Что означают буквы на иконах Богородицы: МР ОУ, Распятия: НИ КА, К, Т, МА РБ, Г А и др.?
Это первые и последние буквы греческого написания MHTHP ФEOY (Митир Фиу) — Матерь Бога. На иконах надпись располагается так: слева от главы Богородицы MP, а справа ФY.
Вокруг креста также распологаются титлы. Вот некоторые из них:
ЦРЬ СЛ, ЦРЬ СЛВЫ, ЦРЬ СЛАВЫ — Царь Славы
IНЦИ, ИN, ИНЦИ — Иисус Назорей Царь Иудейский
IС ХС , IИС ХС, IИ Х, ИС ХС, ИСЪ ХСЪ — Иисус Христос
К, КП, КОПIЕ, КОПИЕ — Копие
Т, ТР, ТРО, ТРОСТЬ — Трость
СНЪ БЖИ, СНЪ БЖIЙ — Сын Божий
НИ КА — Победитель
МЛ — Место Лобное
ГГ — Гора Голгофа
ГА — Глава Адама (старослав. Глава Адамля)
КХВВ — Крест – хранитель всея Вселенныя
ККЦ — Крест – красота церкве
КВУ — Крест – верных утверждение
КЦД — Крест – царем держава
КАС — Крест – ангелом слава
КБЯ — Крест – бесом язва
КТПВ — Кресту твоему поклоняемся, владыко
ББББ — Бич божий бьет бесов
Иконы Пресвятой Богородицы
ВВВВ — Всем верным возвращение в рай, Всей Вселенной возвещает веру.
ДДДД — Древу добро, досада дъяволу, Древо дарует древнее достояние.
ИВТС — И Воскресение Твое славим
Вопросы принимаются в новом разделе сайта →
Вопросы принимаются в новом разделе сайта →
Информация
Новости других разделов
Преподобномученики Зилантова монастыря
VI Съезд православных педагогов Татарстанской митрополии [трансляция]
10 сентября. Собор преподобных отцов Киево-Печерских
В храме бессребреников Космы и Дамиана села Кузайкино продолжаются восстановительные работы
Наши соцсети
Рассылка в Whatsapp +7 965 591-28-29
Сетевое издание «Православие в Татарстане» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20 марта 2018 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-72521
Цитирование и перепечатка приветствуются при гиперссылке на сайт tatmitropolia.ru.
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Мнение редакции может не совпадать с позицией авторов
Создание, технологическая и техническая поддержка – Проект «Епархия». Система управления сайтом — CMS «Епархия»
ИсточникНадписи на иконах
Надписи на иконах – принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения.
Иконы Богородицы
Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом. В иконных надписях широко применяется контрактура (лат. contractura – стягивание) – сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения – титло ( ҃ )
Сокращенное надписание имени Иисус Христос, составленное из двух пар букв под титлами: . Крещатый нимб (так называемое крестообразное простертие), напоминающий о крестной смерти Спасителя, искупительное действие которой обнимает весь мир, — «крестообразно, яко изволи крестом мир спасти». Число 4 — образ пространственной полноты. Четыре «конца», составляющие в пересечении крест, соединяют в нем четыре стороны света.
В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова , что значит Сущий. Прием появляется примерно в XI веке. Этим надписанием подчеркивается Божество Иисуса Христа, согласно откровению, бывшему Моисею из купины: «Я есмь Сущий» ( Исх. 3:14 ).
В русской иконописной традиции греческая буква (омега) часто заменяется буквой (от).
На греческих, болгарских иконах буква (омикрон) располагается слева, (омега) — вверху, (ню) — справа, и надпись читается по кругу слева направо.
На русских иконах чаще встречается другой буквенный порядок: слева (о) или (от), вверху (он), справа (наш). Надпись читается построчно, начиная сверху и затем слева направо во второй строке.
Стоит заметить, что библейское объяснение букв на Руси не являлось единственным. Из старообрядческой литературы известно иное их толкование, возможно несколько наивное, но не нарушающее догматических положений Церкви. В соответствии с ним, три буквы выражают, во-первых, триипостасность Бога; во-вторых, Божество Иисуса Христа: (от) — «еже есть отчески». (он) — «оум» (ум), (наш) — «непостижим сый»; и, в‑третьих, воплощение Сына Божия и Его страдания: (от) — «от небес приидох», (он) — «они же Мя не познаша», (наш) — «на кресте распята».
Как следует из этих толкований, порядок чтения букв на Руси также не был единообразным и мог изменяться, совершенно разрывая с греческой традицией и заменяя слово «сущий» сокращением .
Надписи на иконах
Надписи на древних иконах были простыми. Некоторые общеизвестные слова на иконах сокращались. Кроме Ιησους Χρηστος, Μητηρ Θεου сокращались и Αρχαγγελος, ο Δικαιος, ο Προφητης, ο Αγιος и η Αγια, причем нередко до иероглифического знака.
Имена на иконах писались четко читаемыми, но у святых Иоаннов (Предтечи, Златоуста) часто значимо сокращали и имя (Ιωαννης), и именование Предтеча (ο Προδρομος), Златоуст (ο Χρυσοστομος).
Церковнослав.: Иисус Христос
Церковнослав.: Матерь Божия
3. Пресвятая Богородица
Церковнослав.: Сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть» надпись на изображении Креста
Шрифт в русских иконах
Русские домонгольские иконы подписывались уставом — симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав — письмо с большим количеством асимметричных элементов.
Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы — торжественной вязью, а клейма — полууставом, напоминающим книжные тексты. К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже.
Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью. В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе — это множество вертикальных линий с различными соединениями.
Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов. В XVIII — XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.
Новгород. XII в. | Прославление Креста. Оборот иконы «Спас Нерукотворный». |
Новгород. XIV в. | Апостол Петр |
Тверь. XV в. | Святая Троица |
Москва. XV — XVI вв. | Дионисий. Митрополит Петр с житием. |
Вологда. XVI в. | Фрагмент иконы «Похвала Богородице» |
Москва. XVII в. | Мария Магдалина и Евдокия |
Палех. XVIII в. | Рождество Христово |
Мстера. XIX в. | Паисий Великий |
Приводится по: ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции.
Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002.-290 с. ISBN 5–901721-12–8, с 40
ИсточникКак начать разбираться в иконах Богородицы? Простая инструкция
Казанская, Владимирская, Умиление, Тихвинская, Серафимо-Дивеевская — это только малая часть названий икон Божией Матери, которые почитает Церковь. В чем разница между ними и как отличить одну от другой в храме? Разбираемся вместе с «Фомой».
Сколько всего икон Богородицы?
Точную цифру назвать сложно. Приблизительно — около 700, и их количество увеличивается — появляются новые образы и названия, которые почитаются Церковью наравне с другими. Не нужно путать название и тип иконы: к одному типу может относиться несколько сотен образов.
Сколько типов икон Богородицы?
Единого мнения на этот счет нет, богословы и иконописцы называют до 9 типов икон. Среди них есть три основных: Оранта, Елеуса и Одигитрия. Выделяют еще Акафистный тип, но он не считается самостоятельным.
Раз Два Три
Оранта
Еще одно название — Знамение. На этом типе икон Богородица изображается с воздетыми к небу руками в молитвенной позе (в переводе с греческого «оранта» значит «молящаяся»), на Ее груди — образ Младенца Христа: мы видим, как Божия Матерь молится за весь мир перед Спасителем. Самые известные иконы этого типа: «Неупиваемая Чаша», Курская-Коренная, «Знамение», Мирожская.
Мирожская Курская-Коренная Великая Панагия Неумиваемая Чаша
Одигитрия
В переводе с греческого — «путеводительница». На этом типе икон Богородица держит одной рукой Спасителя, а другой указывает на Него. Таким образом Божия Матерь переводит внимание молящегося на своего Сына, Который есть Путь, Истина и Жизнь — так говорил о Себе Сам Господь. Христос одной рукой благословляет Свою Мать, а в другой держит свиток — образ Евангелия. Самые известные иконы этого типа: Смоленская, Грузинская, Иверская, «Троеручица», Казанская, «Страстная», Ченстоховская
Страстная Ченстоховская Смоленская Троеручица Казанская Иверская Грузинская
Елеуса
Еще одно название — Умиление (с греческого языка «елеуса» значит «милующая»). На этом типе икон Богородица, предчувствуя, что Младенцу Спасителю предстоит умереть на Кресте за всех людей, обнимает Его, их лики соприкасаются. Елеуса — самый поздний тип икон Богородицы. Известные иконы этого типа: Владимирская, Федоровская, Почаевская, «Взыскание погибших», Донская, Корсунская.
Феодоровская Почаевская Корсунская Владимирская Взыскание погибших Донская
Акафистный тип
Несамостоятельный тип Богородичных икон. В его основе может лежать любой их трех основных типов с добавлениями различных элементов из гимнографии (чаще всего из акафистов — отсюда и название). Например, икона Божией Матери «Неопалимая Купина» базово относится к типу Одигитрия, но в обрамление центрального образа добавлены ангелы. Самые известные иконы этого типа: «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость», «Живоносный Источник».
Нечаянная радость Неопалимая купина Живоносный источник
Все равно сложно. Как понять, перед какой иконой я стою?
Проще всего прочитать название — как правило, оно написано на самой иконе слева и справа. Это касается вообще всех образов, а не только Богородичных. Но для этого нужно знать основы церковно-славянского языка. При этом важно понимать, что «мы молимся не той или другой иконе. Мы в каждом образе видим одну и ту же Богородицу.
И обращаемся к Ней, молясь перед Ее различными образами» (митрополит Рязанский и Михайловский Марк).
Благодарим за помощь в подготовке материала заведующую кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ) и преподавателя Коломенской духовной семинарии Ирину Константиновну Языкову.
ИсточникЕвангельский сюжет
«Евангелие есть изображение свойств нового человека, который — Господь с небесе (1 Кор. 15, 47). Этот новый человек — Бог по естеству. Святое племя Свое человеков, в Него верующих и по Нему преобразившихся, Он соделывает богами по благодати.» Св. Игнатий (Брянчанинов)»О чтении Евангелия»
«Жизнь тогда имеет смысл, если продолжается в Вечности.»Ф.М. Достоевский
Надписи на иконе – принятые в православной иконописной традиции
Надписи на иконе – принятые в православной иконописной традиции условные обозначения и сокращения.
Правила надписи к иконам сложились в течение многих веков. В обучении мастеров иконописный шрифт является отдельным предметом для изучения, наравне с рисунком. В иконописной артели надписи на иконе выполнял глава артели или лучший иконописец. Надпись – это венец всей работы.
Надписи могут быть выполнены на церковнославянском, на греческом и других языках.
Основным принципом иконных надписей является контрактура контрактура (лат. contractura — стягивание), что является сокращением слова, которое производится с помощью начальной и конечной букв. Хотя имя святого может быть прописано и полностью.
Например, Бог – Бгъ, Господь – Гдь; Иисус Христос — IСЪ ХСЪ, и т.д.
Рассмотрим основные сокращения на православных иконах:
Надписи на иконах Господа Иисуса Христа
IC XC, ΙΣ ΧΣ — сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος
IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа
ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель.
ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа.
Црь слвы — Царь Славы
Надписи на иконах Божьей Матери
ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.
МН БЖН — Матерь Божья
Б. М. — Божья Матерь
П. Б. — Пресвятая Богородица
Надписи на иконах святых
ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч. святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака.
ΑΓΙΑ, αγια, АГИА — греч. святая
СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой
ОКА, ОАК — праведник (греч.)
МЧ, МЧНК — мученик
ПР — преподобный
Надписи на Распятии
I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)
МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»
ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ
ГГ — гора Голгофа
ГА — Голова Адама, надпись при черепе
К — копие — одно из орудий страстей
Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей
КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.
В Иконописной мастерской «Мерная икона» Вы можете купить икону, написанную в соответствии с многовековой традицией.
Основным принципом иконных надписей является контрактура контрактура (лат. contractura — стягивание), что является сокращением слова, которое производится с помощью начальной и конечной букв. Хотя имя святого может быть прописано и полностью.
Например, Бог – Бгъ, Господь – Гдь; Иисус Христос — IСЪ ХСЪ, и т.д.
Рассмотрим основные сокращения на православных иконах:
Надписи на иконах Господа Иисуса Христа
IC XC, ΙΣ ΧΣ — сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος
IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа
ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель.
ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа.
Црь слвы — Царь Славы
Надписи на иконах Божьей Матери
ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.
МН БЖН — Матерь Божья
Б. М. — Божья Матерь
П. Б. — Пресвятая Богородица
Надписи на иконах святых
ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч. святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака.
ΑΓΙΑ, αγια, АГИА — греч. святая
СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой
ОКА, ОАК — праведник (греч.)
МЧ, МЧНК — мученик
ПР — преподобный
Надписи на Распятии
I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)
МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»
ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ
ГГ — гора Голгофа
ГА — Голова Адама, надпись при черепе
К — копие — одно из орудий страстей
Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей
КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.
В Иконописной мастерской «Мерная икона» Вы можете купить икону, написанную в соответствии с многовековой традицией.
Источник