Чем разводить твореное золото

Чтобы приготовить золото для живописи, его смешивают с гуммиарабиком, являющимся связующим веществом, и с водой, превращающей смесь в жидкую массу.

Принятая норма золота для приготовления одной порции – десять листов. Она является самой подходящей как для получения высококачественного золота, так и для процесса его творения.

В чистое чайное блюдце насыпают два грамма гуммиарабика порошком, вливают несколько капель воды и размешивают указательным пальцем правой руки, пока не получится густая клейкая масса. Этим же пальцем переносят в блюдце лист золота. Палец осторожно поднимают и снова прижимают, вследствие чего золото рвется на мельчайшие частички и всасывается в клейкую массу.

Делать это надо осторожно, не крутить золото, а рвать его вертикальными движениями пальца, иначе оно может закататься катышками и будет плохо растираться. Так постепенно снимаются все десять листов. Это первая стадия творения.

Теперь надо растирать золото. Делают это тем же пальцем, двигая его то вправо, то влево по окружности блюдца. Растирают с большим нажимом в продолжение полутора часов, время от времени добавляя по нескольку капель воды. Это вторая стадия творения.

продолжаем полировать твореное золото

Когда уже видно глазом и палец чувствует, что золото растворилось мелко, в получившуюся массу для большей клейкости добавляют ещё два грамма гуммиарабика и снова «творят», чтобы гуммиарабик хорошо соединился с золотом. Теперь в блюдце надо влить треть чайного стакана чистой воды, хорошо размешать и поставить на отстой. Золото отстаивается через двадцать минут, после чего лишнюю воду сливают и просушивают, держа блюдце над лампой. Это третья стадия творения.

Просушенное золото готово для тончайшей росписи. Весь процесс требует соблюдения исключительной чистоты, так как если в золото попадет пыль или какие-нибудь соринки, им будет плохо писать.

У малоопытного мастера золото может получиться непригодным для росписи. Неудачное творение золота зависит от нескольких причин. Первая причина: взято недостаточно гуммиарабика – при росписи золото не будет держаться на предмете, будет стираться с него. Вторая причина: гуммиарабика положено слишком много – золото не будет блестеть, будет казаться желтой краской. Плохо творёным золотом нельзя писать тонко.

Творёным золотом и серебром прорисовывали складки одежд (освещенные места), элементы окружения персонажей (например, листья на деревьях и т.п.), а также орнаменты. Тонкие штрихи наносили параллельными линиями («в перо») или сеткой («в рогожку»).

Читайте также:
Какой из перечисленных металлов может вытеснить серебро из раствора его соли золото платина цинк

Пробела одежд, исполненные золотом или серебром, в отличие от выполненных обычными красками, называются золотопробельным письмом.

Участки живописи твореным золотом и особенно серебром после высыхания не имели яркого металлического блеска. Поэтому, чтобы получить этот блеск, их полировали, подобно листовому золоту и серебру, «зубком» из агата или натуральным зубом животного.

Чеканка – создание рельефа из металлического листа, использующее его вязкость, ковкость. Лист металла закрепляют на пластичной массе – подушке из вара с толченым кирпичом. Ударами молотка по чекану (металлическому стержню), приставленному к листу металла, выбивают на нем рельефные узоры или изображения.

Альфия Мещерова “Золочение и приготовление твореного золота”

Наиболее высокие части рельефа выбиваются с обороной стороны, затем, перевернув лист, выполняют остальную чеканку с лицевой стороны. Чекан с острым концом в виде шила называют канфарником. Им наносят на поверхность металла углубленные точки, образующие зернистую поверхность. Чеканами с другими формами наконечников вычеканивают бороздки, составляющие орнаментальный рисунок, похожий на гравировку.

С начала XVI века чеканные оклады стали вытесняться басменными. Басма – это тонкая металлическая пластинка, на которой рельеф получен тиснением с матрицы. Матрица из меди, камня, железа и даже из дерева имела рельефный узор. На нее накладывали небольшого размера тонкий листок металла, преимущественно из серебра (реже из меди и белой жести – «немецкого железа»).

На лицевую сторону клали свинцовую подушку – толстый лист из свинца, по которому ударяли деревянным молотком. От того, что матрица находилась с тыльной стороны литка, узор на тыльной стороне получался более отчетливым, чем на лицевой. Чтобы получить более четкий узор на лицевой стороне, ее прочеканивали чеканами (чаще всего канфарником). Такую басму называют канфаренной басмой.

Из отдельных пластинок – басм – набирали оклад на икону. Если форма и размер ее не соответствовал изображению, басму подкраивали. Каждую пластинку прибивали к поверхности иконы маленькими гвоздиками. Если олифная пленка была еще свежей, то рельефы басмы оттискивались на ней. Когда нимб хотели сделать возвышающимся над поверхностью, на изображения венца сначала накладывали валик из воска (реже из дерева), а также поверх него закрепляли басму.

Читайте также:
К чему сниться шоколад и золото

Существовало немало различных способов художественной обработки металлических окладов – резьба, чернение, эмаль, скань.

Резьба (гравировка) – это нанесение изображения (узора) с помощью стальных резцов – штихелей. Особый прием глубокой резьбы – оброн, при котором фон вокруг линии изображения или надписи опускался (обирался) при помощи резца ,благодаря чему изображение выступало надо фоном. Иногда углубление оброна заполняли чернью или эмалью.

Эмаль – особый сплав стекла различных цветов. Чаще всего она бывает непрозрачной. Чтобы покрыть металл эмалью, на его поверхность напаивали перегородки, которые разделяли эмали разных цветов друг от друга. Иногда эмалями заполняли гравированные углубления при оброне. Перегородчатые эмали на драгоценных окладах русских икон встречаются с конца XVI в. Широко их применяли для украшения венцов, уголков рамок и инициалов на окладах в XIX – начале XX века.

Чернь – это особый сплав сернистого серебра, меди и свинца. Цвет его – от серого до бархатистого черного. На иконных окладах чернью наводили орнаментальные рисунки или на небольших пластиночках – дробницах – делали изображения фигурок святых, которые прикрепляли к поверхности оклада. Иногда на дробницах писали инициалы или полностью имена изображенных на иконе персонажей.

Отдельные части оклада, а иногда и полностью весь оклад делали из скани – скрученных металлических проволочек, обычно пропущенных через плоские вальцы, в результате чего получалась ленточка, у которой рубчатыми оставались лишь верхний и нижний края, а боковые части становились плоскими, гладкими. Изогнутые по рисунку ленты спаивали между собой. Сканые оклады делали ажурными, из сквозного набора, и сплошными, в которых скань напаивали на металлическую пластинку.

На поверхность сканого набора иногда еще напаивали маленькие металлические шарики – зернь.

В XIX веке начинают изготавливать штампованные оклады, которые были обычно украшены машинной гравировкой по листам позолоченного серебра. Для икон-подокладниц (грунтованные красно-коричневым грунтом иконы с изображением только лиц, рук и ног святых) в конце XIX века производили латунные штампованные оклады и оклады из медной посеребренной фольги.

Твореное золото можно приготовить из отходов, собираемых при золочении сусальным золотом.

Для очистки от посторонних примесей золотые “ошметки” помещаются в емкость с водой. При помешивании всплывают волоски ваты и всякие легкие чужеродные включения, которые впоследствии собираются с поверхности воды.

Читайте также:
Золота это совокупность экономических отношений

Кусочки золота оседают и вода сливается. Полученная рыхлая мокрая золотая масса просушивается в теплом месте.

После просушки содержимое емкости пересыпается в в фарфоровую аптекарскую ступку. Добавив мед смесь тщательно перетирается пестиком.

Из полученной смеси мед вымывается водой (4-5 раз). Полученный золотой порошок промывается спиртом, удаляя остатки влаги.

В результате получается золотая пыль 96 пробы.

Для получения твореного золота в качестве связующего используются различные лаки.

Используя твореное золото на основе гуммиарабика можно подполировывать зубками подкрашенные места, при золочении на полимент.

5. Покрытие предмета твореным золотом

Иногда при выполнении высокохудожественной позолоты (стильная мебель, рамы) приходилось производить покрытие не листовым, а твореным золотом.

Твореное золото приготовляется следующим способом.

Листы золота с чистым медом мелко растираются курантом на мраморной плите.

Хорошо растертую смесь роговым шпахтелем собирают с плиты в чистую стеклянную посуду, наполненную чистой холодной водой. Мед в воде растворяется, а золото садится на дне посуды. Золото необходимо хорошо промыть. Для этого воду меняют до четырех раз. Промытое золото (без воды) закрывают от пыли стеклом и ставят в теплое место для просушки.

Просохшее золото имеет вид мельчайшего порошка, который по мере надобности берут на чистую стеклянную пластинку и разводят до требуемой густоты клеем гуммиарабиком. Если требуется больше глянца (блеска), вызолоченную поверхность полируют зубком из агата или сердолика.

Не помню, в каком году, в мастерскую, где я работал, поступил заказ: несколько кресел и кровать позолотить твореным жидким золотом. И кресла, и кровать были сделаны руками искусных мастеров. Сложный орнаментальный резной рисунок в некоторой степени усложнял золочение.

За дело принялся с интересом. Хотелось «набить руку» на разнообразных видах позолоты.

Золочение твореным золотом производилось на полименте. Все черновые и подготовительные операции ничем не отличались от полиментного листового золочения. Сам же процесс золочения проходил по-иному. В чем он заключался?

Перед полиментовкой я приготовил раствор, но уже не на яичном белке, а на желатинном клее (так же, как и под бронзу). Покрытую полиментом и высохшую поверхность выкрасил мелкой французской тертой бронзовой пудрой под цвет золота и дал просохнуть в течение 1–2 часов.

Читайте также:
Можно ли перевозить золото за границу

Затем разводил на гуммиарабике (можно и на желатинном клею) золотую пудру и покрыл жидким раствором поверхность щетинной (можно и беличьей) кистью. При выполнении этой операции движения должны быть ровными, плавными. На те места, которые необходимо было полировать, наводил полер.

Обработанные таким способом кресла и кровать приобрели красивую, мягкую и нежную поверхность, отсвечивающую золотом.

Источник: cvetomuza.ru

Чем разводить твореное золото

Главная Твореное золото

Твореное золото и эмали PDF Печать

NORIS: Серия продуктов из настоящего золота

Благодаря технологии высочайшего уровня, мы можем предложить Вам уникальную альтернативу золочению сусальным золотом.

Творёное золото

Творёное золото — это микроскопические частицы золота в виде порошка. Изготавливается из листов тончайшего золота 960-й пробы. Творёное золото применяется в художественной росписи, иконописи, реставрации.

Творёное золото традиционно используется мастерами-позолотчиками наравне с применением сусального, причём как в чистом виде, так и с добавлением пигментов.

История

Возникновение материала — творёное золото — непосредственно связано с развитием иконописи. Древнейшие сохранившиеся иконы датируются VI веком. При создании этих икон древние мастера уже использовали творёное золото. Техника нанесения творёного золота на икону пришла на Русь из Византии в конце X века вместе с искусством иконописи.

Получение и применение творёного золота несколько веков назад описал Пресвитер Теофил в своих трактатах (XII век). Монах-просветитель подробно изложил способ изготовления золота

чтобы украшать им нимбы вокруг голов святых, подол платья и кайму на нем, и всё остальное, что ты пожелаешь.

Мастера алтарной живописи применяли его для отделки различных деталей композиции — украшения одежд, архитектурных элементов и других деталей, где отделка золотом призвана передать изображение реального мира.

Русские художники-иконописцы, говоря о процессе смешения красок для росписи икон, вплоть до конца XIX века употребляли выражение «тереть краски». А сами краски именовались «творёными». С начала XX века творёными стали называть только краски из порошков золота и серебра, смешанного со связующим. Отсюда и названия материалов — творёное золото, творёное серебро.

Применение

Творёное золото широко используется в золочении — иконописи и других позолотных работах, требующих золочения отдельных элементов декора. Широкое распространение творёное золото имеет в книжной и настенной графике. Золотой порошок десятки столетий назад уже использовали мастера Египта для росписи стен, колонн, пола, пергамента.

Наравне с применением в иконописи, творёное золото широко используется в декоре светских интерьеров. В Российской империи особо популярной была расписная позолоченная мебель. В работах по золотой росписи наравне с золочением мебели мастера использовали и сегодня используют творёное золото.

Привил России эту моду Пётр I. Заложив основу Петергофа, царь Пётр долгое время путешествовал по Европе. В то время царила мода, диктуемая блестящим двором короля Франции Людовика XIV. И в 1715 году Пётр I приказал своему представителю в Париже Конону Зотову прислать планы, фасады и перспективы лучших дворцовых сооружений Франции «особливо королевскому дому и саду в Марли».

Сегодня декорирование творёным золотом используется в реставрационных и иконописных работах, а также в декоре частных коллекций — для придания эксклюзивности предметам. При выполнении высокохудожественной позолоты — стильная мебель, рамы, — мастера часто используют творёное золото. Благодаря природному блеску творёное золото создаёт эффект свечения красок. Покрытые творёным золотом предметы приобретают красивую, мягкую и нежную поверхность с бархатным золотым оттенком.

Изготовление

Творёное золото изготавливается из листов сусального золота 960-й пробы. В старину мастера-позолотчики изготавливали творёное золото самостоятельно. Чтобы приготовить золото для живописи, его смешивали с гуммиарабиком, являющимся связующим веществом, и с водой, превращающей смесь в жидкую массу.

В чистое чайное блюдце мастер насыпал гуммиарабик, доливал несколько капель воды и размешивал указательным пальцем правой руки, пока не получится густая клейкая масса. Затем в блюдце переносят лист золота и уже растирают вместе со связующим веществом. Стадия ручного творения — очень трудоёмкий процесс, который длится, как правило, около полутора часов.

Сегодня творёное золото производится промышленным способом на высокоточном оборудовании. Но и сегодня некоторые мастера-позолотчики предпочитают изготавливать творёное золото своими руками.

Примечания

Ссылки

Литература

  • Манускрипт Теофила «Записка о разных искусствах». / Сообщения Центральной научно-исследовательской лаборатории по консервированию и реставрации музейных художественных ценностей (ВЦНИЛКР), Вып. 7. М., 1963. Стр. 101—117.
  • В. М. Моисеивич. Работа мастера-позолотчика Л-М.: Госстройиздат, 1957.
  • Реставрационные нормы и правила ССН-26-84.
  • Книга об искусстве или трактат о живописи, Ченнино Ченнини, ОЗИГ — ИЗОГИЗ, М. 1933.

Источник: xn--h1ajim.xn--p1ai

Рейтинг
Загрузка ...