Чем покрывают купола церквей под золото в наше время

Посвящая один из выпусков нашей рубрики качеству применяемого для наружных и внутренних отделочных работ сусального золота (см. материал «Золотая середина» в ЖМП № 6 за 2013 год), мы обещали уделить больше внимания современным заменителям драгметалла. Сегодня мы выполняем это обещание и предлагаем вашему вниманию обзор ситуации на российском рынке нитрида титана — материала, имитирующего блеск и расцветку сусального золота.

Как золотом покрывают купола церквей и храмов. Нержавейка из нитрида титана

Древний обычай украшать храмы и церкви золотыми куполами пришёл к нам из далекой Византийской империи, где золотом и ярким декором подчеркивалась архитектура. Но в современном мире победили новые технологии.

В последнее время, покрытие куполов золотом стало характерной и отличительной чертой Русской православной церкви. Золотые купола стали символом вечности, покоя, постоянства и небесной славы, величия религии. И сотни церковных построек и храмов с величественными золотыми куполами украшают вид городов, деревень и сёл.

Шары для куполов церквей и храмов, собственное производство цвет — (под золото).

Православные храмы обычно имеют круглый по форме купол. По одной из версий, в России стали делать купола вытянутой формы, чтобы снег скатывался с кровли, и не образовывался на куполе лед. Кроме того, чтобы лучше сохранять тепло, потребовалось утепленное подкупольное пространство.

Куполная тенденция в архитектуре храмов и церквей на Руси наблюдалась при строительстве первых церквей и храмов, эта традиция остается актуальной и до сих пор. Красивый могущественный купол возвышается над храмом, как символ преодоления и одухотворения мертвой материи.

Но самое сложное и кропотливое в купольной постройке — декорирование самих куполов и покрытие куполов золотом — крайне ответственная и трудоемкая работа. Существует такая редкая и ответственная профессия — золотник.

На примере Собора Рождества Пресвятой Богородицы в Солотчинском женском монастыре, что в славной Рязанской области я вам покажу, как и из чего сделаны современные купола церквей, но не простые купола, а золотые. Еще пару веков назад труд мастеров золотильщиков считался — одним из самых опасных, сопряженных с высоким уровнем риска и требующий определенных скалолазных навыков строительной работы и работы с вредными химическими элементами.

В то время облицовка купола проводилась старинным методом огневого золочения — бралась ртуть , в ней растворялось золото , и затем над горящими углями устанавливался медный лист , на который способом тщательной растирки наносилась золотая амальгама. Опасность работы заключалась в том, что выделяющая вредные испарения ртуть постепенно убивала мастеров. Например, во время золочения куполов Исаакиевского собора, на которые ушло 100 кг золота, погибло 60 мастеров золотильщиков.

Вместо золота — нержавейка из нитрида титана

Конечно технологии, подобные огневому золочению куполов, давно остались в прошлом. Современные методы безопасные и гораздо более совершенные. Натуральная позолота, в связи с высокой стоимостью и недолговечностью материала, в наши дни используется все реже.

Как делают купола

Зато все более популярными становятся кровельные материалы из нержавеющей стали с покрытием из нитрида титана . Такой материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту. Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей.

Пятиглавый Собор Рождества Пресвятой Богородицы располагается на территории Солотчинского действующего женского монастыря. Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь является крупнейшим на Рязанской земле памятником архитектуры нарышкинского барокко, расположен монастырь в курортном районе Солотча на берегу старицы Оки в Советском округе города Рязани.

Источник

Из чего сделаны купола , которые выглядят и блестят на солнце словно золотые? тэги: купола , церковь . категория: другое. но он все равно окисляется со временем и храмы нанимают альпинистов высотников для чистки. в любом случае это дешевле, чем монтировать пластинки с тонким покрытием из золота , которое разворуют уже на монтаже и опять же придется нанимать очистку взамен положенного жуликами рандоля. во вс.случае я уже 10 лет наблюдаю рандолиевые купола одного храма как новые без чистки автор вопроса выбрал этот ответ лучшим. 1. Видел как-то программу, в которой поднимался подобный вопрос. Там рассказывалось о сплаве под названием нитрид титана.

Купола: нитрид титана или сусальное золото?

ДОСТОИН ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ И БОЛЕЕ ДЕШЕВЫЙ АНАЛОГ ДРАГОЦЕННОГО МЕТАЛЛА УКРАСИТЬ КУПОЛА И КРЕСТЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ?

Посвящая один из выпусков нашей рубрики качеству применяемого для наружных и внутренних отделочных работ сусального золота (см. материал «Золотая середина» в ЖМП № 6 за 2013 год), мы обещали уделить больше внимания современным заменителям драгметалла. Сегодня мы выполняем это обещание и предлагаем вашему вниманию обзор ситуации на российском рынке нитрида титана — материала, имитирующего блеск и расцветку сусального золота.

Покрасневшая кровля

Впервые бинарное соединение титана с азотом публично обсуждалось как кровельный материал в 1996 году на строительной площадке у Храма Христа Спасителя во время традиционного «строительного» объезда города мэром Юрием Лужковым. В тот раз градоначальник утверждал проект фасадов и кровли.

Бюджет сусального золочения с учетом колоссальной площади основного купола показался мэру и экспертам слишком большим. И тут Юрий Михайлович достал из портфеля две одинаковые с виду пластины: «А знаете, появились гораздо более дешевые технологии, которые позволяют имитировать золотой блеск при помощи нитрида титана. Вот у меня в одной руке этот материал, в другой — сусальное золото. Угадайте, где что!»

Читайте также:
Как разбавить черное платье

Собравшиеся умолкли, но спустя минуту большинством голосов решили, что в левой руке градоначальника позолота. «Чистый нитрид титана!» — торжествующе сказал мэр. И на всякий случай предложил несогласным «самостоятельно профинансировать поставку сусального золота», после чего вопрос с кровлей собора можно было считать решенным.

Крыша вместе с фасадной отделкой была завершена к сентябрю 1997 года, к празднованию 850-летия Москвы. Покрытые нитридом титана элементы действительно блистали насыщенно огненным золотым отливом… первые два года. Уже к моменту великого освящения храма в августе 2000 года их тон заметно изменился, превратившись из ярко-золотого в рыжий.

А еще через два-три года стал и вовсе медно-бурым.

Согласно архивным документам Фонда Храма Христа Спасителя (правопреемника Фонда финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя), работы выполнены ЗАО «РИК-С». Подрядчик, сообщил в интервью журналу главный инженер Фонда Виталий Фатькин, «покрыл нитридом титана главный купол и корону карниза, четыре малых купола и короны четырех звонниц, а также купол надвратной церкви на общей площади 5623 м 2 ». По его информации, кровельный материал куполов выполнен с применением комбинированного покрытия из нитрида титана, золота и алмазоподобной пленки.

Информации о гарантийных сроках работ, заказчиком которых был Моспромстрой, в Фонде нет. Однако Фатькин пока не видит в ней необходимости. По его мнению, крыша в более чем удовлетворительном состоянии. «Специализированная организация, профессионально занимающаяся мониторингом сложных сооружений, по нашей просьбе регулярно обследует устойчивость куполов и несущих конструкций.

Последний раз подобные работы выполнялись три года назад. Техническое состояние элементов оценено как работоспособное, а поверочные испытания показали: купола имеют достаточно высокие прочностные и эксплуатационные характеристики и могут безопасно использоваться в дальнейшем, — говорит главный инженер. — В общем, сама крыша сделана на совесть, поэтому в ближайшее время оснований для ее капитального ремонта и тем более замены нет. Хотя, конечно, цвет отличается от куполов, выполненных по технологии классического золочения. В солнечную погоду еще ничего, а вот когда пасмурно…»

Хозяин кабинета подводит меня к окну. Разница с Иваном Великим налицо.

В агрессивной среде

«Что Лужков говорил на публику, вы помните. А вот в кулуарах он однажды заявил: Боженька, мол, всё видит, так что давайте поверх нитрида титана напылим золото. Зачем — сказать трудно: аналогичных решений мировая практика не знает.

Насколько помню, распоряжением президента банка “Столичный” Александра Смоленского на напыление было выделено 26 килограммов золота», — делится по телефону с корреспондентом издания анонимный источник.

Мой собеседник в 1996–1997 годах был главным технологом ЗАО «РИК-С» по кровельным работам. Из этой фирмы он уволился в 1998 году — по его словам, из-за того, что разуверился в нитриде титана как в отделочном материале. «Железо и есть железо. Оно и блестит, как железка, — говорит бывший сотрудник «РИК-С». — А золоту присуще внутреннее достоинство».

Свое имя он попросил не раскрывать: сейчас по-прежнему работает в строительной отрасли и не хотел бы, чтобы коллеги ассоциировали его с ошибочными по его мнению решениями, примененными при кровельной отделке Храма Христа Спасителя.

В устойчивости самой крыши собеседник также не сомневается: сталь брали качественную, немецкую, толщиной полмиллиметра, как положено по строительным нормам и правилам. Среди причин покраснения наружного слоя называет несколько, но главная из них — осаждение атмосферных загрязнений: «Дело в том, что структура нитрида титана крайне пористая, с многочисленными зазорами между наружными гранулами.

В агрессивной атмосфере такого мегаполиса, как Москва, она способна держать первоначальный натуральный цвет три-четыре, от силы пять лет. Этот срок купола Храма Христа Спасителя выдержали».

Сама ЗАО «РИК-С», которая теперь выросла в крупную строительную и реставрационную компанию, лишний раз о кровле главного храма страны предпочитает не вспоминать. «Со всей ответственностью могу сказать: мы компания, которая не разочаровывает», — обращается к клиентам на интернет-сайте фирмы ее генеральный директор Григорий Доменко. Однако в опубликованный здесь список девяти своих лучших реализованных проектов Храм Христа Спасителя «РИК-С» тактично не включила.

Не вошел в этот список и другой знаменитый московский храм — Благовещенский кафедральный собор в Елохове. Сезоном ранее — в 1996 году — тем же самым материалом были покрыты четыре его малых купола.

И если на Храме Христа Спасителя кровля сейчас хотя бы сохраняет единый колер, то в Елохове даже невооруженным глазом видны гигантские черные проплешины, напоминающие отслоившиеся стальные листы. По словам моего анонимного собеседника, трудившегося на этом объекте мастером-кровельщиком, в этом также виноваты атмосферные загрязнения. Предстоящим летом приходская администрация собирается поменять металл на обычную кровельную медь. «Лучше, конечно, сусальное золото, но сомневаюсь, что мы найдем достаточно средств», — комментирует староста собора Николай Капчук.

Ну а если с экологией все в порядке? Тогда в первую очередь обращайте внимание на компоненты и на технологию напыления.

Технология

Нитрид титана родом из отечественной атомной отрасли. Очень долго подобные технологии напыления применялись на закрытых предприятиях Министерства среднего машиностроения СССР. Первоначально, еще в 1970-х годах, они были разработаны в отраслевом Харьковском физико-техническом институте.

Атомщики ими занимались, разумеется, не ради красивых отделочных материалов в гражданском строительстве. Разработчики решали задачу упрочнения режущего инструмента и использовали комбинации напыления на рабочие поверхности различных немагнитных материалов: алюминия, меди, хрома, никеля. На рубеже 1980–1990-х годов, когда в рыночных условиях оборонной промышленности пришлось искать новые способы выживания, ученые попытались найти применение своим технологиям в зубном протезировании и в других «несерьезных», но прибыльных предприятиях вроде тонировки автомобильных стекол.

Цвет покрытия зависит от химического состава напыляемого материала. Оксид алюминия, к примеру, дает насыщенный серый окрас, оксид хрома — «мокрый асфальт». Можно наносить и отдельно титан — цвет будет титановый. А вот соединение титана с азотом дало цвет, близкий к золотистому.

Но в этой технологии, даже при условии строгого ее соблюдения, специалисты насчитывают как минимум четыре фактора, сильно влияющих на конечный результат.

Читайте также:
Зачем носят обручальное кольцо на среднем пальце

Первый — качество проката самой нержавейки, в кристаллическую решетку которой встраивается напыляемое покрытие (подложки, как ее называют производители нитрида титана). Лучшими считаются марки стали с легированными добавками — хромом, никелем и молибденом, придающими изделиям дополнительную коррозионную стойкость. «Сейчас мы ориентируемся на нержавейку марки AISI 304 (по международной классификации), известную в России как 12Х18Н10, из Испании, Бразилии, Китая, Тайваня.

Если говорить о транснациональных корпорациях, рекомендую торговую марку “Аспринокс”, — рассказывает генеральный директор ООО “Морион”, которое владеет торговой маркой “Златосфера”, Вадим Новокшонов. — Неплоха и финская AISI 321 — конечно, если соблюдать рекомендованную стандартом 0,5-миллиметровую толщину подложки. А то иногда недобросовестные производители наносят нитрид титана прямо на жесть от консервной банки и продают это настоятелям храмов под видом кровельного покрытия». «Не советуем использовать нитрид титана, напыленный на сталь марки AISI 430 (в российской классификации — 08Х17), — добавляет генеральный директор волгодонского ЗАО “Инженерный центр Грант” Виктор Ребенок. — Как выяснилось, этот металл в любом случае темнеет уже через пять лет, а на изделиях со сваркой его применять вообще недопустимо».

Вывод из этих рекомендаций один: не стоит пренебрегать такой важной вещью, как сертификат на сталь. Заказчику необходимо обязательно запрашивать этот документ у поставщика кровли.

Второй фактор — качество очистки. Дело в том, что на поверхности и в приповерхностном слое стали даже превосходного качества всегда присутствуют загрязнения: следы проката, масла, абразивы, окислы. От тщательности их удаления зависит, насколько прочно напыление соединится с подложкой и в конечном счете как долго прослужит изделие.

Чистить нержавейку можно самыми разными способами: мойкой, механической полировкой, электроимпульсной полировкой. Кстати, одним из существенных недостатков работ на куполе Храма Христа Спасителя эксперты называют недостаточно скрупулезную механическую чистку стали при помощи фрез. Впрочем, другие методы в середине 1990-х еще не практиковались.

Третий фактор — выбранная технология напыления. Сейчас применяются несколько способов: конденсация с ионной бомбардировкой, электронно-лучевое испарение, магнетрон, газофазовое осаждение, атомная ионизация и распыление, термодиффузионное насыщение и т.д. Эксперты отдают преимущество первой из них.

И наконец, четвертый фактор — качество самих компонентов. Разумеется, неспециалисту разобраться во всех этих хитросплетениях очень трудно. Как же проверить качество напыленного на сталь нитрида титана? «К счастью, существует универсальный метод.

16 лет назад нам подсказал эту идею один из заказчиков в Нягани, прежде руководивший местным автотранспортным предприятием, — раскрывает секрет Вадим Новокшонов из «Мориона». — Он взял готовое изделие и поместил его на две недели в емкость с аккумуляторной кислотой. Это навело нас на мысль — тестировать готовые листы из партии нитрида титана в трех средах, имитирующих ускоренное воздействие атмосферы большого города. Обычно образцы мы помещаем в три раствора: соляной, кислотный и щелочной».

Цена вопроса

Но не каждому по силам прибегнуть к этому способу. А следствие ошибочного выбора нитрида титана всего одно, но весьма существенное. Если позолотчик отвечает лишь за свою работу и в крайнем случае может переделать только сусальное золочение, то некачественное напыление нитридом титана неминуемо ставит балансодержателя перед необходимостью перекрыть всю кровлю.

То есть пойти на тройные затраты!

И еще немаловажный факт: «сусалка» ответственной фирмы-подрядчика, где работают высококлас­сные позолотчики, «живет» обычно век (примеры хорошо известны: Успенский собор Московского Кремля и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге). Но если средств на драгоценный металл не хватает, купол можно покрыть и кровельной медью, практически догнавшей в цене нержавеющую сталь, на которую нанесен нитрид титана.

Но производители все же не советуют отказываться от нового вида кровли, особенно если она выполненна качественно. «Сейчас мы реализуем квадратный метр покрытия нашей торговой марки TITARK за 2360 рублей, — говорит Вадим Новокшонов. — Эта цена складывается примерно из трех равных долей: стального проката, очистки поверхности электроимпульсной полировкой и напыления титана методом конденсации с ионной бомбардировкой. Конечно, если очищать сталь примитивно-механически и использовать магнетронное напыление, изделие даже из проката той же 0,5-миллиметровой толщины обойдется примерно вдвое дешевле.

Но вряд ли оно простоит хотя бы десяток лет, а мы заявляем на свою продукцию столетнюю гарантию». Если же купол храма заказывается под ключ, к расходным статьям нужно отнести также стоимость сборки и монтажа. Средний купол трехметрового диа­метра обходится заказчику в этом случае в 350 тыс. рублей — примерно втрое дешевле по сравнению с сусальным золочением.

Такого же порядка цены у инженерного центра «Грант» при том же 100-летнем гарантийном сроке. Конечно, удостовериться в нем смогут будущие поколения. Нынешние же заказчики продукцией довольны.

Восемь лет назад наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Аркадий (Губанов) заказал «Гранту» покрытие нитридом титана кровли на пяти зданиях (в том числе трех церковных куполов) общей площадью 2200 м2 и не жалеет. «За четыре года до этого тот же самый подрядчик делал купол для храма в городе Удомля. Мы остались довольны, — говорит отец Аркадий. — Цвет насыщенный, от золота отличить невозможно».

Не разочарован уральским нитридом титана и протоиерей Феодор Повный, настоятель минского храма-памятника Всех святых в память безвинно убиенных в нашем Отечестве. «Представители подрядчика ехали мимо нашей стройплощадки, и у них заглох автомобиль, — вспоминает отец Феодор. — Их на тросе дотащили до нашего Дома милосердия, так мы и познакомились. У нас в Белоруссии тоже предлагают покрытие кровель нитридом титана, но, изучив возможное соотношение цены и качества, от услуг местных поставщиков мы отказались. Нареканий пока нет».

Неканонический вопрос

Не нарушает ли использование нитрида титана церковные каноны? Подобная постановка вопроса отца Феодора Повного удивляет: «Это ведь не пластик, смотрится вполне благородно».

«Не существует особого церковного канона, который регламентировал бы покрытие купола — из дерева ли его делать, из меди, из железа, из нитрида титана или, быть может, из бронзы, — констатирует настоятель екатеринбургского Храма-на-Крови протоиерей Максим Миняйло. — Господь создал все эти материалы и предоставил человеку возможность ими пользоваться. Конечно, сусальное золочение — идеал, но не каждый может себе его позволить. Наши купола из нитрида титана устойчиво держат цвет и за 11 лет блеск нисколько не потеряли».

Читайте также:
Распечатать схемы для бисероплетения

На Урале уже можно говорить об особой церковной моде на покрытие купола и храмового креста нитридом титана. Это объясняется как близостью сырьевой базы, так и отраслевой спецификой региона. Достаточно сказать, что менеджмент ООО «Морион» — выходцы со средмашевского Приборостроительного завода города Трехгорного (бывшего Златоуста-36) в Челябинской области.

По оценке Вадима Новокшонова, продукцией его предприятия в России покрыто около 2,5 тыс. храмов. Дольше всего — уже полтора десятка лет — стоит изготовленный компанией купол Троицкого кафедрального собора в Екатеринбурге. «Кровля там сделана добротно, видимых дефектов нет, — рассказывает заведующая отделом капитального строительства местной епархии Ольга Любченко. — В основном в подобных случаях мы используем челябинский материал.

Это удобно, ведь подрядчик выполняет работы под ключ. Поставщиков нитрида титана у нас в регионе много, но от оценки, какой из них лучше, я бы воздержалась. Если же хотите знать мое личное мнение… Сравнивать с сусальным золотом нельзя!

К сожалению, им в нашем городе покрыт купол одного-единственного храма “Большой Златоуст” на пересечении улиц 8 Марта и Малышева. Он смотрится среди всех остальных куполов как царь».

В итоге при прочих равных именно эстетические соображения заказчика берут верх. Единственный московский купол, покрытый в конце 1990-х годов нитридом титана «Златосферы» ООО «Морион» на Введенском храме по Самокатной улице, уже переделан в медный. «Было очевидно, что это не настоящее золото, — вспоминает ризничий храма иеромонах Никон (Белавенец), — и восемь лет назад один благодетель выделил средства, чтобы перекрыть кровлю. Теперь видно: кровельная медь смотрится в любом случае лучше золота».

Источник

Медный купол храма покрывают корабельным суриком (защищают от коррозии), наносят желтую краску, чтобы позолота не просвечивала, и только затем, на специальный лак, наносят сусальное золото . Работа позолотчика требует усидчивости и кропотливости: с кисточками и мельчайшими кусочками позолоты мастера проводят над куполами храмов долгие часы. Храмовый крест мастер может позолотить за несколько часов, а небольшая маковка требует уже трехдневного труда.

Сусальное золото не потеряет блеск долгие годы: производитель дает гарантию на 30 лет, за исключением эксплуатации в условиях песчаных бурь. Москва Россия. Политика.

Покрытие куполов золотом

Золочение – одно из древнейших ремесел в истории человечества. Известно, что отделку сусальным золотом впервые применили в Египте и Древней Индии. Оттуда сусальное ремесло распространилось на Ближний Восток.

Вскоре изготовление сусального золота было освоено в Греции и с Х века получило широкое распространение в Киевской Руси. По свидетельству Лаврентьевской летописи, в Киеве по повелению князя Святополка (Михаила) Изяславовича была вызолочена церковь Святого Михаила, получившая название Златоверхой.

Существует несколько способов золочения.

Амальгамное, или огневое, золочение применялось относительно недолго, и технология не получила распространения, несмотря на феноменальную стойкость. Причина – чрезвычайно вредное производство. В Петербурге есть только один пример применения этой технологии – купол Исаакиевского собора.

При огневом золочении происходит диффузия (проникновение на атомном уровне) золота в металл основы. Золото растворяли в ртути, потом над горящими углями устанавливали медный лист, на который наносили амальгаму, и все время ее растирали. Когда ртуть выпаривается, золотая пленка настолько крепко схватывается с основой, что удалить ее можно только при физическом воздействии.

Гальванический метод удобен при золочении крестов, но для золочения куполов практически не применим. Недостаток технологии гальваники при работе с куполами заключается в том, что для получения хорошего результата – равномерной толщины покрытия и тональности золота, практикуется погружение в гальваническую ванну всего объекта. В силу размеров куполов это невозможно.

Покрытие сусальным золотом – главный метод золочения куполов на сегодня. Сусальное золото – это тончайшие пленки золота всегда одного размера, 91,5 х 91,5 мм , и разной толщины – от нее зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Для золочения куполов используется золото с лигатурным весом 3–5 г. В России делают сусальное золото обычно выпускают в виде «книг», состоящих из 60 листов.

Производится сусальное золото нескольких цветов, зависящих от того, какие добавки делаются к чистому золоту. Чем чище золото, то есть чем больше количество каратов драгоценного металла, тем менее чувствительна позолота к влиянию погодных и климатических условий. Для наружного золочения могут быть использованы лишь сорта более 23,75 карата (это значит, что в сплаве содержится 23,75 части золота и 0,25 части добавок).

Технология золочения металлических поверхностей сусальным золотом состоит из трех этапов:

– подготовка поверхности под золочение;

– подготовка материалов и нанесение грунтовочных слоев;

Для приготовления грунтов используются такие материалы, как: свинцовый сурик, тонкотертый свинцовый крон, лак ЯН­54, лак ЯН­153 или ГФ­166. Грунт наносится три раза. Перед нанесением последующего слоя грунта просушенную поверхность шлифуют водостойкой шкуркой среднего зерна, затем промывают водой и обезжиривают спиртом.

Высушенный слой грунта тщательно протирают суконкой для выравнивания полировки. Если есть недостатки на поверхности, проводят повторную грунтовку и полировку.

Подготовленную поверхность золотят масляным способом на лак МА­594 (мордан) и оставляют на просушку, которая длится 6, 12 или 24 часа, в зависимости от сорта мордана. Окончательно понять, готова ли поверхность для золочения, можно проверив ее «на отлип» от пальца: легко притронуться к покрытию и, если палец чувствует отлип, а на нем не остается лака – он готов к восприятию позолоты. Очень важно поймать нужное время для нанесения сусального золота: в жидком покрытии золото может «утонуть», к сухому – прикрепится слабо или вообще не прикрепится.

Процесс золочения выглядит так: позолотчик специальной кистью за счет естественного электрического заряда подцепляет предварительно раскроенный кусок золота, кисть с висящим в воздухе листиком золота подносится к липкой поверхности и от легкого касания одним краем он приклеивается к поверхности. После накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты.

Читайте также:
Камень 3 карата размер в мм

Золото наносят обязательно внахлест, места разрывов и трещины «фликуют». По окончании золочения лак МА­594 должен окрепнуть в течение 20–25 суток. Затем поверхность консервируется, то есть покрывается защитным лаком.

Купола золотят в шатрах – то есть лесах, обтянутых полиэтиленом, которые защищают от пыли, основного врага позолотчика. После того как выполнено золочение, купол должен хотя бы пару месяцев постоять под шатром, чтобы сродниться с климатом. Конструкция лесов должна обеспечивать доступ к каждому участку поверхности двух специалистов­позолотчиков.

Леса должны быть многоуровневыми и давать доступ ко всем участкам купола. Высота яруса не менее 100 и не более 150 см , расстояние от поверхности купола до пола лесов – от 20 до 35 см . Главная особенность лесов – двойная полиэтиленовая оболочка, защищающая от влаги и ветров.

Внешняя оболочка делается из плотного армированного полиэтилена, внутренняя – из тонкого, склонного к растяжениям. Важна максимальная прозрачность полиэтилена, так как сусальное золото можно наносить только при естественном освещении.

При начале работ с новым куполом или новой партией золота рекомендуется делать тестовые фрагменты, так называемые вызолотки. Эти пробные фрагменты площадью в 1–3 дм2 позволяют проверить качество подготовительных работ и материалов.

При реставрации золоченых куполов поверхность вначале расчищают, причем работают в респираторах, так как раньше при подготовке к золочению использовали свинец, затем шкуркой наносят антикоррозионное покрытие – свинцовый сурик на натуральной олифе. Последовательно ошкуривают и обезжиривают поверхность.

Затем, если необходимо, идет тонкая шпаклевка, накладывается второй тонкий слой свинцового сурика, выполняется промывка, наносится слой свинцового крона с добавлением свинцового сурика для подцветки и два слоя лака. Потом купол натирают морданом, на него накладывают золотые листы, притирая их тампоном к поверхности.

В отличие от нитрида титана, золото является пластичным материалом. Оно исключает появление микротрещин при перепаде температур и морозах. Химическая нейтральность золота не допускает адсорбции веществ из окружающей среды.

В совокупности с антистатическими свойствами любые осадки не оставляют загрязнений, а делают поверхность более чистой и блестящей.

Покрытие куполов золотой смальтой. Покрытие куполов золотой смальтой применялось в Византии и затем на долгие годы прекратилось ввиду дороговизны материала. В настоящее время этот способ покрытия глав храмов возрождается, как и мозаичное искусство декорации храма в целом.

Примером могут служить храм в Опалихе и собор в Зачатьевском монастыре Москвы, где кусочки смальты приклеивались к бетонному основанию глав.

Михаил Кеслер.

Издательство «ORTOX Русиздат» Журнал «Церковный Строитель» № 44, 2014 г .

Источник

Вместо дорогостоящего натурального золота современные строители храмов , соборов и церквей все чаще используют листы с покрытием нитрид титана . В основе лежит качественная нержавеющая сталь, отличающаяся стойкостью к негативным внешним воздействиям. Оно сохраняет привлекательный внешний вид на протяжении длительного времени , что немаловажно – ведь купола церквей всегда должны сверкать.

Кроме того, материал отличается коррозионной стойкостью, невосприимчивостью к воздействию атмосферных осадков, прочностью к механическим воздействиям. Приобрести листы высококачественной стали с напылением из нитрида титана вы можете у нас.

Современная кровля церковных куполов — покрытие под золото

Не всем известно, что такой процесс, как изготовление куполов церквей, относится еще к началу нашей эры. Однако до полноценного становления христианства подобными конструкциями оснащались, как правило, римские, византийские, критские храмы. В русском же зодчестве крестово — купольный тип храма появился по аналогии с соответствующими византийскими строениями.

Причем для Руси образцом православного храма стал собор Софии константинопольской.

Много веков назад кровли храмов выглядели не совсем так, как сегодня.

Однако уже тогда строители начали возводить купола. И важно отметить, что конструкциям этим придавалась определенная символика, о которой не забыли и сегодня. В частности:

1 купол символизирует собой Господа Иисуса Христа;

2 купола воплощают два естества Господа Иисуса Христа (божественное и человеческое);

3 купола являются символом Святой Троицы;

5 куполов символизируют собой Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов;

7 куполов воплощают семь таинств христианских;

9 куполов символизируют собой девять чинов ангельских;

13 куполов являются символом Господа Иисуса Христа и 12 апостолов;

24 купола – напоминание о дюжине пророков Ветхого Завета и таком же количестве апостолов Нового Завета;

25 куполов имеют такое же значение, как и 24, но символизируют также Господа Иисуса Христа;

33 купола – это символ возраста Христа, в котором он принял мученическую смерть.

Причем в большинстве случаев для покрытия куполов использовалось настоящее золото.

Однако на сегодняшний день эта практика стала постепенно уходить в прошлое.

Вместо дорогостоящего натурального золота современные строители храмов, соборов и церквей все чаще используют листы с покрытием нитрид титана. В основе лежит качественная нержавеющая сталь, отличающаяся стойкостью к негативным внешним воздействиям.

А тончащее покрытие из нитрида титана, нанесенное на поверхность стали по вакуумной технологии, придает куполам необходимый оттенок и зеркальный блеск. В результате они выглядят не хуже, чем, если бы были полностью выполнены из золота.

Высокая популярность, которой на сегодняшний день пользуется напыление нитрид титана, вполне объяснима. Рассматриваемое покрытие является очень практичным, долговечным, надежным. Оно сохраняет привлекательный внешний вид на протяжении длительного времени, что немаловажно – ведь купола церквей всегда должны сверкать.

Кроме того, материал отличается коррозионной стойкостью, невосприимчивостью к воздействию атмосферных осадков, прочностью к механическим воздействиям.

Приобрести листы высококачественной стали с напылением из нитрида титана вы можете у нас. Мы предлагаем вниманию покупателей листы разной толщины и оттенка по выгодным ценам. Кроме того, у нас можно заказать изготовление церковного купола и услуги по его монтажу, возведение кровли и другие виды услуг.

В любом случае, вы останетесь довольны сотрудничеством – качеством продукции, выгодными ценами, оперативностью доставки заказов по всей Украине и в страны СНГ.

Читайте также:
Агат для девы женщины что означает
Источник

В последнее время , покрытие куполов золотом стало характерной и отличительной чертой Русской православной церкви . Золотые купола стали символом вечности, покоя, постоянства и небесной славы, величия религии. И сотни церковных построек и храмов с величественными золотыми куполами украшают вид городов, деревень и сёл.

Православные храмы обычно имеют круглый по форме купол . По одной из версий, в России стали делать купола вытянутой формы, чтобы снег скатывался с кровли, и не образовывался на куполе лед. Кроме того, чтобы лучше сохранять тепло, потребовалось утепленное подкупольное пространство.

Золотые, синие, зеленые купола: о чем «говорит» цвет церковного купола

Наверное, вы замечали, что церковные купола чаще всего покрыты сусальным золотом. Но есть храмы, в которых крыши имеют синих или зеленый цвет. Православная церковь в России не имеет канонов, которые бы регулировали цвета купольного покрытия.

Поэтому в настоящее время материал при строительстве выбирают исходя из финансовых возможностей. Если не позволяют средства покрывать купола золотом, делают крышу из металла или цветной черепицы. В конечном итоге для верующих этот момент не столь важен.

По мнению священников, нет никакого греха в том, чтобы использовать подручные материалы для строительства храмов. Просто сусальное золочение куполов является эталоном церковной архитектуры. Это связано с тем, что золото в людском сознании ассоциируется с нетленностью Божьего Бытия.

Откуда пришел обычай?

Традиция покрывать купола золотом пришла на Русь из Византии. В то время на русских христиан большое впечатление произвел самый огромный храм в Константинополе, называемый собором Святой Софии. Представьте себе, что на его возведение ушли доходы империи за три года. Таким образом император Юстиниан хотел превзойти самого царя Соломона, построившего храм в Иерусалиме.

У императора было желание покрыть золотом фундамент, стены и купола Софии. Но от подобного шага его предостерегли мудрецы, предрекшие приход в Константинополь бедных царей, которые уничтожат храм до основания.

Сохранилось описание Софии епископа Антония, посещавшего Византию в тринадцатом веке. Священнослужитель восхищался внутренним убранством и золотым иконостасом, крестом с жемчугом и драгоценными каменьями.

Страшное золото

После прихода православия на Русь встал вопрос о необходимости возведения храмов. Но на наших землях не было мастеров и архитекторов, которые могли бы это сделать. Именно по этой причине пришлось приглашать «ромейских» умельцев.

Именно они и привнесли традицию покрытия куполов золотом.

Интересен тот факт, что такой обычай не закрепился ни в одной другой конфессии. Одним из первых храмов с золотым куполом на Руси стала церковь в Нерле, возведенная в двенадцатом веке в честь Покрова Богородицы. По приказу князя Андрея Боголюбского купол был покрыт золотом.

В то время подобное покрытие носило не только сакральный смысл, но и весьма практический. Все дело в том, что кровельное железо тогда еще не умели анодировать. Оно очень быстро ржавело.

А покрытый золотом купол мог без ремонта простоять не менее ста лет. Золото надежно хранила поверхность металла от коррозии.

Надо сказать, что профессия мастера-золотильщика в то время была невероятно вредной, поскольку в средние века кровлю покрывали смесью ртути и золота, после чего металл прогревали, чтобы ртутные пары ушли. Подобную процедуру повторяли несколько раз. Поэтому мастера жили очень мало.

В истории зафиксирован факт, что в девятнадцатом веке при золочении Исаакия в Петербурге погибло 60 мастеров от отравления. В общей сложности на купала было потрачен целый центнер золота.

Символичность

Потрясающая традиция покрывать купола золотом и по сей день бередит души европейцев, которые считают это бессмысленным расточительством. Но ведь не даром волхвы подарили Божественному младенцу золото, которое вечно. Считается, что этот драгоценный метал в душах христиан ассоциируется с Богом, а не богатством.

Кроме того, он ассоциируется с бессмертием, верой в душах людей и величием.

Священники говорят о том, что купола в форме луковок – это символ горящей свечи. Такой простой архитектурный прием раскрывает любовь людей к Создателю. В настоящее время в России золотят купола храмов, которые посвящены Христу.

Какого цвета купола еще бывают?

А вот церкви с синей крышей со звездами посвящены Богородице. Небесный цвет куполов и звезды напоминают о Вифлеемской звезде, которая оповестила людей о рождении Иисуса Христа.

Церкви с серебристыми и зелеными крышами обычно строят в честь Святой Троицы или одного из святых. А вот черные купол можно увидеть только на монастырях, поскольку черный цвет является символом монашества.

Выбор цвета кровли для храма – это не более чем обычная традиция, которую соблюдают далеко не всегда. Например, церковь Святой Троицы, построенная в Антарктиде, покрыта обыкновенным деревом.

Можно ли заменить золото?

К золочению куполов прибегают и по сей день. Делают это при помощи гальваники или с использованием сусального золота, которое наносят при помощи лака. Каждый метод имеет свои преимущества.

С помощью сусального золота можно сделать идеально круглый купол, который легко реставрируется. А вот крышу, сделанную гальваническим методом, при повреждении приходится заново делать.

В настоящее время есть новые технологии, с помощью которых можно создавать золотые купола. Сейчас их покрывают нитридом титана, который не так дорог, но при этом более долговечен. Впервые такую технологию использовали при восстановлении храма Христа Спасителя.

Источник

Говорят, что купола православных храмов покрыты толстым слоем золота . Какое-то бессмысленное расточительство — в угоду традиции крыть храмы драгоценным металлом, когда сегодня придумано множество материалов, похожих на золото , но куда менее дорогих. Про толстый слой — неправда. Традиционно купола действительно золотят.

А еще сегодня вместо золота для покрытия куполов часто используется нержавеющая сталь с напылением нитрида титана. (6 голосов, средняя: 3,33 из 5). Загрузка тогда почему католические церкви не красят купола в золотой цвет? Гавриил5 лет назадОтветить. Вопрос не в том что вы используете в качестве покрытия !

Рейтинг
Загрузка ...