Чем позолота отличается от золочения в ювелирных изделиях

Со временем способы золочения совершенствовались, а сам метод украшения сусальным золотом применялся все шире, достигнув своего расцвета в XVIII в.

Одно из наиболее ранних письменных свидетельств об использовании сусального золота содержит Луккский манускрипт VIII века. В этом сборнике рецептов подробно описан рецепт приготовления полимента – основы под позолоту. Этот материал готовили из «тонкого» гипса и армянского болюса с добавлением к ним небольшого количества меда для пергамента и нанесении на него листочков золота. Армянский болюс — натуральный земляной пигмент со значительной примесью глины и известняка — широко известен со времен средневековья, когда его начали применять для приготовления полимента.

Позолота, Золочение.Подготовка изделий. Нанесение или напыление золота. Гальваника с пояснениями.

Подобные учения можно встретить во многих трактатах и манускриптах. Наиболее подробный свод правил содержит трактат Ченнино Ченнини. Техник живописи эпохи Возрождения посвящает несколько глав процессу золочения сусальным золотом по жесткой основе — грунту под позолоту, составленному из армянского болюса, стираемого со взбитым белком, разведенным водой. Этот состав наносили кистью на гипсовый грунт до трех-четырех раз с небольшими перерывами. Расскызывает мастер и о самом золочении, рекомендуя покрывать сглаженную, а лучше отполированную зубом болюсную подготовку сбитым с водой яичным белком, и на нее тогда класть листочки сусального золота.

Техника золочения

С ходом времени техника золочения совершенствовалась. Учитывая все каноны позолотных работ, техника золочения подразделяется на два основных способа: золочение на полимент и золочение на мордан.

Золочение на полимент

По-видимому, золочение на полимент было наиболее распространенным способом золочения, поскольку его рецепты, начиная с XVII века, дошли до нашего времени в большом количестве. Этот способ золочения поверхностей необычайно трудоемок на всех этапах позолотных работ. Его используют только высококвалифицированные мастера. Золочение на полимент применяют при отделке и реставраци мебели, картин, других предметов интерьера, а также сложных лепных украшений. Этот метод широко распространен в иконописи.

Читайте также:
Что дороже Рубин или корунд

Полиментное или, как его еще называют, клеевое золочение осуществляется по дереву, гипсу, мастике, папье-маше. Процесс золочения состоит из следующих этапов. Поверхность под золочение максимально подготавливают: убирают неровности и всякие дефекты, а также удаляют пыль. Затем с помощью специальных кистей поверхность несколько раз обрабатывается столярным клеем.

Только в случае качественно выполненной проклейки на ней будет прочно держаться левкас. Левкашение – следующая операция, которая осуществляется кистями разного формата на проклееный предмет. Левкас наносят вначале «внатыч» — быстрыми вертикальными ударами, а затем «впригладку» — ровными движениями. Операцию левкашения повторяют несколько раз, просушивая каждый слой. Далее предмет шлифуется пемзой и хвощом, а затем – в несколько операций покрывается полиментом с помощью мягкой беличьей кисти.

Позолота БЕЗ золота. Чем покрывают ювелирные украшения.

Процесс золочения осуществляется таким образом: золотые листы из книжки переносятся на золотарный нож, а затем – на золотарную подушку, где режутся на нужные части. Затем беличьей кистью поверхность обрабатывают водкой, и после этого с помощью лапки выкладывают золото. Завершается процесс золочения полировкой, которая производится агатовым зубком.

Золочение на полимент дает наибольший художественный эффект: вызолоченная поверхность имеет блеск настоящего литого золота с глянцевым эффектом.

Золочение на мордан

Золочение на мордан или масляное золочение называется так потому, что в процессе всех подготовительных операций применяются материалы на растительных маслах, и сам золотой слой накладыватся на специальный лак-мордан, также изготовленный на масляной основе. Этот способ золочения проще и доступнее золочения на полименте. К тому же, морданное золочение имеет значительное преимущество: вызолоченная этим методом поверхность более устойчива к воздействию влаги и других атмосферных явлений. Масляное золочение осуществляется по металлу, дереву, гипсу, мастике, камню.

Золочение на мордан также состоит из подготовительного этапа и непосредственно нанесения золотого слоя. Очищенную поверхность грунтуют краской из свинцового сурика – материала, приготовленного на натуральной олифе. Благодаря этому покрытию поверхность и приобретает хорошую антикоррозийную защиту.

Затем приступают к шпаклеванию в несколько операций, давая высохнуть каждому слою. После этого поверхность шлифуют. Хорошо отшлифованный предмет кроют масляным лаком. По загрунтованной и отшлифованной поверхности некоторые мастера кладут тонкий слой масляного или спиртового лака и после полного просыхания этой лаковой прокладки накладывают лак-мордан.

Читайте также:
Где найти тальк

После приступают к золочению поверхности. Существует два способа нанесения золота: 1) при больших плоскостях золото накладывают прямо «с книжки» и 2) сначала «выдувают» на специальную подушку, а потом золотарным ножом режут на отдельные части. Затем при помощи лапки из беличьего хвоста переносят на поверхность, предназначенную для золочения. Второй способ применяется при золочении мелких деталей и поверхностей со сложным рельефом.

Сегодня золочение на мордан – наиболее применяемый способ. Используется как в интерьерных, так и экстерьерных работах. Золочение морданным способом придает поверхности эффект бархатистости и матовости.

Пота́ль

Пота́ль это имитация сусального золота. Не имеет в составе благородных металлов.

Технология нанесения потали отличается от технологии нанесения сусального золота тем, что виды потали, в составе которых присутствует медь, требуют покрытия лаком для защиты от окисления. Традиционным покрытием потали является шеллак, который может быть использован и как самостоятельное покрытие, и как первый (адгезионный) слой с последующим покрытием более прочными лаками.

Техника нанесения потали отличается от техники нанесения сусального золота в силу того, что листы потали значительно толще и состоят из менее пластичного металла, нежели сусальное золото. Этим объясняются сложности во фликовке (устранение дефектов золочения) при позолоте поталью. Однако более высокая толщина позволяет легче начать работу c cусальным листом позолотчикам с ограниченным опытом.

Тонкости работы с поталью

Эта техника требует некоторых навыков, однако освоить ее вполне реально. А когда вы попробуете, то сможете почувствовать себя настоящим мастером, который способен преобразить и сделать роскошным свой интерьер.

Инструменты для золочения

Золочение выполняют специальным набором инструментов. Аксессуары для позолотчиков продуманы до мельчайших деталей и необычайно изысканы на вид. Хрупкие зубки из агата всевозможных форм, которые используются для полировки золотой поверхности. Подушечка, на которой режут золотые листики, сделана из тонкой замши и защищена экраном из пергамента для того, чтобы исключить малейшее колебание воздуха, способное сместить тончайший лист золота.

Источник: www.ghenadiesontu.com

Позолота — ювелирное волшебство!

Не зря считается, что золото обладает магической силой, оно, действительно способно на многое! Этот металл обладает позитивной энергетикой: дарит силы и целеустремленность, повышает статус своего владельца, окутывая его коконом благополучия и процветания.

Читайте также:
Как смыть ляписный карандаш с кожи

У золота только один недостаток – его котировки на бирже слишком быстро растут. Не всем по карману драгоценные украшения, а золотое кольцо Соломона хочется иметь многим.

Благодаря современным ювелирным технологиям, совершаются настоящие чудеса! Идеально ровным тонким слоем золота можно покрыть все, что угодно – от кольца Соломона до салона автомобиля. Было бы желание! Эстетический эффект потрясающий, а отличить на глаз от монолитного золота невозможно.

Позолота – достойная замена благородному металлу. Причем на качестве изделия это ничуть не сказывается, а стоимость украшений значительно снижается.

История позолоты

В далекие времена фараонов, считалось, что наместника Бога на земле должны окружать самые дорогие вещи: некультурно перемещать Божество в деревянном паланкине или обмахивать светлый лик опахалами из перьев страусов. За такое пренебрежение Божество может обидеться, наслать засуху, неурожай или ввести новый налог для улучшения собственного благосостояния.

Золота в те времена было в избытке, способных мастеров хватало, но драгоценные металлы слишком тяжелы, поэтому неудобны в быту. Золотой паланкин весил бы несколько тон, а подходящим по статусу опахалом, немудрено проломить стену дворца.

Уже тогда был найден выход – на предметы обихода на клеевую основу наносилась тонкая золотая пыль. Прислуга не надрывалась, а фараон не касался презренного дерева, ткани или керамики.

Конечно, клеевой слой разрушался, золотые крупинки облетали и приходилось регулярно обновлять драгоценную «краску». В наши дни технологии золочения стали безупречными. Фараон не мог о таком даже мечтать!

Как наносят позолоту сейчас?

Более ста лет назад был изобретен «хитрый» научный способ позолоты. С помощью гальванизации – метода, основанном на электролизе, появилась возможность создать безупречно ровный, плотный и износостойкий слой одного металла на другом.

Гальванизация требует профессиональных умений, а сам процесс очень сложен и состоит из нескольких этапов. Материалы дороги, поэтому ошибки недопустимы, идеальный результат должен быть достигнут с первого раза. Зато мастер, который знаком со всеми тонкостями технологии, способен увеличить срок службы покрытия без увеличения его толщины.

Государственных нормативов на толщину золотого слоя не существует, но чем толще слой, тем дороже изделие, поэтому тут важно сохранить нужный баланс.

Мы покрываем каждое кольцо Соломона в несколько слоев, чтобы ближайшие 5-6 лет вам не приходилось задумываться о необходимости обновить покрытие.

Читайте также:
Как образуется перламутр

Не сомневайтесь, на кольцо царя Соломона наносится именно частички золотого металла, а не краска. Позолота без золота невозможна! Золото – это не просто цвет, это десятки оттенков солнца. Только соединяясь между собой, они создают неповторимую палитру знакомого всем драгоценного металла. Посмотрите на блестящую фольгу и настоящее золотое изделие, вы сразу почувствуете разницу.

Для гальванизации очень важно качество материалов. Здесь все, как у людей! Крепкая «дружба» получается только тогда, если объединяются два благородных металла, поэтому элитная позолота на простонародной латуни или меди держится намного хуже, чем на серебре. Все-таки мезальянс!

Каждое позолоченное Кольцо Соломона – это крепкий союз металлов. Кроме того, что мы использует только драгоценные материалы, к серебряной основе у нас особые требования. Чем «чище» металл, тем лучше свяжется на молекулярном уровне с ним золото, поэтому аристократичное стерлинговое серебро – лучшая пара для блестящего золотого покрытия.

Позолоченное Кольцо царя Соломона отличить от чистого металла сможет только специалист в лаборатории. Тонкий слой золотого напыления можно стереть или поцарапать, только задавшись такой целью. В процессе носки изделие совершенно не меняется.

Позолоченное кольцо Соломона и серебряное – в чем разница?

Кольцо Соломона из серебра ничем не уступает своему «позолоченному» брату, ни в дизайне, ни в качестве исполнения. Выбор того или иного материала – исключительно дело вкуса и предпочтений.

Природный мягкий цвет серебра не всем подходит. Имидж, стиль одежды, круг общения нередко диктуют нам определенную стилистику ювелирных украшений. Нередко позолоту выбирают по причине того, что она лучше сочетается с уже имеющимися украшениями или обручальным кольцом.

В таких случаях отлично подходят именно позолоченное Кольцо Соломона, которое сохраняет природный цвет солнечного металла, но по цене максимально приближено к серебру.

Кроме того, люди совершенно явно делятся на тех, кто предпочитает энергию солнечного металла, и тех, кому ближе лунная сила. Если вы собираетесь купить кольцо Соломона в подарок, но сомневаетесь с материалом, то серебро с позолотой – универсальный вариант: сохраняет целительные и гармонизирующие свойства серебра, но, как золото,

Так что не сомневайтесь, позолоченное кольцо царя Соломона – отличный выбор на все случаи жизни! Декоративность и мягкость, практичность и светский лоск – все эти качество отлично сочетаются в одном изделии!

Читайте также:
Для чего используют пины в бижутерии

Источник: talismansveta.ru

Статьи по золочению

Здесь я публикую статьи-заметки относящиеся к технологии золочения, подготовки доски и другим важным для позолотчика аспектам. Все эти статьи — выражение исключительно нашего профессионального мнения, сложившегося годами работы.

Как выбрать цировку (графью) и где какой тип инструмента нужно использовать

Существует 2 вида цировок – острые и тупые.

Как сделать икону с орнаментом на золоте

Для украшения иконы часто применяется сусальное золото, которое может быть отполированным либо нет, все зависит от иконописного стиля иконы. Подробнее о стилях позолоты и их сочетании с иконописными изображениями вы можете прочитать.

Пуансоны «забивка фона». Какой лучше круглый или треугольный?

Что такое забивка фона? Какой пуансон выбрать для реставрации старинных работ?

Как перевести орнамент и прорись (рисунок) на икону

Как легко перевести орнамент и рисунок иконы на доску?

Почему нельзя писать по золоту?

Почему нельзя писать по золоту? Чем оно хуже чем левкас? А если маслом?

Твореное золото, «творенка». Как его приготовить и использовать

Частый вопрос – как приготовить твореное золото (т.н. «творенку») самостоятельно. Постараемся ответить на этот вопрос. Твореное золото – это особым способом приготовленная золотая краска

Как правильно наносить полимент

На этот вопрос есть много разных ответов. Здесь сколько мастеров позолотчиков – столько и мнений. Разнится информация как о количестве слоев, так и способе нанесения.

Как чеканить икону

Как правильно чеканить икону? Как сделать чеканку по золоту аккуратной и ровной?

Как оградить прорись от полимента

Как наносить полимент только в тех местах, где требуется? Мешает ли полимент иконописи? Обязательно ли его счищать?

Как делать ассист на иконе. Инокопь.

Инокопь или ассист (хотя ассист это на самом деле само вещество на которое клеется инокопь) — техника разделки одежд святого с помощью сусального золота.

Толщина золота. Что такое лигатурный вес?

Что такое за обозначение 1,25г, 1,4г и т.д.? Попробуем немного разобраться.

Как выбрать сусальное золото для золочения

Выбор материала для золочения – это очень важный момент, ведь используя некачественный материал, вы, потратив намного больше времени получите неважный результат.

Ошибки в золочении

Часто у начинающих позолотчиков появляется целая куча ошибок в процессе золочения на полимент. Это абсолютно нормальная ситуация, так как золочение по большому счету, это не сколько творчество, а больше ремесло.

Источник: agat-zub.ru

Рейтинг
Загрузка ...