Икона Богородицы «Троеручица»
В VIII веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780; память 4 декабря) был оклеветан императором Львом III Исавром (717–740) перед Дамасским калифом в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке.
К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой.
Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название "Троеручица". По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь", которая является задостойником в литургии святого Василия Великого.
Икона Божией Матери Троеручица. В чем помогает редкая икона Богородицы. История и описание иконы
Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону "Троеручицы" в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому († 1237; память 12 января). Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией.
Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания.
Список иконы XVII века является одной из основных реликвий Троянского монастыря в Болгарии.
В России икона «Троеручицы» пользуется большим почитанием. В 1661 году из Хиландарского монастыря для патриарха Никона был прислан список этой иконы для его Новоиерусалимского монастыря. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье).
С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ныне в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной стене храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слышатся неустанные моления.
Вместе с тем, приписывание на иконах Богородицы третьей руки как её собственной зачастую вызывало у людей естественное смущение. В рассуждении сего Святейший синод своим указом от 21 мая 1722 года постановил: повелевается о измышлениях от неискусных или злокозненных иконников, которые выдумали иконы противныя естеству, истории и самой истине, каковыя суть: образ мученика Христофора с песиею главою; образ Богородицы с тремя руками; Чего для, впредь таких измышленных щудов на поругание святых первообразных лиц и во укорение святые церкви от инославных, не писать, а писать бы чинно и благообразно.
Один из списков иконы Божией Матери «Троеручица» находится в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова, а в Москве — в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, на Болгарском подворье.
Чудотворные списки с самого первоявленного афонского образа либо же с других списков «Троеручицы» находились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Селигере и в иных местах.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица», глас 4
Днесь всеми́pная pа́дость возсия́ нам ве́лия:/ даpова́ся святе́й Гоpе́ Афо́нстей/ цельбоно́сная Твоя́, Влады́чице Богоро́дице, ико́на,/ со изобpаже́нием тpичи́сленно и неpазде́льно пpечи́стых pук Твои́х,/ в пpославле́ние Святы́я Тpо́ицы,/ созыва́еши бо ве́pных и моля́щихся Тебе́ о сем позна́ти,/ я́ко двема́ Сы́на и Го́спода деpжи́ши,/ тpе́тию же яви́ на пpибе́жище и покpо́в чту́щих Тя,/ от вся́ких напа́стей и бед избавля́ти,/ да вси, пpитека́ющии к Тебе́ ве́pою пpие́млют неоску́дно от всех зол свобожде́ние,/ от вpаго́в защище́ние,/ сего́ pа́ди и мы вку́пе с Афо́ном вопие́м:// pа́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Перевод: Сегодня нам воссияла великая всемирная радость: даровалась святой горе Афонской подающая исцеления Твоя, Владычица Богородица, икона, с изображением тройственно и нераздельно пречистых рук Твоих в прославление Святой Троицы, ибо Ты созываешь верующих и молящихся Тебе узнать об этом, так как двумя (руками) Сына и Господа держишь, третью же явила для помощи и покровительства почитающим Тебя, для избавления от всяких напастей и бед, чтобы все, приходящие к Тебе, с верой принимали неистощимо освобождение от всех зол и защиту от врагов, потому и мы вместе с Афоном взываем: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой».
Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица», глас 4
Днесь све́тло красу́ется ца́рствующий град Москва́,/ име́ющи в себе́, о Всеми́лостивейшая, всея́ тва́ри Честне́йшая,/ Засту́пнице на́ша Де́во Богоро́дице,/ честны́й о́браз Тво́й,/ и́мже подсо́лнечныя концы́ земли́ удивля́еши/ и мир ми́рови да́руеши,/ во о́браз бо Святы́я Тро́ицы явля́еши трие́ ру́це:/ двема́ у́бо Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего, но́сиши,/ тре́тиею от напа́стей и бед/ ве́рно к Тебе́ прибега́ющих избавля́еши,/ и от потопле́ния изыма́еши,/ и всем поле́зная да́руеши,/ и преподо́бному Михаи́лу Малео́нскую го́ру показа́,/ и всех всегда́ ми́луеши,/ честно́ю ри́зою Свое́ю покрыва́еши жи́тельство сие́/ и вся гра́ды и страны́ на́ша, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Обра́дованная.
Перевод: Сегодня радостно торжествует царствующий город Москва, имея у себя, о Всемилостивейшая, превыше всего творения Почитаемая, Защитница наша Дева Богородица, священный образ Твой, им же удивляешь все концы вселенной и даруешь мир всему миру, ибо по образу Святой Троицы являешь три руки: двумя Сына своего, Христа Бога нашего носишь, третьей — от напастей и бед с верой к тебе обращающихся избавляешь, и от потопа спасаешь, и всем полезное даруешь, и преподобному Михаилу Малеонскую гору показала, и всем всегда оказываешь милость, драгоценной ризой Своей покрывая государство это и все города и села наши, да взываем к Тебе: «Радуйся, Обрадованная».
Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица», глас 4
Я́ко звезда́ светозаря́ющая,/ из Се́рбии на Афо́н чуде́сно прии́де/ всечестна́я ико́на Твоя́ Троеру́чица,/ ю́же оби́тель Хиланда́рская благогове́йно восприе́мши,/ я́ко Боже́ственный дар свы́ше,/ прославля́ет Тя, Влады́чицу,/ и уми́льно вопие́т:/ не оста́ви ми́лость Твою́ от нас,// но пребу́ди с на́ми во ве́ки.
Перевод: Как светозарная звезда из Сербии на Афон чудесно прибыла почитаемая всеми икона Твоя Троеручица, ее же монастырь Хиландар с благоговением приняв, как Божественный дар свыше, прославляет Тебя, Владычицу, и в сокрушении сердечном взывает: «Не удали милость Твою от нас, но пребудь с нами во веки».
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица», глас 8
Днесь весе́лое наста́ ны́не Твое́ торжество́, Богома́ти Пречи́стая,/ вси́ ве́рнии испо́лнишася ра́дости и весе́лия,/ я́ко сподо́бльшеся изря́дно воспе́ти/ преди́вное явле́ние честна́го о́браза Твоего́/ и ро́ждшагося из Тебе́ Младе́нца, и́стинна же Бо́га,/ Его́же двема́ рука́ма объе́млеши,/ и тре́тиею от напа́стей и бед нас изыма́еши,// и избавля́еши от всех зол и обстоя́ний.
Перевод: Сегодня настало радостное Твое торжество, Пречистая Богоматерь, все верующие наполнились радостью и весельем, удостоившись особо воспевать предивное явление почитаемого образа Твоего и родившегося от Тебя Младенца, истинного Бога, Его же двумя руками Ты обнимаешь, а третью от напастей и бед нас вызволяешь и избавляешь от всех зол и невзгод.
Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица», глас 3
Де́ва днесь благоволе́ние к нам явля́ет,/ Гора́ же Афо́н благодаре́ние Ей прино́сит,/ А́нгели и и́ноцы славосло́вят,/ Троеру́чица из Се́рбии чуде́сно путеше́ствует:/ нас бо ра́ди прии́де// и всели́ся во святу́ю оби́тель Хиланда́рскую.
Перевод: Дева сегодня расположение к нам проявляет, гора же Афон благодарение Ей приносит, Ангелы и монахи в молитвах Ее прославляют, Троеручица из Сербии чудесно путешествует, ибо нас ради она пришла и поселилась во святой обители Хиландар.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»
О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, ве́лие чу́до свято́му Иоа́нну Дамаски́ну яви́вшая, я́ко ве́ру и́стинную – наде́жду несумне́нную показа́вшему! Услы́ши нас, гре́шных, пред чудотво́рною Твое́ю ико́ною усе́рдно моля́щихся и прося́щих Твоея́ по́мощи: не отри́ни моле́ния сего́ мно́гих ра́ди прегреше́ний на́ших, но, я́ко Ма́ти милосе́рдия и щедро́т, изба́ви нас от боле́зней, скорбе́й и печа́лей, прости́ соде́янныя на́ми грехи́, испо́лни ра́дости и весе́лия всех, чту́щих святу́ю ико́ну Твою́, да ра́достно воспое́м и любо́вию просла́вим и́мя Твое́, я́ко Ты еси́ от всех родо́в избра́нная и благослове́нная во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»
О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Богоро́дице Мари́е! Припа́даем и покланя́емся Тебе́ пред свято́ю ико́ною Твое́ю, воспомина́юще пресла́вное чу́до Твое́, исцеле́нием усе́ченныя десни́цы преподо́бнаго Иоа́нна Дамаски́на, от ико́ны сей явле́нное, его́же зна́мение доны́не ви́димо есть на ней, во о́бразе тре́тия руки́, ко изображе́нию Твоему́ приложе́нныя.
Мо́лимся Ти и про́сим Тя, Всеблагу́ю и Всеще́друю ро́да на́шего Засту́пницу: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, и я́коже блаже́ннаго Иоа́нна, в ско́рби и боле́зни к Тебе́ возопи́вшаго, услы́шала еси́, та́ко и нас не пре́зри, скорбя́щих и боле́знующих ра́нами страсте́й многоразли́чных, не пре́зри, усе́рдно к Тебе́ от души́ сокруше́нныя прибега́ющих. Ты зри́ши, Госпоже́ Всеми́лостивая, не́мощи на́ша, озлобле́ние на́ше, нужду́, во Твое́й по́мощи потре́бу, я́ко отвсю́ду врази́ окружа́ют нас, и несть помога́ющего, ниже́ заступа́ющаго, а́ще не Ты умилосе́рдишися о нас, Влады́чице.
Ей, мо́лим Ти ся, вонми́ гла́су боле́зненному на́шему и помози́ нам святооте́ческую Правосла́вную ве́ру до конца́ дней на́ших непоро́чно сохрани́ти, во всех за́поведех Госпо́дних неукло́нно ходи́ти, покая́ние и́стинное о гресе́х на́ших всегда́ Бо́гу приноси́ти и сподо́битися ми́рныя христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего. Его́же умоли́ за нас ма́тернею моли́твою Твое́ю, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да поми́лует нас по вели́цей и неизрече́нной ми́лости Свое́й. О, Всеблага́я! Услы́ши нас и не лиши́ нас по́мощи Твоея́ держа́вныя, да, Тобо́ю спасе́ние получи́вше, воспое́м и просла́вим Тя на земли́ живы́х и Ро́ждшагося от Тебе́ Искупи́теля на́шего, Го́спода Иису́са Христ́а, Ему́же подоба́ет сла́ва и держа́ва, честь и поклоне́ние, ку́пно со Отце́м и Святы́м Ду́хом, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»
Велича́ем Тя,/ Пренепоро́чная Де́во,/ и чтим чудеса́ о́браза свята́го Твоего́,/ трех пречи́стых рук Твои́х явле́ние// в сла́ву Божества́, в Тро́ице Бо́га на́шего.
ИсточникИкона «Троеручица» — значение, в чем помогает, текст молитвы
Если внимательно присмотреться к иконе «Троеручица», можно увидеть некоторую вольность по отношению к анатомии: на этом образе у Пресвятой Богородицы действительно три руки! Эта особенность чуть было не сослужила Троеручице дурную службу: в XVIII столетии Святейший Синод запретил писать образ Божией Матери с тремя руками, так как это противоречит человеческому естеству.
Однако сейчас иконы «Троеручицы» имеются практически во всех православных храмах, а некоторые образы почитаются как чудотворные. И этому есть вполне логичное объяснение: считается, что третья рука у Божьей Матери появилась не из-за оплошности иконописца, а по воле Господа.
История обретения иконы Божией Матери «Троеручица»
Существует несколько версий появления иконы Богородицы «Троеручица». Чтобы познакомиться с первой из них, нам нужно спуститься по лестнице истории глубоко вниз, аж до VIII столетия нашей эры.
То было смутное время. Во многих странах христиане подвергались жестоким гонениям. Мало того, единоверцы выступили против единоверцев: началась эпоха иконоборчества.
Иконоборчество – это движение, развернувшееся в Византии в VIII-IX столетии. Его последователи, ссылаясь на слова из Ветхого Завета «не сотвори себе кумира» приравнивали иконы к языческим идолам. В этот период было безвозвратно утрачено множество христианских святынь.
В то время жил великий философ, богослов и оратор Иоанн Дамаскин (Мансур). Несмотря на то, что Иоанн был убежденным христианином, он занимал видное положение при дворе халифа Дамаска, по сути, являясь его советником – неслыханное дело для иноверца!
Дамаскин остро отреагировал на борьбу с христианскими святынями. Он даже написал несколько писем Льву III Исавру, властителю Византийской империи, поощрявшему иконоборчество.
Гордость царя Византии была уязвлена, и он послал халифу Дамаска письмо. В послании Лев уверил халифа в своей дружбе и оклеветал Иоанна Мансура, утверждая, что он строит козни против своего покровителя. В доказательство своим словам царь переслал халифу письмо, написанное якобы Дамаскиным.
Халиф был уязвлен и разгневан. В то время повелители до трех не считали, и он немедля повелел наказать «предателя». Иоанну Мансуру отрубили руку и повесили ее на площади. Стеная от боли и незаслуженной обиды, он отправился домой. Однако несчастному удалось уговорить бывшего покровителя, чтобы ему вернули отсеченную кисть.
Несмотря на нестерпимую боль, Иоанн начал возносить молитвы Пресвятой Богородице. И Пречистая Дева ниспослала ему облегчение и спокойный сон, а по пробуждении Мансур обнаружил, что отрубленная кисть чудесным образом приросла на положенное природой место!
Халиф сразу же простил оклеветанного: после такого знамения сложно было не уверовать в его невиновность. Властитель попросил Иоанна простить его за несправедливость и занять должность, которой он был лишен.
Считается, что окрыленный чудом Иоанн Дамаскин заказал у мастера копию человеческой кисти из чистого серебра. В знак благодарности за чудо она была закреплена на иконе Пресвятой Богородицы Одигитрия (Путеводительница), которой молился невинно пострадавший от клеветы.
Иоанн Дамаскин отказался от предложения халифа и отправился в отправился в монастырь св. Саввы, дабы принять постриг. Житие утверждает, что Иоанн прожил в обители около полувека (до смерти), прославился кротостью, смирением и усердием в богослужении. А икона с тремя руками так и осталась в монастыре.
Далее версии о судьбе святыни расходятся. Не будем описывать их все, ведь факт остается фактом: в конце концов, в XIV столетии, чудотворный образ очутился в Афоне, в монастыре Хиландар и со временем стал его главнейшим духовным достоянием.
В Хиландаре этот образ Пресвятой Богородицы прославился многочисленными чудесами. Главным из них стало предотвращение смуты среди братии. Пока монахи горячо спорили, кого избрать настоятелем обители, икона невероятным образом переместилась из алтаря на место игумена. Спор был прекращен: с тех пор Божья Матерь Дамаскинская является настоятельницей монастыря, а важные решения иноки принимают коллегиально, под руководством иеромонаха-проигумена.
Интересно то, что в Хиландаре рассказывают о другой версии происхождения образа. Якобы третья рука Богородицы на иконе появилась во время ее создания. Иконописец писал образ «по естеству», но у него почему-то «вырастала» третья рука. Так повторялось несколько раз, пока произошедшее не сочли Божьим знамением.
На Русь Дамаскинский образ Божией Матери попал примерно в XVII столетии. Он был написан по просьбе патриарха Никона и представлял собой список с иконы из Хиландара. К сожалению, этот образ был утрачен в смутные десятилетия безбожия, однако с него успели снять несколько списков, которые исправно творят чудеса и поныне.
Наиболее прославленными считаются образы, помолиться которым можно в:
- Троицком храме Данилова монастыря (Москва);
- Болгарском подворье в Гончарах (Москва);
- Успенском Феклином женском монастыре (Калужская область).
Некоторые списки иконы имеют существенные отличия от оригинала. Например, главная святыня Троянского монастыря в Болгарии имеет не одну, а целых три прикрепленных руки. А на образе из сербского села Каран Богородица указывает на Иисуса Христа двумя левыми руками.
В русской православной традиции для этой иконы закрепилось название «Троеручица». Практически на всех списках действительно три руки, причем третья не прикреплена, а просто пририсована под правой рукой Богородицы, положенной по естеству.
Иконография и значение иконы
Из вышесказанного понятно, почему икона называется «Троеручица»: на ней действительно изображена Пресвятая Богородица с тремя руками. В остальном отличий от канонических изображений Божией Матери с Иисусом не наблюдается.
По иконографическому типу «Троеручица» – это классическая Одигитрия, то есть, Путеводительница. Это один из самых распространенных типов иконографии Богородицы, якобы восходящий к самому евангелисту Луке, знавшему Марию при земной жизни.
Как и все Одигитрии, «Троеручица» изображает Пресвятую Богородицу и ребенка-Христа, восседающего не ее руке, словно на престоле. Позы Матери и Сына торжественны и вопрошающи, они словно ведут между собой диалог, недоступный стороннему слушателю.
Богородица указывает рукой на Сына. Этим она будто говорит: вот он, ваш единственный путь к Спасению. Господь открыт для каждого из нас, а она сделает все возможное, чтобы он простил даже закоренелого грешника.
Иисус в образе ребенка восседает на согнутой руке матери. Одна его рука благословляет молящихся, складываясь в хризму, а во второй можно увидеть свиток со Словом Божьим, которое Иисус несет всему миру.
Хризма – это монограмма, складывающаяся из первых букв имени Иисуса Христа. При рассмотрении благословляющей руки Спасителя на Одигитрии с разных позиций можно увидеть перекрещенные литеры «Х» и «Р», ставшие одним из самых узнаваемых символов христианства.
Значение иконы Троеручица понятно даже человеку, далекому от вопросов богословия. Как Одигитрия она указывает каждому из нас путь к Спасению, который визуализирует Иисус Христос. А третья рука на иконе напоминает: возможно самое невероятное чудо, стоит только уверовать в Господа нашего Иисуса Христа.
В чем помогает «Троеручица» и куда ее вешать в доме
В жизни каждого из нас бывают моменты, когда приходится надеяться только на чудо. И икона БМ «Троеручица» подтверждает: чудеса Божии возможны, ведь казалось бы, Иоанн Дамаскин просил Богородицу о немыслимом – вернуть отрубленную руку и восстановить поруганное имя. И если второе можно как-то объяснить с рационалистической точки зрения, то первое – это истинное Чудо с большой буквы.
Искренняя и усердная молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Троеручица» помогает в решении многих проблем, особенно в:
- исцелении различных заболеваний и травм (особенно опорно-двигательного аппарата);
- возвращении доброго имени и защите оклеветанных;
- укреплении веры и избавлении от греха уныния.
Икону Божьей Матери принято размещать рядом с центральным образом Христа в домашнем иконостасе в «красном углу». Впрочем, большую икону можно повесить и отдельно на любой свободной стене, а для личных молений лучше приобрести небольшой карманный образок или медальон с изображением «Троеручицы».
Икона БМ «Троеручица» особенно почитается домохозяйками и рукодельницами. В народе считается, что третья рука Пресвятой Богородицы символизирует усердие и помощь в работе по дому, ведь иногда женщинам, чтобы справиться с домашними делами, действительно не помешала бы еще одна рука!
Текст молитвы перед иконой «Троеручица» на всякую потребу
Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие! Припадаем и поклоняемся Ти пред святою иконою Твоею, воспоминая преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя.
Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и, якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, так и нас не призри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду врагами окружени есмы и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице.
Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую пра-вославную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, Ему же подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва Пресвятой Богородице об исцелении
О, Пресвятая и Преблагая Дева Богородица Мария! Припадаем и поклоняемся тебе пред святою иконой Твоею, помня прославленное чудо Твое, исцелением усеченных десницы преподобного Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное. Его же знамение доныне видимо есть на ней во образе третьей руки, к изображению Твоему приложена.
Помоги, Троеручица, в исцелении причудной Твоею рукой рабы Божьей (имя). И услыши нас, и не лиши нас помощи Твоей Державной. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Милость Пресвятой Богородицы бесконечна и бескорыстна. Она доступна каждому из нас, нужно лишь искренне верить и усердно молиться – и чудо непременно произойдет. История Иоанна Дамаскина и множество современных чудес, зафиксированных в церковных книгах – зримое тому подтверждение!
ИсточникЗачем Богородице третья рука? Икона Богоматери «Троеручица»
Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление. Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило?
Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление. Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило?
Есть Предание Церкви, а есть народные предания, которые так или иначе проникают в церковную ограду. Для земной церковной жизни, несущей на себе отпечаток нашего несовершенства, это привычное явление.
Обычно Церковь справляется с этими преданиями, некоторые отвергает, некоторые воцерковляет, поскольку даже вымышленные события могут нести в себе назидательный смысл и тем самым являть некую высшую истину. Но некоторые противоречащие церковному учению народные предания время от времени всплывают, несмотря ни на что.
Икона Троеручица
В данном случае мы поговорим о «трехрукой» версии известной богородичной иконы «Троеручица».
Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление.
Троеручица, деревенская икона XIX века
Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило? И здесь есть два варианта – полезть в специальную литературу или выдумать свою собственную версию, более или менее заковыристую, в зависимости от фантазии.
Приходилось, например, сталкиваться с ситуацией, когда люди, склонные к оккультизму и «мудрости востока», немедленно проводили параллель с многорукими восточными божествами. И это объяснение звучат не более и не менее нелепо, чем «три руки символизируют Св. Троицу».
Но если мы сравним это изображение с оригиналом, хранящимся в афонском монастыре Хиландар, то увидим существенное различие: «третья» рука не написана на иконе, но изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.
Троеручица, монастырь Хиландар, Афон
Икона Божией Матери «Троеручица» и её значение
Церковное предание связывает эту накладку с житием великого святого Иоанна Дамаскина.
Преподобный Иоанн Дамаскин (Дамасский), жил в VII-VIII веках в завоеванной арабами Сирии и по происхождению был сирийцем. Мирское имя его было Мансур ибн Сержун. Он происходил из довольно знатного рода и служил в налоговой администрации арабского халифата (позднее предание называло его чуть ли не визирем). Позднее Мансур удалился в монастырь и стал известен как богослов и гимнограф. Предание, зафиксированное в IX веке, передает следующую историю.
Прп. Иоанн Дамаскин, икона работы архимандрита Зинона
Агиограф рассказывает, что, будучи сыном крупного чиновника, Иоанн Дамаскин после его смерти унаследовал его должность при дворе халифа и даже поднялся выше, став первым советником халифа — хотя и против собственной воли, поскольку склонялся к уединенной иноческой жизни.
Когда в Византийской империи при императоре Льве III начались гонения на иконы, Иоанн Дамаскин составил послание против ереси иконоборцев, которое быстро распространилось по христианскому миру.
Разгневанный император Лев решил оклеветать Иоанна перед халифом. По его приказу придворные писцы написали письмо от имени Дамаскина, подделав его почерк, в котором он якобы призывал императора напасть на Дамаск, в то время как между халифатом и Византией действовал мирный договор. Лживое письмо Лев III переслал халифу вместе с заверениями в неукоснительном следовании мирному договору. Халиф поверил, разгневался на своего министра и приказал отрубить ему руку, якобы писавшую «предательское письмо», и повесить ее в Дамаске на рынке на всеобщее обозрение.
Оклеветанный Иоанн упросил халифа отдать ему руку. После его долгой молитвы перед иконой Богородицы рука приросла. Увидев такое несомненное чудо, халиф признал непорочность святого Иоанна и согласился отпустить его в монастырь, о чем тот неустанно просил. В память этого чудесного исцеления Иоанн Дамаскин изготовил из серебра модель своей руки и в благодарность приложил к иконе, через которую молитвами Богородицы и был исцелен.
Так гласит предание. И икона, называемая «Троеручицей», которая хранится в Хиландарском афонском монастыре, считается именно той самой, перед которой молился святой Иоанн.
Можно сказать, что и предание, и связь преподобного Иоанна с афонской иконой — вещь не бесспорная. У историков и искусствоведов здесь найдутся свои аргументы. Например, можно отметить, что афонская «Троеручица» никак не относится ко времени прп. Иоанна. Однако, по сути здесь нет противоречия.
За всю христианскую историю зафиксировано множество чудесных исцелений по молитве перед той или иной иконой. И до сих пор в разных уголках христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе миниатюру в виде исцеленного органа. Обычай, конечно, не бесспорный, тем более, что точно такой же существовал в античном язычестве. И всё же, это многое объясняет.
Списки с чудотворной хиландарской иконы множились и распространялись. Но копирование не всегда гарантировало качественное исполнение. И вот, спустя какое-то время появились списки, на которых серебряная накладная рука стала изображаться как живая. А далее не особо думающий богомаз обернул эту руку в богородичный мофорий. И этот вариант также бездумно распространился во множестве копий.
Троеручица, современная икона
Церковь пыталась бороться с таким нарушением канона, Синод издавал указы, но привычку и суеверие трудно искоренить. И даже сейчас, когда издано столько книг по христианской иконографии, бездумные богомазы продолжают тиражировать бессмысленную третью руку. Но радует, что на фоне этих поделок встречаются и прекрасные образцы современной иконописи.
Троеручица, икона из Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Киев
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Источник