Меркантилизм. Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию о богатстве, были меркантилисты (от итал. мерканте – торговец). Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства – торговля. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше товаров ввозить в страну и больше вывозить (тогда в страну будет поступать золото).
А для того, чтобы вывозить больше товаров, надо поощрять развитие их производства. Основоположниками данного направления являются Мантуа де Монтекье, Томас Мелл, Джамбо Искальер.
Основные положения:
всестороннее ограничение импорта товаров (установление высоких цен на импортируемые товары);
вывоз золота и серебра из страны карался суровыми наказаниями;
в целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, а суммы, вырученные за товар, необходимо было тратить на покупку местных товаров;
главной являлась теория денежного баланса, которая обосновывала политику, направленную на увеличение денежного баланса.
🔴 Богатства ханов Казани разворовала Москва. Что вывезли колонизаторы | Сокровища нации
Меркантилизм стал теоретической базой торгового капитала.
Физиократизм. Термин «физиократизм» (власть природы) был введем в оборот Адамом Смитом. Сами французские физиократы называли себя экономистами. Теория физиократизма развивалась в Германии, Польше, Швеции и других странах, но только во Франции эта система воззрений приобрела наиболее развитую форму и существовала в виде теоретической школы. Основателем физиократического учения был Франсуа Кенэ (1694-1774), наиболее крупными представителями Виктор де Мирабо (1715-1789), Дюпон де Неймур (1739-1817) и Жак Тюрго (1727-1781).
Франсуа Кенэ (1694-1727) Жак Тюрго (1724-1781)
Физиократизм был естественной реакцией французских интеллигентов на недостатки меркантилистской политики кольбертизма, о которых было сказано в предыдущем разделе. Физиократы считали богатством не деньги, а «произведения земли». Сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность, с их точки зрения, является источником богатства общества, что и определяется «естественным» законом, установленным самим Богом.
Для физиократов богатство нации прирастает в том случае, если существует и постоянно воспроизводится разница между продукцией, которая производится в сельском хозяйстве, и продукцией, которая была использована для производства этой продукции в течение года, т.е. так называемая земельная рента в натуральной форме. Кенэ называл эту разницу «чистым продуктом» и считал единственным «производительным классом» в обществе класс землевладельцев. Кенэ утверждал, что «среди всех средств для приобретения имущества нет ни одного, которое было бы для человека лучше, выгоднее, приятнее и приличнее, даже достойнее для свободного человека, чем земледелие».
Основные идеи классиков можно свести к трём положениям:
1. Богатство страны составляют не деньги, а необходимые для жизни людей «простые продукты»;
2. «Простые продукты» может дать только материальное производство;
Множественные источники дохода. Роберт Аллен. [Аудиокнига]
3. Чтобы материальное производство было эффективным, нужна экономическая свобода ( с её принципом laissez faire — лозунг свободы торговли и невмешательства государства в экономику).
Рыночная школа классиков. Рыночная школа классиков. Яркими представителями этой школы были шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 -1790) и английский экономист Давид Рикардо (1772 -1823). В отличие от физиократов они полагали, что всякое производство (а не только земледелие) увеличивает богатство общества, т.е. служит источником прибыли, и выдвигали ряд новых концепций, из которых наиболее актуальной и в настоящее время является стимулирование хозяйственной деятельности человека. Основные идеи рыночной школы классиков: источник богатства общества — это производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития возможны при свободной и конкурентной рыночной экономике, без вмешательства в нее государства.
Результаты ( украинский ) 1: [копия]
Скопировано!
Меркантилізм. Перший економістів, хто розробив концепцію стрункі багатства, були merkantilisty (від італійського Mercante купця). Merkantilisty вважали, що багатства нації золото, і є джерелом добробуту торгівлі. Отже практичні поради для країни: менше товарів ввозиться і більше (а потім країни отримають золото).
Але для того, щоб експортувати більше товарів, необхідних для заохочення розвитку їх виробництва. Засновниками цього напрямку є Мантуя de Montek′e, Томас Iskal′er, jumbo Mell.
Основні положення:повний обмеження імпорту товарів (налаштування високі ціни на імпортовані продукти);експорт із золота і срібла з країни мав серйозні покарання;для того, щоб зберегти гроші від заборонених їхній вивіз за кордоном, та суму, отриману на товари, необхідно було витратити на закупівлю місцевих продуктів;Основна теорія була, що виправдана баланс гроші політику, спрямовану на збільшення залишку грошових коштів.Меркантилізм став теоретичної бази торгових столиці. Fiziokratizm.
Термін «fiziokratizm» (сила природи) було ввести в оборот Адама Сміта. Саамі французькі фізіократи називали себе економістів. Fiziokratizma теорія розроблений у Німеччині, Польщі, Швеції та інших країнах, але тільки у Франції цієї парадигми придбав найсучасніша форма і теоретичні навчальних закладів існували у вигляді.
Засновник fiziokratičeskogo вчення було Франсуа Kenè (1694-1774 р.), найбільш важливих представників Віктор де Мірабо (1715-1789), Пон-де-Nejmur (1739-1817) та Жак Turgo (1727-1781). Франсуа Kenè (1694-1727) Жака Turgo (1724-1781)Fiziokratizm був природна реакція французьких інтелектуалів на недоліки політика mercantilist kol′bertizma, який було згадано в попередньому розділі. Фізіократи вірив, що багатство не є гроші, але «працювати на землі».
Сільськогосподарського виробництва замість торгівлі та промисловості, з їх точки зору, є джерелом добробуту суспільства а також визначає «природного» Закон встановити сам Бог.Для на fiziokratov росте багатства нації, якщо існує і постійно відтворюється відрізняються продуктів, що випускаються в сільське господарство та виробництво, яке було використовуються для виробництва цих продуктів протягом року, тобто до так званих землі орендна плата в натурі. Kenè називають цю різницю «чистий продукт» і вважаються тільки «продуктивного» клас у класі суспільства землевласників.
Kenè стверджував, що «серед всіх кошти на купівлю нерухомості немає нікого, хто б для людини краще, більш прибутковими, більш приємним і гідного, навіть гідна для вільною людиною, ніж ведення сільського господарства.Основні ідеї класики може бути зведена до 3 положення: 1. багатство не гроші а живе «проста їжа»;2. «проста їжа» може тільки дати матеріального виробництва;3. для ефективного матеріального виробництва повинні економічної свободи (з його Принцип невтручання гаслом свободи торгівлі та невтручання держави в економіці).Ринок школи класики. Ринок школи класики. Яскраві представники цієї школи були шотландський економіст і філософ, Адам Сміт (1723-1790) і англійський економіст Давид Рікардо (1772-1823). На відміну від fiziokratov, вони відчули, що будь-який виробництва (не просто сільське господарство) збільшує багатства у суспільстві, служить джерелом прибутку і висунув ряд нових концепцій, з яких найбільш відповідні і в даний час є, щоб стимулювати економічну активність. Основні ідеї вільного ринку школи класика: виготовлення джерелом добробуту суспільства, і найбільш сприятливі умови для його можливих ефективного розвитку з безкоштовним і конкурентних ринковою економікою, не втручаючись у своїй державі.
переводится, пожалуйста, подождите..
Результаты ( украинский ) 2:[копия]
Скопировано!
Меркантилізм. Першими економістами, які розробили струнку концепцію про багатство, були меркантилісти (від італ. Мерканте — торговець). Меркантилісти вважали, що багатство нації — це золото, а джерело багатства — торгівля. Звідси і практичні рекомендації для країни: менше товарів ввозити в країну і більше вивозити (тоді в країну буде надходити золото).
А для того, щоб вивозити більше товарів, треба заохочувати розвиток їх виробництва. Основоположниками даного напрямку є Мантуа де Монтекьо, Томас Мелл, Джамбо Іскальер.
Основні положення:
всебічне обмеження імпорту товарів (встановлення високих цін на імпортовані товари);
вивіз золота і срібла з країни карався суворими покараннями;
з метою утримання грошей в країні заборонявся їх вивезення за кордон, а суми, виручені за товар, необхідно було витрачати на покупку місцевих товарів;
головною була теорія грошового балансу, яка обґрунтовувала політику, спрямовану на збільшення грошового балансу.
Меркантилізм став теоретичною базою торгового капіталу.
Фізіократизм. Термін «фізіократизм» (влада природи) був введемо в обіг Адамом Смітом. Самі французькі фізіократи називали себе економістами. Теорія фізіократизму розвивалася в Німеччині, Польщі, Швеції та інших країнах, але тільки у Франції ця система поглядів придбала найбільш розвинену форму і існувала у вигляді теоретичної школи.
Засновником фізиократичного вчення був Франсуа Кене (1694-1774), найбільш великими представниками Віктор де Мірабо (1715-1789), Дюпон де Неймур (1739-1817) і Жак Тюрго (1727-1781). Франсуа Кене (1694-1727) Жак Тюрго (1724-1781) Фізіократизм був природною реакцією французьких інтелігентів на недоліки меркантилистской політики кольбертізм, про які було сказано в попередньому розділі.
Фізіократи вважали багатством не гроші, а «Краю». Сільськогосподарське виробництво, а не торгівля і промисловість, з їх точки зору, є джерелом багатства суспільства, що і визначається «природним» законом, встановленим самим Богом.
Для фізіократів багатство нації приростає в тому випадку, якщо існує і постійно відтворюється різниця між продукцією, яка виробляється в сільському господарстві, і продукцією, яка була використана для виробництва цієї продукції протягом року, тобто так звана земельна рента в натуральній формі. Кене називав цю різницю «чистим продуктом» і вважав єдиним «продуктивним класом» в суспільстві клас землевласників.
Кене стверджував, що «серед усіх засобів для придбання майна немає жодного, яке було б для людини краще, вигідніше, приємніше і пристойніше, навіть достойніше для вільної людини, ніж землеробство». Основні ідеї класиків можна звести до трьох положень: 1. Багатство країни становлять не гроші, а необхідні для життя людей «прості продукти»; 2. «Прості продукти» може дати тільки матеріальне виробництво; 3. Щоб матеріальне виробництво було ефективним, потрібна економічна свобода (з її принципом laissez faire — гасло свободи торгівлі і невтручання держави в економіку).
Ринкова школа класиків. Ринкова школа класиків. Яскравими представниками цієї школи були шотландський економіст і філософ Адам Сміт (1723 -1790) і англійський економіст Давид Рікардо (1772 -1823). На відміну від фізіократів вони вважали, що будь-яке виробництво (а не тільки землеробство) збільшує багатство суспільства, тобто служить джерелом прибутку, і висували ряд нових концепцій, з яких найбільш актуальною і в даний час є стимулювання господарської діяльності людини. Основні ідеї ринкової школи класиків: джерело багатства суспільства — це виробництво, а найбільш сприятливі умови для його ефективного розвитку можливі при вільній і конкурентній ринковій економіці, без втручання в неї держави.
Источник: ru19.ilovetranslation.com
Основные этапы развития экономической науки
Как систематизированное знание, как наука, экономика сформировалась в XV–XVI вв. Основной вопрос, который тогда интересовал экономистов, – почему одни страны богатые, а другие бедные, в чем заключается богатство, откуда оно берется? Экономика в те времена – это наука о богатстве.
Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию о богатстве, были меркантилисты (от итал. мерканте – торговец). Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства – торговля. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше товаров ввозить в страну и больше вывозить (тогда в страну будет поступать золото). А для того, чтобы вывозить больше товаров, надо поощрять развитие их производства.
Следующий шаг в развитии экономики связан с физиократической школой (греч. физис – природа, кратос – власть, т.е. власть природы). Физиократы полагали, что источником богатства нации является не торговля, а сельское хозяйство. Именно в сельском хозяйстве создается тот дополнительный продукт (превышение продукта произведенного над потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Отсюда следовал вывод: труд только в сельском хозяйстве производителен, все остальные отрасли пользуются плодами сельского хозяйства.
Идеи физиократов были развиты и углублены представителями английской классической политэкономии (У.Петти, А.Смитом, Д.Рикардо), которые в качестве источника богатства нации рассматривали труд в сфере материального производства, результаты которого (произведенные товары) и составляют богатство нации. У.Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богатства».
Огромный вклад в развитие экономики внес А.Смит, место и роль которого в экономике можно сравнить с местом и ролью И.Ньютона в физике. В своей работе «Исследование о причинах и природе богатства народов» (1776 г.) А.Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции, показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые «невидимой рукой» содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов.
Следующий шаг в развитии экономики связан с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Сконструированная ими экономическая теория – марксизм, – развивая идеи трудовой теории стоимости, доказывала, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности. Эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала практика, реальная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представлений и идей марксизма. Тем не менее нельзя отрицать большой вклад в развитие экономики как науки, сделанный К.Марксом.
Параллельно с марксизмом в XIX веке развивается неоклассическое направление, представители которого сосредоточивают свое внимание на проблеме удовлетворения потребностей людей. Опираясь на накопленные теоретические знания, неоклассики выдвигают и разрабатывают новые теории и концепции, в частности маржинализм (от лат. маргинальный – крайний, предельный) – теорию, которая анализирует экономические явления с точки зрения поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Последние руководствуются в своей деятельности прежде всего собственными, субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Маржиналисты ввели в практику экономического анализа концепцию предельных величин, широко используемую в современных экономических теориях.
Огромный вклад в развитие неоклассического направления внес А.Маршалл. В своей работе «Принципы политической экономии» (1890 г.) он разработал теорию рынка: проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение, уровень рыночных цен.
В 1936 г. английский экономист Дж.Кейнс опубликовал свою работу «Общая теория занятости, процента и денег», основав новое направление в экономике – кейнсианство. Анализируя действие рыночного механизма, Кейнс пришел к выводу, что такие негативные явления как кризисы, инфляция, безработица, монополизация внутренне присущи рынку и хотя рыночный механизм сам может справиться с этими явлениями, потери общества при этом столь велики, что для того, чтобы их минимизировать, необходимо государственное вмешательство. Дж.Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым теорию смешанной экономики.
Наконец, с именем лауреата Нобелевской премии М.Фридмена связано одно из наиболее распространенных современных направлений экономики – монетаризм. Монетаристы, исходя из того, что существует определенная связь между показателями развития экономики и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя объем денежной массы. Поскольку обеспечение экономики деньгами – это прерогатива государства, то последнее, проводя соответствующую денежно-кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздействовать на экономическое развитие страны.
Выводы
1. Экономика – это наука, изучающая проблему согласования потребностей людей с ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для их удовлетворения. Позитивная экономика объясняет что есть, нормативная – что должно быть. Микроэкономика изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, макроэкономика – экономическую жизнь общества в целом. Теоретические выводы и положения, вырабатываемые экономикой как наукой, должны лежать в основе экономической политики, представляющей собой совокупность мер, направленных на достижение основных экономических целей.
2. Экономика связана с другими науками о жизни общества, в частности, с юриспруденцией. Экономика и право тесно переплетены между собой. Правовые нормы создают необходимые предпосылки для нормального функционирования экономики. Сами нормы права, регулирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются изменениями, происходящими в экономике.
3. Наиболее широко используемые методы экономических исследований: сбор, обработка, систематизация фактов экономической жизни; научное абстрагирование, результатом которого является выработка понятий; функциональный анализ, устанавливающий зависимости между отдельными экономическими переменными; моделирование, графический метод описания экономических взаимозависимостей и др. Критерий правильности теоретических выводов – практика.
4. Экономика как наука прошла долгий путь развития. Вместе с изменением экономических условий жизни общества менялся и предмет экономики. В течение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство. Первоначально экономические школы и направления различались именно тем, что они понимали под богатством и источником богатства нации (от золота до всей массы созданных трудом людей продуктов). Современная экономика рассматривается как наука о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов и безграничности потребностей.
Источник: studopedia.org
Основные этапы развития экономической науки
Как систематизированное знание, как наука, экономика сформировалась в XV–XVI вв. Основной вопрос, который тогда интересовал экономистов, – почему одни страны богатые, а другие бедные, в чем заключается богатство, откуда оно берется? Экономика в те времена – это наука о богатстве.
Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию о богатстве, были меркантилисты (от итал. мерканте – торговец). Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства – торговля. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше товаров ввозить в страну и больше вывозить (тогда в страну будет поступать золото). А для того, чтобы вывозить больше товаров, надо поощрять развитие их производства.
Следующий шаг в развитии экономики связан с физиократической школой (греч. физис – природа, кратос – власть, т.е. власть природы). Физиократы полагали, что источником богатства нации является не торговля, а сельское хозяйство. Именно в сельском хозяйстве создается тот дополнительный продукт (превышение продукта произведенного над потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Отсюда следовал вывод: труд только в сельском хозяйстве производителен, все остальные отрасли пользуются плодами сельского хозяйства.
Идеи физиократов были развиты и углублены представителями английской классической политэкономии (У.Петти, А.Смитом, Д.Рикардо), которые в качестве источника богатства нации рассматривали труд в сфере материального производства, результаты которого (произведенные товары) и составляют богатство нации. У.Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богатства».
Огромный вклад в развитие экономики внес А.Смит, место и роль которого в экономике можно сравнить с местом и ролью И.Ньютона в физике. В своей работе «Исследование о причинах и природе богатства народов» (1776 г.) А.Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции, показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые «невидимой рукой» содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов.
Следующий шаг в развитии экономики связан с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Сконструированная ими экономическая теория – марксизм, – развивая идеи трудовой теории стоимости, доказывала, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности. Эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала практика, реальная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представлений и идей марксизма. Тем не менее нельзя отрицать большой вклад в развитие экономики как науки, сделанный К.Марксом.
Параллельно с марксизмом в XIX веке развивается неоклассическое направление, представители которого сосредоточивают свое внимание на проблеме удовлетворения потребностей людей. Опираясь на накопленные теоретические знания, неоклассики выдвигают и разрабатывают новые теории и концепции, в частности маржинализм (от лат. маргинальный – крайний, предельный) – теорию, которая анализирует экономические явления с точки зрения поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Последние руководствуются в своей деятельности прежде всего собственными, субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Маржиналисты ввели в практику экономического анализа концепцию предельных величин, широко используемую в современных экономических теориях.
Огромный вклад в развитие неоклассического направления внес А.Маршалл. В своей работе «Принципы политической экономии» (1890 г.) он разработал теорию рынка: проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение, уровень рыночных цен.
В 1936 г. английский экономист Дж.Кейнс опубликовал свою работу «Общая теория занятости, процента и денег», основав новое направление в экономике – кейнсианство. Анализируя действие рыночного механизма, Кейнс пришел к выводу, что такие негативные явления как кризисы, инфляция, безработица, монополизация внутренне присущи рынку и хотя рыночный механизм сам может справиться с этими явлениями, потери общества при этом столь велики, что для того, чтобы их минимизировать, необходимо государственное вмешательство. Дж.Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым теорию смешанной экономики.
Наконец, с именем лауреата Нобелевской премии М.Фридмена связано одно из наиболее распространенных современных направлений экономики – монетаризм. Монетаристы, исходя из того, что существует определенная связь между показателями развития экономики и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя объем денежной массы. Поскольку обеспечение экономики деньгами – это прерогатива государства, то последнее, проводя соответствующую денежно-кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздействовать на экономическое развитие страны.
Выводы
1. Экономика – это наука, изучающая проблему согласования потребностей людей с ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для их удовлетворения. Позитивная экономика объясняет что есть, нормативная – что должно быть. Микроэкономика изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, макроэкономика – экономическую жизнь общества в целом. Теоретические выводы и положения, вырабатываемые экономикой как наукой, должны лежать в основе экономической политики, представляющей собой совокупность мер, направленных на достижение основных экономических целей.
2. Экономика связана с другими науками о жизни общества, в частности, с юриспруденцией. Экономика и право тесно переплетены между собой. Правовые нормы создают необходимые предпосылки для нормального функционирования экономики. Сами нормы права, регулирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются изменениями, происходящими в экономике.
3. Наиболее широко используемые методы экономических исследований: сбор, обработка, систематизация фактов экономической жизни; научное абстрагирование, результатом которого является выработка понятий; функциональный анализ, устанавливающий зависимости между отдельными экономическими переменными; моделирование, графический метод описания экономических взаимозависимостей и др. Критерий правильности теоретических выводов – практика.
4. Экономика как наука прошла долгий путь развития. Вместе с изменением экономических условий жизни общества менялся и предмет экономики. В течение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство. Первоначально экономические школы и направления различались именно тем, что они понимали под богатством и источником богатства нации (от золота до всей массы созданных трудом людей продуктов). Современная экономика рассматривается как наука о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов и безграничности потребностей.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru