Чеканка ювелирных изделий это

Рельефные узоры и разнообразные сложные рисунки на золоте и серебре появились именно тогда, когда в мире возникла ювелирная техника чеканка. Этот способ холодной обработки металла позволил превращать обычные металлические пластины в изящно выполненные произведения ювелирного искусства.

Зарождаться техника начала еще в Древнем Египте, вскоре перешла на территорию Древнего Рима. Здешние мастера были уже достаточно искусными тогда, когда чеканное ремесло распространилось по всему миру и дошло до Руси. Славяне очень полюбили интересный ювелирный прием и применяли его совместно с гравировкой, резьбой, чернью и литьем.

Чеканка – техника ювелирного искусства

Сегодня Чеканка является одним из самых популярных приемов у современных ювелиров. Техника богата различными хитростями, методами и технологиями. Во многом благодаря этому появилась возможность делать разнообразными и обогащать ювелирные композиции: скульптуры, кубки, чаши, оружие, оклады икон и сосуды. Все потому, что данный прием позволяет обрабатывать самые разные виды металлов: медные, алюминиевые, стальные сплавы, драгоценные металлы. Особенной популярностью чеканное искусство пользуется в оформлении фактурного орнамента.

Чеканка по металлу

Несмотря на свою популярность, чеканка по сей день остается сложнейшей среди существующих техник. Мастер должен одновременно выписывать рисунок и отбивать форму, если же речь идет о литой чеканке, то ювелиру необходимо лишь доработать уже отлитую ранее форму. Зачастую специалисты используют пластичный материал, например, медь. Она обладает антикоррозионными свойствами, имеет достаточно высокий рельеф и обладает свойством, принимать разные формы. Такой металл используют для того, чтобы он хорошо поддавался механической обработке и при этом не разрушался.

Чеканка – техника ювелирного искусства

Чтобы добиться низкого рельефа, мастера применяют металлические листы от 0,5 до 1 мм в толщину, а для достижения высокого – берут листы толщиной от 2 до 3 мм. Очень сложные фактуры и рельефы можно выбить из тончайшей медной фольги. Ее изготавливают при прокате меди и получают материал, толщина которого еле достигает 0,05 мм.

Читайте также:
Что сделать чтобы кольцо не окислялось

Но медь, не единственный металл, который может применяться для чеканной техники. Помимо нее для отделки активно используются никелевые сплавы. В сочетании с гальваническими напылениями из золота и серебра применяют в сочетании с медно-цинковым или алюминиевым сплавом. Также можно встретить изделия из нержавеющей стали и декопира.

Источник: www.silver-mania.ru

Сделай себе кольцо с надписью из серебра! Чеканка #9

Чеканка ювелирных изделий это

Чеканка

Чеканка- популярный ювелирный прием холодной обработки металла, который применяется для изготовления рельефных рисунков и узоров на поверхности ювелирных изделий. Чеканка часто применяется при оформлении фактурного орнамента. Эту ювелирную технику можно с успехом применять как в отношении драгоценных металлов, так и в отношении медных, алюминиевых, стальных сплавов и т.д.

В чеканном искусстве есть немало хитростей, приемов и технологий, которые разнообразят и обогащают чеканные композиции. Это очень древнее искусство, которое применялось еще в Древнем Египте и в Древней Риме. С тех пор чеканное ремесло распространилось повсеместно, в том числе и на Руси, где достигло большого развития. Чеканили оклады икон, сосуды, оружие, скульптуры, чаши, кубки, причем чеканка часто комбинировалась с чернью, гравировкой, литьем и резьбой.

Чеканка

Надо сказать, что чеканка по металлу — это довольно сложная ювелирная техника, ведь мастеру нужно одновременно выписывать рисунок и отбивать фактуру. Иное дело литая чеканка — мастеру остается лишь доработать отлитую форму.

Металл для чеканных работ должен быть достаточно пластичен, чтобы поддаваться механическому воздействию и не разрушаться. Поэтому для низкого рельефа используют металлические листы толщиной 0,5-1 мм, а для высокого рельефа применяют листы толщиной 2-3 мм. Обычно для чеканки используют красную медь, которая очень пластична, обладает высокими антикоррозионными свойствами, способна принимать любую форму и самый высокий рельеф. Прокат меди допускает изготовление тончайшей медной фольги толщиной всего 0,05 мм, из которой выколачивают довольно сложные фактуры и рельефы.

Читайте также:
Столовое серебро это ювелирное изделие

Чеканка

Также в чеканном ремесле используется латунь (медно-цинковый сплав), которую часто сочетают с гальваническими напылениями из золота и серебра; никелевые сплавы, которые применяются для отделки; малоуглеродистая сталь (декопир), не такая ковкая, как медь, но очень эффектная по внешнему виду.

Также чеканят из кровельного железа (сталь), нержавеющей стали, алюминиевых сплавов и т.д.

Другие статьи раздела:

Автор Озерова Юлия.
01.2011
Перепечатка без активной ссылки запрещена.

Источник: www.serdza.ru

Чеканка, гравировка и тиснение – механические технологии декорирования металлов

В отдельных статье мы описывали химические методы художественной обработки металла – такие как травление ювелирных изделий, покрытие золотом (золочение) и другими металлами, а также чернение серебра. А сейчас поговорим о механических способах декорирования.

Чеканка по металлу

Художественная чеканка(англ. — hammering) была известна практически повсеместно с древнейших времён. В этой технике создавались как масштабные, так и миниатюрные изделия (культового или бытового назначения).

Техника чеканки

Серьги с чеканкой - Израиль

Художественную чеканку выполняют из листового металла, или по «литью» — то есть на поверхности отлитого изделия. Это два технологически разных способа. При первом из листовой заготовки чеканят новое изделие. При втором способе — только оттачивают исходную художественную форму.

Мастер действует чеканом(специальным стержнем, который ставят вертикально, ударяя по нему сверху молотком). Нижний, рабочий конец (бой) чекана и оставляет отпечаток на материале.

Чеканщик берёт металл с определённой пластичностью и вязкостью, способный менять форму под действием силы. Пригодны большинство металлов и их сплавов (исключая особо колкие, например чугун). Работают с листами металла толщиной от 0,4 до 1 мм подходящей пластичности.

Инструменты для художественной чеканки

Ученикам Хогвардса полагалось по одной палочке, но у чеканщиков всё не просто. Чувство координации при ведении чекана и точном ударе молотка — результат упорной практики. В помощь дан целый арсенал вспомогательных средств для чеканов — расходники, лощатники, пурошники, бобошникии трубочкидлиной 120—170 мм, восьмигранного (реже круглого) сечения.

Читайте также:
Как ухаживать за кораллами

Не забудем про пуансоны— чеканы, на рабочей стороне которых установлены фрагменты орнамента (завитки, листы, цветы, розетки) или буквы и цифры. Древнерусские чеканщики применяли и пуансоны с изображением рук, глаз и тому подобного. Это оптимизировало чеканку лицевых, культовых изображений.

Как наносят рисунок для чеканки? Приём канфарения по металлу

Серебряное кольцо с чеканкой - Израиль

Отрезанной от листа металлической бляшке нужен припуск вокруг рисунка 30—40 мм для закрепления бляшки на смоле при чеканке.
Для нанесения рисунка на металл, заготовку грунтуют белой акварелью. Затем на нее переводят (через копирку) рисунок, — контурный, в натуральную величину. Полученный контур закрепляют нитролаком, чтобы он не стирался при работе. Но в серьёзных случаях (больших многофигурных композиций, портретов и тому подобное) лучше применять канфарение. Суть этой техники в следующем.

Закреплённый на металле рисунок «перфорируют» специальным инструментом — канфарником,пробивая по контурам рядами точек, образующих пунктирные линии.

Чеканка по металлу: что идет за нанесением орнамента?

Серебряный браслет с чеканкой - Израиль

Дальнейшие этапы в работе чеканщика включают: расходку, создание рельефаи отделку(нанесение фактуры).

В ходе расходкиканфарный рисунок чеканом-расходникомсоединяют в сплошную линию. Затем лощатниками«опускают» фон вокруг рисунка. Выколотку рельефа (если это в планах) проводят с обратной стороны, на резине или мешке с песком. Далее финальная доводка.

Легко ли найти настоящие чеканные изделия?

Ручной труд дело непростое, ценник рядом с изящной вещицей тому подтверждение. «От и до» вручную отчеканенное украшение — это редкий гость в современном ювелирном ассортименте. Заводы и фабрики давно перешли на литьё и штамповку с последующим «доведением» — в том числе и чеканкой. Тем не менее, сохранились промысловые предприятия, практикующие создание украшений в традиционном стиле. Яркий представитель подобных ювелирных бизнесов — дагестанские Кубачи, широко применяющие техники чеканки, гравирования, чернения и зернения.

Читайте также:
Что приносит удачу

Примеры работ Кубачинских мастеров с применением чеканки:

Кубачи - браслет в технике точечной чеканки в сочетании с черненой гравировкой - фото kubachi.suКубачи - браслет с применением глубокой точечной чеканки с имитацией ложной зерни - фото kubachi.suКубачи - браслет с применением чеканки от точечной до глубокой - фото kubachi.su

Художественное гравирование по металлу

Серьги в технике гравирования - Израиль

Так называемое плоскостное гравирование(англ. engraving) – это нанесение линейного рисунка или рельефа на металл с помощью резца. При плоскостном гравировании (двухмерном) обрабатывается только поверхность металла. Это широко распространенный приём в художественной обработке металла. Его назначение — декорировать поверхность изделия нанесением простого узора или сложных портретных, многофигурных или ландшафтных композиций, надписей и шрифтовых работ. Графика резцом на металле — еще более тонкая и совершенная, чем карандашом или даже пером, так как штрихи резца значительно тоньше и четче линий, проведенных пером.

Техника гравирования

Отлично подходят для гравировки латунь, серебро, некоторые стали. Неплохо гравируются бронза, цинк, никелевые сплавы. Хуже — золото, платина, алюминий. Поверхность металла, который планируется подвергнуть гравированию, должна быть матовой (шлифованной), а не блестящей (полированной) — излишний блеск слепит.

Кольцо в технике гравирования - www.amazon.com

Перенос рисунка на металл проводят так же, как при чеканке. Мелкие ювелирные изделия и медали перед работой крепят к доске, по размерам большей, чем заготовка или изделие. Небольшие заготовки крепят сургучом или канифолью. Основное орудие гравировщика — штихель(резец).

Общая длина штихеля колеблется от 100 до 130 мм; его изготовляют из лучших марок инструментальных сталей, способных держать заточку. Ювелиры Кубачинского промысла(как и вообще мастера Кавказа) блестяще гравируют эффектные украшения — примеры их работ с чернёным гравированием можно увидеть выше, в разделе чеканки..

Художественное тиснение на металле

Серьги с элементами чеканки и тиснения (в центре) - Израиль

Техника тиснения по металлузародилась еще в домонгольский период (X—XI вв.). Её преимущество по сравнению с чеканкой — в быстроте производства изделий, а также в значительной экономии золота и серебра (тиснение проводят на материале значительно меньшей толщины по сравнению с чеканкой). В работе, как и в случае чеканки, используют пуансоны. Одного удара пуансона достаточно, чтобы его рабочий конец сообщил металлу соответствующую, желаемую форму.

Как и в случае чеканки, при тиснении не обязательно добиваться определенного рисунка или орнамента. Вместо этого ювелир может создать изделие с игрой света путём тиснения «неровностей» на поверхности. То же самое может служить цели обеспечения «эффекта древнего украшения». Однако, довольно часто тиснят именно определённый орнамент.

Читайте также:
Что такое сувенирная бижутерия

Басма(«отпечаток» на тюркском) — это тиснение рельефных рисунков с помощью специальных матриц— басманных досок. Матрицы— это шаг в развитии тиснения, заменяющего чеканку. Они представляют собой невысокий монолитный металлический рельеф с мягкими, плавными формами без острых краев и углов и резких выступов (иначе рвётся тонкий металл при тиснении).

Техника тиснения по металлу

Подвеска в технике тиснения - Израиль

Суть процесса тиснения: на матрицу кладут лист подготовленного металла толщиной 0,2—0,3 мм. Сверху кладут прокладку из листового свинца. По ней работают деревянным молотком или прессуют винтовыми ручными прессами мощностью от 5 до 10 (15)т. Под действием силы свинец (в силу пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, копируя ее рельеф.

После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, повторяющий детали матрицы, включая и фактуру. Иногда контур узора канфарят, подчёркивая рисунок.

В древнерусском искусстве басмы применялись для оковки ларцов, икон, окладов и подобных изделий. Основу изделия делали из дерева и на нее при помощи мелких гвоздей набивалась басма, сплошь закрывающая столярную конструкцию и превращающая изделие как бы в чеканное. Для получения орнамента на матрице выполнялся только один рапорт— «шаг». Затем после каждого тиснения заготовка передвигалась на величину рапорта и вновь оттискивалась (на готовой басме такие стыки хорошо видны). По наличию стыков на басме легко отличить тиснение от чеканки.

Надеемся, теперь всеми понят смысл названия московской Басманной улицы).

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ | Виды ювелирных техник | Серебряная чернь — одна из техник химической обработки металлов | Травление серебряных изделий и других металлов. Родирование ювелирных изделий, и другие техники химического декора по металлу

Источник: juvelirum.ru

Рейтинг
Загрузка ...