Возраст Базарова — около 30 лет. Он старше Аркадия Кирсанова, которому 23 года, и примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет: «. мы оба уже не первой молодости, особенно я. » «. на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем. «
Внешность: «. человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. » «. Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. » «. Не правда ли, какое у него славное лицо. » «. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. «
Базаров — сын простого лекаря: «. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое. «
Происхождение: «. Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. » Базаров не дворянин. Его мать — потомственная дворянка, но отец (штабс-лекарь) — непотомственный дворянин: «. Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать. » «. я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная. » (отец Базарова о себе) Базаров — бедный, но гордый человек: «. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. «
10 класс. Базаров — нигилист. Трагедия Е.Базарова. Болезнь и смерть героя.
Базаров учится на доктора: «. Он в будущем году хочет держать на доктора. » «. А! он по медицинскому факультету. «
Базаров занимается естественными науками: «. Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. » «. он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними. «
Базаров — самоуверенный человек: «. лицо выражало самоуверенность и ум. » «. И ведь тоже думал задача есть, ведь я гигант. «
Базаров — умный мужчина: «. Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек. » «. лицо выражало ум. «
Базаров — нигилист по убеждениям: «. Он нигилист Который ко всему относится с критической точки зрения Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. » «. вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им? – Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все. «
Базаров — бунтарь в душе: «. Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле. «
Базаров — простой человек: «. Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь. » «. чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает. «
Базаров не любит «церемоний»: «. Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит. » «. Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна. » Базаров не танцует на балах в отличие от остальных людей: «. Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал. «
Смерть Базарова. Почему Базаров так странно умирает?
Базаров — неразговорчивый и некрасноречивый человек. Он не любит «красиво» говорить: «. Базаров вообще говорил мало в присутствии «старичков Кирсановых». » «. Я нахожу, что говорить красиво – неприлично. «
Базаров — развязный человек: «. Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. «
У Базаров небрежные манеры: «. Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. » «. встретив его быстрый и небрежный взгляд. «
Базаров — неробкий человек: «. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно. «
Базаров — насмешливый, ироничный человек: «. Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово. » «. он тотчас же встряхнул головой, иронически поздравил себя «с формальным поступлением в селадоны*». » (*селадон — волокита)
Базаров любит шутить и подтрунивать: «. он пришел и, по обыкновению полушутя, полузевая, просидел у ней. » «. Вам все желательно шутить, – ответил Павел Петрович. » «. Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал. «
Базаров — самолюбивый человек: «. И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович. » «. тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. «
Базаров — спокойный, флегматичный мужчина: «. Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров. «. флегматически заметил Базаров. «
Базаров — надменный человек: «. Базаров надменно выпрямился. » «. с надменною гордостию отвечал Базаров. «
Базаров — циник (по мнению Павла Петровича): «. Павел Петрович считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем. «
Базаров — самонадеянный человек: «. не имеем той дерзкой самонадеянности. «
Базаров ко всему относится критически: «. Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои. » «. Вы опасный господин; вы такой критик. » «. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста. «
Базаров — презрительный человек: «. Увы! презрительно пожимавший плечом. » «. воскликнул Базаров с презрительною усмешкой. «
Базаров — холодный человек: «. Базаров и тут остался холоден как лед. » «. Холодная усмешка скривила губы Базарова. «
Базаров — хладнокровный человек: «. Что, он всегда у вас такой? – хладнокровно спросил Базаров у Аркадия. » «. Город как город, – хладнокровно заметил Базаров. «
Базаров — «хищный», агрессивный человек: «. Он хищный, а мы с вами ручные Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нем это есть. » «. мы драться хотим. » «. нам это скучно – нам других подавай! нам других ломать надо. «
Базаров — энергичный, деятельный человек: «. в энергической по прежнему фигуре. » Базаров — резкий человек: «. Базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. » «. Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся, – заметил Аркадий. – Ты его оскорбил. » Базаров бывает строг с людьми: «. Строг же ты сегодня, Евгений Васильич. «
Базаров — твердый, жесткий человек: «. согласитесь, хоть я и не мягкое существо. » «. многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия. «
Базаров не признает искусство: «. Вы, стало быть, искусства не признаете. » «. не предполагаете во мне художественного смысла, – да, во мне действительно его нет. «
Базаров равнодушен к природе: «. Катя обожала природу Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров. «
Базаров ни перед чем не преклоняется: «. мы теперь вообще ни перед кем не преклоняемся. «
Базаров смеется над современной медициной: «. мы теперь вообще над медициной смеемся. » «. Ты хоть и смеешься над медициной, а я уверен, можешь подать мне дельный совет. «
Базаров не верит в романтическую любовь: «. любовь… ведь это чувство напускное. » «. но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни. «
Базаров не любит романтику: «. И охота же быть романтиком в нынешнее время. » «. Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, – перебил Базаров.
Базаров не верит в брак: «. Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал. » (Базаров Аркадию)
Базаров — волевой человек: «. Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например. » «. человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях. «
Базаров рано встает: «. он обыкновенно встает рано и отправляется куда нибудь. «
Базаров — трудолюбивый человек: «. Аркадий сибаритствовал, Базаров работал. » «. Базаров работал упорно и угрюмо. «
Базаров — хороший лекарь: «. В ее глазах он и доктор был отличный. » «. Павел Петрович уже лежал в постели с искусно забинтованною ногой. «
Базаров легко общается с людьми, которые ниже его по статусу: «. Базаров, который владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно. «
Базаров — честный, прямой человек: «. Базаров объявил ей о своем отъезде не с мыслию испытать ее, посмотреть, что из этого выйдет: он никогда не «сочинял».
Базаров — скромный человек: «. Вы очень скромны. » (Одинцова о Базарове) «. Не знаю, хвастаться не хочу. «
Базаров — необычный, незаурядный человек: «. вы человек не из числа обыкновенных. » «. в пошлости никто бы не упрекнул Базарова. » (непошлый — то есть незаурядный)
Базаров не хочет быть ничтожеством: «. мои родители не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… я чувствую только скуку да злость. «
Базаров не любит говорить о чувствах: «. вы меня извините… я вообще не привык высказываться. » «. я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний. » (отец Базаров о сыне)
Базаров — бескорыстный человек: «. Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий. «
Базаров — совестливый человек: «. Да и совестно как-то от него запираться. «
Базаров — добрый человек в глубине души: «. как мне вас благодарить; такой вы добрый, право. » (мнение Фенечки)
Базаров ценит женскую красоту: «. Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты. » При этом Базаров не уважает женщин и называет их «бабами»: «. Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа. » (об Одинцовой) «. «Вот тебе раз! бабы испугался!». » Базаров считает, что красивым женщинам не нужно быть умными: «. по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды. «
Базаров умирает в молодом возрасте от заражения смертельной инфекцией — тифом: «. Я сегодня ездил в деревню, знаешь – откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался. » «. Если я заразился, так уж теперь поздно. «
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Об этом полезно знать:
Тема 1.2. Функциональное зонирование городов Одним из основных принципов рациональной территориальной организации города является его функциональное зонирование.
Радиационно опасные объекты Радиационно опасные объекты (РОО) — это объекты, при аварии на которых или при разрушении которых может произойти выход.
Идентификация товаров В различных источниках существует множество определений идентификации товаров.
Нормальное распределение Нормальное распределение – наиболее часто встречающийся вид распределения.
Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ Конституция РФ предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Источник: studopedia.ru
Отношение Базарова к природе. «Отцы и дети»: характеристика Базарова
Тургенев, будучи сам дворянского происхождения, задумывал изобразить своего героя неприглядно, акцентировать внимание читателей на бездушности нигилистов. И отношение Базарова к природе ярчайший маркер авторской идеи.
История создания
Иван Сергеевич Тургенев – писатель, чей вклад в развитие русской литературы 19 века практически неоценим. И не зря роман «Отцы и дети» является программным произведением писателя.
Летом 1860 г. возник замысел романа. Впервые упоминает о нем Тургенев в письме к Е. Е. Ламберт и говорит о своей задумке как о «большой повести». Писатель планирует быстро закончить работу, но удается ему это на полгода позже. В итоге роман был завершен в июле-августе 1861 года.
Но окончательная подготовка к изданию завершается лишь в 1862 году. Больше Тургенев роман не правил, лишь устранял опечатки.
Мнение Тургенева о своем романе
Одно из изданий «Отцов и детей» автор посвятил специально В. Г. Белинскому. Этим Тургенев заявлял о верности идеям, связанным с именем великого русского критика, и о беспочвенности обвинений, которые сыпались в его адрес от русских революционных демократов, посчитавших, что в образе Базарова Тургенев хотел изобразить именно их. Кроме посвящения, Тургенев хотел поместить предисловие к роману, но друзья его отговорили.
Обсуждение романа
Роман имел большой резонанс в обществе. Практически все газеты откликнулись на выход произведения статьями и очерками.
«Отцы и дети» вызвали множество разногласий как среди единомышленников Тургенева, так и политических противников. Выбрав в герои демократа-материалиста, отвергающего дворянские традиции и провозглашающего новые принципы отношений между людьми, писатель сумел показать общечеловеческую ценность этих новых идеалов, которые пока еще только начинают появляться. Базаров – герой нового поколения, он возбуждал интерес и вызывал споры.
Таким образом, Тургенев отобразил в своем романе конфликт его эпохи, поставив ряд проблем, в первую очередь о роли и характере «нового человека», человека-деятеля.
Система образов романа
Главный герой «Отцов и детей» стал рупором для идей революционной демократии, как и задумывал Тургенев. Базаров противопоставляется либералам из дворянского сословия. Его образ является ключевым в композиции романа, все события, так или иначе, связаны с ним.
Все действующие лица произведения раскрываются только за счет взаимодействия с Базаровым, и при этом всегда будут оттенять или акцентировать внимание на личности главного героя. Раскрыть их образ необходимо, чтобы подчеркнуть ум Базарова, его превосходство, силу души, одиночество, от которого он страдает в окружении аристократии.
Образ Базарова
В основе сюжета лежит столкновение Базарова с аристократическим миром. Злободневен и актуален для современников мир романа «Отцы и дети». Базаров, характеристика которого говорит о нем, как о герое своего времени, — разночинец, демократ, человек трудящийся. Он далек от аристократических условностей и этикета.
В столкновении с другими персонажами проявляются лучшие качества Базарова. Споры с Павлом Петровичем раскрывают глубину суждений, зрелость ума, ненависть к рабству и барству. Дружба с Аркадием – способность убеждать в своей правоте других, быть наставником.
Евгений Базаров – независимая, гордая натура, которая не склоняется перед авторитетами. Главное для него – осмыслить. Когда Базаров о природе говорит, в нем сразу проявляется натура ученого, что было типично для шестидесятников. Ему надо исследовать, понимать и применять, а не бездумно созерцать.
Тургенев проводит своего героя через испытания: сначала любовью, потом смертью. Влюбляясь в Одинцову, женщину гордую и смелую, Базаров забывает про нигилизм, он полностью отдается чувству. Но на пороге смерти он вновь верен себе и бесстрашно готов принять смерть. Именно в этой сцене, последней сцене для Базарова, проявляется вся сила его души, непоколебимость убеждений и стремлений.
Отношение Базарова к природе
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник» — в этой фразе воплощается вся суть отношения главного героя к миру. Не видит он красоты в природе, да и нигде ее не видит, потому что главное – польза и дело.
Отношение Базарова к природе однозначно – для него она мастерская. Природа создана не для пустого любования, а для того, чтобы ее изучать, преобразовывать, изменять по мере необходимости. Единственное, что может поколебать эту уверенность – любовь. Нигилист не может любить, так как отрицает само это чувство. Но с появлением Одинцовой мир преображается, он уже не только мастерская.
Базаров и Одинцова
Любовная линия имеет огромное значение для романа «Отцы и дети». Базаров, характеристика которого до встречи с Анной Одинцовой была однозначно нигилистической, меняется на совершенно противоположную. Его идеалы рушатся, представления о мире трансформируются, он начинает сомневаться в себе и своих убеждениях.
Анна, умная и красивая женщина, сразу же привлекает внимание Базарова, он чувствует в ней родственную душу. После беседы с ней герой понимает, что влюбился. Одинцова раскрывает себя как человека со своими убеждениями и взглядами, она может вести беседу на равных и не уступать Евгению ни в чем.
Признание Базарова в любви изображено Тургеневым очень драматично. Одинцова первая приглашает Евгения к разговору по душам, постепенно становится понятно, что она влюблена в него. Но Анна добивается того, чтобы он сделал признание первым.
Базаров в этот момент разрываем противоречиями: он любит и злится одновременно. Как нигилист он не может принять любовь, она сделает его ничтожным и жалким. Для него, сильной личности, полюбить означает поддаться слабости, стать безвольным. Но постепенно к нему приходит понимание, что противостоять этой «болезни» он уже не в силах.
Любовь повергает в крах теории Базарова и доводит до разочарования в себе. Однако в этот момент его больше всего тревожит то, что Одинцова не решится на взаимные чувства.
Страхи Евгения оправдались, они остались только друзьями.
Заключение
Изображение природы для творчества Тургенева всегда было значимым. Вспомнить хотя бы «Записки охотника», где многие абзацы посвящены ее описаниям. Поэтому отношение Базарова к природе говорит о многом. Автор акцентирует внимание на бесчувственности героя, а затем подводит его к любви, и тогда становится ясно, что все это напускное. Отрицание красоты оказывается для Евгения самообманом.
Источник: fb.ru
Дерево как символическая деталь в романе Тургенева «Отцы и дети»
ДЕРЕВО КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕТАЛЬ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Описание пейзажа, характеристики героев через отношение к природе — все это занимает большое место в произведениях Тургенева. Любовь к природе и частые обращения к ней в произведениях сделали автора знатоком пейзажной характеристики. Говоря о природе в романе «Отцы и дети», прежде всего читатель вспомнит лес или, более конкретно, — дерево. И это имеет свой смысл, ведь некоторые герои романа имеют прямое отношение к лесу и дереву.
Сомнений не вызовет утверждение, что многие герои «Отцов и детей» зооморфны. Например, Николая Петровича Базаров прямо называет божьей коровкой, а Фенечка — кошечка во сне Базарова. А что же сам Базаров? Его уже труднее сопоставить с каким-либо животным. Возможно, он сам сопоставляет себя с лягушкой, считая, что все люди все равно что лягушка.
Говоря о Базарове, нужно сказать, что он, наверное, единственный герой, у которого есть талисманы. И здесь показывает свое влияние природа, к которой Базаров относится равнодушно, даже с цинизмом: «Природа не храм, а мастерская, и человек — в ней работник». А ведь именно природа дала ему один из его талисманов — осину.
Но осина дерево очень необычное, она забирает энергию, и на нем даже вешали преступников. Почему же именно осина стала талисманом Базарова? Возможно, потому что Базаров и сам похож на осину. В разговоре с ним многие терялись, смущались, не зная, как вести себя, он как будто забирал энергию у людей, общавшихся с ним.
Наверное, это и стало причиной того, что Аркадий Кирсанов последовал за Базаровым, хотя в душе не был нигилистом. Но в то же время есть версия о том, что из осины был сделан крест Христа, то есть в осине присутствует положительное начало. И, безусловно, нельзя отрицать положительные качества Базарова как человека умного и достаточно образованного. Базаров — лягушка, а ведь только она может обращаться к Богу.
Афоризмом стали слова Базарова о том, что ни один ботаник не станет рассматривать каждую березу отдельно. И говорил это Базаров, сравнивая березы с людьми. Его собственная жизнь убедила его в обратном. Он встретил такую необычную, немного таинственную женщину, как Одинцова, и полюбил ее, хотя до встречи с Одинцовой презрительно отзывался о женщинах, говорил, что свободно мыслит между женщинами только урод. А ведь береза, с которой он сравнивал людей, — дерево, которое отдает энергию, в отличие от осины.
Еще один яркий персонаж «Отцов и детей» — это Павел Петрович Кирсанов. И если Базарова мы сравниваем с осиной, то Павел Петрович — это лес. Лес состоит из деревьев-людей, что говорит отчасти в его пользу, отчасти — нет.
Павел Петрович — человек достаточно сильный, но все же он не смог побороть себя при встрече с княгиней Р. Именно в лесу живут божьи коровки, и кошку можно там найти, и лягушку. Поэтому, наверное, Павел Петрович в результате начинает понимать Базарова, ведь лягушка — талисман Базарова. У Базарова с Павлом Петровичем больше сходства, чем различий, и это подтверждается тем, что лягушка живет в лесу. И еще Базаров — это и червь, и орел и Павел Петрович — и апостол Павел, и «маленький».
Мотив дерева мы видим и во время встречи Аркадия Кирсанова с Катей Одинцовой. Они сидели под ясенем, который способствовал их любви, оберегал. Они, наверное, почувствовали это и поэтому встречались именно там.
В сцене под стогом, когда там отдыхали Базаров и Аркадий, присутствует мотив дерева. Падает кленовый лист. А кленовый лист напоминает крест и принимает значение ключа к жизни, обращения к Богу.
И в переломном моменте романа — дуэли — тоже присутствует мотив дерева: дуэль проходила за рощей, эта роща скрывала дуэлянтов, и никто не догадался о том, что же на самом деле произошло между Базаровым и Павлом Петровичем.
Базаров, всю жизнь насмехавшийся над прекрасным, в конце жизни задумался, зачем он жил, нужен ли он России? Любовь и природа победили его холодность и равнодушие, и над его могилой мы видим две прекрасные елки, посаженные заботливыми рукам! его родителей.
Мотив леса и дерева прослеживается на протяжении практически всего романа и имеет немаловажное значение. Это и средство характеристики персонажей, и средство выражения авторской позиции. Надо обладать большим мастерством, чтобы, казалось бы, небольшие детали сделать значимыми. И Тургенев, обладая этим даром, вложил неоспоримый по важности и необходимости смысл в описания и упоминания леса и дерева.
Дата добавления: 13.07.2001
База рефератов на портале KM.RU существует с 1999 года. Она пополнялась не только готовыми рефератами, докладами, курсовыми, но и авторскими публикациями, чтобы учащиеся могли использовать их и цитировать при самостоятельном написании работ.
Это популяризирует авторские исследования и научные изыскания, что и является целью работы истинного ученого или публициста. Таким образом, наша база — электронная библиотека, созданная в помощь студентам и школьникам.
Источник: www.km.ru