Черненое серебро это в древней Руси

Другой не менее известный вид искусства — чернение по серебру.

Народная молва, как известно, приписывала серебру — драгоценному металлу с мягким блеском — волшебные свойства. Уронить в воду серебряное колечко, дареное суженым, — к разлуке. В серебряном блюдце, по которому катается наливное яблочко, можно весь мир увидеть. Если любимый человек ушел в ратный поход, посмотри в серебряный ковш: увидишь черные крапинки — жди горестных вестей.

Древняя Русь искони знала тонкое искусство черненого серебра. На серебряной стенке старинного бокала — изображение головы оленя, увенчанной короной. Словно кто-то черной тушью аккуратно провел линии острым пером по серебряному фону. Собственно говоря, чернение по серебру — это своеобразная гравюра на металле, рассчитанная на долгую жизнь, на века.

Огромные коллекции русского и зарубежного художественного серебра собрались постепенно в Оружейной палате. Иностранные посольства, прибывая в Москву, привозили в подарки дорогие кубки, блюда, чаши, солонки, столовые и стенные подсвечники. Английские и немецкие ученые, изучающие искусство обработки серебра в своих странах, неоднократно приезжали в Оружейную палату, так как нигде в других местах нет таких богатейших собраний изделий западных мастеров-серебряников.

Галилео. Чернение серебра

Вещественную историю древнерусского ювелирного искусства, да, пожалуй, и всей отечественной мелкой пластики — резьбы по дереву, кости и камню, медного литья, золотых и серебряных изделий— можно воочию увидеть, посетив музей в Троице-Сергиевой лавре. В течение веков в лавру знатные и богатые люди делали вклады-подарки, бывшие нередко великолепными образцами прикладного искусства. В монастырскую ризницу поступали работы наиболее прославленных мастеров страны. Постепенно и при самой лавре сложилась самостоятельная школа, созданные там миниатюрные шедевры имеют высокую эстетическую ценность. Особенно прославился резчик и ювелир Амвросий, который жил в середине пятнадцатого века и выполнял бесчисленные заказы монастыря, подобно тому как Микеланджело и Бенвенуто Челлини — заказы римских пап, Медичи и других меценатов.

До наших дней сохранилось много работ Амвросия и его круга. Исследователи обратили внимание на близость миниатюр троицкого мастера к живописи Андрея Рублева: тот же лиризм, возвышенность и обобщенность образов, мягкость, любовь к изяществу формы и цвета. Близость эта вполне понятна: живя там же, где несколькими десятилетиями раньше трудился гениальный художник, Амвросий не мог не испытать могучего влияния Андрея Рублева, его традиций.

С мастерством человека, влюбленного в свое дело, создавал Амвросий миниатюрные «иконостасы», обильно украшенные золотом; в этих миниатюрах и общая композиция, и изображения святых поразительно схожи с рублевскими фресками и иконами. Как ювелир Амвросий обладал характерным почерком, которому старались подражать позднее другие мастера.

Читайте также:
Что такое серебряная амальгама

Золотые створки старинного складня Амвросий украсил затейливым и живописным филигранным узором. Перегородки в орнаменте были им заполнены разноцветной мастикой — вся сканая поверхность сверкала разнообразными красками. До наших дней, к сожалению, дошли лишь следы синего и красного цветов, остальную мастику смыло время. Но сам прием расцвечивания скани краской позднее, уже после смерти Амвросия, получил большое применение, хотя вместо мастики ювелиры семнадцатого века обычно применяли эмали.

Что такое, черненое серебро?

Амвросий и его ученики трудились над украшениями не только для своей обители. В далеком Кирилло-Белозерском монастыре сохранилось Евангелие, композиция и скань на окладе которого напоминают то, что делал Амвросий. Есть основание предполагать, что над окладом этого Евангелия поработали троицкие ювелиры. Любопытно, что в монастырских делах упоминаются профессии крестечников, посошников, серебряников; называются имена, видимо, наиболее видных мастеров: Андрей Искусник, Леонид Златописец, Илья Резчик.

Закрыть Как отключить рекламу?

Среди бесчисленных сокровищ, хранящихся и поныне в Лавре, редкостный интерес представляют изделия из так называемой коробьи новгородской Ивана Грозного. Про эту коробью (т. е. сундук) Грозного в описи за 1641 год сказано: «…в ней дачи блаженные памяти государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси по царевиче по князе Иване Ивановиче и по апальных».

Иными словами, царем были вложены ценности за упокой души казненных или отправленных в ссылку открытых, явных или мнимых недругов царя. Вот амулет-змеевик, сделанный из яшмы и обрамленный в золото. На лицевой стороне амулета умелец четырнадцатого века вырезал Спасителя, сидящего на престоле; на обороте резчик изобразил голову медузы с тянущимся из нее множеством змей. Дорогой старинный амулет, что должен был хранить человека от несчастий, не помог его последнему владельцу. А был им сын Грозного — Иван, которого, как известно, деспотичный царь убил в припадке гнева.

Но как бы ни были знамениты и прославлены люди, для которых трудились древнерусские мастера, как бы ни были величественны или трагичны судьбы владельцев драгоценностей, за любым изделием всегда стоит для нас образ мастера, творца, создателя красоты.

…В детстве почти каждое лето я проводил в Плесе, волжском городке (основанном еще Василием Темным), прославленном Левитаном, воспетом в стихах Дмитрия Семеновского и лирической прозе Николая Смирнова, автора книги «Золотой Плес». Со второго этажа, белого особняка на гористой улице была видна Волга, удивительно красивая по вечерам, когда пароходы светились огнями-звездами. В тихом и уютном городе дачники быстро знакомились между собой, часто становились друзьями.

Читайте также:
Имеется следующий перечень химических веществ железо нитрат серебра серебро нитрат железа 2

Мне запомнилось, как однажды Николай Павлович Шлеин, тогда уже известный художник, любивший рисовать плесские пейзажи, повел меня в гости к местному ювелиру. Последний оказался словоохотливым стариком, пышная борода делала его похожим на оперного Ивана Сусанина.

Живая древняя Русь. Книга для учащихся i_081.jpg

Сухарница. Изделие красносельских мастеров. Филигрань.

Добродушный кустарь охотно показал нам свои изделия: золотые серьги-«калачи», ажурные серебряные подстаканники и миниатюрные серебряные рюмки, позолоченные внутри. Николай Павлович подержал серьги на ладони и, улыбнувшись 6 пышные усы, сказал:

— Хороша вещь, да ведь золотые «калачи» делали еще при Владимире Красном Солнышке…

Ювелир засуетился — он был, видимо, взволнован встречей с художником, близко знавшим Репина, ездившим недавно на Капри рисовать Максима Горького, — и робко возразил:

— Я все по старинке делаю. Надежней, знаете. Руку показывают мастера не у нас в Плесе, а в Красном…

И старик стал рассказывать жуткие красносельские бывалошные истории о лихих людях, что проникали по ночам в дома ювелиров, о лесных разбойниках, что подстерегали дедов, везших на ярмарки свои изделия. Истории были старые-престарые, но ювелир говорил так горячо и убедительно, что и впрямь думалось: жить в Красном страшновато.

Когда меня впервые повезли в Красное (а до него от Плеса рукой подать), я увидел, что дома в селе напоминают крепости. Кустари жили небогато, но изделия, которые они показали нам: браслеты, рамки, медальоны, кольца — вызвали восторг. Особенно мне понравился серебряный конь, впряженный в тарантас! Как, удивлялся я, можно отлить из серебра такого крохотного конька!

Впечатления детства всегда памятны, и Красное для меня навсегда стало олицетворением красоты, воплощенной в драгоценных изделиях.

Если тебе, друг-читатель, придется путешествовать по Верхней Волге, не пожалей несколько часов и остановись в селе Красном.

…О происхождении села Красного на Волге существует несколько легенд.

Одна из них гласит, что на волжских крутоярах, на дальних подступах к Костроме, произошла некогда жестокая сеча с ордынцами. Столько было убитых и раненых, что земля от пролитой крови покраснела. С той поры место и зовется Красным. Однако это слово имело в древнерусском языке и другой смысл. Оно употреблялось в народной речи для обозначения яркого, светлого, прекрасного.

Читайте также:
Земля небо деревья все было покрыто тусклым серебром обобщающее слово словосочетание

Трудно придумать более удачное название для этого живописного местечка на волжском берегу. Жители здесь с незапамятных времен занимаются художественными ремеслами: делают украшения из золота, серебра и других металлов, широко применяя чеканку, гравировку, эмаль, филигрань.

Источник: litlife.club

Чернь по серебру: вековые традиции ювелиров

Известно, что технику «чернение» при декорировании серебряных изделий широко применяли мастера,
жившие в V веке до нашей эры на территории Северного Причерноморья. Тому свидетельствует множество археологических находок в виде серебряных изделий с чернью. Тем не менее, особой популярностью этот вид гравировки пользовался на Руси в X веке, начав свой славный путь в городе Чернигов.

Мастера многих русских городов, таких как Великий Новгород, Москва, перенимали секреты чернения металлов друг у друга, совершенствуясь в искусстве. Эпоха Возрождения способствовала распространению данного вида декора за пределы территории Руси, особенно популярно было оружие, украшенное черненым орнаментом. В XVIII веке пальму первенства по искусству чернения серебра приняли мастера Великого Устюга, образовав художественный центр.

Великоустюгская (северная) чернь

Всемирную славу Великий Устюг приобрел знаменитой «северной чернью». Чернь — это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок.

Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона — прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла. От способа приготовления черни и пропорций ее составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличается особой прочностью и богатой гаммой — от пепельно-серого до густо-черного.

Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров. Стилистические особенности их творчества оказали влияние на работы мастеров Архангельска, Вятки, далекого Тобольска.

Народная молва, как известно, приписывала серебру — драгоценному металлу с мягким блеском — волшебные свойства. Уронить в воду серебряное колечко, дареное суженым, — к разлуке. В серебряном блюдце, по которому катается наливное яблочко, можно весь мир увидеть. Если любимый человек ушел в ратный поход, посмотри в серебряный ковш: увидишь черные крапинки — жди горестных вестей.

Древняя Русь искони знала тонкое искусство черненого серебра. На серебряной стенке старинного бокала — изображение головы оленя, увенчанной короной. Словно кто-то черной тушью аккуратно провел линии острым пером по серебряному фону. Собственно говоря, чернение по серебру — это своеобразная гравюра на металле, рассчитанная на долгую жизнь, на века.

Читайте также:
Гидроксид натрия будет вступать в реакции с нитратом серебра

Огромные коллекции русского и зарубежного художественного серебра собрались постепенно в Оружейной палате. Иностранные посольства, прибывая в Москву, привозили в подарки дорогие кубки, блюда, чаши, солонки, столовые и стенные подсвечники. Английские и немецкие ученые, изучающие искусство обработки серебра в своих странах, неоднократно приезжали в Оружейную палату, так как нигде в других местах нет таких богатейших собраний изделий западных мастеров-серебряников.

Как высоко ценились русские изделия во всем мире, мы можем судить по средневековому трактату, написанному монахом Теофилом, который, обращаясь к своему «возлюбленному сыну», писал: «Если ты внимательно его (трактат. — Е. О.) изучишь, то найдешь там, что имеет Греция в разных видах и смешениях цветов, что изобрела Русь в искусстве эмали и разнообразии черни».

 (465x600, 63Kb)
 (429x600, 76Kb)
 (445x600, 65Kb)
 (427x600, 59Kb)
 (405x600, 75Kb)
 (499x600, 79Kb)
 (500x363, 54Kb)
 (600x419, 79Kb)
 (600x515, 103Kb)
 (600x315, 19Kb)
014 (600x413, 88 Kb)
 (600x410, 66Kb)
 (399x600, 82Kb)
 (420x415, 109Kb)

Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям

Источник: www.liveinternet.ru

Чернь по серебру: вековые традиции ювелиров

Проходя мимо витрины ювелирной лавки, невольно останавливаешь свой взор на серебряных изделиях с нанесенным орнаментом. Словно тонкой кистью с черной краской обведены морозные узоры на серебряном стекле. Взглядом очерчиваешь каждый завиток черни по серебру, пытаясь уловить каждую деталь. Украшения из серебра с чернью прекрасно оттеняют нежную женскую кожу, а изделия для мужчин подчеркивают статус и индивидуальность стиля. Столовое серебро создано с нотой аристократизма, по-королевски роскошно, и достойно коллекции фамильных драгоценностей.

Чернь по серебру — немного истории

чернь серебро

«Ах, чернь по серебру, — Земля на фоне неба. » Известно, что технику «чернение» при декорировании серебряных изделий широко применяли мастера, жившие в V веке до нашей эры на территории Северного Причерноморья. Тому свидетельствует множество археологических находок в виде серебряных изделий с чернью.

Тем не менее, особой популярностью этот вид гравировки пользовался на Руси в X веке, начав свой славный путь в городе Чернигов. Мастера многих русских городов, таких как Великий Новгород, Москва, перенимали секреты чернения металлов друг у друга, совершенствуясь в искусстве.

Эпоха Возрождения способствовала распространению данного вида декора за пределы территории Руси, особенно популярно было оружие, украшенное черненым орнаментом. В XVIII веке пальму первенства по искусству чернения серебра приняли мастера Великого Устюга, образовав художественный центр.

Особым спросом пользовались серебряные табакерки, подносы, бокалы, чарки, всевозможные шкатулки и коробочки для туалетных принадлежностей, украшенные черненой гравировкой. Традиции нанесения рисунка на металл сохранились до наших дней, в основном, благодаря мастеру М. Кошкину и его ученику М. Чиркову, живших в XIX веке в Великом Устюге, и передавших свои навыки последующим ученикам. Особенность устюжского чернения — уникальная технология приготовления и сплавления черни и драгоценных металлов, что придает особую прочность и цветовую насыщенность орнаменту. Мастера в основном используют растительные узоры, а также вводят изображения мифологических животных, птиц и зверей.

Читайте также:
Как доехать до водопад серебряные струи

Мировая известность черни по серебру

Ювелирные изделия из серебра с чернью пользуются особой популярностью. Их приобретают для музейных коллекций, выставляют в качестве лотов в известных аукционных домах. Например, на аукционе в доме «Сотбис» была выставлена серебряная с чернью супница 1795 года, из разряда «всплывшее эмигрантское серебро», клейменная мастером Семеном Кузовым. Первоначальная оценочная стоимость была 30 тысяч долларов, однако новоиспеченному владельцу она досталась за 338,5 тысяч долларов.

чернь серебро

При выборе столового серебра для фамильных коллекций особой популярностью пользуются российские марки «Кубачи» и «Северная чернь». Однако европейские ювелирные дома также не отстают, и что касается ценовой политики, то на порядок обгоняют отечественных мастеров. Например, французское столовое серебро, марка «Christofle», на двенадцать персон стоит порядка 18-24 тысячи долларов. Для сравнения, подобный набор из 157 предметов на двенадцать персон марки «Северная чернь» стоит менее чем 18 тысяч долларов.

Мода на серебряные украшения Серебряные украшения — лучший выбор для мужчин и женщин вновь возвращается. Они отлично сочетаются как с повседневной одеждой, так и прекрасны в качестве дополнения вечерних туалетов. Раньше серебряные изделия считались привилегией молодежи, в силу своей недороговизны. Однако все чаще представители высших слоев общества начинают обращать свои взоры в сторону этого благородного металла. Украшения из серебра с чернью пользуются широкой популярностью, и подчас приобрести эксклюзивный шедевр в виде серебряного колье, или браслета Искусство носить браслеты с чернью может позволить себе не каждый.

Так, например, серебряное с чернью кольцо О чем может рассказать драгоценное кольцо? петербуржского производства в виде «черепашки» стоит около 1000 долларов. А настольная фигурка «зебра» знаменитой марки «Buccellati», выполненная также из серебра с нанесением черни, стоит по предварительной оценке 500 долларов.

Серебряные ювелирные изделия из серебра с чернью актуальны и в наши дни. Благородство металла и искусство мастеров не оставит равнодушным ни одного ценителя и любителя серебра. Каждый найдет свое «серебро с чернью».

Источник: www.luxemag.ru

Рейтинг
Загрузка ...