Базаров о талисман базарова

Возраст Базарова — около 30 лет. Он старше Аркадия Кирсанова, которому 23 года, и примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет: «. мы оба уже не первой молодости, особенно я. » «. на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем. «

Внешность: «. человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. » «. Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. » «. Не правда ли, какое у него славное лицо. » «. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. «

Базаров — сын простого лекаря: «. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое. «

Происхождение: «. Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. » Базаров не дворянин. Его мать — потомственная дворянка, но отец (штабс-лекарь) — непотомственный дворянин: «. Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать. » «. я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная. » (отец Базарова о себе) Базаров — бедный, но гордый человек: «. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. «

10 класс. Базаров — нигилист. Трагедия Е.Базарова. Болезнь и смерть героя.

Базаров учится на доктора: «. Он в будущем году хочет держать на доктора. » «. А! он по медицинскому факультету. «

Базаров занимается естественными науками: «. Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. » «. он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними. «

Базаров — самоуверенный человек: «. лицо выражало самоуверенность и ум. » «. И ведь тоже думал задача есть, ведь я гигант. «

Базаров — умный мужчина: «. Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек. » «. лицо выражало ум. «

Базаров — нигилист по убеждениям: «. Он нигилист Который ко всему относится с критической точки зрения Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. » «. вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им? – Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все. «

Базаров — бунтарь в душе: «. Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле. «

Базаров — простой человек: «. Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь. » «. чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает. «

Базаров не любит «церемоний»: «. Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит. » «. Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна. » Базаров не танцует на балах в отличие от остальных людей: «. Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал. «

Смерть Базарова. Почему Базаров так странно умирает?

Базаров — неразговорчивый и некрасноречивый человек. Он не любит «красиво» говорить: «. Базаров вообще говорил мало в присутствии «старичков Кирсановых». » «. Я нахожу, что говорить красиво – неприлично. «

Читайте также:
Талисман в виде клевера

Базаров — развязный человек: «. Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. «

У Базаров небрежные манеры: «. Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. » «. встретив его быстрый и небрежный взгляд. «

Базаров — неробкий человек: «. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно. «

Базаров — насмешливый, ироничный человек: «. Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово. » «. он тотчас же встряхнул головой, иронически поздравил себя «с формальным поступлением в селадоны*». » (*селадон — волокита)

Базаров любит шутить и подтрунивать: «. он пришел и, по обыкновению полушутя, полузевая, просидел у ней. » «. Вам все желательно шутить, – ответил Павел Петрович. » «. Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал. «

Базаров — самолюбивый человек: «. И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович. » «. тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. «

Базаров — спокойный, флегматичный мужчина: «. Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров. «. флегматически заметил Базаров. «

Базаров — надменный человек: «. Базаров надменно выпрямился. » «. с надменною гордостию отвечал Базаров. «

Базаров — циник (по мнению Павла Петровича): «. Павел Петрович считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем. «

Базаров — самонадеянный человек: «. не имеем той дерзкой самонадеянности. «

Базаров ко всему относится критически: «. Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои. » «. Вы опасный господин; вы такой критик. » «. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста. «

Базаров — презрительный человек: «. Увы! презрительно пожимавший плечом. » «. воскликнул Базаров с презрительною усмешкой. «

Базаров — холодный человек: «. Базаров и тут остался холоден как лед. » «. Холодная усмешка скривила губы Базарова. «

Базаров — хладнокровный человек: «. Что, он всегда у вас такой? – хладнокровно спросил Базаров у Аркадия. » «. Город как город, – хладнокровно заметил Базаров. «

Базаров — «хищный», агрессивный человек: «. Он хищный, а мы с вами ручные Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нем это есть. » «. мы драться хотим. » «. нам это скучно – нам других подавай! нам других ломать надо. «

Базаров — энергичный, деятельный человек: «. в энергической по прежнему фигуре. » Базаров — резкий человек: «. Базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. » «. Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся, – заметил Аркадий. – Ты его оскорбил. » Базаров бывает строг с людьми: «. Строг же ты сегодня, Евгений Васильич. «

Базаров — твердый, жесткий человек: «. согласитесь, хоть я и не мягкое существо. » «. многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия. «

Базаров не признает искусство: «. Вы, стало быть, искусства не признаете. » «. не предполагаете во мне художественного смысла, – да, во мне действительно его нет. «

Базаров равнодушен к природе: «. Катя обожала природу Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров. «

Базаров ни перед чем не преклоняется: «. мы теперь вообще ни перед кем не преклоняемся. «

Базаров смеется над современной медициной: «. мы теперь вообще над медициной смеемся. » «. Ты хоть и смеешься над медициной, а я уверен, можешь подать мне дельный совет. «

Базаров не верит в романтическую любовь: «. любовь… ведь это чувство напускное. » «. но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни. «

Читайте также:
Какое животное является моим талисманом

Базаров не любит романтику: «. И охота же быть романтиком в нынешнее время. » «. Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, – перебил Базаров.

Базаров не верит в брак: «. Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал. » (Базаров Аркадию)

Базаров — волевой человек: «. Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например. » «. человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях. «

Базаров рано встает: «. он обыкновенно встает рано и отправляется куда нибудь. «

Базаров — трудолюбивый человек: «. Аркадий сибаритствовал, Базаров работал. » «. Базаров работал упорно и угрюмо. «

Базаров — хороший лекарь: «. В ее глазах он и доктор был отличный. » «. Павел Петрович уже лежал в постели с искусно забинтованною ногой. «

Базаров легко общается с людьми, которые ниже его по статусу: «. Базаров, который владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно. «

Базаров — честный, прямой человек: «. Базаров объявил ей о своем отъезде не с мыслию испытать ее, посмотреть, что из этого выйдет: он никогда не «сочинял».

Базаров — скромный человек: «. Вы очень скромны. » (Одинцова о Базарове) «. Не знаю, хвастаться не хочу. «

Базаров — необычный, незаурядный человек: «. вы человек не из числа обыкновенных. » «. в пошлости никто бы не упрекнул Базарова. » (непошлый — то есть незаурядный)

Базаров не хочет быть ничтожеством: «. мои родители не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… я чувствую только скуку да злость. «

Базаров не любит говорить о чувствах: «. вы меня извините… я вообще не привык высказываться. » «. я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний. » (отец Базаров о сыне)

Базаров — бескорыстный человек: «. Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий. «

Базаров — совестливый человек: «. Да и совестно как-то от него запираться. «

Базаров — добрый человек в глубине души: «. как мне вас благодарить; такой вы добрый, право. » (мнение Фенечки)

Базаров ценит женскую красоту: «. Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты. » При этом Базаров не уважает женщин и называет их «бабами»: «. Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа. » (об Одинцовой) «. «Вот тебе раз! бабы испугался!». » Базаров считает, что красивым женщинам не нужно быть умными: «. по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды. «

Базаров умирает в молодом возрасте от заражения смертельной инфекцией — тифом: «. Я сегодня ездил в деревню, знаешь – откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался. » «. Если я заразился, так уж теперь поздно. «

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Об этом полезно знать:

Тема 1.2. Функциональное зонирование городов Одним из основных принципов рациональной территориальной организации города является его функциональное зонирование.
Радиационно опасные объекты Радиационно опасные объекты (РОО) — это объекты, при аварии на которых или при разрушении которых может произойти выход.
Идентификация товаров В различных источниках существует множество определений идентификации товаров.
Нормальное распределение Нормальное распределение – наиболее часто встречающийся вид распределения.
Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ Конституция РФ предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Читайте также:
Статица талисман желто синий отзывы

Источник: studopedia.ru

Отношение Базарова к природе. «Отцы и дети»: характеристика Базарова

Тургенев, будучи сам дворянского происхождения, задумывал изобразить своего героя неприглядно, акцентировать внимание читателей на бездушности нигилистов. И отношение Базарова к природе ярчайший маркер авторской идеи.

История создания

отношение базарова к природе

Иван Сергеевич Тургенев – писатель, чей вклад в развитие русской литературы 19 века практически неоценим. И не зря роман «Отцы и дети» является программным произведением писателя.

Летом 1860 г. возник замысел романа. Впервые упоминает о нем Тургенев в письме к Е. Е. Ламберт и говорит о своей задумке как о «большой повести». Писатель планирует быстро закончить работу, но удается ему это на полгода позже. В итоге роман был завершен в июле-августе 1861 года.

Но окончательная подготовка к изданию завершается лишь в 1862 году. Больше Тургенев роман не правил, лишь устранял опечатки.

Мнение Тургенева о своем романе

Одно из изданий «Отцов и детей» автор посвятил специально В. Г. Белинскому. Этим Тургенев заявлял о верности идеям, связанным с именем великого русского критика, и о беспочвенности обвинений, которые сыпались в его адрес от русских революционных демократов, посчитавших, что в образе Базарова Тургенев хотел изобразить именно их. Кроме посвящения, Тургенев хотел поместить предисловие к роману, но друзья его отговорили.

Обсуждение романа

Роман имел большой резонанс в обществе. Практически все газеты откликнулись на выход произведения статьями и очерками.

«Отцы и дети» вызвали множество разногласий как среди единомышленников Тургенева, так и политических противников. Выбрав в герои демократа-материалиста, отвергающего дворянские традиции и провозглашающего новые принципы отношений между людьми, писатель сумел показать общечеловеческую ценность этих новых идеалов, которые пока еще только начинают появляться. Базаров – герой нового поколения, он возбуждал интерес и вызывал споры.

Таким образом, Тургенев отобразил в своем романе конфликт его эпохи, поставив ряд проблем, в первую очередь о роли и характере «нового человека», человека-деятеля.

Система образов романа

отцы и дети базаров характеристика

Главный герой «Отцов и детей» стал рупором для идей революционной демократии, как и задумывал Тургенев. Базаров противопоставляется либералам из дворянского сословия. Его образ является ключевым в композиции романа, все события, так или иначе, связаны с ним.

Все действующие лица произведения раскрываются только за счет взаимодействия с Базаровым, и при этом всегда будут оттенять или акцентировать внимание на личности главного героя. Раскрыть их образ необходимо, чтобы подчеркнуть ум Базарова, его превосходство, силу души, одиночество, от которого он страдает в окружении аристократии.

Образ Базарова

В основе сюжета лежит столкновение Базарова с аристократическим миром. Злободневен и актуален для современников мир романа «Отцы и дети». Базаров, характеристика которого говорит о нем, как о герое своего времени, — разночинец, демократ, человек трудящийся. Он далек от аристократических условностей и этикета.

базаров герой

В столкновении с другими персонажами проявляются лучшие качества Базарова. Споры с Павлом Петровичем раскрывают глубину суждений, зрелость ума, ненависть к рабству и барству. Дружба с Аркадием – способность убеждать в своей правоте других, быть наставником.

Евгений Базаров – независимая, гордая натура, которая не склоняется перед авторитетами. Главное для него – осмыслить. Когда Базаров о природе говорит, в нем сразу проявляется натура ученого, что было типично для шестидесятников. Ему надо исследовать, понимать и применять, а не бездумно созерцать.

Тургенев проводит своего героя через испытания: сначала любовью, потом смертью. Влюбляясь в Одинцову, женщину гордую и смелую, Базаров забывает про нигилизм, он полностью отдается чувству. Но на пороге смерти он вновь верен себе и бесстрашно готов принять смерть. Именно в этой сцене, последней сцене для Базарова, проявляется вся сила его души, непоколебимость убеждений и стремлений.

Читайте также:
Амулеты и талисманы из Тайланда

Отношение Базарова к природе

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник» — в этой фразе воплощается вся суть отношения главного героя к миру. Не видит он красоты в природе, да и нигде ее не видит, потому что главное – польза и дело.

Отношение Базарова к природе однозначно – для него она мастерская. Природа создана не для пустого любования, а для того, чтобы ее изучать, преобразовывать, изменять по мере необходимости. Единственное, что может поколебать эту уверенность – любовь. Нигилист не может любить, так как отрицает само это чувство. Но с появлением Одинцовой мир преображается, он уже не только мастерская.

тургенев базаров

Базаров и Одинцова

Любовная линия имеет огромное значение для романа «Отцы и дети». Базаров, характеристика которого до встречи с Анной Одинцовой была однозначно нигилистической, меняется на совершенно противоположную. Его идеалы рушатся, представления о мире трансформируются, он начинает сомневаться в себе и своих убеждениях.

Анна, умная и красивая женщина, сразу же привлекает внимание Базарова, он чувствует в ней родственную душу. После беседы с ней герой понимает, что влюбился. Одинцова раскрывает себя как человека со своими убеждениями и взглядами, она может вести беседу на равных и не уступать Евгению ни в чем.

Признание Базарова в любви изображено Тургеневым очень драматично. Одинцова первая приглашает Евгения к разговору по душам, постепенно становится понятно, что она влюблена в него. Но Анна добивается того, чтобы он сделал признание первым.

Базаров в этот момент разрываем противоречиями: он любит и злится одновременно. Как нигилист он не может принять любовь, она сделает его ничтожным и жалким. Для него, сильной личности, полюбить означает поддаться слабости, стать безвольным. Но постепенно к нему приходит понимание, что противостоять этой «болезни» он уже не в силах.

Любовь повергает в крах теории Базарова и доводит до разочарования в себе. Однако в этот момент его больше всего тревожит то, что Одинцова не решится на взаимные чувства.

Страхи Евгения оправдались, они остались только друзьями.

Заключение

базаров о природе

Изображение природы для творчества Тургенева всегда было значимым. Вспомнить хотя бы «Записки охотника», где многие абзацы посвящены ее описаниям. Поэтому отношение Базарова к природе говорит о многом. Автор акцентирует внимание на бесчувственности героя, а затем подводит его к любви, и тогда становится ясно, что все это напускное. Отрицание красоты оказывается для Евгения самообманом.

Источник: fb.ru

Дерево как символическая деталь в романе Тургенева «Отцы и дети»

ДЕРЕВО КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕТАЛЬ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Описание пейзажа, характеристики героев через отношение к природе — все это занимает большое место в произведениях Тургенева. Любовь к природе и частые обращения к ней в произведениях сделали автора знатоком пейзажной характеристики. Говоря о природе в романе «Отцы и дети», прежде всего читатель вспомнит лес или, более конкретно, — дерево. И это имеет свой смысл, ведь некоторые герои романа имеют прямое отношение к лесу и дереву.

Сомнений не вызовет утверждение, что многие герои «Отцов и детей» зооморфны. Например, Николая Петровича Базаров прямо называет божьей коровкой, а Фенечка — кошечка во сне Базарова. А что же сам Базаров? Его уже труднее сопоставить с каким-либо животным. Возможно, он сам сопоставляет себя с лягушкой, считая, что все люди все равно что лягушка.

Говоря о Базарове, нужно сказать, что он, наверное, единственный герой, у которого есть талисманы. И здесь показывает свое влияние природа, к которой Базаров относится равнодушно, даже с цинизмом: «Природа не храм, а мастерская, и человек — в ней работник». А ведь именно природа дала ему один из его талисманов — осину.

Читайте также:
Destiny 2 сбалансированный талисман пробудившихся

Но осина дерево очень необычное, она забирает энергию, и на нем даже вешали преступников. Почему же именно осина стала талисманом Базарова? Возможно, потому что Базаров и сам похож на осину. В разговоре с ним многие терялись, смущались, не зная, как вести себя, он как будто забирал энергию у людей, общавшихся с ним.

Наверное, это и стало причиной того, что Аркадий Кирсанов последовал за Базаровым, хотя в душе не был нигилистом. Но в то же время есть версия о том, что из осины был сделан крест Христа, то есть в осине присутствует положительное начало. И, безусловно, нельзя отрицать положительные качества Базарова как человека умного и достаточно образованного. Базаров — лягушка, а ведь только она может обращаться к Богу.

Афоризмом стали слова Базарова о том, что ни один ботаник не станет рассматривать каждую березу отдельно. И говорил это Базаров, сравнивая березы с людьми. Его собственная жизнь убедила его в обратном. Он встретил такую необычную, немного таинственную женщину, как Одинцова, и полюбил ее, хотя до встречи с Одинцовой презрительно отзывался о женщинах, говорил, что свободно мыслит между женщинами только урод. А ведь береза, с которой он сравнивал людей, — дерево, которое отдает энергию, в отличие от осины.

Еще один яркий персонаж «Отцов и детей» — это Павел Петрович Кирсанов. И если Базарова мы сравниваем с осиной, то Павел Петрович — это лес. Лес состоит из деревьев-людей, что говорит отчасти в его пользу, отчасти — нет.

Павел Петрович — человек достаточно сильный, но все же он не смог побороть себя при встрече с княгиней Р. Именно в лесу живут божьи коровки, и кошку можно там найти, и лягушку. Поэтому, наверное, Павел Петрович в результате начинает понимать Базарова, ведь лягушка — талисман Базарова. У Базарова с Павлом Петровичем больше сходства, чем различий, и это подтверждается тем, что лягушка живет в лесу. И еще Базаров — это и червь, и орел и Павел Петрович — и апостол Павел, и «маленький».

Мотив дерева мы видим и во время встречи Аркадия Кирсанова с Катей Одинцовой. Они сидели под ясенем, который способствовал их любви, оберегал. Они, наверное, почувствовали это и поэтому встречались именно там.

В сцене под стогом, когда там отдыхали Базаров и Аркадий, присутствует мотив дерева. Падает кленовый лист. А кленовый лист напоминает крест и принимает значение ключа к жизни, обращения к Богу.

И в переломном моменте романа — дуэли — тоже присутствует мотив дерева: дуэль проходила за рощей, эта роща скрывала дуэлянтов, и никто не догадался о том, что же на самом деле произошло между Базаровым и Павлом Петровичем.

Базаров, всю жизнь насмехавшийся над прекрасным, в конце жизни задумался, зачем он жил, нужен ли он России? Любовь и природа победили его холодность и равнодушие, и над его могилой мы видим две прекрасные елки, посаженные заботливыми рукам! его родителей.

Мотив леса и дерева прослеживается на протяжении практически всего романа и имеет немаловажное значение. Это и средство характеристики персонажей, и средство выражения авторской позиции. Надо обладать большим мастерством, чтобы, казалось бы, небольшие детали сделать значимыми. И Тургенев, обладая этим даром, вложил неоспоримый по важности и необходимости смысл в описания и упоминания леса и дерева.

Дата добавления: 13.07.2001

База рефератов на портале KM.RU существует с 1999 года. Она пополнялась не только готовыми рефератами, докладами, курсовыми, но и авторскими публикациями, чтобы учащиеся могли использовать их и цитировать при самостоятельном написании работ.

Это популяризирует авторские исследования и научные изыскания, что и является целью работы истинного ученого или публициста. Таким образом, наша база — электронная библиотека, созданная в помощь студентам и школьникам.

Источник: www.km.ru

Рейтинг
Загрузка ...