Скульптура [от лат. skulpo – вырезаю, высекаю] – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются их твердых или пластичных материалов.
Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений.
Скульптура проявляет определенную близость к архитектуре: она также имеет дело с пространством и объемом, подчиняется законам тектоники и материальна по своей природе. Но в отличие от архитектуры она не функциональна, а изобразительна. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность.
Лаконичность скульптуры связана с тем фактом, что она практически лишена сюжетности и повествовательности. Поэтому ее можно назвать выразителем отвлеченного в конкретном. Легкость восприятия скульптуры — только кажущаяся. Скульптура символична, условна и художественна, а значит сложна и глубинна для восприятия.
39. Трефот (Амулеты Талисманы из Коллекции Александера TOTEM)
Мир скульптуры представлен большим разнообразием видов и жанров.
— мелкая пластика [резьба по кости; фигурки из разных материалов, амулеты и талисманы; медали и т.д.];
— скульптура малых форм [статуэтки до полуметра жанровой тематики];
— станковая скульптура [статуя, предназначенная для кругового обозрения];
— монументально-декоративная скульптура [рельефы, фризы на стенах, статуи на фронтонах
— монументальная [надгробия, монументы, памятники].
— Самый популярный жанр в скульптуре – портрет. Формы портрета в истории были разнообразными: маски мумий, герма [четырехгранный столб с портретной головой] у греков, римский бюст. Портрет стал разделяться по назначению: парадный и камерный.
— Анималистический жанр развивается в скульптуре еще раньше, чем портрет. Но настоящее развитие он получает с крушением антропоцентрических представлений о мире и осознании человеком единой материальности мира.
— Особое место в скульптуре получает жанр фрагмента – отдельных частей тела человека. Скульптурный фрагмент возникает на основе коллекционирования фрагментов античных статуй и развивается как самостоятельное явление, обладающее новыми художественно-эстетическими возможностями для выражения содержания, в котором нет заданного сюжета, а есть только пластический мотив.
— Исторический жанр связан с отражением конкретных исторических событий и рассказом об их участниках. Чаще всего этот жанр реализует себя в монументальных формах.
4. Педагогические рекомендации по обучению детей конструированию из природного материала.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) — пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.
Властелин колец Торсунов. Амулеты, талисманы, обереги
Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.
Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д.
Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.
Изготовление игрушек из природного материала лучше всего проводить в весенне-летний период. Ребята вместе с воспитателем, родителями на даче, в лесу собирают шишки, желуди, сухие семена. Воспитателю необходимо показать детям процесс изготовления и скрепления частей: как соединить между собой желуди, как прочно установить скорлупу ореха на пластилиновой пластинке и т. д. Постепенно дети тоже активно включаются в работу: подбирают материал, скрепляют части, а потом и сами делают игрушки. Воспитатель показывает, как придать игрушке большую выразительность, и тем самым активизирует воображение детей.
Можно предложить детям выполнить из природного материала (из шишек сосны, каштана, желудей) сказочные образы. В летний период это лучше делать на воздухе.
Желательно, чтобы поделки нашли применение в игре, в быту (как украшение, как предмет для подарка и т. д.).
На занятиях конструированием из строительного материала продолжают работу по обучению детей некоторым техническим навыкам: соединять несколько плоскостей в одну большую, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, цилиндры, подготавливая основу для перекрытий, делать постройки прочными.
Ребята должны хорошо освоить все детали наборов и пользоваться правильными названиями: длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная, треугольная пластина, большой (маленький) куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться в форме сторон деталей: у куба стороны квадратные, у бруска боковые стороны прямоугольные, торцовые — квадратные и т. д.
Источник: studfile.net
Скульптуры: жанры и виды
Пожалуй, скульптура — самое древнее изобразительное искусство. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира с давних времён. У скульптуры есть свои особенности, благодаря которым она популярна по сей день. Например, барельефы.
Вид скульптуры, которая обозрима со всех сторон, называется круглой скульптурой (статуя или композиция). Трёхмерный объём скульптуры — очень важен. Таким образом, обходя работу, создаётся максимально чёткое представление о задумке автора. А сам образ по-разному воспринимается с разных точек зрения и рождаются новые впечатления. Это также достигается за счёт переходов света и тени.
Рельефом называется вид скульптуры, в котором фигуры и предметы на плоскости выступают из неё. Фоном рельефа могут служить выступающие изображения (пейзажи, архитектура). Рельефные изображения не могут выглядеть объёмно. Мастера рельефа часто используют средства и возможности сопутствующих искусств (живопись и графика). Часто при создании рельефов используется цвет.
Родин у рельефа несколько: Древний Египет, Ассирия. Развитие подхватили Древняя Греция и Древний Рим. У рельефа есть `младшие братья`. Барельеф — разновидность выпуклого рельефа. В нём изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема.
Барельефы украшают стены многих зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи. Горельеф — высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объёма. Это больше всего походит на круглую скульптуру. Был наиболее распространён в искусстве Древнего Востока. Сегодня используется как часть архитектурного декора.
Станковая скульптура — род скульптуры самостоятельного значения. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры. Станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением и архитектурой. Обычный размер станковой скульптуры — приближенный к натуральной величине.
В станковой скульптуре часто используются метафоры и символы. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф).
К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Монументальная скульптура всегда имела культовое, мемориальное назначение.
В городской или природной среде, она создаёт некий архитектурный ансамбль и органично входит в естественный ландшафт. Монументальные скульптуры рассчитаны на восприятие с больших расстояний Поэтому выполняется она из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь). Устанавливаются монументы на больших открытых пространствах.
Большое значение придаётся активному силуэту и обобщённой трактовке объёмов. Монументально-декоративная скульптура — своеобразный подвид. Она касается оформления фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков.
Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм — самый популярный вид скульптуры. Она родилась ещё на заре человечества, её находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожжённой глины, резьба по дереву, кости, обработанные камни.
В принципе, это всё — небольшие произведения жанрово-бытовой тематики, статуэтки, декоративные медальоны, памятные медали, глиптику и прочее. Они изготавливаются в большом количестве и рассчитаны на широкое распространение. К мелкой пластике также относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ, фарфоровые статуэтки. В мелкой пластике часто употребляют такой термин как `глиптика` (греч. glyptike, от glypho — вырезаю) — искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на стекле и слоновой кости. Резные камни служили амулетами, печатями и украшениями.
Основные жанры скульптуры: портрет, бытовая скульптура, тематическая композиция анималистический жанр.
Портрет — изображение человека или группы людей. Обязательное условие выполнения портрета — давать зрителю представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. В скульптуре портрет подразделяется на такие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Скульптурные портреты создаются при наличии модели. Чем-то похоже на рисунки с натуры.
Бытовой жанр представляет людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает малых или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы близки народному искусству.
Произведения искусства, имеющие отношение к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура показывается крупным планом. Это значительное произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя. Если композиция многофигурная, то крайне важно построить группу в согласовании со всеми фигурами. При этом роль каждой фигуры должна выделяться.
Анималистический жанр скульптуры посвящён изображению животных. Как правило, анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Такие скульптуры часто можно встретить в парках и садах.
Источник: goodcoins.su
Пластика и ваяние (материалы скульптуры).
Материалы скульптуры: Деревом, как материалом для скульптур, пользовались ещё в глубокой древности; но деревянная скульптура особенно уважалась в Средние века и в начальную пору эпохи Возрождения в Германии, наделяя храмы раскрашенными и раззолоченными статуями святых, затейливыми алтарными украшениями, фигурными жюбé, кафедрами и сидениями для хоров. Для таких поделок служит преимущественно мягкое, легко поддающееся резцу липовое или буковое дерево, при их использовании линии получаются более плавными.
Камень ранее был достаточно распространенным материалом для изготовления скульптуры. Сегодня он пользуется не столь большой популярностью из-за высокой цены и сложности работы. Так же как и дерево, разные породы камня имеют разные свойства – структуру, текстуру, пластичность и пр. Мрамор, к примеру, очень красивый и мягкий камень.
Только что добытый мрамор можно резать ножом, поэтому скульптуры из этого материала так хорошо передают тонкие особенности человеческого тела. В то же время мрамор очень прихотлив к внешним воздействиям. Благодаря пористой структуре он, как губка, впитывает влагу, из-за чего меняет цвет.
Чтобы избежать этого мраморные садовые скульптуры накрывают чехлами, а уже влагу «вытягивают» с помощью специальных средств. Гранит — более выносливый камень, но не такой пластичный, как мрамор. Зато более долговечный и крепкий. Работа с гранитом строится преимущественно на прямых линиях и правильных геометрических формах, так как плавность линий плохо передается плотной структурой камня. Но в руках мастера даже из бездушного грубого камня вырастают и распускаются живые цветы.
Самый простой в работе для скульптора металл. Для того, чтобы отлить скульптуру, нужен ее точный макет, сделанный из пластилина, глины или гипса. Если скульптура большая, макет может быть выполненв меньшем размере.Метал, как и стекло, очень пластичный и стойкий к механическим повреждениям.
В зависимости от типа выбранного металла его можно окислить или покрыть специальным напылением. Для большей выносливости методом гальванопластики тонким слоем металла покрывают даже бетонные скульптуры. Скульптуру из металла можно отливать частями и собирать на месте. Пустотелую металлическую скульптуру можно прикрепить к стене или потолку, украсить ею легкие архитектурные конструкции. Преимущество металла – его способность передавать легкость движений и разнообразие форм.
Мягкие материалы: Глина считается более мягки и пластичным материалом, чем пластилин. Из глины, как и из гипса можно сразу сделать готовую скульптуру, которая высохнувбудетрадовать Ваш взгляд. Этот материал способен передать малейшие эмоции и легкие движения, а плавные линии позволяют остановить мгновенье.
Кроме того в глину можно добавить краситель или нанести краски поверх уже готовой высушенной скульптуры. Ее такжеможно покрыть слоем лака, чтобы уберечь от внешнего воздействия. Глина и гипс подойдут в качестве материалов для относительно небольших скульптур. Плюсом работы с этими материалами является то, что конечный результат виден в процессе изготовления скульптуры.
Пластик сегодня – самый распространенный материл для скульптуры. Работать с ним легко и быстро. Он принимает практически любые формы. И хотя мелкие морщинки на лице пластиковой скульптуры сделать довольно сложно, выносливость и практичность данного материала делают его универсальным для практически любого помещения.
Пластик – легкий материал, поэтому скульптура из него может легко крепиться где угодно: от стен и потолка внутри помещения до фасада снаружи. Он может иметь самые различные цвета и оттенки, пропускать сквозь себя свет. Работу с пластиком облегчают современные технологии – плоттеры и 3D-принтеры. Но сделанную мастером скульптуру отличает ее наполненность и смысл.
История: Древний мир: Первые проявления художественного творчества в области ваяния кроются во мраке доисторических времен; не подлежит, однако, сомнению, что они были вызваны, как вызывались и впоследствии у молодых племён, потребностью человека, ещё не вышедшего из дикого состояния, выразить чувственным знаком идею о божестве или сохранить память о дорогих людях. На эту причину намекает поэтическая легенда древних греков об изобретении пластики, — легенда, по которой Кора, дочь коринфянина Вутада, желая, при расставании со своим возлюбленным, сохранить себе на память его изображение, очертила контур его головы по тени, брошенной солнцем, а её отец заполнил этот силуэт глиною. Каковы были начальные опыты ваяния в доисторическую эпоху — о том позволяют нам судить истуканы, найденные европейскими путешественниками при первом посещении островов Тихого океана, например на Гавайских островах. Это — простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. История ваяния начинается приблизительно за тридцать веков до н. э., со старейшего из культурных народов древнего мира, египтян.
Античность: Древняя Греция, статуя – главная форма Греческого искусства. Статуи располагались в храмах, на открытом воздухе, на площадях, на берегу моря. Античные статуи всегда были подчинены человеческим масштабам и пропорциям. Тем самым подчеркивалась антропоморфность греческой мифологии – античные боги были лишь чуть совершеннее людей.
Отличительная черта греческого искусства – идеализация. Греки не отделяли дух от тела. Гармонично развитое тело подразумевало для них и развитое мышление, активную гражданскую позицию. Человеческий облик, возведенный к прекрасной форме, был почти единственной темой греческого искусства. Греки, преклоняясь перед его красотой, создали огромное количество статуй, в которых постигли гармонию телодвижений, пропорций, равновесия человеческого тела.
Древний Рим: скульптура Древнего Рима многое переняла из греческой, но в свою очередь выдвинула на первый план – индивидуализацию, которая как способ художественного общения постепенно вытесняет идеализацию. Греческое идеальное и совершенное изображение сначала дополняется, а затем и сменяется индивидуальным. На смену совершенным формам греческого изобразительного искусства приходит реализм натуры. Скульптура в Риме использовалась в основном для поддержания престижа военной власти. В результате обычно включала божественные атрибуты – поза, идеализированный торс, венок, но довольно часто неприятное лицо старого человека.
Средневековье: главная особенность средневековой скульптуры то, что оная стала частью архитектуры (в основном соборов, как главных и единственных общественных пространств для искусства). Свободностоящая скульптура встречалась редко потому, что отражала чуждые христианину ценности, напоминая о языческих идолах, идолопоклонстве. Зато в архитектуре скульптура имела практически полную свободу.
Возрождение: главная особенность скульптуры эпохи возрождения – компактность композиции. И. конечно, статуи ренессансных мастеров, которые после почти тысячелетний эпохи средневековой схоластики, обратились к античным традициям, имели с ними много общего, воспевая гимн человеческому разуму и духу.
Барокко: отличительной особенностью скульптуры эпохи барокко является – контрастная проработка объема с обилием глубоких впадин и подчеркнутых выпуклостей.
Классицизм: возвращает искусство скульптуры в строго очерченные пространственные и канонические рамки, заключая ее в тщательно отполированной поверхности пластических форм и самодостаточности, предельной предметности образов.
Скульптура 20 века отражает внедрение пространства в скульптуру. Они либо дематериализуются под давлением пространства, либо делают его частью себя. Общей тенденцией скульптуры 20 века является ее активное взаимодействие с пространством вокруг.
13.Формы и жанры скульптуры. Мир скульптуры представлен большим разнообразием видов и жанров.
Виды скульптуры:
— мелкая пластика [древние глиптики – резьба на полудрагоценных минералах; резьба по кости; фигурки из разных материалов, амулеты и талисманы; медали и т.д.];
— скульптура малых форм [статуэтки до полуметра жанровой тематики, предназначенные для интерьеров и рассчитанные на камерность восприятия];
— станковая скульптура [статуя, предназначенная для кругового обозрения, близкая к натуре реальных размеров человеческого тела, автономна и не требующая связи с конкретным интерьером];
— монументально-декоративная скульптура [рельефы, фризы на стенах, статуи на фронтонах, атланты и кариатиды, произведения, предназначенные для парков и скверов, декорации фонтанов и т.д.];
— монументальная [надгробия, монументы, памятники].
Жанры скульптуры:
— Самый популярный жанр в скульптуре – портрет. Развитие портретного жанра в скульптуре идет практически параллельно с представлениями о роли личности в истории. В зависимости от этого понимания портрет становится то более реалистичным, то идеализированным. Формы портрета в истории были разнообразными: маски мумий, герма [четырехгранный столб с портретной головой] у греков, римский бюст. Портрет стал разделяться по назначению: парадный и камерный.
— Анималистический жанр развивается в скульптуре еще раньше, чем портрет. Но настоящее развитие он получает с крушением антропоцентрических представлений о мире и осознании человеком единой материальности мира.
— Особое место в скульптуре получает жанр фрагмента – отдельных частей тела человека. Скульптурный фрагмент возникает на основе коллекционирования фрагментов античных статуй и развивается как самостоятельное явление, обладающее новыми художественно-эстетическими возможностями для выражения содержания, в котором нет заданного сюжета, а есть только пластический мотив. Родоначальником этого жанра считают О. Родена.
— Исторический жанр связан с отражением конкретных исторических событий и рассказом об их участниках. Чаще всего этот жанр реализует себя в монументальных формах.
Способ получения скульптуры зависит от материала: пластика — наращивание объёма скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск), ваяние — отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие материалы), отливка — произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы, например)
Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительно меньше натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т. д. Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости [фриз, фронтон, плафон]. По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие (Барельеф), и высокие (Горельеф), углублённые и контррельефы.
Источник: infopedia.su