Омофор — это греческое слово, обозначает “носимый на плечах”. Другие названия — нарамник (рамена — плечи), мафорий. В древности омофором называли большой платок, ниспадающий на плечи, и он был частью женской одежды. Сейчас омофор является частью богослужебного архиерейского облачения.
Существует два вида омофора:
- великий омофор — лента длиной около полутора метров (в зависимости от размера), достаточно широкая. Надевают, огибая шею, один конец заводят за спину, другой ложится на грудь, концы достигают почти до подола саккоса;
- малый омофор — оба конца ленты застегиваются на груди.
Омофор шьют из той же ткани, что и саккос, украшают изображениями крестов.
Отделка омофора похожа на отделку диаконского ораря: нашиты полосы из другой ткани по длинным сторонам, и по две параллельные полосы поперек у обоих концов.
Православный словарь. Омофор
Духовное значение
Значение омофора объясняет святитель Симеон, архиепископ Солунский: “Омофор означает вочеловечение нас ради и воплощение Слова, бывшее от Девы”. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую Господь взял на плечи, — то есть наше человеческое естество, сошел с неба, воплотился и, называемый агнцем, был принесен в жертву за наши грехи.
Омофор напоминает о том, что архиерей — это образ Иисуса Христа, и имеет такое же попечение о вверенной ему пастве, как и Господь. Архиерей должен во всем уподобится Господу — так же быть готовым положить жизнь свою за други своя, то есть за Церковь Христову, ревновать о проповеди Евангелия, бороться с ересями и расколами, вразумлять и исправлять грешников.
Во время службы
Большую часть литургии епископ совершает в малом омофоре, остальные богослужения — в великом.
Омофор выносится диаконом впереди торжественного строя церковнослужителей при чтении Евангелия и на Великом входе.
Омофор и митра — знаки первосвященства епископа, символ того, что архиерей возглавляет литургию, подобно тому, как Иисус Христос главенствовал на Тайной вечере. Во время чтения Евангелия сам Господь говорит с нами, поэтому архиерей снимает омофор.
Омофор Пресвятой Богородицы
14 октября Церковь празднует праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день святой Андрей Юродивый видел Царицу Небесную, которая со множеством святых посетила Влахернскую церковь.
Пречистая Дева сняла со своей головы омофор, и, покрыв им молящийся народ, молилась о спасении предстоящих в церкви. Омофор при этом источал сияние, и после явления все чувствовали благодатную силу, оставленную Богоматерью. После чудесного посещения войска противника отступили от города, и жители его были спасены. И поныне христиане в своих молитвах просят Владычицу Богородицу “Покрова твоего не отыми от нас”.
Источник: pravlife.ru
Омофор
Омофор — это часть богослужебного облачения архиерея. В переводе с греческого слово означает «носимый на плечах». Его также называют:
История омофора
Раньше нарамник обозначал большой платок, который носили на плечах женщины. Омофор Пресвятой Богородицы напоминает нам о чуде, когда Матерь Божия в 910 году покрыла Своим нарамником город Константинополь, защищая его от варварского разорения и нападения врагов. Свидетели чуда утверждали, что омофор источал сияние.
Облачение Богоматери находилось ранее во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. На иконах можно было видеть багряное полотно, допускался также пурпурный цвет (пурпур – знак патрицианства) с тремя восьмиконечними звездами – одна на челе, две на плечах, это символы Вечного Девства Богоматери.
Во Влахернском храме произошло еще одно чудо, связанное с мафорием.
Как-то ночью стоявшие там Андрей Юродивый и его духовный ученик Епифаний удостоились чудесного видения. Невидимая для остальных, явилась им «величественная Жена, идущая от царских врат со страшною свитою, из которой честный Предтеча и Сын Грома [апостол Иоанн Богослов] поддерживали Ее своими руками… Преклонив колени, Она долго молилась, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо. …По окончании молитвы сняла с Себя наподобие молнии блиставшее покрывало (maphorion), которое носила на пречистой главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудесные эти мужи (Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на это распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там».
Виды омофоров
Сейчас в богослужебном облачении существует два вида мафориев:
- великий омофор: широкая длинная лента (примерно 1,5 метра). Такой омофор надевают, огибая шею, один конец заводят за спину, другой ложится на грудь, концы достигают почти до подола саккоса (длинной рубахи с широкими рукавами). В великом омофоре совершаются все богослужения, кроме Литургии;
- малый омофор: лента меньшего размера, концы которой застегиваются на груди пуговицами или сшиваются. В нем совершается Литургия.
Мафории украшают изображениями крестов и отделаны параллельными полосами по краям.
Символ
- Омофор символизирует суть архиерейского служения. Архиерей ведет свою паству, как Иисус ведет грешного человека к Спасению и вечной жизни, берет на себя иго Христово. Cвятитель Симеон Солунский говорил, что мафорий «изображает заблудшее овча, которое взял Спаситель на рамена Свои».
- Нарамник также символизирует благодать, которой одарен священнослужитель.
- Священническое облачение
- Что означает облачение Патриарха
Поскольку вы здесь.
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Источник: www.pravmir.ru
Омофор
Покров Пресвятой Богородицы
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ныне святая Церковь особо чествует Матерь Божию, Которая в 910 году покрыла Своим омофором город Константинополь, защищая его от варварского разорения, и тем самым показала, что непрестанно молится за весь христианский род.
Свидетелями данного чуда были всего два человека: юродивый Андрей и его ученик Епифаний. Видимо, авторитет святого Андрея был настолько велик, что Церковь доверилась его свидетельству и установила праздник в память об этом событии. Юродивый Андрей видел, как Богородица появилась во Влахернском храме во время всенощного бдения.
Ее сопровождали Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, а многие святые в белых одеждах пели при этом духовные песнопения. Остановившись вблизи амвона, перед алтарем, Она сняла со Своей головы сияющий, как лучезарное светило, платок и простерла его над головами молящихся в храме людей. Омофор Пречистой был знаком с небес, что молитва верных услышана: иноземные захватчики не одолеют стен города, граждане могут спокойно растить детей, строить дома, садить деревья.
Греческое слово «омофор» означает «носимый на плечах». По всей видимости, в древности омофором назывался широкий платок, который свободно спускался на плечи. Если присмотреться к византийским фрескам, то можно заметить, что такое покрывало раньше было типичным элементом женской одежды. На иконах Божией Матери платок фиолетового цвета покрывает не только Ее голову и руки, но и спину вплоть до лодыжек.
Сегодня мы называем омофором один из элементов богослужебного облачения епископа. Это длинная широкая лента, которая ложится на плечи вокруг шеи. Великий омофор – это лента, которая одним концом спускается на грудь, а другим – на спину. Малый омофор несколько короче, оба его конца ложатся на грудь архиерея.
На омофор нашиты кресты, это символически показывает, что епископ продолжает служение Иисуса Христа. Епископ призван заботиться о своей пастве, как указал Спаситель в притче о Добром Пастыре. По словам святителя Симеона Солунского, омофор «изображает заблудшее овча, которое взял Спаситель на рамена Свои».
Омофор является самым древним элементом архиерейского облачения. Он в чем-то похож на диаконский орарь или священническую епитрахиль. Все эти элементы богослужебной одежды – омофор, епитрахиль и орарь – имеют вид широкой ленты, длинного полотна, которое возлагается на плечи духовенства.
Это выделяет священнослужителей из общего ряда членов Церкви, указывая на их призвание взять на себя иго Христово (см.: Мф. 11: 29), взять на себя право и обязанность заботиться о пастве вплоть до своей личной Голгофы. В то же время широкая лента на плечах – это и символ благодати, которая дается духовенству для служения. Когда епископ или священник покрывает главу человека святым полотном – епитрахилью, Бог дарует кающемуся человеку прощение.
Зачастую это прощение грехов от Бога оказывается для самого человека незаметным. Мы потому и называем это действие Таинством, поскольку не замечаем и не особо чувствуем приход Божией благодати, которая делает наши души чище и защищает от видимых и невидимых врагов. Мы видим, как священник простирает над главой епитрахиль, но мы не видим тот нетварный свет, которым Бог просвещает наши души.
Тот Покров, который простерла Божия Матерь над главами молящихся в константинопольском храме тысячу лет назад, имеет много общего с тем покровом, который простирает над главою кающегося за каждой исповедью священник или епископ. Покров Божией Матери был символом прощения от Бога: опасность миновала, враг уходит, живите счастливо и долго на земле. Покров священника тоже является символом прощения: Бог не поставит тебе в вину твои грехи, если ты не будешь их повторять, иди свободным и продолжай свой жизненный путь. Чудо Покрова Божией Матери, когда от Ее омофора исходил свет светлее солнца, явственно увидели всего два человека. Так и способность увидеть чудо схождения благодати на главу кающегося человека после каждой исповеди тоже является уделом лишь избранных.