Че́рвлень — традиционное название для красного цвета и его оттенков в геральдике. Образует прилагательное — червлёный [1] .
- 1 Особенности
- 2 Шраффировка
- 3 Символика цвета
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Особенности
Слово происходит от праславянского čьrviti («красить в красный цвет»), связанного с *čьrvь («червь»), от кошенили, из которой получали пурпурную краску [2] .
В геральдической литературе именуется также гюльз, красный, червлёный, рубиновый, алый, кошениль, червец, малиновый. В английской геральдике используются особые термины: в гербах принцев выражается термином «Mars», в гербах пэров — «rubis», во всех прочих «queuls». В Литовской метрике встречается форма «черленый» [3] .
Червлень получался смешиванием сурика и киновари с преобладанием первого.
Шраффировка
Графически в чёрно-белом варианте цвет обозначается вертикальными линиями. Также может передаваться аббревиатурой g. / Gu. или R (от roth или red), рус. чрв [4] .
Символика цвета
Красный цвет, практически все геральдисты (за исключением французов, которые отводят ему 2-ое значение, вместо серебра) считают самым благородным из цветов, используемых в геральдике. Он олицетворяет кровь и огонь и символизирует такие качества, как: справедливость, любовь к Богу и ближнему, скромность и смирение, а также чисто светские понятия: кровопролитие на войне, возмездие, мужество, храбрость, отвага, доблесть, сила, благородство, щедрость, пылкое желание, знатность происхождения, власть (красный цвет и золото издревле принадлежали королям). Что касается верховной власти, точнее сказать, «права королевской прерогативы», то красный цвет оставил заметный след на государственных гербах и флагах (в Германии кроваво-красный флаг получил название — «флаг, обагрённый кровью»).
На рыцарских турнирах красный цвет символизировал радость и веселье, в сочетании с серебром — ликование, с синим — стремление к познанию, с чёрным — скуку и тоску, с фиолетовым — страстную любовь.
Красный цвет наиболее часто встречается в испанской геральдике (85 %), затем английской (80 %), польской (75 %) и итальянской (70 %). Во французской геральдической традиции, где превалирует синий цвет, красный используется в основном в гербах Бургундии, Нормандии, Бретани и Гаскони. Распространение красного цвета в геральдике последних трёх областей обусловлено двухвековым господством англичан.
Некоторые специалисты в области геральдики ассоциируют красный цвет с рубинами и с планетой Марс (обозначают его знаком этой планеты). Во время античности красный цвет был цветом войны.
Что касается военной истории, то красный цвет был излюбленным цветом англичан. Это сказалось на окраске флагов и цвете военной формы, как сухопутных, так и морских войск. Во французском и турецком флотах красные флаги устанавливались на галерах, двухмачтовых судах. В течение трёх веков красный флаг в системе морских условных знаков сигнализировал об опасности.
Черненое серебро. Как отличить оригинал от подделки?
Французский термин для обозначения красного цвета «gueules» и английский «gules» происходят от персидского слова «ghul», означающего «цветок розы» [5] .
В средневековой астрономии красному цвету соответствовала планета Марс, в алхимии — рубин и железо, стихия — огонь.
Примечания
- ↑О геральдических цветах // Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, главы I—VII). Геральдический совет при Президенте РФ, 03.09.2006.
- ↑червлёный // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987.
- ↑Гильтебрандт, П. А.Литовская метрика. Т.1. / Русская историческая библиотека, издаваемая Императорской Археографической комиссией;Т. 20. — Петербургъ: Сенатская типография, 1903. — С. указатель, ст.199. — ISBN https://elib.bsu.by/handle/123456789/80.
- ↑Червоный или червлёный и красный цвет в гербе рода дворян Салатко-Петрище.
- ↑Сост: Джованни Санти-Мадзини. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем. М. Изд: Астрель. Цвета: красный. стр. 68. ISBN 978-5-271-10044-4.
Ссылки
- Питер Грейфс.«Анатомия геральдики».
Источник: xn--h1ajim.xn--p1ai
Червленое серебро
Какую загадку таит этот на первый взгляд невзрачный, словно побитый молью, металл? Ответ на этот вопрос был найден Мефодием морозным утром в канун Рождества Христова.
По послушанию, наложенному настоятелем, он топил печь в храме, в ночное время. Точнее, сам храм возвышался скелетом, не обтянутым кожей штукатурки, с непокрытой медью головой куполов, не сиял стеклами глаз окон. Служили в пристроенной к кельям часовне. По ночам, еще с приходом осени, сырость коварным бесом проникала внутрь и мелко проказничала.
Портились священные книги, иконы, а однажды заплесневели запасные священные дары, — а это уже попахивало святотатством. Настоятель уверял: это от того, что храм расположен на территории бывшего абортария. Мефодий же склонялся к мнению о вине строителей, разворовавших половину стройматериалов, а из оставшихся слепивших жалкое подобие стен со щелями в палец толщиной. В результате дебатов Мефодий был обвинен в маловерии и сослан в кочегарку бороться с сыростью: по его собственной версии — углем, а по версии настоятеля — молитвой. Печь, жарко натопленная, держала тепло часов до шести утра, после же приходилось выгребать горячую еще золу и протапливать храм уже перед службой.
В ту предрождественскую ночь выпал обильный снег. Вытащив два ведра полных горячего шлака, Мефодий, даже еще толком не проснувшись, только сейчас был разбужен сиянием луны, отраженной в снеге. Подавив признаки жалости перед непорочностью белого, рассыпал тлеющий шлак. Когда опал пар, он застыл, пораженный увиденным.
Ещё не остывшие комки вплавились, почернев, а пыль покрыла белизну налетом темной патины. Сочетание света (отражаемого нетронутыми участками снега, ему в глаза, с темными вкраплениями, которые, как казалось, забирают этот свет обратно) и смерти в лице золы, ушедшей дымом в небо, чтобы жить, и жизни, снегом спустившейся с небес, чтобы умереть.
Источник: horde.me
червленое Серебро
Ночами спят дневные притязанья
таких серьезных и кромешных мелочей,
которые есть тоже ночь больших обманов
Бескрылых облаков, штаны носящих или юбки,
но так пленительно бесполых в безмыслии травы
сверлить канавки малокровным звездам.
Ночь не одна.
Тебе со мною изменяет.
Со мною, названным другими Ночью.
У нас нет дочери,
прекрасны сыновья, как порох,
что сжигали в
младые,
златого безрассудства дни.
Одни предпочитают легкость грубых
расставаний, а мы с тобой бредем
кто по стихи, кто по букеты
В стремлении пролить остатки
Красоты на Нежность.
Ошибки нет .Не может быть ошибки.
Ведь то, что мир спасет, спасет
и плоть и еле слышный робкий шопот.
Но дни с тобой напоминают топот
подземок, углекислых пробок
насыщенных свининой городов.
Ты спишь ,Наташа.
Туман я для тебя , — туман и сон.
На крыше и под крышей — вне и вовсе.
И памяти сокрылись отголоски, когда
была ты маяком, а я матросом
всех океанов ожиданий.
Была послушна нам волна:
приподнималось небо , опускались будни.
Такую платим за влюбленность дань,
деля на доли прожитую даль,
потребность меньшую в расческах.
И вместо тел прикосновенья.- мазки из
слов, к подругам ревность,
собачья верность странным идеалам.
Ты спишь.Ты просыпаешься собою,
Звучавшая смешливости ручьем, ты
слилась с морем, . штормящим
для меня всегда, всегда зеркальным
пред тобою.
А я не сплю.И тоже остаюсь собою,
Чтоб наши дети приносили серебро
любви и чистоты , не только
тем кто ранит и долдонит.
Туман и ночь. Заснувшая любовь.
Я — не в сейчас. Я длю былое в неразрывность,
того что может быть, стремясь случиться.
Но ошибаюсь , обшибаюсь,
совсем не каясь на крестах.
И не сдаюсь тебе на милость,
зажатая в своих горстях и житиях.
Опять меж нами океан, но это
Океан Эфира.Не Африка — созвездье Лиры.
И ты другая там — десятилетьем ближе.
Любовь одна.Меняет только лики.
Но ночь с туманом ,- как браслет
с червленым серебром.
Чужое сердце часто ближе и
голос дальнего слышней.
Нежнее что ? — Прикосновенье.
Лишение его есть униженье.
Но это лишь туман.
Но это только ночь.
Ты спишь ,Наташа?
Огромен общий дом, и сыновья — как два крыла.
И эта ночь удочерилась для того,
кто не оставлен и поет,
кто не приемлет тяжесть бытия.
Источник: stihi.ru