Первая мировая война не прошла бесследно и жизнь в начале ХХ века резко изменилась. Во всём чувствовался дух свободы. Красавицы 1920-х годов стали делать то, что раньше считалось неприемлемым: заниматься спортом, курить сигары, пить мартини, вести долгие беседы в джаз-клубах. По мере того, как менялась жизнь, менялся и гардероб. Девушки стали носить укороченные причёски и юбки.
Стиль эволюционировал, чтобы соответствовать свободному и активному образу жизни. Ювелирные тенденции тоже не остались в стороне. Они стали обтекаемыми и угловатыми, чтобы дополнить утончённый женский силуэт.
На фото: образ красавиц 1920-х годов.
В моду вошли геометрические формы: квадраты, треугольники, прямоугольники, шестиугольники и зигзаги. Общество требовало ярких и смелых оттенков. Поэтому экономический бум 1920-х годов позволил использовать для изготовления украшений крупные драгоценные камни: бриллианты, рубины, изумруды и сапфиры. Именно так возник период арт-деко.
Его до сих пор считают одним из самых продуктивных и революционных периодов в истории дизайна. Сегодня мы познакомимся с ним чуть ближе.
На фото: украшения в стиле арт-деко 1920-х годов.
С чего всё началось…
Доподлинно неизвестно откуда подул ветер перемен, который принёс стиль арт-деко. Кто-то говорит, что виной всему начало машиностроения и началось всё с Международной выставки декоративного искусства и современной промышленности, проходившей в Париже в 1925 году. Арт-деко стал визуальным воплощением модернистских принципов, которые прославляли триумф технологий и гладких, освобождающих форм века машин. Акцент делался на структуру и порядок.
На ювелирные украшения в стиле ар-деко оказало множество влияний, которые, по одному из убеждений, начали формироваться намного раньше. В 1909 году Серж Дягилев привез в Париж «Русский балет». Общество пришло в восторг от экзотических и ярких нарядов труппы.
На тот момент уже существовало увлечение Востоком, особенно Китаем и Японией, и поэтому в украшениях стали появляться мотивы, состоящие из вееров и масок. Драгоценные камни тоже присутствовали в нарядах. Костюмы расшивали нефритом, лазуритом, кораллами, бирюзой и другими самоцветами.
На фото: «Русский балет» Сержа Дягилева.
Раскопка гробницы Тутанхамона в 1922 году тоже повлияла на стиль арт-деко. Тогда весь мир увидел какие сокровища скрывают в себе Египетские пирамиды. Пьер Картье писал об этом событии так: «обнаружение гробницы внесёт радикальные изменения в ювелирную моду». И не ошибся.
На фото: сокровища гробницы Тутанхамона.
Стремительные, плавные линии и природные мотивы уступили место геометрическому дизайну. В моду вошли контраст и цвет. Драгоценности в стиле арт-деко были смелыми, отличались острыми углами и ровной поверхностью, линиями и объемом. В моду вошли комбинации камней: оникс, изумруды, рубины, нефрит, слоновая кость, лазурит и горный хрусталь.
Мы уже рассказывали в нашей статье «BVLGARI – три поколения ювелиров» про выдающегося мастера ХХ столетия, который творил в стиле арт-деко. Наряду с Сотирио Булгари украшения в этом стиле сочиняли и другие ювелиры: Van Cleef
Ар-нуво и Ар-деко. Рассказ о стилях.
Иллюстрации к эпохе ар-деко. Антикварные и винтажные украшения.
На фото: гарнитур в стиле арт-деко «Храм солнца» от ювелирного дома Maxim Demidov.
Часто говорят, что украшения в стиле ар-деко предназначены для смелых духом. Однако это именно те изделия, которые несут в себе непревзойдённую грацию. В этом часть красоты стиля ушедшей эпохи.
Источник: maxim-demidov.ru
Ювелирный конструктивизм: украшения в стиле ар деко
В 20-х годах 20 века общество твёрдо решило отвлечься от витых линий и блеклого колорита уходящего стиля ар нуво. Уже поздний ар нуво, или «модерн», радует крепнущим геометризмом. Крылышки ювелирных фей сменились крыльями аэропланов. Однако эти поиски на два года были прерваны Первой мировой войной. Период с конца Первой мировой войны и до начала Второй полностью принадлежит стилю ар деко (гидом по стилю может служить кинофильм «Великий Гетсби»).
В 1920-х годах, в пору «джаз-модерна», модные парижанки остригли волосы, укоротили юбки и упразднили рукава.
Возникла мода «гарсон». Роскошную вечернюю «брошь-кисть» днём заменяла бесконечная нить искусственного жемчуга или бусы из камней. Носили тяжелые пояса и браслеты (на запястье и иногда предплечье). Из новинок — двусоставная брошь с клипсовым замком (ею закалывали модные «труакары» – полупальто с рукавами три четверти).
Вызывали фурор наручные часы, которые как раз в начале 20 века вошли в обиход как и заменили привычные часы на цепочке (в нашей статье – история наручных часов). Часы отличались разнообразием форм, богатством декора и изяществом.
Стиль ар деко (в русском написании иногда озвучивают молчаливую t от Art Deco и пишут «стиль арт деко»), сложившийся во Франции к началу 1920-х годов, в итоге утвердился в США и большинстве стран Европы.
Черты ювелирного стиля ар деко (арт деко)
Музой ювелиров периода конструктивизма стала технократия. Это и определило черты украшений ар-деко — геометрические формы, прямые углы и линии, окружности и «поля» открытого, «типографического» цвета.
Задача стиля Art Deco — создать миф роскошной жизни в годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами.
Открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона разбудило интерес к Египту.
Фирма Картье открыла линию украшений в египетском стиле. Подвески из пластин нефрита в рубинах и алмазах, скарабей из дымчатого кварца с крыльями из голубого фаянса.
Дягилевские сезоны в Париже, постимпрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм — всё это формировало вкусы людей эпохи ар деко. Как и зрелище новейшей техники.
В стиле, отличном от всего и всех, создавал свои работы Жан Фуке (Jean Fouquet), сын Жоржа Фуке (знаменитого художника-ювелира прежней эпохи — ар нуво). В собраниях Парижа и Нью-Йорка хранятся работы Жана Фуке — брошь из слоновой кости и браслет — ни на что не похожие украшения. Это мотивы авангардистов начала века, кубизм в чистом виде.
Интересны и «небоскрёбы» — серьги из платины — другого парижского ювелира, Раймона Тамплие (Raymond Templier). В этих серьгах проявлены идеи конструктивизма. Тамплие украшал геометрические элементы своих «драгоценных конструкций» яркой эмалью или японским лаком.
Ювелиры Жан Фуке и Раймон Тамплие — истинные «гости из будущего».
Ювелирный Дом Картье – ар деко как основа
Изделия Дома Картье 1920-1930-х годов — это ярчайшие примеры становления нового ювелирного стиля.
Поначалу Картье предпочитал простые композиции и ясные формы,- круг или сегмент, наиболее «женственные», по мнению мастера.
Позднее он «освоил» остальные фигуры. Украшения с простым и четким силуэтом из оникса, горного хрусталя, нефрита, перламутра он украшал бриллиантами и другими драгоценными камнями — в тонкой цветовой гамме.
Но скоро мастера Дома Картье разработали «белый ар деко», где белая платина и бриллианты сочетались с чёрным ониксом и чёрной эмалью. Эта игра черных и белых пятен создала своеобразный мотив «шкура пантеры».
Этот мотив использовали и при оформлении наручных часов. «Белый ар деко», пожалуй, не только обогатил фирму, но и помог становлению нового стиля в целом. В это время на «цветном фронте» выполняли броши-«вазы с фруктами» или «корзины с цветами», из рубинов, изумрудов и сапфиров . Мотив корзины с цветами был весьма характерен для украшений в стиле ар деко.
Выставка декоративных искусств и современной промышленности в 1925 году в Париже стала триумфом Дома Картье. Произведения Фуке, Сандоза, Тамплие, Бушерона, Картье, Деспре, Ван Клифа, Мобуссена и других французских ювелиров показали рождение эстетики новой эпохи. Золотую медаль получил парижский ювелир Жорж Мобуссен, уже весьма известный в высшем обществе.
Ар-деко — последний большой стиль XX века
Ар-деко считается последним большим стилем XX века. Что значит — «большим»? Дело в том, что стиль ар-деко затронул значительную, большую часть жизни западной цивилизации — архитектуру, кулинарию, литературу, музыку, прикладное и светское искусство, спорт, fashion, украшения и часы, а также (наверное, это самое важное) манеру жизни и поведения человека в обществе.
В западной исторической традиции, которая весьма отличается от традиции советско-российской, время влияния ар-деко принято называть «эпохой между двумя войнами». Западная цивилизация тогда находилась в чрезвычайно сложной ситуации: пережив ужасы первой мировой войны, она подсознательно (а психоанализ — еще один важный продукт ар-деко) готовилась к войне новой, еще более кровопролитной, чем первая. И тем ближе наступал роковой конец 1930-х, чем ближе была новая (вторая) мировая война, тем тяжеловесней, помпезнее и тревожней становился стиль ар-деко.
Ар-деко пришел на смену еще одному «большому» стилю — ар-нуво, или же модерну в российском значении. Целью модерна, возникшего в Европе 1890-х годах, было разрушение, размывание классического реалистического искусства, а вот задачей ар-деко — уже решительное восстановление именно такого убедительного и симметричного искусства в новых ипостасях и новейших орнаментах.
Интересно, что первые такты стиля ар-деко появились именно в ювелирном искусстве. В 1915 году легендарный французский дом Cartier представил в витрине флагманского бутика на парижской Rue de la Paix женские часы на подвеске с орнаментом «пантера». Необычное драгоценное изделие имело четко выраженную геометрически симметричную форму (прямоугольник) и броский, лаконичный, графический рисунок — черно-белый, созданный из платины, белых бриллиантов и черного оникса.
Собственно, эту вещь Cartier заслуженно считают дебютом стиля ар-деко, практически его художественным манифестом. Тем удивительнее выглядит следующее обстоятельство: окончательно ар-деко оформился и получил свое название лишь спустя десять лет, в 1925 году — после Выставки декоративного искусства в Париже.
Именно на этой выставке многие марки изобразительного искусства, fashion, тканей, стекла, фарфора, столового серебра, драгоценных металлов и часов, показали свои персональные произведения, выполненные в духе ар-деко. Дело стояло за малым: как-то красиво назвать новый стиль. Art-deco, или же декоративное искусство, все исключительно просто!
Несколько слов о том, как изменился в эпоху ар-деко костюм: вместо загадочных и тонких одеяний модерна, такой сложной и трепетной моды Поля Пуаре, дизайнеры (и прежде всего, революционерка Габриэль Шанель) предложили динамичные и довольно простые костюмы для коктейля, спорта и пляжа. Входит в моду совершенно другая женская фигура: a la garçonne, «под мальчика», что ознаменовалось практически полным отсутствием груди и снижением линии талии — практически до бедер.
Кардинально изменились стрижки: они были также «под мальчика» вместо модернистского художественного «хаоса». Изменились светские манеры, ставшие более смелыми, сексуальными и развязными. Изменилась кухня и напитки: на смену утомительным семейным обедам и ужинам пришел стремительный светский коктейль, а вместо классического вина и шампанского публика стала употреблять рискованные и необычные «миксы» (или же коктейли). Еще одно название времени ар-деко — коктейльная эпоха.
Разумеется, радикально и броско преобразились часы и ювелирные украшения. Вместо короткого чокера модерна — длинный, почти бесконечный сотуар ар-деко (цепочка, которая завершалась в районе бедер большим стразом). Вместо фамильных белых бриллиантов — огромные яркие сверкающие искусственные стразы, а также цветной искусственный жемчуг (его ввела в моду Шанель, обожавшая бижутерию). В моду вошли спорт (теннис, футбол, горные лыжи, фигурное катание, автомобильные гонки), яхтинг и пляж с неизменным загаром и курорты — от Довилля до Биарицца и Монте-Карло. Вошли в моду и дальние путешествия, а также стало популярным национальное искусство дальнего Востока — Японии, Китая и Индии.