Были ли серебро в фабрике

Столовое серебро в советский период: скромная роскошь 24.08.2021 00:00

Послереволюционный период для России, который начался с 1917-го года можно назвать одним из самых сложных в нашей истории. И ювелирного производства эти сложности коснулись едва ли не в первую очередь. Начиная с петровской эпохи и вплоть до революции, производство столового серебра в стране постоянно совершенствовалось, открывались все новые и новые фабрики, активно шла разработка дизайна серебряных столовых наборов.

sovetskoe-stolovoe-serebra

А некоторые предприятия, такие как мастерские Фаберже и Хлебникова достигли такого совершенства в деле изготовления красивой серебряной посуды, что покупать и заказывать у них столовое серебро не гнушались даже представители правящей династии.

Фабрика feat. Гоша Куценко — Кабы я была [official video]

Известно также, что И. П. Хлебников, чье производство славилось разнообразием (фабрика производила, как предметы роскоши из серебра, так и простые серебряные приборы с минимальным декором, которые могли купить даже не слишком богатые люди) даже стал официальным поставщиком столового серебра ко двору Его Величества. А это может многое сказать о качестве и мастерстве работавших на фабрике профессионалов.

После того, как к власти пришли большевики, большинство роскошных серебряных предметов были вывезены за пределы нашей страны. Многие из них стали спасением для их хозяев, которые в мгновение ока лишились родины и привычного жизненного уклада. Но, несмотря на кардинальные изменения политического курса и экономические сложности, производство столового серебра в России не остановилось.

Столовое серебро от «Платиноприбора»

«Платиноприбором» стала называться фабрика И. П. Хлебникова, которая была национализирована. Вплоть до окончания Великой Отечественной войны это предприятие было единственным во всей стране, которое занималось выпуском серебряной посуды. Производство было вынуждено подстроиться под сложные экономические условия, которые не позволяли населению покупать предметы роскоши в сколько-нибудь заметных объемах.

Это послужило основной причиной того, что большинство серебряных приборов этого периода относится к так называемому «гладкому» столовому серебру. Это посуда, на которой полностью отсутствует рисунок. Правда, в качестве исключения «Платиноприбор» производил и декорированные предметы, но, как правило, это были ограниченные серии, которые делались по заказу или очень быстро оседали в частных коллекциях.

Источник: silverexpo.ru

История фабрики серебряных изделий И.С. Губкина

Среди фамилий знаменитых ювелирных производителей Москвы IXX в, упоминается имя Ивана Семеновича Губкина, известного в то время фабриканта. Но если о жизни, работе предприятий, мастерах Овчинникова, Хлебникова, Сазикова известно довольно многое, то биографические данные и деятельность Ивана Семеновича остаются белым пятном на карте истории ювелирного искусства. И непонятно почему так получилось, ведь именно его изделия с приемом тромплёй (обман зрения) способствовали в русском стиле возникновению моды, когда в металле обыгрывались другие фактуры.

ФАБРИКА — Рыбка

История предприятия

Не известны ни место, ни дата рождения ювелира. Остались лишь некоторые данные о его производстве. Купец Иван Семенович Губкин в 1841 г. открыл московскую ювелирную фабрику серебряных изделий. Вначале на ней было занято 30 работников, включая мастеров.

Читайте также:
Старинная европейская Золотая или серебряная монета

В 1852 г. на работу главным художником он пригласил академика И. Бортникова, специалиста по русскому орнаменту, десять лет изучавшего этот вид искусства. Губкин один из первых ювелиров, кто создал при фабрике учебный воскресный класс для обучения рисованию. В 1855 г. Иван Семенович получил почетное звание поставщика Двора Его Императорского Величества.

Участвовал во Всероссийских промышленных выставках 1861 г. в Петербурге и 1865 г. в Москве. Принял участие в третьей всемирной промышленной выставке в Лондоне 1862 г., для которой совместно с В. Сазиковым и М. Белибековым изготавливал драгоценный поднос, чаши, бутыль, фляжку, и миски под сахар. К 1861 г. годовой оборот производства составлял 500 000 р. и было задействовано 88 работников. По сравнению с фабриками Хлебникова и Овчинникова – это немного, но качеством, красотой и техникой исполнения его изделия не уступали.

Поднос, фляжка, лакированные чаши, бутыль и миски для сахара специально для Всемирной выставки в Лондоне 1862 год

Поднос, фляжка,
лакированные чаши, бутыль
и миски для сахара специально
для Всемирной выставки в Лондоне
1862 год

Год смерти Ивана Семеновича также неизвестен. Делопроизводство было продолжено сыновьями Иваном, а потом Дмитрием. Предприятие было известно до 1880 г.. Точный год и причина исчезновения фирмы также остаются загадкой. Была ли фабрика закрыта, продана или поглощена более крупным конкурентом, не ведомо.

Поскольку Губкин был купцом, ему могли принадлежать ювелирные магазины, но данных об этом нет. Известно, что среди фабричных мастеров работали выпускники Строгановского училища. Скупость материалов о ювелире, возможно, объясняется тем, что фирма прекратила существование задолго до революции. Если в московских архивах и сохранялись какие-либо сведения о производстве, то они могли быть уничтожены новой властью, как устаревшие и ненужные. Но это всего лишь предположение.

Основным направлением производства Губкина была церковнославянская утварь, столовая и декоративная посуда. Помимо того изготавливались шкатулки, письменные приборы, портсигары, настольная скульптура, подсвечники, другие интерьерные предметы. Приемы, на которых специализировалось предприятие: литье, чеканка, гравировка, теснение, чернь (ниелло).

Выпускаемые изделия

Во второй четверти IXX в. русский стиль в металле, воспроизводил элементы орнаментов древнерусских рукописей, ленточные и узелковые переплетения, многочисленные варианты цветочной плетенки, образы православных святых, сцены и героев былин, изображения, легко узнаваемых русских архитектурных сооружений. Воссоздавались формы старинной посуды.

Знание Бортниковым старорусской утвари ярко выразилось в простой форме позолоченной братины, ленточном узоре XIV–XV вв., носике для пития, названном рыльцем. Предмет точно воссоздает ощущение старинного сосуда ендовы, в который наливали мед или брагу.

https://lermontovgallery.ru/groups/podsvechniki/

Братина 1859 г.
Серебро орнаментального
золочения,
чеканка.

Эскизы И. Бортникова были безупречны. Применяя многие приемы старорусского орнамента, он не перегружал предметы. Декор не перекрывал, а подчеркивал форму, которая всегда у изделий Губкина оставалась изящной и лаконичной. Кроме того, тонко соединялась современная форма со старинным узором и наоборот.

Замечательный тому пример: изысканной формы чашка, декорированная в стиле XVII в. Цветочный узор и львиные лапки лишь подчеркивают утонченность предмета. Противоположный пример — стакан, напоминающий старую застольную чарку, но с вполне современным узором из виноградной лозы.

Читайте также:
Как извлечь серебро из проявителя

Кружка 1856 г.из Серебро, позолота, гравировка, и чернь

Кружка 1856 г.
Серебро, позолота,
гравировка и чернь.

Стакан 1842 г. Серебро, позолота

Стакан 1842 г. Серебро, позолота.

Находящийся в галерее «Лермонтов» чайник с чернением возле узоров и незначительными участками позолоты на ручке, блестящий пример баланса между классической формой и типичными элементами русской орнаментики. Такие предметы фабрики Губкина всегда представляют интерес для коллекционеров и любителей антиквариата.

Заварочный чайник 1850 г. Серебро, чернь, позолота

Заварочный чайник 1850 г.
Серебро, чернь, позолота.

В витрине, представлявшей фабричную продукцию, на петербургской выставке 1861 г. Губкин среди других произведений выставил изделие, которое в ювелирных кругах, среди коллекционеров и художников сделало его имя бессмертным. На плетенное из лозы блюдо, была накинута салфетка, на которой сидела муха. Серебряный предмет столь натурально воспроизводил фактуру лозы и ткани, а муха была настолько реалистичной, что желающих потрогать шедевр находилось немало.

Сухарница 1861 г. Серебро, позолота, литье, резьба, чеканка

Сухарница 1861 г.
Серебро, позолота, литье,
резьба, чеканка.

Мода на подобные заказы вспыхнула мгновенно. Она дала толчок для виртуозной имитации различных материалов, которые считались исконно русскими: береста, лыко, фактура грубого льна. К этому времени стало популярным изображение сценок русских крестьян.

Стали желанными предметами состоятельных заказчиков вещи, с детально и натуралистично сделанными медведями, санными тройками, крестьянскими детьми, сценами русской охоты. Теперь добавились бытовые вещи, копирующие туеса, корзины, пни, срубы, ткань, вышивку. Праздники, быт, предметы, присущие простонародью, воссоздавались в серебре и золоте с особой изощренностью.

Фирма Губкина была известна искусными работами, имитирующими формы или фактуры с неотразимой фантазией приема обмана зрения. Не известно, сделаны эскизы к этим работам Бортниковым или нет. Ведь в них не оставалось ни русского орнамента, ни формы. Прекрасный образец приема тромплёй – работы с тонкой выделкой деталей, такие, как соусница в форме тыквы, с натуралистичным до содрогания, ползущим жуком, и чернильный прибор, с восседающей на коряге совой, в которых не сразу можно распознать чернильницу и емкость для песка.

Соусник 1855 г. Серебро, позолота, литье, резьба

Соусник 1855 г.
Серебро, позолота, литье, резьба.

Прибор для письма

Прибор для письма «Сова»
1855 г.
Серебро, позолота
(внутренняя поверхность сосудов
для чернил и песка)
литье, резьба, чеканка, чернь.

Таких предметов, к сожалению, немного выставляется для продажи. Основное их количество безнадежно утеряно или находится в кремлевских музеях, Государственном историческом музее, зарубежных коллекциях.

Одной из основных специализаций фирмы были православно-церковные изделия. Вероятно, к Губкину поступали заказы от храмов и частных лиц. Но сведений тому опять-таки нет. Пример мастерского создания объемного эффекта можно наблюдать, глядя на оклад иконы Св. Николая Чудотворца.

Плоский дальний план, отдельно крепленный нимб с гильошировкой, сходящейся к голове, тесненная митра, слегка оттененная ниелло. Все это создает иллюзию перспективы, глубины и объема в области головы.

Риза 1869 г. Листовое серебро, позолота, канфарение, гравировка, гильошировка

Риза 1869 г.
Листовое серебро,
позолота,
канфарение, гравировка,
гильошировка.

Второй из основных специализаций фабрики Губкина оставалось производство посуды, которое пользовалось спросом из-за изящной и качественной работы. Заказать столовое серебро, предмет престижа и социального положения, в середине IXX в. могли позволить не только дворяне и купцы, но и состоятельные мещане.

Большая резная лопатка для подачи рыбы кажется невесомым перышком. Орнамент и форма исполнены в русском стиле. Таких вещей в хорошем состоянии осталось немного. Этот столовый предмет находится в коллекции галереи «Лермонтов». Также галерея располагает двумя серебряными чайными ложками, которые помогут собрать набор столовых приборов Губкина, весьма редко предлагаемый полным.

Читайте также:
Толщина серебряного покрытия 15 мкм

Лопатка для рыбы 1861 г. Серебро, гравировка

Лопатка для рыбы 1861 г.
Серебро, гравировка.

Чайные ложки 1857 г. Серебро, литье

Чайные ложки 1857 г.
Серебро, литье.

Клейма

При руководстве Иваном Семеновичем Губкиным было четыре варианта фабричного клейма: начальные литеры имени, фамилии; инициалы имени, отчества, фамилии с точками между «И» и «С»; с точками после каждой буквы инициала; Губкин без инициалов. С 1855 г. фамилия под двуглавым орлом. Клеймо сменилось при управлении Дмитрия Ивановича, где изображались инициалы имени, отчества, полная фамилия с точками между ними.

Источник: lermontovgallery.ru

Русское антикварное серебро Фаберже

Русское антикварное серебро Фаберже

История одной из самых лучших и известных русских фирм по производству изделий из серебра — Ф. А. Лорие началась еще в 1871 году.Магазин фирмы помещался в том же доме Купеческого общества Кузнецком мосту, где находился магазин и дизайн-студия московского филиала фирмы К. Фаберже. Изделия предприятия отмечались на различных художественно-промышленных выставках,например, на Первой Международной Художественно-промышленной выставке изделий из металла и камня, состоявшей под покровительством Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Маврикиевны, которая проходила в Санкт-Петербурге в 1904 году.

Фирма Ф. А. Лорие завоевала серебряную медаль выставки. В 1912 году был основан одноименный Торговый дом, учредителями которого являлись сотрудники Московского отделения фирмы Фаберже Джулио Гверриери (Юлий Акимович) и Алексей Федорович Лемкуль . Среди наследия фирмы «Ф.Лорие» преобладают серебряные изделия и столовое серебро, художественные чеканные оправы хрустальных ваз, а также ювелирные украшения. В 1916 году фабрика прекратила свою деятельность.




Одна из самых знаменитых фабрик серебряных изделий Курлюкова , существовала с 1884. Изготавливались высокохудожественные изделия из серебра, хрусталь в серебре. Фирма сотрудничала с мастерской Ф.Рюкерта и фирмой К. Фаберже. В 1895 изделия фирмы были награждены медалью Министерства Финансов «За усердие и искусство». На фабрике в 1901 г. работало 40 рабочих, в 1914 г. — 63 рабочих.

В 1907 году годовой оборот составил 100 тысяч рублей. В 1916 году фабрика прекратила свою деятельность.


Крупная петербургская фирма по производству золотых, серебряных и гальванических изделий была основана в 1866 году Гавриилом Петровичем Грачевым . Фирма приобрела известность в 1870-е гг., когда к управлению пришли сыновья Гавриила Петровича – Михаил и Семен, образовав Товарищество братьев Грачевых, пайщиками которого стали еще 5 сыновей основателя
предприятия.Художественные изделия фабрики приобрели большую известность не только в России, но и за границей, пользовались значительным спросом. В 1900 году был основан торговый дом «Братья Грачевы», фирма имела магазин на Невском проспекте.

На всемирных выставках в Париже 1889 и 1900 гг. фирме были присуждены золотые медали, а в 1893 году – бронзовая медаль за эмалевые и филигранные изделия.Фирма занималась производством предметов культа, быта, скульптуры, столовых и чайных сервизов, посуды в разных исторических стилях. Фабрика братьев Грачевых была самой известной в Петербурге, изготавливавшей предметы в «русском» стиле. Братья Грачевы много работали с эмалью в различных техниках в т.ч. с «оконной» или витражной. Изделия мастеров фирмы удостаивались высоких наград на международных выставках в Копенгагене и Чикаго, на всероссийских промышленных выставках (например, на Всероссийской выставке в 1896 г. в Нижнем Новгороде они получили высшую награду «Государственный герб»). В 1892 году Грачевы получили звание придворных поставщиков.Предприятие Грачевых, как и многие другие ювелирные фирмы, прекратило свое существование в 1918 году.

Читайте также:
Герой нашего времени кто носил серебряное кольцо


«САЗИКОВ» , одна из старейших ювелирных фирм России. Основана на базе мастерской в 1810 П. Ф. Сазиковым (ум. в 1830). Имела отделения в Москве и Петербурге. Основная продукция — серебряная посуда и предметы сервировки стола, церковная утварь, литая скульптура из бронзы и серебра. В 1837 сыну Сазикова — Игнатию Павловичу — было пожаловано звание придворного фабриканта серебряных изделий.

После успешного участия на Всемирной выставке в Лондоне (1851) фирма получила мировое признание. Фирма широко использовала машинную технику. В 1881 в фирме было занято 120 рабочих. В нач. 1880-х гг. фирма вошла в состав фирмы «Хлебников».

«4М.А.» (Четвёртая Московская Артель) — существовала в Москве с 1911 года. В московских серебряного дела артелях работали лучшие мастера, так известно, например, что в четвёртой артели выполнялись заказы такой фирмы как Фаберже. Прекратила свое существование в 1916 году.



Фирма Фаберже основана в 1842 г. в Петербурге Густавом Фаберже, с 1872 г. владелец фирмы Петр-Карл Фаберже. Одно из ведущих ювелирных предприятий России XIX века, поставщики дворов России, Великобритании, Швеции и Сиама. Сначала это была небольшая мастерская, которая производила исключительно ювелирные изделия.

С 1872 г. дело стало расширяться, больше внимания уделялось художественной стороне дела.Братья Карл и Агафон Фаберже изучали ювелирные изделия из коллекции Эрмитажа и исполняли их копии. Производство и ассортимент фирмы быстро расширялись, были созданы отдельные мастерские для золотых и серебряных изделий, и мастерские, владельцы которых работали по по рисункам и моделям фирмы.

Это ювелирные мастерские Хольмстрема и Тильмана, золотых изделий Перхина, Реймера, Коллина, серебряные Раппопорта, Арне, Вакевы и др. Благодаря постоянному новаторству Фаберже легко опережал своих конкурентов. Именно это стремление к новизне позволяло ему утверждать, что в конце каждого года он отправлял в переплавку все вещи, которые оставались непроданными.

Фирма Фаберже изготавливала уникальные подарочные изделия, в т.ч. по заказу императорского двора. В 1883 г. было изготовлено первое пасхальное яйцо — подарок Александра III жене к Пасхе. Всего Карл Фаберже изготовил около 50 пасхальных яиц.С 1887 г. фирма стала производить крупные серебряные изделия, столовые и чайные сервизы, был открыт филиал в Москве (фабрика и магазин), магазины в Одессе, Лондоне. Фирма получала дипломы на международных выставках, самый большой успех Фаберже имел на Всемирной выставке 1900 г. в Париже, когда он был награжден орденом Почетного легиона, после чего он получил обширную клиентуру в Европе и Америке.Карл Фаберже имел звание придворного ювелира и поставщика Высочайшего двора.

Читайте также:
Подарок для любимого мужчины из серебра









Генрих Вигстрем (1862-1923) стал главным мастером фирмы Фаберже после смерти Перхина в ,1903 году. Как главный мастер фирмы он взял на себя изготовление пасхальных яиц для императорской семьи. Вигстрем отличался особенным умением в изготовлении портсигаров, рам и фигурок, которые фирма производила в больших количествах в свои самые продуктивные годы. Работы Вигстрема стилистически напоминают стиль Первой Империи и стиль Людовика XVI.

В 1872 году Н.В. Немиров-Колодкин открыл в Москве фабрику по производству золо­тых и серебряных изделий, а так­же церковной утвари. С первых лет ее существования это было хо­рошо отлаженное производство с отличной организацией труда, и талантливыми мастерами (хотя в архивных документах того време­ни они именуются просто рабочи­ми). В 1880 году II.В.

Немиров-Колодкин «учреждает Торговый дом в образе полного товарищест­ва».В начале того же 1880-го года Н.В. Немиров арендовал и новое помещение для своего магазина на одной из престижных улиц Москвы — Иль­инке, который просуществовал до середины 1918 года.В начале XX века фирма была «Поставщи­ком Двора Её Императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Федоровны». Даже в июле 1918 года фабрика ещё ра­ботала, её владельцы считали, что «переживаемые события и новые условия недолговечны. Но это оказалось не так, и вскоре вся собственность Товарищества была национализирована.

Фирма П.А.Овчинникова. Судьба основателя фирмы П. Овчинникова обычна и необычна. Крепостной князя Волконского, рано обнаружив способности к рисованию, для их совершенствования был отправлен в Москву в мастерскую золотых и серебряных дел, принадлежавшую его брату А. А. Овчинникову, на восемь лет подмастерьем.

Вероятно, оказавшись прекрасным учеником, П. Овчинников получил вольную, в 1850 году женился и на 1000 рублей приданого жены завел самостоятельное дело, которое впоследствии стало одним из главных ювелирных предприятий Москвы. П. Овчинников пользовался моделями известных скульпторов, архитекторов, художников, рисовальщиков В. Боровского, И.Борникова, Е. Лансере, А. Обера, Д.Чичагова, И. Монигетти, Г. Гартмана, А. Захарова, С. Комарова, Л. Даля и других.

Постоянным его сотрудником был художник и скульптор А. Жуковский. Фирма Овчинникова работала во всех видах ювелирного производства В технике литья и чеканки им было создано значительное количество произведений с историческими и жанровыми сюжетами. В 1867 году на выставке в Париже пресса отметила письменный прибор «как достойный памятник великого дела освобождения крепостных». В 1917 году фирма прекратила свою деятельность.




Знаменитая фирма И.П.Хлебникова в которой создавались не только уникальные произведения, но эта фирма была крупнейшим в России производителем серебряных столовых приборов во второй половине XIX-начале XX века. Совсем простые, массовые предметы, изготовленные на этой фирме, практически лишенные декора, но отличающиеся чистотой формы и тщательностью исполнения, пользовались большим спросом. В столовом серебре от Хлебникова используются чеканка, литье, живописная эмаль, эмаль по скани, оконная, или витражная эмаль, гравировка, чернь. Время создания большинства изделий — 1870-1917 годы, один из интереснейших периодов в истории художественной культуры России. В 1918 году фирма прекратила свою деятельность.

Источник: www.liveinternet.ru

Рейтинг
Загрузка ...