Почему икона отличается от картин и какова её роль для христианства
Человечеству так и не удалось доподлинно определить, когда именно иконы появились в храмах. Однако, есть свидетельства о том, что они существовали уже в 3 веке н. э.
Самой первой иконой является Нерукотворный Образ, или же Спас на убрусе. Предание гласит, что она была дарована людям самим Спасителем, когда он со своими учениками проповедовал в Иудее.
А первые иконы Богоматери были написаны евангелистом Лукой, который лично с ней общался. Наиболее известный образ Богоматери — Владимирская икона Божией Матери. Это самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской православной церкви.
Что такое икона
Не каждое изображение на религиозную тему является иконой, ведь, чтобы его признали таковым, оно должно соответствовать догмам Церкви.
Икона — это не просто изображение Святых или священных событий. Это послание, которое показывает нам другую реальность.
Чем иконы отличаются от картин
Икону можно назвать одновременно и дверью, и указателем на путь в невидимый мир. Мир, в котором всё совершенно по-другому, где нет смерти и ненависти, а Бог присутствует везде и во всём.
Для православных традиций икона имеет огромное значение, ведь это не просто украшение храма или предмет почитания. Поэтому, прежде чем стать иконописцем, человеку предстояло изучить немало тонкостей и нюансов. Раньше этому можно было научиться только при Церкви.
Сейчас, к счастью, это стало возможным и онлайн.
По иконам можно изучать веру, познавать её. Поэтому, их с давних времён называли Библиями для неграмотных, проповедью без слов. А сердцем христианского откровения и всего иконописания является Тайна Боговоплощения, которая ставится в основу изображения Иисуса Христа.
Стоит отметить, что на иконах изображается не только образ Бога, но и человека. Согласно Святому Писанию человек создан по образу Божиему (Быт 1:27), а значит он несёт в себе частицу Божьего света. И мы должны оберегать в себе её, укреплять и очищать.
Так мы сможем прийти к тому, какими нас задумал Бог.
Рассматривая иконы мы будто бы смотрим в своё будущее. На тех, кем мы можем стать, если по-настоящему примем образ Христа.
Чем икона отличается от картины
Икона в стиле картины это не плохо, но при таком способе теряется важная составляющая передачи изображения.
Одни из ключевых приёмов иконописи — обратная перспектива.
Это когда предметы, расположенные дальше от зрителя, выглядят крупнее, чем предметы на переднем плане. Все линии перспективы на иконе не уходят вглубь, а, наоборот, выходят за рамки изображения. Таким образом молящийся становится в фокусе этой перспективы и создаётся впечатление, что это не ты смотришь на святого, а он смотрит на тебя.
В светских изображениях это практически не встречается, из-за чего теряется важная черта — проникновенность. Такая икона может вызвать эмоции, но по канонам запрещено общаться через эмоции. Молитва должна идти от сердца, быть трезвой и очищенной от эмоциональной составляющей.
Другая особенность иконописи — иерархическая подчиненность. Возможно, вы обращали внимание, что во всех храмах росписи нанесены в строгом порядке. На куполе — Христос и Троица, а далее, опускаясь вниз, — ангелы, апостолы, мученики и сцены из истории.
Всё подчинено конкретной схеме.
Картины же создаются по воле и мироощущению художника, под влиянием времени и обстановки в мире. Каждая картина имеет отпечаток личности автора. Иконописец же ничего не привносит в икону из своего взгляда на мир. Только мировоззрение Церкви.
Он как бы становится проводником от Церкви к народу.
Несколько других отличительных особенностей икон:
- На них нет внешнего источника света. Весь свет исходит изнутри, от фигур и ликов, из глубины их святой сущности.
- На них нет следов времени. Все события происходят одномоментно. На одной иконе можно увидеть изображения различных событий, происходивших в разное время. Таким образом передаётся причастность иконы к вечности.
- Все цвета имеют символический смысл. Так, например, красный — жертвенность или царскую власть, чёрный — силы зла и так далее.
Все эти особенности характерны для икон и практически не встречаются в картинах.
Источник«Пушистый Иисус» и еще 8 роковых ошибок реставраторов
Задача реставраторов — восстановить ветхие и поврежденные произведения искусства. Просто замазать или подрисовать не получится, в противном случае шедевр будет испорчен. Но иногда за дело берутся горе-профессионалы, после которых либо приходится все переделывать, либо ничего уже не спасти.
При виде такой работы ценители искусства открывают пузырек с валерианой.
«Пушистый Иисус»
Самый сенсационный случай неудачной реставрации произошел в Испании. 80-летняя Сесилия Хименес вызвалась восстановить фреску с изображением Иисуса, украшавшую храм Милосердия в городе Борха. Но по какой-то причине вышло совершенно непохоже на оригинал.
Возможно, зрение подвело пожилую женщину. Получившуюся картину назвали «Пушистый Иисус».
Можно бесконечно спорить о том, виновата Сесилия или нет. С одной стороны, фреска была испорчена. Но с другой стороны, храм стал известен во всем мире, а Сесилию теперь называют новым Гойей.
Героев фресок лишили глаз
Реставрация фресок в Сикстинской капелле стала самой обширной реставрационной работой XX века. Но многие искусствоведы считают, что ее результат не самый удачный.
Когда мастера отчищали сажу, они затронули верхний слой фресок с исправлениями самого Микеланджело. В результате некоторые из героев фресок потеряли глаза.
Прихоти Берлускони
В 2010 году рабочие установили статуи Марса и Венеры перед резиденцией Сильвио Берлускони. Но статуи были найдены с отсутствующими частями тела. А Берлускони приказал восстановить их. Все получилось довольно неплохо, но искусствоведы не оценили порыв премьер-министра.
Считается, что «исправление» античных скульптур сродни вандализму, потому что мы не знаем, как статуи выглядели изначально. После этой критики Марс и Венера были возвращены в исходное состояние.
Осветлили картину
Картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи была восстановлена и получилась намного ярче и светлее. Если раньше на картине преобладали темные оттенки, то после реставрации картина стала ярче, будто действие происходит в солнечный день. По мнению экспертов, это противоречит видению да Винчи.
Некоторые из экспертов консультативного комитета Лувра даже прекратили работу в знак протеста против такой реставрации.
Неузнаваемый Ленин
В каждом российском городе есть статуя Ленина. А в Краснодарском крае одной из статуй не повезло: после реставрации Ленин получил непропорционально длинную руку и чужое лицо. Оказывается, в таком виде памятник простоял долгое время, пока в 2016 году фотографии этого «непотребства» не получили распространение.
Эта история даже появилась на центральном телевидении, после чего вождя мирового пролетариата переделали.
Великая Китайская стена
Великая Китайская стена — крупнейший архитектурный памятник. К сожалению, она медленно разрушается.
Несколько лет назад реставраторы неудачно реконструировали одну из красивейших секций стены длиной 780 метров, просто покрыв ее бетоном. Дело в настоящее время расследуется, и к восстановлению остальной части стены отнесутся внимательнее.
Замок Матрера
Реконструкция древней крепости Матрера в Испании получилась очень спорной: башня стала выглядеть слишком современной. Оказалось, что реставратор Карлос Кевадо хотел показать, какая часть крепости новая, а какая — древняя. Кстати, Architizer, авторитетное сообщество архитекторов, заняло сторону Кевадо.
Но местные жители все еще недовольны.
Борода Тутанхамона
В 2014 году сотрудница Каирского музея уронила 10-килограммовую золотую маску Тутанхамона, и борода отвалилась от реликвии. Вместо того чтобы идти к профессионалам, женщина обратилась к мужу-реставратору.
Он приклеил бородку суперклеем. Да еще и под неправильным углом. К тому же он испачкал подбородок Тутанхамона клеем, решил соскоблить его и поцарапал маску.
К счастью, она была недавно восстановлена должным образом.
Младенец с чужой головой
Скульптура Мадонны и младенца Иисуса в канадском городе Садбери когда-то пострадала от рук вандалов: голову младенца откололи и украли.
Художник Хизер Вайз вызвалась исправить ситуацию. Но результат ее работы выглядел более чем странно и вызвал недовольство среди местных жителей. Голова скульптуры получила сильное сходство с самым младшим персонажем «Симпсонов» — Мэгги.
Но в итоге действия Хизер сыграли положительную роль в этой истории: человек, который украл настоящую голову, смутился (видимо, работой Хизер) и вернул ее. Скульптура была восстановлена.
ИсточникИконы Спасителя Иисуса Христа
До VIII века велись споры о том, можно ли писать Спасителя, ведь Ветхий Завет строго запрещает изображать Бога. Однако в 787 году, на Седьмом Вселенском Соборе, иконопочитание было причислено к догматам христианской церкви. Трактовка запрета стала такой – не разрешается придумывать образы, тем самым создавая идолов.
А поскольку Иисус воплотился в человеческом теле, первое его изображение было нерукотворным, такие иконы получили право на существование. А образ Иисуса Христа стал одним из главных для христианской иконографии.
Общие правила изображения Спасителя
- Нимб Спасителя отличается от других вписанным в него крестом – символом воплощения Бога Отца в Божьем Сыне. В иконографическом образе «Иисус Халки» нимб отсутствует вообще, а за ликом изображается только крест.
- Возле лика или на нимбе часто присутствуют греческие буквы (сокращение одного из имен Бога) или «IC ХС», что означат Иисус Христос.
- Лик удлинен, отличается выразительными глазами и тонкими чертами лица.
- Спаситель одет в простые одежды – длинную рубашку и синюю накидку.
- Христос развернут лицом к людям, всегда расположен по центру иконы.
Отхождение от канонов возможно, если на иконе изображаются Страсти Христовы, Положение во Гроб, Воскрешение. Например, на особом типе икон «Не рыдай мене, мати» Иисус пишется обнаженным и наполовину погруженным в гроб. Рядом стоит Дева Мария и голова Спасителя с закрытыми глазами наклонена к лицу Богородицы.
Спас Нерукотворный (Мандилион)
Христиане верят, что первая икона Иисуса Христа была нерукотворной. Восточное предание, известное еще с IV века, рассказывает о страдающем проказой царе Эдессы. Он послал к Христу гонца и попросил, если тот не согласится прийти, хотя бы нарисовать лик Господа и принести его для исцеления.
Однако у художника никак не получалось пробиться через толпу и написать портрет. Когда Иисус увидел это, он умыл лицо и отер его платком (убрусом), после чего на ткани проступил лик. Западная версия возникновения Нерукотворного Спаса возникла в XIII-XV веках.
Согласно ей, благочестивая женщина Вероника во время Крестного пути подала платок Христу, чтобы он мог вытереть с лица пот и кровь. На иконе Спаса Нерукотворного изображен именно платок, на котором проступил лик. Поэтому пишется только голова Иисуса, по западной традиции, часто с терновым венком.
На Руси возник свой вариант этой иконы – «Спас Мокрая борода», который отсылает к восточному преданию об омовении лица. В отличие от канонического образа, борода Христа заканчивается тонким прямым кончиком, будто она действительно намочена водой.
Спас Вседержитель (Пантократор)
Самый распространенный вид икон с написанием Спасителя – Спас Вседержитель, или Пантократор. На нем Иисус Христос изображается по пояс, левой рукой он держит Евангелие, а правой благословляет всех верующих. Первые упоминания об образе Пантократора датируются еще VI веком.
Значение иконы – вера в Бога, воплощенного в человеке. Догмат Боговоплощения является ключевым для христианства, поэтому и образы Пантократора встречаются повсеместно – они украшают центральные купола, апсиды храмов, присутствуют во многих домах. У Спаса Вседержителя существует несколько иконографических вариантов.
Например, Спас в силах, на котором Иисус изображен не по пояс, а сидящим в полный рост. На его фоне – красный квадрат (символ Земли), синий овал (символ духовного мира) и красный ромб (символ невидимого мира). Иногда Божий Сын изображается без фона, но сидящим на троне.
Такие иконы получили название Спас на престоле и тоже почитаются как все изображения Пантократора.
Спас Эммануил
Особый тип в иконографии Иисуса Христа – Спас Эммануил. Здесь Спаситель предстает не в привычном облике, а ребенком или отроком, но при этом со всеми необходимыми атрибутами. Прежде всего, над головой всегда есть особый нимб с крестом.
Такое изображение юного Иисуса, еще до его крещения, подтверждает его божественную сущность. При этом образы Эммануила все же редко присутствуют как отдельные лики, чаще они появляются как часть иконографической композиции. Классическим примером могут служить иконы, изображающие Богоматерь с младенцем.
Деисус
Среди икон Спасителя Иисуса Христа выделяется группа Деисус. Здесь Божий Сын рисуется не отдельно, а в окружении других фигур. Иисусу Христу отведено центральное место, он написан в виде Пантократора, восседающего на троне.
По обе стороны от Божьего Сына стоят Дева Мария и Иоанн Креститель, в некоторых вариантах – апостолы, мученики или святые.
Первые упоминания образа датируются VII веком. Значение иконы – заступничество за человечество перед Богом Отцом. Образ напоминает, что Иисус доносит молитвы, готов защищать любого обратившегося и быть милостивым к нему.
Изображенные лики помогают человеку через молитву прийти к Богу, очиститься, получить прощение за грехи. Одной из вариаций этого типа икон считается так называемый Ангельский Деисус – русская икона XII века, на которой Спаситель изображен в виде Эммануила в окружении архангелов Михаила и Гавриила. Еще одним иконографическим типом Деисуса является «Предста Царица».
Здесь Спаситель изображается в пышных нарядах и короне, в руках у него Евангелие и посох. Икона символизирует связь церкви с Богом, ведь здесь Иисус изображается как священник.
Другие иконы
- «Спас благое Молчание», на котором Иисус предстает как ангел, еще до земного воплощения. Это безбородый юноша, облаченный в белые одежды с крыльями за спиной и со звездчатым нимбом Господа Саваофа. В руках его нет свитков и книг – Спаситель еще не пришел на Землю и не стал наставником человечества.
- «Спас Великий Архиерей». На этой иконе Господь изображается как Священник – на Иисусе Христе пышные одежды, а на голове возложена корона. Как в иконописи Спаса Вседержителя, здесь Спаситель держит Евангелие и благословляет человечество.
- «Добрый пастырь» – иконы, в которых Иисус предстает в символическом образе учителя и наставника. Он изображается простым пастухом, часто с заблудшей овцой на плечах и склоненной головой. Значение иконы взято из Ветхого Завета.
- «Христос во гробе» (Смирение нашего Господа, Царь Славы). Один из самых трагичных образов во всей христианской иконографии. Иисус показан умершим, его тело покоится на ложе или изображается возле открытого гроба. Такие иконы не отсылают к Страстям Христовым и имеют символический характер – напоминают людям, как смиренно Господь принял свою участь.
О чем молиться образам Христа Спасителя
Образы Иисуса призваны напоминать человеку о Божьей любви и жертве, которую он принес ради спасения человечества. Считается, что он является Богом Живым в прямом смысле, а не просто описанным персонажем. Иисус – посредник между мирским и божественным, помогающий быстрее донести молитвы людей до Бога Отца.
Поэтому молясь Иисусу Христу, верующие устанавливают с ним личные отношения как с надежным, верным помощником.
Как правило, в доме есть образ Спаса Вседержителя – он может помочь тем, кто переживает трудности, стоит перед тяжелым выбором или разуверился. К иконам Господа обращаются в ежедневной молитве «Отче наш».
Спасу Нерукотворному молятся те, кто ищет исцеление от телесных и душевных недугов. Иисус прошел через муки, но не отказался от всеобъемлющей любви к людям, в чем помогает и молящимся ему. Молитва избавляет от тревог, отчаяния, сомнений и дает силы следовать по истинному пути.
Источник