Как переплавка серебряных сплавов, так и плавка серебра для лигировки с другими металлами производится с соблюдением правил, указанных в предыдущей статье. Здесь только заметим, что чистое серебро (96 пробы) нельзя плавить, подобно золоту, без покрышки из буры или угольного пдрошка, так как иначе расплавленное серебро будет поглощать кислород воздyхa.
Для лигировки чистого серебра с медью и цинком расплавляют в тигле сначала одно серебро, потом прибавляют медь, а когда последняя расплавится, кладут цинк (предварительно завернутый в бумагу).
Цинк — легкоплавкии металл и потому после присадки его тигель оставляют в горне недолго (минуты две), металл xopoшo перемешивают и вынимают тигель для отливки.Перед отливкой в тигель бросают кусок воску или кирпича, пропитанного маслом; воск или масло, сгорая, защищают металл от доступа воздуха, а также предупреждают быстрое его охлаждение.
ПЛАВКА ОПИЛОК
Золотые и серебряные опилки, собранные с верстака, сначала нужно прокалить, чтобы очистить ик от грязи и жира; для этого помещают опилки на железный лист с загнутыми краями и нагревают их на раскаленных углях в жаровне или в горне; в последнем случае наблюдают, чтобы тяга воздуха была незначительная, так как иначе мелкие опилки могут увлекаться тягой.
Как в домашних условиях сделать Буру!!!
После прокаливания извлекают из опилок с помощью магнита железные и стальные частицы, которые всегда попадают от напильников, пил, лобзика и прочих инструментов, применяемых при обработке золотых и серебряных изделий. Затем опилки смешивают с поташом и бурой (вместо поташа можно брать соду) и помещают в тигель; сверху засыпают еще немного буры и ставят тигель в горн. Когда металл расплавится, его хорошо перемешивают и затем отливают в изложницу.
Если в опилки попали частицы серебряного припоя или оловянного, то полученныи слиток не будет годен для переработки в изделия, благодаря содержанию в нем цинка и олова, которые (особенно последнее) делают золото хрупким. В таком случае слиток подвергают очистительной плавке.
ОЧИСТИТЕЛЬНАЯ ПЛАВКА
Если золото и серебро хрупки, то это указывает, что они содержат вредные примеси, как, например: серу, сурьму, олово, цинк и проч. В таких случаях необходимо произвести очистку золота или серебра, что делается разными способами.
Плавка с селитрой
Очищаемый слиток плавят в тигле с селитрой, бурой и поташом Количество флюсов, т. е. селитры, поташа и буры, необходимых для очистки золота и серебра, изменяется в зависимости от количества примесей в последних: чем больше примесей, тем больше потребуется и флюсов.
Поташ и буру должно брать в избытке, так как в случае недостатка их, окиси металлов образуют густую массу, которую нельзя будет отделить от золота и серебра. Если флюсов взято было мало, то полученный слиток может опять сказаться хрупким и тогда его придется еще раз переплавлять с флюсами.
Небольшие количества золота и серебра мастера очищают плавкой на глине с селитрой. Поступают таким образом: берут кусок липового угля, вырезают в нем углубление, обмазывают последнее глиною и высушивают, затем кладут на глину золото с бурой и призводят плавку с помощью паяльной трубки. Когда золото pacплавится, прибавляют к нему селитры и хорошо с нею проплавляют. Такое продувание на глине нужно сделать иногда несколько раз, пока получится ковкое золото.
Самодельный тигель для ювелирных работ и для плавки буры.
Плавка со свинцом
Помещают очищаемый слиток золота или серебра в тигель, засыпают сверху немного буры и ставят тигель в раскаленный горн. Когда слиток расплавится, кладут в тигель свинец (в виде зерен, полосок или небольших кусочков), после чего металл хорошо перемешивают и отливают в плоскую изложницу.
Таким образом получают сплав со свинцом, так называемый «веркблей», который затем подвергается очистительной плавке в особых чашах из костяной золы. Эти чаши нетрудно самому приготовить: обжигают кости в горне; хорошо обожженные кости толкут в ступке в мелкий порошок и просеивают через волосяное сито; полученную костяную золу смачивают водой настолько, чтобы, сжатая в руке, она не рассьшалась, и затем набивают ее в железную чашку или круглую железную коробку (без крышки) доверху и плотно утрамбовывают; потом вырезают в набойке углубление и хорошо ее просушивают. Вместо костяной золы можно пользоваться древесною, которую просеивают через мелкое сито и затем в чугунном котле выщелачивают горячей водой (несколько раз меняя воду). Иногда костяную золу смешивают с древеснои в равных частях.
Очистительную плавку можно производить или в самодувном горне с боковым отверстием, или в кузнечном, причем в них вставляют глиняный муфель*, который затем обкладывают углем со вcex сторон, за исключением одной передней. Но удобнее плавку производить в муфельной печи.
*Муфель ставят не прямо на колосники или на под горна, а на подставки из огнеупорных кирпичей.
Чтобы дать понятие об устройстве муфельной печи, приводим на табл. I фиг. 4 и 5 изображение ее в двух разрезах.
Муфель m покоится передним концом своим на выступе лицевой стенки печи, а задним — на трех глиняных подкладках, которые лежат на пороге n. Кирпичи, на которых уложен муфель, обмазываются смесью глины и костяного пепла, чтобы дно муфеля не приставало к ним; Р — рабочее отверстие в наружной стенке печи; оно закрывается или открывается, смотря по надобности, или железной заслонкой, или кирпичами.
Топка производится через отверстие Т; К — чугунные колосники; 3 — зольник; Д — дымовая труба. Тяга воздуха управляется заслонкой в дымовой трубе и дверцами в зольнике. В небольших печах применяют муфель из огнеупорной глины; в больших же их выкладывают из огнеупорного кирпича. Описанное устройство муфельной печи относится и тому случаю, когда для топки применяется пламенный каменный уголь; для кокса же и древесного угля нужно устраивать печи так, чтобы засыпку топлива можно было делать сверху на муфель.
Теперь переходим к описанию очистительной плавки.
После того как горн или муфельная печь раскалены, открывают рабочее отверстие и вносят в муфель чашу с костяной набойкой.
Когда чаша накалится, кладут в нее веркблей и задают сильныи жар, закрывая окошко горна. После расплавления веркблея окошко открывают и наблюдают за плавкой. При этом происходят следующие явления: свинец веркблея окисляется воздухом в окись свинца- «глет», глет окисляет неблагородные металлы: олово, цинк, медь и другие; окиси этих металлов растворяются в избытке глета и образуют частью легкоплавкий шлак, который всасывается пористыми стенками набойки, частью трудноплавкую корку, которая собирается на поверхности расплавленного металла. Корку трудноплавких окислов (цинка и олова) нужно снимать железной ложечкой, так как иначе они могут покрыть собой всю поверхность расплавленного металла и прекратить к последнему доступ воздуха; если же таких окислов немного, то ограничиваются только тем, что их сгребают железной лопаточкой или крючком к краю. Корку, снятую с веркблея, выбрасывать не следует, потому что в ней может содержаться незначительное коли- чество золота и серебра; обыкновенно ее кладут в золотые сора или крецы, собираемые в каждои мастерской.
Во все время плавки веркблея происходит образование глета, который, как мы уже сказали, способствует окислению разных металлов и частью с ними всасывается стенками костяной набойки, частью же улетучивается в виде паров. Так что по мере плавки количество веркблея постепенно уменьшается и наконец появится блестящая поверхность чистого золота и серебра. После этого чашу вынимают из муфеля, дают металлу охладиться и выбивают его из костяной золы, пропитанной шлаком. При очистке веркблея надо иметь в виду следующие обстоятельства: если количество веркблея велико, так что не может быть вмещено гнездом, сделанным в костяной набойке, то отрубают от него соответствующее количество, а именно: по весу не более, как в два раза против веса набойки; если веркблея будет взято слишком много, то может случиться, что набойка вся пропитается шлаками раньше, чем очистка закончится. Положим, вес набойки у нас 1 фунт, тогда на ней можно очистить около 2 фунтов веркблея, это количество его и отвешивают.
Затем смотрят за величиной гнезда в набойке, может ли в нем поместиться 2 фунта расплавленного веркблея; если гнездо достаточной величины, то отвешенное количество веркблея сразу кладут; если же гнездо мало, то отделяют такое количество, которое может в нем вместиться, и взвешивают его (положим, 1/2 фунта) и подвергают плавке только это количество, а затем во время плавки, когда освободится место в гнезде, добавляют понемногу свежего веркблея до тех пор, пока не выйдут все 2 фунта. Если в веркблее недостаточно свинца, то очистка не дойдет до конца; в этом случае отделение паров глета прекратится, а поверхность металла останется темною. Для довершения очистки придется вынуть чашу из муфеля, выбить металл из костяной набойки; наполнить чашу свежей набойкой и на последней продолжить очистку: кладут в нее металл и прибавляют новое количество свинца (положим, 1 фунт); задают сильный жар, закрывая горн, и когда металл и свинец расплавятся, открывают окошко горна и наблюдают за плавкой. Если свинца было прибавлено достаточно, то очистка дойдет до конца и получится чистое золото с серебром. Для переработки всего веркблея (положим, его осталось 8 фунтов) пришлось бы снова отделить два фунта, снова приготовить костяную набойку и очистку производить по-прежнему.
Если выяснилось при первей перечистке, что веркблей содержит недостаточное количество свинца, так что пришлось добавлять, как это выше описано, то лучше оставшиися веркблей (т. е. 8 фунтов) переплавить в тигле с новым количеством свинца. Так как на 2 фунта веркблея потребовалось прибавить 1 фунт свинца, то на 8 фунтов нужно будет добавить его еще 4 фунта. Переплавивши в тигле, получим 12 фунтов веркблея, в котором свинец содержится в достаточном для очистки количестве. Отделяя каждый раз по 2 фунта, переработаем все количество веркблея в шесть плавок.
Заметим еще, что при плавке веркблея надо следить, чтобы жар в горне был достаточен, так как иначе металл может застыть и тогда трудно будет снова его расплавить. Если жар достаточен, то пары глета быстро отделяются с поверхности металла вверх; если же жар слаб, то пары стелятся над расплавленным металлом.
Вместо того, чтобы золото сплавлять со свинцом в отдельном тигле, можно это сплавление производить прямо на костяной чаше, т. е. отвешенные количества золота и свинца кладут в чашу (последняя должна быть накалена в муфеле), закрывают рабочее отверстие муфельной печи заслонкой и задают сильный жар; через некоторое время, когда золото и свинец расплавятся, открывают заслонку и продолжают уже очистительную плавку, как выше описано.
Очистка со свинцом — довольно кропотливая работа, но зато удается получить чистое золото с серебром; если же серебра в очищаемом слитке не было, то получается одно чистое золото.
Описанным способом можно определить пробу слитка, содержащего золото или серебро (огневая проба). Для этого нужно отвесить 1 золотник стружек или мелких кусочков от слитка (стружки получают шаброванием, а кусочки выбиванием с помощью зубила) и очистить их плавкой со свинцом на костяной чаше; после этого получится зерно или, как говорят, «королек» чистого металла. Если королек будет желтого цвета, то это укажет, что в нашем слитке содержится много золота; если же королек белого цвета, то это значит, что в слитке или вовсе нет золота, или же его мало, а серебра — много. Если случилось бы, что после очистки на костяной чаше никакого королька не осталось, то это значило бы, что в слитке нет ни золота, ни серебра, а лишь неблагородные металлы: медь, цинк, олово и другие; наконец, если бы на чаше вместо блестящего королька получился темно-серого цвета горелый кусочек, то это указывало бы, что в слитке содержится какой-либо трудноплавкий металл: железо, никель или платина.
Похожим, у нас получился королек; этот королек надо снять с чаши плоскогубцами, очистить нижнюю его поверхность металлической щеткой от костяной золы и затем взвесить; пусть вec его будет 60 долей. Затем королек надо сплавить на древесном угле (с помощью паяльной трубки) с тройным по весу количеством чистого серебра*, т. е. последнего взять 180 долей 1 золотн. 84 доли, тогда получим слиток весом 2 золотн. 48 долей; этот слиток надо развальцевать в тонкую пластинку, свернуть последнюю в трубочку и затем ее поместить в фарфоровую чашку или колбу, в которую налить химически чистой азотной кислоты средней крепости (около 24′ по ареометру Бомэ)**.
Источник: megalektsii.ru
Бура для плавки серебра
MAT
Форумчанин
Сообщений: 205
Темы: 3
Понравилось другим: 100 в 100 постах
Понравилось самому: 0
У нас с: Feb 2014
#1
22-02-2014, 21:31
Подскажите , можно-ли флюсами при плавке выбить дрянь , загрязняющую электрохимическое серебро ? И если можно , то какими и до какой степени . С неметаллами процесс в литературе описан , а медь , олово и никель обойдены .
1 1
• Nathan
Колобок
Стал неадекватен и посему выдворен
Сообщений: 1,718
Темы: 38
Понравилось другим: 193 в 192 постах
Понравилось самому: 0
У нас с: Jan 2014
#2
22-02-2014, 23:13
Оксиды металлов растворяются в буре. Некоторые оксиды реагируют с содой.
Чтобы окислить неблагородные металлы добавляют селитру.
До какой степени, хз.
1 1
• Nathan
klim1970
Архиварий
Сообщений: 114
Темы: 6
Понравилось другим: 10 в 10 постах
Понравилось самому: 4
У нас с: Jan 2014
#3
23-02-2014, 05:36
Из древних способов плавка в тигле из костного угля со свинцом.Раньше набирали пробу без химии и электролиза,только очистительной плавкой.
1 1
• Nathan
MAT
Форумчанин
Сообщений: 205
Темы: 3
Понравилось другим: 100 в 100 постах
Понравилось самому: 0
У нас с: Feb 2014
#4
23-02-2014, 10:14
Спасибо ответившим . Ведь плавят-же в Марокко , в Дагестане . Да , наверное много где еще .
1 1
• Nathan
Сергей
Administrator
Сообщений: 1,873
Темы: 20
Понравилось другим: 365 в 334 постах
Понравилось самому: 28
У нас с: Jan 2014
Источник: alhimika.net
Плавка серебра и припоя
В процессе плавки серебра или припоя металл переходит из твердого состояния в жидкое. Такое действие связано с обратным, когда металл в расплавленном состоянии, отлитый в определенную форму, переходит снова в твердое.
Форма, в которое отливается расплавленное серебро, называется ингус, а металл, подвергающийся плавлению, — шихта.
Процесс осуществляется в следующем порядке:
1. Готовится плавильня-ложка.
- От листа асбеста или картона (должен быть расщеплен на тонкие пластинки) отрезают прямоугольники: больше размера ложки, равный ее размерам, меньше предыдущего наполовину и очень маленький. Их выкладывают в плавильню-ложку по порядку, начиная с самого маленького, который укладывается на самое дно. Каждую пластину обязательно нужно разгладить подушечками пальцев. Самой большой пластиной, которую поместили на самый верх, оборачиваем края ложки по периметру и ее основание, чтобы избежать нагревания. Получившееся ложе в плавильне должно быть слегка вогнутым. Сильно большое углубление делает процесс плавления долгим, а при плоском ложе есть риск пролить горячий сплав.
- С одной стороны ложки формируется бороздка, чтобы металл лучше выливался. Ложка-плавильня в перевернутом ложем вниз положении откладывается на время, чтобы она просохла.
- Пока ложка сушится, отсортируйте и взвесьте шихту. Разложите на кучки по 18-20 г серебряный лом (916-я и 925-я пробы). Из этого сплава будет изготавливаться гладь контура украшений. Лом 875-й пробы смешивается с чистым серебром в такой пропорции: 2 части чистого серебра на 1 часть пробного.
- Обработайте всю шихту магнитом для удаления частиц железа или стали, и поместите ее на небольших листках бумаги маленькими кучками.
- Подготовьте металл для припоя. В стандартных припоях содержится около 70% серебра и медь. Такой припой можно изготовить из меди и серебра 875-ой пробы в соотношении 1:4. Кроме того, можно изготовить припой из копеек старого образца. Для этого нужно взять на один серебряный полтинник три монетки. Самый лучший рецепт изготовления состоит в добавлении 2,7 г чистой меди на серебряный полтинник. Такой состав идеально подходит для выполнения филигранных работ.
2. Плавильня обрабатывается флюсом.
Обработка флюсом нужна для того, чтобы растворить окислы и удалить их из сплава, защитить от кислорода, образующего в сплаве раковины и полости. В качестве флюса может быть использована бура, количество которой зависит от веса шихты (1 часть буры на 10 шихты на одну плавку).
3. В плавильню-ложку загружается шихта.
- Отрегулируйте пламя на горелке. Оно не должно быть слишком сильным, чтобы под напором бура в ложке не разлетелась.
- Установите высохшую к этому моменту ложку в горизонтальном положении. Загрузите в нее буру. Включите горелку и направьте пламя на ложе. Прогревайте буру равномерно, пока она не примет состояние зеленоватой массы с густотой меда.
- Еще раз отрегулируйте пламя, открыв доступ воздуха, чтобы оно стало мощным и жестким.
4. Шихта нагревается до состояния перехода в жидкое состояние.
- Постепенно загружайте шихту (лучше начинать с серебра высокой пробы), не давая буре остывать. Серебро начинает краснеть, а потом плавиться и стекать на дно. Нужно следить за тем, чтобы серебро плавилось, но не покрывалось мутной пленкой. Если это произойдет, нужно отрегулировать пламя так, чтобы серебро снова блестело и плавилось.
- Когда шихта полностью расплавилась, она превращается в лужицу.
- К пламени пододвигается ингус так, чтобы его удобно было прогревать. Закрепите его, чтобы избежать опрокидывания.
- Процесс плавления должен быть непрерывным, расплав не должен терять температуру и блестеть.
5. Расплавленный металл отливается в ингус.
- Когда металл станет особенно жидким и начнет «волноваться», значит, он скоро «побежит». В этот момент его нужно отливать в разогретый ингус под пламенем горелки. Температура расплавки не должна изменяться, а ингус должен быть прогрет равномерно. Отливать необходимо уверенно и аккуратно, но не медленно, так как расплав может слишком быстро остыть и не вылиться. Если плавка не получилась, то пока ложка не остыла, ее можно повторить.
- Как только отливка полностью залилась в ложе ингуса, нужно как можно быстрее поставить форму под струю воды.
- После этого вы можете начинать новую плавку, пока первый кусок остывает.
- Если вы делаете несколько плавок, то не забывайте подсыпать буру в небольшом количестве. Помните, что излишнее количество буры нарушит процесс плавки. Но если это случилось, то ее можно удалить при помощи металлической спицы, отодвигая излишки к краю ложа. При большом количестве плавок рекомендуют делать небольшую паузу между ними и менять асбестовое покрытие. Обычно оно выдерживает около 3-5 плавок.
Припой подвергается плавке в последнюю очередь. При этом соблюдается такие правила:
Готовый отлитый брусок припоя отличается о других своим цветом — темно-серым с оттенком (красновато-коричневым или темно-коричневым). Сплав смеси чистого и пробного серебра имеет светло-серый и даже почти белый цвет. Брусок из пробного серебра — серого цвета.
Если вы делаете плавку в домашних условиях, то будет гораздо труднее получить точное соотношение меди и серебра. Не думайте, что получившиеся бруски предположительно одинаковой пробы нужно будет снова переплавлять. Просто распределите, какой брусок подойдет для проволоки средней толщины, какой — для тоненькой проволоки, которая требует высокой пробы, а какой — для проволоки на контур изделий.
Источник: www.jevel.ru