Можно ли сдать в ломбард ювелирное изделие без пробы?
В ювелирные сплавы помимо золота добавляют лигатуру, которая может состоять из:
- платины (увеличивает упругость, обесцвечивает золото, повышает температуру плавления);
- серебра (повышает пластичность, делает сплав более ковким и легким в обработке, придает белый оттенок);
- палладия (осветляет, придает пластичность, повышает температуру плавления);
- никеля (придает твердость, «отбеливает», повышает стойкость к коррозии, но может вызывать аллергическую реакцию);
- кадмия (благодаря ему сплав легче плавится, также он дает зеленоватый оттенок);
- меди (повышает твердость, придает красноватый оттенок, снижает антикоррозийные свойства);
- цинка (улучшает текучесть металла, снижает температуру плавления, может давать зеленоватый подтон).
Эти добавки повышают потребительские свойства сплава — делают его более прочным, долговечным, стойким к износу. Обозначение пробы в цифрах наносят на каждое ювелирное изделие, как того требует законодательство РФ (нанесению клейма подлежат все изделия из сплавов, в составе которых более 30% драгоценного металла).
Как поставить пробу на золото в Украине
Виды клейм
В разных странах для оклеймения ювелирной продукции разрабатываются собственные эскизы. К примеру, в Беларуси знак удостоверения качества драгметалла представлен в виде изображения зубра.
Виды клейм на российском золоте:
- «Тройник». В царской России до 1896 года на золоте ставили клейма-«тройники» с пересечением цифр пробы и года выпуска, герба, первой буквы имени проверяющего. До 1897 года знаки характеризовались выпуклой формой, после они приобрели вдавленный вид.
- В 1899 году в Российской империи введен знак удостоверения, который выглядит как контур женской головы в кокошнике в виде изображения в профиль слева.
- В период с 1908 года по 1927 год в России ювелирные украшения клеймили оттиском изображения женской головы в кокошнике в профиль справа в сопровождении греческой буквы, которая менялась в зависимости от региона.
- В 1927 году в Советском союзе ввели новый вариант клейма, знака-гаранта качества золота, который представляет собой изображение головы рабочего с молотом.
- С 1 июля 1958 года в СССР начинается период применения клейма, знаменитого знака качества советской эпохи – пятиконечной звезды с серпом и молотом внутри – для ювелирных украшений.
- Современные российские изделия из драгметаллов клеймят оттиском женской головы в кокошнике в профиль справа.
На варианте совмещенного типа в рамку заключены изображение головы в кокошнике, которая смотрит вправо, и обозначение пробы. В правом нижнем углу находится буква-шифр госинспекции пробирного надзора.
Царское золото 56 пробы
Кто ставит пробу?
В России процесс маркировки золота регулируется государственной пробирной палатой при Министерстве финансов. Именно этот государственный орган пробирного надзора осуществляет анализ, опробование, клеймение золотых изделий.
Проба на ювелирном изделии — это гарантия того, что оно действительно сделано из соответствующего драгоценного сплава. Если проба отсутствует, выглядит нечеткой или подозрительной, то, возможно, перед вами фальшивка. Проверить пробу изделия можно в пробирной инспекции.
Где обычно ставят пробу золота? Чаще всего — на внутренней поверхности кольца, на швензе в серьгах, на звене около замочка в цепочках и браслетах. Чтобы сохранить эстетичный вид украшения, маркировку делают миниатюрной.
Системы проб: метрическая, каратная, золотниковая
Числовое обозначение пробы наносят на все ювелирные изделия, но не все украшения маркируются по единой системе. Сегодня используются две системы проб — метрическая и каратная, а в прошлом веке в России применялась золотниковая система.
Метрическая
Используется в большинстве стран мира. Самая высокая проба системы — 1000-я. Например, в золотом сплаве 750 пробы содержится 75% золота, остальные 25% приходятся на другие металлы.
Каратная
Золотниковая
Золотниковые — это старые пробы золота, сейчас они не применяются. Эта система использовалась в России до 1927 года. Самая высокая проба — 96. Единицы измерения таковы:
- 1 пуд = 40 фунтов = 16,380 килограмма.
- 1 фунт = 96 золотников = 409,512 грамма.
- 1 золотник = 4,266 грамма = 96 долей.
- 1 доля = 0,044 грамма.
Для маркировки ювелирных изделий использовались пробы 56, 72, 92, 94. Если была указана проба 56 — это означало, что в 1 фунте (96 золотниках) такого сплава содержится 56 золотников чистого золота (это соответствует 585 пробе метрической системы).
Какие пробы золота существуют
Узнать, из золота какой пробы сделано украшение, можно по маркировке, которую обязательно наносят на каждое изделие. В ювелирном деле используют такие золотые пробы: 375, 583, 585, 750, 958. В некоторых странах для создания ювелирных изделий используют еще одну пробу — 333-ю (такой сплав быстро окисляется). Это не исчерпывающий список — в ГОСТе 6835-85 упомянуты 18 различных проб и 40 золотых сплавов.
Проба 375
Состав: 37,5% золота, 62,5% серебро и медь.
- Используется для изготовления цепочек, сережек, браслетов, кулонов, свадебных колец.
- Благодаря низкой цене и прочности широко использовалась в Советском союзе для изготовления «золотых» наручных часов и колец на свадьбу.
В зависимости от процентного содержания меди и серебра сплав может иметь оттенок в диапазоне от желтого до насыщенно-красного (больше меди — больше красного цвета). Иногда в состав вводят палладий (при 40% палладия и 10% серебра получается очень нежный кремовый оттенок). Материал долговечный, прочный, однако подвержен окислению, из-за чего теряет привлекательность, при утрате полировки становится сероватым. Ювелиры в шутку называют эту пробу «сплавом меди и серебра, содержащим золото».
Проба 583
Этот сплав был золотым стандартом СССР. Большинство украшений в то время делалось именно из этого материала (практически в каждой семье сохранились кольца или серьги 583 пробы, которые когда-то носила мама или бабушка). В 2000 году в России стандартом стала проба 585.
Проба 585
- Используется для изготовления свадебных колец, сережек, нательных крестиков, зажимов для галстуков, церковной утвари.
- Сплав прочный и легкий в обработке, с ним можно использовать разные технологии — лазерная сварка, плетение, дутье.
Вариант состава 1: 58,5% золота, 33,5% меди, 8% серебра.
Прочный сплав с красноватым или желтым оттенком, хорошо поддается пайке. Металл ковкий, не тускнеет на воздухе.
Вариант состава 2: 58,5% золота, 41,5% никеля и палладия.
Прочный сплав с белым оттенком, легко паяется, не окисляется.
Проба 750
Вариант состава 1: 75% золота, 25% серебра.
У материала с таким составом зеленоватый оттенок.
Вариант состава 2: 75% золота, 21% меди, 4% никеля.
Сплав красноватого оттенка.
Вариант состава 3: 75% золота 15% серебра, 10% меди.
Сплав желтого цвета.
Проба 958
Состав: 95,8% золота, 4,2% серебра и меди.
Металл ярко-желтого цвета, ковкий и мягкий, раньше использовался для изготовления обручальных колец. Сегодня отечественные ювелиры почти не применяют в работе этот высокопробный сплав, зато изделия из него часто встречаются в арабских странах. Такой сплав из-за своей мягкости склонен к деформациям, полировка на украшениях из него держится недолго.
Проба 999
Практически чистый благородный металл с ничтожным количеством примесей. Из такого золота делают банковские слитки. Для создания украшений не используют из-за склонности к деформации.
Расположение и внешний вид
По правилам стандарта оттиск ставится на незаметном месте, так, чтобы не испортить внешний вид изделия:
- на тыльной части обода колец;
- на кулонах и медальонах отпечаток государственного знака располагают на держателях;
- на цепочках клеймят застежки;
- на браслетах без застежки оттиск располагается на внутренней плоскости, в остальных случаях – на креплении или находящихся рядом звеньях;
- на колье клеймение производится на тыльной стороне застежки;
- на броши, заколках, серьгах, зажимах для галстука и запонках отпечаток располагается на креплении.
Месторасположение клейма
Внешний вид клейма каждого государства меняется под влиянием исторических эпох. Советское золото клеймили оттиском в виде контура пятиконечной звездочки с серпом и молотом внутри. Размышляя о том, как выглядит современное российское клеймо на изделиях из золота и другой ювелирной продукции, стоит знать, что знак представляет собой изображение в виде профиля женской головы в кокошнике с цифрой пробы внутри рамки разной конфигурации в зависимости от драгметалла:
- на золотых украшениях форма рамки клейма напоминает лопатку;
- на серебре выполняется в виде бочонка в горизонтальном положении;
- на платине представляет собой вытянутый горизонтально многоугольник;
- на палладиевых изделиях в виде капли со срезанным острым углом в горизонтальном положении.
Используются виды клейма с совмещенным расположением изображения и цифр в едином знаке, а также и раздельного оформления. На легко отделяемых формах ювелирной продукции используется клеймо раздельного типа, так, чтобы голова располагалась на одной части изделия, а буквы и цифры – на другой.
Структура клейма
Цена за грамм золота разных проб
Например, на сегодня Центробанком РФ за 1 грамм золота установлена цена 2740 рублей. Чтобы узнать стоимость драгоценного сплава разных проб, нужно эту цену умножить на соответствующий коэффициент:
- для пробы 375: 2740*0,375=1027,5 рублей за 1 грамм;
- для пробы 585: 2740*0,585=1602,9 рублей за 1 грамм.
Цена 1 грамма ювелирного изделия будет выше, ведь до появления на витрине в виде кольца или браслета золото проходит длинный путь. В стоимость готового изделия заложена работа ювелиров, затраты на оплату труда рабочего персонала, потери на отбраковку, сопутствующие расходы ювелирного предприятия, наценка магазина.
Как определить пробу золота по цвету сплава
Цвет чистого золота — ярко-желтый, но из-за своей мягкости этот металл в чистом виде не используется для создания украшений. Ювелирные изделия делают из золотых сплавов, в которых золоту отведена лишь часть состава. Лигатуры (добавки) делают соединение тверже, прочнее, придают ему различные оттенки.
Розовый
- 375: темно-розовый,
- 585: нежно-розовый;
- 750: слегка розоватый.
Белый
Если перед вами украшение с белым оттенком, скорее всего, перед вами металл 750 пробы. 25% состава занимают серебро и палладий или серебро и никель.
Зеленый
- Темно-зеленый цвет характерен для 750 пробы с таким составом: 75% золота, 15% серебра, 6% меди, 4% кадмия.
- Бледно-зеленым материал получается, когда к 75% золота добавляют 23% меди и 2% кадмия.
- Желто-зеленый металл, скорее всего, имеет 750 пробу, а 25% состава отдано серебру.
Фиолетовый
Золотые украшения могут иметь фиолетовый оттенок, если сделаны из сплава 750 пробы, в котором 25% занимает алюминий или калий. Если цвет скорее голубоватый, то с высокой вероятностью это состав из 46% благородного металла и 54% родия, кобальта или индия.
Как отличить золото от подделки
Конечно, самым верным способом отличить золото от подделки является поход к ювелиру. Только он сможет дать 100% гарантию. Однако, многие ювелирные мастерские берут за экспертизу сумму денег, зачастую, равную цене изделия. Если же вы не готовы выбрасывать деньги на ветер, попробуйте самостоятельно сделать это одним из предложенных способов.
На зубок
Одним из самых простых способов проверки подлинности золотого украшения является метод наших предков. Нужно просто укусить его. На настоящем драгоценном металле всегда останутся следы зубов. Опасностью этого эксперимента является то, что в нем могут пострадать зубы и внешний вид ювелирных изделий. Порой в подделках встречаются очень твердые металлы.
Плюсы метода:
- очень простой в реализации метод.
Минусы:
- кроме золота существует много других мягких металлов;
- низкая точность проверки;
- риск повреждения ювелирного изделия.
Клеймо и проба
Возьмите в руки ювелирное украшение, которое вы хотите проверить. На каждом золотом изделии имеется знак качества – проба. Для того чтобы ее рассмотреть, скорее всего, понадобится лупа.
ИсточникПробирование ювелирных изделий: пробы, клейма, именники
Главное правило при покупке ювелирных украшений — наличие маркировки. Если ее нет, то это повод задуматься о том, подлинное ли перед вами кольцо или серьги? Говоря о пробировании ювелирных изделий, следует заметить, что маркировка по закону ставится даже на авторские вещи ручной работы: отметку на них оставляет государственная инспекция. Если ее нет, то это с большой вероятностью говорит о том, что перед вами дешевый сплав, который выдают за драгметалл. Что означает проба и кто ее ставит?
Кто ставит пробу и что это такое?
Клеймо, в народе известное как «проба»,— первое и самое важное свидетельство того, что вы купили подлинные серьги, кольцо или цепочку. Пробу на ювелирные украшения ставит госинспекция.
Что означает проба на ювелирных изделиях? Она означает, что вещь законно продается на территории России
Клеймо госинспекции состоит из следующих отметок:
- головка в кокошнике;
- шифр госинспекции пробирного надзора, который позволяет узнать, где проводилось апробирование;
- цифровой код.
Именно из цифрового кода можно узнать количество чистого драгоценного металла в сплаве.
Контур оттиска различается в зависимости от материала. Например, контур золота по форме напоминает лопатку, серебро имеет форму срезанного овала, а платина — вытянутый восьмиугольник.
Отсутствие оттиска возможно в двух случаях:
- Если в составе присутствуют только дешевые сплавы. Даже если вас уверяют, что это авторская работа, то на ней обязательно должна быть соответствующая отметка. Увидеть ее можно и невооруженным взглядом, но лучше с увеличительным стеклом внимательно рассмотреть знаки, чтобы различить всю информацию.
- Второй вариант — это серебряное украшение весом до 3 грамм. Согласно российскому законодательству, в этом случае маркировка ставится на добровольной основе, а потому может отсутствовать.
Именник
Что такое именник? Это клеймо, состоящее из четырех букв, которое содержит полную информацию о вещи в зашифрованном виде. Наносят именник возле пробы ювелирного изделия. Расшифровав его, можно узнать год производства, код инспекции и индивидуальный код производителя.
Какие бывают оттиски
Что касается того, какие бывают пробы ювелирных изделий, то в России самая высокая — 750 для золота и 960 для серебра, самая низкая — 375 и 720 соответственно. Эти значения свидетельствуют о процентном содержании драгметалла в составе. Так, 750 означает, что в кольце или серьгах 75% драгоценного металла.
Действительно, 750 отметка свидетельствует о высоком проценте чистого драгметалла в составе, но при этом и вещь будет отличаться меньшей износостойкостью, особенно если это белое золото: оно требует самого бережного, деликатного ухода, иначе на нем быстро появятся царапины и потертости.
В разных странах разная система маркирования. Например, на аксессуарах иностранного производства можно встретить как численные, так и буквенные обозначения. Также можно увидеть и другие обозначения серебра, например:
- sterling;
- silver;
- ster.
Нужно учитывать, что высшая проба – не всегда лучший выбор
Самая распространенная маркировка золотых украшений — 585. Такой материал отличается красивым внешним видом и сиянием, при этом он достаточно прочный. Самое востребованное клеймо на ювелирных изделиях из серебра — 925.
ИсточникПродолжаем ювелирную тему
В этом посте, как и обещал, я расскажу о легендах и мифах о ювелирах, а также о том, как не быть обманутыми не совсем честными представителями моей профессии.
Ювелир будет делать украшение из моего металла.
В 90% случаев ювелир будет делать украшение, добавляя свой металл, или даже металл другого клиента. Попытаюсь обьяснить, почему. Допустим, заказали вы у ювелира выпилить ромб из золота, примерно такой:
(первое попавшееся фото из гугла)
Допустим, ювелир даже не удивился странности вашего желания и принял заказ)
Естественно, все люди хотят так, чтобы максимально весь металл был в изделии. Но ювелиру же надо отлить и прокатать предварительно квадрат, чтобы выпилить из него ромб (вот сейчас не обращаем внимание на то, что ромб и есть повернутый на 45 градусов квадрат), соответственно металла ему требуется больше, а вы оставили только на ваш ромб, да и то с натяжкой.
Что делает в этом случае ювелир? Правильно, добавляет немного своего металла, а потом забирает обрезки назад. Официально, закон это запрещает, однако все всë понимают и даже пробирнадзор никого за это не ругает (недоказуемо, мол).
Если вы все же решили, что хотите металл именно ваш (цвет, может там особенный, или молекулы именно эти вам особенно дороги), то в этом случае несите ювелиру металла больше, чем требуется, процентов примерно на 50, не меньше. А то и больше, все зависит от технологии изготовления.
Сами мы делали украшение из металла одного заказчика без добавлений только один раз — когда клиентка принесла нам в переплавку здоровенные золотые часы (я бы даже сказал «котлы»). Самое главное, чтобы украшение держало пробу, а из какого конкретно металла оно сделано — абсолютно не важно — блестит? 585 написано? Дизайн устраивает? А что еще требуется от украшения.
Теперь поговорим о том, что такое проба.
Проба — это такое клеймо, которое ставится на украшение и подтверждает, что данное украшение имеет наличие в нем драгоценного металла (чистого) не меньше, чем указано на пробе. Допустим, проба 585 обозначает, что на килограмм такого сплава приходится не меньше 585 грамм чистого драгметалла, в данном случае золота. Проба может быть в виде оттиска
Обратите внимание, что на пробе изображена какая-то девушка — сейчас на клейме рисуют девушку в кокошнике (где там кокошник. ), раньше рисовали звезду, это еще в советское время. Так что, если ювелир отдает вам украшение, а на пробе стоит звезда — значит он вас обманывает и в пробирнадзор он это украшение не возил.
Пробу имеет право ставить ТОЛЬКО государственная инспекция пробирного надзора (ювелиры называют ее «пробирка»). Если пробирка поставила пробу на украшение, значит оно ДЕЙСТВИТЕЛЬНО держит пробу. Можете не сомневаться, там все очень строго. Каждое украшение проверяется с помощью натира на специальном камне и специального реагента. «Надурить» пробирку практически невозможно, поэтому, как правило, никто и не пытается.
На украшениях отечественного производства всегда перед пробой стоит, так называемый, «именник» (недавним законом его назвали так официально) — клеймо изготовителя. В отличии от пробы, именник ставит сам ювелир. Выглядит именник примерно так
Здесь зашифрованы: год производства, пробирная инспекция, которая ставила клеймо, и две последние буквы самого изготовителя. Ставится именник перед клеймом пробирнадзора и стрелочкой указывает на него. Важно обращать внимание на то, чтобы вторая буква именника совпадала с буквой в пробе. Также обращайте внимание на первую букву именника — в ней зашифрован год изготовления.
В 2017 — это «Т», в 2018 будет «У». Для чего это нужно? Некоторые, не совсем честные ювелиры, при переплавке, допустим, браслета, оставляют себе колечко с пробой, которое потом можно впаять в другой браслет, пробой ниже, разницу в металле — себе в карман. Также можно спросить у ювелира бумажку, в которой указаны буквы его именника и сверить их с буквами на изделии.
Также, стоит отметить, что если украшение не держит пробу — пробирнадзор ставит пробу ниже. Допустим — не держит 585? Ставим 500. Кому-то без разницы, кто-то относится к этому достаточно трепетно.
Продолжаем развеивать мифы)
Миф номер 2 — «Советское золото лучше, современное хуже, Польское дешевое, но еще хуже».
На самом деле золото и в африке золото. Может быть дело в пробе? Мы уже знаем, что сейчас золото клеймят 585 пробой (в СССР клеймили 583, но разница невелика), так называемое Польское золото тоже имеет пробу 14 карат, что соответствует 585 пробе. Тогда в чем же дело? А дело здесь именно в тех оставшихся 415 единицах.
При переплавке чистоты, золото разбавляют легирующим сплавом (лигатура), который состоит из меди, цинка и серебра. И вот соотношение этих металлов как раз и будет влиять на наше отношение к золоту.
В лигатуре советского периода — преобладала медь. Украшения с такой лигатурой получались более твердые и прочные, но более темные и не такие блестящие.
С современными лигатурами золото стало ярче блестеть, однако немного(!) потеряло в прочности.
Здесь уже вопрос личного отношения, кому какой металл больше понравится.
А вот с, так называемым, Польским золотом все совсем интересно. Стоят украшения из такого металла гораздо дешевле. Почему? Может потому, что в Польше больше золота? Или они альтруисты такие, в убыток работают? На самом деле Поляки гораздо раньше освоили технологии плетения «дутых» цепочек, максимально снижали вес при разработке моделей украшений.
Также в их лигатуре присутствует больше цинка, что придает золоту характерный желтый цвет, и совсем не придает прочности. В 90х их украшения потоком хлынули на наши прилавки, выгодно конкурируя с топорными советскими дизайнами. Естественно, в сознании людей, которые приобрели «недорогую», цепочку из полой трубки и не успели проносить ее и месяц, как она порвалась, четко сформировалась мысль — «желтое золото -как и желтый снег, обходи стороной»))) Кстати, на западе все золото — желтое, красноватый оттенок, характерный украшениям Российского производства, у них встречается редко. Отрадно, что в последнее время, во многом благодаря строгости наших законов к ювелирам, наш стандарт красноватого золота (он так и называется — «Русский красный») стал пользоваться популярностью за границей, а Российское пробирное клеймо становится «меткой качества»!
Теперь поговорим о камнях. Все знают, что такое фианит? Впервые этот камень был синтезирован в Физическом Институте Академии Наук (ФИАН), получил широкое распространение в ювелирке за свою плотность и яркость. А все знают, сколько должен стоить фианит? 1.5 миллиметра, прозрачный, круг — 20 копеек за штуку. 3мм, прозрачный круг — 1.5 рубля за штуку.
Информацию беру с одного из сайтов по продаже камней и вставок, лично мы всегда закупаемся именно там. Возможно увеличение цены до 1-2 рублей на местах розничных продаж — им тоже как-то жить надо, но когда я зашел в магазин «для ювелиров» (на самом деле для их богатых клиентов), и увидел фианит 1.5 мм по 35 рублей, я был в шоке) На мой вопрос, откуда такая инфляция, продавщица невозмутимо ответила -«младой челавек, это, между прочим настоящий фианит».
НАСТОЯЩИЙ. ФИАНИТ. От того, что я одновременно увидел сразу столько НАСТОЯЩИХ ФИАНИТОВ, я, по всей видимости должен был упасть в обморок и истечь благоговейной слюной! Для тех, кто еще не понял — это все равно, если бы я шел по улице и вдруг пнул НАСТОЯЩИЙ ГРАНИТ. На незнании людей очень многие спекулируют.
Ко мне однажды пришел мужчина, у него в печатке камень вылетел, предыдущий крепил другой ювелир. Мало того, что содрал за закрепку (ладно, прайс может у него такой), так еще и дополнительно взял 500 рублей за мелкий фианитик.
Он когда услышал, что камушек ему за счет фирмы — чуть не порослезился, он то думал, что мы ему ТАКОЙ подарок делаем) А когда узнал, сколько это стоит в реале — долго матерился на предыдущего ювелира. Другая женщина долго кричала, брызжа слюной, утверждая, что мы украли ее НАСТОЯЩИЙ ФИАНИТ и поставили мерзкую стекляху (на самом деле мы просто помыли украшение в ультразвуковой ванне, и камень стал блестеть). На утверждения о том, что таких фианитов у меня просто под рукой штук 5 лежит не обращала внимания. Еле отделались. Как не вестись на все это? — покупайте вставки в крупных магазинах, для экономии можно и в интернете.
В комментариях спрашивали — как отличить бриллиант от другого камня. На глаз отличить бриллиант от современного фианита может мало лишь кто. Я, допустим, не могу. Но для этого я купил специальный детектор бриллиантов — стоит он на али недорого, точность достаточно высокая.
Ни в коем случае не призываю всех бежать и расхватывать эти приблуды, но, возможно, такой тестер найдется у ювелира. Стоить у нежадного человека это будет бесплатно) Ибо процедура эта недолгая и простая. Один минус — данный тестер определяет только бриллианты. Все остальные камни (хоть бы и драгоценные), такая машинка не покажет.
И напоследок, затрону, упомянутую в комментариях, тему грязи. Все мы понимаем, что во время ношения изделия пачкаются. Грязь потихоньку забивается в укромные места украшения, и, как ни странно, тоже имеет вес. Получается, что сдавая украшение в ремонт или переплавку, ювелир записывает вес украшения с грязью, при выдаче вес становится меньше.
Многих это смущает, сам не раз выслушивал претензии на этот счет. Выхода здесь два — либо приносите изделия в чистом виде, либо просите ювелира перед приемкой помыть их. Будьте готовы к тому, что эта процедура может быть платная.
И всегда(. ) требуйте заполнения квитанции БО-10-ДМ. Это специальная форма, разработанная для частных ювелирных мастерских. Выглядит она примерно так:
Фото из интернета
Примерно — потому-что сейчас ювелиры имеют право разрабатывать свою квитанцию, но графы должны быть примерно те же. Многие ювелиры покупают какую-то квиташку-отписку и благополучно ее втюхивают, пользуясь незнанием людей.
Сам один раз такую чуть не получил — не сильны мы с женой в гравировке и, дабы не терять марку, пришлось частным образом обратиться к коллеге-конкуренту (клиент был в курсе и ничего не имел против). Именно такую отписку он мне и попытался всучить, однако по первому требованию (украшение не мое, мало ли что), со скрипом выписал Бо10. Цена при этом взлетела на 6 процентов.
Да,да, ровно на сумму налога, которую ему придется заплатить))) А в случае чего — без квитанции никто с вами и разговаривать не будет. Внимательно следите за заполнением граф — вес украшения вставки, проба, и.т.д. И обязательно храните эту квитанцию, хотя бы месяц.
А в целом — ювелиры говорят, что ювелирка — это бизнес на доверии. Если не доверяете мастеру, или имеете основания сомневаться в его честности — лучше обратитесь к другому. И себе нервы сбережете и другим людям. Как правило, ювелиры частники сидят на одном месте годами и очень берегут свою репутацию. Сарафанное радио — лучшая реклама для этого дела.
Знаю ситуации, когда старый ювелир, уходя на заслуженный отдых, уступал аренду конкретного, «намоленного» места за достаточно кругленькую сумму. Знаю и обратную ситуацию — знакомый ювелир снял помещение в том месте, где раньше сидел какой-то махинатор, долго боролся за репутацию, так как она изначально была подмочена) Да и сейчас, спустя годы, говорит, что народу не очень много, только периодически заглядывают какие-то грозного вида армяне и каждый раз спрашивают, не появлялся ли предыдущий арендатор) Поэтому, если про ювелира ходят стойкие нехорошие слухи — будьте аккуратнее.
Ну, пожалуй, на этом все. Вроде как на все вопросы ответил. В планах есть пост как открыть свою ювелирную мастерскую, но это потом, в следующем посте расскажу еще немного забавных историй. После первого поста с женой вспоминали, оказывается их достаточно много, не на один пост)
Источник