень сопротивления в кабеле. Обусловлен этот эффект тем, что ток при прохождении через проводник распределяется неоднородно, плотность тока у поверхности проводника больше, чем в его центре. Наиболее актуально влияние скин-эффекта для высоких частот, где плотность тока в центре проводника чрезвычайно мала, он весь распределяется по поверхностному слою, и как следствие – площадь используемого сечения уменьшается, а сопротивление возрастает. Однако, в конечном итоге, влияние поверхностного эффекта на качество звука для рядового пользователя вряд ли будет заметно.
Существуют кабеля с комбинированным применением нескольких металлов. Например, омедненный алюминий – когда алюминий покрыт слоем меди, или медный проводник покрыт серебром. Лучше такие кабеля, или нет – вопрос спорный, в большинстве случаев это лишь стремление производителя увеличить собственную прибыль, а не улучшить качество.
Длина кабеля. Правило, которое знакомо практически всем – чем меньше длина кабеля, тем лучше. При увеличении длины сопротивление кабеля растет, также увеличиваются шансы появления помех и шумов.
В случае, когда необходима большая длина кабеля, или если рядом находится большое количество источников наводок и помех, кабель экранируется – к диэлектрической оплетке добавляются слои оплеток из металла, которые уменьшают действие внешних факторов. Зачастую это критично для аудиосистем в автомобилях, а также для применения в звуковых студиях, где длина проводников может составлять 100 метров. В бытовых условиях в большинстве случаев достаточно и неэкранированного акустического кабеля.
Сечение кабеля и количество жил. Акустический кабель изготавливается, в основном, с сечением в диапазоне 2,5-4 кв. мм, не меньше. Это оптимальное сечение для передачи аудио сигнала. Акустический кабель всегда изготовлен из многожильного проводника. В отличие от обычного электрического кабеля в акустическом кабеле толщина сечения жил меньше, а их количество больше.
Индуктивность и емкость. В каждом кабеле при проходе через него электрического сигнала создается магнитное поле. При большом количестве параллельных проводников магнитное поле может оказывать существенное влияние на протекающий сигнал. Для уменьшения этого влияния проводники свивают между собой определенным образом. Также, для уменьшения влияния магнитного поля каждого проводника их экранируют нанесением слоя специального лака на каждую жилу.
Разъемы. Чаще всего источником плохого качества могут выступать разъемы акустического кабеля. Особенно это относится к продуктам китайской промышленности, в которых проводник внутри разъема не припаивается к клемме, а зажимается. Со временем поверхность проводника и клеммы окисляются, и в звуковом потоке появляется треск.
Выводы
Основная задача акустического кабеля – передать сигнал из усилителя в динамик без искажений. И особенности, отличающие акустический кабель от обычного есть. Для использования кабеля в качестве акустического он должен отвечать ряду физических характеристик. Предназначение диктует свои условия — нужен не просто качественный проводник, он должен быть определенного сечения, не менее 2,5-4 кв. мм, проводник должен быть многожильным, жилы должны быть свиты между собой определенным образом.
В отличие от обычного кабеля сечение жил акустического кабеля меньше, а их количество больше. В случае наличия на пути кабеля помех и шумов, может потребоваться его экранирование. Для акустической системы автомобиля или звукозаписывающей студии это едва ли не самый критичный момент.
Для кабеля, применяемого для передачи звукового сигнала критичной является длина, и если она велика, то качественные характеристики кабеля обретают более выраженный характер.
Применение высоких технологий в производстве акустических кабелей направлено на сохранение качества сигнала и уменьшение искажений и, безусловно, эти технологии уменьшают количество искажений. Однако, если акустический кабель по стоимости превышает обычный в десять раз, это не означает, что качество звучания будет в десять раз лучше. Следует помнить — высокая стоимость не всегда гарантирует высокое качество.
Разница в звучании с применением высокотехнологичных улучшений несоизмерима с разницей в цене кабеля. Для аудиосистемы базового уровня акустический кабель с ценой чуть выше средней заметно улучшит звучание по сравнению с низкокачественным китайским. Кабель же стоимостью свыше 150 долларов предназначен для энтузиастов, которые уже обзавелись усилителем и аудиосистемой соответствующего уровня.
Применение обычного кабеля в качестве акустического, не обладающего специфическими характеристиками вполне оправдано, если качество звучания не стоит как задача, а используемая аппаратура невысокого качества.
Источник: vchemraznica.ru