Ангел господень кто это

Ангел Господень

Ангел Господень евр. малах Иегова, который выступает в некоторых местах Ветх. Завета от имени Иеговы, принимая божеские почести, есть «несотворенный ангел», которого Исайя называет Ангелом лица Божия ( Ис 63.9 ), о котором Иегова говорит: «Мое Лицо» (Я Сам – русск. перевод); Исх 33.14 и далее, «Мое Имя в Нем» ( Исх 23.21 ). Последний ветхозаветный пророк говорит о Нем: «внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете» ( Мал 3.1 ). Следовательно, Вечное Слово-Иисус, который явил Бога ( Ин 1.18 ), в этом образе до Своего воплощения выступал среди народа Божия с древнего времени. Во многих относящихся сюда местах Он называется Ангелом Иеговы (евр. малах Иеговы) и, приблизительно, в двух местах – Ангелом Божиим (евр. малах Элохим, Быт 21.17, 31.11 ).

Так открылся этот Ангел Завета Агари ( Быт 16.7 и дал.) «и нарекла Агарь Господа, Который говорил с ней, сим именем: «Ты Бог, видящий меня»; затем в Быт 21.17 и далее «Бог услышал голос отрока, а Ангел Божий с неба возвал к Агари. «Я произведу от него великий народ». Тот же Ангел в Быт 22.11 и далее (принесение в жертву Исаака) воззвал к Аврааму: «с неба Я сказал: Мною клянусь, говорит Господь» и т.д.

Кто есть Ангел Господень? (1 часть)

Этот Ангел также явился Иакову ( Быт 31.11 и далее) и сказал: «Я Бог, явившийся тебе в Вефиле». Моисею ( Исх 3.2, 6 ) явился Ангел Господень из пламени огня, из тернового куста. и сказал: «Я Бог отца твоего. Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога». Срав. Деян 7.30 и далее об Ангеле, который говорил с Моисеем на Синае. Также срав.

Читайте также:
Хризоколла камень свойства кому подходит по знаку зодиака магические свойства

Нав 5.13 и далее о «Вожде воинства Господня»; Суд. 2.1, 13.3 и далее. В других местах слово «ангел Господень» обозначает сотворенные существа, напр., пророков ( Агг 1.13 ), священников ( Мал 2.7 ) или служебных ангелов ( Лк 1.11 ), которые ополчаются вокруг боящихся Его ( Пс 33.8 ) и поражают Его врагов ( 4Цар 19.35 , Ис 37.36 ).

Источник

АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ

(ангел Божий) [евр. ( ) , ( ), греч. ἄγγελος κυρίου (θεοῦ)], в Свящ. Писании словосочетание, обозначающее либо особый вид богоявления, либо ангела, к-рый выступает как посланник Господа. Существует также ряд примеров, когда слово «ангел» в этом словосочетании прямо (Агг 1. 13: «вестник Господень») или косвенно (1 Цар 29. 9; 2 Цар 14. 17-20; 19.

27: «царь, как Ангел Божий») относится к человеку.

Места в Свящ. Писании в зависимости от отношения А. Г. к Богу можно разделить на 3 группы. К первой из них относятся те библейские эпизоды, в к-рых А. Г. никак не соотносится с Богом (3 Цар 19. 5-7; 4 Цар 1. 3-15; 19. 35) и явно отличается от Него (Быт 24. 7; 2 Цар 24. 16; Зах 1. 9-17; Пс 33. 8; 34.

5-6). Вторую группу составляют повествования, связанные с исходом израильтян из Египта и их странствием по пустыне, в к-рых словосочетание «А. Г.» («Ангел Божий», «Ангел Мой») обозначает ангела, почти отождествляемого с Богом (ср.: Исх 23. 21, где Сам Бог говорит об этом ангеле: «Имя Мое в нем»; Исх 14. 19-31; 32.

8. КТО ТАКОЙ «АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ»?

34; 33. 2; Числ 20. 16; особ. Суд 2. 1-4). В эпизодах, относящихся к третьей группе, провести четкое различие между А. Г. и Богом уже практически невозможно.

Читайте также:
Целебные свойства камней и минералов

Два раза А. Г. является Агари и обещает произвести от ее сына Измаила великий народ; при этом из текста следует, что говорил с ней Сам Господь (Быт 16. 7-13; 21. 17-18). К Аврааму, готовому принести в жертву своего сына Исаака, А. Г. обращает следующие слова: «Не пожалел ты сына твоего, единственного твоего для Меня» (Быт 22. 11-18).

Моисею в горящем кусте является А. Г., но говорит с ним Бог (Исх 3. 2-6). Подобное происходит и с Гедеоном (Суд 6. 12-18). Отец Самсона Маной говорит своей жене после явления им А. Г.: «Верно, мы умрем, ибо видели мы Бога» (Суд 13. 3-22). Особенно выделяется явление А. Г. во сне Иакову — здесь он прямо называет себя Богом (Быт 31.

11-13).

Эта последняя группа библейских повествований ставит перед исследователями серьезную экзегетическую проблему, к-рая решалась по-разному. Филон Александрийский отождествлял А. Г. с Логосом и видел в нем тварно-личного посредника между Богом и миром. Вост. отцы Церкви и Тертуллиан видели в А. Г. Вторую Ипостась Св.

Троицы и явления его рассматривали как прообразы воплощения Сына Божия ( Iust . Martyr . Dial. 57-60; Iren . Adv. haer. IV 7; Tertull . Adv. Marcion. 2. 27; Cyr . H . Catech. X 6; Basil . Magn . Adv.

Eunom. II 18). По мысли же зап. церковных писателей, А. Г.- это тварное существо, возвещающее слова Божии ( Ambros . Mediol . De Abraham. 1. 4-6; August . De trin. III 23-27; Thom . Aquin . Sum. Th.

I Quest. 43, 7).

В зап. богословии 1-й пол. XX в. присутствуют как эта традиц. для лат. экзегезы т. зр. (J. Rybinsky, F. Stier, R. Clifford — R. Murphy), так и мнение, согласно к-рому А. Г. в этой группе повествований тождествен с Самим Богом, и речь здесь идет о подлинной теофании (при этом троичный аспект проблемы не рассматривается — J. Touzard, B. Stein, C. Simpson). Крупнейшие библеисты 1-й пол. и сер.

Читайте также:
Как подзаводить механические часы

XX в. католик М. Ж. Лагранж и протестант Г. фон Рад предполагали, что встречающиеся в тексте выражения «А. Г.» или «Ангел Божий» являются позднейшей интерполяцией, а первоначально речь шла о Самом Боге. Целью такого рода вставок, по Лагранжу и фон Раду, было избежать антропоморфизмов и утвердить идею трансцендентности Бога. Но эта гипотеза, во-первых, не подтверждается текстологическими данными, а во-вторых, затруднительно объяснить избирательный характер подобного рода интерполяций (напр., Исх 4. 24; 24. 9-11; Суд 6. 14-16 и др.).

В правосл. богословии XX в. также высказывались различные варианты решения экзегетической проблемы, связанной с выражением «А. Г.». Проф.

КДА А. Глаголев, автор обширного труда по ангелологии «Ветхозаветное библейское учение об ангелах» (К., 1900), уже в начале работы писал: «Ангел Господень. не есть один из рода тварных ангелов, но Ангел-Бог, божественный Логос в исторической форме Его ветхозаветного действия. Следовательно, учение о Нем относится собственно к области ветхозаветной христологии, а не ангелологии» ( Глаголев . С. 15).

В соответствии с этим он подразделяет все библейские места, в к-рых говорится об А. Г., на 2 класса: одни из них говорят о непосредственных явлениях и действиях А. Г., др.- о Его деятельности, посредствуемой тварным ангелом как органом Его воли. Примером др. т. зр. может служить учение прот. С. Булгакова, изложенное им в кн. «Лествица Иаковля».

Согласно его воззрениям, А. Г.- это тварное ангельское существо, но через его посредство человеку является Сам Бог. «Посланничество ангелов, их служение в мире получает здесь совершенно исключительное назначение — представлять в мире самого Бога, являться ему вместо Бога» ( Булгаков . С. 188). Наиболее характерной чертой учения прот. С. Булгакова является мысль о том, что «теофанические ангелофании Ветхого Завета не могут быть приурочены к одной только ипостаси Логоса, но относятся ко всем трем божественным ипостасям» ( Булгаков . С. 194). Кого являет А. Г., нужно, по его мнению, в каждом отдельном случае решать особо.

Читайте также:
Сколько стоит 1г чистого золота

В НЗ, содержащем откровение о Св. Троице, для отождествления А. Г. с Богом не остается места. В выражении А. Г., к-рое встречается в 14 эпизодах НЗ (Мф 1. 20; 1. 24; 2. 13; 2. 19; 28. 2; Лк 1. 11; 2. 9; Ин 5. 4; Деян 5. 19; 7. 30; 8. 26; 8. 39; 12. 7; 12.

23), речь идет об одном из тварных ангелов, «служебном духе» (Евр 1. 14). При явлении Захарии, отцу Иоанна Предтечи, А. Г. называет свое имя — Гавриил (Лк 1. 11-19, 26). Его явления так или иначе подчинены действию воплотившегося Христа и Св. Духа в Церкви.

Лит.: Глаголев А . Ветхозаветное библейское учение об ангелах. К., 1900; Lagrange M . -J . L’Ange de Jahve // RB. 1903. Vol. 12.

P. 212-225; Lods A . L’ange de Jahve et l’âme extérieure // BZAW. 1914. Bd. 27; Булгаков С . , прот . Лествица Иаковля. П., 1929; Rybinsky J . Der mal’akh Jahwe.

Paderborn, 1930; Stier F . Gott und sein Engel im Alten Testament. Münster, 1934; Stein B . Der Engel des Auszugs // Biblica. 1938. Bd. 19.

S. 286-307; Baumgartner W . Zum Problem des «Jahwe-Engels» // Schweiz. theologische Umschau. 1944. Bd. 14; Lobina A . M . Mal’ak Jahwe // RB. 1956.

T. 80. P. 79-81; Hirth V . Gottes Boten im Alten Testament. B., 1975. (Theol. Arbeiten; Bd. 32); Roettger H . Mal’ak Jahwe — Bote von Gott: Die Vorstellung von Gottes Boten im hebräischen Alten Testament.

Frankfurt, 1978; Clifford R . J . , Murphy R . E . Genesis // NJBC. N. Y., 1981. Vol. 1; Rad G . von . Mal’akh // ThWAT. Bd. 1. S. 72; Simpson C . A . Genesis // The Interpreter’s Bible. N. Y., 1973. Vol.

Читайте также:
Святая троица в чем помогает

1; Touzard J . Ange de Jahveh // Dictionnaire de la Bible. Suppl. Vol. 1. P. 242.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...