Чем покрывать сусальное золото на иконе

История золочения икон уходит корнями в глубокую древность. Фрагменты использования данной техники встречаются с IX-XI века. Начиная с 1200-х годов, сусальное золото использовали московские, новгородские и псковские мастера, впоследствии ставшие знаменитыми на весь мир.

Данная практика с древних времен гармонично прижилась на Руси. Это же подтверждает и популярность ношения нательных иконок из золота. В православном мире цвет этого драгоценного металла. олицетворяет символ благословения, святости и божественного величия. В то же время, с точки зрения искусства такие иконы ценятся намного выше.

Их создание представляет собой тяжелый и длительный процесс, а материалы являются дорогостоящими. Говорить о том, чтобы купить иконы оптом, выполненные в такой нехнике, невозможно.

Сусальное золото является материалом, который имеет неограниченные возможности для применения в иконописи. Оно используется мастерами как для покрытия всего фона изделия, так и для украшения отдельных элементов, таких как одежда и нимбы святых. Также в числе техник иконописи широко распространено использование «твореного золота». Это специальная краска, которая применяется для нанесения на полотно пробелов и бликов для создания свечения. Мы рассмотрим подробнее технику золочения «на полимент».

Золочение на полимент | как сохранить золото

Процесс золочения иконы «на полимент»

Процесс изготовления сусального золота является очень сложным и трудоемким. На Руси считалось, что те, кто занимается данным ремеслом, являются настоящими одаренными мастерами. Производство начинается с раскатки бруска в тонкую полоску. Затем она разделяется на маленькие фрагменты и отбивается молотом на специальном станке до толщины всего лишь нескольких миллиметров.

К иконописцу золото поступает в виде одинаковых по размеру прямоугольников, которые прокладываются между страницами книги. Перед началом покрытия иконы, мастер готовит полимент – клей, который наносится на грунт. Достоинства данного материала заключается в его высокой пластичности, и при тщательном соблюдении всех правил, позолота не потрескается и не рассохнется.

В процессе покрытия иконы сусальным золотом художник пользуется простым набором инструментов — нож со скругленным острым лезвием и мягкая кисть из беличьей шерсти. Последняя используется для нанесения на клеевую основу тончайших листов сусального золота. При неточном движении мастер рискует прорвать хрупкий материал, и тогда вся кропотливая работа будет испорчена.

Поэтому данный этап требует чрезвычайно высокой концентрации и длительного времени. После этого покрытие полируется с помощью гладкого агата. В результате позолота разравнивается и приобретает характерное свечение и яркий блеск.

В ходе творения мастеру доступен широкий спектр разнообразных тонов сусального золота:

  • Ярко-желтые;
  • Теплые медные;
  • Черно-желтые;
  • Холодные белые;
  • Зелено-желтые.

Итоговый результат может зависеть от целого ряда факторов, таких как толщина материала, цвет клеевой основы, а также наличие каких-либо примесей в сплаве. Так позолота известнейших русских икон, таких как «Великомученик Георгий» и «Деисус Оплечный», имеет зеленый оттенок.

Золочение иконы — процесс и техника #золочениеиконы #сусальноезолото

В целом, правильно подготовленная клеевая основа является залогом качества и долговечности сусального золотого покрытия. Свидетельством тому служат византийские и древнерусские иконы 12-13 вв. Высочайший уровень владения данной техникой можно оценить на примере эрмитажных образов «Сошествие во Ад» и «Сошествие св. Духа». Спустя много веков, эти иконы демонстрируют прекрасно сохранившийся, насыщенный и глубокий золотой фон, конечно поддерживаемый правильным уходом.

Читайте также:
Для чего американцам золото

Источник: www.icona33.ru

Работа с поталью. Секреты мастера Елены Карнаух

Особенности работы с поталью

Поталь — это очень тонкая фольга имитирующая сусальное золото, серебро, а также другие металлы и их оксиды.

В последнее время мне задают много вопросов по поводу особенностей работы с поталью, поэтому решила поделиться своим опытом.

Во-первых, в помещении, где работают с поталью не должно быть сквозняков, бегающих детей и других, нервно дефилирующих домочадцев! Следим также за своим дыханием — дышим носом ровно, стараясь не кашлять и не чихать! Иначе всё улетит!

Если приходится покрывать большие поверхности, листы потали снимаем на заготовку прямо с книжки. Поначалу кажется, что испорчена будет вся купленная нами поталь, потому что она всё время куда-то улетает, но только не попадает туда, куда нужно… Главное приноровится! В конечном итоге, даже если она и ляжет складочками на клей, её всегда можно подправить пальчиком!

Если мы заклеиваем поталью небольшие поверхности, то нам её, прежде всего, нужно разрезать. Рекомендуют резать и поталь, и сусальное золото на специальных подушечках, обшитых мехом или замшей. Но я не заморачиваюсь. Из книжки выкладываю листы потали в какой-нибудь толстый журнал, лист от листа кладу через 10-15 страниц. Режу прямо на открытой странице.

Оставшиеся от большого куска кусочки оставляю там же для последующего использования. Только листы журнала не должны быть лощёными, иначе поталь намертво прилипнет к ним. Они должны быть типа газетных, не очень хорошего качества. Кто-то режет ножом, заточенным с двух сторон, кто-то скальпелем, я же пользуюсь качественным лезвием.

Чтобы перенести кусочки потали в нужное место, можно смастерить кисточку, которая называется лампемзелем, который делается так: беличья кисточка приличного размера веерообразно раздвигается и вклеивается между двумя небольшими картоночками. Когда клей высохнет, веерочек будет в них держаться, как в коротеньком, картонном череночке.

Для большего удобства в работе, его вделывают в деревянный черенок, длиной и толщиной с обычный карандаш. Таким образом, лампемзель имеет вид череночка с веерочком из беличьих волос. Сухой волос лапки (лампемзеля) не возьмет поталь, она прилипает к маслянистым поверхностям.

Перед работой лапкой слегка смазывают сливочным маслом верх кисти левой руки и, держа лапку правой рукой, время от времени легко проводят ею по маслянистой кисти левой руки, сообщая этим волоскам лапки способность прихватывать золото и переносить его на нужное место. Руки при этой работе должны быть совершенно чистыми. За неимением лапки некоторые рекомендуют пользоваться таким же образом кусочком упругой бумаги, натертой парафином. Я делаю так: провожу лапкой по своим волосам, лапка слегка смазывается и электризуется!

Теперь про то, на что клеим!

Про разные фирменные лаки, которые продаются в Лавках художника и других спецмагазинах, рассказывать не буду, т.к. инфы в Инете про них предостаточно! Лично для меня это дорого! Поэтому расскажу, на что клею я. Некоторые рецепты взяты из древних источников и рассказов моих Учителей.

  1. Чесночная настойка. Берём небольшую головку чеснока, режем её мелко или толчём. Заливаем примерно ста граммами самого недорогого коньяка и настаиваем примерно неделю (если невтерпёж, то хватит и 3-х дней) в темном месте при комнатной температуре. Отжимаем через тряпочку и можно работать. Кто-то клеит просто разрезанной долькой чеснока, но если поверхность не очень ровная, то частички чеснока могут забиваться в поры, тем самым испортив работу! А вот если по какой-либо причине у вас где-то не ложится краска (скатывается), чесночная долька очень даже выручит! Смазываем чесноком поверхность и краска прекрасно ляжет. Запаха чесночной настойки не стоит бояться. Выветривается быстро.
  2. Ассист — так в иконописи называется состав, употребляемый под золото. Я его применяю и для приклеивания потали. Только возни с ним поболе. Готовится из пива, лучше темного, которое наливается в посуду и томится на горячей плите до состояния густой клейкой массы, или из очищенных головок чеснока, которые в небольшой керамической посуде томятся в нежаркой духовке, пока они не дойдут до такого же состояния. При употреблении его разводят до нужной густоты (чтобы лист потали не плавал — слишком жидко, или кисть оставляла на поверхности грубые полосы — слишком густо). Цвет ассиста – темно-коричневый, блестящий. Эту технику я использую для декора какими – нибудь узорами, надписями и др. Поверхность припорашивается тальком или мелким мелом с помощью ватки, излишки тальки сдуваются и прописывается ассистом (кисточка макается в ассист, как в краску) нужный узор или буква или ещё какая-нибудь загогулина. По припорошенному меловому полю наносимый рисунок четко читается, что очень помогает следить за его правильностью. Сделанный клеем рисунок нужно хорошо просушить. Далее берем кусок свежего ржаного хлеба, смятого в липкий комочек. Им берем поталь и, подышав на прописанный рисунок (чем восстанавливается клеяшая способность сусла), пристукиваем поталь по рисунку. Она пристает к суслу, её излишки забираются катышком хлеба. Когда работа закончена, недочеты в рисунке можно поправить краской. Для закрепления поталь покрывается тонким слоем спиртового шеллачного лака или политуры. Остатки мела смахиваются чем-нибудь мягким.
Читайте также:
Сравни количество теплоты q1 и q2 необходимые для плавления цилиндра из стали и золота

Вы можете спросить: а зачем вся эта канитель, если можно просто написать нужный узор просто золотым, бронзовым или медным акрилом? Уверяю вас, что такого яркого и ровного узора простой краской под металлик вы не получите! А если еще заменить поталь сусальным золотом. Ведь таким способом расписывали и до сих пор расписывают на иконах парчи на одеждах и украшают золотым орнаментом каймы икон.

Теперь шлифуем то, что наклеили! Шлифовать поталь можно суконкой или войлоком, но особенный вид поталь, как и сусальное золото приобретает, если отщлифовать её волчьим клыком ( мне его знакомые охотники подарили), а также полированными кремнем, сердоликом или агатом.

Отшлифовали! Теперь защищаем нашу красоту! Главный принцип-«Нет — лакам на водной основе!» Хотя некоторые пользуются ими, как финишными. Но потом, через некоторое время поталь темнеет, зеленеет, а однажды моя поталь вообще куда-то исчезла… Правда я грешу скорее всего на грунт, на который она была наклеена (шпаклевка).

Я и защищаю поталь, и гашу ее блеск, и придаю ей приятный оттенок с помощью марса масляного. Беру марс темный и марс светлый или марс средний и марс светлый. Смешиваю их в пропорции как Бог на душу положит – под настроение : потемнее или посветлее.

Потом добавляю Уайт –спирит так, чтобы не очень жидко получилось и покрываю работу этим составом — люблю прямо руками ( правда руки потом долго отмываются) или ваткой. Сохнет всё это безобразие довольно долго, но результатом я почти всегда довольна. Главное цвет подобрать. Кстати, это неплохой заменитель битумному воску или битумному лаку, разведенному Уайт –спиритом для полихромии. Хотя, сама я для полихромии применить марс еще не успела, но Наташа Воробьёва сказала, что всё получится.

Читайте также:
Как потратить золото в великом султане

Источник: filosofyfree.ru

Как мы делаем наши иконы?

«Почему иконы София такие дорогие? Ведь это же не письмо…»- спрашивают у наших продавцов. Если коротко ответить на этот вопрос, который часто задают наши новые покупатели, то звучать это будет так – потому что они хорошего качества!

А дальше расскажем о наших иконах поподробнее.

Икона Умиление 576.jpg

1) Не смотря на то, что иконы, которые мы предлагаем, напечатаны, а не написаны кистью, на всех этапах изготовления это ручная работа, хоть и при помощи техники.

2) Основные материалы для иконы – доска и краски. Мы используем только те материалы, которые имеют высокое качество – достаточное для того, чтобы икона выглядела достойно, как предмет, отсылающий нас к сакральному, а не как поделка-штамповка с многомиллионного конвейера.

3) Доска для наших икон изготовлена наборно, из специально подготовленных липовых столярных досок, а не из цельного куска дерева – это помогает уберечь будущую икону от деформации, рассыхания и трещин, свойственных древесине. А шпонки (выступающие деревяшки на спинке иконы) мы изготавливаем из самого прочного дерева – дуб. Шпонки ещё надежнее берегут от будущих деформаций иконную доску. Когда вы берете в руки нашу икону, вы держите в руках весомое изделие из натурального дерева, а это несравнимо с тем, когда вы держите кусок фанеры.

Закготовки икон 350.jpg

Заготовки 576.jpg

4) После того, как мы «набираем» из делянок иконную доску, мы ее специальным образом обрабатываем – абсолютно так же, как это делают под иконы ручного письма. Мы трижды шлифуем и грунтуем наши доски, а затем покрываем их левкасом – специальным составом, на который хорошо ложится краска.

Шлифовка 2 576.jpg

5) Некоторые наши иконные доски мы украшаем «ковчегом» — специальным прямоугольным углублением, которое придает затем готовой иконе более завершенный, более старинный вид. Делать такое углубление очень трудоёмко, это требует много ручного труда, и конечно, это отражается на конечной стоимости изделия. Но эффект, который создает ковчег на готовой иконе, того стоит. Заполненная изображением, такая доска не идет ни в какое сравнение с наклейкой, которую приклеили на плоскую фанерную поверхность.

Икона БМ Казанская с ковчегом 576.jpg

6) И да! Мы никогда не изготавливаем иконы методом наклейки изображение на поверхность! Мы печатаем краски прямо на нами подготовленные доски. Принтер, который мы используем для этого процесса, явление для России уникальное. Наш принтер выпускает краску капельками размером в 6 пиколитров.

Читайте также:
Можно ли снимать с покойника золото

Чтобы понять, что же это за размер, вам нужно поделить литр жидкости на миллион частей, а потом взять вот эту одну миллионную. и снова поделить на миллион частей. Так вы получите пиколитр. Потом нужно всего-то лишь умножить на 6, так вы получите размер капельки! На самом деле сначала мы печатали капельками размером в 13 пиколитров – и нам это не очень нравилось.

Дело в том, что чем мельче капля, тем лучше прорисовываются нюансы, а линии границы цветов получаются более плавными и естественными – что в конечном итоге дает резкое изображение с объемно прорисованными светлыми и темными оттенками. С новым разрешением нашего принтера в 6 пиколитров мы добились результата, который радует глаз профессионалов. Кстати, чтобы никакая самая невероятно мелкая пыль не попала в крошечные дырочки печатающей части нашего принтера, в нашей печатной мастерской мы соблюдаем чистоту, сравнимую с операционной, и ходим в бахилах.

Печать икон 350.jpg

Печать икон

7) А еще мы делаем иконы с поталью, расскажем о ней подробнее. Дело в том, что поталь по составу не имеет ничего общего с натуральным золотом, а вот внешне, нанесенная на изделие мастером-художником, она выглядит как золото. Поталь по сути это тончайшие листочки фольги, которые мы наносим на иконную доску. Это полностью ручной и очень кропотливый процесс.

Наши мастера стараются наложить поталь так, чтоб были видны легкие складочки, фактурность, свойственная натуральному золоту. А уж после этого процесса на доску наносится краска. Поэтому иконы с поталью стоят несколько дороже, чем иконы без потали, но относительно цен за иконы с натуральным золотом, эта разница не такая существенная.

Петр и Феврония поталь 310.jpg

8) Наши иконы долговечны и не выцветают. Почему? Потому что, кроме всего перечисленного, мы фиксируем краску, нанесенную на доску принтером, специальными ультрафиолетовыми лампами, потому и печать называется УФ – ультрафиолетовая. Лампа как бы запекает краску сразу же, как только принтер её выпустил на доску.

Это немного похоже на то, что делает стоматолог с новой пломбой – фиксирует и закрепляет нанесенный состав с помощью подобной лампы. Для лучшей фиксации и блеска изображения мы покрываем икону лаком.

В результате мы имеем очень крепкое, устойчивое к временны́м изменениям, покрытие, настолько прочное, что с ним вообще ничего не происходит со временем — разрушить его можно только путем механического повреждения. От неправильного хранения может пострадать и треснуть доска, но не само покрытие. Зная всё это, стоимость наших икон не покажется такой уж большой, и наши постоянные покупатели это уже оценили. Кстати, завершающим этапом в изготовлении иконы «София» является не лакировка, а освящение. Наша мастерская работает от храма, и православные священники освящают все наши изделия прежде, чем они попадают в продажу.

Колокольня Софии 576.jpg

Колокольня храма Софии премудрости Божией на Софийской набережной

9) Чем ещё мы гордимся – так это нашей фотосъемкой. Мы никогда не изготавливаем иконы с фотографий, которые скачали в интернете, а используем в работе только те фотоматериалы, которые отсняли сами, или используем высокопрофессиональные фотографии, которые нам предоставляют сами музеи. С уверенностью можем заявить, что фотосъемка икон у нас лучшая в России! Мы подробнейшим образом снимаем древние иконы для того, чтобы даже на мелкой репродукции были видны все детали, что есть на оригинале.

Читайте также:
Сусальное золото на памятник отзывы

10) Кстати, а почему у нас представлены в основном древние иконы, почему мы мало занимаемся иконами современного письма, знаете? Так получилось вовсе неслучайно – это наша миссия и наша идейная позиция. Мы, возможно, единственная мастерская в России, которая занимается изготовлением икон с позиций историко-культурных.

Нам очень важно подарить людям, которые не имеют возможности посетить многочисленные прекрасные музеи России, возможность молиться перед древними образами, которые часто только в музеях и доступны. Современная иконопись в России пока не подарила нам шедевров, равных Андрею Рублеву, а в те давние времена, когда люди имели простую, чистую веру, и иконы получались другими. Самое поразительное в древних образах то, что они не выглядят архаично, устарело, они выглядят актуально и сейчас, и дарят ту самую «молитвенность», которую так непросто в себе вызвать и которую так сложно объяснить, но без которой и не может быть духовной жизни.

В музее 576.jpg

Поэтому мы непрестанно работаем с музеями (в том числе с Государственной Третьяковской галереей), добиваемся разрешений на фотосъемку, разрешений на изготовление репродукций шедевров иконописи. Так же мы стараемся находить интересные иконы в храмах и монастырях, на территории России или даже за рубежом, и отправляем туда нашу съемочную группу. В результате нашим покупателям мы предлагаем иконы, некоторые из которых кроме, как у нас, нигде не достать.

11) И мы работаем на заказ! Помимо того каталога, который вы можете увидеть в наших магазинах или на сайте, мы имеем фотоархив, во много раз превосходящий то, что выпустили в серийное производство. Для вас мы можем изготовить любую православную икону из макетов, которые есть у нас, и практически любого размера. Так же вы можете прийти со своим изображением, и мы изготовим икону с него, но тут уже максимальный размер готовой иконы будет зависеть от качества картинки, с которой вы придете.

12) И в заключение хотелось бы обратить внимание на то, что напечатать иконы под заказ мы можем далеко не только на иконной доске, но так же и на стекле, пластике, камне – практически на любой твердой и плоской поверхности. Эти технологии позволяют изготавливать иконы не только для внутренних помещений, но и для наружных. И мы можем изготавливать иконы как единичные, так и в комплексе – то есть, к примеру, полностью оформить храмовое пространство древними шедеврами иконописи или изготовить целый иконостас.

Икона Божией Матери в Софии 350.jpg

До революции в правом пределе храма Софии Премудрости Божией находился список Владимирской иконы Божией Матери, который сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. И мы решили его вернуть! Для этого нам не пришлось изымать экспонат из Третьяковки, мы сделали точную копию старинной иконы Третьяковской галереи в самом высоком качестве.

Источник: www.sofija.ru

Рейтинг
Загрузка ...