Черное серебро – что это?
Известно, что серебряные украшения имеют свойство темнеть. В основном, это происходит в сырых помещениях. На самом деле этот процесс занимает довольно долгое время. И, как правило, изделиям возвращается прежний блеск, стоит их опустить в очищающий раствор или просто надеть.
А если изначально покупатель желает приобрести черненое серебро? У ювелиров есть несколько способов затемнить украшения из этого драгоценного металла.
Чернение
Древний способ состаривания металла – покрытие его специальным составом, который называется чернь. Этот способ был распространен в XVII веке, в особенности в Великом Устюге. Драгоценности, выполненные в этой технике, можно увидеть во многих музеях.
В состав черни входит серебро с медью, свинцом и серой. С помощью гравировки, выдалбливания, травления или чеканки на изделие наносятся углубления не больше 0,3 мм, в которые под действием высоких температур вплавляют чернь.
Такие украшения имеют эстетическую и практическую ценность. Они долговечны – чернь, в отличие от взаимодействия с другими металлами, от серебра не отходит. Кроме того, эти украшения не имеют свойство тускнеть.
Что такое, черненое серебро?
Оксидирование
Более современный способ чернения – оксидирование. Изделие опускают в химический раствор на основе серной печени (углекислого калия и сульфида калия), либо наносят раствор на выборочные участки – если требуется не полностью зачернить украшение, а только выделить элементы узора.
Обработанное таким образом серебро защищено от внешнего воздействия и не темнеет. Но оксидная пленка со временем истончается, и ее необходимо периодически обновлять.
Родирование
Еще один современный способ чернения серебра – родирование.
Родий – благородный металл платиновой группы. По природе имеет серебристо-белый цвет и часто используется для покрытия ювелирных изделий: из белого золота – для придания белизны, и из серебра – для дополнительной защиты от потемнения.
Но также используется черное родирование, в качестве эстетической функции для выделения рисунка . При этом применяется оксид родия угольно-черного оттенка.
Металл наносится тонким слоем – не больше 0,1-0,25 мкм – с использованием химической реакции. А после ультразвуковой чистки опускается в гальваническую ванну.
Черное родирование позволяет искусственно состарить изделие, а также защитить серебро от потемнения, а кожу – от возможной аллергии на сплав серебра. Но родирование со временем обязательно нужно обновлять, так как оно имеет свойство стираться.
ИсточникЧто такое черненое серебро
Несколько тысячелетий назад было открыт новый металл — серебро. И с тех пор началась эпоха серебряных украшений, столовых приборов и предметов декора. И по сей день серебряные изделия не теряют своей актуальности и также востребованы на рынке, как и много-много лет назад. Даже больше.
Почему чернеет серебро на самом деле
Со временем мастера стали открывать новые грани обработки металла: смешивать его с другими металлами, чтобы усовершенствовать его свойства, декорировать позолотой и родированием и использовать черный сплав для придания черного цвета изделию. Вот именно о таком способе, как чернение серебра, мы и поговорим в нашей статье. Разбираемся, что представляет собой черненое серебро, как его изготавливают и почему оно ценится больше, чем обычное.
Что это такое
Черненым называется серебро черного оттенка, изготовленное по специальной технологии. В эпоху Возрождения такая техника была на пике популярности. Из черненого серебра делали литургические предметы, украшали чаши, шкатулки, рукоятки ножей и ручки столовых приборов.
В наше время черненое серебро не утратило своей привлекательности. Небольшие серебряные изделия с чернью в сочетании со сложным орнаментом интересно смотрятся на контрасте цветов. Есть много различных «рецептов приготовления» черненого серебра, но смысл всех один — получить оттенок черного цвета, от сероватого до глубокого черного цвета.
Разновидности серебра
Чистое серебро имеет белый с серебристым отливом цвет. Но чистое серебро слишком пластичное, из него нельзя изготовить филигранное украшение или утонченную шкатулку. Потому в серебро добавляют сплавы различных металлов, и в зависимости от процентного соотношения серебра и сплава, изменяется цвет изделия и его характеристики. Так, на сегодняшний день выделяют несколько видов серебра:
- Матовое. Получают разными способами: травлением специальной эмульсии, с помощью пескоструйного аппарата или виброгравера. Изделие получается с мелкозернистой шероховатой поверхностью без глянца. Матовые серебряные предметы смотрятся очень изысканно и необычно. Часто такие предметы выбирают в качестве эксклюзивного декоративного подарка.
- Монетное. Что удивительно, из этой разновидности серебра не изготавливались монеты, как может ошибочно показаться. Монетное серебро имеет в своем составе большой процент серебра (90 %) и всего лишь 10% меди (реже никеля или цинка). Такой состав сплава обеспечивает прочность и износостойкость изделиям. А название, скорее всего, пошло из древности, когда люди приносили серебряные монеты на переплавку мастеру. Сейчас монетное серебро — это серебро 900 пробы.
- Филигранное. Это серебро высшей 960 пробы, то есть состоит из 96% серебра и 4% сплавов других металлов. Из этого вида серебра выковывают тоненькую серебряную ниточку и затем формируем ажурные узоры и сложные орнаменты. Изготовление украшений из филигранного серебра считается очень сложным делом, которое подвластно только истинным мастерам.
- Черненое. То самое серебро с контрастом цветов белого и черного. Ювелирные украшения из черни выглядит аутентично и изысканно, а предметы сервировки придают роскошь любому интерьеру. Получают черненое серебро путем нанесения на чистый металл черни. Дальше мы подробно рассмотрим способы чернения серебра.
Достоинства и недостатки
Недостатки можно найти во всем, но давайте сначала посмотрим на достоинства черненого серебра.
- За ним можно не так тщательно следить, как за обычным серебром. На черненом серебре темный налет будет незаметен совсем за счет контраста цветов и сложности форм.
- Оно дольше сохраняет великолепный внешний вид и отличается высокой прочностью.
- Ну и третье преимущество — бактерицидные свойства металла. О пользе серебра мы уже писали раньше. Серебро помогает уничтожать болезнетворные бактерии и микробы на поверхности кожи.
Недостатков у черненого серебра нет, за исключением одного — серебро с чернью нельзя мыть в кипяченом содовом растворе. Чтобы промыть изделие можно воспользоваться любым другим способ чистки серебра, или просто прополоскать в мыльном растворе и тщательно высушить.
Способы чернения
Как мы уже говорили, есть несколько методов получения черни на серебре. С древних времен мастера придумывали и совершенствовали способы нанесения черноты на серебро. В России пик популярности черненого серебра пришелся на XVII век, а его «родиной» стал города Великий Устюг. В то время для нанесения черноватых узоров на изделия из серебра применялись технологии травления, гравирование и пр. Сейчас метода остались те же, усовершенствовалась только техника нанесения. Способы чернения можно разделить на механические и химические.
Механический
Механический способ подразумевает под собой нанесение черных рисунков вручную. Для этого делают специальная кашица из графита с окисью железа и с добавлением малой доли скипидара. После, получившейся смесью покрывают серебряный предмет в тех местах, где нужно придать оттенок черни. Затем дают смеси высохнуть и убирают остатки с помощью замшевой тряпочки, предварительно смочив ее в спирте.
На крупных производствах используют другой метод получения черни — гальванику. С помощью гальванического метода получают тонкий поверхностный слой от сероватого до черного цвета. Такой метод подойдет для чернения простых недорогих предметов. Во-первых, черный слой со временем сотрется, а во-вторых, таким методом можно покрыть изделие только полностью чернью и нельзя нанести на отдельные узоры или места.
Химический
Химический метод нанесения черни самый прочный и эффективный и состоит из нескольких этапов.
- Сначала изделие подготавливается. Путем гравировки, чеканки или травления вырисовывают нужный рельефный узор.
- Затем серебро посыпают порошком из меди, свинца, серы и марганца или цинка. Именно сера придает черный цвет изделию, потому количество добавленной серы в смесь определяет глубину цветового тона черни.
- После помещают в печь и подогревают до нужной температуры. В результате порошок вплавляется в рельеф изделия и получается контрастный серебристо-черный цвет.
Оксидирование металла
Сейчас можно встретить в магазинах оксидированное серебро, которое выдают за черненое. Может визуально они схожи, но по качеству различаются.
Оксидированное серебро имеет такой же черноватый цвет, но с неоднородным наполнением и чуть темнее, чем должен быть у настоящего черненого серебра.
Оксидирование металла — это такой более дешевый способ нанести чернь на узорчатую поверхность. Изделие покрывают тонкой оксидной пленкой, которая и создает черноту. Чем толще будет слой, тем чернее будет рисунок.
Но такой способ чернения металла недолговечен. Со временем пленка стирается и предмет теряет свой изначально привлекательный вид.
Родирование серебра
Черные украшения могут быть выполнены еще и из родированного серебра. Родий — крепкий металл, который позволяет улучшить антикоррозийные свойства серебра и сохранить блеск и сияние намного дольше. Обычно на предмет напыляют тончайшую пленки родия толщиной 0.125 мкм. Этого вполне достаточно, чтобы защитить изделие от истирания и потери цвета на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.
Покрытие серебра рутением
Рутений — еще один представитель платиновой группы, наряду с родием. На украшение также напыляется слой рутения, чтобы защитить от механических и химических повреждений и изменить оттенок. Благодаря свойствам драгоценного металла изделие с рутениевым покрытием приобретаем необычный, почти магический, графитовый цвет.
Родирование и рутение — одни из современных способов обработки и декорирования серебряных изделий.
Использование
Черненое серебро никогда не сходило с пьедестала моды. Года сменяются веками, а тренд на черненое серебро остается. Все потому, что будь то утонченная подвеска или рельефная чаша, черненое серебро придает изделиям оригинальный, изысканный внешний вид.
К тому же такие предметы не требует постоянного ухода и чистки. Они прочны и устойчивы к механическим повреждениям, не темнеют с годами и сохраняют свой привлекательный внешний вид надолго.
Сейчас известные дизайнеры всего мира имеют у себя в коллекции украшения из черненого серебра, столовые приборы, предметы декора для дома и даже элементы одежды. Ведь черненое серебро — это стиль и утонченность, которые подчеркнут любой образ.
Уход за изделиями
Хоть изделия из черненого серебра не тускнеют, грязь на них скапливаться вполне может. Потому рекомендуется ухаживать регулярно, мыть, протирать и хорошо высушивать.
ИсточникЧернение серебряных изделий: аристократично, долговечно, изысканно
Чернью называется старинный прием украшения любых, как и золотых, так и серебряных изделий, который происходит методом придания этим изделиям черного цвета.
Серебряные украшения с чернением – это классический метод обработки серебра для украшений под «старину». Суть процесса чернения состоит в том, что сплав из серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл, углублением 0,3 мм, которые наносят по выбору: чеканкой, гравировкой, травлением, выдалбливанием. Происходит, под нагревом, химическая реакция меж вплавляемой смесью и серебром. Впоследствии получается черненое изделие с новыми декоративными свойствами и более прочное и практичное, не тускнеет и не нуждается в каком-то особо бережном уходе. Палитра цветового решения широка, от серебристо-серого до черно-бархатного тона.
Чернь красиво смотрится, как на серебре, так и на высокопробном золоте. А вот на низкопробном серебре, латуни и меди чернь отпадает и крошится. Но и вывести высококачественный, подходящий, «не слетающий» состав для золотых изделий крайне проблематично и сложно, оттого чернение на золоте редкость. Чаще всего чернение используется для серебряных изделий, с ним оно смотреться аристократично, долговечно, изысканно.
Способы нанесения чернения
Выделяют два метода нанесения черни: сухой и мокрый. При применении сухого способа, поверхность смачивается надобным раствором и наносится порошок черни весьма тончайшего помола, затем идет просушка и обжигание в муфеле при 300-400°С. При применении мокрого способа, на изделие накладывают состав сметанообразной массы, разведенной водой. Такую смесь специальной кисточкой наносят в углубления изделия, очень плотно. Затем ждем испарения воды, а потом при накаливании в муфеле, чернь растекается и размягчается, идет процесс затекания в рисунок и покрывается изделие. Маленькие изделия расплавляют паяльным специальным пистолетом.
После этих процедур следует процесс «подчищения», таким предметом, как шабровка или можно опилить напильником – выснимка, до образования рисунка, это делается очень аккуратно и тактично, чтобы не спилить или не захватить орнамент. Потом идет процесс шлифования и полирования, чтобы проявить весь рисунок, возможна дополнительная гравировка или канфарение, нанесение любых штрихов, точек, насечек.
Советы по ношению украшений из серебра с чернением:
— девушке со смуглой кожей больше подходит светлые оттенки серебра с темными рисунками;
— девушкам со светлой кожей наоборот подходит и больше будет на ней смотреться бело-серебристый рисунок на черненом фоне.
Иногда после чистки серебряных серег или кольца, понимаешь, что потемневший вид им больше идет, и начинаешь жалеть о чистке. Мы сейчас рассмотрим, как состарить серебряное украшение йодом в домашних условиях самым быстрым и простым методом.
Для этого нам необходимы: конечно, сами украшения, у нас это кольца, сам йод, зубная паста, ватные палочки, и тряпочка.
Приступаем. Смазываем серебряные колечки йодом. Необходимо подождать, покуда наши колечки достигнут потемневшего вида.
Это самый простой метод в домашних условиях состарить украшения, путем чернения.
Эти все знания помогут вам не обмануться в ювелирном магазине при покупке, вы может насторожиться, увидев на изделии неровность фона, пятна или бугры на черни, или брызги, пятнышки черни на светлом участке изделия – это говорит о небрежности и недобросовестном изготовлении изделия.
ИсточникЧернение серебра: по-старому и по-новому
Чернь (не путать с очернительством:) — древний приём украшения самых разных золотых (но чаще серебряных) предметов путём придания им оттенков чёрного цвета. После применения этой техники фактура поверхности предмета становится контрастней и богаче, будь то рисунок орнамента или детали рельефа. Правда, иногда применяют ее и для сокрытия мелких дефектов, например соединительных швов.
И здесь очень важно сразу понять главное: под словом «чернение» могут подразумеваться абсолютно разные технологии, от традиционной основательной «черни» (niello), специального сплава, намертво вплавляемого к металлу-основе, до современного облегченного варианта («серная печень»), в быту именуемого «оксидированием» — наносимой химическим путем сульфатной пленке заданной толщины, от которой можно избавиться теми же химическими методами, и которая со временем также может сама истончиться. Практически 100% ассортимента украшений «с чернением» в современных ювелирных сетях — это второй вариант, «серная печень». А теперь обо всем чуть подробнее.
Традиционное чернение (чернь)
Вкратце, суть традиционного чернения (англ. blackening, blackened silver, исторически — ниелло, итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) такова: «чёрный» сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл. Сплав для чернения вплавляют в углубления (примерно 0,3 мм), сформированные одним из приемов на выбор — гравировкой, чеканкой, травлением изделия или выдалбливанием. Под нагревом происходит химическая реакция между серебром и вплавляемой смесью. В результате кроме новых декоративных свойств, черненое изделие получает и практические: оно не тускнеет и не требует особого ухода. Палитра черни широка — от серебристо-серых до чёрно-бархатных тонов.
Чернь очень красива и на высокопробном золоте, и на серебре (вот, например, черненые работы в технике ниелло итальянского ювелира Гиги Мариани). На меди, низкопробном серебре, латуни чернь крошится и отпадает. Однако вывести качественный, «не слетающий» состав черни для золота крайне сложно, поэтому чернь на этом благородном металле редка. В обычной практике с древних времен чаще всего используется чернение серебра – изысканно и долговечно. Ну а если всё-таки вам хочется золота? Защитив специальным лаком участки с уже готовой чернью, можно вызолотить серебро — чем не выход!
Техники традиционного чернения серебра
Пожалуй, приём чернения металлов схож с техникой выемчатой эмали. Но, в отличие от покупных эмалевых составов, черневой нужно готовить самостоятельно (и сразу же наносить и обжигать).
Фабричная гальванизация — будни современной технологии, но не так уж и давно способы чернения серебра были иные. Упомянем три:
- так называемый германский
- дореволюционно-российский и
- современный московский
В «германском» рецепте в медно-серебряный сплав медленно вливают свинец, хорошо перемешивая. Тройной сплав при постоянном помешивании выливают в нагретый серный порошок, размешивая для хорошего взаимодействия частей. Затем смесь выливают в воду. Застывшие куски черни тонко растирают в фарфоровой ступке в нужной дозе, — только свежую влажную черневую массу можно наносить на изделие.
Согласно «русскому» рецепту, тройной сплав не выливают в серный порошок, а порциями добавляют серу в сплав, выливая после готовую чернь не в воду, а на чугунную сковороду. Этот твёрдый «блин» дробят на куски и вновь переплавляют с добавлением серы и флюса. И так до трех раз, если нужна чернь экстра-класса. Готовую чернь толкут в ступках и просеивают через мелкое сито.
Третий — авторский рецепт профессора А. Г. Спасского (Московский институт цветных металлов); готовят отдельно сернистое серебро, сернистую медь и сернистый свинец и сплавляют их вместе в нужных пропорциях. За тем строго определённым образом плавят и остужают.
Способы нанесения черни
Учебники для ювелиров (например, «Технология ювелирного производства, В.П.Луговой, 2013) повествуют , что есть два способа нанесения черни — сухой и мокрый. При сухом — поверхность смачивают необходимым раствором и наносят порошок черни тончайшего помола. Осторожно просушивают, обжигают в муфеле (300—400° С). При мокром способе состав накладывают в виде сметанообразной кашицы, разведенной водой. Смесь кисточкой или шпателем густо и плотно наносят в углубления. Ждут испарения воды. После, при накаливании в муфеле, чернь размягчается, расплавляется, затекает в рисунок и покрывает предмет. Это знак вынимать предмет из печки. Небольшие украшения можно расплавлять паяльным пистолетом. Приток тепла концентрируют на основном металле, и нагревать его лучше с обратной стороны. Когда масса расплавляется, нагрев завершают.
Теперь изделие «подчищают» шабровкой или опиливанием напильником («выснимка») до появления рисунка. Главное — не захватить и не спилить сам орнамент. Затем изделие шлифуют и полируют, проявляя весь рисунок. Часто фон предмета дополнительно гравируют или канфарят (канфарение — нанесение точек, штрихов или насечек на поверхность металла).
Современное чернение: серная печень и сульфатная пленка
Чернёное серебро вовсе не бедный родственник в ювелирном семействе. В цене за грамм оно ощутимо дороже серебра обычного. Но разыскать ту самую, «классическую», как в учебниках, чернь среди оксидированного серебра (многочисленного, но куда менее «стойкого» родича черни) можно, разве пригрозив продавцу серебряной пулей. Именно так называемое «оксидирование» вы скорее всего встретите в ювелирных магазинах — там, где на бирках будет указано «чернение».
Довольно подробно техника современного «облегченного» чернения описана здесь. Сплавы серебра сами собой и так покрываются сульфидной и оксидной пленками от взаимодействия с окружающей средой и вашим телом — в результате чего темнеют или иначе теряют свой первоначальный белый блеск. Именно поэтому продавцы в магазинах обычно советуют покупателям брать «серебро с покрытием», в роли которого часто выступает тонкий слой благородных (то есть, стойких к воздействиям среды) металлов — родий или рутений. Еще одним популярным (и довольно недорогим) способом защитить блеск ваших изделий стало покрытие тонкой сульфидной пленкой — то самое «оксидирование». По сути, имитация естественных характерных для серебра процессов, но под строгим технологическим контролем.
Для такого вида чернения серебра технологи на производстве готовят специальный раствор — чаще всего «серную печень» из карбоната калия (поташа), серы и воды (вот здесь — еще подробнее про состав этого вещества). Состав серной печени можно немного изменять, чтобы добиться различных оттенков пленки. Готовый состав просто наносят кисточкой на подготовленную и очищенную поверхность металла, обязательно подогретого, как вариант — опускают в него изделие, и немного ждут, пока произойдет нужная химическая реакция. Возможно также чернение гальваническим способом — с пропусканием в ванне через жидкость (электролит) заряда тока, именно этот способ характерен для массового производства.
В результате на изделии образуется стойкая защитная пленка нужного оттенка. Изделие моют, шлифуют участки, где чернение не требуется (стирают пленку), высушивают — и получают готовое черненое украшение.
Сульфатная пленка — достаточно стойкая, защищает и украшает изделие, но всему есть предел. «С моего кольца сошло чернение» — это именно про данный облегченный вид, в отличие от традиционной черни. Чтобы украшение сохраняло вид дольше, о нем нужно хотя бы минимально заботиться. Один из щадящих способов очистки ювелирного изделия — залить его в рюмке шампунем и на пару суток забыть о нём (перфекционисты могут использовать «фейри»). И хорошая новость — ваши украшения легко могут заново «оксидировать» в ювелирной мастерской.
Чернение серебра в домашних условиях
Есть множество упрощённых, даже домашних способов (на случай, когда зачернить нужно не вазу или блюдо, а цепочку и кольцо). Интернет радует пестротой рецептов, от варёных яиц (этот способ не вредит вставкам в изделии) до серной аптечной мази (тщательно промазать, высушить горячим феном до текучего состояния, по достижении чёрно-фиолетового цвета промыть и просушить), или фиксажа для закрепления фотографий. Советуют применять и йод (тогда и фен не нужен: промажь йодом, оставь на йодовой пропитке и после высыхания полируй). Есть и видеосюжеты. Отдельной ветвью змеится форум ювелиров, тексты которых похожи на инструкции отравителей. К слову сказать, приготовление «серной печени» — дело крайне зловонное и вредное.
«Северная чернь» из Великого Устюга и дагестанские «Кубачи» — флагманы чернения серебра
Производство классического чернёного серебра представлено у нас двумя «магнатами»:
- брендом Кубачи (kubachi.su и kubachi-kknp.ru)
- ЗАО Великоустюгский завод Северная чернь (sevchern.ru)
Устюжан, как правило, отличает мягкость рисунка, он будто кистевой, весьма натуралистичный; характерен растительный мотив. Браслеты «На удачу», «Вера, Надежда, Любовь» — исключения; несут геометрические и символические орнаменты.
Примеры украшений из чернёного серебра завода «Северная чернь»:
Кубачинцы, напротив, склонны к геометрии, энергично работают резцом; их гравировка чёткая и глубокая. Чернение с канфарением — частый фоновый приём.
Примеры работ с чернением ювелирного предприятия «Кубачи»:
И северяне, и кавказцы представляют как цельные (в виде широких и узких обручей), так и сборные (в виде нескольких фигурных узорчатых пластин) браслеты, серьги, кольца и броши. И там и тут предлагают чернёные украшения в позолоте. Оба бренда отдают дань как традиционному, так и свободному арт-стилю. Ценовая политика так же в целом сходна.
Современные черненые украшения из серебра: разные стили и техники
Украшения с чернением можно приобрести и в обычных ювелирных сетях, но напомним, скорее всего это будет «современное», химическое чернение. Например, чернят серебро, получая довольно оригинальные модели, Белгородская «Юмила» и Петербургский «Яспис»:
Отдельной темы заслуживают израильские украшения в этническом стиле — мастера Израиля часто используют чернение, тиснение и другие техники «с историей», делая свои изделия похожими на найденные на раскопках.
Источник