История серебряных предметов насчитывает 5 ООО лет, однако работы из серебра в современном смысле этого слова впервые появились в третьем тысячелетии до н. э. в Месопотамии и Анатолии. Оттуда традиция обрабатывать серебро распространилось на Восток — в Персию, и на Запад — в Европу. Мастера Древней Греции и Рима очень преуспели в этой сфере. Многими способами обработки серебра, которыми пользовались древние, — такими, как литьё, чеканка и гравировка, — пользуются и сейчас.
Хотя в Римской империи христианская религия получила официальное признание в 313 году н. э., только в V веке христианские предметы культа, сделанные из серебра, приобрели черты классического стиля. Вскоре потребность церкви в предметах из серебра, необходимых во время службы, сделала ее главным клиентом серебряных дел мастеров.
Английское серебро
Английские мастера и ремесленники долгое время оставались под влиянием континентального европейского стиля. В Средние Века первыми как в мастерстве исполнения, так и в отделке предметов из серебра были французы. Они изготавливали великолепные вещи в готическом стиле, которые часто украшали эмалью или драгоценными камнями.
Русские на британском шоу талантов! Просто нереально круто!
В 16 веке английские мастера ориентировались уже на немецкие образцы. Во времена гражданских войн в Англии (1642—1651) большое количество старинного столового серебра (термин, который традиционно обозначает отдельные предметы из серебра установленной пробы) было переплавлено на монеты. Новые предметы, изготовленные после Реставрации монархии в 1660 году, испытывали сильное влияние голландского стиля, на многие из них наносили узор в виде цветов, фруктов, масок и херувимов.
К 1б90-м годам голландское влияние уступило место французскому. Введение Британией в 1697 году своего серебряного стандарта, который требовал более высокого содержания серебра в предметах, привело к тому, что металл стал более мягким. С ним труднее стало работать, поэтому как форма самих работ, так и их отделка стали проще.
Даже после того как в 1720 году новый стандарт на серебро был «облегчен», в Британии продолжали выпускать работы простых форм. В середине 18 века многие серебряные предметы были изготовлены в стиле рококо, позаимствованном у французов. Их декорировали узорами из цветов, гирлянд, морскими животными, китайскими сценками и человеческими фигурками.
Начиная с 1760-х годов отделка серебряных изделий стала отражать растущий интерес к неоклассическому стилю. После 1810 года серебряные предметы становятся более массивными. Их декор берет начало во французском ампире и египетских мотивах, а также в более раннем стиле рококо.
Приблизительно к 1850 году в серебро стали проникать разные стили, включая нео-рококо и нео-готику. Такая эклектика продолжала существовать до конца века, но возникли и некоторые новые направления стиля. Так, около 1880 года стал популярен японский стиль, а также стиль, созданный под влиянием «Движения искусств и ремесел». Этот последний стиль, как и стиль ар нуво были модными вплоть до начала Первой Мировой войны.
Английское старинное серебро, Солоница 19 века, подписываетесь чтобы не пропустить полный обзор!
История американского серебра тесно связана с историей британского, однако, по сравнению с другими видами прикладного искусства, аналогичные стили в «серебряном деле» развивались неравномерно. В XVIII столетии Бостон, Филадельфия и Нью-Йорк были крупными центрами по производству серебряных изделий. Голландское влияние было особенно сильным в Нью-Йорке (прежде он был голландским поселением). Американские серебряные вещи обычно имели очень простую отделку. Война за Независимость (1775-1783) приостановила производство серебряных предметов в Америке, и только после того как американская экономика была восстановлена (около 1790), подобные вещи начали производить в больших количествах.
Влияние британского серебряного стиля было в это время преобладающим, однако уже после войны 1812 года между США и Великобританией американские мастера стали брать за образцы французские работы. Стиль ампир оставался в моде до 1830-х годов, а затем в Америке, как и повсюду, стал преобладать смешанный стиль. Чтобы лучше разбираться в серебре и определять, действительно ли эта вещь относится к определенному периоду, коллекционер должен не только отличать стилистические особенности, но и кое-что знать о способах производства предметов из серебра.
Работа с серебром
Раьоты из серебра обычно выполняются в процессе применения одного из двух технических приемов, или в результате сочетаниях обоих. При первом процессе, который называется выколотка, серебряный слиток куют или раскатывают, превращая его в плоский лист одинаковой толщины. Мастер отрезает кусок требуемого размера, а затем при помощи молотка придает ему нужную форму. Во время этого процесса структура металла меняется, и он становится хрупким. Во избежание этого серебро периодически закаляют.
Вторая техника — это литье, которое требует больше серебра, чем выколотка, но предметы при этом получаются более прочными.
В то время как сегодня наиболее тяжелые предметы из серебра кажутся его владельцу привлекательными, в разное время к весу серебра в предметах относились по-разному. В конце 17 века серебра порой не хватало, поэтому работы делали более легкими, чем в 18 столетии. Во времена Регентства серебряные предметы, наборот, делали более массивными — вес работы указывал на его качество.
На некоторых вещах из серебра с оборотной стороны, снизу, был выцарапан их первоначальный вес Эти цифры должны быть чуточку выше, чем настоящий вес предмета, так как некоторое количество серебра пропадет при чистке. Если вес работы намного больше или меньше ‘нацарапанного», то это означает, что оно когда-то, вероятно, подвергалось доработке.
Способы отделки серебра
В основном, предметы из серебра украшали гравировкой или чеканкой. При гравировании узор вырезали острым инструментом, снимая небольшой слой металла. При чеканке металл не снимали, а скорее перемещали ударами молотка по оборотной стороне предмета. Вычеканенный узор мог быть усовершенствован при помощи неглубокой чеканки или отбивания, когда некоторые из выступающих деталей отбивали в обратную сторону, чтобы придать узору более привлекательный вид.
Как и у мебели, важным элементом украшения серебра, особенно старинного, является патина — синевато-серебристый блеск на поверхности предмета, возникающий при постоянном его использовании и чистке. Такие предметы не следует подвергать механической чистке, иначе патина исчезнет, и предмет потеряет благородный вид.
Когда с узором было покончено, на серебряную поверхность иногда наносили тонкий слой золота. Этот слой мог покрывать либо всю поверхность, и тогда предмет называли «позолоченным», либо некоторые его части, и тогда его называли «частично позолоченным».
Одним из способов позолоты было «горячее» золочение, при котором вещь покрывали смесью из золота и ртути, а затем нагревали — ртуть испарялась, а золото сплавлялось с серебром. От этого способа потом отказались из-за опасности отравления рабочих парами ртути. Другим способом было гальванопокрытие — покрытие работ золотом при помощи электролиза. Основным материалом позолоченных предметов является серебро, следовательно, на них стоит серебряная проба.
Материалы взяты из книги «Иллюстрированная энциклопедия антиквариата»
В нашем магазине старинного серебра
В нашем антикварном салоне представлена большая коллекция старинных серебряных работ и, прежде всего, знаменитого английского серебра. Вы можете выбрать английское серебро в подарок, в качестве прекрасной инвестиции или для личной коллекции антиквариата. Напишите или позвоните нам. Наши консультанты будут рады оказать Вам посильную помощь в выборе достойного предмета старины и проконсультируют по истории вещи и ее коллекционного значения.
Источник: antikzone.ru
История, стили и клейма английского серебра
Серебро Великобритании украшало столы и интерьеры королевских дворцов во всем мире и сегодня высоко ценится на аукционах антиквариата. Как складывалась система клеймения английского серебра?
Серебро Великобритании славится своей высокой художественной ценностью и сегодня украшает лучшие музеи мира. Творения британских серебряников приобретала вся знать Европы, а одним из самых крупных покупателей был Российский императорский дом, поэтому самые большие в мире коллекции раннего серебра Великобритании собраны в Эрмитаже и Оружейной палате. Английские музеи не могут похвастаться столь богатой экспозицией, что связано с массовой переплавкой предметов из драгоценных металлов во время гражданской войны середины XVII века.
Серебро Великобритании. Габриэль Смит. Пуншевая чаша, 1710-1711 гг.
Клеймение серебряных изделий в Англии
Серебро Великобритании достаточно легко идентифицировать благодаря хорошо документированной системе маркировки. Клеймение серебряных изделий в Англии берет свое начало в 1238 году, когда Генрих III (Henry III) издал указ о введении королевского стандарта для ювелиров. Сплав должен был содержать не менее 92,5 % серебра, что проверялось группой из шести мастеров. С 1300 года избранные мэром ювелиры были обязаны проверять все изделия на соответствие так называемому стерлинговому стандарту и маркировать их клеймом с коронованной головой леопарда.
Серебро Великобритании. Клеймо с головой леопарда
Серебро в Великобритании подлежало клеймению не только в Лондоне, но и по всей стране. С 1327 года функцию контроля передали представителям ремесленной Гильдии, без их проверки изделие не могло быть допущено к продаже. Сначала инспекторы сами посещали мастерские, затем обязанность приносить предметы на проверку переложили на самих ювелиров. В собственности гильдий находились здания-холлы, где для маркировки выделялся отдельный зал. С 1363 года к королевскому клейму стали добавлять метки мастерских.
Серебро Великобритании. Клеймо мастера
В 1478 году появился новый знак в виде буквы, который означал год изготовления. Когда алфавит заканчивался, его начинали заново, несколько видоизменив маркировку. В 1544 были введены дополнительные штампы, обозначавшие город. Первым появилось клеймо Лондона в виде шагающего льва, затем были приняты свои знаки для Бирмингема, Шеффилда, Эдинбурга, Дублина. Таким образом, историю любого изделия из английских мастерских сегодня очень легко отследить.
Серебро Великобритании. Клеймо Бирмингема
Серебро Великобритании. Клеймо года изготовления
Раннее английское серебро
Несмотря на обилие информации о системе английских клейм, изделий раннего периода сохранилось крайне мало. Известно, что из серебра делали посуду, однако при любом повреждении или сильном износе предмет сразу же отдавали на переплавку. Любой знатный британец имел собственную серебряную ложку, которую брал с собой в путешествия. Церковь заказывала у ювелиров чаши для причастия, которые изготавливались из цельного куска листового металла и полировались пемзой.
Серебро Великобритании. Коллекция ложек Benson Wodewos, XV век
Прогресс серебряного дела тормозила нехватка сырья, которая в XV веке стала большой проблемой для экономики европейских стран. В те времена ювелиры больше работали с золотом, потому что его было проще достать. Эпидемия чумы изрядно сократила население, что вызвало сложности с транспортировкой слитков с Востока. Отчасти решило проблему открытие новых рудников в Саксонии и Тироле, а в 1471 году в списки основных поставщиков серебра вошла Италия.
Серебро Великобритании. Роберт Медли. Чаша для причастия, 1569
Подлинного расцвета ювелирное искусство достигло в эпоху Тюдоров. Королева Елизавета I (Elizabeth I) очень ценила экстравагантную серебряную посуду, которую в ту эпоху было принято покрывать позолотой. Мастера расплавляли золото и смешивали его с ртутью, а затем наносили состав на поверхность предмета и обжигали. Ртуть при нагревании испарялась, а покрытие прочно соединялось с серебром. Процесс был небезопасен как для ювелира, так и для владельца посуды.
Серебро Великобритании. Джон Спилман. Позолоченный кубок из серебра Уитфилда, 1590
Серебро Великобритании. Флинт Роджер I. Две стопы, соединенные в виде бочонка, 1572-1573
Во время расцвета Ренессанса английское ювелирное дело испытало сильное влияние немецких, итальянских и голландских мастеров, что отразилось на декоре изделий. Посуду украшали гравировкой и чеканкой, а на первый план вышли растительные орнаменты. Однако в 1603 году Елизавету сменил на троне пуританин Яков I (James I), который был ярым противником роскоши. Во времена его правления серебро почти перестали золотить, а предпочтение отдавалось простым линиям и гладким формам.
Британское серебро в XVIII веке
После вызванного революцией упадка наступил период реставрации. Во время правления Карла II (Charles II) широкое распространение получил стиль мастеров Голландии и Франции, который пользовался популярностью у английской знати. Вазы, кувшины и туалетные принадлежности украшали пышным барочным орнаментом с обилием акантов, цветов и фигурок, характерных для гравюр голландских художников. Вошли в моду формы, заимствованные у китайского фарфора, что было вызвано активной деятельностью Ост-Индской компании.
Серебро Великобритании. Леонард Круг. Кубок с крышкой, около 1612
Приход к власти пуританина Вильгельма Оранского (William III) вновь вернул манеру работы ремесленников к простоте. Направление вошло в историю как стиль королевы Анны, для которого характерны простые благородные линии, сдержанные пропорции и гладкая отделка. Сохраняли популярность традиционные для англичан двуручные кубки и кружки особой формы, остававшиеся востребованными на протяжении двух последующих столетий.
Серебро Великобритании. Ричард Грин. Кружка, 1712-1713
Массовый приток мастеров-гугенотов из Франции в XVIII веке привел к появлению новых предметов столовой посуды с изящной и пышной отделкой — пладеменажей, соусников, теринов, судков для специй. Декоративные приемы рококо с рокайлями, цветами и морскими элементами раскрывали все пластические возможности серебра. Одно из ярких проявлений стиля — направление шинуазри, сложившееся под влиянием китайской экзотики.
Серебро Великобритании. Уайт Фуллер. Чайник, 1757-1758
Начиная с 1770-х, на смену рококо пришла неоклассика. Массивные фонтаны для вина и громоздкие пладеменажи постепенно вытеснили легкие передачи, овальные кувшины, различные графины. Пышные украшения вышли из моды, а ювелиры сосредоточились на изготовлении целых ансамблей посуды, выполненной в едином стиле. В отделке главную роль играл сдержанный декор, вдохновленный античной архитектурой.
Серебро Великобритании. Энн Бэтмен. Корзинка, 1799-1800
Широко известны изделия фирмы Rundell, Bridge Rundell. Супница, подставка и лайнер, 1828-1829
Викторианское серебро
В начале XIX века появился еще один крупный производитель серебра — фирма «Мортимер и Хант», которая внесла большой вклад в формирование викторианского стиля. Художники компании отчасти повторяли формы настольных украшений предыдущего столетия, но при этом существенно расширили их ассортимент. Появились наградные кубки, памятные призы, подарочные изделия в виде чаш, необычных ваз, урн, скульптурных композиций. Британские изделия отличало глубокое символическое и смысловое наполнение. Во времена королевы Виктории широко распространилась тенденция вручать серебряные награды за военные подвиги, достижения в спорте, успехи в области благотворительности, что вызвало поток заказов на вещи в национальном стиле.
Серебро Великобритании. Фирма «Мортимер и Хант». Поднос с гербом графов Воронцовых-Дашковых, 1843-1844
В 1830 году звание поставщиков королевского двора получила фирма Джеймса и Себастьяна Гаррадов. Братья пригласили на должность разработчика проектов скульптора Эдварда Коттерилла, приверженца натуралистического стиля. Работы мастера сыграли большую роль в продвижении фирмы и были отмечены на Всемирной выставке 1871 года.
Серебро Великобритании. Роберт Гаррард. Бульотка с таганом и спиртовкой, 1880-1881
Серебро Великобритании высоко ценилось как за пределами, так и внутри страны. Развитие промышленности и удешевление производства массовых изделий привело к тому, что драгоценную столовую посуду могла себе позволить семья даже со средними доходами. Серебряные сервизы служили признаком достатка и передавались следующим поколениям. С появлением более практичных материалов популярность серебра постепенно угасла, однако на антикварных аукционах изделия английских мастеров пользуются высоким спросом.
Источник: homsk.com
Справочник антиквариата: серебро Англии
Вслед за наименьшей в России 800-й пробой, сопровождающейся обязательным клеймом на продукции, идет 830-я проба серебра. Она относится к числу низших проб, однако это нисколько не уменьшает популярность выпущенных из нее изделий
Изделия из серебра 950-й пробы создавали в разных странах. Его использовали во Франции, США, Японии, Мексике, Италии и ряде других стран
84-я проба серебра относится к золотниковой системе проб, которая появилась еще в дореволюционной России. В XVIII веке таких проб было около десятка, однако к концу XIX века число популярных проб сократилось до четырех
Проба 88 относится к золотниковой системе проб и сегодня уже не используется. С момента ввода в двадцатом веке метрической системы она обозначается числом 916
Многих интересует, относится ли 925-я проба к серебру или золоту, а также плохо это или хорошо, когда на изделии указана эта проба. Начнем с того, что для серебра и золота используются свои номера
Серебро 800 пробы представляет собой сплав серебра и других металлов в определенных пропорциях: на 800 г серебра приходится 200 г примесей
875-я проба серебра относится к числу стандартных проб, действующих на территории России и в ряде других стран. На антикварном рынке серебряные изделия этой пробы пользуются спросом, особенно выпущенные в советское время
Еще в древности было замечено, что от состава серебряного сплава зависят не только его качества, но и внешний вид. Так появились различные виды сплавов, а также разные способы обработки готовых изделий, которые пользуются большой популярностью при производстве серебряной продукции
В Соединенном Королевстве было несколько пробирных палат. Определение города, в котором была проведена пробирная проверка, значительно упростит поиск мастерской производителя
Английская система клеймения серебряных изделий считается одной из старейших. Ее история начинается в XIV веке. Эта статья поможет научиться отличать серебряные изделия Англии от изделий других стран
Источник: lermontovgallery.ru