История обработки мрамора
С того времени как резец древнего мастера впервые прикоснулся к мраморной глыбе прошло уже по меньшей мере три тысяч лет. Этим пропускающим солнечный свет камнем облицовывали стены и ступени величественных храмов, из него делали колонны и портики, барельефы для украшения фасадов домов знатных горожан. Но во все времена, лучшим, что можно было сделать из этого красивого материала, считалось объемное изображение человеческого тела. Именно для создания скульптуры нужен был весь арсенал технологических средств вкупе с мастерством художника. Проследив последовательность движения материала от карьера до готовой статуи, узнав используемые инструменты и станки, можно понять какой путь проделала технология обработки мрамора от античности до эпохи Возрождения.
Возникновение технологии обработки мрамора
Древним грекам повезло: на Пелопоннесе были богатые залежи прекрасного строительного материала. Само слово «мрамор» пришло к нам из греческого языка и означает «блестящий камень». Есть свидетельства того, что на Балканском полуострове уже в архаичную эпоху появляются первые каменоломни. А во времена строительства Парфенона, полностью построенного из мрамора, на добыче светлого камня трудились уже десятки тысяч рабов.
Как резали гранит в древности
Каменные глыбы откалывали клиньями ровно по намеченной линии. Для этого использовали железные и деревянные конусообразные пики. Отделенную от массива глыбу поднимали, используя сложную систему рычагов и блоков. Предварительную обработку и раскрой по размерам проводили на месте. Заготовки перемещали на катках или на санках оригинальной конструкции.
Археологи подтверждают, что у греков были мощные ручные сверла. Для того, чтобы просверлить мраморную глыбу один раб давил на опору коловорота сверху, а второй вращал ручку. Для ускорения и облегчения процесса в отверстие постоянно лили воду и сыпали кварцевый песок. Закрепление нового сверла в зажиме занимало более часа, сверла быстро тупились, поэтому на сверление тратился целый день.
В мастерской скульптора заготовка помещалась рядом с глиняной моделью. Художник проводил разметку, с помощью циркуля и линейки перенося размеры на глыбу. Шнуром проверялись пропорции. Крупные куски скалывались при помощи долота. Затем наступал черед стамесок, скребков и шилообразных наконечников.
В финале применялись пасты для полировки поверхности.
В начале нашей эры римские мастера довели до совершенства искусство соединения изделий из «блестящего камня» при помощи клея из древесных смол. Отдельные цилиндры большой колонны смотрелись как единое целое: до сих пор невозможно увидеть, где проходит шов.
К римскому периоду относят одну из самых известных скульптур из мрамора – копию работы Мирона «Дискобол».
Мрамор и Ренессанс
Микеланджело говорил: «Внутри каждого куска мрамора скрывается скульптура, но только настоящий творец способен найти ее». Итальянцы с успехом повторяли шедевры греческих и римских мастеров. Подтверждением тому служит пятиметровая статуя Давида, выставляемая сегодня во Флоренции.
Одежда из мрамора как настоящая! Как древние это делали?
В плане организации работ мало что изменилось – исключительно ручной тяжелый труд на всех этапах обработки. Однако европейцы 15 века имели уже более развитую технологическую базу. Появились легированные стали и сплавы, позволяющие изготавливать прочные сверла и пилы. Обработку химическими растворами не проводили – щавелевую кислоту начнут применять только в конце 19 века. Для тонкой обработки поверхности мрамора использовались прообразы современных напильников.
Несмотря на прогресс, основной перечень инструментов для работы с «блестящим камнем» оставался прежним:
- долото с железным наконечником;
- молоток;
- пила;
- сверло;
- отвес;
- скребок;
- приспособление для полировки
- линейка.
Как удивились бы рабочие каменоломни, увидев алмазный диск, как масло разрезающий толщу мраморной глыбы. Хотели бы, наверное, древние мастера испытать в работе шлифовальные машины, ручные плиткорезы, фрезы и лазерные диски.
ИсточникЧем обрабатывали мрамор в древности
Появился античный мрамор в Древней Греции. Если переводить название этого минерала именно с греческого, то его стоит назвать «блестящий камень». Перевод говорит сам за себя, ведь это изделие часто использовалось для отделки священных храмов.
Древняя история мрамора поражает своими масштабами. Много сотен лет назад римляне и греки создавали из этого материала античные скульптуры, огромные здания, лестницы и многие из них все еще не разрушились. Это указывает на огромный срок эксплуатации, долговечность. Сейчас можно выбрать мрамор любого вида, зависимо от того, какие эксплуатационные характеристики от него необходимо получить. Современные технологии обработки позволяют не ограничиваться белыми и серыми оттенками.
Возникновение технологии обработки мрамора
Появился античный мрамор в Древней Греции. Если переводить название этого минерала именно с греческого, то его стоит назвать «блестящий камень». Перевод говорит сам за себя, ведь это изделие часто использовалось для отделки священных храмов на протяжении долгого времени в истории.
Изначально греки откалывали каменные глыбы клиньями, но до этого они намечали линии, чтобы делать это более точно. Использовались специальные конусообразные пики из дерева, железа. Глыбу отделяли от массива и поднимали, используя для этого систему блоков, рычагов. Проводилась в древности и предварительная обработка.
Камни раскраивались по размерам и делали это специалисты прямо на месте. Далее они использовали катки для перемещения заготовок.
Также археологи смогли официально подтвердить, что у греков были ручные сверла, несмотря на то, что времени на их крепление уходило очень много. Это и есть прототип добычи мрамора прошлых тысячелетий, который сейчас превратился в полностью автоматизированный процесс.
Кто первый начал добывать мрамор
Все известно, что мрамор – это античный материал. Сейчас натуральный камень под заказ приобрести несложно, но ранее его добывали исключительно древние греки. Специалисты тех времен назвали минерал податливым и использовали его буквально повсеместно. Это вечный и прочный камень. Первым и официально признанным в мире считается парийский мрамор.
Именно из него были изготовлены многие скульптуры прошлых времен, которые сейчас можно увидеть в Лувре.
Греков мрамор привлек такими качествами:
приятный белый оттенок;
После греков за добычу мрамора принялись римляне. Они обнаружили каррарский сорт. Он отличался своим крупнозернистым форматом, снежно-белым оттенком и понравился очень многим скульпторам. Из этого вида камня создали очень много памятников и архитектурных декоративных построек.
Сейчас мраморный камень добывают повсеместно. Залежи официально отмечены в Италии, Алжире, Бельгии, Тунисе, Швейцарии и во Франции. Каждое из этих государств производит определенный сорт мрамора. Есть запасы и в странах СНГ, поэтому материал считается не слишком дорогим. Найдутся черные, серые, белые оттенки.
Качество минерала высокое в каждой из стран, поэтому с точки зрения характеристик отечественный материал ничем не отличается от дорогостоящего европейского аналога.
Что такое мрамор и каким он бывает?
Многим известен только белый древний мрамор, но он может быть и другим. Вообще речь идет о метаморфической горной породе. Производство возможно за счет известняка, который преобладает в составе. Часто изделие еще носит название натуральный гранит. Он отличается определенными химическими и физическими процессами.
Основа всего – это кальцит, но также возможны еще и примеси в виде других минеральных и органических соединений. От них и будет зависеть оттенок камня. Мрамор может быть максимально натуральным или пестрым, с прожилками, пятнами. К примеру, если в составе будет оксид железа, то на выходе получится коричневый, розовый или красный оттенок. За счет сульфида железа встречаются в природе и сине-черные цвета.
Важно отметить, что на цвет камня может даже повлиять то, в каком направлении его распиливали. Полноценно оценить красоту изделия уже получится после полировки. Это последний этап отделки, который нельзя упускать. Если необходимо исключительно белый мрамор, то убедиться в его качестве сможет даже новичок, который вообще не разбирается в характеристиках. Чистый оттенок просвечивается насквозь под определенным углом.
Сам по себе мрамор очень прочный, его толщина не превышает 30 сантиметров, при этом, камень вязкий. Это стоит выделить как плюс, поскольку из него возможно изготовить фигуру, разнообразные декоративные элементы, скульптуры, памятники, архитектурные строения.
Как использовать мрамор для строительства
Еще с античных времен известно о том, что мрамор очень плохо впитывает воду. Именно поэтому в истории сохранились лестницы, памятники и здания, полностью отделанные этим материалом. Сейчас его часто применяют для отделки кухни, ванной, причем используется не только для обшивки стен, пола, но и создания раковин, столешниц и прочих бытовых предметов. Современное производство шагнуло далеко вперед, поэтому можно создать практически любое изделие.
Лестницы, балюстрады, подоконники часто создают на основе серого и белого мраморного материала. Они считаются наиболее прочными, износостойкими, подходящими именно по заложенным природой свойствам. Если говорить об изготовлении столешниц, каминов, то в этом случае преобладают розовые, желтые, зеленые оттенки. Коричневый мрамор внедряют, если необходимо сочетать отделку с натуральным деревом.
Чаще всего этот природный камень используют именно внутри помещения, поскольку не все породы справляются с температурными перепадами, повышенной влажностью, но можно сделать и мраморное крыльцо, главное покрыть его специальными вставками с шипами, чтобы пользователи не скользили в холодной время года. В строительстве очень много нюансов, но для воплощения дизайнерских идей мрамор считается универсальным вариантом. Сейчас все еще из него создают придомовые постройки в коттеджах благодаря устойчивости в повышенной влажности.
ИсточникuCrazy.ru
Из всех загадок прошлого, это, пожалуй, древние технологии обработки камня, которые вызывают наибольшее количество вопросов и споров. Действительно, перемещение гигантских каменных блоков, стыковка их с высокой точностью, качественные просверленные отверстия и пропилы, сосуды из самых твердых каменных пород с тончайшими стенками — все это способно поразить воображение даже специалиста, не говоря уже об обычном, далеком от техники человека. Многие исследователи утверждают, что большинство памятников Древнего Египта создано представителями допотопной працивилизации. Результаты анализа методов и способов обработки материала, из которого сооружены пирамиды и монументы древности, подтверждают эту гипотезу.
В продолжение поста: «Доказательства древней машинной обработки камней».
Что за технологии применены в изготовлении этих скульптур, литьё или машинная обработка?
Некоторая часть технологий древних дошла почти до наших дней, но начиная с 1800-х годов, вдруг резко об этом все забыли. Об этих великолепных и изящных изваяниях в мраморе, граните, в следующий раз.
Обработка мрамора в древности – технология кристаллизации мрамора, шлифовка и полировка
Однако при этом мало кто знает, что находки археологов наталкивают на удивительные мысли. В древние века существовали технологии обработки натуральных камней, не уступающие нашим, механизированным. Их существование очень спорно, однако находки порой обработаны столь искусно, что сомневаться в подобных предположениях очень трудно.
Например, ряд находок в Южной Америке натолкнул ученых на мысли о том, что технология кристаллизации мрамора была известна представителям индейцев майя. Как известно, мрамор очень плохо сохраняется без должной обработки. Его поверхность подвержена влиянию влаги, которая дестабилизирует структуру поверхности. Из-за этого камень начинает крошиться и ломаться.
А вот находки южно-американских ученых датируют первым тысячелетием до нашей эры. При этом подобным образом обработанные изделия из мрамора находят и при раскопках гробниц египетских фараонов.
Геологи заявляют, что даже, если бы технология кристаллизации мрамора была известна древним, изделия все равно не смогли бы пролежать столько времени без повреждения поверхности. Однако факт остается фактом. Многие археологи боятся выдвигать гипотезы, поскольку научного обоснования находкам из мрамора, а точнее их состояния, просто нет.
Значит, не одни мы любуемся превосходными мраморными изделиями, облицовкой стен и полов. И древние люди тянулись к этому удивительному камню, который наполняет окружающее пространство приятным мягким блеском!
Источник