Двуликий алебастр: одно слово на два разных материала
Алебастр — одно слово, обозначающее два разных материала.
Первый, с которым мы чаще всего сталкиваемся — это минерал гипс (диаквасульфат кальция).
Второй — это карбонат кальция, а именно, минерал кальцит (карбонат кальция может встречаться в разных минералах). По большей части алебастром его называли в античности и сейчас так практически не называют, путаница возникает тогда, когда в музеях рассказывают про алебастровые сосуды саркофаги и так далее. Так вот, все эти алебастровые саркофаги и сосуды сделаны именно из кальцита.
Гипс и кальцит различаются по плотности, относительной твердости и по другим свойствам, так из кальцита можно даже делать стекла в окна, а гипс прозрачным не будет, но эти два минерала широко используются и в строительстве, и химических производствах, и в декоративном искусстве, и так далее.
В керамике используется именно гипс, а кальцит, насколько я знаю, нет, используются другие минералы карбоната кальция, мел, к примеру. Из гипса в керамическом производстве делают формы для отливки, который в отличие от кальцита очень гигроскопичный, благодаря чему и образуются стенки отливок на формах, также делают плиты для просушки глиняного теста, для раскатки и лепки. Для производства фарфоровых изделий, особенного массового гипс вообще не заменим, так как изготовление фарфора — это в большей части шликерное литье в гипсовые формы и предшествующие этому гипсомодельные работы.
Кто хочет от вас избавиться ️ Срочная информация #таро #бог #god #асс #магия #ancient #расклад
Подытоживая мы получаем следующее: сейчас под алебастром подразумевают почти всегда гипс, а кальцит так называют, в основном, в историческом контексте, при описании материальной культуры прошлого. Я, к примеру, первый раз с этим столкнулся в каирском музее, тогда подумал, что гид неправильно перевел на русский язык, но оказалось, что все-таки перевод был корректным. В лекциях по искуствоведению тоже часто называют кальцитовые изделия алебастровыми и почти всегда без уточнения.
Кулон с кальцитом
Светильник из кальцита двух цветов
Рыбка из кальцита
Камни духов — лабрадорит и гематит
Шар из розового кальцита
Многокусковая гипсовая форма с отливкой из беложгущегося шликера
Многокусковая гипсовая форма для изготовления кружки
Гипсовая статуэтка, 19 век из под облупившейся краски виден собственно гипс.
Гипсовые статуэтки, раскрашенный и не раскрашенный варианты
Тонированные гипсовые статуэтки. Неплохо исполненные, кстати.
Гипсовая статуэтка, отлитая в силиконовую форму
Гипсовые элементы декоративной лепнины
Гипсовые котики под занавес. Котики в интернетах залог успеха 🙂
Статья носит информативный, а не справочный характер, более подробную и точную информацию читайте в специализированных источниках. Для людей, кто в теме или около того, или просто интересно, думаю будет полезно изучить поглубже. Узнаете про виды гипса, гипсомоделирование, что такое «роза пустыни», в каких горных породах и каких минералах встречается карбонат кальция, чем мрамор отличается от травертина, и т.д., и т.п.
При копировании указывайте источник.
Источник: www.livemaster.ru
Алабастер камень магические свойства
ййййййййй
А вы умеете нападать? Научиться хотите?
Тогда вам сюда!
Набор на 11-й поток практикума, тыц!
И встречаем Коляду вместе! Записываемся здесь, тыц!
Онлайн гадания Бастилии
Алебастр
Первое новое сообщение • 1 сообщение • Страница 1 из 1
Алебастр
Алебастр
Название «алебастр» происходит от греческого слова alahastros, точное значение которого доподлинно не известно. Другие названия минерала и его разновидностей: римский жемчуг, олбастр, любастр, алабастр, алавастр. Вероятное название — от маленьких сосудов для благовоний (алебастров), которые в античной Греции вырезали из гипсовой породы.
Алебастр является разновидностью гипса. Окраска минерала чаще всего белая, но встречаются розовые и зеленоватые оттенки. Блеск — шелковистый.
Основные месторождения: США, Германия, Англия, Италия, Франция и др.
Физические свойства:
а) Твёрдость 2 — 2,2,
б) Плотность 2,30 — 2,33,
в) Непрозрачен, просвечивает по краям.
Особенности образования. Используется в художественной камнерезной промышленности
Лечебные свойства
В древности целители использовали алебастр для излечения заболеваний почек, печени, желудка, щитовидной и поджелудочной железы. В дошедших до нас рукописях сказано, что врач накладывал минерал на область пораженного болезнью органа, привязывал его к телу при помощи хлопчатобумажной или шерстяной ткани и рекомендовал носить камень до тех пор, пока болезнь не излечится. Древние знахари клали кусочки алебастра и в лекарственные напитки, так как считали, что камень усиливает целебные силы снадобья.
Магические свойства
В древности из алебастра часто делали фигурки богов, жертвенных животных, храмовые светильники, ритуальные чаши. В Древнем Египте в гробницу фараона помещали предметы из алебастра, имитирующие вещи, которые служили ему при жизни и были особенно дорога.
Считалось, что этот мягкий, хрупкий и послушный рукам художника камень — посланный богами людям пример того, как хрупка и уязвима человеческая жизнь. Вместе с тем алебастр ценился как сильный оберег от гнева сильных мира сего и немилости богов.
Поскольку алебастр очень непрочен, единственный вид украшения из него — это бусы. Носить их нужно людям, рожденным под знаками Воды и Воздуха. Людям же, родившимся под знаками Огня и Земли, он не принесет ни вреда, ни пользы — будет обычным украшением.
Талисманы и амулеты
В качестве талисмана алебастр помогает своему владельцу избежать недовольства начальства, подсказывает, как правильно поступить, отводит энергетический негатив извне. Не следует огорчаться, если изделие из алебастра разбилось или потерялось — это означает, что талисман отвел от владельца какую-то беду.
На границе Тувы и Монголии выделяется массив, вершина которого «Звездочка», сложенная разновидностью алебастра — агальматолитом — служит ориентиром для аэронавигации, а сама порода используется умельцами для резьбы — ее можно легко резать обыкновенным ножом в течении нескольких часов после извлечения на поверхность.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Поделиться в Facebook
- Поделиться в Twitter
- Поделиться в VK
- Поделиться в Google+
“Я с удовольствием расскажу все, что случилось со мной сегодня с утра”, — сказала неуверенно Алиса. — “А про вчера и рассказывать не буду, потому что тогда я была совсем другая” (с)
Источник: bastiliya.com
Алабастер камень магические свойства
К вопросу о сакральности египетского алебастра и символике этого материала в середине и конце правления XVIII династии
Звонков Олег Сергеевич,
аспирант Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова.
Научный руководитель – доцент, зав. кафедрой истории искусств, кандидат искусствоведения
К.Н. Гаврилин.
To the question of Egyptian alabaster`s sacrality and the symbolism of this material in the middle and the end of XVIII dynasty
Zvonkov O. S.
Статья посвящена рассмотрению дискуссионного вопроса о сакральности египетского алебастра, как одного из самых востребованных и важных материалов в искусстве, строительстве, создании предметов быта и ритуального инвентаря в Древнем Египте. В ней также затрагивается вопрос символики алебастра в середине и конце правления XVIII династии – времени, ознаменовавшемся становлением и крахом солнцепоклоннической идеологии.
Ключевые слова: египетский алебастр, кальцит, Новое Царство, XVIII династия, гробница Тутанхамона.
This article is devoted to the debating question of the Egyptian alabaster`s sacrality, as one of the most popular and important materials in art, construction, household items and ritual inventory in ancient Egypt. It also addresses the issue of the symbolism of alabaster in the middle and the end of XVIII dynasty — a time marked by the formation and collapse of Atenism.
Keywords: Egyptian alabaster, calcite, New Kingdom, XVIII Dynasty, the tomb of Tutankhamun.
Проблема сакральности алебастра в контексте изучения древнеегипетских материалов – их роли в искусстве, строительстве, создании предметов быта и ритуального инвентаря представляет большой исследовательский интерес.
Алебастр – один из наиболее востребованных материалов у египетских мастеров. Он использовался с глубокой древности, поскольку известны алебастровые изделия ещё додинастического периода. Сфера применения алебастра достаточно широка – от производства предметов быта (сосуды, вазы), ритуального инвентаря (канопы, саркофаги, ушебти, жертвенники), вплоть до облицовки стен, мощения полов во дворцах и храмах (в качестве примера можно указать Долинный храм Хафра в Гизе и Заупокойный храм Унаса в Саккаре), а иногда даже для изготовления статуй (например, голова Шепсескафа [1] , статуя Менкаура [2] , обнаруженный в 2011 году колосс Аменхотепа III из Ком-эль-Хеттан [3] , статуя Сети I [4] ). Правда, редкость больших статуй и, в целом, больших алебастровых произведений обусловлена, вероятно, сложностью добычи крупных блоков камня.
При этом, бесспорное первенство принадлежит алебастру в производстве ваз для мазей и притираний, а также предметов погребального инвентаря как царских, так и частных гробниц . В одной из гробниц времён I династии, датируемой правлением Аха, обнаружено 653 каменных сосуда, причём 90% выполнены из алебастра. В немного более поздней гробнице Хемака в Саккаре более половины из найденных там 384 каменных сосудов являются алебастровыми. Группа погребальных сосудов царицы Хетепхерес выполнена целиком из алебастра [5] . Но всё вышеперечисленное не может идти ни в какое сравнение с масштабом группы алебастровых сосудов, найденных в подземной галерее ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре, количество которых составляет около тридцати тысяч единиц [6] .
На данный момент пока не обнаружено источников непосредственно подтверждающих священное значение этого материала в Древнем Египте. В научной среде, особенно отечественной [7] , существует мнение о том, что алебастровые предметы имели, прежде всего, утилитарное значение – алебастр, как камень, хорошо сохраняет прохладу и с этой точки зрения удобен для хранения мазей и притираний. Вероятно, подобное устоявшееся суждение идёт от Плиния Старшего, который писал, что «мази и благовония, когда они смешаны с маслом, лучше держать в коробочках из алебастра, причём сохранность их тем лучше, чем толще коробочка» [8] .
Однако крупнейшие зарубежные исследователи, в особенности, посвятившие много лет изучению алебастра, не отрицая практическую ценность алебастра, тем не менее, склоняются к мнению, что он считался сакральным. Так Р. Эггебрехт, рассматривая алебастровую и диоритовую фигуры, найденные в мастабах Хотепа и Ихи близ пирамиды Тети в Саккаре, высказывает предположение, что в данном контексте светлый алебастр символизирует восходящее солнце, а тёмный диорит – ночное небо [9] . О сакральном цветовом значении алебастра пишут и другие египтологи. В частности, К. Спенс напоминает, что текстовые источники свидетельствуют только о трёх цветах строительного камня – чёрном, белом и красном [10] . В то время как чёрные камни, (например, базальт) ассоциируются с темнотой, загробным миром, а красные (кварцит, розовый гранит) — с опасностью, кровью, солнцем, камни белого цвета, в частности алебастр, отождествляются со светом и чистотой [11] . Поэтому красные камни (розовый гранит и кварцит) используются в Древнем Египте для оформления храмовых входов и ложных дверей, а алебастр – для мощения (в частности, пол долинного храма Хафра и погребального храма Сахура).
По мнению И. Шоу значение алебастра связано с чистотой, непорочностью и святостью, поэтому не случайно, что алебастр довольно часто избирается в качестве материала для религиозного и погребального инвентаря [12] . А.Х. Гардинер обращает внимание на частое употребление в погребальных надписях термина šs (например «тысяча šs»), причём имеются в виду не куски алебастра, а собственно ритуальные жертвенные сосуды различных форм [13] , например баст.
Существует также определённая связь между алебастром и беременностью, молоком. Известны небольшие сосуды, так называемые Gravidenflasche, вырезанные в образе беременных женщин, иногда одной рукой поглаживающих живот [14] . Возможно, данные сосуды имеют отношение к медицинским предписаниям из папируса Эберса [15] и предназначались для хранения мазей, стимулирующих выработку грудного молока [16] . В связи с этим стоит вспомнить также о ситулах, используемых в молочном ритуале [17] , в частности о многочисленных алебастровых ситулах из гробницы Тутанхамона. Вполне вероятно, что большое количество алебастровых сосудов в гробнице юного царя связано с идеей о рождении нового солнца, либо подразумевает обращение к богам о заступничестве с целью дарования династии наследника.
Стоит согласиться с мнением исследователей, выступающих за сакральность алебастра. С нашей точки зрения, этот красивый просвечивающий камень жёлтого или белого цвета символизирует божественность и возможно маат. В таком контексте он и употребляется, начиная с самых ранних эпох египетской истории. Однако в эпоху Нового Царства и амарнский период алебастр приобретает дополнительный смысл.
По мнению З. Хавасса алебастр имеет связь с богом Амоном-Ра и может ассоциироваться с фараоном в его ипостаси [18] , именно поэтому так много изделий из алебастра в гробнице Тутанхамона – царя, вернувшего могущество Фивам. Но это утверждение опровергается многочисленными фактами использования алебастра в Ахетатоне как в монументальном архитектуре, скульптуре для украшения дворцов [19] , так для производства жертвенных фигурок [20] и в прикладном искусстве [21] , что в принципе исключено, имей этот камень хоть какую-то связь с ненавистным Эхнатону божеством.
С нашей точки зрения, дело совсем в другом. Уже Аменхотеп II приказывает изготовить свой канопический ларец из алебастра. Его примеру следуют и преемники, хотя предшествующие цари Хатшепсут, Тутмос I и Тутмос III имели ларцы из солнечного кварцита [22] . Объяснять подобное усиление интереса к алебастру одной лишь утилитарной причиной, согласно которой он способствует лучшей сохранности содержимого, очевидно неверно. Данные качества материала известны с древности, однако, постоянного применения алебастровых ларцов для каноп в предшествующие времени Аменхотепа II эпохи, при всей приверженности традициям в Древнем Египте, не наблюдается.
Факт превращения алебастра в царский материал к середине правления XVIII династии очевиден. Это обусловлено тем, что со времени правления Аменхотепа II, уделявшего в противовес Фивам особое внимание Мемфису и Гелиополю, начинается процесс обожествления фигуры фараона, трансформация его в живого бога. В дальнейшем данный процесс приводит к радикальным реформам Эхнатона и периоду солнцепоклонничества, освободившему как колоссальную энергию созидания, так и разрушения. Но уже при Аменхотепе II фараону в новой ипостаси требуется материал, символизирующий его божественность. Таким материалом и становится алебастр, помимо своей утилитарной ценности и сакральной значимости идеально подходящий художественным вкусам и искусству конца XVIII династии.
1. Звонков О.С. Алебастровые предметы из гробницы Тутанхамона // Актуальные проблемы истории и теории искусства. Сборник научных статей. Спб, 2012. С. 18-24.
2. Резниченко А. Унесённые солнцем // Итоги №17 / 828 от 23.04.2012. С. 78-79.
3. Aufrere , S.H . L’Univers minéral dans la pensée égyptienne. Cairo, 1991
4. Brunner-Traut E. Gravidenflasche: das Salben des Mutterleibes // Archäologie und Altes Testament: Festschrift für Kurt Galling zum 8 Januar 1970. Tübingen, 1970. P. 35-48.
5. Deines H. von. Die Rezepte Eb 808 und 809 im Pap. Ebers, um gs.w bei einer Frau zu behanden // GM №19, 1976. P. 17-22.
6. Dodson A. The Canopic Equipment of the Kings Of Egypt. New York, 1994.
7. Eggebrecht A. Zur Bedeutung des Würfelhockers // Festgabe für Dr Walter Will. Cologne, Berlin, Bonn and Munich, 1966. P. 143-163.
8. Firth C.M. and Quibell J.E. The Step Pyramid I. London, 1935.
9. Freed R.E., Markowitz Y.J. and D`Auria S.H. Pharaohs of the Sun: Akhenaten, Nefertiti, Tutankhamen. Boston, 1999.
10. Hawass Z. Tutankhamun: The Treasures of the Tomb. London, 2007. P. 27.
11. In The Light Of Amarna. 100 Years Of The Nefertiti Discovery. Berlin, 2012. P. 210.
12. Shaw I. Hatnub: Quarring Travertine in Ancient Egypt. London, 2010.
13. Spence K. Red, white and black: colour in building stone in Ancient Egypt // CAJ №9/1, 1999. P. 114-117.
Поступила в редакцию 15.10.2014 г.
[2] Египетский музей в Каире, зал №41.
[3] Предполагается, что это северная статуя из пары колоссов, стоявших перед третьим пилоном. Находка получила мощный резонанс в прессе.
[4] Найдена в тайнике Карнакского храма. Каирский музей CG 42139.
[5] Гробница G 7000 x .
[6] Firth C.M. and Quibell J.E. The Step Pyramid I. London, 1935. P . 76-77.
[7] Резниченко А. Унесённые солнцем // Итоги №17 / 828 от 23.04.2012. С . 78-79.
[8] Plinius Secundus maior, C. Naturalis Historia,bk. 13, ch. 3. Веб –сайт: http :// www . perseus . tufts . edu / hopper / text ? doc = Perseus %3 Atext %3 A 1999.
02.0137%3Abook%3D3%3Achapter%3D3 last accessed on Nov. 17, 2012.
[9] Eggebrecht A. Zur Bedeutung des Würfelhockers // Festgabe für Dr Walter Will. Cologne, Berlin, Bonn and Munich, 1966. P. 143-163.
[10] Spence K. Red, white and black: colour in building stone in Ancient Egypt // CAJ №9/1, 1999. P. 114-117.
[11] Aufrere , S.H . L’Univers minéral dans la pensée égyptienne. Cairo, 1991 . P. 695-698.
[13] Shaw I. Hatnub: Quarrying Travertine in Ancient Egypt. London, 2010. P. 16.
[15] Papyrus Ebers, 808-809.
[16] Brunner-Traut E. Gravidenflasche: das Salben des Mutterleibes // Archäologie und Altes Testament: Festschrift für Kurt Galling zum 8 Januar 1970. Tübingen, 1970. P. 35-48. Deines H. von. Die Rezepte Eb 808 und 809 im Pap.
Ebers, um gs.w bei einer Frau zu behanden // GM №19, 1976. P. 17-22.
[17] Freed R.E., Markowitz Y.J. and D`Auria S.H. Pharaohs of the Sun: Akhenaten, Nefertiti, Tutankhamen. Boston, 1999. P. 282.
[18] Hawass Z. Tutankhamun: The Treasures of the Tomb. London , 2007. P . 27.
[19] К примеру, фрагмент рельефа с традиционным для Ахетатона изображением царской семьи, поклоняющеймя Атону (Музей Питри UC401) в издании In The Light Of Amarna . 100 Years Of The Nefertiti Discovery . Berlin , 2012. P . 210.
[20] Например, статуэтка царевны №17951 и статуэтка Эхнатона №21835 из Египетского музея в Берлине.
[21] Сосуд хес с изображением обнажённой девичьей фигурки из Музея Метрополитен №40.2.4. (происходит из погребального инвентаря Макетатон и предназначался для ритуальных возлияний), алебастровый сосуд E .652 из филадельфийского Музея археологии и антропологии, алебастровая баночка Кийи №20.2.11, таз из Музея искусств Цинциннати №1921.316 и т.д. Подробнее см. первую главу.
[22] Dodson A. Canopic Jars and Chests // The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, vol. I. Oxford, 2001. P. 233-234. См . также работу Dodson A. The Canopic Equipment of the Kings Of Egypt. New York , 1994.
[23] Каирский музей, CG24005.
[24] Захоронен к гробнице KV 36.
[25] Каирский музей, CG 51013.
[26] Shaw I. Hatnub: Quarring Travertine in Ancient Egypt. London, 2010. P . 17.
2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.
Источник: jurnal.org
Камень алебастр
По сути, алебастр — это название двух различных минералов: гипс или кальцит. Первый используется в современном строительстве, а вот второе пришло к нам из античности, когда из него изготавливали разные декоративные статуэтки, бюсты, скульптуры, посуду и прочее. Так что же такое алебастр и какие основные области его применения:
Описание
Чтобы понимать, что на самом деле представляет собой алебастр, необходимо рассмотреть обе разновидности: и гипс, и кальцит.
Гипс
Гипс представляет собой диаквасульфата кальция. Именно этот материал в виде сухой мелкозернистой смеси применяется в современной строительной промышленности. Он может выполнять самые разные функции:
- заделка швов, трещин, сколов;
- фиксация кабелей и проводов при электромонтажных работах;
- изготовление откосов;
- шпаклёвка поверхностей.
Так как гипс очень быстро затвердевает, в большинстве случаев его смешивают с цементом, чтобы получить прочный качественный материал для проведения строительных работ.
В чистом виде гипс очень мягкий. Даже после высыхания его очень легко можно поцарапать даже ногтем. При этом гипс абсолютно равнодушно относится к взаимодействию с соляной кислотой. Также алебастр в этом виде очень быстро разрушается под воздействием сухого и горячего воздуха. В таких условиях материал довольно быстро рассыпается.
Гипс не используется в ювелирной промышленности по причине отсутствия в нём эстетической привлекательности.
Кальцит
Кальцит в чистом виде представляет собой карбонат калия, и по своим характеристикам значительно отличается от алебастра-гипса. Он намного твёрже и если и пытаться его поцарапать, то только ножом или лезвием. Кроме того, кальцитовый алебастр очень бурно реагирует вскипанием на взаимодействие с соляной кислотой.
К разновидностям кальцита относят несколько камней, используемых в ювелирной промышленности. Это симбирцит и оникс — довольно-таки привлекательные и популярные поделочные самоцветы.
Помимо ювелирного мастерства, кальцит применяется в таких сферах:
- строительство;
- оптика;
- декоративное-прикладное искусство;
- химическое производство;
- наполнитель в различных системах.
Применение
Ещё с древних времён алебастр пользовался популярностью у людей за счёт своей эстетической привлекательности и лёгкости в обработке. Из него изготавливали скульптуры и посуду разного назначения, а прозрачный минерал, не окрашенный в какой-либо оттенок, использовали вместо стёкол для оконных проёмах, разрезав его на тонкие пластины. По сути, использование материала в строительстве появилось достаточно поздно, а в основном он предназначался именно для украшений и декоративных элементов.
Несмотря на то, что алебастр был найден очень давно, даже сейчас, при стремительном развитии науки и промышленности, равных материалов по прочности пока ещё не нашли.
Источник: kamenis.com