Шлифовка драгоценных камней, 8 букв — сканворды и кроссворды
Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Шлифовка драгоценных камней», 8 букв (первая — г, последняя — е):
г р а н е н и е
Другие определения (вопросы) к слову «гранение» (4)
- Шлифовка, огранка
- Гранильный и пр. см. гранить
- Обработка хрусталя
- Обработка поверхности камней и стекла
- действие по значению гл. гранить
гранить
- обрабатывать какой-либо твёрдый материал, кусок, резкой и шлифовкой, образуя грани ◆ Сырые камни сортировал Ермилыч, а потом передавал их Левке «околтать», то есть обколоть железным молотком, так, чтобы можно было гранить . Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Вертел», 1897 г.
Определение 1
ГРАНЕ́НИЕ, -я, средний род
Действие по значению глагола гранить.
Определение 2
ГРАНИ́ТЬ, -ню́, -ни́шь; причастие страдательное прошедшего времени гранённый, -нён, -нена́, -нено́; несовершенный вид, переходный глагол (совершенный вид огранить). Обрабатывать что-либо твердое (камень, стекло, металл), образуя путем резки и шлифовки пересекающиеся поверхности (грани). Гранить алмазы. Гранить хрусталь.
Как обрабатывать камни в домашних условиях? / How to handle stones at home?
◊ Гранить мостовую — 1) много ходить пешком; 2) бродить без дела; шататься.
- Поиск занял 0.019 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы, ассоциации и предложения.
Источник: sinonim.org
Основные способы обработки драгоценных камней
Наиболее известные способы обработки драгоценных камней: термический; пропитка жидкообразными веществами; облучение; диффузные методы. Каждый из этих способов по облагораживанию минералов имеет свои отличия. Давайте рассмотрим их каждый по отдельности.
Термический способ (нагревание, отжиг)
Данный подход, повсеместно используемый в обработке минералов, помогает улучшить чистоту камня и неповторимый цвет. Используется для таких камней как: танзанит, рубин, сапфир, гранат, циркон, аметист, турмалин и др. Разные самоцветы требуют к себе различного метода термического воздействия, начиная от элементарного нагревания на открытом пламени огня, и заканчивая высокотехнологичными электрическими печами, с встроенным регулятором давления, интенсивности магнитного поля и температурных режимов.
В подавляющем большинстве случаев минералы подвергаются термическому воздействию для повышения качества цвета. Так, например, танзаниты проходят процесс термообработки, из-за того, что в натуральном виде они имеют смешанный колер, а нагревание помогает проявиться главенствующему цвету. А турмалиновые камни нагревают для осветления их цветовых характеристик, так как он от природы в основном темных оттенков. Процессу термической обработки обязательно подвергаются редкие минералы — голубой циркон (старлит), для того чтобы закрепить цвет, иначе через несколько недель необлагороженный камень может поменять свой колер на кофейный.
Жизнь одного камня: от шахты до огранки
Благодаря тому, что термическая обработка — процесс, не влияющий на химическое строение минерала, международное геммологическое сообщество вполне спокойно относится к таким подходам по облагораживанию.
Общепринятые методики термического воздействия на драгоценные и полудрагоценные камни
На сегодняшний день существуют следующие основные методы обработки (облагораживания) природных минералов:
Заполнение натуральной пастой (Fracture filled)
Из-за того, что основная часть добываемых природных минералов из группы корундов не отличается высокими показателями качества, самые крупные экземпляры самоцветов приходится подвергать процессу обработки для улучшения их внешних характеристик. Для начала подготавливается паста, перемолотая в микроскопический песок из натуральных минералов подобного вида корунда, который предполагают обрабатывать. Затем, облагораживаемый камень помещают в специализированную печь вместе с пастой и запекают продолжительное время, в температурном диапазоне от 1300 до 1500 градусов. Разогреваясь, разжиженная паста за счет более высокой плотности, выталкивает излишнюю влагу и примеси, заполняя собой все неровности, трещины и сколы, как бы запаивая и выравнивая все образовавшиеся изъяны в минерале.
В последнее время данный подход используется все меньше, а если и применяется, то только для редчайших (уникальных) и крупноразмерных камней, из-за того, что огромным минусом такого способа облагораживания является применение природных минералов высокого качества для измельчения и получения пасты. Но в конечном итоге, стоимость таких самоцветов на рынке не слишком отличается от необработанных камней.
Leg-glass filled — заполнение стекломассой
Данный процесс обработки отличается от выше изложенного, лишь тем, что основа пасты является не измельченный корунд, а стекло и во время отжига все сколы и дефекты самоцветов равномерно заполняются стекломассой. После прохождения таких процедур украшения с подобными камнями запрещается паять, по причине того, что самоцвет может разрушиться из-за различного диапазона температурного расширения природного корунда и материала заполнения — стекла. Так же, в случае, когда уровень заполнения неровностей стекломассой превышает 25-35%, камень не рекомендуют держать продолжительное время под стриммером или в ультрасонике — может раскрошиться.
Таким видом облагораживания подвергаются почти все добытые рубины. А, например, в случае с сапфиром, такой подход не укоренился. И вот какой вывод можно сделать из выше описанного: когда на рынке имеется предложение драгоценного камня — рубина по цене 25-55 доллара за карат, то стоит задуматься над тем, какое соотношение стекла и природного корунда содержится в этом экземпляре.
Наполнение резиной
Зачастую добываются изумруды хорошей чистоты и изысканного цвета, но при этом они имеют повышенную естественную трещиноватость, что во время огранки почти нет никакой возможности сохранить его в целостности. Тогда для таких изумрудов применяют не только метод промасливания, а еще обрабатывают специальной, не имеющей цвета резиной. Она действует не только как клеевой состав, но и как поддержка при различных механических воздействиях на камень. Исходя из этой информации, стоит понимать, что сейчас на рынке примерно 55% предлагаемых изумрудов — это резинодополненные изделия.
Диффузия ионами Ве
На месторождениях сапфиров в Таиланде, Индии или Мьянме все сырье добывается в виде беспорядочной смеси вперемешку с шпинелем, турмалином, цирконием, хризобериллом и иными ценными и не очень ценными минералами. При этом в процессе промышленного производства не всегда есть возможность отбирать и делить добытые минералы. Тогда вся эта смешенная масса поступает в печь для нагревания, и, как правило, драгоценные самоцветы остаются в целостном состоянии, а остальные минеральные породы распадаются и отшелушиваются.
Благодаря одному случайному происшествию на фабрике Таиланда, при штатном ежедневном отжиге породы был обнаружен интересный эффект: после прохождения процесса нагревания смешанной партии добытого сырья, бледно-фиолетовые самоцветы стали интенсивно желтыми и розовыми. Было проведено множество длительных испытаний, которые показали, что такой результат можно получить, если в обжигаемой массе природного материала присутствует такой элемент как хризоберилл, и содержащийся в нем бериллий. Экспериментальным путем в процесс накаливания начали искусственно добавлять небольшие количества бериллия, что тоже дало ожидаемый положительный результат.
Уже пару десятилетий данный подход к обработке драгоценных камней используется повсеместно, и практически 99,9% добываемых минералов проходят через эту процедуру. Проверить небольшой образец камня на предмет обработки диффузией ионов достаточно тяжело без использования разрушающих геммологических подходов. В этом может помочь только лишь спектроскопия, но немногие обычные геммологические лаборатории снабжены таким оборудованием. Куда проще обстоит дело с более крупными самородками, от 0,5 карат. Из-за того, что бериллий проникает во внешний и неглубокий средний слой камня, сердцевина остается не тронутой, поэтому используя обычный микроскоп или даже неплохую геммологическую лупу, можно распознать, обрабатывался ли самоцвет или нет.
Облучение
Процесс радиоактивного воздействия на минерал — это вполне себе природный элемент цепочки, происходящий под корой земли. Только естественным путем, влияние происходит в течение десятки миллионов лет, а человек просто придумал, как сократить время для данного влияния.
В большинстве случаев, облучение дает безвозвратный результат, и цвет закрепляется навсегда, но все-таки исключения присутствуют. Наиболее чаще данная процедура применяется в изготовлении цветных бриллиантов.
Пропитка маслом
Еще с древних столетий такой подход применялся к облагораживанию драгоценных камней. На сегодня, это самый используемый метод для обработки изумрудов, применяемый повсеместно. Одним из наиболее распространенных веществ для пропитки самоцветов является кедровое масло. Хотя в последнее время его чаще используют под обработку изумрудов высокого класса, а для прочих самоцветов употребляют синтетические масла. К недостаткам такого метода можно отнести его недолговечность, минералы подлежат специализированному уходу, и довольно часто приходится проводить процедуру промасливания повторно.
Вышеперечисленные способы обработки драгоценных камней имеют статус общепринятых. Поэтому в геммологических кругах вполне приемлема взаимосвязь с такими камнями, но единственным условием реализации обработанных минералов является соответствующая отметка при продаже камней.
Непопулярные способы обработки драгоценных камней
На рынок продажи драгоценных камней так же попадают самоцветы, облагороженные по не совсем общепринятым стандартам. Такие подходы не популярны и не поддерживаются геммологическим обществом. К таковым можно отнести следующие способы:
- Магнетронное нанесение тонких пленок. При помощи такого процесса создают порозовевшие топазы, насыщенные желто-синеватые аметрины, в общем, добавляются не совсем естественные цвета тем или иным самородкам. А само воздействие выглядит таким образом, что смесь из различных минералов помещают на считанные секунды в вакуумную камеру магнетрона, и как результат — куча камней смешанных цветных колеров. Такой способ не отличается особой долговечностью, а нанесенная пленка очень просто повреждается;
- Диффузия поверхности. Основа такого вида обработки — это нанесение тонкого пленочного слоя легкоплавких оксидов металла (ванадий и титан). Далее после покрытия пленкой минералы попадают в печь, в которой при отжиге покрывающее вещество разваливается, а ионы металлов проходят в наружный слой камня, тем самым лишь окрашивая его внешний облик. Но такая окраска достаточно не стабильна, и самоцвет может потерять свой цвет в любое время.
Хотя большая часть методов обработки не влияет на химическую структуру минерала, но главное требование, предъявляемое к облагораживанию драгоценных камней, остается неизменным — любое воздействие в конечном итоге должно приводить к стабильному и долговечному результату.
Источник: bogutik.ru
Обработка поверхности. Фактура камня
Фактурой называют вид обработки поверхности камня. Это один из важнейших параметров. От фактуры зависят глубина цвета и рисунок камня, а также области его применения.
Итак, обработка натурального камня. Основные виды:
Полированная фактура
– самый популярный вид обработки камня. Поверхность камня идеально гладкая, с зеркальным блеском. Данный вид обработки максимально раскрывает текстуру и цвет камня. Полированная поверхность более устойчива к загрязнениям, так как подразумевает заполнение микротрещин. Полированный камень прост в обработке и уходе, легко моется.
Полировка представляет собой процесс обработки поверхности камня абразивными кругами до состояния глянцевого блеска. Полированный камень широко используется и в интерьерных, и в экстерьерных работах. Следует помнить, что в условиях высокой влажности (ванны, бассейны) и низких температур (ландшафтные работы, уличные лестницы) полированный камень весьма травмоопасен.
Шлифованная фактура
Поверхность с выраженной шероховатостью, почти лишенная блеска. Перепад рельефа – до 0,5 мм. Достигается «грубой» обработкой пиленого камня абразивными кругами. Популярная фактура для наружной отделки зданий. Быстрое загрязнение и сложность ухода – основные минусы шлифовки.
Грязь быстро вбирается в шероховатый рельеф камня.
Лощеная фактура
– обработка, промежуточная между шлифовкой и полировкой. Камень обладает мягким бархатистым блеском, без глянцевого эффекта. Лощение прекрасно подчеркивает естественную красоту камня.








Пиленая фактура
Камень без дополнительной обработки, распиленный на станке. На поверхности остаются прямые и закругленные полосы, а разница рельефа достигает 2 мм. Грубая неравномерная шероховатая поверхность камня органична для отделки цоколей, облицовки набережных, тротуаров и площадей.
Антик или состаренная фактура
Поверхность камня обрабатывается при помощи абразивных пластиковых щеток или при воздействии кислотного раствора. Такая обработка применяется для состаривания мрамора. В результате мы получаем рельефную поверхность с небольшой шероховатостью. Особенно выразительна для прожилковатых пород.





Аква или водоструйная фактура
Создается при воздействии на камень струй воды под высоким давлением. Поверхность камня шероховатая, но сглаженная, с интенсивной цветовой гаммой. Акваобработка позволяет состарить гранит, который весьма стоек к обработке щетками и кислотой.
Бучардированная фактура
получила название от итальянского слова «бучарда» — молоток для камня. Современная бучарда – это инструмент с зубьями разного размера. Поверхность обрабатывается методом точечного скалывания. В результате чего получается равномерная зернистая поверхность с разницей рельефа до 5 мм. Зернистость поверхности камня регулируется размером инструмента.
Органичный облик бучардированного камня часто применяется для отделки цоколя, это придает зданию фундаментальный и естественный вид.
Термообработанная фактура
чаще всего применима к гранитам. У гранитов есть особое свойство – отшелушивание верхнего слоя при воздействии нагретой газовой струи. Поверхность становится шероховатой, слегка неровной. Термообработка применима для ступеней, лестниц, мощения дорожек и в ландшафтном благоустройстве. Термообработанный гранит почти лишен скользящей способности.
Колотая фактура
также носит название «скала». Такой вид обработки поверхности имитирует природный скол камня. Применяется чаще всего для отделки фасадов и ограждений. Придает зданию фундаментальный и завершенный вид.



Пескоструйная фактура
достигается при воздействии на камень струи воздуха с абразивом под высоким давлением. В качестве абразива, как правило, используют песок. Поверхность камня становится равномерно шероховатой.
Галтовка
– применяется для закругления миниатюрных каменных деталей, например, элементов мозаики. Галтовка также характерна для плитняка и камня для мощения. Имитирует изношенный, потертый камень, будто бы долго пребывающий в воде.
В нашем каталоге камня Вы можете увидеть отметку «Extra» в виде обработки поверхности. Extra – показатель самого высокого качества камня, он не зависит от обработки поверхности. Такой камень обладает чистым, характерным для данного сорта, цветом, с минимальным количеством посторонних включений и примесей.
Источник: kamnemir.ru
Процесс огранки драгоценных камней
Первоначально алмазы и другие драгоценные камни обрабатывали одни и те же огранщики. Однако со временем мир драгоценных камней разделился на две совершенно отдельные области — от добычи до огранки и продажи. Специалисты по огранке сейчас разделились на огранщиков алмазов и огранщиков цветных камней. Хотя и очень редко, но огранщики цветных камней берутся за обработку алмаза. Огранщики же алмазов с большой неохотой используют свое оборудование для других камней.
Технология обработки цветных камней
Основным методом обработки цветных камней является комбинация распиливания и обтачивания с целью придания камню необходимой формы (поверхность камня при этом остается матовой), а затем идет заключительная операция полирования для достижения наибольшего блеска поверхности камня или его граней.
Необработанные камни, обладающие сильным плеохроизмом, переливчатостью или астеризмом, прежде всего необходимо правильно сориентировать. У камней с эффектом кошачьего глаза и звездчатых волокна, иглы или полости, обусловливающие появление этих эффектов, должны располагаться параллельно основанию кабошона. Огранщик должен избегать плоскостей спайности в камне, чтобы не произошло непредвиденного раскалывания в процессе обработки. Нужно быть уверенным, что любая наносимая грань составляет с такой плоскостью не менее 5°. Если огранщик попытается, например, нанести грань под прямым углом к удлинению призмы топаза, в результате он получит ямчатую поверхность, связанную с выкрашиванием в направлении спайности.
Далее необработанный ювелирный материал распиливают на необходимые по размеру куски, используя вращающуюся пилу, режущий край которой импрегнирован алмазным порошком. На эти куски затем наносят контур, соответствующий требуемой форме ограненного драгоценного камня.
Если должен получиться кабошон, такой фрагмент без разметки попадает к огранщику, который создает округлые очертания, используя вертикальный шлифовальный круг с водяным охлаждением. Затем камень приклеивается к оправке, чтобы его было легче держать, и с помощью более тонкозернистых шлифовальных кругов создается верхняя часть кабошона. Заключительное полирование поверхности производится на вращающемся полировальном круге с использованием соответствующих полировальных порошков. Для полировки кабошонов круг может быть деревянным и содержать желобки необходимых радиусов.
Чтобы получить ограненный драгоценный камень, необработанный материал распиливают на куски необходимой формы и полученные заготовки поступают к огранщику, который наносит на них грани, используя различные круги: железные, медные или из сплава меди с оловом и цинком (стеклянные круги, производимые в США, имеют более плоскую поверхность и меньше царапаются, чем металл). Полировальный круг может приводиться в движение электромотором или ручным приводом (в последнем случае легче осуществлять контроль за процессом). Примитивные полировальные круги с ручным приводом до сих пор применяются в Индии и Шри-Ланке.
Традиционным элементом является также опорная втулка — деревянное приспособление грибообразной формы с отверстиями, которые являются опорными для свободного конца оправки. Закрепляя оправку в различных отверстиях, можно подобрать необходимые углы нанесения граней. Более совершенным устройством является механическая головка для закрепления и размещения камня.
Для огранки и полирования в течение многих лет использовались различные материалы. К традиционным полирующим порошкам относятся наждак и трепел. Трепел — это белый до светло-коричневого «мягкий» абразивный материал на основе кремнезема, который получается при разложении известняка. Наждак — грубый карборундовый (карбид кремния) порошок.
Сейчас эти материалы почти полностью заменены металлическими порошками, в частности оксидами церия и олова. Алмазные и корундовые порошки также широко используются, причем первые ускоряют обработку, что частично компенсирует их более высокую стоимость.
За исключением алмазного порошка, который часто смешивают с ланолином, остальные полировочные материалы используют в виде водной суспензии. Помимо металлической и стеклянной поверхность ограночного круга может быть из других материалов, включая дерево, жесткий фетр, кожу и даже пластик. Огранщики обычно имеют разные круги, каждый для определенного драгоценного камня или группы камней (в этом случае не происходит повреждения поверхности ограночного круга более твердыми ювелирными материалами). Для первичной обработки сырья используются алмазные порошки размерности 60—90 мкм. Затем размерность порошков уменьшается: для придания формы используются порошки размерности 30—60 мкм, для предварительного полирования 6—12 и на заключительной стадии полирования 1—6 мкм.
Стоимость ограненных камней зависит от многих факторов, в том числе цвета, отсутствия включений и качества огранки. Некоторые организации разработали стандарты оценки для цветных камней. Однако из-за сложности оценки таких факторов, как плеохроизм, цвет, насыщенность цвета и цветовая зональность, ни один из этих стандартов не стал международным — таким, как системы оценки цвета и чистоты бриллиантов которые будут рассмотрены в отдельной статье.
Источник: zolotnikarbat.ru