История каменного убранства Михайловского замка драматична и нелепа. Этот уникальный музей русского камнерезного искусства, волею судьбы, очень скоро превратился в гигантскую каменоломню. По желанию Марии Федоровны, вскоре после смерти Павла, многие элементы мраморной отделки переместились отсюда в Павловск. Разместившееся в стенах замка с 1822 года Инженерное училище постаралось как можно скорее изжить дух императорской резиденции, заменив его стилем казармы. Среди архивных документов сохранились реестры каменных деталей из интерьеров теперь уже Инженерного замка, предназначенных для продажи.
Первоначально высокие цены быстро сокращались вдвое и втрое, сводились к минимуму. Мраморные облицовки стен заменялись дешевым холстом. В архивных материалах имеются сведения о передаче фрагментов мраморной облицовки Михайловского замка в 1825 году в дар принцу Оранскому.
Санкт-Петербург. Прогулка по Михайловскому замку.
Еще раз внимание Николая I было обращено к многострадальному зданию в 1837 году, когда архитектор В.П.Стасов отобрал здесь множество разнообразных мраморных деталей для восстановления после пожара Зимнего дворца. Еще десять лет спустя строители Нового Эрмитажа вывезли отсюда около семисот деталей «зеленого и желтого античного, серого сибирского, зеленого полосатого» и других сортов мрамора, что практически завершило разорение памятника. Четыре колонны «прекрасного желтого итальянского мрамора» оказались в Зале Камей, а четыре беломраморные колонны — в Зале Медалей «императорского музеума».Сейчас в интерьерах дворца сохранились лишь отголоски былого мраморного великолепия.
Винченцо Бренна в 1802 году, покидая Россию навсегда, увез с собой принадлежавшую ему коллекцию архитектурной графики и частично распродал ее в Европе. В составе его собрания находились и проектные чертежи убранства интерьеров Михайловского замка. У реставраторов почти нет надежды воссоздать его, даже в случае открытия неизвестной ныне архитектурной графики.
Однако сохранившееся литературное описание А. Коцебу и архитектурные описи замка начала XIX века позволяют мысленно воссоздать художественное пространство, в котором Павел провел свои последние дни на исходе зимы 1801 года. Император задумал свой новый дворец не только как жилую резиденцию, но и как своеобразный музей художественных коллекций, вобравший в себя все лучшие достижения европейской культуры. Он должен был отличаться от традиционных в Европе «кунсткамер» и картинных залов. По замыслу Павла, вдоль периметра внутреннего двора располагалась целая система длинных узких галерей, переходящих одна в другую. Принцип экспонирования коллекций был тематическим, программным: произведения искусства, живопись и скульптура были часто объединены общей идеей.
Парадные залы Михайловского замка.
Названия галерей говорили сами за себя. В двух «антиковых залах» нашло воплощение распространенное в конце XVIII увлечение классическим искусством древности. Галерея Рафаэля была украшена серией из четырех шпалер, исполненных на известные сюжеты фресок Ватикана — «Константин Великий, держащий речь своим войскам в день битвы с Максенцием», «Изгнание Элиодора», «Парнас» и «Афинская школа». В росписи Галереи Арабесок был использован распространившийся по Европе в XVIII веке мотив гротескных орнаментов Лоджий Рафаэля в Ватикане, хорошо известный Павлу по работам французских архитекторов Л. Клериссо и К. Леду и использованный Екатериной II в Новом Эрмитаже. В центре Галереи Лаокоона располагалась копия знаменитой античной скульптурной группы.
Убранство внутренних галерей дополняли парадные и жилые апартаменты, располагавшиеся по наружной анфиладе. Рядом с величественным Воскресенским залом располагался Тронный зал императора, обитый зеленым сукном с золотым шитьем.
Под огненно-красным балдахином стоял императорский трон, на мраморных столешницах были представлены самые лучшие предметы декоративного убранства, среди которых особо выделялась великолепная коллекция французской золоченой бронзы. Интересна история плафонов Тронного зала. В свое время они являлись боковыми фрагментами живописного плафона Большого зала Екатерининского дворца в Царском Селе и были написаны в 1750-х годах по эскизам Джузеппе Валериани. В 1785 году плафон был снят в связи с ремонтом перекрытий Большого зала и после окончания работ на место не установлен.
Едва ли не самым значительным в художественном отношении интерьером Михайловского замка была уже упомянутая церковь архангела Михаила, располагавшаяся в западной части здания. Два стройных ряда монолитных гранитных колонн поддерживали хоры, на которые из личных покоев императора выходили члены семьи и его ближайшее окружение. В церкви сохранился балкон с золоченой балюстрадой, на котором стоял во время богослужений сам император, – романтик, мечтавший о слиянии мировых религий…
Царские врата церкви были отлиты из серебра петербургским мастером Бухом, а вскоре после смерти Павла были заменены точно такими же, но исполненными из красного дерева и посеребренными. Некогда их украшали живописные медальоны с изображениями Богоматери, Иоанна Предтечи и четырех евангелистов. Первоначальные врата были впоследствии по приказу Александра I перелиты в свадебный сервиз для великой княжны Анны Павловны. После гибели Павла отсюда быстро исчезли золотая и серебряная утварь, вазы и канделябры, а в 1822 году церковь перешла из придворного ведомства в епархиальное и ее прихожанами стали воспитанники Инженерного училища и чины Инженерного департамента.
Печально знаменитая спальня императора, где он любил проводить время в одиночестве и где оборвалась его жизнь в марте 1801 года: обширная, отделанная деревянными панелями, окрашенными в белый цвет — поражала своей скромностью. В центре ее стояла узкая походная кровать, вдоль стен размещались кресла и стулья. Особо выделялся лишь стол красного дерева с точеными украшениями из слоновой кости, в изготовлении которых, по преданию, принимала участие сама императрица Мария Федоровна, обладавшая навыками токарного искусства.
Трагические события навсегда придали этой комнате особый ореол: долгое время ее не переделывали, сохраняя здесь своеобразный мемориал. К страшному месту в Инженерном училище существовало особое отношение, и к середине столетия у царской семьи возникло желание изменить положение вещей. В 1857 году на месте спальни и Овального будуара, примыкавшего к покоям Марии Федоровны, по проекту архитектора К.А.Ухтомского была сооружена новая церковь святых апостолов Петра и Павла, интерьер которой, отделанный дубовыми резными панелями и мраморными досками с именами погибших в войнах воспитанников, в значительной степени сохранился.
В Государственном Архиве Российской Федерации хранится маленькая тетрадь, обтянутая пестрым ситцем, где содержатся любопытные записки о Михайловском замке, оставленные историком-любителем Александром Степановым, камердинером Марии Федоровны, жены императора Александра III. Писарская копия этих записок была преподнесена автором в подарок П. К. Бенкендорфу, племяннику знаменитого шефа жандармов, в личном фонде которого она и хранилась. Одно из мест этих записок относится к бывшим покоям Павла I.
«Михайловский замок! — восклицает Степанов. — Таинственное место, ужасное по воспоминаниям. — его камни говорят. И с невольным трепетом путник идет мимо стен его, в темную ли зимнюю ночь, или в осеннюю лунную.
Прошло восемьдесят лет со дня смерти императора Павла Петровича. На днях в воскресенье 14 февраля был первый раз в Михайловском замке и с тяжелым сердцем прослушал обедню в исторических комнатах Павла I: обе они во втором этаже замка в северо-западном углу и почти над так называемыми Рождественскими воротами… В первой комнате поставлена Святая Плащаница к стене вдоль Михайловского сада, и над нею на стене помещен живописный образ Спасителя в терновом венце. Под этим самым образом с трогательными всепрощающими словами в углу свершилась мученическая кончина Павла Петровича, и на этом самом месте поставлена Святая Плащаница — символ искупления. Напротив этого места к образу Спасителя вставлен в стену прекрасный барельеф Искупителя рабов с краткой надписью «Памяти Императора Александра II, основателя Храма.» — Дух захватывает от щемящего чувства… И Дед!… И Внук! — Слова излишни…»
Так, из девятнадцатого столетия оглядываясь в век восемнадцатый, автор, рассуждающий о ходе истории, с горечью отмечает бесполезность ее уроков… В Михайловском замке сохранились фрагменты отделки некогда великолепных апартаментов Марии Федоровны, комнат великих князей Александра и Константина. В основном здесь уцелела первоначальная лепная отделка перекрытий, живописные плафоны которых повсеместно утрачены. Почти ничего не осталось от декора комнат верхних этажей, где должны были разместиться дочери императора и многочисленная прислуга. К тому же многие помещения, предназначавшиеся для наследников, были еще не вполне готовы к моменту переезда в замок императорской семьи.
Источник: travel-in-time.org
Церковь Михаила Архангела в Михайловском замке 1800г
-
Церковь: Действует.
Престолы: Михаила Архангела.
Дата основания: Между 1797 и 1800.
Тип постройки: Церковь.
Архитектурный стиль:
Историческое исповедание: Православная.
Архитектор: Винченцо Бренна.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Садовая ул. д.2.
Проезд: метро: «Гостинный двор», далее пешком по Садовой улице в сторону реки Мойки.
Сайт:
Координаты: 59.94023,30.3366 либо 59°56’24» N, 30°20’11» E
Смотреть на карте:


-
Открыть список храмов: Центральный район.
Открыть карту храмов: Центральный район.
Открыть карту: Петербурга и окрестностей.
История храма
Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной). По другой — это был традиционный цвет мальтийского ордена. Вслед за выбором царя цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасились в тот же цвет.
Церковь Михаила Архангела в Михайловском замке 1800г. Сьёмка 31 июля 2011г
Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1823 года Главного (Николаевского) инженерного училища, ныне ВИТУ.
Церковь Михаила Архангела находится в западном выступе Михайловского замка. Входом в этот богато убранный двусветный храм, увенчанный золоченым шпилем высотой в 10 саженей служило высокое крыльцо из серого гранита со стоящими по краям вазами.
В нишах второго этажа красовались статуи Веры и Надежды, над окнами – барельефы из белого мрамора с изображением евангелистов, аттик украшали фигуры апп. Петра и Павла.
Церковь Михаила Архангела в Михайловском замке 1800г. Сьёмка 31 июля 2011г
Церковь была заложена вместе с замком 26 февраля 1797 архиепископом Псковским Иннокентием в присутствии Павла I и его семьи. Название храма предание связывает с видением Архангела Михаила часовому, охранявшему деревянный Летний дворец на Фонтанке. О видении доложили Императору, который приказал именовать Михайловским заложенный на этом месте замок.
Замок и церковь освятил 8 ноября 1800, в Михайлов день, митрополит Амвросий соборне со всеми членами Синода, в присутствии Императора и знати.
Хоры внутри храма поддерживались 14 ионическими колоннами из красного сердобольского гранита с золочеными капителями. Между икон и на хорах стояли большие бронзовые канделябры работы мастера И. Рамсгрема.
Церковь Михаила Архангела в Михайловском замке 1800г. Сьёмка 31 июля 2011г
Иконостас, увенчанный фигурами молящихся ангелов, был сделан из ценных пород камня: мрамора, ляпис-лазури, яшмы; царские врата отлили из серебра. «Тайную вечерю» для иконостаса написал И. А. Акимов. Перед этим образом висела золотая лампада, украшенная бриллиантами и жемчугом. Купол над алтарем украшал плафон «Пресвятая Троица» кисти Карло Скотти. Надалтарную картину с изображением Архангела Михаила исполнил Ф. Смуглевич.
Церковь Михаила Архангела в Михайловском замке 1800г. Сьёмка 31 июля 2011г
Прожив в замке всего полтора месяца, Павел был убит заговорщиками в своей спальне, после чего замок перестал быть резиденцией, и богослужения в храме прекратились. Постепенно из церкви были увезены царские врата (их переплавили на сервиз), исчезли канделябры, золотые лампады и даже позолота на куполе.
В связи с переходом замка к Главному инженерному управлению высоту церкви в 1822 понизили на две трети, сделав новое перекрытие, а также возвели притвор. С ноября того же года службы возобновились для воспитанников Инженерного училища, среди которых были будущий свт. Игнатий (Брянчанинов), Ф. М. Достоевский, физиолог И. М. Сеченов, писатель Д. В. Григорович, художник К. А. Трутовский, композитор Ц. А. Кюи.
27 августа 1840 от удара молнии сгорел церковный шпиль. Его восстановление и ремонт интерьера затянулись до октября 1844. Следующий ремонт был проведен в 1867 и включал в себя небольшие внутренние переделки. В 1876 в храм перенесли исполненные П. П. Соколовым мраморные барельефы евангелистов, ранее украшавшие фасад.
Наибольшим почитанием в церкви пользовалась икона Казанской Божией Матери, которую в 1799 поднесли Павлу I жители Казани.
В храме любил уединенно молиться Александр II (в 1883 в память об этом в притворе повесили мраморный рельеф работы М. П. Попова). В кабинете Николая I на втором этаже чиновники Управления в 1896 соорудили образ свт. Николая.
В апреле 1835 в церкви был обвенчан М. И. Глинка. В эти годы (1822–1836) настоятелем был известный проповедник Алексий Иоаннович Малов, духовник декабристов.
Закрыта в 1918; долгие годы помещение использовалось под учреждение. С 1992 в отреставрированной церкви время от времени проходят богослужения. Замок охраняется государством как памятник архитектуры и является филиалом Русского музея.
Источник: templespiter.ru
222 года «Михайловскому замку» Павла I в Санкт-Петербурге
Назван в честь Архангела Михаила (в этом дворце был убит император Павел I).
Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась еще в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 годов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина. К моменту начала строительства папка проектов императора насчитывала 13 различных вариантов будущего дворца.
Указ о строительстве замка – многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома».
Здание возведено на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, созданного архитектором Растрелли, где 20 сентября 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича и где во время переворота 1762 года была провозглашена императрицей его мать.
Замок был построен в 1797-1801 годы, его первый камень заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. В итоге проект дворца был выполнен архитектором В.И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В. Бренна. Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров.
Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках Бренна также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. Павел I ускорял строительство, Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги.
Кроме того, вместе с Бренна работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников, а еще на стадии создания проекта Павел привлекал А.-Ф.-Г. Виолье. Для ускорения работ были переброшены строительные материалы с других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора по проекту Ринальди – мрамор, в том числе фриз с надписью, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца – наборный паркет.
По распоряжению императора строительство велось днем и ночью, так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно
8 (20) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.
После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришёл в запустение. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза – свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви. Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.
По материалам сайта : «Календарь Истории» https://tunnel.ru
- ДЕНЬ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДИНЫ
- ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
- ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ
- ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ
- НАГРАДНАЯ РАБОТА
- Выставки, форумы, семинары
Источник: kulturamgo.ru