18 мая линкор «Бисмарк» и сопровождавший его крейсер «Принц Ойген» вышли из Данцига и взяли курс на Норвегию. История гибели немецкого боевого корабля и вопрос, кто его потопил, будет волновать умы еще много лет
Значение слова бисмарк
БИСМАРК (Bismarck) Отто фон Шенхаузен (Schonhausen) (1815-98) князь, государственный деятель Германии,1-й рейхсканцлер германской империи в 1871-90. Осуществил объединение Германии на прусско-милитаристской основе; укреплял господство в стране юнкерско-буржуазного блока, вел борьбу против клерикальнопартикуляристской оппозиции («Культуркампф»), ввел Исключительный закон против социалистов, провозгласил некоторые социальные реформы. Один из главных организаторов Тройственного союза 1882, направленного против Франции и России; при этом считал, что война с Россией была бы крайне опасной для Германии.
БИСМАРК Отто Эдуард Леопольд фон Шенхаузен (Bismarck Otto Eduard Leopold von Schonhausen) (1 апреля 1815, Шенхаузен — 30 июля 1898, Фридрихсру). Прусско-германский государственный деятель, первый рейхсканцлер Германской империи. Начало карьеры. Выходец из померанского юнкерства. Изучал юриспруденцию в Геттингене и Берлине.
Отто Фон Бисмарк I Железный канцлер I Краткая биография канцлера Пруссии
В 1847-48 — депутат 1 и 2 Соединенных ландтагов Пруссии, во время революции 1848 выступал за вооруженное подавление волнений. Один из организаторов прусской партии консерваторов. В 1851-59 представитель Пруссии в бундестаге во Франкфурте-на-Майне. В 1859-1862 посол Пруссии в России, в 1862 посол Пруссии во Франции.
В сентябре 1862 во время конституционного конфликта между прусской королевской властью и либеральным большинством прусского ландтага Бисмарк был призван королем Вильгельмом I на пост прусского министра-президента; упорно отстаивал права короны и добился разрешения конфликта в ее пользу. Объединение Германии Под руководством Бисмарка было осуществлено объединение Германии путем «революции сверху» — в результате трех победоносных войн Пруссии: в 1864 совместно с Австрией против Дании, в 1866 против Австрии, в 1870-71 против Франции.
Сохраняя приверженность юнкерству и верность прусской монархии, Бисмарк вынужден был в этот период связать свои действия с германским национально-либеральным движением. Ему удалось воплотить надежды возвышающейся буржуазии и национальные чаяния немецкого народа, обеспечить прорыв Германии на пути к индустриальному обществу.
Внутренняя политика После образования Северо-Германского союза в 1867 Бисмарк стал бундесканцлером. В провозглашенной 18 января 1871 Германской империи он получил высший государственный пост имперского канцлера, а в соответствии с конституцией 1871 — практически неограниченную власть.
В первые годы после образования империи Бисмарку приходилось считаться с либералами, составлявшими парламентское большинство. Но стремление обеспечить Пруссии господствующее положение в империи, упрочить традиционную общественную и политическую иерархию и собственную власть вызывали постоянные трения в отношениях канцлера и парламента.
Созданная и тщательно охраняемая Бисмарком система — сильная исполнительная власть, олицетворяемая им самим, и слабый парламент, репрессивная политика по отношению к рабочему и социалистическому движению — не соответствовала задачам быстро развивающегося индустриального общества. Это стало глубинной причиной ослабления позиций Бисмарка к концу 80-х.
В 1872-1875 по инициативе и под давлением Бисмарка были приняты направленные против католической церкви законы о лишении духовенства права надзора за школами, о запрещении иезуитского ордена в Германии, об обязательном гражданском браке, об отмене статей конституции, предусматривавших автономию церкви и др. Эти мероприятия — т.н. «культуркампф», диктовавшиеся сугубо политическими соображениями борьбы против партикуляристско-клерикальной оппозиции, серьезно ограничили права католического духовенства; попытки неподчинения вызывали репрессии.
Это привело к отдалению от государства католической части населения. В 1878 Бисмарк провел через рейхстаг «исключительный закон» против социалистов, запрещавший деятельность социал-демократических организаций. В 1879 Бисмарк добился принятия рейхстагом протекционистского таможенного тарифа. Либералы были вытеснены из большой политики.
Новый курс экономической и финансовой политики соответствовал интересам крупных промышленников и крупных аграриев. Их союз занял господствующие позиции в политической жизни и в государственном управлении.
В 1881-89 Бисмарк провел «социальные законы» (о страховании рабочих на случай болезни и на случай увечья, о пенсиях по старости и инвалидности), заложившие основы социального страхования рабочих. Вместе с тем он требовал ужесточения антирабочей политики и в течение 80-х гг. успешно добивался продления «исключительного закона».
Двойственная политика по отношению к рабочим и социалистам помешала их интеграции в общественное и государственное устройство империи. Внешняя политика Свою внешнюю политику Бисмарк строил, исходя из ситуации, сложившейся в 1871 после поражения Франции во франко-прусской войне и захвата Германией Эльзаса и Лотарингии, ставшего источником постоянного напряжения.
С помощью сложной системы союзов, обеспечивших изоляцию Франции, сближение Германии с Австро-Венгрией и поддержание хороших отношений с Россией (союз трех императоров — Германии, Австро-Венгрии и России 1873 и 1881; австро-германский союз 1879; Тройственный союз между Германией, Австро-Венгрией и Италией 1882; Средиземноморское соглашение 1887 между Австро-Венгрией, Италией и Англией и «договор перестраховки» с Россией 1887) Бисмарку удавалось поддерживать мир в Европе; Германская империя стала одним из лидеров международной политики. Закат карьеры Однако в конце 80-х эта система начала давать трещины.
Намечалось сближение России с Францией. Колониальная экспансия Германии, начатая в 80-х, обострила англогерманские отношения. Отказ России от возобновления «договора перестраховки» в начале 1890 явился серьезной неудачей канцлера. Неудачей Бисмарка во внутренней политике стал провал его плана превращения «исключительного закона» против социалистов в постоянно действующий.
В январе 1890 рейхстаг отказался возобновить его. В результате противоречий с новым императором Вильгельмом II и с военным командованием по вопросам внешней и колониальной политики и по рабочему вопросу Бисмарк был уволен в отставку в марте 1890 и последние 8 лет жизни провел в своем имении Фридрихсру. Сочинения: Мысли и воспоминания. М., 1940-194
Т. 1-3. Die gesammelten Werke. Bd. 1-15. Berlin, 1924-1935. Литература: Ерусалимский А. С. Бисмарк: Дипломатия и милитаризм.
М., 1968. Чубинский В. В. Бисмарк: политическая биография. М.,1988. Оболенская С. В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в конце 70-х годов XIX в. М., 199
Gall L. Bismarck: der weisse Revolution?r. Frankfurt am M., 1980. Engelberg E. Bismarck: Urpreusse und Reichsgrїnder. Berlin,1985. Engelberg E. Bismarck: Das Reich in der Mitte Europas.
Berlin,1990. Herre F. Bismarck: Der preussischer Deutsche. Munchen, 199
ИсточникПро караты в золоте (kt) и караты (ct) по отношению к драгоценным камням. Давайте обсудим в чем же разница. На русский язык оба слова переводятся одинаково – « карат ». Но обозначают разные понятия, из-за чего часто возникает путаница. Carat – единица веса, равная 0,2 грамма. Этими каратами измеряют вес драгоценных камней. На бирке это выглядит так: 1,53 c (или 1,53 ct).
Karat – мера веса, указывающая количество драгоценного металла в сплаве. То есть это привычная нам проба, только немного видоизмененная. 24 карата – чистый металл, то, что называется 999-й пробой. 18 карат – 750-я проба, а 14 карат – 585-я. Если увидишь где-то надпись 18 K, знай, что речь идет о металле 750-й пробы.
Бисмарк — невезучий «канцлер» Гитлера
Во время Второй мировой войны германский военно-морской флот должен был обеспечить превосходство стран Оси на морских просторах Атлантики. Это было жизненно необходимо сначала для покорения Британии, а затем, для того, чтобы помешать снабжению СССР по программе ленд-лиза.
Однако в самом начале войны немцы понесли одну из самых болезненных утрат, превративших оставшиеся на плаву корабли в драгоценные фарфоровые статуэтки. Линкор «Бисмарк», погибший в бою с англичанами, внушил кригсмарине и, в первую очередь, самому фюреру опасность выходов в море. «Бесноватый» с удивлением узнал, что там его любимые игрушки могут потопить.
Создание линкора
Согласно условиям Версальских соглашений, поставивших точку в Первой Мировой войне, Германия не имела права создавать военные корабли водоизмещением свыше 35 тысяч тонн. До 1933 года это мало кого интересовало, так как у населения не было выбора «пушки или масло», потому что не было ни того ни другого. Все изменил приход Гитлера к власти.
Пообещав вновь сделать Германию великой, фюрер с рвением бросился осуществлять замыслы. Одним из важнейших аспектов было создание военно-морского флота, способного бросить вызов, в ту пору еще мощным кораблям Его Королевского Величества британского монарха.
Находившиеся на вооружении линкоры типа «Дойчланд» вызывали сардонические ухмылки на лицах британцев, так как и вооружением, и водоизмещением они даже близко не стояли с «Ройял Неви». Собственно, британцы окрестили эти корабли «карманными линкорами», и не воспринимали всерьез.
Был разработан план Z, согласно которому к 1948 году немецкий флот должен был стать самым сильным в мире. К этому времени должны были быть готовы восемь линейных кораблей типа «Бисмарк», четыре авианосца, около пяти тяжелых крейсеров и несколько сотен миноносцев и эсминцев.
Флагманами флота должны были стать первенцы новорожденного рейха, корабли «Бисмарк» и «Тирпиц».
1 июля 1936 года на верфи Blohm&Voss, расположенной в Гамбурге, был заложен линейный корабль Бисмарк. Во время строительства французы, в отличие от англичан серьезней относившиеся к немецким карманным линкорам, спустили линкор «Страсбург» и модернизировали «Дюнкерк», поэтому Гитлер потребовал увеличить размеры, чтобы обогнать заклятых врагов.
14 февраля 1939 фюрер получил гигантскую стальную «валентинку». На спуске корабля, получившего имя канцлера Бисмарка, «железом и кровью» сковавшего Германию в XIX веке присутствовали все важнейшие чины рейха. Была и внучка канцлера, Доротея фон Левенфельд. Именно она стала крестной линкору, разбив о его борт бутылку шампанского.
Еще примерно два года проходили испытания и доводка линкора до его максимальных характеристик, и только к весне 1941 года корабль мог выйти на боевую операцию.
Конструкция «Бисмарка»
Немецкие инженеры, разрабатывавшие судно, решили сделать его максимально бронированным. На 70 % площади поверхности стальные листы покрывали корпус корабля. Уязвимые места закрывались толстой сталью марки Schiffbaustahi 52 (St. 52).
В местах со сложной конфигурацией использовались более мягкая сталь марки St.45 и судостроительная мягкая сталь N-52.КМ.
Самые важные участки брони скреплялись заклепками, в остальных случаях использовалась сварка. Корпус делился на семь палуб. Три из них были сплошными, остальные четыре представляли собой по сути площадки под бронепалубой. В среднем расстояние между палубами равнялось 2,40 м.
В длину линкор «Бисмарк» имел 251 м в подводной части и 241,6 м по ватерлинии. Ширина корпуса составляла 36 м, а в высоту корабль был 15 метровый. Любители моделирования могут поискать модель от компании Звезда в масштабе 1:400 и 1:1200. Большего масштаба выпустить громадный корабль смельчаков пока не нашлось.
Новый корабль должен был получить мощное бронирование, способное защитить от тяжелой артиллерии противника. Цементированную броню, использовавшуюся для линкора, произвела фирма Круппа. Специальный сорт брони имел название Wotan, в честь древнегерманского бога войны, отождествляемого с Одином. Толщина броневого листа варьировалась в разных частях судна, и составляла:
- 356 мм, цитадель борта;
- 150 мм, нос и корма по борту;
- 50 мм палубная броня;
- 100 мм главная броневая палуба;
- 350 мм барбеты главного калибра;
- 150 мм барбеты среднего калибра;
- 400 мм боевая рубка.
Общий вес бронирования составлял почти 19 тыс. тонн, и на момент создания это был самый бронированный корабль в мире, за исключением японского «Ямато», но японец был большего размера.
Силовая установка представлена 12 котлами конструкции Вагнера, с тремя турбозубчатыми агрегатами фирмы-изготовителя корабля.
Суммарно установки выдавали 138 тыс. л.с., что позволяло развить скорость в 30 узлов. Три трехлопастных винта приводили махину корабля в движение, изготовлены они были из особого бронзово-марганцевого сплава.
Топливные цистерны вмещали 7900 м³ мазута, что обеспечивало дальность похода без дозаправки в 8410 морских миль при 15 узлах или 3740 морских миль на 30 узлах.
Всего в штате корабля было 1962 матросов и старшин и 103 офицера, то есть 2065 человек. Они были разделены на дюжину команд от 122 до 18 в каждой, каждая обслуживала свой сектор на корабле, на российском флоте это называется БЧ (боевая часть):
- I-IV команды артиллеристы главного и среднего калибра;
- V-VI команды обслуживали пороховые погреба и подающие устройства, а так же зенитную артиллерию на корабле;
- VII команда «боцманская», палубные матросы, плотники, маляры, а так же писаря, портные и команда судовых коков;
- VIII команда следила за механизмами артиллерийских систем;
- IX команда радисты, акустики, радиолокация, а так же сигнальщики и рулевые;
- X-XII команда ГЭУ (главная энергоустановка) и все энергосистемы.
В среднем матросам «Бисмарка» было по 22 года. Перед последним выходом в море на борт взошли 65 штабистов адмирала Лютьенса, отвечавшего за операцию, и примерно столько же курсантов, отправившихся на веселую практику, а так же некоторое число рабочих, «недопиливших» линкор в срок и отправленных доделывать работу прямо в боевом походе.
Всего в походе мая 1941 года участвовало 2221 человек и 1 судовой кот.
Для питания экипажа на корабле было организовано четыре камбуза – два матросских, и по одному для унтеров и офицеров. Матросы принимали пищу на носу и на корме, на броневой палубе, там же, за загородкой кормили унтеров. Их благородия офицеры кригсмарине изволили откушивать в настройках, там же была организована кают-компания.
Интересно, что в последний поход на борт поднялись тысяча 50-литровых бочек с пивом. Однако экипажу оно было положено только после оплаты, по 30 пфеннигов за кружку 0,5 литра. Вслед за пивом на борт отправились 500 свиных и 300 говяжьих туш, но большая часть этого досталась рыбе Атлантики.
Вооружение корабля
Немцы справедливо решили, что их корабль должен топить любого, бросившего вызов «Бисмарку». Для обеспечения этого были установлены 4 башни, в каждой из которых помещалось по два 380-мм орудия SK/C34. Каждая башня имела собственное имя, Anton, Bruno, Cesar и Dora, наименование начиналось с носа.
Примечательно, что пушки считались скорострельными, цикл стрельбы составлял всего 26 секунд.
Вспомогательный калибр был представлен дюжиной 150-мм орудий. Они так же располагались в барбетах попарно. Установлены барбеты были в средней части судна, и вместо имен собственных имели номера, начинавшиеся от носа.
Из-за близкого расположения к настройкам углы были недостаточны для полноценной стрельбы в своих секторах, однако это не было трагедией для инженеров, ведь все должны были решить орудия главного калибра.
Зенитки на корабле были разного калибра и разного назначения. Самыми серьезными в этом классе орудиями были 105-мм SKC/33. 12 стволов устанавливались в несколько этапов, конструкции менялись в зависимости от новых скоростей стремительно развивавшейся авиации. 105-мм зенитки ставились так же по две в башню. Средний класс представляли спаренные 37-мм орудия SK.C/30, общим числом 16, в 8 турелях.
Скорострельность этих орудий в теории 80 выстрелов в минуту, но практически редкий расчет делал больше 30 выстрелов. Объяснялось это ручной зарядкой обойм со снарядами. По традиции, именно эти установки не имели брони вообще. Никак не были защищены и операторы тяжелых зенитных пулеметов MG.C/30 калибром 20-мм.
Их так же было 12, и у этих пулеметов также были проблемы с теоретической и практической скорострельностью. На этот раз дело было в магазинах более удобной формы, но менее вместительных. Также в Данциге на «Бисмарк» были поставлены счетверенные MG.C/38, дававшие большую плотность огня за счет стрельбы из четырех стволов.
Уже в 1930-е годы немецкое руководство пронимало важность авиации на флоте, однако у нового линкора это вооружение обеспечивало скорее разведку, нежели штурмовку кораблей противника.
На «Бисмарке» имелось 4 гидросамолета, в случае необходимости могли добавить еще 2. Хранились они в сложенном состоянии в районе грота и трубы. Интересна система использования авиации.
Для запуска требовался необычайно смелый летчик и телескопическая катапульта. В катапульту устанавливали самолет, в самолет пилота, и запускали в свободный полет.
Когда пилот решал возвратиться на корабль, он сажал гидроплан у борта «Бисмарка», после чего его забирали на борт. Пока пилот сушился в кают-кампании, его AradoAr 196 складывали до следующего раза. Неудивительно, что в своем походе «Бисмарк» не очень активно использовал свою авиацию.
Поход в Вальхаллу
На май 1941 года немецкий штаб флота запланировал серьезную операцию, призванную нарушить снабжение Британских островов и до смерти напугать англичан возросшей мощью германского флота. Расчет ставился на факте, что «Бисмарк» был сильнее любого британского корабля один на один, но несколько кораблей могли разделать его под орех.
18 мая «Бисмарк» и сопровождавший его крейсер «Принц Ойген» вышли из Данцига и взяли курс на Норвегию.
По плану, в случае обнаружения флота или каравана, линкор должен вступить в бой и разделаться с вооруженными судами, а тяжелый крейсер потопить торговцев. Дойдя до норвежского Бергена, корабли встали на отдых. «Принц» начал принимать дополнительное горючее.
По неясным причинам «Бисмарк» не грузил ничего, что впоследствии окажется серьезной ошибкой. Пока оба корабля мирно стояли в Норвегии, британское адмиралтейство было поднято на уши сообщением о выходе в море сильнейшей немецкой флотской группы.
Об этом сообщали самолеты-разведчики, эти же данные доставили норвежские партизаны из Сопротивления. К моменту выхода из фьорда к немецкой группе стремились несколько соединений кораблей, в том числе английский флагман «Худ».
Характеристики | «Бисмарк» | «Худ» |
---|---|---|
Водоизмещение, т | 50 900 | 46 480 |
Мощность, л.с | 150 170 (110 МВт) | 144 000 (106 МВт) |
Артиллерия | 8 × 380 мм SKC34 (4 × 2), 12 × 150 мм (6 × 2) |
8 × 381мм (15″/42 Mark I) (4×2) 12×140 мм |
Экипаж, чел. | 2200 | 1477 |
23 мая вечером британские крейсера заметили немецкие корабли, однако в бой вступить не решились. Всю ночь британцы преследовали немцев, собирая силы и проводили время в поисках на главный вопрос, атаковать «Бисмарка» или нет. В полшестого утра британский адмирал Холланд окончательно решил атаковать эскадру, и в 05:52 «Худ» открыл огонь.
Правда в тумане флагман начал стрелять по «Принцу Ойгену», но развитие событий показало, что это было не так важно. В 6.00 залп «Бисмарка» накрыл «Худ». Моментально в районе трубы сдетонировал боезапас, и краса и гордость флота Его Величества, разломившись пополам, пошел ко дну. Из экипажа 1418 человек удалось спасти троих, среди выживших Холланда не оказалось.
Сопровождавший «Худ» «Принц Уэльский», однако, сумел нанести роковое повреждение германскому линкору. Один из снарядов попал в нефтехранилище, и мазут начал вытекать в океан. По этому следу английская эскадра понеслась в погоню за поврежденными и уходившими на базу немцами.
«Принцу Ойгену» было приказано охотиться за торговыми судами, поэтому после боя с флагманом, крейсер оставил «Бисмарка». Сам линкор, на котором несколько попаданий вызвали серьезные, но не смертельные повреждения, взял курс на побережье Франции, уже занятое немцами. Англичане преследовали линкор несколько суток, теряли и снова находили.
Решающую роль в разворачивающихся событиях сыграл единственный авианосец Ark Royal, гидропланы-торпедоносцы которого атаковали линкор несколько раз.
Допотопные самолетики англичан были настолько тихоходны и летели так низко, что немецкие зенитчики банально не могли разглядеть их на фоне моря.
В итоге одна из торпед попала в руль, и «Бисмарк» стал выписывать круги, будто под циркуль, вместо того, что бы идти прямо на Францию. Подошедшие линкоры «Родни» и «Король Георг V» открыли огонь по бессильному в маневренности кораблю. Планомерно снаряды этих кораблей сбивали, сначала дальномерный пост, потом башни главного калибра.
Один из 406-мм снарядов угодил в рубку, перебив командование корабля и штабистов адмирала Лютьенса. Гордость фюрера превратилась в идеальную мишень и грушу для озлобленных гибелью «Худа» английских моряков. Потом подсчитано, что в то утро английским флотом было выпущено 2800 снарядов разного калибра, и 700 из них попали в цель.
Несмотря на громадные повреждения, выход из строя всех орудий главного калибра и гибель офицеров, «Бисмарк» не спускал флаг. Это дало британцам право долбить корпус снарядами и торпедами до тех пор, пока кто-то не открыл кингстоны на гибнущем линкоре. В 10:39 линкор, перевернувшись вверх килем, пошел ко дну в 380 милях юго-западнее побережья Ирландии.
Несколько членов экипажа, находившиеся на корпусе в момент затопления, отдавали воинское приветствие гибнущему судну. Организованные спасательные работы позволили выловить из воды 110 человек, еще 5 спасла подошедшая, сутки спустя, немецкая подлодка. Команда эсминца Его Величества «Казак» спасла кота, окрестив его Оскаром.
Правда, он не принес удачи кораблям, на который забрасывала его судьба. «Казак» будет потоплен торпедой, после чего Оскар переберется на тот самый Ark Royal. Через короткое время и этот авианосец окажется на дне, уже у берегов Мальты. Но кот опять выживет. Непотопляемый Сэм, известный ранее как Оскар, после этого, от греха подальше, будет отвезен в Белфаст, где в мире и покое окончит свои дни в 1955 году.
Расследование обстоятельств гибели «Бисмарка» будет волновать умы еще много лет.
Версия о том, что корабль был потоплен экипажем во избежание захвата, будет косвенно подтверждена в 2002 году. Место гибели, поиски которого увенчались успехом в 1989, привлекло знаменитого создателя «Титаника» и фанатика подводных съемок Джеймса Кэмерона.
Используя новейшее оборудование, в 2002 году он снял уникальный фильм о состоянии покоящегося на дне корабля. Именно он обнаружил открытые кингстоны. Исследованиям, правда, помешало международное законодательство, по которому «Бисмарк» является массовым воинских захоронением, и исследовать его необходимо очень осторожно.
Для любителей морского флота и сам линкор, и обстоятельства его гибели являются одной из главных историй флота Второй Мировой войны. Привлекает обстоятельство героической борьбы экипажа «Бисмарка» на протяжении всего похода. Несмотря на огромное превосходство англичан в море и многочисленные трудности, немецкие моряки с честью сражались и с честью погибли.
На формирование образа корабля повлияло также время его гибели. К маю 1941 года война еще не приняла ожесточенный характер, и почти рыцарское поведение обоих флотов подняло престиж самого сильного германского линкора.
Видео
ИсточникКарат – одна из характеристик, влияющая на стоимость драгоценных камней и на ювелирные изделия в целом. Однако многим этот термин мало о чём говорит. Поэтому перед запланированной покупкой украшения или перед инвестированием денег в драгоценные минералы стоит разобраться, что представляет собой ювелирный эталон веса. История возникновения ювелирной меры.
Добыча и продажа драгоценных камней возникла много веков назад. Чтобы выгодно продавать самоцветы, необходимо было как-то определять их вес.
Bismarck (1939)
Бисмарк (нем. Bismarck) — линкор Кригсмарине, один из самых известных и мощных кораблей Второй Мировой Войны. Корабль был назван в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. 18 мая 1941 года Бисмарк с кораблём сопровождения Принц Ойген вышли из базы Кригсмарине в Готенхафене (ныне — польский город Гдыня) в море.
24 мая Бисмарк потопил британский флагман, линейный крейсер Худ. После этого британцы начали охоту за Бисмарком и спустя три дня потопили его.
Содержание
Строительство
Крупнейший корабль Второй Мировой был заложен 1 июля 1936 года в Гамбурге. Линкор Бисмарк создавали, как модификация [1] было решено увеличить размеры Бисмарка. На нём установили четыре 380-мм пушки SKC-34. Спустя три года, 14 февраля 1939 года корабль был спущен на воду.
При спуске присутствовал лично Гитлер и и внучка Отто Бисмарка Доротея фон Левенфельд, которая разбила бутылку о борт линкора. Корабль получился великолепным. Он стал символом Кригсмарине и самым большим кораблём за всю Вторую Мировую.
Характеристики Бисмарка
Артиллерия — 8 × 380-мм SKC34 (4 × 2), 12 × 150-мм (6 × 2)
Зенитная артиллерия — 16 × 105-мм (8 × 2), 16 × 37 мм (8 × 2), 20 × 20 мм (20×1)
Минно-торпедное вооружение — 2 торпедных аппарата
Авиационная группа — 4, одна двусторонняя катапульта
История боевого похода
Выход в море
Германское командование к концу весны 1941 года разработало операцию «Рейнские учения» (нем. Rheinübung), которая предусматривала выход линкора Бисмарк в сопровождении тяжёлого крейсера «Принц Ойген» (нем. Prinz Eugen) в Атлантический океан.
Командующий операция Гюнтер Лютьенс предложил подождать и ввести в эскадру линкор Тирпиц, схожий по характеристикам с Бисмарком, проходивший испытания, а также либо линкор «Гнейзенау» или стоявший в Бресте линкор «Шарнхорст». Но, к счастью, этого не случилось. Главнокомандующий Кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер ответил отказом.
18 мая 1941 года Бисмарк и Принц Ойген вышли с базы кригсмарине в Готенхафене (ныне польский порт Гдыня). Спустя 2 дня их заметили со шведского крейсера Готланд. На следующий день от шведского военного атташе англичане получили информацию о двух больших кораблях в проливе Каттегат. 21-22 мая немецкое соединение встало на стоянку во фьордах возле норвежского города Берген.
Принц Ойген получил на борт топливо и вместе с Бисмарком был перекрашен в серо-стальной окрас океанского рейдера. Бисмарк дозаправлен не был, что, как потом выяснилось, было большой ошибкой. В это время самолёту британских ВВС «Спитфайр» удалось сфотографировать Бисмарк. Тогда британское командование направило против них бомбардировщики, как в позже направит против Тирпица, но Бисмарк и Ойгеном ушли в Норвежское море, а англичане принялись искать мощь Кригсмарине в норвежский фьордах пролива Каттегат, южнее действительного местонахождения Бисмарка.
«Бисмарк» до морского боя, 24 мая 1941 года
Британцы, опомнившись, решили планомерно искать Бисмарка. Командующий британским Хоум-флитом адмирал Джон Тови отправил линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский» (HMS Prince of Wales) в юго-западному побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» (HMS Suffolk) должен был патрулировать Датский пролив вместе с крейсером «Норфолк» (HMS Norfolk).
Лёгкие крейсера «Манчестер» (HMS Manchester), «Бирмингем» (HMS Birmingham) и «Аретьюза» (HMS Arethusa) должны были патрулировать пространство между Исландией и Фарнерскими островами. Уже ночью 22 мая сам адмирал Джон Тови во главе флотилии из линкора «Кинг Джордж V», авианосца «Викториес»и кораблей охранения вышел из Скайпа-Флоу и направился к сев5еро-западу Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер «Рипалс» (HMS Repulse). Там же ожидалось появление немецкой флотилии.
Вечером 23 мая состоялась перестрелка между «Норфолк» и «Саффолк» и «Бисмарком» и «Ойгеном». Бисмарк открыл стрельбу по Норфолку в результате чего британцы отношли, но продолжили следовать за противником на расстоянии 10-14 миль. Уже скоро об этом знали в британском Адмиралтействе. В результате стрельбы, также, у «Бисмарка» оказался повреждён носовой радар, из-за чего «Ойгену» приказали идти первым.
Бой с Худом
Гибель Худа (Дистанция между кораблями не в масштабе)
24 мая британское соединение («Худ» и «Принц Уэльский») таки обнаружило немцев. В 5:52 утра корабли открыли огонь друг по другу. Сначала англичане стреляли по «Принцу Ойгену», однако, осознав ошибку, «Принц Уэльский» начал палить по «Бисмарку». На «Худе» ошибку не осознали.
Ещё в 5:56 «Принц Уэльский» попал в топливные цистерны, вызвав обильную утечку топлива и поступление воды в цистерны «Бисмарка». Спустя минуту по Худу попал «Принц Ойген», вызвав пожар на корме. Вскоре по Бисмарку снова попал «Принц Уэльский».
Около 6:00 «Бисмарк» совершил выстрел, который предопределил судьбу корабля. Снаряд попал в хранилище боезапаса «Худа». Корабль разорвало на две части. Худ затонул буквально за несколько минут. Кроме трёх человек, вся команда, состоявшая из 1417 человек, погибла. «Принц Уэльский» ещё некоторое время продолжал бой, но вскоре отступил.
Линдеман предложил начать погоню за Принцем Уэльским и уничтожить его, но Лютьенс приказал продолжить поход.
В игровой и сувенирной продукциях
«Бисмарк» является одним из самых известных кораблей немецкого флота времён Второй Мировой, а также своеобразным символом боевой мощи и несокрушимости. В силу последнего факта получил большое распространение в компьютерных играх и у моделистов (например, модель «Бисмарка» от «Звезды» в масштабе 1:400 достаточно распространена и наиболее известна и детально проработана. Также существует достаточно большое количество моделей от других фирм).
ИсточникКарат (сокращённо кар или ct) — это единица измерения массы в ювелирном деле, которую применяют к драгоценным камням и жемчугу. Сколько весит карат в граммах — можно определить путем его перевода в метрическую систему, из которого получается значение 0,2 г. Также единицу применяют для выражения чистоты благородных металлов, частично на её основании определяют стоимость ценных минералов. Несмотря на то что эта единица массы была известна так давно, официально её приняли только в 1907 году на Парижской конференции, где был подписан международный договор, являвшийся залогом единства метрологических стандартов в 17 странах.
Отто фон Бисмарк
Отто фон Бисмарк – первый канцлер Германии, объединивший Германию по малогерманскому пути. Имеет многочисленные награды и титулы, среди которых и титул герцога Лауэнбургского.
Личность и деяния Отто фон Бисмарка вызывают жаркие споры политиков и историков на протяжении последнего столетия. Отношение к нему менялось достаточно часто, буквально при каждой смене исторической эпохи. Есть версия, что оценка его роли в истории Германии претерпевала изменения целых шесть раз, так что разные поколения германских школьников получали о нем разные сведения. Его называли «железным канцлером», его выражения часто цитировали, иногда приписывая даже то, что он никогда не говорил. Роль Бисмарка в объединении народов Германии в одно государство трудно переоценить.
Детство
Родился будущий известный политик 1 апреля 1815 года в небольшом местечке Шенхаузен провинции Бранденбург. Полное имя мальчика звучало как Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк, его родители – мелкопоместные дворяне Фердинанд фон Бисмарк и Вильгельмина Менкен. Отто больше тянулся к отцу, но он уделял детям мало внимания, так как находился на военной службе. В отставку он вышел капитаном кавалерии. Мама наоборот, все свое время проводила с детьми, но особой любви к ним не проявляла.
На момент рождения Отто в семье уже подрастало трое детей, но они умерли еще младенцами. Когда мальчику исполнился один год, семейство сменило место жительства, и поселилось в Померании. В городе Конаржево отец Отто получил по наследству от своего кузена имение, и именно там провел свое детство будущий канцлер страны. Там же родились еще двое детей – Бернард и Мальвина.
Семилетний Отто начал свое обучение в элитной школе-интернате города Берлина. Потом поступил в гимназию в Грауэ Клостер, после окончания которой, в 1832-м, становится студентом университета Геттингена в Ганновере. Молодой человек занимался на юридическом факультете этого вуза, но после первого года обучения вернулся назад, в Берлин. Помимо основных предметов, Отто очень привлекала дипломатия.
Свою трудовую биографию молодой человек начал с административной работы, потом его приняли в апелляционный суд Потсдама. Но он вскоре заскучал от размеренности и однообразности своей деятельности, по натуре Бисмарк был очень активный и амбициозный. Эта дисциплина навевала на него скуку. В студенческие годы у него сложилась репутация вспыльчивого и неординарного человека, он мог позволить себе любое озорство, вплоть до дуэлей, из которых всегда выходил победителем.
Карьера и военная служба
В 1837-м Отто записался добровольцем в батальон Грайфсвальд. В 1839 году умерла его мама, и Бисмарк вместе с младшим братом принял на себя управление семейными поместьями. На тот момент ему едва исполнилось 24.
Молодой человек сумел продемонстрировать такую грамотность и рассудительность, которых от него никто не ждал. Его характеризовали как запасливого, расчетливого, но очень вспыльчивого хозяина поместья. В 1846-м он устроился на работу в офис, в его обязанности входило руководство работой дамб. Он часто отправлялся в путешествия по европейским странам, в это время у него начинает формироваться собственный взгляд на политику.
В те годы он все чаще задумывается о карьере политика, но быстро продвинуться в этом направлении у него не получилось. Многим знакомым он запомнился своей сомнительной репутацией и взрывным характером. Только в 1847-м ему удалось занять депутатское кресло в Соединенном ландтаге королевства Пруссия, и это стало началом его стремительной карьеры. В те годы в Европе вспыхивали многочисленные революции.
Множество либеральных и социалистических партий пытались отстаивать свои права, гарантированные им конституцией. Бисмарк придерживался консервативных принципов, поэтому его появление в государственной системе было достаточно неожиданным.
Сторонники короля Пруссии восхищались ораторскими способностями фон Бисмарка, им импонировали его взгляды. Встав на защиту прав монархии, политик попал в оппозицию.
Фон Бисмарк занялся формированием консервативной партии и принимал активное участие в основании газеты «Кройц-цайтунг». В парламенте он стал представителем молодого дворянства, и отлично понимал, что ни о каком компромиссе не может быть и речи. Он стал приверженцем единого парламента и полного его подчинения власти.
В 1850 году фон Бисмарк проходит в парламент Эрфурта, выступает противником действий, которые могли бы привести к конфликту с Австрией. Отто сумел предвидеть поражение, ждавшее Пруссию. Он прослыл проницательным политиком, и благодаря этому занимает министерское кресло в бундестаге города Франкфурт-на-Майне. Отсутствие опыта и навыков дипломатии не помешали Отто в скором времени прославиться на всю страну.
В 1857году фон Бисмарк получил новое назначение, теперь он представлял Пруссию в России. На этой должности он находился пять лет, вплоть до 1862-го. Он бывал в России достаточно часто, много раз посещал Петербург, где в числе его близких друзей вскоре оказался вице-канцлер Александр Горчаков. Отто многому научился у Александра, видел в нем «крестного отца» на политическом поприще, даже начал придерживаться его дипломатического стиля. Вскоре немец прекрасно владел русским языком, познакомился с менталитетом и характером русского человека.
Однажды фон Бисмарк произнес свое знаменитое высказывание, в котором подчеркнул, что война Германии и России недопустима, потому что для немецкой стороны она обернется пагубными последствиями. Отто сумел настолько сблизиться с российскими монархами, что ему предлагали выгодную должность при дворе.
Политическая биография фон Бисмарка складывалась достаточно удачно, но расцвет ее пришелся на годы правления Вильгельма I, который пришел к власти в 1861-м. Противостояние короля и ландтага привело к возникновению в Пруссии конституционного кризиса. Стороны конфликта никак не могли прийти к консенсусу в вопросе военного бюджета. Вильгельму была необходима мощная поддержка, и он увидел ее в лице фон Бисмарка, который в те годы трудился послом во Франции.
Политика
Разногласия либералов и Вильгельма привели к тому, что Отто фон Бисмарк начал набирать вес, как важная политическая фигура. Он получил пост премьер-министра и кресло министра иностранных дел, занимался реорганизацией армии. Реформа не нашла поддержки у оппозиции, которой не нравилась ультраконсервативная политика фон Бисмарка. Противоборство противников затихло на три года, по причине возникших в Польше мятежей. Отто поддержал польского царя, и этим вызвал недовольство своими действами в Европе, но зато Россия доверяла ему полностью и безоговорочно.
Личная жизнь канцлера сложилась хорошо. Супруга родила ему троих ребятишек – Марию, Герберта и Уильяма. Их семейная идиллия продолжалась до самой смерти Джоанн, которая умерла в 70 лет. Отто тяжело переживал ее уход, построил часовню, где предали земле прах любимой. Потом останки Джоанн перезахоронили в мавзолее города Фридрихсруэ, где нашел последний приют сам фон Бисмарк.
Политик был очень разносторонним человеком. Он увлекался верховой ездой и коллекционированием градусников. Частые приезды в Россию привели к тому, что он полюбил русский язык, владел им практически в совершенстве. Он любил повторять слово «ничего», подразумевая «ничего страшного». Чаще всего это слово встречалось в мемуарах и книгах о России.
Смерть
В последние годы жизни политик ни в чем не нуждался. Правители Германии понимали, какую лепту он внес для развития страны. В 1871-м он стал владельцем земель в герцогстве Лауэнбург, в честь 70-летнего юбилея его наградили крупной суммой денег. На эти средства он выкупил имения своих предков, купил усадьбу в Померании, и использовал ее как загородную резиденцию. Оставшуюся сумму использовал для создания фонда помощи учащимся.
После выхода в отставку политик стал герцогом Лауэнбургским, этот ненаследуемый титул ему пожаловало правительство страны. Он так ни разу и не использовал его для личных целей. Фон Бисмарк переселился под Гамбург, писал статьи для периодических изданий, в которых критиковал политический строй Германии.
Отто фон Бисмарк умер 30 июля 1898 года. На тот момент он был 85-летним стариком, и умер от естественных причин. Местом его захоронения стал мавзолей в Фридрихсруэ.
В годы Второй мировой войны имя фон Бисмарка использовалось в пропагандистских целях. Многие немецкие политики цитировали его книгу «Большая политика европейских кабинетов», которая представляет собой литературное наследие великого политика, равно как и второй его труд под названием «Мысли и воспоминания».
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
ИсточникКарат (метрический карат ; русское обозначение: кар; международное: ct; от итал. carato (от греч. ϰεράτιον) — стручок рожкового дерева) — внесистемная единица массы, равная 200 мг (0,2 грамма). Применяется в ювелирном деле для выражения массы драгоценных камней и жемчуга. История возникновения карата довольно старая. Считается, что в древние времена не существовало Читать далее. 1.