Турбийон в наручных часах — что это такое
Турбийон – один из самых сложных и дорогостоящих механизмов в наручных часах. Его прямое предназначение – корректировать показания хронометра и делать его работу максимально независимой от гравитационного поля Земли.
Специалисты, да и просто фанаты классной механики, по сей день ломают копья: нужен ли механизм турбийона с практической точки зрения либо это излишнее усложнение, призванное задирать стоимость хронометра до заоблачных высот?
Как всегда, истина где-то посередине. А где именно – разберемся прямо сейчас!
Абрахам-Луи Бреге и первый турбийон
Абрахама-Луи Бреге не зря величают Леонардо да Винчи от часового искусства: на его счету десятки патентов на изобретения, значительно опередившие свое время. Именно этому великому изобретателю и принадлежит пальма первенства в разработке «маленького вихря» – именно так переводится слово tourbillon с французского языка.
ЧТО ТАКОЕ | ТУРБИЙОН |
Имя Бреге тесно связано и с историей России. Он был официальным часовщиком российского императорского двора, а карманные часы, сделанные на его мануфактурах, носили все, кто мог себе это позволить. Кстати, карманные часы в то время и называли «брегетами», так что имя гения стало нарицательным.
Принцип работы турбийона в часах чисто механический, что вполне ожидаемо для того времени, ведь разработан он был более 200 лет назад, еще в 1795 году (запатентован, правда, шестью годами позднее).
Дело в том, что воздействие гравитационного поля Земли отрицательно сказывается на точности хода механических часов, так что модели среднего и ниже ценового сегмента дают погрешность хода примерно в 5 секунд в сутки.
Пока мы находимся на Земле, оградить часы от воздействия притяжения планеты невозможно, но можно постараться его как-то компенсировать, что и сделал Бреге.
Великий изобретатель установил баланс-спираль и элементы спуска на вращающуюся пластину-платформу, что заставляет поворачиваться вокруг своей оси весь часовой механизм. Период вращения платформы составляет одну минуту, причем получается, что полминуты часы немного спешат, следующие полминуты – отстают. Вот и получается приличная компенсация.
Часы мужские с хронографом (перейти в каталог SUNLIGHT)
Турбийон – технически сложное устройство. В те времена его могли изготовить лишь считаные часовщики с грандиозным опытом. Поэтому турбийоны устанавливали на единичные экземпляры, которые делали преимущественно под заказ.
Стоили часы с турбийоном фантастически дорого, их могли позволить себе только очень богатые люди. Да, точность хода достигала +1/-2 секунд в сутки, но какой ценой!
В то время наручные часы были прерогативой лишь прекрасных дам: они не отличались высокой точностью, зато поражали эксклюзивным исполнением в золоте и драгоценных камнях. А мужчины носили куда более массивные часы в карманах жилетов.
В общем, в течение долгих столетий «маленький вихрь» оставался высокотехнологичной диковинкой для избранных. А к XX веку о нем практически забыли: появились наручные часы, в которых турбийон компенсировал точность хода очень мало. Все же Бреге изобретал его для карманных часов, львиную долю времени пребывающих в вертикальном положении!
Невероятно высокая стоимость, капризы к условиям эксплуатации, необходимость в сверхточной настройке – все это стало причиной того, что за пару столетий с момента изобретения было выпущено всего несколько сотен часов с этим механизмом.
Новейшая история: по мотивам часовой классики
В последние десятилетия минувшего столетия швейцарскую часовую промышленность серьезно лихорадило. Виной этому была серьезная конкуренция со стороны японцев, предложивших миру куда менее капризные и дорогие и куда более точные кварцевые часы.
Швейцарцам пришлось искать пути спасения. Часть брендов прекратила существование, другие пошли по пути глобализации, влились в состав гигантских холдингов типа Swatch Group и стали производить более доступные модели, третьи сделали своей фишкой выпуск уникально сложных референсов из категории высокого часового искусства.
Словом, интерес к турбийону был возрожден. Одной из первых ласточек, пролетевших в этом направлении, стал механизм Preciplus, запатентованный новой швейцарской компанией Progress. Часовщики этой компании создали простой, надежный и сравнительно недорогой турбийон из всего-то 38 элементов.
Специалисты прочат турбийону судьбу калибра с автоподзаводом: удешевление и снятие флера избранности. Однако пока инициативу придавливают на корню швейцарские коллеги-часовщики: чем еще завоевывать сердца и кошельки очень небедных клиентов, как не элитарностью?
Словом, сейчас часов с турбийоном выпускается значительно больше, но элитарными и очень дорогими они быть не перестали. В большинстве моделей этот механизм выставляется напоказ и отлично просматривается через стекло и скелетонизированный циферблат (реже – через прозрачную заднюю крышку). Этакая изюминка для знатоков: если у человека на руке часы с турбийоном, значит, он занимает солидное положение в обществе.
Обзор моделей часов с турбийоном
Сейчас многие производители из Швейцарии (куда реже – из других европейских стран) предлагают взыскательным потребителям часы с турбийоном. Как правило, они выпускаются ограниченными сериями или по индивидуальным заказам.
Что о ценах – они высокие и очень высокие, например:
- высокое часовое искусство и лакшери – от 100 тысяч до миллиона евро;
- премиум (средний ценовой сегмент в приложении к часам с турбийоном) – 30–80 тысяч евро;
- самые доступные модели с турбийоном – 3–10 тысяч евро.
Наиболее дешевы (если можно так выразиться, когда речь идет о столь внушительных суммах) модели от азиатских производителей. Разумеется, они менее престижны, чем швейцарские, но если вам принципиально качество и элегантный внешний вид работающего механизма с «маленьким вихрем», а не пафос, то это вполне достойный вариант.
Не так давно увидели свет первые российские часы с турбийоном и двуглавым орлом на скелетонизированном циферблате – CAVIAR W-01-05. Они созданы специально ко Дню России в 2019 году. Стоимость вполне демократичная – порядка 2 700 евро, что даже дешевле, чем у большинства азиатов.
Franck Muller и его «Революции»
Франк Мюллер – истинный революционер в мире турбийонов. Он последовательно создал несколько механизмов, которые не просто украшают наручные часы, где классический турбийон фактически бесполезен. Они реально работают в пользу точности показаний.
Сначала это были двухосевые Revolution I и Revolution II, идея которых была предложена еще 1978 году англичанином Энтони Рэнделлом. Обладатель патента на двухосевой турбийон даже впихнул этот механизм в карманные часы, но в отношении наручных явно забуксовал.
Franck Muller Revolution III
Франк Мюллер все же сделал наручные часы с двухосевым вихрем. Более того, он разработал Revolution III, трехосевой турбийон!
Прозрачные часы и турбийон от Corum
Не слишком известная в России компания Corum специализируется на производстве часов уникального дизайна, не забывая и о сложности механизмов.
Сенсационные Tourbillon Saphir 999 изготовлены из платины 999 пробы, которая невероятно сложна в обработке, а о стоимости ее лучше тактично умолчать. Под прозрачной сапфировой крышкой скрывается (точнее, полностью открывается) механизм, все детали которого выточены из прозрачного сапфира. Кроме, разумеется, турбийона, который здесь подобен серебристой рыбке в прозрачной воде аквариума.
Corum выпускает не более 25 экземпляров Tourbillon Saphir 999 в год. Несмотря на фантастическую стоимость этих часиков, очередь на них расписана на много лет вперед.
Tag Heuer: доступный швейцарский турбийон
Ну как доступный – всего-то 14-15 тысяч евро. Вроде как много, но если учесть, сколько стоят швейцарцы с турбийонами, эта цена выглядит действительно демократичной.
Причиной не столь впечатляющей стоимости вихревых часиков Tag Heuer является отсутствие драгметаллов и камешков, достаточно простой турбийон, автоматизация большинства процессов. Ну и умный менеджмент, разумеется!
Patek Philippe – и 10 дней не заводить!
Если человек, далекий от высокого часового искусства, взглянет на визуально скромные Ref.5101P 10 Day Tourbillon в прямоугольном корпусе, он ничего особенного не заметит.
Однако внутри этих часиков от невероятно популярной и недосягаемой для большинства простых смертных женевской мануфактуры скрывается сложнейшая начинка и, конечно, турбийон – один из самых совершенных в мире.
Часовщики Patek Philippe настолько уверены в себе, что даже не стали выставлять «маленький вихрь» напоказ: его можно рассмотреть лишь с обратной стороны, под прозрачным сапфиром задней крышки.
Основной фишкой Ref.5101P 10 Day Tourbillon является рекордно длительный для механики срок автономной работы – целых 10 дней. Шкала запаса хода прилагается в виде субциферблата.
Audemars Piguet: поменьше пафоса, господа!
Швейцарские, а вслед за ними – и другие ведущие часовщики мира, стараются выставлять турбийоны напоказ и всемерно подчеркивают их присутствие всевозможными ухищрениями (например, золотыми мостами).
Однако признанные короли минутных репетиров Audemars Piguet считают, что турбийон – просто механизм, который можно крепить и обычными амортизирующими гармошками. Конечно, от золота и платины они не отказываются – вот еще!
Год от года часы с «маленьким вихрем» становятся все более доступными широкой аудитории. Быть может, этот элитарный механизм когда-нибудь станет и вовсе обыденным – кто знает? Но тогда из него исчезнет неуловимый флер элитарности, делающий часы с турбийоном столь очевидным признаком избранности.
ИсточникЧто такое турбийон?
Турбийон – это одно из немногих усложнений механических часов, которые предназначены для всеобщего обозрения и никогда не прячутся внутри корпуса. С технической точки зрения, турбийон является вращающейся кареткой со спуском внутри. Она вращается, делая один полный оборот за минуту, и служит для выравнивания погрешности, вызванной силой земного притяжения.
- История изобретения турбийона
- Виды турбийонов и особенности их конструкции
- Турбийоны тогда и сейчас
История изобретения турбийона
Переводящийся с французского языка как «вихрь», турбийон впервые появился в механических часах более 200 лет назад. Известный французский часовщик Абрахам Луи Бреге изобрел его в 1795 году, а патент конструкции оформил в 1801.
Интересно, что споры о необходимости и эффективности изобретения Бреге начались уже через несколько лет после внедрения первых турбийонов. Недоброжелатели утверждали, что в горизонтальном положении новое усложнение имеет только отрицательный эффект, так как детали этой конструкции оказывают лишнее сопротивление пружине, а зазоры и неуравновешенность каретки придают ходу еще большую погрешность.
При этом спрос на турбийоны только рос, и совсем скоро изобретение Бреге стало своеобразной игрушкой для богачей. Европейцы с толстыми кошельками заказывали для себя часы с турбийонами, которыми можно было хвастаться сразу по двум причинам. Во-первых, сам механизм таких часов стоил приличных денег, во-вторых, всегда можно было уколоть собеседника тем, что его часы не такие точные.
В 1920 году был спроектирован первый, так называемый парящий турбийон, который крепился к механизму только с нижней стороны. Благодаря такому расположению, на циферблате можно было увидеть каретку и спуск в ходе вращения. В 70-е годы разработки турбийонов несколько застопорились из-за появления кварцевых часов, но уже спустя десять лет компания Audemars Piguet выпустила первые часы с турбийоном с автоматическим подзаводом.
Исторически турбийон считался демонстрацией мастерства часовщиков, а вот его практическая значимость обсуждается до сих пор. Большинство специалистов сходятся во мнении, что он хоть и незначительно, но все же компенсирует действие силы земного притяжения.
Виды турбийонов и особенности их конструкции
Конструкция турбийона предполагает наличие анкерной вилки, баланса и анкерного колеса, которые расположены на каретке – вращающейся площадке. Триб анкерного колеса вращается вокруг секундного колеса, закрепленного на платине. На каретке намертво закреплено колесо, которое отвечает за передачу энергии к балансу.
В зависимости от используемого типа каретки различают традиционные и парящие турбийоны. Первый подразумевает крепление каретки в механизме с двух сторон, второй – только с нижней стороны механизма. Парящий считается более эстетически привлекательным, так как в нем нет перекладины над кареткой, загораживающей обзор. С другой стороны, турбийон, закрепленный всего в одной точке, более чувствителен к механическим воздействиям, да и сложность такой конструкции гораздо выше.
По скорости вращения каретки турбийоны бывают карусельными, минутными и полуминутными. Минутные – самые сложные и распространенные – представлены в коллекциях только топовых производителей механических часов. Карусельный впервые был показан в 1982 году. Такие модели отличаются наличием в каретке промежуточного колеса, создающего зацепление с анкерным колесом.
Изготовление турбийона карусельного типа требует меньшей точности и обходится гораздо дешевле. Одним из самых известных производителей является компания Waterbury, в часах которой механизм делал один полный оборот за час, а к платине крепилась минутная стрелка. Тридцатисекундный турбийон был показан только компанией Parmigiani.
Турбийоны тогда и сейчас
Прошли времена, когда турбийон был невероятно дорогим устройством, доступным только очень богатым людям. В последние десятилетия наметилась явная тенденция к снижению их стоимости. Компания STT (ранее Progress) сделала едва ли не самый большой вклад в доступность механизма, поставив турбийоны чуть ли не на массовое производство. В итоге в конце прошлого века стоимость неплохих часов с турбийоном составляла 16-20 тысяч долларов.
Следующий революционный момент случился в 2000 году, когда на выставке в Гонконге были показаны турбийоны китайского производства. Механизм был признан сыроватым, но все же получил удовлетворительные отзывы. Уже через несколько месяцев появились первые такие часы стоимостью около тысячи долларов.
В нынешнем десятилетии модификаций стало только больше. Так, турбийон вращающийся сразу в трех плоскостях, создавался специально для модели наручных часов, в которой часы могут располагаться в любом положении. Производители Frank Muller и Jaeger LeCoultre создали турбийоны с двумя каретками: внутренняя имеет привычную конструкцию, а внешняя дает возможность внутренней вращаться в перпендикулярной плоскости.
Не так давно специалисты Patek Philippe создали уникальные часы с турбийоном с десятидневным запасом хода. В компании сделали акцент на том, что турбийон в их разработке – это не просто украшение, а функциональное устройство, положительно влияющее на точность хода часов. Турбийон даже не разместили на виду, а скрыли под циферблатом. В итоге увидеть его можно только через заднюю крышку.
Говоря о точности хода, современные производители (A. Lange and Sohne, Blancpain, Corum, Omega) указывают, что точность хода составляет +6-4 секунды в сутки, что считается более чем приличным показателем для механических моделей.
Турбийон принято считать одной из сложнейших компликаций механических часов (на уровне с вечным календарем и минутным репетиром). Современный турбийон – это не самое дорогое удовольствие, доступное как для поклонников часов премиум-класса, так и для сторонников бюджетных моделей. Аккуратно и точно сделанный турбийон не только положительно скажется на точности хода часов, но и станет отличным визуальным дополнением, визитной карточкой наручных часов.
ИсточникЕсть вопрос: что такое турбийон?
Не оригинально, но факт: загадочное слово «турбийон», обладает куда большим маркетинговым потенциалом, чем инициалы бренда. Пусть даже и уважаемого.
Скажем больше: за конкретными часами с турбийонами люди готовы стоять в очереди длиннее, чем за Birkin. Часовщики это понимают и умело пользуются, выпуская лимитированное количество моделей ежегодно.
Так, что же такое «турбийон»? Спрашивали – отвечаем. Турбийон – ничто иное, как механизм, способный частично компенсировать притяжение Земли. Если говорить техническим языком, то – это устройство, состоящее из баланса и анкерных вилок и колеса. Именно благодаря ему точность хода достигает рекордных ± 0,5 секунд в сутки.
Идея победить силу гравитации впервые пришла в голову Абрахаму-Луи Бреге (основатель компании Breguet – Прим. редакции). Собственно, он же и воплотил ее в жизнь, создав в 1795 году дебютный турбийон. Часовое сообщество изобретение Бреге оценило, но от прямых цитат решило воздержаться. Во всяком случае до конца XX столетия.
Всему виной – большое количество деталей и внушительные габариты, которые ну никак не хотели умещаться в миниатюрном корпусе наручных часов. Правда, в 90-х годах, когда на смену турбийону Бреге пришел сверхточный турбийон конструкции Preciplus, часовщики заметно оживились и начали использовать его с завидным постоянством. Эта тенденция заметна и сейчас: все больше женских и мужских моделей оснащают турбийоном.
Чаще всего выделяют два вида: традиционный и парящий. Первый представляет собой каретку, закрепленную на вращающейся оси, через которую перекинута перекладина, так называемый «мост». А в конструкции парящего турбийона мост отсутствует, а само устройство крепится только на нижней оси.
Также турбийоны различают по скорости вращения каретки: карусельные, минутные и полуминутные. Ранние версии карусельных турбийонов делали оборот от 52 мин 30 сек. до 34 или 39 мин, а два других типа – за минуту или 30 секунд, соответственно.
При выборе часов действуют четкие визуальные коды – покупателей чаще всего привлекают простые, лаконичные часы с «изюминкой» внутри. Нередко этой «изюминкой» становится турбийон. Механизм, виднеющийся сквозь небольшое окошко на циферблате часов, действует на клиентов не хуже, чем афродизиак. Тем не менее, турбийон способен привлечь и опытного коллекционера. Дело в том, что этим усложнением зачастую оснащают уникальные часы, которые выпускают либо на заказ, либо крайне маленькими тиражами.
Начать поиски своих механических часов с турбийоном советуем в одном из бутиков Mercury. Там вы найдете бестселлеры, новинки с международных выставок Baselworld и SIHH, а также всевозможные аксессуары, без которых будущий владелец турбийонов не сможет ощутить всю радость от покупки.
Источник