Что говорили египтяне о бастет

Ни для кого не будет новинкой тот факт, что история Древнего Египта весьма увлекательна по своему содержанию. Огромное количество различных богов и богинь всегда привлекали внимание любопытных людей. В данной статье хочется рассказать именно о том, кто такая богиня Бастет, для кого она была покровительницей и когда к ней обращались люди за помощью.

богиня бастет

Об имени

В первую очередь необходимо составить первое впечатление о данной богине. Итак, в самом начале стоит сказать, что Баст и Бастет – это два имени одного божества, называть ее можно и так, и так. По своей натуре она – дочь тьмы и света, это воплощение женственности, мудрости и красоты. Некую воинственность и свирепость данного образа, возникшего в первое время, египтяне свели к более приятному осознанию тепла, домашнего очага, материнства, защитных сил и плодородия.

О семье

По разным версиям, богиня Бастет была и дочерью бога Ра (его Око) и его женой. Можно найти информацию и о том, что Баст была дочерью Исиды и Осириса. Согласно иным источникам, мужем Бастет мог быть бог Бес – покровитель стариков и детей, приносящий удачу и радость. Важно сказать также и о том, что воплощением союза богов Ра и Бастет стал бог Махес – свирепый бог войны и буры, которого изображали с львиной головой (ее венчали две египетские короны).

Египетская мифология #египетскаямифология #осирис #озвучка #богиегипта #анубис #сет #бастет

Изображение

богиня египта бастет

Весьма интересным является и то, как же изображалась богиня Бастет. Это женщина либо в облике кошки, либо с кошачьей головой. Однако в Древнем Египте не найти изображений прирученных, домашних кошек. Они изображались только как дикие животные, например, как кошка Гелиополиса. И только во ІІ веке нашей эры данное животное прочно воссоединилось с людьми и одомашнилось.

С того часа кошек повсеместно почитали, их охраняли и любили. После смерти данных животных бальзамировали, иногда даже обожествляли. Интересным покажется и тот факт, что кошка считается священным животным бога Солнца. В котах видели его воплощение, а глаза данных животных, по мнениям египтян, излучали солнечный свет.

Покровительница

Итак, кого же древнеегипетская богиня Бастет охраняла, кому приносила удачу, кто к ней мог обращаться в случае определенных проблем? Так, версий существует огромное количество. В первую очередь, это покровительница всех женщин, ведь она – женщина-кошка. К ней приходили с различными проблемами, в том числе и тогда, когда даме не удавалось забеременеть.

Это богиня деторождения и плодородия во всех его проявлениях. Также Бастет считалась защитницей домашнего очага, она приносила в дом веселье, любовь и радость. Очень почитали данную богиню и лекари тех времен. Они повсеместно рисовали на домах ее изображение – в виде черной кошки, дабы уберечь больного от смерти и для более быстрого его выздоровления.

БАСТЕТ. БОГИНЯ РАДОСТИ И ВЕСЕЛЬЯ. КТО ОНА? ЕГИПЕТСКАЯ БОГИНЯ И КОШКИ. ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ.

Но, несмотря на все вышесказанное, богиня Бастет имеет также и свою темную сторону. Все-таки она – дочь тьмы, и иногда она изображалась с львиной головой, злобно смотрящей вперед, и имела второе имя – Пашт, богиня Бастет-Пашт.

древнеегипетская богиня бастет

О красоте

Как и во все времена, женщины искали способы сохранить свою молодость. И в этом им отлично помогала богиня Египта Бастет. Жрецы создали определенное количество упражнений для женщин, которые, по их мнению, должны были остановить увядание красоты дамы. Во время их выполнения считалось, что в женщину вселяется дух Бастет, который пробуждал ее грациозность, пластичность и скрытые силы духа. После этих занятий египтянки верили, что они еще долго будут оставаться привлекательными и молодыми.

Культ богини: начало

Когда же египтяне начали широко почитать Бастет? Произошло это еще в древнем Египте, когда в большинстве случаев данное божество изображалось с львиной головой (на подобие богини Сехмет) и считалось матерью бога войны и бури Махеса. Во время празднования дня богини запрещалось охотиться на львов, ведь считалось, что в этот день эти животные становятся священными, ведь в них вселялся дух Бастет. Однако со временем черты ее лица ставали все мягче, а облик нежнее и женственнее. И со временем данная богиня стала покровительницей домашнего очага, женщин и деторождения, радости и веселья.

Читайте также:
Бижутерия из медицинского сплава отзывы покупателей

богиня кошка бастет

Культ богини: расцвет

Особо почитаемой богиня-кошка Бастет стала во времена процветания Среднего Царства, когда древние жители Египта наконец-то научились выращивать зерно и додумались хранить его впрок, дабы избежать голодания. Нетрудно догадаться, почему в это время особое внимание уделялось богине Бастет.

Все потому, что главный враг данного зерна – мыши, а богиня ведь кошка. В это же время это божество начало ассоциироваться с богатством страны и повсеместно почитаться. Центром поклонения богини стал город Бубастис, который располагался в Нижнем Египте. Именно там был построен самый большой и главный храм Бастет, который был обнесен большим муром и украшен красивейшими барельефами. В средине же находилась самая большая ее статуя, к которой ежедневно приходило огромное количество паломников, принося в дар маленькие статуэтки кошек, надеясь на ее благосклонность и доброту.

Стоит сказать, что в данном храме жило огромное количество кошек, у его же подножия располагалось и священное кладбище этих животных. Наподобие фараонов кошек научились мумифицировать, их помещали в специально подготовленные для них саркофаги и хоронили со всеми почестями. Сегодня же храм разрушен, от него остались только развалины. Однако все, кто побывал в Бубастисе говорят, что даже от его обломков веет силой и прежней величественностью и красотой.

бастет богиня древнего египта

Праздник Бастет

Стоит сказать, что почиталась Бастет – богиня древнего Египта – семь раз в году. В это время в храме собиралось огромное количество паломников, которые приходили поклониться богине. Читались различные молитвы, пелись специальные песни, приносились жертвы.

Интересным является весеннее почитание данной богини. Так, в это время ее статую выносили из храма, помещали в большую лодку и катали вдоль всей реки Нил. Делалось это в первую очередь для того, чтобы богиня уберегла реку от губительного для египтян ее разлива.

статуэтка богини бастет

О кошках

Стоит сказать и о том, что статуэтка богини Бастет обязательно находилась практически в каждом доме египтян. Она считалась сильным амулетом и защитником домашнего очага. Помимо этого, хорошим знаком считалось, если в семье жила живая кошка. Стоит сказать, что она была самым главным членом семьи, иногда даже была важнее и главнее ребенка. Кошку всегда кормили, прежде чем хозяева садились за стол, она спала в специально отведенном для нее месте или даже комнате, которые обязательно были украшены.

Особенно важным было событие, когда кошка умирала. Это было огромное горе для семьи. Ее мумифицировали по всем правилам, хоронили с огромными почестями, в саркофаг клали еду, чтобы кошка в потустороннем мире не голодала, также мышь, чтобы ей там не было скучно. Долгое время после смерти животного хозяева еще скорбели об утрате, нося траурные одежды.

Стоит сказать и о том, что убийство кошки считалось огромным грехом и каралось по закону смертью. Нельзя было также вывозить кошек за пределы страны, однако торговцы это повсеместно делали, создав из этого определенный ритуал чести (благодаря этому кошки распространились по всему миру). Однако любовь к данным животным сыграла злую шутку с египтянами во время войны с персами. Дело в том, что персидский царь знал о такой любви египтян и приказал своим солдатам привязать к каждому щиту по кошке. Солдаты же просто не осмелились стрелять в священных животных, и были без проблем захвачены противниками.

египетская богиня кошка бастет

Культ богини: увядание

После того как в страну пришла римская власть, египетская богиня-кошка Бастет почиталась все меньше и меньше, а уже в 390 году ее культ и вовсе был запрещен законом. Со временем интерес и уважение к данному животному утихали, кошек же держали в домах просто как охотников на змей и мышей, которых в то время было довольно таки много.

Однако еще меньше повезло кошкам, которые попали в Европу. За их любовь гулять по ночам и светящиеся в темноте глаза католическая церковь объявила их порождением дьявола. Особенно тяжкая участь постигла черных кошек, которых так почитали в Древнем Египте, они считались помощницами ведьм и вместилищами душ их умерших побратимов.

Кошек убивали, пытали, над ними всячески издевались. Однако, как только пришла эпоха Возрождения, данных животных наконец-то оставили в покое, а интерес к ним изрядно поутих. Сегодня же к кошкам нет никакого негативного отношения, однако пока их еще никто и не обожествляет. Данные животные, как и раньше, живут рядом с людьми, с ними связано огромное количество различных суеверий, к которым люди пока еще по привычке относятся осторожно. Однако кто знает, может опять придет время, и кошек будут почитать, как и раньше, превознося их на определенный пьедестал.

Читайте также:
Где нужно покупать руку хамсы

Источник: fb.ru

Богиня Бастет

Бастет — в египетской мифологии богиня радости и веселья. Священное животное — кошка. Изображали в виде женщины с головой кошки, атрибут — музыкальный инструмент систр. Центр её культа, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) (10-8 вв. до н. э.), — Бубастис. Сын Бастет. — Махес. Отождествляли с Мут, а также с почитавшимися как Око Ра Тефнут, Сехмет и Хатор.

В связи с этим также приобрела функции солнечного Ока. Геродот (II, 60) сообщает о ежегодных торжествах в честь Бастет, сопровождавшихся пением и плясками.

Древнеегипетский Транслитерация Латиница Английский Перевод
bꜣstjt Bastet

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА

Древнегреческий Транслитерация Латиница Английский Перевод
αἴλουρος ǎi̯.loː.ros Ailuros Aelurus Кот

Цитаты классической Древнегреческой литературы

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

«На дуге систра, сверху, высекают кота с человеческим лицом [Бастет], а внизу, под тем, что сотрясается, в одном месте — лицо Исиды, в другом — лицо Нефтиды, обозначая ликами рождение и смерть, ведь именно они суть перемещение и движение элементов. [На египетских систрах обычно дважды изображалось лицо Хатхор и голова кошачьей богини Бастет.]»

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ БАСТЕТ С АРТЕМИДОЙ

Антонин Либерал. Метаморфозы. 28. Метиоха и Мениппа [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений» и Коринна в книге I «Героев»]. (Источник: Антонин Либерал.

Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Тифон, сын Геи, был богом непомерной силы и чудовищной внешности, ибо выросло у него множество голов, рук и крыльев, а с боков выступали страшными извивами змеи; он кричал на разные голоса, и никто не мог противостоять его силе. Тифон возжелал захватить власть Зевса, и его натиску не мог противостоять никто из богов, но в страхе все бежали в Египет, остались только Афина и Зевс. Тифон преследовал богов по пятам, они же из предосторожности во время бегства изменили свою внешность в образы животных. И Аполлон стал коршуном [то есть формой египетского Гора], Гермес — Ибисом [Тот]… Артемида — кошкой [то есть формой египетской Баст]».

Геродот. История. Книга 2. 59 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского.

Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Все­на­род­ные празд­не­ства егип­тяне справ­ля­ют не один раз в году, а весь­ма часто. Чаще же все­го и с наи­боль­шей охотой егип­тяне соби­ра­ют­ся в горо­де Буба­сти­се на празд­ник в честь Арте­ми­ды и затем в Буси­ри­се в честь Иси­ды. [то есть египетской богини Пашт или Бастет]».

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 28. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):

«Когда Юпитер сражался с Титанами, который назвали паническим.

По этой причине и внутренняя часть его фигуры предстает в виде рыбы, потому что он бросал во врагов раковины вместо камней. Египетские же жрецы и некоторые поэты рассказывают, что в то время, когда почти все боги собрались в Египте, туда внезапно явился Тифон, чудовищный гигант и смертельный враг богов. От страха они приняли разные обличья: Меркурий превратился в ибиса [Бог Тот], Аполлон — в птицу, называемую фракийской [Гор], а Диана [Артемида] обратилась в кошку [Баст]. Рассказывают, что это событие послужило основанием того, что египтяне не дозволяют причинять вред этим видам животных, ибо они суть обличья богов. В то же самое время, говорят, Пан бросился в реку и задней части тела придал рыбье обличье, а всему остальному телу — козлиное, и таким образом спасся от Тифона. Юпитер, дивясь его хитроумию, поместил его изображение среди созвездий»

Геродот. История. Книга 2. 137 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского.

Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«К горо­да Буба­сти­са [в Египте]. В этом горо­де сто­ит зна­ме­ни­тый храм [боги­ни] Буба­стис [египетская богиня Бастет]… Буба­стис же по-эллин­ски — Арте­ми­да».

Геродот. История. Книга 2. 155 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Имя это­го горо­да, где нахо­дит­ся [великий египетский] ора­кул, Буто, как я толь­ко что ска­зал.

Кро­ме того, в этом Буто есть еще свя­ти­ли­ще Апол­ло­на и Арте­ми­ды [египетских богов Гора и Бастет]. Храм же Лато­ны [египетской богини Уто], где имен­но и нахо­дит­ся ора­кул, и сам очень велик, а его пред­две­рия 10 оргий высотой».

Геродот. История. Книга 2. 156 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«По сло­вам егип­тян, Апол­лон и Арте­ми­да [египетские боги Гор и Бастет] — дети Дио­ни­са [Осириса] и Иси­ды. Лато­на [египетская богиня Уто] же была их кор­ми­ли­цей и спа­си­тель­ни­цей.

У егип­тян Апол­лон назы­ва­ет­ся Ором, Демет­ра — Иси­дой, а Арте­ми­да — Буба­стис [Бастет]. Из это­го-то ска­за­ния, и не из како­го дру­го­го, Эсхил, сын Евфо­ри­о­на, заим­ст­во­вал то, что я сей­час ска­жу и чего нет ни у кого из преж­них поэтов. Имен­но в одной сво­ей тра­гедии он изо­бра­зил Арте­ми­ду доче­рью Демет­ры».

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 37. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова.

СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Арте­ми­да [египетская богиня Бастет] явля­ет­ся доче­рью Демет­ры [египетской Исиды], а не Лато­ны, то это пре­да­ние, явля­ю­ще­е­ся еги­пет­ским, сооб­щил элли­нам Эсхил, сын Эвфо­ри­о­на».

Источник: ancient-mythology.ru

Читайте также:
Бижутерия своими руками журнал

Что говорили египтяне о бастет

Бронзовая статуя Бастет—Уаджит

Бастет или Баст – одна из наиболее женственных и грациозных богинь Древнего Египта. Она являлась олицетворением лунного и солнечного света. Богиня символизировала домашний очаг и почиталась как защитница дома, семьи и детей, а также воплощала такие качества, как красота, ласка и изящество. Бастет – известна во всем мире как богиня покровительница кошек.

Баст изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В некоторых мифах говорится, что в ранних династиях ее изображали в виде львицы. Почиталась как дочь бога солнца Ра, считалась всевидящей и даже занимала место в его страже. Ее матерью была Хатор-Луна. Мужем ее иногда называли Птаха — одного из древнейших богов древнеегипетского пантеона, бога искусств и ремесел.

У Баст был сын Махес — бог грозы и бури. В некоторых случаях она отождествлялась с Мут и Тефнут, а в Древней Греции с Артемидой. Часто упоминается, что Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Существует несколько легенд о Бастет, совершенно разных и интересных.

В мифе, в котором бог Ра покарал человечество за грехи, она приняла свою вторую половину и превратилась в львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.

Статуэтка богини Бастет
Бронза. XXVI дин.
Лондон, Британский музей

Существует и другой миф, который повествует историю о бабочке. Богиня Бастет однажды вечером в своём дворце зажгла огонь в очаге и подсела к огню, задумавшись о чём-то своём, божественном. В этот момент прилетела бабочка, начала вокруг огня кружиться, отдаляясь и снова приближаясь к языкам пламени.

Бастет рассердилась, так как думала о серьезных вещах и решила, что она прилетела ей помешать. Бабочка же продолжала кружиться вокруг огня. Баст попыталась прогнать незваную гостью, но боялась обжечься, и потому у неё ничего не получалось. Она позвала Гора, бога погибающей и возрождающейся природы.

Богиня сказала, что думала о вечном, о своей божественной природе, а бабочка же прилетела и начала отвлекать. Потом Бастет попросила прогнать ее. Но Гор, вместо того, чтобы прогнать бабочку, задумался. Он долго молчал, а потом, глядя на кипящую от негодования богиню, попросил ее сказать, красива ли бабочка? На что Бастет растерявшись, ответила, что она — всего лишь бабочка.

Читайте также:
Что говорит женщина в загсе

Но Гор ничего не ответил, он только смотрел на кошку, ожидая ответа. Наконец, Бастет повернулась к огню и рассмотрела бьющуюся в опасной близости от пламени бабочку. Ее крылья были уже в подпалинах, но она по-прежнему стремилась к огню, который убивал ее. Баст говорила о том, что она гораздо более красива, чем эта бабочка. Потому что она — богиня.

А бабочка, даже если не сгорит сегодня, умрёт завтра. Её жизнь — это всего лишь мгновение, она ничто, красивое, но ничто. Гор задумчиво посмотрел на богиню и сказал, что не может познать правду о бабочке без ее ответа. Потом он закрыл глаза и задумался ещё сильнее. Он стремился постичь правду о бабочке.

Бастет, глядя на него, тоже закрыла глаза и задумалась. Она поняла, что не стремилась постичь правду, хотя, будучи богиней, должна была это сделать. Когда Бастет открыла глаза, Гор наблюдал за ней. Богине стало стыдно: она не смогла познать правду о бабочке, потому что задумалась о себе, о своей божественной природе. Она спросила Гора — смог ли он познать правду, и он ответил, что смог.

Потом она спросила его вновь – какова она? Гор же, вместо того, чтобы ответить, поднялся и пошёл к выходу. Бастет смотрела ему вслед, потом побежала вдогонку и начала говорить ему, что он не может уйти, не дав ей ответа. Гор остановился и, не оборачиваясь, спросил – почему? Она ответила, потому что будет несчастна, так как не смогла решить задачу!

Гор повернулся к бушующей Бастет, улыбнулся ей и сказал, что она познала правду о бабочке. Это был ее покой. В этот момент бабочка, последний раз взмахнув крыльями, упала в огонь. Небольшая горсть искр взметнулась над пламенем и опала.

Образы и символы мифа

Статуя богини Бастет в образе кошки

Бастет называли матерью всех кошек. Мифы о Баст создают образ ласковой, изящной и заботливой защитницы. Поскольку могущество Бастет распространялось на самые разнообразные явления, ее культ сопровождала множественная символика. Одним из важных символов являлись четыре котенка, которые изображались в ее ногах, они как раз и показывали ее плодородие, покровительство детям, матерям и кошкам. Особым даром богини была интуиция, которая во многом ей помогала.

Чаще всего Баст изображалась в двух позах – стоя и сидя. Причем сидя она была, только в образе кошки, не имея другого вида. Руки стоящей Баст не были пусты: в правой она держала скипетр или эгиду, в левой руке – систр, а на локте висела корзина. Каждый из этих символов исполнен смысла и говорит о характере богини. Систр – древнеегипетская храмовая погремушка.

Состоит из рамки с рукояткой, сквозь которую проходили 3-4 свободных стержня с загнутыми концами, стрежни позвякивали при встряхивании. Рукоятки систров обычно изготавливали в виде кошки с человеческим лицом. Систр – это символ веселья, праздника, радости, счастья.

По преданиям, гармоничный и таинственный звук систра имел удивительные магические свойства: он пробуждал человека к жизни, лечил и успокаивал душу и тело, возвращал надежду и радость, дарил любовь, вдохновение и счастье. Также он являлся символом плодородия. Корзина — не иначе как для собранного урожая, который был бы невозможен без любви, солнечного света, тепла и энергии. Эгида или папирусовый скипетр – символ вечной молодости и счастья, которые ждут каждого в загробном царстве.

Памятники богине чаще всего создавались из камня или бронзы. Так же символами Баст выступали изображения кошек, статуэтки и «кошачьи» амулеты, которые должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Карта археологической зоны Телль Баста

Прежде всего формированию отношения к Бастет способствовали упоминания о городе Тель Баста или Бубастис. Он был некогда одним из крупнейших городов нильской дельты и славился почитанием священных кошек, над которыми владычествовала местная

богиня Бастет. Город занимал важное стратегическое положение: торговые экспедиции уходили из него на Синай за медью и бирюзой; отсюда же отправлялись на завоевание Азии египетские военные экспедиции. Пик политической значимости города пришелся на время правления XXII династии.

Читайте также:
Кто благословляет молодых

Большое количество сведений были получены, когда был найден храм богини. Святилище целиком, за исключением входа, лежало на острове. Храм был расположен в центре города и был виден со всех сторон. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению со всех сторон.

Храм огражден стеной, украшенной рельефами, а внутри его – роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. От входа вела дорога, мощенная камнем через городскую рыночную площадь на восток. По обеим сторонам дороги стояли высокие до небес деревья. Ворота высотой в 18 метром украшены вырезанными на камне фигурами. В тени деревьев к зданию Храма от реки Нил подходили два канала каждый шириной по 30 метров и осенённые деревьями.

Панорама храма Бастет с упавшими колоннами
XIX–XXII дин.

Укреплению культа способствовало проведение ежегодного праздника. В Древнем Египте 15 апреля отмечали праздник богини Баст. В честь Бастет в Египте ежегодно устраивали огромную ярмарку, а тысячи поклонников ее культа путешествовали по Нилу под звуки флейт и трещоток. В это день у богини просили благословения для домашних кошек.

О Бастет писал известный античный историк – Геродот. Он оставил нам живое описание ежегодного фестиваля в честь Бастет, во время которого «выпивают виноградного вина больше, чем за весь год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, не считая детей». Он же описывал великолепный портик храма богини, который находился в низине, в центре города и был виден отовсюду, где бы ни находился зритель.

Блок с хоровым именем
царя Хуфу
Из раскопок Э. Навилля в
Бубастисе. IV дин.
Лондон, Британский музей

Роль культа Бастет показывают и упоминания о кладбищах кошек. В 1890-х годах вблизи Бубастиса было найдено целое кладбище кошек.

Среди многочисленных кошачьих останков исследователи обнаружили несколько мумий, которые значительно отличались от остальных. Их мумифицировали с особой тщательностью и погребали в солидных каменных или деревянных саркофагах. В загробный мир они отправлялись не налегке, а нагруженные украшениями, амулетами и другими дорогими подарками.

Археологам также попалось несколько ложных мумий — пустые или неполные коконы, в которых лежали пара костей и какой-то неорганический наполнитель. Видимо, жрецы продавали их по дешевке бедным паломникам. Купив такую мумию, египтянин, тем не менее, имел возможность обратиться с просьбой к милостивой Бастет.

Помимо сведений из города Тель Баста мы смогли узнать и о других городах, в которых поклонялись великой Бастет. Значительное поселение существовало уже в конце додинастического периода; позже город был знаменитым и процветающим вплоть до римского времени, когда звезда города богини Бастет закатилась, а неподалеку вырос новый торговый центр, город Бильбейс, притянувший к себе жителей старой столицы. Его дома и дворцы строили из камней древних святилищ Бубастиса.

Социальное значение мифа

Статуэтка богини Бастет в образе кошки
Каир, Египетский музей

В других странах были покровительницы кошек, но самой известной и почитаемой до сих пор является египетская богиня Бастет. В ее честь строились целые города. Даже в Александрии был найден храм посвященный Баст.. Именно богиня стала символом заботы о кошках. Почти у каждого египтянина была кошка, за которой ухаживали как за самым дорогим существом.

Бастет имеет очень дуалистичную натуру, она может быть и воинственной, храброй, но и нежной, заботливой и мягкой. Она является олицетворением женского начала. Ведь именно эта богиня почиталась, как защитница всех женщин, детей и кошек. К ней можно было обратиться с любой просьбой, также ее роль очень велика как хранительницы очага. Именно поэтому Бастет стала столь важна, как многогранный образ, для всего Древнего Египта.

На праздниках в честь Баст было много народа и всегда было очень весело. Праздники сопровождали звуки музыки и танцев. Но и не забывали о религиозных ритуалах. В такие дни Бастет просили вылечить домашних кошек.

Во время ежегодных празднеств статую богини выносили из храма и торжественно перевозили вдоль берегов Нила.

Бастет олицетворяет величие, женскую красоту, грацию, доброту, радость, веселье и любовь. В тоже время она является защитницей и может проявить огромную силу. Именно сочетание данных качеств смогло поставить Бастет в ряд самых величественных египетских Богов. Такой образ является очень привлекательным, особенно для женщин.

Источник: mifologia.osipova-pr.com

Рейтинг
Загрузка ...