Чернение золота что это

Техника чернения в ювелирных изделиях

На протяжении многих столетий для того, чтобы придать украшению благородный и старинный вид, люди по всему миру использовали метод чернения изделий. Несмотря на то, что ему достаточно много лет, он не утратил своей актуальности, а приобрел статус классического приема декоративной обработки. Особенностью такой техники является выделение рельефности рисунка, игра на контрасте цветов, их оттенках и полутонах. Оригинальные элементы выгодно выделяются на фоне затененных участков.

Чаще всего эта техника используется на украшениях выполненных из серебра. На золотых изделиях её применяют реже, ведь это технически сделать сложнее. Другие виды драгоценных металлов не подлежат чернению. По причине того, что они имеют достаточно большую плотность, оно просто на них не держится и сползает.

Для создания оригинального изделия ювелиры выполняют на серебренном изделии чернение, после чего отшлифованные участки покрыть сияющим слоем позолоты. Такие аксессуары имеют шикарный вид с веянием старинным.

Нательный золотой крест с чернением

С помощью этого метода не только выделяют самые интересные элементы украшений, но также можно очень умело скрыть все недостатки, оплошности и места соединения деталей. Учитывая этот фактор в мире нет двух абсолютно похожих черненных дизайнов, потому что, при использовании этой техники видна каждая мельчайшая деталь, будь это царапина, нанесение штрихов или шов.

Продлить срок сохранности первоначального вида украшения возможно также с использованием этого метода, ведь такие изделия устойчивы к коррозийным процессам, таким как ржавение. Слой покрытия отлично отталкивает воду и другие вещества, не позволяя им проникать внутрь. Состав порошка для чернения готовится из определенного набора ингредиентов:

  • К основным относятся сульфиды серебра, меди и свинца.
  • Дополнительные элементы: висмут, бура и хлористый аммоний.

Как происходит процесс чернения украшений?

1. Подготовка украшения для чернения

Как и любой другой процесс, он начинается с полной очистки украшения. Его моют, полируют, шлифуют, для изделий, которые только вышли от ювелира, все эти этапы не нужны. После всех проделанных манипуляций наносится желаемое изображение, это может происходить несколькими методами:

По линиям уже имеющегося рисунка (глубина которого должна быть не менее 0,3 мм) наносится подготовленная смесь для чернения.

2. Нанесение смеси для чернения на изделие

Метод нанесения смеси существует двух видов:

  • Мокрый , при котором специальный подготовленный порошок увлажняют с помощью воды и аккуратно наносят тонкой кисточкой по всей площади изображения, тщательно заполняя все неровности. После полного испарения жидкости изделие помещается в специальную печь (муфел), где происходит процесс плавки рабочей смеси и она равномерно распределяется по всей поверхности рисунка.
  • Сухой метод отличается отдельным нанесением составляющих с разными структурами. Сначала наносится специально подготовленная жидкость. Следующим этапом является присыпание мелкой пудрой, которую делают тщательно перемалывая рабочую смесь. Потом изделие оставляют высыхать и только после этого отправляют в печь.

Любой выбранный способ заканчивается зачисткой. Его обрабатывают напильником или используют прием шабровки. Здесь нужно быть предельно аккуратным, что бы не зацепить выступы рисунка.

Техники чернения ювелирных изделий

Техники чернения также могут отличаться. Различают три основных вида этого процесса:

Разберем особенности каждого немного подробнее.

Отличительной чертой русского метода является то, что серу добавляют в основной состав порционно, а образовавшуюся смесь выливают на раскаленный лист металла, а не в воду как это происходит в других технологиях. После чего измельчают и отправляют на плавку вместе с флюсом и серой, в конце ее охлаждают. Чем выше должно быть качество черни, тем большее количество раз переплавляют последнюю смесь.

Читайте также:
Бриллиант как правильно выбрать

Особенность московской технологии в предварительном приготовлении отдельных компонентов с серой, таких как: свинец, серебро, медь. Дальше взяв все составляющие в определенных пропорциях происходит непосредственно сам процесс приготовления рабочей смеси с переплавкой, охлаждением и измельчением.

Германский метод предусматривает вливание свинца в сплав серебра и меди. Получившийся состав аккуратно вливают в порошок из серы тщательно перемешивая. Готовую смесь выливают в воду для охлаждения, после которого все измельчают. Особенностью этого метода можно назвать то, что смесь наносят только в влажном виде.

В современном мире существует огромное количество методов и технологий обработки и украшения ювелирных изделий, но чернение уже на протяжении многих столетий не сдает позиций по популярности и распространенности по всему миру. Нанесение легкой черной вуали на великолепные ювелирные изделия придает им загадочный вид и нотки старины, что не оставит никого равнодушным.

Источник

ЧЕРНЕНИЕ СПЛАВА ЗОЛОТА ЗлСрМ 583-80

Черненое золото — самобытная своеобразная область русского золотого дела. В нем с большим мастерством сочетается декоративная выразительность общего решения предмета с за-нимательной сюжетностью черневой части изделия.

Чернение золота — один из древнейших видов ювелирного дела. Трудно установить время начала искусства нанесения черневого орнамента на изделия из золота. Еще на ранних стадиях развития ювелирного искусства появилась потребность усилить, оживить вырезанный на драгоценном металле рисунок, сделать его возможно более четким.

Чернь — это сплав серы и сульфидов серебра, свинца и меди, иногда висмута в различных сочетаниях. Такой сплав прокладывают на изделия, как правило, по углубленной поверхности (гравировка, оброн, литье, рисунчатая штамповка, чеканка). На первый взгляд, технология получения черневого рисунка очень проста. Черневой сплав размельчают, просеивают, увлажняют и прокладывают на изделия. Затем изделия с проложенной чернью высушивают, обжигают, вплавляя чернь, расчищают до основного металла, шлифуют и полируют.

Существует множество рецептов для изготовления составов черни [1,2]. Более или менее значительные изменения в пропорции входящих в состав компонентов обеспечивают прочность и цвет черни — от светло-серого до бархатисто-черного, особенно красивого на золоте.

До нас дошло несколько указаний о том, как составлялась чернь [3]. В Риме чернь делали, сплавляя три части серебра, три части серы и одну часть меди. В Германии чернь изготовляли из четырех частей серебра, двух меди, одной части свинца и избыточного количества серы. Теоретически не должно быть разницы между составом черни для серебра и золота, однако документы XVI в. свидетельствуют о том, что в состав черни добавляли в небольшом количестве золото.

В настоящее время известен черневой сплав на основе сульфидов серебра, меди и свинца, в который введена добавка селена или теллура, обеспечивающая сцепление сплава с поверхностью изделий из золота [4]. Однако в практике массового производства применить этот сплав очень сложно из-за его повышенной токсичности.

Авторы разработали черневой сплав на основе существующего состава для чернения серебра с добавлением смеси солей минеральных кислот: азотнокислого и хлористого аммония, способных образовывать прочные, устойчивые соединения с поверхностью изделий из золота ЗлСрМ 583-80.

Было исследовано 15 составов черни, физические свойства некоторых из них приведены в табл. 1.

Физические свойства черневых составов при температуре обжига 700 — 720 o С

Сцепление после двухкратного проката Растекаемость, мм Пористость, количество пор/см 2 Цвет
Скалывание 11,0 3 Черно-серый
Адгезия 12,5 2 Черный
Скалывание 18,0 20 Серый
" 11,0 10 Черный
" 12,0 10 "
Адгезия 12,3 2 "
Скалывание 15,0 23 Серый
" 13 11 Черный
Адгезия 12,0 11 "
" 12,5 4 "
" 12,0 2 "
" 12,2 4 "
Скалывание 10,7 5 Серый

Как видно из данных табл. 1, можно добиться достаточно высокой адгезии черненого сплава к золоту 583 p , однако при этом чернь либо отличается высокой пористостью, либо цвет ее не соответствует цвету исходного состава.

Читайте также:
Куда поехать в феврале по золотому кольцу

Проведенные исследования позволили выбрать для дальнейших работ наиболее качественные составы, отвечающие требованиям, которые предъявляются к черненому покрытию (табл. 2).

Составы черневых сплавов

Компоненты Количество, вес. % Номера составов 2 6 9 10 11
Сульфиды
серебра
14,0 12,0 10,0 15,0 13,0
меди 41,5 42,0 45,0 40,0 42,0
свинца 43,0 44,0 44,0 43,0 43,5
Аммоний
хлористый
0,5 1,0 0,5 1,0 1,0
азотнокислый 1,0 1,0 0,5 0,5 0,5

Указанные составы были подвергнуты испытаниям на:

1) растекаемость черни на поверхности золота ЗлСрМ 583-80;

2) прочность сцепления черневого сплава;

3) пористость черневого покрытия;

4) цвет и блеск черневого покрытия;

5) химическую устойчивость черневого сплава.

Приведенные в табл. 2 черневые составы устойчивы к обработке в разбавленных щелочах (например 5-10%-ных вод-ных растворах NaОН и КОН) и кислотах (например 10%-ных водных растворах HCl, H2SO4, HNO3, СH3СООН) в течение 15 мин и выдерживают испытания на удар (при нагрузке 0,02 Гм/см2) и разрыв (удлинение в два раза).

Растекаемость черни по поверхности сплава ЗлСрМ 583-80 определяли путем расплавления штабиков из черни при оптимальном температурном режиме. Для измерения растекаемости из черневого сплава приготовляют порошки определенной фракции (остаток между ситами № 02 и 0063).

Растекаемость черни по поверхности сплава ЗлСрМ 583-80 определяли путем расплавления штабиков из черни при оптимальном температурном режиме. Для измерения растекаемости из черневого сплава приготовляют порошки определенной фракции (остаток между ситами № 02 и 0063). Навеску порошка в 1 г увлажняют раствором смеси хлористого и азотнокислого аммония и спрессовывают на ручном прессе штабики диаметром 10 мм, затем устанавливают на подготовлен¬ную пластину сплава золота ЗлСрМ 583-80 и высушивают в сушильном шкафу при температуре 100-150 o С в течение 2 час, после чего помещают в муфельную печь, нагретую дo температуры испытания. Через 1,0-1,5 мин, когда чернь расплавится, пластину вынимают из муфеля и после остывания измеряют диаметр (мм) растекшейся капли.

Прочность сцепления определяют, изгибая пластину золота с черневым рисунком на угол 90° и возвращая ее в прежнее положение. Сцепление считается хорошим, если при двукратном изгибе черневое покрытие остается без изменений. Допу¬скается наличие небольших трещин и сколов на границе сплавов ЗлСрМ 583-80 и черни, видимых в микроскоп.

При испытании на разрыв пластину из золота с черневым рисунком прокатывают на вальцах, в результате чего происходит удлинение сплава ЗлСрМ 583-80 с чернью. Если при двухкратном удлинении на границе чернь — сплав ЗлСрМ 583-80 сколов и трещин не обнаруживается при визуальном просмотре, сцепление считают хорошим.

Пористость черневого рисунка определяют по количеству пор, приходящихся на 1 см 2 . Плотным черневым рисунком считают тот, где на 1 см 2 приходится не более четырех пор диаметром 0,1 — 0,2 мм.

Цвет и блеск черни устанавливают визуально, сравнивая с образцом, при этом учитывают, что хорошо проплавленный черневой сплав после припуска должен иметь металлический блеск. Цвет черни должен быть бархатисто-черным.

Химическую устойчивость черневого сплава проверяют в агрессивных средах. Для количественного определения химической устойчивости черневого сплава применяют зерновой метод: изменение веса черневого сплава после обработки в минеральных кислотах [5]. Кроме зернового метода, качество черневого рисунка определяют, предварительно выдерживая его в растворах азотной, серной и уксусной кислот и растворах щелочей в течение 14 мин. Черневое покрытие, не потерявшее блеска, цвета, не имеющее пор, считают химически устойчивым.

Один из важнейших технологических параметров — температура обжига черневого сплава. Для установления температурного режима обжига черни были приготовлены пластины золота ЗлСрМ 583-80, на которые прокладывалась чернь. Пластинки высушивались и обжигались в муфельной печи при фиксированной температуре. Плавление черни оценивалось визуально.

Оптимальную температуру обжига определяли по растекаемости черни, прочности сцепления ее с золотой основой, степени пористости покрытия. Результаты даны в табл. 3.

Плавкость и растекаемость черни при обжиге

Температура обжига, o С Время, мин Результаты визуального наблюдения
350 3
5
10
Чернь не спекается
400 3
5
10
Tо же
450 3
5
10
"
500 3
5
10
Чернь спекается частично, оплавления нет
550 3 Полное спекание и оплавление
600 3 Полное оплавление и начало растекания
620 2 Поверхность шероховатая
640 2 "
660 2 Поверхность блестящая, пор нет
680 2 То же
700 2 "
720 2 Поверхность пережженная
Читайте также:
Умиление пресвятой богородицы значение

По данным табл. 3 видно, что при температуре более 660 о С наблюдается полное растекание черни на образце.

Испытания показали (рисунок), что растекаемость капли черневого расплава с увеличением температуры повышается. Однако диаметр капли увеличивается сравнительно немного при повышении температуры с 660 до 720 o С. Это обусловливается поверхностным натяжением расплава и смачиваемостью сплава золота.

Хорошая адгезия черневого сплава ЗлСрМ 583-80 достигнута за счет введения в состав первого хлоридно-нитратной смеси аммонийных солей.

При нагревании черневого сплава, содержащего азотнокислый и хлористый аммоний, на поверхности золота ЗлСрМ 583-80 происходят следующие процессы:

— взаимная диффузия: расплав — твердое тело.

Химические реакции

Смесь азотнокислого и хлористого аммония при нагревании обладает реакционной способностью, как смесь азотной и соляной кислот, поэтому до полного разложения аммонийных солей (~700оС) протекает реакция растворения золота на границе расплав черни — сплав золота ЗлСрМ 583-80 по типу Au + 3HNO3 + HCl → HAuCl4 + 3NO2 + 3H2O с последующим восстановлением золота из золотохлорводородной кислоты или ее аммонийных солей. Восстановлен¬ное золото обеспечивает надежное сцепление черневого сплава с основой.

Диффузия

Особенности процесса диффузии в твердом теле существенным образом зависят от дефектности структуры твердого тела [6].

В сплаве ЗлСрМ 583-80 диффузия осуществляется по междуузлиям и вакансиям: элементы черневого сплава проникают с поверхности на глубину до 80 мк. Для определения диффузионного слоя с поверхности сплава ЗлСрМ 583-80 авторы изготовили шлифы и осмотрели их с помощью металлографического микроскопа.

Установлено, что в реакциях данного вида особенно активен свинец. Если снять черневой сплав с поверхности сплава ЗлСрМ 583-80 и растворить его, нагревая в НNО3, то на поверхности останется темный шероховатый след. При специаль¬ной термической обработке происходит вспучивание на месте темного пятна, характерное в случае наличия примесей свинца.

Для того, чтобы подтвердить наличие примесей свинца в поверхностном слое сплава ЗлСрМ 583-80 после снятия черни, проводился спектральный анализ, показавший присутствие сле-дов свинца, вместе с тем, в стандартном образце сплава ЗлСрМ 583-80 таких следов не обнаружено. При стравливании черневого пятна концентрированной азотной кислотой на поверхности сплава золота наблюдается четкая кристаллическая структура с явными следами нерастворимых примесей.

На основании изученных экспериментальных данных авторы разработали технологический процесс декоративной обработки изделий из золота новым черненым сплавом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрющенко А. М. Руководство золотых и серебряных дел мастерства. Ниж. Новгород, 1904.

2. Монцер М. В. Гравирование и художественная отделка металлов. С. П. Издательство А. Ф. Сухова, 1911.

3. Постникова-Лосева И. М., Платонова П. Г., Ульянова Б. Л. Русское черневое искусство. М, «Искусство», 1972.

4. Зайцев В. Н., Сарбаева Н. В., 3асухина Л. 3. Черневой сплав для нанесения на ювелирные изделия из золота и его сплавов. Авторская заявка № 2149901/23-26 от 21.04.75 г

5. Варгин В.В. и др. Технология эмали и эмалирование металлов. Л., «Машгиз», 1959.

Источник

Что такое черное золото

Цветное золото становится более распространенным в ювелирной промышленности. За счет включения в сплав элементов, придающих конкретный оттенок, производители добиваются оригинального внешнего вида украшений. Путем использования последних научных находок запустили производство, в том числе, и благородного металла чёрного цвета. Черное золото — это сплав, который высоко оценивается в ювелирном деле, характеризуется мягким и глубоким цветом и сочетается с другими видами и драгоценными камнями.

Производство и компоненты

Что такое черное золото? Существует четыре основных технологии производства:

  1. Сплавление золота, кобальта и хрома в соотношении 75%, 15% и 10% с последующим окислением поверхности при температуре от 700 до 950 градусов по Цельсию. На выходе металл имеет 750 пробу, устойчив к вмятинам и царапинам, отличается хрупкостью.
  2. Гальванический способ или покрытие родием или рутением. В результате на поверхности возникает своеобразная пленка, которая придает нужный оттенок и играет роль защиты от механических повреждений. Гамма цветов колеблется от светло-серого до черного. Со временем пленка истончается и истирается, тогда требуется частичный ремонт и дублирующая обработка.
  3. Напыление аморфного углерода, обыкновенно используется для чернения больших площадей поверхности, например, для браслетов или часов.
  4. Лазерный способ: на покрытии формируются новые нано-структуры, способные поглощать свет, благодаря чему достигается глубокий черный оттенок.
Читайте также:
Черный бриллиант дешевле белого почему

Перечисленные способы высокотехнологичны и отличаются спецификой, неизвестной для широкого круга потребителей. Поэтому изделия из черного цвета высоко ценятся на рынке.

Преимущества черного золота

Украшения такого типа ценятся потребителями, в том числе в мире высокой моды, благодаря следующим достоинствам:

  • универсальность цвета, сочетаемость с другими драгоценными металлами или камнями;
  • недорогое и быстрое восстановление покрытия в ювелирных мастерских при необходимости;
  • эффектность гравировки. Надписи на желтом или белом золоте смотрятся менее интересно;

возможность «подбора цвета»: от светлого серого до насыщенного и глубокого черного;

  • яркий и эффектный визуальный облик: необязательно использовать дополнительные камни;
  • стильно и невульгарно выглядит как на женщинах, так и на мужчинах:
  • гипоаллергенность сплава, безопасность для здоровья;
  • повышенная прочность и защита от сколов или царапин.

Но изделия стоят выше средней планки и выбор ограничен. Также нужно проявлять аккуратность и бережность в обращении: любые механические повреждения будут более заметны, чем на продукции белых и желтых цветов.

Рекомендации по хранению и очистке

Черный драгметалл не рекомендуется использовать во время физических нагрузок во избежание повреждений, лучше снимать при контакте с водой. Запрещено использовать агрессивные химические составы для очистки, мыть в мыльном растворе, протирать мягкими тканями без использования щеток или губок. Хранить лучше в специализированных футляров в расправленном состоянии (если речь идет о цепочках), избегать заломов.

Черное золото и ломбарды

В ломбардных организациях также высоко оцениваются черные драгметаллы. Оценка стоимости происходит мастером-ювелиром в обычном порядке после изучения клейма и химического состава. В отдельных случаях украшение можно найти на прилавках ломбардов, реализация осуществляется со всей необходимой документацией, проба обязательно проверяется в ювелирной мастерской.

Источник

Все о чернении золота

Все о чернении золота

Черненое золото – один из наиболее актуальных трендов в современном ювелирном дизайне. Добиться оригинальной окраски драгоценного изделия можно даже в домашних условиях.

Что это такое?

Чистое золото всегда обладает желтым цветом, поэтому любой другой оттенок получается только искусственным путем.

Это может быть как добавление в сплав иных элементов, так и использование сложного красителя.

Чернение золота проводится тремя способами.

  1. Изделие может быть покрытым слоем родия.
  2. Черненое золота получается, когда в лигатуру добавляют кобальт, серу и хром.
  3. Наконец, помочь может применение аморфного углерода.

Прочный кобальт обладает серебристым цветом с желтым или синим оттенком, а хром окрашен либо в черный, либо в синий цвет. Сера же в данном случае выполняет роль дополнительного материала, способного создавать соединения с другими элементами. После обогащения лигатуры данными материалами сплав приобретает не только насыщенный темный оттенок, но и большую прочность.

Золотой сплав черного цвета обладает в своем составе 75% золота, 15% кобальта и 10% хрома.

После создания сплава и придания ему нужной формы, объект обязательно окисляют при высоких температурах. Именно после заключительного этапа и образуется глубокий темный цвет металла.

Процесс покрытия драгоценностей родием называется родированием. По его завершении поверхность покрывается защитной пленкой, обладающей требуемым оттенком. Аналогичный эффект возникает и когда металл покрывается пленкой из аморфного углерода.

Родирование часто применяется при изготовлении драгоценных украшений, так как мастер способен варьировать насыщенность оттенка и так выбирать из довольно широкой палитры цвета, от серого до фиолетового.

Чернение золота, главным образом родием, придает изделию не только оригинальный внешний вид, но и увеличивает его износоустойчивость. Металл становится более пластичным, не окисляется и лучше противится действию реагентов и негативных внешних факторов.

Читайте также:
К чему снятся золотые часы

Золото, подвергшееся чернению, может оказаться практически любого цвета, от светло-серого до насыщенного черного. Наиболее яркий «классический» цвет получается при использовании лазерной обработки. Добавление хрома, кобальта или серы позволит сменить цвет на коричневый или сизый.

Надо сказать, что в ювелирной отрасли при помощи чернения принято создавать акцент на самой необычной части украшения либо же использовать для маскировки стыков, соединений и недостатков работы.

Иногда чернь применяется просто для того, чтобы удлинить срок эксплуатации изделия, так как покрытие является водоотталкивающим и устойчиво к появлению ржавчины.

Помимо вышеуказанных преимуществ черного золота, можно добавить, что такой драгоценный металл абсолютно безопасен для здоровья и является гипоаллергенным.

Однако у эффектно выглядящих изделий имеется и ряд недостатков. Черное золото стоит довольно дорого, но в большинстве случаев сдать в ломбард его невозможно. Царапины и другие повреждения на поверхности выглядят гораздо более заметными, чем на желтом или белом металлах. Наконец, пока что такой товар довольно сложно найти в ювелирных магазинах из-за ограниченного выбора.

Технология

В домашних условиях, как правило, проводится не полное чернение украшения, а лишь акцентирование предварительно нанесенного изображения. В этом случае процесс начинается с подготовки изделия – оно не только отмывается, но сразу же полируется и отшлифовывается. Если это новое украшение, только что покинувшее руки ювелира, то данный этап можно пропустить. На очищенной поверхности создается изображение таким образом, чтобы глубина линий составляла минимум 0,3 миллиметра. Сделать это можно разными способами, к примеру, отчеканить, выгравировать или отштамповать узор.

Подготовленная смесь будет наноситься именно по созданным углублениям одним из двух способов: мокрым или сухим.

В первом случае порошок для чернения слегка увлажняется с водой, после чего наносится на всю площадь изображение. Когда жидкость испарится, предмет необходимо будет поместить в печь, благодаря чему начнется процесс плавки субстанции. Благодаря термической обработке, смесь распределится по всей поверхности.

При выборе сухого способа изделие сперва придется обработать специальной жидкостью, после чего посыпать мелко измельченным чернящим препаратом. После высыхания предмет также отправляется в печь на термическую обработку.

В обоих случаях работа завершается зачисткой при помощи напильника либо же с применением метода шабровки. Состав порошка, который применяется для чернения, всегда комбинируется из основных и дополнительных компонентов. Основными являются сульфиды меди, свинца и серебра, а к дополнительным принято относить висмут, буру и хлористый аммоний.

Подготавливая смесь для обработки металла, необходимо определиться с методом чернения – будет ли он русским, московским или германским. При выборе русского метода серу необходимо порционно ввести в основной состав, а саму смесь вылить не в воду, а на раскаленный металлический лист. Измельчив субстанцию и переплавив с флюсом и серой, чернь необходимо охладить.

Московская технология требует отдельного приготовления смесей серы со свинцом, серебром и медью. Рабочая смесь формируется из всех этих соединений, взятых в определенных пропорциях.

Требуются также переплавка, охлаждение и измельчение. При использовании германского способа свинец вливается в медно-серебряный сплав, после чего все соединяется с серным порошком. Получившаяся рабочая смесь охлаждается в воде, а затем измельчается.

Где применяется?

Первое, что приходит на ум, когда речь идет о черненом золоте – это украшения. Данный металл активно используется в ювелирном деле, становясь основой для колец, подвесок, часов и других изделий. Очень часто материал применяется и для создания мужских аксессуаров.

Довольно часто черное золото используется для промышленного производства – к примеру, для создания тонкой фольги или же деталей микроволновой печи.

Помимо этого, его применение возможно в химической и нефтегазовой промышленности, нанотехнологиях, телекоммуникациях, космическом строении и иных отраслях. Черненый металл обладает преимуществом в сварочных и грунтовых работах. В машиностроении данный материал незаменим для защиты корпуса от коррозии и ржавчины.

За процессом родирования золота в домашних условиях вы сможете понаблюдать в следующем видео.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...