Состав сплава римских серебряных монет Ко времени Иоанна II серебра в грошах уже было не более 40%. Вот мы и добрались до монеты. Grand Blanc, Ag40%, 3.22г, 27мм В Риме начали
Серебро: свойства, пробы, покрытия и особенности драгоценного металла
В предыдущей статье мы рассказали о том, почему некоторые металлы считаются драгоценными . Оказалось, этому есть простое объяснение: они обладают уникальными химическими, физическими и эстетическими свойствами.
Каждый металл уникален по-своему, но в нашей компании с особым уважением относятся к благородному серебру. Оно стало основой ассортимента торгового дома, является одним из главных металлов ювелирного дела и очень широко востребовано в лёгкой и тяжёлой промышленности. С серебром связаны удивительные факты и несколько мифов — некоторые мы подтвердим, другие развеем, и всё это будет интересно.
Дисклеймер: мы не стремимся рассказать всё, а хотим дать вам общее понимание тех вещей, которые будут полезны при выборе украшений. Мы же ювелирная компания. Если вы хотите глубоко разобраться в этих вопросах, стоит подумать о специальном образовании.
Античная патина для серебра
Физика
Серебро — драгоценный металл белого цвета. Его плотность 10,5 г/см³, температура правления 960,5°С, температура кипения 2210°С, твёрдость по методу Бринелля в отожжённом состоянии (после отжига) 25 кгс/мм². Неспециалисту эти цифры говорят мало, но они очень важны для тех, кто занимается обработкой материала.
В зависимости от этих показателей к металлу прикладываются разные силы и методы, чтобы придать готовым изделиям желаемые свойства.
Отжиг — это высокотемпературная обработка для придания металлу более устойчивого состояния, устранения неоднородностей, снятия напряжений из-за деформации. Сплавы серебра отжигаются при температуре 600–650°С с выдержкой до десяти минут в зависимости от массы и с резким охлаждением. Отжигу подвергаются практически все ювелирные украшения из серебра.
Серебро хорошо полируется, имеет высокую отражательную способность, обладает хорошей ковкостью и самыми высокими из всех металлов тепло- и электропроводностью.
Химия
Серебро устойчиво в воде, практически не реагирует с кислородом воздуха при комнатной температуре, но из-за наличия в воздухе сероводорода со временем покрывается тончайшим тёмным налётом сульфида серебра. Также серебро реагирует с озоном, образуя налёт оксида серебра. Вот то самое потемнение, которое считают главным недостатком этого металла.
Лигатура — сплав из двух и более компонентов, который добавляется к драгоценному металлу для доведения ювелирного сплава до определённой пробы, изменения цвета сплава, а также придания различных полезных свойств. Процесс добавления лигатуры называют легированием.
Серебро растворяется в азотной и горячей концентрированной серной кислоте. Как и золото, оно взаимодействует со щёлочными растворами цианидов. Вероятно, с этими вещами вы никогда не столкнётесь.
Античное серебро
А если столкнётесь, будьте очень осторожны.
Сплавы серебра
Чистое серебро — тяжёлый (легче свинца, но тяжелее меди и твёрже золота), необычайно пластичный серебристо-белый металл с коэффициентом отражения света около 100%, поэтому в чистом виде серебро обычно используют только для покрытия украшений из сплавов серебра, из недрагоценных металлов, как компонент золотых и серебряных лигатур и припоев.
В изготовлении ювелирных украшений, чтобы повысить твёрдость и прочность материала, серебро обрабатывают в сплавах с другими металлами. Чаще всего это двухкомпонентные сплавы серебра с медью в различном процентном соотношении и с незначительным количеством примесей.
Пробы серебра
В Российской Федерации принята метрическая система проб. Метрическая проба — это количество миллиграммов основного благородного металла, не менее которого содержит один грамм сплава.
Например, в серебряном сплаве 925 пробы на грамм приходится 925 миллиграммов серебра. Для простоты можно считать, что при 925 пробе в сплаве 92,5% серебра.
В производстве ювелирных украшений наиболее распространены 875 и 925 пробы. Современный российский ГОСТ 30649-99 описывает пять марок сплавов на основе серебра. Во всех лигатурой является медь.
Античное серебро — один из самых востребованных видов покрытий, которые мы изготавливаем. Значки с покрытием античное серебро часто обозначают другими терминами: значки под состаренное серебро или состаренные значки. Хоть термины и различаются, они очень похожи и отражают один и тот же тип покрытия у изделий.
Покрытие античное серебро для значков и медалей имеет свои положительные и отрицательные стороны, поэтому, выбирая именно это покрытие, обратите внимание на все его плюсы и минусы. Мы можем порекомендовать Вам это покрытие, но окончательное решение все равно остается за Вами. Плюсами значков с покрытием античное серебро являются: Нагрудный знак с покрытием античное серебро .
Состав сплава римских серебряных монет
Ко времени Иоанна II серебра в грошах уже было не более 40%.
Вот мы и добрались до монеты.
Grand Blanc, Ag40%, 3.22г, 27мм
В Риме начали «химичить», однако, когда серебра в
антонинианах было в районе 15-12%.
Поделиться22019-03-05 10:44:14
А кто из серьезных авторов это рассматривал?
И про какие римские монеты речь идет? Плакированные антонинианы (аврелианы) вроде бессмысленно травить было.
Монеты позднего Галлиена и далее содержали так мало серебра, что при протравке вряд ли что хорошее получится.
Нашел статью, где утверждается, что отбеливанию подвергались лимесные денарии.
Но непонятно на основании чего сделан такой вывод.
http://web.snauka.ru/issues/2011/10/4143
Поделиться32019-03-05 17:31:47
А кто из серьезных авторов это рассматривал?
И про какие римские монеты речь идет? Плакированные антонинианы (аврелианы) вроде бессмысленно травить было.
Монеты позднего Галлиена и далее содержали так мало серебра, что при протравке вряд ли что хорошее получится.
Плакировка и химическое серебрение — разные темы.
Римское государство во времена солдатских императоров
плакировкой монет точно не занималось.
Анализы монетного сплава, из которого чеканился аврелианиан, проведённые
Л. Коупом, показывают, что среднее количество серебра в исследованных им
образцах не превышает 4% (Cope. The Metallurgical Development, pp. 275-277).
И с того времени, и по ранних тетрархов, травление заготовок монет
выглядело достаточно эффектно на уже отчеканенных монетах из-за
уплотнения поверхностей аверса и реверса при ударах молотом по
верхнему штемпелю.
Поделиться42019-03-05 19:41:41
Анализы монетного сплава, из которого чеканился аврелианиан, проведённые
Л. Коупом, показывают, что среднее количество серебра в исследованных им
образцах не превышает 4% (Cope. The Metallurgical Development, pp. 275-277).
Интересная табличка. Я с сайта какого-то университета в свое время такие данные скачал:
DEBASEMENT OF ANTONINIANUS, 238-274
Date Weight Purity Silver Weight
Pupienus & Balbinus, 238 4.79 grs. 49.5% 2.38 grs.
Gordian III, 238 4.50 grs. 48.5% 2.20 grs.
Gordian III, 241 4.43 grs. 44.5% 1.98 grs.
Gordian III, 243 4.16 grs. 41.5% 1.62 grs.
Philip, 244 4.12 grs. 43.0% 1.74 grs.
Philip, 248 4.12 grs. 47.0% 1.94 grs.
Trajan Decius, 250 3.97 grs. 41.0% 1.64 grs.
Trebonianus Gallus, 251 3.46 grs. 36.0% 1.26 grs.
Aemilian, 253 3.53 grs. 35.5% 1.26 grs.
Valerian, 253 3.10 grs. 22.0% 0.68 grs.
Valerian, 255-60 3.07 grs. 19.0% 0.58 grs.
Gallienus, 260 3.03 grs. 18.0% 0.54 grs.
Gallienus, 261-63 2.97 grs. 15.5% 0.46 grs.
Gallienus, 263-65 2.75 grs. 13.0% 0.38 grs.
Gallienus, 265-66 2.81 grs. 9.0% 0.31 grs.
Gallienus, 267-68 2.69 grs. 6.0% 0.16 grs.
Claudius II, 268 2.95 grs. 3.0% 0.09 grs.
Claudius II, 269 2.60 grs. 2.0% 0.05 grs.
Claudius II, 270 3.39 grs. 3.0% 0.10 grs.
Aurelian, 270 3.15 grs. 2.5% 0.08 grs.
Aurelian, 274 3.88 grs. 5.0% 0.20 grs.
Некоторые отличия есть, но не принципиально.
Аврелианы, которые чеканились собственно от Аврелиана до Диоклетиана, как я понимаю, были плакированы? Или все же серебрение? Или вообще другая технология?
Поверхностный слой по любому у них был практически из чистого серебра.
Если серебро наносилось только на поверхность и было достаточно чистым, то зачем его еще травить было?
А монеты времен от Галлиена до Квинтилла тоже в районе 2-5% были, но там уже однородная смесь металлов.
Если такие травить, то и всю монету растворить можно.
Поделиться52019-03-05 22:22:35
Аврелианы, которые чеканились собственно от Аврелиана до Диоклетиана, как я понимаю, были плакированы? Или все же серебрение? Или вообще другая технология?
Именно серебрение, при котором вытравливается медь с поверхностного слоя.
Плакировка — более трудоемкий процесс, физически нереальный при тиражах
монет того периода. И слой серебра при плакировке заметно толще, чего на
монетах рассматриваемого периода не наблюдается.
Поверхностный слой по любому у них был практически из чистого серебра.
Да — толщиной несколько микрон, который от обращения монет довольно
быстро изнашивался.
А монеты времен от Галлиена до Квинтилла тоже в районе 2-5% были, но там уже однородная смесь металлов.
От Галлиена — и далее, включая Константина и его потомков.
Почему только до Квинтилла?
Если такие травить, то и всю монету растворить можно.
Это если в сильной кислоте. Но ведь травили не кислотой.
Да и время реакции имеет значение.
Поделиться62019-03-06 10:03:46
От Галлиена — и далее, включая Константина и его потомков.
Почему только до Квинтилла?
Это если в сильной кислоте. Но ведь травили не кислотой.
Да и время реакции имеет значение.
Поделиться72019-03-06 12:01:38
Мне не очень понятно как можно вытравливанием меди с поверхностного слоя получить такой отличный и ровный слой серебра.
Если его изначально (до травления) в поверхностном слое всего 5%, то после вытравливания меди казалось бы слой должен стать неровным, да и вес понизится.
Думаю, что медь вытравливали с поверхности монетной заготовки. При чеканке все поры и микронеровности забивались и сглаживались.
Потери веса при травлении поверхности ничтожны.
Поделиться82019-03-06 14:07:05
Думаю, что медь вытравливали с поверхности монетной заготовки. При чеканке все поры и микронеровности забивались и сглаживались.
Потери веса при травлении поверхности ничтожны.
Если протравливали заготовку, то почему на всех аврелианах на поле монеты почти не заметны следы чеканного удара, которые явно видны на всех денариях и антонинианах?
Отредактировано John (2019-03-06 14:12:35)
Поделиться92019-03-06 14:43:15
Потери веса при травлении поверхности ничтожны.
Проведем простейший расчет.
Допустим слой итогового серебра должен быть 10мк=0,01мм
Поскольку изначальный сплав содержит только 5% серебра, то стравить нужно 190мк х 2 стороны = 380мк = 0,038см
я не учитываю разность в плотностях меди и серебра, они близкие
при диаметре монеты 2.3см легко находим объем травления = 0,158см3, при плотности меди 8,96г/см3 получаем
что масса стравливаемой меди должна быть 1.4 г. 40% от веса монеты!
Поделиться102019-03-06 22:11:52
Если протравливали заготовку, то почему на всех аврелианах на поле монеты почти не заметны следы чеканного удара, которые явно видны на всех денариях и антонинианах?
Пластичность сплава другая.
Проведем простейший расчет.
Допустим слой итогового серебра должен быть 10мк=0,01мм
Поскольку изначальный сплав содержит только 5% серебра, то стравить нужно 190мк х 2 стороны = 380мк = 0,038см
я не учитываю разность в плотностях меди и серебра, они близкие
при диаметре монеты 2.3см легко находим объем травления = 0,158см3, при плотности меди 8,96г/см3 получаем
что масса стравливаемой меди должна быть 1.4 г. 40% от веса монеты!
На практике расход меди был небольшой.
Технология эта схематично описана в словаре Фенглера-Гироу-Унгера:
«ОТБЕЛИВАНИЕ (нем. Weifisud), способ крапления, при котором в сплаве монетного металла
только медь подвергается воздействию и отделению, в результате чего у низкопробных монет
достигается белая серебр. поверхность. С этой целью монетные заготовки перед чеканкой
кипятят в растворе из поваренной соли и винного камня, пока поверхность их на незначительную
глубину не освободится от меди; затем их полируют в барабанах (вращающихся бочках) и после
этого чеканят, причем поверхность в известной степени уплотняется. В процессе обращения
таких монет на их поверхности снова проступал слой, содержащий медь.»
Поделиться112019-03-09 11:59:24
Проведем простейший расчет.
Допустим слой итогового серебра должен быть 10мк=0,01мм
Поскольку изначальный сплав содержит только 5% серебра, то стравить нужно 190мк х 2 стороны = 380мк = 0,038см
я не учитываю разность в плотностях меди и серебра, они близкие
при диаметре монеты 2.3см легко находим объем травления = 0,158см3, при плотности меди 8,96г/см3 получаем
что масса стравливаемой меди должна быть 1.4 г. 40% от веса монеты!
Вообще-то, признаюсь, не обратил внимания, что речь идёт практически почти о меди (5 % серебра). Возможно, что «отбеливание» для таких монет неэффективно.
Хотя, конечно, должен быть некий оптимум толщины слоя, когда он уже кажется белым и достаточно прочен, чтобы не стираться очень быстро. Белым он может выглядеть и при слое много меньше 0,01 мм. А вот насколько стойким = ?
Поделиться122019-04-01 15:17:43
О реформе Траяна.
Перевод отрывков из статьи:
K. Butcher and M. Ponting, “The Reforms of Trajan and the End of the Pre-Neronian Denarius”, AIIN, 61 (2015) pp. 21-42
107 г. н.э. долгое время считался значимым в римской денежной истории как год, в котором Траян девальвировал денарий и начал интенсивно перерабатывать старые денарии. Долгое время предполагалось, что мотив был чисто финансовым: у Траяна не хватало и денег, и металла для новой чеканки, и обесценивание было предпринято, чтобы извлечь выгоду из этого процесса переработки.
Однако, данные микроэлементного анализа монет эпохи Нерона — Траяна нарушают эту простую гипотезу. Интенсивная переработка монет началась с Нерона и продолжалась с тех пор почти непрерывно. При Траяне проба денария была понижена в 100 г., а микроэлементный анализ указывает на изменения в источниках металла, начиная с 103 г. (начиная с монет с надписью на реверсе SPQR OPTIMO PRINCIPI).
До 103 г. источник серебра был таким же, как при предшественниках Траяна, и, вероятно, был получен в результате переработки старых денариев. Начиная со 103 года, мы видим растущую зависимость от нового источника. Это вряд ли похоже на действия империи, которой не хватало запасов металла.
В 103–107 годах денарии были произведены исключительно из этого нового источника. Тем не менее, в следующем периоде, со 107 по 110 года, появляется зависимость от двух источников. Одним из них является новый источник металла, введенный в 103 г., другой выглядит как переработанный материал, но на этот раз разбавленный металлом из нового источника.
Структура этих двух источников продолжается до монет 116-117 годов, которые выглядят так, как будто они производятся исключительно из одного материала: нового источника, смешанного с небольшим количеством переработанного металла.
При Адриане мы перестаем видеть доказательства присутствия переработанных металлов. Все денарии всего времени его правления изготовлены исключительно из серебра этого нового источника.
Происхождение этого нового источника металла пока не может быть определено. Начало изменений в целом соответствует периоду сразу после завершения первой дакийской войны Траяна (102 г.). Возможно, этот приток металла был связан с этой войной, хотя в настоящее время у нас нет конкретных доказательств для такого предположения.
Схема, предложенная более ранними поколениями ученых, по которой Траян инициировал проект отзыва и переработки старой чеканки либо одновременно, либо после девальвации денария, явно ошибочна. Траян завершил переработку старой чеканки, и это была схема, начатая Нероном, инициатором новой чеканки золота и серебра для Римской империи.
Траян просто завершил процесс и вернул денарий к 80% стандарту содержания серебра незадолго до завершения этого процесса. Комментарий Кассиуса Дио относится к моменту, когда некогда огромное количество республиканских и до-неронских денариев было окончательно изъято из обращения, ставя реформу Нерона как новый «нулевой год» в римской денежной истории.
С серебром связаны удивительные факты и несколько мифов — некоторые мы подтвердим, другие развеем, и всё это будет интересно. Дисклеймер: мы не стремимся рассказать всё, а хотим дать вам общее понимание тех вещей, которые будут полезны при выборе украшений. Мы же ювелирная компания.
Если вы хотите глубоко разобраться в этих вопросах, стоит подумать о специальном образовании. Серебро — драгоценный металл белого цвета. Его плотность 10,5 г/см³, температура правления 960,5°С, температура кипения 2210°С, твёрдость по методу Бринелля в отожжённом состоянии (после отжига) 25 кгс/мм².
Неспециалисту эти цифры говорят мало, но они очень важны для тех, кто занимается обработкой материала.
Античное серебро
Производство значков, медалей и нагрудных знаков с покрытием античное (состаренное) серебро
Античное серебро — один из самых востребованных видов покрытий, которые мы изготавливаем. Значки с покрытием античное серебро часто обозначают другими терминами: значки под состаренное серебро или состаренные значки. Хоть термины и различаются, они очень похожи и отражают один и тот же тип покрытия у изделий.
Покрытие античное серебро для значков и медалей имеет свои положительные и отрицательные стороны, поэтому, выбирая именно это покрытие, обратите внимание на все его плюсы и минусы. Мы можем порекомендовать Вам это покрытие, но окончательное решение все равно остается за Вами.
Плюсами значков с покрытием античное серебро являются:
Нагрудный знак с покрытием античное серебро
Античное серебро — один из самых востребованных видов покрытий, которые мы изготавливаем. Значки с покрытием античное серебро часто обозначают другими терминами: значки под состаренное серебро или состаренные значки. Хоть термины и различаются, они очень похожи и отражают один и тот же тип покрытия у изделий.
Покрытие античное серебро для значков и медалей имеет свои положительные и отрицательные стороны, поэтому, выбирая именно это покрытие, обратите внимание на все его плюсы и минусы. Мы можем порекомендовать Вам это покрытие, но окончательное решение все равно остается за Вами.
Плюсами значков с покрытием античное серебро являются:
- при изготовлении рельефных значков одного этого покрытия и достаточно, чтобы создать очень выразительный значок. При изготовлении значков с покрытием античное серебро не требуется применения цветных эмалей
- при создании значков 3Д с мелкими элементами, все эти мелкие элементы прекрасно подчеркиваются античным покрытием: видны даже мельчайшие детали объемного дизайна
С этим последним свойством античных покрытий, и не только покрытие античное серебро, но и античная латунь и античное золото, связаны и особенности, которые в глазах некоторых заказчиков, могут выглядеть недостатками:
- античное покрытие поверхности подчеркивает мельчайшие недостатки значков и медалей: неровности, вмятины, мелкие царапины на поверхности значка. Это все было бы не видно на блестящих поверхностях (блеск маскирует их), а античные покрытия, наоборот, подчеркивают их.
- в процессе производства значков с античным серебром и другими античными покрытиями необходима шлифовка значков и медалей и после последующего античного покрытия этих изделий на всех изделиях, в различной степени, видна однонаправленная шлифовка (античные покрытия только подчеркивают их). Это технологическая особенность значков и медалей с античным покрытием, и все медали и значки античное серебро у всех производителей имеют подобную штриховку. Если Вы не хотите, чтобы она присутствовала на значках и медалях, Вам лучше выбрать не античное, а блестящее покрытие.
- на значках, и, особенно, медалях могут быть видны более темно окрашенные участки, примыкающие к элементам верхнего уровня, появившиеся за счет скопления гальванического раствора в местах около «возвышений» в значках и медалях (местах, которые лучше смачиваются и на них задерживается гальванический раствор).
С нашей точки зрения, эти особенности, наоборот, придают более изысканный вид медалям и значкам с покрытием античное серебро, но окончательный выбор остается за Вами.
Возможно, что Вам нужно не античное покрытие, а какое-то иное, у которого не будет подобных особенностей.
Античное серебро:
Очень характерная медаль с покрытием античное серебро. Видны характерные для античных покрытий локальные темные участки, возникшие вследствие шлифовки и большего смачивания отдельных участков медали.
Матовое серебро:
Возможно, разумная альтернатива покрытию античное серебро — покрытие матовое серебро. Это покрытие не что иное, как специальный спрей, которым покрывается весь значок или медаль. И в заключении, шлифуется (или не шлифуется) самый верхний уровень значка или медали.
Медали и значки античное серебро — изделия, в высшей степени, достойно выглядящие, не взирая на некоторые их особенности. Несмотря на эти особенности, мы рекомендуем античные покрытия в случаях, когда Вам нужно передать мельчайшие детали изображений на значках и медалях.
ООО «Наш Градъ» ИНН 7735105429
127083, Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 18Б стр.2
Часы работы: пн-пт с 09:30 до 17:30
тел. +7 495 646 1 456
И на неё нанесён тоненький слой серебра , который к тому же дополнительно обработан, чтобы придать этому серебру старинный вид (тусклый и зачернённый). По-английски antique означает не только " античный ", но ещё и "древний", "старинный" и даже "старомодный", так что тут просто переводчик попался не настоящий. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим. 0. Эвфемизм, означающий "посеребрение с чернением".
- https://zen.yandex.ru/media/id/5d3eee1904af1f00c460066a/serebro-svoistva-proby-pokrytiia-i-osobennosti-dragocennogo-metalla-5d4a887e03bdd400ac6a5421
- https://ancientcoins.mybb.ru/viewtopic.php?id=975
- https://ourcity.ru/antique_silver/