Что такое наш крест и почему его надо нести
В преддверии Крестопоклонной недели – 3-го воскресенья Великого Поста – когда Православная Церковь поклоняется крестным страданиям Спасителя и Его искупительной жертве, выражение «нести свой крест» воспринимается особенно остро. Нередко личные беды и муки, тяготы и лишения становятся для христианина испытанием веры, способны ввергнуть в отчаяние или же укрепить в доверии к Богу и Его воле. Только как сложно найти правильные слова, чтобы помочь страждущему по-христиански правильно воспринимать свою тяжелую участь. Как непросто каждому из нас осмыслить и принять боль душевную и телесную, которая иногда кажется невыносимой и может заслонить черной пеленой безмерность любви Божьей. О том, что именно нужно говорить страдающим людям об их кресте, и о том, почему надо его нести – протоиерей Олег Скнарь, кандидат богословских наук, доцент кафедры библеистики Киевской духовной академии, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы при Главном клиническом военном госпитале Минобороны Украины.
Что такое КРЕСТ. Можно ли носить крестик. Символ мёртвого мира. Энергообмен с РОДом. Любовь
Воскресное евангельское чтение Крестопоклонной недели Великого поста особо выделено словами Христа Спасителя: «Тот, кто хочет идти за Мною, пусть отречется от себя самого, возьмет крест свой и последует за Мною» (Мк.8:34).
Учитывая, что эти слова Господь произносил задолго перед Своими Крестными страданиями, вряд ли Он подразумевал patibulum (лат. съемная, горизонтальная балка, которую осужденные несли на себе к месту казни).
Термин σταυρος (греч. «крест») появляется в Евангелии в данном месте на этапе письменной фиксации – спустя некоторое время после определенного переосмысления сказанного Спасителем в свете Его Голгофской смерти.
О смысле земных страданий
Протоиерей Олег Скнарь
Крест в евангельском понимании – это боль, страдания, которые порождаются не зависящими от человека обстоятельствами, преодолеть которые он не в силах. Взять крест – означает принять скорбные обстоятельства жизни, принять посланные испытания, но не пасть под их бременем и не дать им раздавить себя.
«Отречение от себя» – важное условие обнаружения человеком внутренних духовных сил, нужных для несения своего креста. При этом очень важно отчетливо понимать, что есть наш крест, а что крестом не может являться, какое страдание должно отождествляться с крестом, какое – нет.
Евангелие и история Церкви определенно свидетельствуют, что крест, если это действительно крест от Бога, не может оказаться непосильным, не может быть погибельным для человека, что каждому из нас непременно дается от Господа запас внутренних сил для претерпевания и преодоления страдания.
Отец Александр Ельчанинов в своих дневниковых записях когда-то резюмировал эту мысль следующими словами: «Бог никогда не посылает испытаний выше сил самого человека».
Зачем носить крестик? Библия отвечает. Протоиерей Владимир Новицкий
– Но если человек, например, лежачий больной, уже так устал, что не может и слышать об этом – что делать?
– Боль – это то, что больше всего беспокоит человека. О страданиях трудно молчать. Как же понимать природу страданий? Весь вопрос, как правило, концентрируется в плоскости нашей земной жизни, как будто бы вечной жизни нет вообще…
Христианство открыло великую истину: жизнь человека – не миг нашего земного существования. Этот миг является всего лишь преддверием, только началом, и наша земная жизнь – это начало вечной жизни. Если хотите, наша жизнь – это экзамен!
Христианство утверждает: земное существование человека имеет огромный смысл! Мы верим, что наша земная жизнь – очень важный промежуток, именно в нем человек обнаруживает себя как личность и показывает направление своей свободы! Именно в вечности откроется подлинная суть вещей.
Если нет Бога, вечной жизни, какой тогда смысл страданий?! Полная бессмысленность! А если есть Бог? А Бог есть Любовь, следовательно, Премудрый Бог-Любовь не может допустить бессмысленных страданий человека, значит, в них есть какой-то смысл.
Бог не может являться причиной страданий человека
– Как реагировать, если на слова о том, что и Господь за нас пострадал, люди в беде и муке отвечают, что лучше бы Бог и Сам не страдал, и им страданий не посылал?
– Страдание является всегда следствием нарушения законов нашего существования. Во-первых, страдание – это нарушение закономерности жизни, нашего человеческого организма, души, закономерности социальной, общественной жизни. Во-вторых, страдание – от страстей: Бог не может являться причиной страданий, человек своими похотями вызывает атмосферу вражды, нестроений и проистекающих отсюда бед.
В этой связи очень важно подчеркнуть Бог – есть Вечная Любовь! Он никогда, никого не наказывает! Наказание, в нашем понимании – это справедливое воздаяние за нарушение каких-то договоренностей путем причинения определенного ущерба, даже в форме физической боли – но это наше человеческое представление наказания.
Бог – бесстрастен, Он не гневается и не карает. Да, Он наказывает – но, наверное, правильней было бы понять этот глагол в его славянской форме: «наказывать» – назидать, образовывать, а еще точнее – уврачевать. Наш Бог – Врач, а не Судья! Вот основная идея, которая является важной в вопросе наказания.
Страдание, действительно, ставит человека в тупик. Христианство же указывает на корень и причину страданий – болезни духовного характера, которые коренятся в нашей душе: зависть, жадность, гневливость и т. д. Мы рождаемся в этот мир с полным набором страстей, но впоследствии у каждого индивидуально выделяется какая-то особенная проблема.
Есть понятие «родовой грех» – это духовная болезнь, в истории человечества все без исключения рождались с наследственными болезнями. Единственный, кто родился без родового греха, был Господь Иисус Христос, потому что Он родился от Духа Святого. Господь был чист в этом плане. Основной причиной страданий являются наши страсти, которые, к сожалению, стали естественны для нашей человеческой природы.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы при Главном военном клиническом госпитале Киева
Основной закон бытия – любовь, а не правда
– Должен ли человек быть готов к страданиям, духовным, физическим, которые могут стать просто фоном или даже сущностью его жизни?
– Человек страдает… Но виновен ли он, что родился с увечьями (слепой, без слуха, с врожденными душевными проблемами)? Нет, не виновен! Но он страдает… Где же справедливость? За что страдает человек? Наверное, сам вопрос звучит ошибочно.
Правильно было бы спросить: почему?
К сожалению, очень часто мы считаем, что наше бытие построено на принципе справедливости, мы строим свои оценки на этой правовой, юридической почве. Основной закон бытия – любовь, а не правда. «Там, где правда – там нет любви, а где любовь – там нет возмездия» (преп. Исаак Сирин). Мать проводит бессонную ночь у постели больного ребенка: у нее нет ощущения, что она исполняет «долг», она так поступает по любви, она не может поступить иначе.
Христианство однажды сделало величайшее открытие: всё человечество – это «единый Адам»: мы один организм, центром которого является Христос! Все мы – Тело Христово. Каждая личность – это клеточка большого организма. Мы не бездушные горошины в мешке жизни – мы одно Тело!
Страдающая личность – это пораженная клетка, а страдание – отражение греховности, которой поражены его родные. Ни одна капля страданий не попускается человеку Богом без того, чтобы не воздать человеку в Вечной Жизни, и только когда человек переступит порог Вечности, ему будет открыт смысл его страданий.
Глубокая истина человеческого существования
Как относиться к страданиям, болезням, скорбям? Каждый христианин должен знать, что в первую очередь, когда эти скорби объективны, и мы ничего не можем сделать – нужно терпеть! Следующий этап: реально взглянуть на свою жизнь, не обвинять кого-то, а подобно евангельскому разбойнику констатировать: …мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли… (Лк.23:41). Только при стяжании взгляда без прелести на свою жизнь человек может подняться выше: «Господи, я Тебя благодарю за ниспосланное испытание!»
Поразительно, но именно страдание и боль иногда человека преображают настолько, что они могут послужить мощным толчком к обретению подлинной веры! Страдания воспитывают наш дух, это средство укрепления духа человека, чтобы мы утвердились в верности Богу.
И если попытаться в своей жизни осуществить то, к чему призывает Господь: стремиться преодолевать страдания и скорбь через терпеливое и мужественное несение креста, поставлять в центр своей жизни Бога и следовать Его заповедям, то мы с неизбежностью убедимся в том, что это не простые слова, но глубокая истина человеческого существования.
Подготовила Марина Богданова
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
ИсточникПочему крест стал главной святыней христиан?
Именно на праздник Крестовоздвижения блудница из Александрии, позже став известной всему христианскому миру Марией Египетской, приехала в Иерусалим и оказавшись в этот день в храме, решительно переменила свою жизнь
На дворе 21 век, а все продолжают спрашивать: почему крест стал главной святыней христиан? Крест – это же страшно, мрачно, вроде как всему конец. Так думали, наблюдая за казнью Христа, многие люди: распяли, и точка. А оказалось – впереди таааакое продолжение…
На кресте Бог не просто умер, но и воскрес. Ну вот примерно как зерно: бросили его в черную землю, оно умерло, но ведь не только: из него вырос целый колос новых зерен, которые потом также будут давать новую жизнь!
Поэтому христиане и почитают Крест – на нем был распят христианский Бог, чтобы воскреснуть и дать новую, вечную жизнь своим детям. Был ли в истории человечества другой такой бог, который ради людей, «жалкого человечества», пошел на такое? Или отдал сына своего единственного на смерть за человеков? Чаще боги требовали жертв себе, и кровавых.
В «Прологе» есть размышление о Предвечном Совете Божием, предшествующем сотворению мира: «Бог Отец, Премудрая Любовь, обращается к Сыну Своему, Которым всему надлежит быть созданным, и говорит Ему: Сыне, сотворим мир! — И Сын отвечает: Да, Отче! — И Отец говорит Сыну:
но этот мир отпадет от Нас в грех, и для того, чтобы его спасти, Тебе надо будет стать человеком и умереть… И Сын отвечает: Да будет так, Отче!»
И Христос идет на Крест, испытывая все страдания и унижения этой казни. И почему-то не сходит с него, как предлагают собравшиеся поглядеть на мучения назвавшего Себя Сыном Божиим. Был бы Он Сын, а тем более Царь, да разве не смог бы и от Креста спастись, всех победить и всем доказать, каков на деле царь Иудейский! Но ведь не сошел – все видели – значит, обманщик.
«Христос умер на кресте для того, чтобы с нами разделить самое трагическое – смерть. Он умер, потому что только смерть может выразить в предельном смысле любовь, себя отдающую ради другого, – пишет митр. Антоний Сурожский о Кресте Христовом. – Мы-то не всегда готовы пожертвовать жизнью даже ради самых близких. А Бог, Который – сама Жизнь, для того чтобы мы не потеряли ее навсегда, пожертвовал своей.»
Христос был распят вне врат Иерусалима, то есть вне человеческого общества, вне града, как бы изгнанный в пустыню козел отпущения, на которого ложились грехи древнего Израиля и который изгонялся на погибель вне врат, вне города, вне общества; отрубленный, отрезанный ломоть… Умирает плотью бессмертный Сын Божий.
Святой Григорий Богослов говорит: чему не приобщился Христос, того Он не искупил…
Он приобщился всему, включая последствия греха, которые сделали человека смертным и отдалили его от Бога. Он умирает именно в этом ужасе Богооставленности: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил. (Мф. 27, 46) Он умирает от Богооставленности…»
Но Христос побеждает смерть. Бог смерти не сотворял. Смерть появилась как разрыв связи с Богом. Смерть появилась, когда Адам, наделенный дарованным ему Богом «дыханием жизни» и потому только живущий, захотел сам стать богом – тайком и без труда, – надо только сделать, что нельзя, как посоветовали мимо проползавшие, и вжииик – бог. А то, понимаешь, трудись в Раю, готовься к обожению.
И вообще – почему нет? Чем я хуже?
Захотевшие независимости – получили ее. Только сами мало что смогли – например, не смогли жить вечно, прервав связь с Источником вечной жизни. Автономия не состоялась.
Христос, в отличие от непослушных людей, был послушен Отцу. Христос идет на смерть добровольно, чтобы пройти тот же путь умирания, что и человек. Но смерть как следствие греха власти над безгрешным Христом не имеет. Она, как и дьявол, «не имеет в Нем ничего» своего. И потому встреча смерти со Христом становится поражением смерти: приняв в крещении грех мира на Себя, Своей жертвенной кровью Богочеловек Христос очищает поврежденную грехом человеческую природу.
А те, кто «имеет в себе часть со Христом», входят в воскресение не только природой, но и личностно.
Так смерть Бога оказывается воскресением человека, а Крест – Древом Жизни. Отныне владычество смерти закончились для тех, кто хочет быть с Богом.
Крест для христиан становится символом победы над злом, болью и смертью.
Какой крест правильный?
На праздничной всенощной под Крестовоздвижение (26 сентября), под пение «Святый Боже…» на середину храма священство выносит Крест. Крест находится на аналое шесть дней, до отдания Праздника, 2 октября. Фото с сайта monastery.ru
Как точно выглядел Крест, на котором распяли Христа, сегодня неизвестно. Крест Спасителя, найденный, по Преданию, святой царицей Еленой, представлял из себя лишь две перекладины, табличку с надписью и подножие.
В истории Церкви случались споры о том, какой крест – правильный, например, четырех или восьмиконечный? По этому поводу св. Иоанн Кронштадтский писал: «Главное, что должно оставаться в Кресте, — это Любовь. Где Крест, там и любовь. В церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас».
Что такое – крестная сила?
Дудин монастырь. Фото Vagant1221 с сайта wikimedia.org
Прот. Всеволод Шпиллер:
«Крест – это образ Пресвятой Троицы, Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Но что значит – образ? Мы знаем, что икона – образ Бога. Не Сам Бог, но Его присутствие, Его свойства. Так и в Кресте Господнем есть свойства Бога, самой Пресвятой Троицы.
Какие же это свойства?
Бог есть Любовь. И эта Любовь была явлена сначала в Боговоплощении, потом во всей земной жизни Иисуса Христа. Но особенное явление ее было на Кресте, на котором Он дал Себя распять. Распятие Господа на крестном древе — это великая жертва за грехи людей.
И Крест, который есть образ этой любви, имеет в себе и силу этой Любви. Эта сострадательная, состраждущая любовь дарует человеку общность с Божеством.
Когда мы поклоняемся образу Пресвятой Троицы — Кресту Господню, целуем его, мы как бы прикасаемся к краю одежды Христа, как это сделала кровоточивая жена.
И сила, которая есть во Христе, тепло кающегося человека делает причастником Самого Божества, Божественного света, ведет к изменению того грешного естества, которое оказывается достойным и воскресения, и вознесения, и даже седения одесную Бога-Отца. Вот что дает нам Крест, вот что дает состраждущая божественная любовь человеку, тепло кающемуся».
Намного истории, всем, кажется, известной
Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня. Художник В.К. Сазонов, 19 век
Когда стали почитать Крест Христов? История почитания Креста связана с первым христианским императором Константином (IV в.). Св. Константин накануне опасного для себя сражения видел на небе знамение – Крест с надписью «Сим победиши». И одержал победу.
По свидетельству церковного историка того времени, ночью св. Константину явился Христос с крестом и повелел сделать подобие его, и с этим знаком выступать против врагов.
Результатом такого события стал изданный св. Константином указ о веротерпимости, означавший прекращение гонений и свободу вероисповедания христиан (Миланский эдикт).
Император попытался найти и Крест, на котором был распят Спаситель. Для этого в Иерусалим отправилась св. царица Елена – мать Константина. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена нашла Крест Господень (Предание говорит о воскресении на этом Кресте одного из умерших, которого поочередно прикладывали к трем найденным в одном месте крестам) и установила Крест на одном из холмов города для всеобщего поклонения.
Император Константин повелел построить в Иерусалиме храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет и освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября (по старому стилю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
О праздновании Воздвижения Креста и большом стечении паломников в Иерусалим в этот день свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (IV в.), записанное с ее слов; именно в этот праздник она так решительно переменила свою жизнь
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
ИсточникЗачем нужно носить крестик?
Крест для верующих — это великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов. Нательный крестик помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей и в трудных обстоятельствах.
Крест возлагается на человека при Крещении, на Руси его еще называют «тельник». Во время Таинства Крещения крестик возлагается как исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).
Нательный крест освящается священником, который читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».
Как выбрать нательный крестик
Нательный крест — это в первую очередь символ христианской веры, а не красивое ювелирное украшение. Нательные кресты всегда отличались разнообразием выбора форм и материалов, из которого сделаны — золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь.
При выборе креста надо обращать внимание не на металл, а на форму, которая должна соответствовать православным традициям. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму.
Можно ли носить кресты с католическим распятием
Главное условие в православной иконографии — фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся.
Художником выполняется задача изображения Христа в Человеческой и Божественной ипостасях, показывая одновременно смерть и победу Спасителя.
Католики в средние века отказались от символического духовного изображения Иисуса. Концентрируют внимание на муках и смерти, тем скрывая торжество Господа, победившего смерть и открывающего жизнь вечную.
Преобладают черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни:
Тяжесть тела, провисающего на вытянутых руках.
Глава, увенчанная терновым венцом.
Перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем.
Анатомические подробности, которые передают правдивость казни.
Православие требует ношение креста православного, а не католического. Это происходит из-за разных взглядов на основы и догмы христианской веры.
Как освятить нательный крест
Чтобы освятить нательный крест, нужно прийти в церковь к началу богослужения и попросить об этом священнослужителя. Если богослужение уже совершается, можно обратиться за помощью к церковному работнику, который поможет передать крест священнику в алтарь. При желании, можно просить совершить освящение креста в вашем присутствии, чтобы соучаствовать в молитве.
Что делать с найденным нательным крестом
Найденный нательный крест можно держать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуждается.
Это суеверия, что нельзя брать потерянный кем-то крест, так как тем самым мы берем чужие скорби и искушения. Господь каждому дает свой путь и свои испытания. Если вы хотите носить найденный крест, его нужно обязательно освятить.
Все то же относится к любому «тельнику», который вы по каким-либо причинам оказались не в состоянии носить.
Можно ли дарить нательный крест
Крестики дарить можно. Дорогому для вас человеку будет вдвойне приятно, если при вручении креста вы скажете, что сходили в церковь и уже освятили крестик.
Источник