Аммонитяне, или сыны Аммона ( Быт. XIX, 38 ) – были потомками Бен-Амми, сына Лотова, по кровосмешении его со своей младшей дочерью. Он родился вблизи Сура, но потомство его распространилось к с. и занимало гористые страны Галаада, между потоками Арноном и Явоком.
Первоначально владения их граничили к с. потоком Явок, к з. Иорданом, к ю. Арноном и вдавались с восточной стороны в Аравию. Аморитяне, при своем царе Сигоне, изгнали аммонитян из плодороднейшей части их владений, лежавшей между двумя реками; но Моисей взял эту землю у аморитян и разделил оную между коленами Рувимовым и Гадовым. Вследствие того западной границей аммонитян сделался один из потоков р. Явок, при котором стоял их главный город Рабба, или Рабба-Аммон. Горы Галаадские составляли восточную границу земли Аммонитской, а страна Моавитская – южную.
Сыны Аммоновы предавались глубокому идолопоклонству ( Суд. X, 6 ). Главным идолом их был Молох, как полагают, одно и то же божество, что и Ваал. История их наполнена многими проявлениями гнева Божия, который они многократно навлекали на себя своим нечестием, хотя и были пощажены, по нарочитому повелению Божию, когда Израиль обошел страну их во время своего похода из Египта ( II Пар. XX, 10 , Втор. II, 19 ).
Аммонит. Что такое, кто такой? Рассказывает художница и натуралистка Мария Владимирова
Спустя 300 лет после сего царь аммонитский объявил войну израильтянам под тем предлогом, что они занимали страну его ( Суд. XI, 13 ). После кровавой битвы аммонитяне были разбиты с большой потерей. В начале царствования Саула ( I Цар.
XI, 1 ) аммонитяне под начальством Гааса, своего царя, осадили город Иавис-Галаадский и согласны были заключить союз с жителями оного только при таком условии, чтобы у каждого из жителей был выколот правый глаз. Израильтяне потребовали семь дней срока для ответа и к концу его собрали значительное войско из 33 тысяч для сражения с аммонитянами и так побили их наголову, что не осталось из них двоих вместе ( I Цар.
XI, 11 ). Через 50 или 60 лет после того умер один из царей аммонитских, и Давид, по-видимому обязанный некогда ему, отправил к его сыну и преемнику послов с изъявлением своего соболезнования. Это дружеское расположение, к сожалению, было встречено царем аммонитским враждебно; с посланниками Давида было поступлено грубо и оскорбительно. Ожидая, что Давид не преминет отомстить за оскорбление, они постарались запастись наемным войском из сирийцев. Давид, услышав об их враждебных замыслах, послал навстречу им Иоава с отборным войском израильским. Исход битвы был гибелен для аммонитян: они и их союзники были разбиты и бежали; Равва, столица, и прочие города их были разрушены израильтянами; венец царя их Давид взял и возложил на себя, народ же бывший во взятых городах вывели, клали под пилы, под железные молотилки, под железные топоры и бросали в обжигательные печи ( II Цар. XII, 29, 31 ).
Так поступил Давид, по словам свящ. историка, со всеми городами аммонитскими ( II Цар. XII, 29–31 ). В состоянии рабства они оставались до царствования Иосафата. В союзе с моавитянами и другими народами они объявили войну Иуде, но были поражены чудесным образом ( II Пар. XX ). После этого Иофам вступил с ними в войну, победил их и сделал своими данниками на несколько лет.
Кто такие Аммониты
Самый грозный суд Божий был произнесен над ними и их столицей за то именно, что они захватили и заняли часть земли Израильской ( Иер. XLIX, 1–6 ), и за то, что они надменно торжествовали и глумились над израильтянами во дни их плена ( Иез. XXV, 2–7 ). Все сии грозные предсказания исполнились над ними во всей точности и силе, как, несомненно, то подтверждают и светские историки. Они как народ скоро исчезли с лица земли, и Ориген, писатель III в., говорит, что в его время они были известны только под общим наименованием арабов.
На том месте, где находился их главный город, разбросано в настоящее время бедное селение Емман, в двенадцати милях к ю.-з. от нового города Исалт. Главный город их в настоящее время есть в собственном смысле стойло верблюдов ( Иез. XXV, 5 ) и место для лежания стад; вся страна их, прежде столь многолюдная и цветущая, теперь обращена в обширную пустыню, изредка усеянную только стадами бедуинов.
Читать далее
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Источник: azbyka.ru
Аммон и аммонитяне
Амон и амонитяне (Аммон, аммонитяне) — народ, произошедший от Лота, племянника праотца Авраама, и его младшей дочери, напоившей отца и произведшей от него потомство. Крайне низкие моральные качества этого народа (как и родственного ему Моава) обусловили запрет, данный Вс-вышним евреям — заповедь не вступать в брак с его представителями. Этот запрет, однако, относился только к мужчинам, но не к женщинам Амона.
Аммонитяне жили к востоку от реки Иордан, до пределов Аравии (на территории современной Иордании). Их столицей был город Рабба (Большая, Великая), или Раббат-Амон (сейчас Амман), во времена древней Греции и Рима называвшийся Филадельфией.
Оглавление
Происхождение аммонитян и территория их расселения [↑]
В Пятикнижии (Берешит, 19:30-38) сообщается, что, подвергнув уничтожению Сдом, Вс-вышний вывел из города Лота (племянника праотца Авраама) и его семью. Лот вместе с двумя дочерями поселился в пещере. Думая, что весь мир погиб, дочери решили произвести на свет потомство от своего отца.
Сначала старшая, напоив его вином, легла с ним, а на следующую ночь то же самое сделала младшая. «И зачали обе дочери Лота от своего отца. И родила старшая сына, и она нарекла ему имя Моав. Он отец Моава по сей день. И младшая тоже родила сына, и она нарекла ему имя Бен-Ами. Он отец сынов Амона по сей день» (Берешит, 19:36-38).
Оба имени указывали на происхождение этих народов: Моав означает «от отца», а Бен-Ами и Амон — «сын моего народа» («ам» — это «народ»).
Земли, на которых поселились потомки Амона и Моава, находились к востоку от реки Иордан и Мертвого (в Торе — «Соленого») моря; они граничили с Эрец Исраэль — Землей Израиля, которую Б-г обещал дать потомкам Авраама. Когда после сорокалетних странствий по пустыне евреи приблизились к этим местам, Вс-вышний запретил им занимать эти территории: «И приближаешься ты к сынам Амона. Не притесняй их и не вступи с ними в спор, ибо Я не дам от земли сынов Амона тебе во владение; ибо сынам Лота дал Я ее в наследие» (Дварим, 2:19). Причиной были заслуги Лота, который вместе с Авраамом оставил родину и пошел туда, куда приказал Вс-вышний (см. главу «Лех-леха» первой книги Пятикнижия Берешит).
Однако еще до прихода евреев владения аммонитян и моавитян были частично захвачены эморейцами во главе с царем Сихоном. Эти земли, с юга ограниченные впадающим в Мертвое море ручьем Арнон, а с севера притоком Иордана Ябок, евреи уже имели право и даже обязаны были завоевать, и после победы над эморейцами они были отданы двум коленам Израиля — Реувену и Гаду.
Почему были запрещены браки с аммонитянами и моавитянами? [↑]
Прародитель Амона и Моава — Лот — первоначально был праведным человеком, учившимся у Авраама. Но, поселившись в Сдоме, он начал свой нравственный спуск: так, сохранив воспринятое от Авраама стремление к гостеприимству, он предлагал напавшей на его дом толпе сдомитян вместо гостей, которых они требовали выдать, своих дочерей.
Его дочери спустились еще ниже, и само возникновение Амона и Моава было результатом разврата. Когда евреи, утомленные долгим переходом через пустыню, подошли к их владениям, они не только отказали в гостеприимстве, но и пытались, как могли, навредить еврейскому народу. Царь Моава Балак нанял специалиста по проклятиям — колдуна Бильама, а когда этот замысел не удался, моавитяне при поддержке аммонитян совращали евреев, послав к ним своих жен и дочерей (см. Бамидбар, гл.Балак). И все это несмотря на то, что самим своим существованием они были обязаны Аврааму: благодаря его заслугам Б-г спас Лота из горящего Сдома.
По этим причинам Вс-вышний запретил евреям вступать в брак с потомками Амона и Моава — точнее, с мужчинами из этих народов, даже если они приняли гиюр: «Не войдет аммонитянин и моавитянин в общину Ашема, и десятое поколение их не войдет в общину Ашема — навеки» (Дварим, 23:4). Однако этот запрет не относился к женщинам, т.к. женщины участвовали в совращении евреев не по своей инициативе, а подчиняясь своим мужьям и отцам (см. ком. Кли якар к главе Балак). Мудрецы также объясняют, что именно мужчины, а не женщины выходили в пустыне навстречу путникам, поэтому обвинение «не встретили они вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта» (Дварим, 23:5) не касается женщин, и им было позволено принимать гиюр и становиться женами евреев. (В настоящее время этот запрет не соблюдается, т.к. нет уверенности в том, что какой-либо конкретный человек является потомком Амона или Моава — см. от этомматериалы сайта).
Война Ифтаха с потомками Амона [↑]
На протяжении веков — от завоевания евреями Эрец Исраэль и вплоть до разрушения Второго Иерусалимского Храма римлянами — аммонитяне были врагами еврейского народа и неоднократно нападали на него.
В Книге Судей описываются эпизоды, когда евреи оставляли служение Б-гу и начинали поклоняться идолам, уподобляясь окружающим народам. За это Вс-вышний отдавал их в руки этих народов. Так, после смерти первого Судьи Отниэля бен Кназа (2556 г. / 1205 г. до н.э.), евреев на 18 лет подчинил моавитский царь Эглон, завоевавший в союзе с амонитянами и амалекитянами город Иерихон (Шофтим, 3:13-14).
А после смерти судьи Яира (2764 г. / 997 г. до н.э.) Вс-вышний отдал евреев «в руки плиштим (филистимлян) и сынов Амона», которые сначала подчинили Заиорданье (наделы колен Реувена, Гада и половины колена Менаше), а потом перешли Иордан и начали угрожать всей Земле Израиля (Шофтим, гл.10-11).
Войну против аммонитян возглавил Ифтах — полководец из колена Менаше, ставший впоследствии главой всего еврейского народа. Он сначала пытался договориться с аммонитянами, указывая на незаконность их притязаний — на то, что Заиорданье было отвоевано евреями не у них, а у эморейского царя Сихона (Шофтим, 11:12-27). Царь Амона не согласился с этим, и Ифтах пошел на него войной, в которой одержал блестящую победу.
Отношения с аммонитянами во времена Шауля и Давида [↑]
После победы Ифтаха аммонитяне долгое время не беспокоили евреев. Однако, непосредственно перед воцарением Шауля (2881 / 880 г.до н.э.) они вновь напали на заиорданские колена Израиля.
В книге пророка Шмуэля (Самуила) описано сражение войск Шауля с армией царя Амона Нахаша (слово «нахаш» на иврите означает «змей»), в котором Шауль разгромил аммонитян (Шмуэль 1, гл.11).
Этот же Нахаш, однако, помогал Давиду в период, когда тот скрывался от Шауля. Когда Нахаш умер, Давид, ставший к тому времени царем, послал своих людей к его сыну Хануну, чтобы выразить соболезнование. Но Ханун принял послов за шпионов и оскорбил их (обрил каждому половину бороды и обрезал их одежды), что стало причиной войны (см. Шмуэль 2, гл.10).
В результате военных действий, которыми руководил полководец Йоав, аммонитяне были покорены, а их столица Рабба осаждена и захвачена (см. Шмуэль, гл.11-13).
Чудесная победа царя Йеошафата [↑]
Еще одну победу — над объединенной армией Амона, Моава и амалекитян — одержал праведный царь Иудеи Йеошафат (годы правления: 3024-3047 гг. / 737-714 гг. до н.э.).
Он собрал народ и обратился за помощью к Б-гу: «Б-же наш! Суди их Ты, ибо нет в нас силы против сей великой рати, идущей на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе обращены наши очи» (Книга Хроник 2, 20:12).
Тогда Вс-вышний ответил через пророка: «…не бойтесь и не страшитесь …, ибо не ваша это война, а Б-жья… Не вам сражаться здесь — встаньте, стойте и смотрите на помощь Г-сподню вам, Йеуда и Йерушалаим! (Там же, 20:15,17).
Йеошафат поставил перед своей армией левитов, которые восхваляли Б-га. «И в то время, (как) они начали петь и славословить, Г-сподь поставил засаду (возбудил распри между) против сынов Аммона, Моава и (жителей) горы Сэйир, пришедших на Йеудею, и они были поражены» (Там же, 20:22). Так Вс-вышний совершил чудо для евреев: враги уничтожили друг друга собственными руками.
Убийство Гедалии и другие заговоры аммонитян против евреев [↑]
Аммонитяне не раз мстили евреям за одержанные победы.
Они поддерживали Ассирию, завоевавшую Северное Израильское царство и изгнавшую десять еврейских колен. В 3195 (566 г. до н.э.), когда были депортированы колена Реувена и Гада, аммонитяне заняли их территории.
Позднее, во время войны против Иудеи вавилонского императора Навухаднецара (Навуходоноссором), они радовались изгнанию евреев и разрушению Первого Иерусалимского Храма (3338 г. / 422 г. до н.э.) — как это описано у пророка Иехезкеля (Иехезкель, 25:1-10).
Пожалуй, одни м из самых вероломных замыслов аммонитян против евреев была организация убийства вавилонского наместника Гедалии бен Ахикама, поставленного Навухаднецаром во главе небольшой группы евреев, оставленных им в Иудее после ее завоевания (3339 г. / 422 г. до н.э.).
Царю Амона Баалису было крайне невыгодно восстановление Иудеи, и он вступил в сговор с Ишмаэлем бен Натанией — евреем из знатного рода, завидовавшим Гедалии.
Убив Гедалию, Ишмаэль бежал в Амон, а евреи в страхе перед расправой вавилонян ушли в Египет. Так был воплощен этот коварный замысел: еврейское поселение в Иудее прекратило свое существование (подробнее об этом см. материалы сайта). В память об этом печальном событии был установлен траурный Пост Гедальи.
Аммонитяне также препятствовали восстановлению Иерусалима в период возвращения евреев из вавилонского плена (3426-3438 гг. / 335-323 гг. до н.э), как это описано книге Нехемии (Нехемия, 4:1-10).
Несколькими столетиями позже, когда Иеуде Маккавею удалось победить греко-сирийцев, вернуть независимость Иудеи и снова освятить Второй Иерусалимский Храм (3622 г. / 139 г. до н.э.), аммонитяне от злобы убили живших среди них иудеев (1 книга Маккавеев, 5:6).
Исчезновение аммонитян как народа [↑]
В III в. до н.э., в результате завоеваний Александра Македонского, Амон стал провинцией Эллады. Его столица Рабба была превращена в греческую колонию Филадельфию, которая вошла в Декаполис — союз городов Южной Сирии, Изреэльской долины и Северного Заиорданья во главе с Дамаском.
В I в. до н.э. территория Амона стала римской провинцией Сирия, а в I в. н.э. — частью сформированной тогда провинции Аравия. Начиная с 3 в. н.э. аммонитяне постепенно исчезают с исторической арены, сливаясь с арабами.
В книге Иехезкеля, относящейся к периоду завоевания Земли Израиля Навухаднецаром, содержится пророчество о том, что аммонитяне, как народ, будут уничтожены в наказание за их радость по поводу разрушения Храма и изгнания евреев: «…за то, что говоришь ты “Ага!” о святилище Моем, потому что оно осквернено, и о земле Исраэля, потому что она опустошена, и о доме Йеуды, потому что пошли они в плен, — за это вот Я отдаю тебя сынам востока в наследие… и истреблю тебя из народов, и искореню тебя из стран; уничтожу тебя, и узнаешь, что Я — Г-сподь» (Иехезкель, 25:3-4,7).
Аммон — один из предков царя Машиаха [↑]
Несмотря на то, что Амон и Моав относились к самым грешным из всех народов мира, в них нашлись праведницы, не только принявшие еврейство, но и ставшие у истоков царской династии дома Давида, из которой в будущем произойдет царь Машиах. Это была моавитянка Рут, потомком которой был Давид, и жена царя Шломо (Соломона) аммонитянка Наама, мать Рехавама, правившего после Шломо (см. Млахим 1, 14:21; Книга Хроник 2, 12:13).
Это не случайно: Машиах придет для того, чтобы исправить мир, очистить его от грехов — начиная с греха Первого Человека, Адама. Поэтому он и ведет свое происхождение — отчасти — из самого низкого (в духовном отношении) источника, таким образом приводя весь мир к его исправлению.
- плашками по важности
- списком по разделу
Источник: toldot.com
Аммонитяне
Аммонитяне (Сыны Аммона, ивр. עַמּוֹן , ʻAmmôn — «Люди», «Народ»; араб. عمّون , ʻAmmūn) — древний семитский народ.
- 1 Общие сведения
- 2 История
- 3 Браки с евреями
- 4 Примечания
Общие сведения
Согласно явно враждебному утверждению Библии, аммонитяне происходили от Аммона, сына Лота от его собственной младшей дочери (названный матерью «Бен-Ами» /«сын моего народа»/), вступившей в сожительство с опьянённым отцом [1] .
В то же время, древние евреи признавали кровное родство с аммонитянами [2] .
Однако Второзаконие запрещает вводить аммонитян (как и моавитян) в «общество Господне».
Аммонитяне проживали между реками Арноном и Верхним Яббоком, на восточном берегу Иордана до пределов Аравии.
Язык аммонитян был похож на иврит.
История
После завоевания Ханаана евреи не сталкивались с аммонитянами, но раньше того ещё соседние амореи отняли у них часть их владений до реки Иавок, а евреи при Моисее, победив амореев, завладели и прежними аммонитскими городами, которые в числе других достались двум с половиною коленам Израиля. Это послужило причиной возникшей между аммонитянами и евреями вековой вражды и постоянных столкновений.
В битвах с евреями аммонитяне потерпели поражение. Их побеждали последовательно Иефай [3] , Саул [4] , Давид [5] , Иосафат [6] и Иоафам [7] .
В результате аммонитяне платили дань евреям, но окончательно не покорились и при удобных случаях прибегали к мести. Так, они помогали ассирийцам при разрушении Израильского царства в 720 г. до н. э. и вавилонянам при уничтожении Иудейского царства в 598 г. до н. э. [8] .
Когда Гедалия стал собирать вокруг себя остатки разгромленных евреев, царь аммонитян Ваалис подослал к нему убийц [9] и после его убийства скрыл их у себя [10] .
Впоследствии, аммонитяне были в числе враждебных евреям народов, противившихся реставрации Иерусалима в 585 г. до н. э. по возвращении евреев из Вавилонского пленения [11] .
Во времена Маккавейской войны аммонитяне сражались с евреями, но были разбиты Иудой Маккавеем [12] .
Имя аммонитян упоминается во II веке в Мишне и у Иустина Мученика в его «Dialogus cum Tryphone ludaeo», 272 год [13] ; затем имя аммонитян исчезает из истории и уже Ориген обозначает страну аммонитян названием Аравия.
Браки с евреями
Ещё во втором веке, представляли для фарисеев серьёзное затруднение вследствие значительного числа браков, заключённых евреями во времена Нехемии с аммонитянками и моавитянками [14] .
Когда Иуда Маккавей нанёс тяжкое поражение аммонитянам, еврейские воины, женатые на аммонитянках, а также их сыновья с мечом в руках потребовали, чтобы их признали евреями вопреки закону [15] , по которому «аммонитянин и моавитянин не могут войти в общину Господню». Этот и подобные инциденты отразились в талмудических сообщениях о том, что в дни царя Саула законность притязаний Давида на престол оспаривалась именно ввиду его происхождения от моавитянки Руфи; тогда Иетро из Иезрееля [16] , опоясавшись мечом, направился, подобно измаильтянину, в школьное здание Иессея и объявил, основываясь на авторитетном мнении пророка Самуила и его бет-дина (судебного присутствия), что закон, исключающий аммонитян и моавитян из еврейской общины, относится исключительно к мужчинам — так как они одни согрешили, не встретив евреев хлебом и водой, — а отнюдь не к женщинам этих племён [17] .
Эта история даёт представление о религиозно-правовых условиях жизни в доталмудическую эпоху, условиях, вызвавших следующее мишнаитское положение [18] : «Аммонитяне и моавитяне исключены из еврейского общества на все времена; женщины же их допускаются».
Тот факт, что сын царя Соломона, Рехабеам, родился от аммонитянки [19] , также затруднил мессианские притязания дома Давида; но это обстоятельство было принято за проявление небесного Промысла, отличившего «двух голубок», моавитянку Руфь и аммонитянку Наеми [20] .
Примечания
- ↑ Быт.19:30—38
- ↑ Быт., 19, 37
- ↑ Суд.11
- ↑ 1Цар.11
- ↑ 2Цар.10
- ↑ 2Пар.20
- ↑ 2Пар.27:5
- ↑ 4Цар.24:2
- ↑ Иер.40:14
- ↑ Иер.41:15
- ↑ Неем.4:7
- ↑ 1Мак.1:6
- ↑ «Разговор с Трифоном», глава 119
- ↑ Нехем., 13, 23
- ↑ Вт., 23, 4
- ↑ II кн. Сам., 17, 25; ср. I кн. Хрон., 2, 317
- ↑ Иеб., 76б, 77а; Ruth rab., II, 5
- ↑ Иеб.,VIII, 3
- ↑ I кн. Цар., 14, 21—31
- ↑ Баба Кама, 386
Источник: cyclowiki.org