Почему выбраны обитатель ночлежки? Деклассированные, выброшенные на дно жизни люди? Какие слои населения России они представляют, и зачем нужна автору такая широта представительства? Как понять слова Бубнова «Все слиняло, один голый человек остался»? Каковы взаимоотношения персонажей, и связано ли изображение этих отношений с философским подтекстом пьесы?
Развитие конфликта
Как начинается действие и есть ли здесь действие в привычном понимании слова? Что делают и о чем говорят герои? «Правда», «доброта», «совесть» — естественны ли эти понятия в изображаемой среде и почему именно таковы темы разговоров героев пьесы? В какой момент появляется Лука? Что нового он вносит в спор, в саму жизнь ночлежников? Объясните концовку каждого акта.
Подробно проанализируйте четвертый акт. Обстановка та же, но что изменилось по сравнению с первым? Почему именно о Луке спорят герои, и только ли о нем? Успокоил ли людей Лука? Кто из героев активнее всего действует?
Можно ли спасти человека, если он не свободен? Какую позицию в споре занимают Сатин, Лука, Бубнов и другие персонажи? Можно ли сказать, что прав кто-то один? Для чего автору нужен был именно спор о правде, о человеке? Есть ли в пьесе однозначные ответы на поставленные проблемы?
«Живописный детектив»: загадка дамы в зелёном. Лекция Семёна Экштута
Характеристику героев
У кого из персонажей есть собственная позиция и в чем она заключается? Почему многие из них говорят афоризмами? Как относятся герои друг к другу? Символика имен: Лука – «апостол новой веры» или «лукавый»? Связана ли фамилия Сатин со словом «сатана»?
Кто из героев активнее и в чем эта активность? Есть ли в пьесе противопоставление позиций Луки и Сатина?
Авторские ремарки
Какие детали в описании ночлежки подчеркнуты автором, какое настроение задает это описание, как ремарки помогают характеристике героев, раскрытию философского подтекста пьесы?
Введение стихов, песен, слов-лейтмотивов
Выбор заглавия произведения
сопоставьте варианты названий: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни», «На дне». Объясните выбор автора. На дне чего – жизни? души? Как связано название с основными проблемами произведения.
Выберите одну из тем для детального исследования, укажите в таблице тему и сроки защиты
тема | сроки выполнения и защиты |
Темы исследований
1. Особенности выявления авторской позиции в драме «На дне»
2. «На дне» как социально-философская драма
3. Образы «хозяев жизни» в драме М. Горького «На дне» и А. Чехова «Вишневый сад»
4. Народные представления о совести в изображении Н. Некрасова («Кому на Руси жить хорошо») и М. Горького («На дне»)
5. Художественные способы выявления взглядов Луки в драме «На дне»
6. «Сказки» Луки и их влияние на героев драмы «На дне»
7. Споры о правде в драме «На дне»
8. Представления о будущем героев драмы «На дне»
9. Тема женской судьбы в драмах А.Н. Островского «Гроза» и М. Горького «На дне»
10. Художественные особенности создания образов главных героев в драме «На дне»
11. Сатин как герой-резонер в драме «На дне»
12. Споры о предназначении человека в драме «На дне»
13. Мечты и действительность героев драмы «На дне»
![]() |
Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) Выдающийся прозаик и поэт XX века, человек необычайной честности и принципиальности, преданности литературному делу; ему присуще понимание ответственности писателя, одержимости в своём творчестве, влюблённости в книгу. В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер». «Я хочу, чтобы смерть застала меня за книгой, с пером в руке», — писал он. |
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
I. Прочитать рассказ «Господин Сан-Франциско».
II. Познакомиться с творчеством И.А. Бунина.
III. Ответить на вопросы:
1. В каком году был написан рассказ?
2. Какие образы в рассказе имеют символическое значение?
3. Какой приём использует И.А. Бунин для изображения разделения общества?
4. Почему главный герой лишён имени?
5. Как описывает «господина» автор?
6. Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?
7. Как показано общество в рассказе?
8. Как решается конфликт между человеком и природой?
9. Какой образ является обобщающим образом ничтожности и тленности земного богатства и славы?
10. Какое значение имеет основное место действия рассказа?
![]() |
Александр Иванович Куприн (1870 — 1938) Удивительная и трагическая судьба: раннее сиротство, непрерывное восемнадцатилетнее затворничество во всякого рода закрытых казённых заведениях (сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус, юнкерское училище); затем, после нескольких лет унылой военной службы в провинции, выход в отставку, полуголодное существование человека без профессии; первые литературный успех.Стремительный взлёт: слава, деньги, кутежи, безудержная трата сил и – в эмиграции, в далёком Париже, — быстрое физическое угасание, нужда; наконец – осуществившаяся мечта вернуться, чтобы умереть на родине. |
Ответьте на вопросы к рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
1. В какое время года происходит действие рассказа?_________________________________
2. Где происходят события произведения?___________________________________________
3. Как зовут главную героиню?_____________________________________________________
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества?_________________________________________
5. Кто был предок Веры Шеиной?___________________________________________________
6. Как зовут сестру Веры?__________________________________________________________
7. Как зовут мужа княгини Веры?Его должность?______________________________________
8. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной?_________________________________
9. Что подарил ей муж?_____________________________________________________________
10. Что подарила Вере сестра?________________________________________________________
11. Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры?_____________________________________
12. Кто подарил браслет с гранатами?___________________________________________________
13. С чем Вера сравнивает густо-красные гранаты?________________________________________
14. Кто такой Желтков?_______________________________________________________________
15. Как зовёт Желткова его хозяйка?____________________________________________________
16. Настоящее имя Желткова?________________________________________________________
17. О ком Куприн писал: «…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…»
18. Как звали мужа Анны, сестры Веры?___________________________________________
19. Чей это портрет: «Она была на полголовы ниже, несколько широка в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо её сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами…пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…»
20. О ком пишет Куприн: «…очень бледный с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»?
21. Какая музыка звучит в произведении?_____________________________________________
22. Чей это портрет: «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки.. У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах. какое свойственно мужественным и простым людям..»
23. О ком автор пишет: «…обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. »?
24. Кому принадлежат следующие слова: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть». такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение- вовсе не труд, а одна радость. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты компромиссы не должны её касаться»
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Презентация на тему Тема любви в произведении А. И. Куприна Гранатовый браслет
описанных в рассказе;
Развивающие: развивать навык художественного пересказа, сопоставительного анализа, навыки общественных выступлений, выразительного чтения, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся; развивать филологическое мышление
Воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства); формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино.
Слайд 4Средства активизации познавательной и речевой деятельности учащихся:
выступление учащихся в структуре лекции учителя с
сообщениями, информационными справками, выборочные пересказы; создание творческих речевых ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным выступлениям по поднятой проблеме; выразительное чтение отрывков из текста художественного произведения, прослушивание записи с произведением Бетховена, просмотр и комментирование картин художников; иллюстраций учащихся, подбор и чтение стихотворений, стихотворных цитат, сопоставительный анализ пейзажных зарисовок в прозаическом и стихотворном текстах.
Слайд 5
Средства обучения:
Приложение: презентационная программа PowerPoint со
слайдами: портрет А.И. Куприна, репродукции с картин
художника В. Якубовича к рассказу “Гранатовый браслет”; “Аппассионата” Бетховена , набор открыток по творчеству Куприна.
Слайд 6Индивидуально-дифференцированные
задания к уроку:
Прочитайте рассказ А.И.Куприна
“Гранатовый браслет”.
История создания рассказа “ Гранатовый браслет”.
Подготовьте
пересказ финала рассказа “Гранатовый браслет”
Выразительное чтение предсмертного письма Желткова.
Чтение и анализ эпизодов.
Групповые задания.
Слайд 7A. И. Куприн
«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»
Слайд 8
В душе померк бы день, и тьма
настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали
Презентация по произведению «Гранатовый браслет»
Презентация позволяет системно подойти кпроведению урока по великому произведению Куприна, поставить основополагающие вопросы и датб возможность ребятам самим формулировать ответы, основываясь на литературный материал. Достойное место в презентации занимает тестовый материал, который позволит в поисках ответов более глубоко проникунть в ткань художественного произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«презентация по произведению «Гранатовый браслет» »
Люди в наше время разучились любить!
Не вижу настоящей любви!
Любовь должна быть величайшей тайной…
1.Где и когда происходит действие рассказа?
2) Назовите день именин Веры Шеиной.
3) Кто был предок княгини Веры?
4) Что подарила Анна сестре?
5)Имя Желткова?
6.) Чей это портрет: «…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах»?
- 7.Чей это портрет: «Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо её сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами … однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…»?
8.Чей это портрет: «тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки…У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно- величавым, чуть- чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям…?
9) Что подарил Вере муж?
10) Чей это портрет: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти?»
Вопросы на 10 баллов.
- Сколько человек пришло на именины. Что по этому поводу подумала Вера?
- Чем раньше была записная книжка, которую подарила сестра Вере?
- В каком известном заведении Вера получила прекрасное образование?
Вопросы на 10 баллов.
Кто об Аносове сказал: « я знаю одного генерала, котрый храбрее меня?
2. Как с Аносовым поступила жена и как он отнесся к ней после этого?
3. Какое определение дала Вера гранатовому браслету?
4. Какого был цвета один из камней браслета?
5 Кто о ком сказал : Я присутствую при какой-то громадной трагедии человеческой души!»
Все вопросы ПОЧЕМУ?
- Почему так начинает свое произведение Куприн? Символично ли это?
- Почему Вера смутилась количеству гостей?
- Почему так много уделено места в рассказе сестре, тогда как главная героиня Вера?
- Почему не сестра главная героиня?
Все вопросы ПОЧЕМУ?
5.Почему главный герой подарил семейную ценность именно Вере?
6. В чем особенности гранатового браслета?
7.Почемк Вера размышляет , показать мужу или нет7 Чего она боится?
Что вы знаете о семейном юмористическом альбоме?
1.Как перешли к теме любви? Неужели не любили?
2.Три истории любви.
3. Что есть любовь?
— Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову?
Визит к Желткову.
Выразительное чтение.
Громадная трагедия души.
Что предчувствует Вера?
Предсмертное письмо Желткова…
Что передала хозяйка квартиры Вере?
Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым
Финал рассказа?
- Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слёз стало «впечатление смерти» или есть другая причина?
Главная идея рассказа:
Может быть, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины…
Главные герои рассказа
- Г.С. Желтков
- Бедный телеграфист, «маленький человек» со смешной фамилией, тихий, незаметный, НО
- Силой своей любви он встает выше мелочной суеты, любовь возвысила его:«Меня не интересует в жизни НИЧТО»
- Вера Николаевна Шеина
- Жена предводителя дво-рянства, «холодная и свы-сока любезная», «с холо-ным и гордым лицом»; деликатная и самоотверженная, она изо всех сил помогает мужу сводить концы с концами, «хотя жить приходилось выше средств».
Слабый или великий Желтков .
В чем заключался талант любви Желткова?
Почему жизнь закончил самоубийством? Можно было ли иначе?
Какую роль в рассказе играет музыка?
Любовь для Желткова выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить Желткова разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за громадное счастье – любовь.
Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность, как будто он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю его человеческую жизнь.»
— Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?
Да святится имя Твое…
Он меня простил…
« Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность.
Источник: kopilkaurokov.ru