Древнее и современное производство бисера
Самый древний способ изготовление бисера начал использоваться в Древнем Египте. Бусины и бисер выплавлялись из непроваренного стекла. Стеклянную нить вытягивали из общей расплавленной массы и обрабатывали вручную. После чего покрывали глазурью и обжигали. Во время обжига бусина становилась ровнее.
Для изготовления прозрачных бусин с золотой вставкой внутри использовалась тонкая золотая фольга. Фольгой обклеивали стеклянную трубочку. После этого сверху покрывали расплавленным стеклом. При таком способе изготовления фольга оказывалась внутри бусинки.
Немного позднее этот способ был усовершенствован: были взяты две стеклянные трубочки разного диаметра. Между этими трубочками вставлялась золотая пластина. При нагревании концы двух трубочек спаивались вместе, и золотая фольга оказывалась внутри. Для придания первоначального блеска бусину полировали.
Бисер | Как это сделано | Beads
Средние века
В средние века Венеция оказалась самым крупным поставщиком бисера. Его изготовление активно шло на острове Мурано. Там до сих пор существует производство муранского стекла. Процесс производства содержится в строгой секретности.
Интерес к изготовлению бисера в средние века был очень сильным. Стекловары разных государств также пробуют изготовлять этот материал. И не смотря на то, что секрет тщательно охранялся на острове Мурано, в 14 веке чешские стекловары научились варить стекло по собственному рецепту. В Богемии мастера использовали вместо кальцинированной соды древесную золу.
Богемское стекло, в отличие от муранского, получалось тугоплавким. Чехия стала вторым крупным поставщиком бисера.
19 век
К началу 19 века из-за конкуренции двух сортов бисера: венецианского и чешского, — многообразие палитры достигло максимума. Поэтому для увеличения скорости изготовления необходимо было придумать новые технологии.
И уже во второй половине 19 века появился автоматизированный способ вытягивания трубочек из стекла. Это ускорило общий процесс производства бисера. Но новые веяния моды приводят к снижению популярности этого материала, что уменьшает разнообразие оттенков и размеров.
Современные технологии
В наше время бисер становится популярным. За его производство и конкуренцию с уже известными марками взялась и Япония. Современное производство стеклянного бисера основывается на смешении трех основных компонентов: песок (диоксид кремния), кальцинированная сода (карбонат натрия) и известняк (карбонат кальция). При смешении их в соответствующих пропорциях и добавлении красителей можно получить особый сорт стекла.
Для окрашивания применяются металлы, например, железо, кобальт. При этом наиболее трудно в производстве окрасить бисер в красные и розовые оттенки. От партии к партии этот цвет может немного меняться.
Метод вытягивания
Смесь, полученную из составляющих компонентов и красителей, отправляют в печь и нагревают до 1500°С. После чего расплавленную массу пропускают через матрицу с мелкими отверстиями. Получаются тонкие стеклянные трубочки. В центр каждой трубочки подают сжатый воздух. Таким образом получается отверстие.
Печь устанавливают высоко, чтобы стеклянная нить могла немного охладиться при опускании. Затем стеклянную трубку располагают в горизонтальном положении и натягивают, от силы натяжения зависит размер будущего бисера. Чем больше натяжение стеклянной нити, тем тоньше будет получившаяся трубочка.
Затем стеклянную нить мелко разрезают. Это практически готовый бисер. Его острые углы надо отполировать и придать ему более круглую и ровную форму. Для этого бисер смешивают с порошком углерода, и полученную смесь засыпают во вращающийся барабан.
После этого бисер снова нагревают в печи при температуре около 700°С. Его поверхность слегка оплавляется, и он принимает круглую форму. Благодаря этому порошку бисеринки при таком нагревании не слипаются, а также внутренность отверстий не затягивается. Но после этого этапа поверхность бисера остается всё ещё матовой.
На последнем этапе бисер тщательно промывают от угольного порошка. Для придания красивого блеска его нагревают в третий раз, но уже используют меньшую температуру. После всех проведенных процессов бисер еще раз тщательно промывают и просушивают.
Крученый или навитой способ
Метод вытягивания является наиболее распространённым способом при изготовлении бисера, но существует и другой способ изготовления: навитой или крученый.
Вязкую стекольную массу закрепляют на конце металлического прута. С помощью этого прута вытягивают стекло в тонкую нить длиной 100 м. Для удобства работы со стеклянным стержнем его нарезают на более мелкие полоски длиной 60-90 см.
После этого берут тонкую металлическую проволоку, подходящую к диаметру отверстия будущей бисеринки. На неё начинают наматывать стеклянную нить. Сделают несколько витков – отрежут, сделают несколько витков – отрежут.
Для придания будущему бисеру нужной формы эту проволоку с витками нагревают. Витки между собой сплавляются и образуются бисеринки. После остывания проволока уменьшается в размере, и бисер с неё легко снимается.
Штамповочный аппарат
Бывает, что производитель для изготовления бисера применяет штамповку. Хотя чаще всего он используются не для производства бисера, а для изготовления прессованных бусин.
Конец стеклянного стержня нагревают и опускают в прессовальный аппарат. После нажатия на рычаг расплавленное стекло вдавливается в форму и прокалывается отверстие.
Штампованные бусины в этом аппарате пока мало похожи на привычные. Они находятся в слипшемся состоянии из-за излишков стекла. После штамповки бусины разделяют и убирают с них лишние наплывы, которые потом пойдут на переработку. После бусины полируются, что придаёт им гладкую форму.
ИсточникЧтобы не пропускать мастер-классы и другие новости, вступайте в группу Вконтакте или подписывайтесь на Инстаграм. Все мои работы вы можете найти на сайте в разделе Магазин.
Как делают бисер
Бисер – это обычно маленькие стеклянные (чаще всего), керамические, деревянные, пластмассовые или (очень редко) металлические элементы с отверстием, для того, чтобы можно было туда продеть нитку, проволоку или леску. Бывает, что бисер делают из драгоценных камней, но такой бисер, как и бисер из металла, очень тяжёлый, и по этой причине востребован минимально.
В настоящее время бисер промышленно изготавливают во многих странах, но лидируют в этом вопросе Чехия и Япония. Очень преуспел в изготовлении бисера Китай. В нашей стране бисер производят, в основном, не очень крупные мастерские, и производство бисера в России нельзя назвать массовым.
Технологию производства бисера нельзя назвать простой – это довольно трудоёмкий и длительный процесс. В основном, бисер делают из стекла, вернее, из тонких стеклянных трубочек. Сперва стекло плавится в специальной печи при температуре около 15500 С. Для получения соответствующей температуры нужно большое количество горючего газа или электроэнергии.
До помещения в печь в стекло добавляют специальные красящие добавки, чтобы придать будущему бисеру определённый цвет. Расплавившуюся массу стекла пропускают через специальную матрицу с мелкими отверстиями. Пока смесь спускается вниз, она постепенно охлаждается и растягивается своеобразным механизмом, воздействие сжатого воздуха оставляет в стеклянных трубочках отверстия нужного диаметра. Когда трубочки полностью остынут, они подвергаются рубке на мелкие частицы. Этот метод называется методом вытягивания.
Способ изготовления бисера методом кручения еще более длителен по времени и затратен, поэтому его применяют, в основном, для изготовления бусин, а не бисера.
Цвет изготовляемого в промышленности бисера зависит от качества используемого красителя и от настроек барабана, в котором бусинки шлифуются и округляются, то есть подвергаются второму этапу обработки. Если бисер получается матового цвета, неравномерно окрашенный или имеет недостаточный блеск, его отправляют на переплавку.
Следующие этапы – помывка, сушка и полировка. Некоторые промышленные производства применяют для шлифовки бисера лазерные установки, что, естественно, ещё больше повышает затратность изготовления. Бисер соответствующего качества покрывают специальными составами, улучшающими его внешний вид и качество.
Ведущие мировые производители бисера постоянно усовершенствуют известные технологии производства бисера для улучшения вида и качества этого декоративного продукта. Совсем недавно чешскими специалистами по изготовлению бисера был внедрён новый способ изготовления: они стали добавлять в расплавленное стекло глину или шпат. Так появилась новая разновидность бисера – фарфоровый бисер. Он отличается от стеклянного непрозрачностью, и имеет неповторимый блеск.
Таким образом, процесс изготовления известного бисера и применяемого мастерицами ещё много столетий назад, постоянно обновляется и усовершенствуется.
Бисер является прекрасным материалом для рукоделия, иногда используется в ювелирном деле, а в современное время бисеру придумывают всё новые и новые применения для украшения одежды, обуви и интерьера. Обычно бисер делают шарообразной или овальной формы. Бисер особого, цилиндрического, вида называется стеклярусом.
ИсточникБисер: история возникновения, становления и расцвета
Бисер — это один из самых удивительных материалов для рукоделия: в нём и загадочный блеск, и сочность красок, и чёткость линий, и неограниченные возможности творческого поиска.
Этот уникальный материал на протяжении всей истории человечества являлся важным элементом культуры многих народов. Может быть поэтому у искусства бисероплетения такая долгая история, охватывающая целые тысячелетия и разные континенты.
Мы не можем с точностью говорить о конкретной дате и месте появления первой бисеринки на Земле, но вот что нам известно наверняка, так это то, что задолго до появления бисера бусины для различных украшений первобытные люди изготавливали из зубов и рогов животных, раковин моллюсков, дерева и семян.
В разные эпохи бусины использовались как в качестве денег, так и талисманов или амулетов. При этом самым древним бусинам, найденным археологами, около 82 тысяч лет.
И только с с изобретением стекла — а это произошло примерно 3 тысячи лет назад в Египте — бисер постепенно стал принимать привычный для нас вид, а стекло стало самым важным материалом в изготовлении бусинок. Поэтому первое упоминание о бисере, его появление, использование и внедрение произошло как раз на территории Египта.
Основанием для этого служит огромное количество свидетельств, полученных при археологических раскопках египетских пирамид, внутри которых были найдены глазурованные стеклом фаянсовые плитки, а также различные украшения из бисера. Стеклянные бусы, амулеты, посуду находят в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры.
Древние египтяне из глухого непрозрачного стекла изготавливали искусственные жемчужины, которые по-арабски звучат как «BUSRA» (стеклянный жемчуг или стеклярус), а во множественном числе – «BUSER».
Добавляя в стекломассу кобальт, медь, марганец, древние египтяне получали стекло голубого, зелёного и пурпурного цветов. Бусы, изготовленные из такого стекла, были очень модными. Их носили как женщины, так и мужчины, в основном с одеждой белого цвета.
Справка: *ПЕКТОРАЛЬ (от лат. pectorale «касающееся груди, относящееся к груди») — нагрудное украшение, могло быть частью защитной амуниции воина. Вероятно, происходит от боевого снаряжения, защищавшего верхнюю часть груди, горло и плечи.
Справка: **УДЖАТ (также око Ра или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с богом Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили многие египтяне — и фараоны, и простой люд. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.
Кроме того, древние египтяне первыми создали способ изготовления бисера путём навивания разноцветной стеклянной массы на костяной или каменный стержень, а, позднее, на тонкую металлическую нить. Затем стержень извлекали, а бусину подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой.
Однако технология эта была трудоёмкой и дорогой, поэтому носить украшения из бисера могли позволить себе лишь египетские фараоны или жрецы. Первые использовали бисер для оформления тканей, головных уборов, создания различных украшений (серьги, бусы, колье, кольца, браслеты), а вторые же использовали его для украшения различных элементов храма.
Кроме того в Древнем Египте бисер выступал и в качестве меновой монеты — за несколько связок бисера можно было купить одного раба. Так что у древних египтян бисер имел не только сакральный смысл и был неотъемлемой частью захоронений (им расшивали одежды усопших фараонов, украшали головные уборы и символы власти), но и был своего рода денежной единицей.
Дальше после захвата Египта технология изготовления бисера попала в Римскую империю, а затем после её распада и раскола на два государства, центр стеклоделия был перенесён в её восточную часть — Византию.
В эпоху эллинизма центрами стеклоделия стали Александрия и Рим. Римляне изобрели технику выдувания, при которой стекло становится прозрачным. С появлением этого способа изменился и сам процесс изготовления бусин и бисера, который заключался в следующем:
- Бисер делали не из нити, а из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки-понтии.
- Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, отсеивали их от осколков на сите и обрабатывали во вращающемся барабане увлажнённой шлифовальной смесью из толчёного угля с известью или огнеупорной глиной.
- После заполнения отверстий смесью бисер высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнёво-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягчённые стеклянные колечки округлялись, неровности сглаживались, потому что вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь — заплыть отверстиям.
- После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании.
Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.
После распада Римской империи в конце V века н.э. Византия на правах правопреемницы переняла традиции стеклоделия, а также сохранила дух и принципы римских мозаик.
Их смысловое звучание получило здесь дальнейшее развитие: прагматичное декоративное искусство перешло в разряд культового творчества. Искусство мозаики переживает в Византии IV–XV вв. невиданный расцвет.
В отличие от Рима византийские мозаики делали из смальты, глушённого (непрозрачного) стекла. Смальта почти не подвержена старению и естественному разрушению, поэтому византийцы рассматривали её как неувядаемый «вечный материал, не подверженный тлению».
Они были уверены, что смальта как материал воспроизводит характер небесного мира и Царствия Божия, а мозаика в качестве технического средства призвана воспевать это Царствие. Зачастую византийские мозаики называли «вечной живописью». Византийская мозаика прежде всего использовалась для украшения храмов, где смальтой выкладывали колоссальные площади от пола до купола.
Из Византии стекольное производство проникло в Венецию, куда переселилось много греческих и византийских мастеров после взятия Константинополя турецкими войсками. Здесь в XV-XVII веках в руках итальянцев, горящих страстью ко всему прекрасному, стеклоделие и, в частности, производство бисера, достигают особого расцвета. Об этом свидетельствовало появление огромного количества стекольных и бисерных мануфактур, которые в то время составляли основную часть бюджета этого города.
Вначале стекольные мастерские располагались в самой Венеции, но производство стекла, связанное с огнём, грозило пожаром деревянным постройкам города. Поэтому в 1221 году был издан указ о перенесении всех крупных стекольных мастерских из Венеции на остров Мурано с целью санитарно-технических мероприятий и противопожарной безопасности.
С XIII века остров Мурано славится стеклом, которое изготавливается по особым технологиям, разработанным венецианскими мастерами. Мастера-стеклодувы были изолированы на острове и с 1275 года под страхом смертной казни и под угрозой конфискации имущества не имели право выезжать за границу и вывозить необработанное стекло, по составу которого можно было узнать секреты его изготовления. Однако взамен они получали определённые привилегии: так, дочери главных муранских стеклодувов имели право выходить замуж за венецианских патрициев, и при этом их потомство сохраняло все дворянские титулы.
Таким образом, Венеция на многие века стала единственным центром и бисерного производства. Она снабжала бисером страны Европы, Азии, где его обменивали на золото, пряности, шелка, меха, рабов, а у народов Африки даже использовали как разменную монету. После открытия Америки Венецианская республика и здесь стала главным поставщиком бисера и изделий из стекла.
Например, в Европу, шёл громадный сбыт бисера. Там его помещали на большие склады и даже устраивали бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий и блестящий бисер диаметром 0,5 мм. Также в рукоделии широко применялся парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
Кроме того, стараясь превзойти друг друга в мастерстве изготовления бисера, профессионалы своего дела начали специализироваться на определенном типе бусин. Это помогало дифференцировать товар, что положительно сказывалось и на продажах.
Стеклянные изделия из Венеции и с острова Мурано пользовались большим спросом и моментально раскупались по очень высокой цене знатными особами, что фактически сделало Венецианскую республику монополистом в этой сфере.
Всё потому, что в основе создания муранского стекла лежит уникальная методика ручного выдувания, которую итальянские мастера и стеклодувы до сих пор используют при изготовлении изумительной фактуры и цветовой гаммы украшений и предметов интерьера.
Если раньше муранские украшения могли позволить себе только самые знатные дамы, то в наше время изделия муранских стеклодувов может приобрести практически каждый. Так что муранское стекло поистине легендарно!
Но рано или поздно всё тайное становится явным, и информация о производстве стекла и, в частности, бисера просочилась во внешний мир. Несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII века во многих городах Италии возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами-перебежчиками. Знания утекали и вместе с мастерами, которые бросали всё и бежали из Венеции в другие города Европы из-за иллюзорных богатств, предлагаемых иностранными шпионами.
Поэтому уже в XIV-XV веках такие мастерские появляются и в Германии, и во Франции. На смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI-XVII веках в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему остается главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и Азию вплоть до конца XVII века.
Секреты производства венецианского бисера проникли и в Богемию (Северная Чехия), где издавна существовало производство стекла.
В XVII веке Венеция начала сдавать свои позиции на рынке стекла и стеклянных изделий, что позволило чешским стеклоделам перехватить пальму первенства в Европе и расширить производство. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные экземпляры.
В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавко. Стеклоделы Богемии (входившей тогда в состав Австро-Венгрии) создали свою технологию изготовления стекла, в состав которого ввели древесную золу (поташ) вместо соды, используемой венецианцами.
Отсюда и пошло название «лесное стекло». Оно твёрже, легче поддаётся обработке, гранению и шлифованию.
Так физические свойства богемского стекла привели к невероятному всплеску популярности чешской стекольной продукции по всему миру в конце XVII — начале XVIII веков, а также задали форму и специфику изделий.
В 1820-1830 годы богемские стекольщики, пытаясь сымитировать переливы полудрагоценных камней, изобрели новые способы окрашивания стекла и разработали новые варианты гравировки и украшения бокалов прозрачными эмалями.
Основными продуктами чешских мастеров стали прочные толстостенные сосуды, бутыли и флаконы. Благодаря своей глубокой огранке стекло начинало играть в солнечных лучах, словно драгоценный камень. Именно поэтому продукция из богемского стекла смогла превзойти своим качеством и уникальной цветовой гаммой венецианское стекло, а чуть позже – английское. А само словосочетание «богемское стекло» стало синонимом безупречного качества и высоких художественных достоинств.
Однако графинами и флаконами дело не ограничилось и с начала XVIII века чешские мастера наряду с крупными изделиями начинают производство бусин, искусственных драгоценных камней для вышивания, хрустального и стеклянного бисера, а также стекляруса. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой.
Первая четверть XIX века для Чехии ознаменована машинным производством бисера. В этот период бисерное производство в Богемии достигло наибольшего расцвета, когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков. Цена его снизилась, а качество осталось на прежнем уровне. Так что Венеция вынуждена была уступить пальму первенства Чехии.
А спустя совсем немного времени чешский бисер буквально заполонил торговые лавки по всему миру. Поэтому когда вы встречаете на одежде или вещах красивый бисер, знайте — скорее всего, он родом из Чехии. Далее после распространения бисера по Европе это искусство стало проникать и в Россию.
Ну, а об истории появления русского бисера я обязательно расскажу вам в следующий раз.
Бисер и его разновидности по материалам, форме и применению в рукоделии
Бисер – популярный элемент декора в украшении различных изделий. Некрупные бусинки со сквозными отверстиями входят в наборы по бисероплетению и вышивке. Чтобы создать уникальное украшение или картину, нужно разобраться в разновидностях изделий.
- Статья
- Советы
- Сервисы
- Материалы
Материалы для создания бисера
Чаще всего бисер создается из стекла. Оно отличается блеском, обтекаемой формой и разной цветовой гаммой. Это востребованный материал, но далеко не единственный.
Есть варианты легкого пластикового бисера, теплого деревянного, металлического и изготовленного из самоцветных камней. Драгоценные бусинки служат предметом роскошных аксессуаров и стоят недешево.
От материала зависит и качество будущего изделия – он должен идеально подходить для создания задуманной работы.
Страны-производители
Основные производители маленьких бусинок: Япония, Чехия и Китай. Высоким качеством отличается японский, более дорогостоящий вариант:
- бисер одинакового объема, откалиброванный;
- количество форм разнообразно;
- отличается устойчивостью к внешним воздействиям;
- края качественно отшлифованы;
- предлагается точная карта цветов.
Отменное качество японского бисера возводит его в элитную категорию, но в России этот товар для творчества пока встречается редко.
TOHO MIYUKI PRECIOSA GAMMA
Чешский бисер (Preciosa, Ornela, Jablonex) прекрасно подходит для бисероплетения. Его цена разумна, качество не хуже японских образцов. Огромный ассортимент цветовой гаммы (1500 оттенков), форм и покрытий выводит его в разряд востребованных.
Китайский производитель наводнил рынок дешевой бисерной продукцией, качество которой далеко от идеала. Калибровка или размеры одного и того же образца часто отличаются, неустойчивость к внешним воздействиям (выцветание, способность ломаться) портит качество готового изделия.
Показатель качества бисера – его калибровка: один сорт в упаковке содержит одинаковые бисеринки по размерам и форме. От калибровки зависит ровное размещение бисера на нити или ткани.
Классификация бисера по размеру, цвету и форме
«Бисерная мозаика» отличается по цветовой гамме и прозрачности, форме, размерам. Несложно подобрать необходимые образцы среди бисерного ассортимента. Это занятие не менее увлекательное, чем создание вышивки или плетения.
Размер
Бисерные бусинки настолько малы, что калибровать их по объему берутся только фирмы-производители. Они же занимаются полировкой, доводя каждую мелкую деталь до совершенства. Пакет с бисером содержит изделия одинаковые по цвету, форме и размерам. Наиболее востребованы варианты от 5 до 18 размера. Первые работы рекомендуется начинать с усредненного, 10 номера.
Номер бисера | Диаметр бисера, мм | Количество бисерин в 1 гр | Количество бисерин в 1 см | Количество бисерин в 1 дюйме |
6/0 | 4 | 15 | 4 | 10 |
8/0 | 3,1 | 38 | 5 | 13 |
10/0 | 2,3 | 60 | 6 | 16 |
11/0 | 2,1 | 110 | 7 | 1 8 |
12/0 | 1,9 | 190 | 7,5 | 20 |
13/0 | 1,7 | 225 | 8 | 21 |
14/0 | 1,6 | 260 | 9 | 23 |
15/0 | 1,5 | 290 | 10 | 24 |
У каждого производителя своя линейка размеров. Выбрав номер и заказав его в другой фирме, можно получить другие параметры. Даже проверенная фирма, у которой уже делались заказы, иногда присылает другой образец, что зависит от партии.
Цвет и прозрачность
У каждого производителя своя карта цветов, что облегчает поиск нужного оттенка. Бисер делят на прозрачный, полупрозрачный и непрозрачный. Наиболее популярно цветное стекло. Оно уже окрашено, отполировано и прозрачно.
Стеклянный бисер отличается:
- стойкостью цвета;
- устойчивостью к механическим повреждениям;
- отсутствием признаков выгорания.
Также бисер бывает:
- крашеный;
- неполированный с матовой текстурой;
- с жемчужным покрытием;
- с металлическим напылением.
Каждый вариант по-своему красив, но имеет ряд недостатков: способность выгорать на солнце, выцветать и тускнеть, стираться, получать царапины. Из металлизированного декора спросом пользуется гальваника. Известен также металлик, который получается при нанесении окиси олова на раскаленное стекло. Декор из металла длительно сохраняет качество.
При покупке дешевого бисера проверьте его окраску. Опустите в воду и оставьте на 3-4 часа. Если краска устойчива и бусинка не потеряла цвет, можно приступать к работе.
Форма
Многообразие форм представлено следующими группами:
- Круглый отличается оплавленными краями с отверстием в центре. У него бочкообразная форма и особое название — рокаль. «На слуху» японский рокаль, который используют для создания ювелирных украшений и вышивки. Круглый бисер лучше других подходит для этих целей.
- Цилиндрический Delica напоминает маленькие, однородные цилиндры. Отличается большим количеством покрытий, среди которых выделяются металлизированные напыления и оттенки хамелеон. Для плетения жгутов и создания украшений подойдет №11, для вышивки удобны более мелкие образцы.
- Рубка или мелко нарубленный стеклярус имеет вид длинных или нарезанных на более короткие фрагменты трубочек. Бывает круглым, граненым или с витыми гранями. К востребованным относится сатиновый окрас разных оттенков.
- Фигурные бисеринки отличаются особой, удивительной конфигурацией. Производимая из разных материалов кубическая, каплевидная, фантазийная (вид цветка, зверюшек, листочков) формы позволяют создавать уникальные украшения.
- Чешский бисер с тремя гранями называют богемским. Он слегка вытянутой формы, которая напоминает рубку. Используют в производстве украшений и декоративной вышивке.
Круглый Цилиндрический Стеклярус
Фигурный Богемский
Отличие бусин от бисера
Бусина характеризуется более крупными размерами: в среднем 0,4-0,8 мм. Иногда ее производят из стекла, но такой материал тяжел, поэтому в ход идут пластик и акрил. Окрашивают этот элемент декора так же, как и бисер. Это может быть стекло, натуральный камень, дерево или жемчуг. Легкость дает возможность использовать бусины в элементах одежды, браслетах, бусах.
Бусины из натурального камня распространены в бижутерии.
Характеристики по формам:
- Бусина-шар применяется для вышивки одежды, во флористических композициях, в создании объемных фигур. Форма идеальной сферы позволяет использовать ее для любого вида творчества.
- Овальными бусинами или «рисом» декорируют предметы гардероба, создают фантазийные цветы и деревья. Есть варианты со смещенным отверстием, которыми отделывают края изделия.
- Граненые бусины создают из стекла и хрусталя. Благодаря разной форме и плоским граням они отражают свет, создавая эффект солнечных бликов.
- Фигурные бусины изображают разные предметы или фигурки. Среди них встречаются варианты в виде лепестков, чешуи, шипов. Популярны флористические формы, которые используют для декора цветов и деревьев.
Шарообразные бусины Овальные бусины
Граненые бусины Фигурные бусины
Узнаваемые и качественные стеклянные бусины – декоративные варианты от Swarovski. Они обладают идеальной формой, стойким покрытием, разнообразием конфигураций.
Советы по выбору бисера
Предлагаются практические рекомендации, которые помогут сделать правильный выбор:
- Не покупайте китайский бисер, где в упаковке до 50% брака, много мусора и калибровка оставляет желать лучшего.
- Приобретайте инструменты для работ по бисероплетению в известных гипермаркетах или интернет-магазинах.
- Выбирая набор нужного бисера, внимательно изучите табличку производителя, где представлены форма, размер и цвет продукции.
- Изделия с напылением, матовых оттенков и жемчужных цветов продолжительное время сохраняют исходный внешний вид, поэтому покупайте их смело.
- Окрашенные изделия и с серебряной серединкой часто блекнут и меняют цвет, на что нужно обращать внимание при выборе.
- Пластиковые бусины отличаются качественной окраской и надолго сохраняют глубокий оттенок.
Подход к выбору декора индивидуален. Важен производитель бисера для творчества и соответствие параметров изделия принятым стандартам. Умение ориентироваться в разнообразии вариантов и опыт помогут создать уникальные украшения и картины, которые станут предметом гордости.
Источник