В прошлой статье мы познакомились с создателями ампира как концептуально нового стиля – Франсуа Фонтеном и Шарлем Персье. Здесь речь пойдет о тех мастерах, которые воплотили идеи Фонтена и Персье, и имена которых остались в истории синонимами ампира.
Художник Жан-Луи Давид
Жан-Луи Давид. Автопортрет. 1794 Холст, масло. 81 × 64 см Лувр, Париж
Давид стоит сразу за Фонтеном и Персье как одна из главных фигур нового стиля. Прославившийся, как художник, воспевающий идеалы революции и республики, Жан-Луи Давид стремительно вознесся на вершины славы как придворный художник императора Наполеона.
Жак-Луи Давид. Бонапарт на перевале Сен-Бернар. 1801 год
Жак-Луи Давид. Коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины. 1805 год
Портрет Наполеона в императорском одеянии.
1805 год
Но далеко не только и даже не столько картинами, прославляющими Наполеона, значим Жан-Луи Давид для стиля ампир.
Как писал в своей книге «Стили в искусстве» Виктор Георгиевич Власов, «Никогда еще не была столь велика роль одного художника, причем не архитектора или декоратора, а живописца, в создании стиля жизни целой исторической эпохи».
АМПИР
Давайте посмотрим на одну из самых известных картина Давида «Портрет мадам Рекамье» 1800 года. На нем мы видим знаменитую светскую львицу того периода, хозяйку знаменитого салона Жюли Рекамье.
Она полулежит на кушетке, в легкой светлой тунике, босиком, ее волосы перехвачены лентой, а несколько локонов спадают на лоб.
Казалось бы, портрет и портрет. Мало ли у светских лиц портретов.
Жан-Луи Давид не просто написал портрет знаменитой красавицы.
Сначала он нарисовал кушетку, вдохновляясь находками при раскопках Геркуланум и Помпей.
По этому рисунку мебельщик Жакоб ее изготовил.
Потом художник придумал весь образ для мадам Рекамье, следуя античной моде.
А потом уже написал портрет.
Таким образом, Давид диктовал обществу моду на одежду, мебель и общий, как сказала бы современная молодежь, вайб.
Даже отсутствие заднего фона задает определенный тон, как бы обрамляя главную фигуру – саму мадам Рекамье и ее кушетку.
Причем с точки зрения моды я даже не знаю, что значимее – мадам или ее кушетка. Ведь в анналах истории имя мадам осталось только в синтезе с той самой кушеткой, которую стали называть ее именем – кушеткой рекамье.
На похожей кушетке Антонио Канова изобразил сестру Наполеона Полину Бонапарт в образе Венеры-Победительницы.
И если уж я упомянула Полину Бонапарт, в замужестве княгиню Боргезе, то не могу не сказать, что эта блистательная и скандальная красавица была одной из главных законодательниц ампирной моды в одежде, решительно внедряя в жизнь ее самые смелые проявления – глубочайшее декольте с открытыми плечами, тончайшую ткань, больше обнажающую, чем скрывающую очертания тела и использование мокрых туник, чтобы все выглядело еще более откровенно. Шокированные возгласы в бальном зале ее только забавляли. Впрочем, совсем скоро, те, кто раньше был шокирован настолько иной модой, с энтузиазмом внедряли ее в свой собственный гардероб.
АМПИР — что это такое? значение и описание
Более подробно о моде эпохи ампира вы можете прочитать на прекрасном канале «Модная лавка 19 века».
Источник: dzen.ru
Французское ампирное серебро начала XIX века
В начале XIX века наблюдается необычайный расцвет прикладного искусства во Франции, связанный с роскошью наполеоновского двора. Ювелиры Парижа получают массу заказов от самого императора. В музее хранятся произведения Жана Батиста Клода Одио, чьи работы украшали дворцы Наполеона I. Изделия этого мастера весьма ценились в России и покупались в большом количестве. Сервизы, вазы, суповые чаши Одио имеются в собраниях Государственного Эрмитажа и Оружейной палаты. Мастер работал в стиле ампир (империи), для которого характерно сплошное золочение, безупречно отполированная поверхность и матовый накладной орнамент из античных фигур, ваз, венков и лир.
Чайно-кофейный сервиз в стиле ампир.
Франция, Париж, начало XIX века. Мануфактура Денюэль и Неппель.
Ваза графа М.С.Воронцова.
Франция, Париж, начало XIX века.
Мастер М.Г.Бьенне. Серебро,
В витрине находится чайный сервиз на две персоны 1825 года работы Одно и Нодена. В сервиз входят чашки, молочник и два чайника с перламутровыми ручками. Чашки и блюдца сделаны из фарфора, хотя блеск позолоты создает впечатление, будто они сделаны из металла. В стиле ампир работал и выдающийся мастер чеканки Мартин Гильом Бьенне. Витрину украшает серебряная золоченая ваза его работы.
Она была подарена городским магистратом командующему русским корпусом в Париже графу М.С.Воронцову в 1819 году.
Ваза выполнена в форме античного кратера, ее украшают композиция из оружия, доспехов, крылатых женских фигур, олицетворяющих победу, а также чеканный герб рода Воронцовых.
Источник: armoryhall.ru
Солонки парные «Ампирные»
Серебро 84*. Клеймо пробирного мастера «А.Д 1861», герб Житомира, клеймо мастера «ШЛ1»
в корзину
Быстрый заказ
Характеристики
- Возраст 1861 гг.
- Страна Российская империя
- Стиль Ампир
- Материал Серебро
- Размеры (ДxШxВ) 13 x 4.7 x 4 см
- Вес 212 г
- Посуда » Предметы интерьера и обихода » Предметы для сервировки
При заказе возможно оформить подарочную упаковку и сертификат!
Найти похожие : серебро русское, серебро 84 пробы, солонкаазочка,
Справочник
Стиль Ампир завершает развитие классицизма, это направление в декоративном искусстве и архитектуре первых тридцати лет XIX века. Буквально, ампир (empire) переводится с французского как империя. Богатый декор, включавший в себя орнамент и военные эмблемы, нарочито подчеркнутые массивные монументальные формы. Ампир опирается на наследие императорского Рима, архаики Древней Греции и Древнего Египта – воплощению идей воинской силы, славы и государственной мощи.
Ампир как стиль сложился во времена правления Наполеона I. Перед мастерами ставились задачи прославления успехов государственного уклада, чему успешно служила мемориальная архитектура, включая триумфальные арки и памятные колонны. Более всего ампир развивался в сферах скульптуры и архитектуры, но были проявления в графике и в живописи. Появившись во Франции, во времена Бонапарта, ампир появлялся и во всех городах и странах, в которые Бонапарт наведывался с войсками. Занимательный факт, что стиль ампир не прижился практически нигде, кроме Российской Империи периода Александра I, что вполне объяснимо тягой элитных слоев общества того времени ко всему французскому. Со временем ампир был забыт, как воплощение всего имперского, но смог переродиться и снова вернуться при Сталине в 40 – х годах.
Ампир вызывающе параден, величествен, имеет отсылки к военной символике, символам государственной власти (в том числе и к гербам) – всему тому, чем можно сакцентировать силу государственной власти. В сравнении с классицизмом, в котором основной идеей было превозношение сильной личности, человеческих достоинств, то ампир подчеркивал и утверждал власть конкретного императора либо вождя.
Среди типичных сюжетных линий ампира: боевые сражения, портреты правленцев в парадном обмундировании на боевом коне либо во время парадных действий.
Появившийся позднее, Сталинский ампир, являлся главным направлением в архитектуре и декоре после Победы в Wow до середины 50-х годов. Известный классический пример – это московские сталинские высотки и здание кинотеатра «Дружба» в Киеве – очень монументальное, величественное, массивное, и, что самое главное, со звездой на макушке. Интерьер таких зданий, как правило, включал красивую массивную резную мебель, бронзу, а также высоченные потолки с лепниной – симбиоз Римской Империи и СССР.
Источник: www.antiquariat.ru