Как правильно?
Присоединение через знак дефиса к основным традиционным наименованиям монастырей и церквей слова «Свято-» не рекомендуется.
В настоящее время наиболее устойчивым и общеупотребительным словосочетанием такого рода является название – Свято-Троицкая Сергиева лавра (наряду с Троице-Сергиевой лаврой). Хотя это название вошло в употребление только в XX столетии, в данном случае оно оправдано, поскольку происходит от устойчивого термина Святая Троица.
Слово «Свято-» в названии храма или обители оправдано и в том случае, когда они освящены в честь Святого Духа.
Во всех остальных случаях присоединение слова «Свято-» к названию монастыря или храма излишне (см. подробнее: Марк, епископ Егорьевский. Церковный протокол. М., 2007. С. 99–100).
Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.
АллилуЙя или аллилуИя?
РАСПЯТИЕ ИИСУСА ХРИСТА // CRUCIFIXION OF JESUS CHRIST
По рекомендации орфографических словарей, правильное написание – аллилуйя.
Боговдохновенная или Богодухновенная
Верны оба варианта (например, Боговдохновенная Книга (Библия)), но вариант Богодухновенная (Книга), по мнению специалистов Издательства Московской Патриархии, предпочтительнее.
БожИя или БожЬя?
С точки зрения русского языка, правильно и так и так. Разница между прилагательными «божия» и «божья» только в стилистической принадлежности и сфере употребления.
Слово «Божия» относится к высокому книжному стилю и употребляется преимущественно в церковных текстах и словосочетаниях:
– Божия Матерь
– Божия благодать
– Божия помощь верующим
Слово «божья» относится к общелитературной лексике, характеризует предметы и явления более приземленные, чаще встречается в устойчивых сочетаниях:
– божья тварь
– божья коровка
– птичка божья
То же различие справедливо для некоторых других форм прилагательного Божий:
– муж. р., род. п.: Божьего и Божия,
– муж. р., дат. п.: Божьему и Божию,
– ср. р.: Божье и Божие,
– мн. ч. Божьи и Божии
ДЬякон или дИакон?
Оба варианта верны. В церковных текстах традиционно используется более древнее написание: диакон, иеродиакон, протодиакон, в светских – написание через «ь».
Диа́кон – низший духовный сан, помощник священника при совершении церковной службы.
ИгуменЬя или игуменИя?
Существует традиция написания одного из наименований Матери Божией – Небесная Игумения – с прописной оба слова, при этом в слове Игумения сохранять окончание -ия.
В случае употребления этого слова по отношению к настоятельнице монастыря слово пишется со строчной буквы с окончанием -ья: игуменья.
10 Случаев Когда ИИСУСА Сняли на Видео
Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.
Книга пророка ИсаИи или книга пророка ИсаЙи?
Согласно рекомендациям Издательства Московской Патриархии, правильно писать Книга пророка Исаии.
НаперСный или наперСТный крест?
Правильно наперсный, от церковнославянского слова перси – грудь, т. е. нагрудный крест.
Основные принципы церковной орфографии
Написание строчных и прописных букв в изданиях церковной тематики на русском языке, а также в церковнославянских богослужебных текстах, издаваемых в русской транслитерации, – проблема не новая. До недавнего времени почти в каждом православном издательстве имелись словарики для внутреннего употребления, однако, как нетрудно догадаться, в разных словариках были реализованы разные принципы решения указанной проблемы.
Каждый издатель подходил к этому вопросу, в лучшем случае опираясь на орфографические и синтаксические правила русского языка, используя пособия для корректоров и редакторов. Но, учитывая специфику издаваемых текстов, литературные работники вносили поправки и дополнения, которые порой не соответствовали общепринятым нормам русского языка. В советский период церковная лексика, как правило, почти не попадала в словари и тем более не упоминалась в пособиях по редактированию и стилистике. Поэтому редакторы на свой страх и риск обращались за образцом к изданиям, выпущенным до революции в России или за рубежом в XX веке. Но во всех этих книгах также не было единых правил для издания подобных текстов.
Важный шаг в этом направлении – настоящие правила. Основные принципы, согласно которым была разработана «церковная орфография», сводятся к следующим:
– Правописание в текстах церковной тематики в общем и целом не должно противоречить общепринятым в настоящее время орфографическим нормам русского литературного языка.
– Отступления в текстах церковной тематики от общепринятых норм должны быть немногочисленными, четко мотивированными и, по возможности, системными – во избежание размывания проверенных временем правил. Кроме того, следует учитывать, что данные правила будут применяться не только в издательской практике, но и в процессе обучения в средних и высших церковных учебных заведениях, – и это обучение, разумеется, не должно быть сопряжено с заучиванием десятков нелогично сформулированных правил и сотен исключений.
– В русском языке все слова, находящиеся в середине или в конце предложения (за исключением имен собственных) пишутся по умолчанию со строчной буквы. Написание прописной буквы – особый случай, который всякий раз требует специального описания и весомого обоснования.
– Текст не должен быть перегружен прописными буквами, иначе возникают проблемы с его зрительным восприятием, а сами прописные буквы стремительно девальвируются в сознании читателя. Сказанное касается как светских, так и церковных текстов.
– Осознавая, что никакие руководства и справочники не могут вместить в себя всё многообразие реальных случаев словоупотребления, следует признать допустимым и нормальным наличие вариантов в написании различных слов, словосочетаний и терминов в зависимости от жанра текста, предполагаемой аудитории, индивидуальных авторских предпочтений. При этом необходимо воздержаться от сколько-нибудь жесткой регламентации написания строчных и прописных букв в художественных текстах: в произведениях подобного рода язык является не только средством, но и целью. Не следует ограничивать свободу авторского замысла.
Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.
Патриаршего или патриаршЬего?
Верно без мягкого знака: патриаршего, патриаршему. А также: патриаршие (Патриаршие пруды).
Прилагательное патриарший в начальной форме выглядит как притяжательное прилагательное, отвечающее на вопрос «чей?» и оканчивающееся на -ий (-jeго), ср.: лисий – лисьего, пастуший – пастушьего, черепаший – черепашьего, птичий – птичьего, человечий – человечьего, монаший – монашьего, помещичий – помещичьего, скомороший – скоморошьего и т. д. Такие слова склоняются по особому (местоименному) склонению, в них пишется разделительный мягкий знак.
Однако слова монарший и патриарший склоняются не по местоименному, а по адъективному склонению, то есть как прилагательные хороший (хорошего), святейший (святейшего), усопший (усопшего), больший (большего), августейший (августейшего) и т. п. В таких словах разделительный мягкий знак не пишется.
По этой причине правильно: патриаршее (не патриаршье) благословение, патриаршая (не патриаршья) ризница,Патриаршие (не Патриаршьи) пруды. И, соответственно: монаршее, монаршая, монаршие.
«Русская грамматика» (под ред. Н. Ю. Шведовой, М., 1980) указывает: «Притяжательные прилагательные орлий (устар.), отчий, монарший и патриарший, основа которых оканчивается на группу согласных (-ий – флексия им. п. ед. ч. муж. р.), изменяются по мягкой разновидности адъективного склонения. Образование от притяжат. прил.
монарший, патриарший падежных форм по типу притяжат. прил. соболий, пастуший, волчий для современного языка ненормативно». При этом «у писателей XIX в. встречается образование форм косвенных падежей притяжательных прилагательных женского рода с шипящей согласной перед j (казачья, разбойничья) по образцу изменения местоимен. прил. наш, ваш (см. ниже) без j в конце основы: Ты не издохнешь от удара Казачей сабли (Пушк.); Не для разбойничей потехи Так рано съехались адехи На двор Гасуба старика (Пушк.); Парень был Ванюха ражий, Рослый человек, – Не поддайся силе вражей, Жил бы долгий век (Некр.) (для современного языка нормативны формы казачьей, разбойничьей, вражьей)».
Итак, различается написание слов: монашьего – патриаршего; монашье – патриаршее; монашья – патриаршая; монашьи – патриаршие .
Источник: Грамота.РУ
Православие или православие?
В значении «христианская конфессия» правильно писать православие. В значении Православная Церковь слово православие пишется с прописной буквы – например: История Православия в России.
Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.
Причастие или причастие?
Слово Причастие в значении таинства Евхаристии пишется с прописной. Слова причастие и причащение в значении действия, принятия Святых Христовых Таин пишется со строчной.
ПромыСЕЛ или ПромыСЛ Божий?
В значении «провидение» правильно писать Промысл Божий.
Светские vs. церковные орфографические рекомендации
Рекомендации Издательства Московской Патриархии | Рекомендации Грамота.РУ и некоторых светских словарей |
церковь святой мученицы Татианы | церковь Святой Мученицы Татьяны |
икона великомученика Георгия Победоносца | икона Великомученика Георгия Победоносца |
Русская Православная Церковь | Русская православная церковь |
Русская Православная Церковь Заграницей | Русская православная церковь за границей |
Вселенский Собор | Вселенский собор |
Священный Синод | Священный синод |
Послание к Римлянам | Послание к римлянам |
СвятОЙ водОЙ или святОЮ водОЮ?
Оба варианта окончаний корректны и используются. Более распространенным является вариант с окончанием -ой.
Источник: Грамота.РУ
Святых Христовых ТаИн или Святых Христовых ТаЙн?
Правильно – Святых Христовых Таин.
Служба УспениЯ Богородицы или служба УспениЮ Богородицы?
Правильно указывать название праздника в родительном падеже: служба Успения Пресвятой Богородицы.
Тропарь преподобнОГО СергИЯ или тропарь преподобнОМУ СергИЮ?
В названии молитвословий имя святого указывается в дательном падеже: тропарь преподобному Сергию.
ИсточникКак правильно пишется словосочетание «божья матерь»
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: технократия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «божий»
Ассоциации к слову «мать»
Синонимы к словосочетанию «божья матерь»
Предложения со словосочетанием «божья матерь»
- Это икона «Казанской божьей матери».
Цитаты из русской классики со словосочетанием «божья матерь»
- Исполнение христианского долга благотворно подействовало на Софью Николавну; она заснула, тоже в первый раз, и проснувшись часа через два с радостным и просветленным лицом, сказала мужу, что видела во сне образ Иверской божьей матери точно в таком виде, в каком написана она на местной иконе в их приходской церкви; она прибавила, что если б она могла помолиться и приложиться к этой иконе, то, конечно, матерь божия ее бы помиловала.
Сочетаемость слова «божий»
Сочетаемость слова «мать»
Значение словосочетания «матерь божья»
1. восклицание с оттенком ужаса (Викисловарь)
Значение слова «божий»
БО́ЖИЙ , —ья, —ье. Прил. к бог. Божья воля. Божий храм. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «мать»
МАТЬ , род. и дат. ма́тери, вин. мать, твор. ма́терью, предл. о ма́тери, мн.
ма́тери, —е́й, ж. 1. Женщина по отношению к рожденным ею детям. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «божий»
- Все в этом непостижимом для нас мире непременно должно иметь какой-то смысл, какое-то высокое божье намеренье, направленное к тому, чтобы все в этом мире «было хорошо» и что усердное исполнение этого божьего намерения есть всегда наша заслуга перед ним, а посему и радость, гордость.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение словосочетания «матерь божья»
1. восклицание с оттенком ужаса
Значение слова «божий»
БО́ЖИЙ , —ья, —ье. Прил. к бог. Божья воля. Божий храм.
Значение слова «мать»
МАТЬ , род. и дат. ма́тери, вин. мать, твор. ма́терью, предл. о ма́тери, мн.
ма́тери, —е́й, ж. 1. Женщина по отношению к рожденным ею детям.
Предложения со словосочетанием «божья матерь»
Это икона «Казанской божьей матери».
На сорок дней и ночей мы должны были поселиться в церкви, напротив алтаря пред лицом божьей матери, возлагая своё упование на её щедроты и милость, чтобы спастись от дьявольской страсти, что выела себе дупло и подтачивает пагубой нежное древо детской жизни.
– Дача наша, и всё, как там было в комнате, тряпки везде и образ божьей матери, прямо передо мной, а потом женщина.
ИсточникМатерь Божья
Матерь Божья — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия
матерь божья! — см. матерь; в зн. межд. Выражение изумления, восхищения и т.п … Словарь многих выражений
Матерь Божья (Божия)! — Прост. Устар. Восклицание изумления, восхищения, испуга и т. п. Ф 1, 292. /em> Выражение эвфемизм, использующий сакральную формулу. Мокиенко, Никитина 2003, 197 … Большой словарь русских поговорок
Матерь Божия — Матерь Божья Р. Ма/тери Бо/жией (Бо/жьей) … Орфографический словарь русского языка
МАТЕРЬ — (М. и м.; см. тж БОГОМАТЕРЬ, БОГОРОДИЦА, ДЕВА, МАДОННА, МАРИЯ, МАРИЯ ДОЧЬ, МАТУШКА ЗАСТУПНИЦА, МАТЬ) Божья матерь Утоли мои печали (икона) Перед гробом шла, светла, тиха. АБ908 (III,123); Поясок из парчи золотистыя Оставила Матерь Благосклонная В … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
Божья Матерь — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия
матерь — (устар., только им. и вин.); ж.; высок. см. тж. матерь божья! = мать 1) Ма/терь Божия (о Богоматери) … Словарь многих выражений
божья матерь — матерь, пресвятая дева, богородица, дева мария, владычица, пречистая богородица, пречистая дева, пречистая, приснодева, царица небесная, богоматерь Словарь русских синонимов. божья матерь сущ., кол во синонимов: 12 • богоматерь (16) … Словарь синонимов
матерь — мамуля, маманя, пречистая богородица, пречистая, богоматерь, божья матерь, родимая, источник, пресвятая дева, царица небесная, дева Мария, мамелюк, мамка, родимая матушка, мама, родительница, начало, приснодева, мамушка, мать, матушка, владычица … Словарь синонимов
матерь божия — сущ., кол во синонимов: 4 • богоматерь (16) • богородительница (6) • божия матерь … Словарь синонимов
Источник