Могильная плита или надгробный камень – непременный элемент места погребения, знакомый каждому, кто хоть раз сталкивался с местами упокоения умерших. Надписи на таких плитах могут быть вычурны и велеречивы, или же, напротив, лаконичны и кратки, могут иметь различное оформление и сочетаться с какими-то узорами или рисунками. Оказываясь впервые в жизни перед задачей изготовить достойное надгробие для умершего близкого человека, многие теряются и не знают, на что обращать внимание и от чего отталкиваться, составляя надпись на новом могильном камне. Что должно влиять на ваш выбор в этот момент, расскажет вам эта статья.
Факторы, которые следует принимать во внимание перед тем, как обратиться в контору по изготовлению памятников, следующие:
- законы страны, где размещается кладбище;
- народные традиции, касающиеся оформления могил;
- религиозные установления той конфессии, к которой принадлежал умерший;
- технические возможности мастеров и ограничения материалов.
Требования законов
Законы в Российской Федерации в отношении надписей на могильных камнях однозначны: каждое место погребения должно быть идентифицировано уникально, для чего над могилой обязательно должна быть помещена надпись с фамилией, именем и отчеством умершего, а также датами его рождения и смерти. В то время как нанесение портрета покойного или эпитафии на надгробие осуществляется по желанию родственников, а дизайн памятников вообще почти никак не регламентируется, надпись с информацией о личности и годах жизни погребенного должна обязательно быть хоть на простеньком деревянном кресте, хоть на огромном мраморном изваянии.
Разрешается ли писать на надгробном камне имя и дату смерти покойного?
Таким образом, закон обязывает нас помнить, что установка надгробия на могилу – это не только исполнение последнего долга перед дорогим человеком, но и обязательный вклад в историю страны и фиксация генеалогии своей семьи. Учет мест погребения важен и с этической, и с юридической, и с градостроительной точек зрения – однозначная идентификация места погребения вашего близкого однажды может оказаться значимым фактором при каких-то спорах о наследстве или обсуждении выделения земли под застройку.
Народные обычаи
Как уже было отмечено, на надгробных памятниках обязательно следует писать ФИО умершего, дату рождения и смерти, но помимо этих лаконичных данных в России на них обычно размещают эпитафию – краткую посмертную надпись, в которой описывается, чем покойный был для родных и близких, чего ему желают в вечности или какими словами вспоминают. Также иногда на могилах пишут цитаты из литературы или классики кино, а также изречения великих людей, которые кажутся родственникам уместными и связанными с умершим.
Строчки, оставленные на памятнике, должны отображать эмоции и чувства живых по отношению к умершему, их взгляд на его жизнь и кончину. При написании надгробной надписи необходимо придерживаться лаконичности, эмоциональной полноты, содержательности. Изречение может иметь философский подтекст. Если усопший был литератором или историком, на могильной плите можно поместить подходящую этому скорбному месту цитату из его собственного произведения.
Очень красивый рисунок на камне
В прошлом существовал особый литературный жанр эпитафий – надмогильных надписей, в котором преуспели многие русские поэты. Самая известная поэтическая эпитафия сочинена Н.М. Карамзиным для надгробной плиты малолетней девочки: «Покойся, милый прах, до радостного утра». Некоторые старинные кладбища стали настоящими туристическими достопримечательностями как раз за счет обилия красивых текстов на могильных камнях.
Не стоит, как уже отмечалось, в эпитафии делать акцент на негативных сторонах жизни умершего, припоминать ему грехи и обиды, однако, если такова была его воля, можно поместить на могильную плиту надпись саркастическую, ироничную или даже смешную. Хотя кладбища являются местом печали и покоя, народные обычаи допускают юмористическое отношение к собственной смерти, запечатленное в камне.
Религиозные установления
Религиозные убеждения умершего – не менее важный момент при выборе того, что должно быть написано на его могиле. Рассмотрим две наиболее частых ситуации: покойный был православным или покойный был мусульманином.
Православная традиция
Согласно православным канонам, надгробная плита или памятник не являются необходимой частью убранства могилы православного человека. На могиле умершего православного христианина необходим крест – символ Спасения и грядущего Воскресения мертвых.
Однако же, Православная Церковь не возражает и против надгробной плиты с надписями. По церковным установлениям, равно как и по государственным законам, прежде всего, необходимо точно указать на ней, кто покоится под данной плитой: имя, отчество, фамилию, даты рождения и смерти. Если усопший был известным человеком, и деятельность его была значима для общества, будет уместным указать род его деятельности, заслуги, звания, награды. Не следует писать длинных биографических очерков, стоит охарактеризовать усопшего буквально в нескольких словах.
Также благочестивая православная традиция рекомендует размещать на надгробных плитах и памятниках назидательные цитаты из Священного Писания или православного богослужения. Например, фрагмент молитвы, выражающей надежду на лучшую посмертную участь «душа его во благих водворится», прокимен «праведник яко финикс процветет», или строки «со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего».
Исламская традиция
Согласно установлениям ислама, для того, чтобы могилы праведников не были потеряны, на них можно устанавливать каменные надгробия с указанием их имен. В изголовьях могил обычных людей можно устанавливать камни с их именами, чтобы их могилы можно было найти среди других – в этом нет ничего предосудительного. Также допустимо указание на надгробной плите даты смерти.
Однако, в отличие от православной традиции, по мнению исламских теологов, на могильных камнях мусульман ни в коем случае не следует писать священные тексты или аяты из Корана. Как писал Ибн Абидин в своей книге Раддуль-Мухтар, дело в том, что надгробные плиты могут однажды упасть на землю или расколоться, и это было бы осквернением священных строк.
В соответствии с исламской традицией могила должна иметь вид небольшого холма, а в изголовье следует установить камень с именем умершего и датой его смерти. Иных надписей, например, хвалебных высказываний или аятов, на этом камне быть не должно. Также, согласно исламской традиции размещение фотографии умершего на его камне – харам, то есть запрет и большой грех. Умерший, конечно, за это не получит наказания и порицания, но вот те, кто поместит изображение лица покойного на его надгробную плиту, выкажут таким образом к нему глубочайшее неуважение.
Впрочем, несмотря на то, что нанесение различных надписей на могильные камни, за исключением имени умершего, запрещено, сегодня во многих мусульманских странах и в особенности в Турции можно увидеть множество помпезных надгробий, на которых высечены, стихи, аяты из Корана и хадисы. Возможно, если ваш близкий, чью могилу вы оформляете, был мусульманином, стоит обсудить надписи на его могиле с его родственниками.
Технические ограничения
Способов нанесения надписей на памятник достаточно много, и все они могут иметь различные особенности в плане выбора возможного текста и дизайна надписи.
Например, ручная гравировка текста на могильной стеле очень долго сохраняется, буквы получаются четкими и глубокими, мастер может контролировать полутона, придавая букам и цифрам различные эффекты. Но это наиболее дорогой способ гравировки, и, вероятно, надпись в такой технике будет достаточно краткой.
Станочная гравировка также позволяет наносить на памятник надписи любой сложности. При этом работа станка менее трудозатратная, более быстрая и точная, чем ручная гравировка, так что текст может быть достаточно пространным. Однако не все материалы, пригодные для памятника на могилу, могут быть обработаны станочным методом, а главное, далеко не везде в нашей стране имеется доступ к такому оборудованию.
Накладные буквы – еще один распространенный вариант, наиболее экономичный и допускающий работу с любыми масштабами, а также длиной текста, однако наименее долговечный.
Желательно уточнить у мастеров, изготавливающих надгробную плиту, имеющиеся у них инструменты и доступные им способы нанесения надписей до начала составления текста, чтобы его длина и сложность не стали проблемой и причиной лишних расходов.
Помощь в выборе надгробия и надписи
Заказать памятник или надгробие с любой надписью вы можете, обратившись в компанию Ritual.ru. Наши специалист помогут вам выбрать правильные материалы и технологии, отредактируют текст, проконсультируют относительно стоимости любых работ и организуют выполнение заказа. Заказать памятник в Ritual.ru или получить бесплатную. Консультацию по интересующим вас вопросам можно по телефону круглосуточной городской информационной справочной службы+7 (495) 100-3-100.
23 сентября 2021
Анна Бревнова
Ритуальный агент с многолетним опытом работы, автор статей разделов «Ритуальный бизнес», «Знаменитые кладбища и могилы знаменитостей»
Источник: ritual.ru
10 древних и интригующих надписей на камне
Источник фото: archaeologyinbulgaria.com
Центральная Болгария когда-то была домом для нескольких римских фортов. В крепости Состра с 2002 года проводятся раскопки Национального исторического музея. В 2016 году та же команда исследовала римскую дорожную станцию поблизости и наткнулась на большой артефакт.
Оставшийся незамеченным ранее объект высотой 2,2 метра (7,2 фута) представлял собой придорожную колонну, относящуюся ко времени нашей эры. 244. На его поверхности начертано девятнадцать линий в честь римского императора Филиппа Араба и его сына Филиппа Младшего. В официальной прозе также упоминается губернатор провинции Прастина Месалинус.
Император, правивший с 244–249 гг. Н. Э., Путешествовал по Балканам в течение первого года своего прихода к власти и, возможно, останавливался в крепости Состра. побудив к созданию эпиграфического памятника. Ближе к концу надписей на ценном столбе римская миля описывает расстояние до другой дорожной станции, обнаруженной двумя годами ранее.
9 Галька Комокс-Вэлли — The Comox Valley Pebbles
Источник фото: comoxvalleyrecord.com
Дорога к особенно уникальному открытию началась с барбекю. В 2015 году представители первой нации комок собрались в долине Комокс. Во время рытья ямы для жарки они нашли древние раковины и поняли, что они указывают на место, имеющее историческое значение.
Приехали археологи и подтвердили, что на большой территории есть не только раковины. Год спустя студенты-археологи обнаружили то, что поставило в тупик их более опытных старейшин.
Между костями, инструментами и другими остатками давно исчезнувшей деревни было обнаружено более 80 загадочных плоских камней и табличек. На каждой из них на одной стороне были нанесены символы. Их идентификация не является железной, но каждый символ выглядит как перо, дерево или знак плодородия.
Раскрыть их точное значение будет сложно. Камешки возрастом 2000 лет — первые в своем роде, и некоторые узоры не очень четкие.
8 Тайна миквы — Mikvah Mystery
Источник фото: BBC
Когда участок в Иерусалиме должен был стать питомником, представители античного мира приехали, чтобы убедиться, что строительные работы не разрушат что-то археологическое. значимость. Обычно после того, как официальные лица расчищают территорию, можно начинать строительство.
Однако археологи остановили строительство. Место, расположенное в районе Арнона, оказалось миквой (древнееврейская ритуальная баня).
Примечательно, что стены комнаты были украшены символами и письменами, написанными на арамейском языке — словами, которые до сих пор остаются экспертами. не могу расшифровать. На фотографиях изображены пальмы, лодка и, скорее всего, менора (канделябр с семью ветвями). Изображениям и древнееврейским шрифтам, вытравленным на гипсе и грязи, около 2000 лет.
Неясно, имели ли знаки религиозное значение или были добавлены каким-то художником-граффити. В любом случае, открытие считается одним из лучших таких открытий. Уникально то, что в одном месте размещено так много символов и букв времен Второго Храма.
7 Договор аренды — Rental Agreement
Источник фото: arstechnica.com
Раскопки в Теосе обнаружили около 400 древних надписей. Самые интересные гравюры турецкого города были найдены еще в древности на стеле храма Диониса.
После расшифровки он оказался самым подробным договором аренды в истории Анатолии. Контракт, заключенный 2200 лет назад, описывает, как группа молодых людей унаследовала землю от дарителя.
Названные Neos (гимназисты в возрасте 20–30 лет), они сдали землю в аренду. Имена тех, кто арендовал у них участок, а также свидетелей были высечены на стеле высотой 1,5 метра (5 футов).
Неосцы были строгими домовладельцами. Почти половина стелы подробно описывает наказания квартиросъемщиков, если они уклоняются от арендной платы, неправильно распоряжаются землей или повреждают здания. Также включены план и содержимое спортзала, упоминание о святом алтаре и желание Неосов использовать землю в течение трех дней в году.
Лучше всего открытие двух неизвестных юридических сроки. Артефакт является единственным подобным примером из древнего мира и дает исследователям возможность взглянуть на законы и социальную динамику эллинистических времен.
6 Стела Фанагория — The Phanagoria Stela
Источник фото: heritagedaily.com, popular-archaeology.com
Основанная в шестом веке до нашей эры, Фанагория была греческой колонией. Он стал первой столицей Великой Болгарии, одним из крупнейших греческих городов, а также культурным и экономическим центром Черноморского региона. Сегодня его руины спят в Краснодарском крае России.
В 2016 году археологи обнаружили сломанную стелу (вставка на изображении выше) среди нескольких интересных находок. Стела была единственным предметом с привкусом иностранного происхождения. Он был вырезан из мрамора (материал, не являющийся местным для этого региона), но возраст объекта и надписи указывают на его первоначальное местоположение.
Созданный в первой половине V века до нашей эры, древний персидский шрифт восхваляет победа короля. Его называют Дарием I (550–486 гг. До н. Э.). Ранее неизвестное слово идентифицировало город Милет, лидера греческого сопротивления Персии.
Дарий I потушил пожар в 494 г. до н.э., и археологи считают, что стела была воздвигнута в Милете. В какой-то момент он приземлился в Фанагории, возможно, в качестве балласта корабля. Это открытие открывает новые связи между Фанагорией и древнегреческим миром во время одного из самых влиятельных восстаний в истории.
5 Сценарии сафаитского рока — The Safaitic Rock Scripts
Источник фото: Live Science
Черная пустыня Джордана когда-то была другого цвета. Если верить новым петроглифам, он был зеленым и обильно населен дикой природой и людьми. В настоящее время пустынный пейзаж не может поддерживать жизнь, и здесь мало воды.
В последнее время в районе Джебель-Курмы обнаружились тысячи наскальных рисунков, состоящих из рисунков и однострочных. Две тысячи лет назад люди, которые там жили, оставили в памяти свои переживания.
Они много писали на камнях, используя древний алфавитный шрифт Safaitic. Некоторые просто оставили свои имена. Другие выразили обеспокоенность по поводу близких или голодной смерти. Один текст «Я ищу набатеев» даже намекает на напряженность между общиной Джебель Курма и людьми, ответственными за замечательный город Петра.
На петроглифах изображены лошади, антилопы, львы и птицы (возможно, страусы). Древесный уголь, найденный в лагерях, доказал, что вода доступна в больших количествах. Люди использовали древесину древесных пород, которым для выращивания требовалась вода круглый год.
4 Остров влюбленных — Lovers’ Island
Источник фото: The Guardian
Греческий остров Астипалея стал убежищем для влюбленных, нуждающихся в уединении. Ситуация, казалось, была полностью мужской. Эти свидания, проведенные 2500 лет назад, оставили свой след в окружающей среде. Эротические граффити, тщательно вырезанные в доломитовом известняке острова, дали имена и изображения.
Хотя большие фаллосы встречаются повсюду в древнем мире, это искусство редко, потому что художники очень просто записали сам половой акт. Граффити было создано между пятым и шестым веками до нашей эры и показало невероятный, если не неожиданный, уровень грамотности.
Один мужчина, имея в виду свою возлюбленную Тимиону, умело написал заявление об их отношениях большими буквами. . Писатель явно имел опыт письма. Это показывает, что обычные островные жители были хорошо обучены этому ремеслу во времена архаической и классической Греции, а не только философы и ученые.
3 Неизвестный римский правитель — The Unknown Roman Ruler
Источник фото: haaretz.com
Хотя Гаргилиус Антиквус — не новое имя для историков, невозможно определить, какая часть Римской империи попала под его командование. Недавно подводные археологи исследовали средиземноморское побережье Израиля и обнаружили огромную скалу. Семь линий, начертанных на его поверхности, были тем предметом, ради которого живут историки — недостающим кусочком головоломки, который проясняет общую картину.
В нем Антик описывается как римский губернатор Иудеи незадолго до еврейского восстания, которое произошло в 132–136 годах нашей эры. Он не только вернул бедному Антику его место (в учебниках истории) как человека, правившего Иудеей до знаменитого восстания Бар-Кохбы, но и артефакт — лишь вторая найденная в римскую эпоху надпись, которая называет территорию.
Отсутствует часть блока, которому 1900 лет. Тем не менее, это самая длинная надпись, найденная у берегов Израиля. При весе 600 кг (1320 фунтов) он когда-то мог быть основой статуи.
2 Слияние Моны — The Mona Merge
1 Реликвии Чжуанцяо — The Zhuangqiao Relics
Источник фото: The Guardian
Китай, несомненно, относится к старейшим цивилизациям. В 2003 году фрагменты надписей отодвинули самую древнюю письменность страны на 1400 лет назад.
Осколки эпохи неолита были раскопаны на месте Чжуанцяо в Шанхае в виде кусочков камня, керамики, дерева, нефрита, кости и т. Д. и слоновая кость. Возраст этих 200 фрагментов составляет около 5000 лет. Это делает надписи близкими современниками древнейшей письменности в мире, которая, как считается, пришла из Месопотамии. Однако эти две системы возникли независимо друг от друга.
Надписи напоминают сегодняшние китайские слова. Каждый содержит от двух до пяти строк, составляющих символ. Ученых восхищает то, что они связаны, как одно короткое предложение. Это может быть намеком на то, что это слова, а не символы.
Между исследователями все еще существует много разногласий относительно того, являются ли они словами, иероглифами, символами или чем-то еще более примитивным. Какими бы ни были эти золотые старички, они наверняка проливают больше света на корни китайского языка.
Источник: t-fakt.ru
Слова на памятник
Эпитафия — буквально «надпись на могиле», от греческого «эпи» — «над», и «тафос» — могила. Сначала так называлась надгробная речь, а потом и надпись на надгробном памятнике. Слово пришло из Древней Греции, но надписи на могилах оставляли во всех странах.
ООО «Первая Гранитная Корпорация» предлагает разнообразные надгробные памятники из гранита (натурального гранита), выполненные мастерами высокого класса. Помимо стандартных гравировок портрета усопшего мы предлагаем поместить эпитафии на памятниках в стихах.
Сама по себе эпитафия сыну или мужу является надгробной надписью ещё со времён существования Древней Греции. В ёмком четверостишии или нескольких строках в прозе отражаются основные черты характера жившего человека и то, чего он достиг за свою жизнь. Это своего рода итог прожитого. Примером такой эпитафии может служить фраза: «Твой быстрый взлёт закончен в миг.
Остался только в сердце крик». В то же время, эти надписи способны подбадривать близких людей, запечатлевая светлую грусть по усопшим отцу или матери.
Первые авторские эпитафии стали появляться в 16 веке, а настоящего расцвета искусство эпитафии в России достигло уже в 18 веке, и касалось это, конечно, в основном могил аристократии. В России была великая литература, в 18-19 веке многие писали, и многие делали это очень хорошо, и, конечно, это оставило свой след на всем, в том числе и на могильных плитах. До сих пор люди ходят на старинные кладбища, любуются на искусные памятники, изящную гравировку, читают надписи на могилу в стихах — это своеобразная книга памяти давно ушедших жизней.
При заказе памятика, на камне гравируют не только даты жизни и прощальные слова, но и портреты умерших, часто очень художественные, методом как механической, так и лазерной гравировки. Такие портреты могут сами по себе называться предметами искусства.
Прежде чем заказать памятник, можно ознакомиться на нашем сайте с моделями изготавливаемых нами памятников. А в разделе «Ритуальные картинки» ознакомиться с вариантами изображений и самих эпитафий, которые можно будет нанести на выбранный памятник.
Наши специалисты готовы взять на себя не только изготовление и оформление памятника, но также и его доставку в любой регион РФ. Невысокая стоимость памятника обусловлена тем, что компания сама занимается добычей гранита, его обработкой и дальнейшим использованием в качестве материала для изготовления памятника, что значительно снижает общую себестоимость предлагаемых нами изделий.
А так же тексты, которые наш мастер может выгровировать на памятнике:
1) Помним, любим, скорбим.
2) Ты ушёл из жизни слишком рано
нашу боль не выразят слова.
Спи, родной, ты наша боль и рана,
Память о тебе всегда жива.
3) Не высказать горя, не выплакать слёз.
Ты радость навеки из дома унёс.
4) Из жизни ты ушёл мгновенно,
А боль осталась навсегда.
5) Мы приходим сюда,
Чтоб цветы положить,
Очень трудно, родная,
Без тебя нам прожить.
6) Скорбь и печаль твоей утраты
Пребудут с нами навсегда.
Что может быть страшней и горше
Потери мужа и отца.
7) Ты всегда в наших сердцах.
8) Как жаль, что твоя жизнь была такой короткой,
Но вечной память будет о тебе.
9) Ты ушёл из жизни, а из сердца-нет.
10) Светлый, чистый образ твой с нами навсегда.
11) К твоей безвременной могиле
Наша тропа не зарастёт.
Родной твой образ, образ милый,
Всегда сюда нас приведет.
12) Тому, кто дорог был при жизни,
От тех, кто любит и скорбит.
13) Нет больше горя, чем горечь от утраты.
14) Как трудно подобрать слова,
Чтоб ими нашу боль измерить.
Не можем в смерть твою поверить,
Ты с нами будешь навсегда.
15) Живой представить тебя так легко,
Что в смерть твою поверить невозможно.
16) Ты нас покинула, родная.
Настал разлуки скорбный час.
Но всё по-прежнему живая,
Ты в нашем сердце среди нас.
17) Уйдя из жизни всё ещё живёшь ты
В наших помыслах, мечтаньях.
Судьбой дарованного не переживёшь.