Надпись на Кресте
Когда Корей, Дафан и Авирон и 250 знатнейших израильтян, недовольные избранием в священнослужители Аарона, возмутились против него, Господь сказал Моисею: «Скажи сынам израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; имя Аарона напиши на жезле Левином, ибо один жезл от начальника колена их должны они дать; и положи их в скинии собрания пред Ковчегом откровения, где являюсь Я вам; и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас» ( Чис. 17, 2–5 ).
Моисей сделал так, как повелел ему Господь Бог его, и поставил жезлы в скинии собраний. «На другой день вошел Моисей (и Аарон) в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел – пустил почки, дал цвет и принес миндали» ( Чис. 17, 8 ).
Таким образом, при всем народе священническая власть Самим Господом Богом была вручена Аарону и роду его наперекор врагам его. Зеленеющий, покрытый цветом и плодами жезл миндального дерева служил знамением, что Аарона избрал Господь в священники народу Своему, знамением, которое Иегова дал Своему избраннику.
ИИСУС НАЗАРЕЙ ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ ( надпись на Кресте)
Нечто, подобное этому, произошло и на Голгофе. Надпись на кресте Спасителя: «Иисус Назарей, Царь Иудейский», – является также свидетельством Божиим о царственном Первосвященнике, Сыне Божием, пред всем светом и на все времена.
У римлян был обычай прибивать к кресту повешенного дощечку с указанием преступления, за которое осужденный предан смерти. Доску эту во время следования на место казни несли впереди преступника. Обычай этот был соблюден Понтием Пилатом и в данном случае, как свидетельствует Слово Божие: Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте.
Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский ( Ин. 19, 19 ).
И надпись на кресте Спасителя говорила о страшном преступлении и тяжкой виновности израильтян: Он действительно был их Царь, а они отдали Его во власть язычников и предали смерти.
Как о Царе о Нем предвозвещают пророки; так Иеремия говорит: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» ( Иер. 23, 5 ).
Как о Царе о нем благовествует Ангел Господень, когда, обратившись к Марии, сказал: «И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1, 33 ). Царя разыскивают и мудрецы восточные. Придя в Иерусалим, они расспрашивали: «Где родившийся Царь Иудейский?» ( Мф.
2, 2 ). Царем смиренно признает Его и Нафанаил, муж праведный, в котором, по словам Спасителя, «несть лукавства», когда он говорил Ему: «Равви! Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев» ( Ин. 1, 49 ). Царем Его признал и народ, бывший свидетелем чудесного насыщения 5000 человек и постоянно собиравшийся слушать Его проповеди.
Наконец, и язычник Понтий Пилат, соглашаясь на казнь Спасителя, сознает, что предает смерти Царя, о чем говорит составленная им надпись.
РАСПЯТИЕ НА КРЕСТЕ: Исторические факты
С того времени эта надпись пред всем светом и во все времена обвиняет Израиля. Это они почувствовали и сами, ибо стали просить Пилата изменить надпись, но тот их не послушал.
Они не поверили предсказаниям своих пророков, и это будет их вечным грехом. Возмутившись против Помазанника Божия, неблагодарно и упрямо отрекшись от Царя, воочию явившего им свое величие и оказавшего им столько благодеяний, они совершили великое и тяжкое преступление и навсегда запятнали себя ужасным злодеянием. «Не хотим, чтоб Он царствовал над нами» ( Лк.
19, 14 ). «Возьми, распни Его» ( Ин. 19, 15 ), – неистово кричали они.
Час возмездия мятежному и ожесточенному народу не замедлил пробить. Их храм превратился в груды развалин, столица их царства разрушена, страна опустошена, сами они изгнаны из наследия отцов своих, а головы их окружает стыд и позор и сотни лет со всею строгостью тяготеет над ними проклятие Божие. Никакие утверждения и доказательства их должников не в состоянии доказать их правоты.
Их поступок навсегда остается непреодолимым препятствием на пути к спасению. Строгому Суду Божию подвергнутся они, когда исполнится пророчество Иосии: «После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни» ( Ос. 3, 5 ).
Телесными очами мы на Голгофе мало или даже ничего не увидим такого, чтобы хоть сколько-нибудь говорило о царском достоинстве Иисуса. Его царский трон – сухое дерево, древо проклятия и позора, послужившее Ему орудием казни. Его корона – острые колючие шипы, в кровь раздирающие Его божественную главу.
Отнять от Него и царский скипетр, в виде простой палки в насмешку врученный Ему в претории. Не видим мы на Нем и пурпура: босой и наг висит Он на кресте, между тем как воины готовятся разделить между собою Его одежды и о ризах Его бросают жребий.
Его войско состоит из 11 унылых, робко стоящих в отдалении учеников да нескольких женщин, которые с глазами, полными слез, взирают на Его предсмертные муки и кончину. Единственное Его неотъемлемое богатство – 4 деревянные перекладины Его креста. В этом, конечно, мало и даже нет ни малейшего признака Царского величия. Но все же Он Царь!
Это засвидетельствовал и язычник-наместник, и мировая история дает блестящие доказательства этого. Иисус Христос – Царь Величия и Славы! В день своей смерти Он завоевал Свое царство и занял Свой трон.
Цари земные, умирая, теряют свои царства, оставляют их, Он же, наоборот, смертью Своей добыл себе царство, которым и будет править вечно. Царство Его не от мира сего, оно: Правда, Любовь и Вера в Духа Святого. Его подданные – миллионы миллионов людей, во всех странах стекающиеся к подножию Его креста и возносящие к Нему молитвы.
Конечно, неверие хотело и тогда еще покорить себе это царство, да и по сей день оно отрицает его. В то время первосвященники иудейские говорили Пилату: «Не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я – Царь Иудейский». Но Пилат не исполнил их просьбы.
Тот самый наместник, который незадолго перед тем оказался таким бессильным перед ними и уступчивым, теперь твердо и непоколебимо отвечал: «Что я написал, то написал».
В наши дни эту надпись на кресте, свидетельствующую об истинности царского достоинства Иисуса Назарея, мы читаем более чем на 200 языках, между тем как Пилатом она была составлена только на трех: еврейском, греческом и римском. Слава о Распятом разливается всюду, и у подножия креста Его число подданных растет с каждым днем!
Иисус Назарей, Царь Иудейский! Это признание – почетный венок, возложенный Богом на главу Распятого. Эти четыре слова – четыре драгоценных камня в венке, камня, испускающего чудные лучи.
Они обнимают собою все Св. Писание, они – Евангелие всех Евангелий, Библия в миниатюре.
Подобно знаменитым словам Каиафы: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» ( Ин. 11, 50 ), надпись Пилата оказалась пророческою: он не знал, что она означает несомненную правду, да он и не хотел ее; очевидно, Сам Бог направлял его руку.
И вот сегодня в храме Господа Славы поются хвалебные гимны в честь Царя царствующих. На небесах же праведники пред троном вечной Славы возглашают: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь и славу и благословение» ( Откр. 5, 12 ). Ибо Он «Царь царей и Господь господствующих» ( Откр.
19, 16 ). Словом, всякий истинно верующий в Помазанника Божия благоговейно, с верою и благодарностью восклицает: «Хвалите имя Господне, хвалите ради Господа».
Иисус Назарей, Царь Иудейский! Здесь прежде всего обращает на себя внимание святое и славное имя «Иисус», которому нет равного, без признания которого нельзя получить ни благ земных, ни небесного блаженства. Слово «Иисус» в переводе с еврейского означает «Спаситель».
Некогда Ангел Господень говорил Иосифу: «Родит же Сына и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф. 1, 21 ). Сам Он говорил о Себе: «Сын Человеческий пришел спасти погибшее». Также апостол говорит о Нем: «Истинно говорю вам, что Иисус пришел в мир спасти грешников».
Если Он Спаситель мира, то, следовательно, и наш Спаситель, возлюбленные. Поэтому будем веровать в Господа Иисуса Христа, посланного нам Богом, как образец мудрости и справедливости, для нашего спасения и избавления от погибели. Но «вера без дел мертва» ( Иак. 2, 17 ), и потому будем не только веровать, но и в делах своих подражать Христу. В Нем одном наше спасение, и ни в ком более.
Тогда только мы будем праведны, тогда только обретем спасение, когда смиренно и твердо с верою исповедуем: «Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, всех, а в том числе и меня, делает чистыми от всех грехов».
Назорей. гласит далее надпись. Так Он назван не потому только, что годы детства и юности провел в Назарете: пророки, говоря о Нем: «Назореем наречется» ( Мф. 2, 23 ), хотели указать этим на всю Его жизнь, на Его страдания и мученическую смерть.
Слово «Назорей», означает: «слабая тростинка».
Действительно, не таким ли Он и был на самом деле? Не подвергался ли Он в течение всей жизни ради нас всевозможным унижениям? Не поступали ли с Ним как с рабом?
Но если Он всю жизнь был не чем иным, как слабой тростинкой, то тем более Он был таковым в часы Своих страданий и смерти. Пророк Исаия говорит: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» ( Ис. 53, 2–3 ).
Следуйте примеру своего Спасителя, возлюбленные! Он заповедал нам идти по Его стопам: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф. 16, 24 ), – говорит Он.
Первые христиане были прозваны их врагами в насмешку «Назареянами». Пусть же и нашим жизненным принципом будут слова: «Я хочу быть также назареянином. От всего сердца я хочу быть бедным и слабым, унижаемым и презираемым подобно моему Спасителю».
Иисус Назорей, Царь Иудейский! Он также и наш Царь, возлюбленные. Чтоб приобщить нас к Своему Царству, чтоб сделать нас Своими подданными, гражданами небесного отечества, для того Он и спас нас. В Св.
Крещении мы приобретаем Его подданство.
Повинуйтесь же теперь Ему и оставайтесь подданными Его при жизни и по смерти, вечно. Без малейшего колебания с радостью доверьтесь этому Царю. Он Царь Всемогущий и укрепит вас во всех ваших слабостях.
Он обогатит вас в вашей бедности, ибо Он – Царь богатый. От всех грехов Он избавит вас, ибо Он Царь милостивый. Как друг Своих подданных, Он утешит вас во всех несчастьях и поможет вам. Он Царь вечный, Который может от смерти спасти вас. Доверьтесь же Своему Царю и твердо уповайте на Него.
Напишите на скрижалях сердца вашего слова: «Иисус Назорей, Царь Иудейский есть также и мой Царь, Царь вечный». Это признание утешит вас, исполнит сердца ваши великой радости в труде земном и в греховном бедствии, в нужде и смерти. С этим признанием вы можете спокойно умереть.
И когда, наконец, вы падете в последней борьбе и приготовитесь испустить последний вздох, радуйтесь: «очи ваши узрят Царя во всей красоте Его» ( Ис. 33, 17 ). Ибо Он Сам сказал: «Где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин. 12, 26 ).
Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.
ИсточникЧто означает INRI над распятием Иисуса, и почему русские писали по-своему
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Нам нередко приходилось созерцать репродукции картин мировой живописи с изображением распятия Иисуса Христа. А таких полотен, написанных старыми мастерами разных стран и художественных направлений, большое множество. Однако мало кто из нас задумывался о значении аббревиатуры на табличке над головой Спасителя и о том, почему одни художники изображали на распятии его живым и торжествующим, а иные — мертвым и застывшем в позе мученика.
Распятие на кресте — древний вид казни
Распятие на кресте — вид казни, который был весьма распространен во многих странах мира. Так казнили в Японии, Китае, Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене. Однако особо часто к ней прибегали в Древнем Риме.
И что интересно, она была довольно распространенным наказанием в Римской империи задолго до рождества Христова.
«Причина, по которой людей распинали, часто состояла в том, что, кроме умерщвления, хотелось еще и публично унизить врага на устрашение другим. Сохранились описания того, как палач оставлял распятых в таком положении на пару часов или до заката солнца, а затем убивал их мечом» ,- писал в своих трудах профессор истории Таймон Скрич.
Иисус — вселенская любовь
Однако для многих из нас распятие ассоциируется лишь с одним историческим событием – казнью Иисуса Христа, который по доброй воле взял на себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мученической смертью.
В те далекие времена всех инакомыслящих преследовали и карали беспощадно. Но Иисус и его ученики, невзирая на смертельную опасность, несли веру в народ, завоевывали сердце за сердцем, страну за страной и вовсе не оружием — а любовью. Это спустя столетия, когда христианская религия станет иметь под собой государственную основу, начнется насильственное крещение, наступят страшные времена крестоносцев и инквизиции.
А до того Сын Божий, любящий всех людей, весь род человеческий, взойдет на Голгофу и будет распят, во имя спасения наших душ. Поэтому в каждом из нас есть искра Божия и все мы ходим с нею в сердце, и верующие, и неверующие. И все жаждем любви и добра.
Да, мы знаем, «что Христос умер на кресте, но мы знаем и то, что потом он воскрес, и то, что страдал он добровольно, чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно».
Образ Спасителя в православии и католицизме
В католицизме и православии существуют не только различия в форме креста (первый — четырехконечный, второй — восьмиконечный), но и в самом образе Иисуса Христа на нем. Так, до 9 столетия в иконографии Спаситель изображался на распятии не только живым, но и торжествующим. А начиная с 10 века, в Западной Европе начали появляться изображения мертвого Иисуса.
На православной интерпретации распятия облик Христа так и остался торжествующим. На кресте он «не умирает, а свободно простирает руки, ладони его открыты, будто хочет обнять все человечество, даря ему свою любовь и открывая путь к вечной жизни.»
В католическом же распятии изображение Христа намного реалистичней. На нем изображают Иисуса мертвым, а иногда и с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах. В иконографии проявляются все страдания истязаемого человека и муки, которые пришлось испытать Сыну Божьему.
На его лице следы невыносимой боли, руки провисли под тяжестью тела, которое очень правдоподобно изогнуто.
На католическом кресте Христос мертв, в нем нет торжества победы над смертью, того торжества, что видим в православной иконографии.
Крест Спасителя — что означает надпись на нем
Крест сопровождает христианина всю его жизнь, он его видит и в храмах и носит на груди как защиту. Поэтому каждому интересно будет узнать о значении аббревиатуры на титле распятия.
Надпись на орудии казни Спасителя — «I.Н.Ц.I.», она же — «I.N.R.I», а в некоторых восточных церквях -«I.N.B.I.» расшифровывается как «Иисус Назорянин Царь Иудейский». Первоначально эта фраза была написана на табличке на еврейском, греческом, римском языках и прикреплена к кресту, на котором принял мученическую смерть Христос. Согласно закону того времени такие надписи полагались каждому осужденному на смерть, чтобы все могли узнать о вине которую ему инкриминировали.
Как известно со Священного писания, Понтий Пилат не нашелся, как по другому описать вину Христа, поэтому на табличке появились слова «Иисус Назорянин Царь Иудейский»
Со временем эту надпись в иконографии заменили аббревиатурой. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНВІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»).
Существует также иная православная надпись — «Царь мира», в славянских странах — «Царь славы». Кроме того, в православной Византии сохранились гвозди, которыми Сын Божий был прибит к кресту. Согласно жизнеописанию Иисуса точно известно, что их четыре, а не три как принято изображать на католическом распятии.
Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями — каждая по отдельности. А изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось на Западе во второй половине 13 столетия.
Распятие имеет еще несколько аббревиатур: над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» — Победитель.
Распятие в немецкой живописи
Многие живописцы, обращаясь к этой теме, привнесли в историю искусства множество различных интерпретаций этой казни. Слово «crux» в переводе с латинского «крест» изначально имело более широкий смысл, и могло обозначать любой столб, на котором вешали приговоренных к смерти. К примеру, на многих полотнах видим распятие Спасителя на Т-образном кресте.
ИсточникПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ: ЗНАЧЕНИЕ, ФОРМА, СИМВОЛИКА.
В Православии каноническим считается шестиконечное распятие: вертикальную линию пересекает три поперечных, одна из них (нижняя) – косая. Верхняя горизонтальная перекладина (самая короткая из трех поперечных) символизирует табличку с надписью на трех языках (греческом, латинском и еврейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к Кресту Господню перед распятием.
Средняя, смещенная ближе к верхней (самая длинная) перекладина, является непосредственной частью Креста — к ней были прибиты руки Спасителя.
Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. В отличие от католиков, в Православии на Распятии пронзенными гвоздями показываются обе ноги Спасителя. Эта традиция подтверждается исследованиями Туринской плащаницы – плата, в который было завернуто тело распятого Господа Иисуса Христа.
Стоит добавить, что косая форма нижней перекладины несет в себе определенный символический смысл. Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым, символизируя разбойника, распятого по правую руку от Спасителя, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное.
Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, распятого по левую руку от Спасителя, который хулил Господа и не удостоился прощения. Состояние души этого разбойника – это состояние богооставленности, ада.
Афонский крест.
Существует еще один вариант православного Распятия, так называемый, полный или афонский крест. Он несет в себе еще больше символических смыслов. Его особенностью является то, что над каноничным шестиконечным Крестом надписываются определенные буквы.
Что означают надписи на кресте.
Над самой верхней перекладиной надписывается: «ИС» – Иисус и «ХС» – Христос. Чуть ниже, по краям средней перекладины: «СНЪ» – Сын и «БЖIЙ» – Божий. Под средней перекладиной идет сразу два надписания.
По краям: «ЦРЬ» – Царь и «СЛВЫ» – Славы, а в центре – «НИКА» (в переводе с греческого – победа). Это слово означает, что Своими страданиями и смертью на Кресте Господь Иисус Христос победил смерть и искупил человеческие грехи.
По бокам от Распятия изображаются копье и трость с губкой, обозначеные, соответственно, буквами «К» и «Т». Как мы знаем из Евангелия, копьем Господу пронзили правое ребро, а на трости Ему предложили губку с уксусом для того, чтобы уменьшить Его боль. Господь отказался облегчать Себе страдания.
Внизу Распятие изображается стоящим на основании – небольшом возвышении, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь.
Внутри горы изображается череп и скрещенные кости праотца Адама. В соответствии с этим, по бокам от возвышения надписывается – «МЛ» и «РБ» – Место Лобное и Распят Бысть, а также две буквы «Г» – Голгофа. Внутри Голгофы, по бокам от черепа, ставятся буквы «Г» и «А» – голова Адама.
Изображение останков Адама имеет определенный символический смысл. Господь, будучи распят, проливает Свою кровь на останки Адама, тем самым омывая, очищая его от совершенного им в раю грехопадения. Вместе с Адамом омываются грехи и всего человечества.
В центре распятия также изображается круг с шипами – это символ тернового венца, который был надет на главу Господа Иисуса Христа римскими солдатами.
Православный крест с полумесяцем.
Также стоит сказать и о еще одной форме православного креста. В данном случае крест имеет в своем основании полумесяц. Такие кресты очень часто венчают собой купола православных храмов.
По одной из версий, крест, выходящий из полумесяца, символизирует рождение Господа Иисуса Христа. В восточной традиции полумесяц часто считают символом Божией Матери – так же, как крест считают символом Иисуса Христа.
Еще одна трактовка объясняет полумесяц как символ евхаристической чаши с кровью Господа, из которой, собственно, и рождается Крест Господень. Есть еще одно толкование, касающееся креста, выходящего из полумесяца.
Данная трактовка предлагает понимать это как победу (или возвышение, преимущество) христианства над исламом. Однако, как показали исследования, это толкование некорректно, так как сама форма такого креста появилась гораздо раньше VI века, когда, собственно, и возник ислам.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
ИсточникЧто означают надписи на распятиях
Распятие или, как их еще называют, крест – это один из основных символов христианства. С ним в силу исторических причин регулярно встречаются все люди, живущие в западных странах, вне зависимости от их отношения к религии, а уж верующих христиан он окружает повсеместно.
Распятия можно увидеть не только в и на храмах, но также и в качестве нательной атрибутики (на шнурках и цепочках), в качестве религиозных символов, помещаемых на дверь жилища или в «красный угол» дома, а также – в изобилии – во время похоронных обрядов. При этом, как наверняка знают все наши сограждане, распятия – помимо собственно креста и Иисуса – содержат на себе также различные узоры и, что особенно бросается в глаза, слова и буквы.
Большинство верующих, увы, не знает, что именно эти символы, буквы и слова означают, а знать такие вещи весьма полезно: хотя бы для того, чтобы лучше понимать значение данного религиозного символа. Данный текст будет посвящен разъяснению элементов православного креста.
Православный крест и другие христианские кресты
Сегодня это малоизвестный факт, но до VI века крест не был символом христианства: до той поры главным его символом была схематично нарисованная рыба. С ходом веков после всевозможных расколов и образования множества христианских деноминаций каждая из них разработала для себя свою версию распятия. По этой причине полезно знать, как отличить православный крест от какого-то другого – что может быть важно, если вы захотите приобрести религиозную атрибутику в ходе заграничной поездки – особенно если вы находитесь в стране, где исторически сосуществует несколько христианских конфессий, например, в Сербии или в Болгарии.
Покажем особенности православного креста, сопоставив его с католическим. Во-первых, православный крест будет либо восьмиконечным, либо шестиконечным, в то время как католический будет четырехконечным. У православного креста, как можно видеть на иллюстрациях, есть как минимум одна «дополнительная» перекладина – над головой Спасителя.
Это является отсылкой к табличке, которую префект Иудеи Понтий Пилат установил над головой распятого. Обычно на таких табличках писали, за что был казнен человек – здесь же Понтий Пилат приказал написать «Иисус Назарянин Царь Иудейский». На католических крестах сама эта надпись также будет содержаться и будет аббревиирована латинскими буквами как INRI.
На православных крестах эта надпись будет чаще всего помещена на верхней перекладине, а её буквы будут на церковно-славянском или русском: I.Н.Ц.I. (И.Н.Ц.И.) Помимо этого, на оборотной стороне православного креста обязательно есть надпись «Спаси и сохрани» на русском или церковно-славянском языке.
Дополнительные символы
На православных крестах зачастую можно увидеть расходящиеся от основания креста диагональные линии, обозначающие древковое оружие – на которое они иногда похожи, а иногда – не вполне. Это – копьё и трость, страстные орудия.
Копьё отсылает к копью Лонгина, которым римский воин пронзил ребра Спасителя, уже распятого на кресте, а трость отсылает к той трости, что была вложена в правую руку Христа во время его поругания – по пути к Голгофе. Слева и справа от креста иногда пишутся буквы «К» и «Т» — они, собственно, означают копьё и трость.
У основания креста иногда можно видеть некий полукруг, дугу, бугорок или иное возвышение, зачастую подписанное как «Г.Г.». Это – «Гора Голгофа», та, на которой Спаситель принял мученическую смерть.
Под горой иногда рисуют череп, череп с костями или какой-то иной небольшой объект (на нательном кресте он может быть очень маленьким и почти неразличимым), который, в свою очередь, может быть подписан как «Г.А.», что означает «Голова Адама». Согласно преданию, на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек ― Адам.
Самая нижняя, наклонная перекладина-подножие отсылает к тому факту, что вместе с Иисусом были распяты два разбойника, один из которых перед своей кончиной покаялся в прегрешениях, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же, перед смертью своей, нелестно отзывался о Христе и своих палачах. Соответственно, один конец перекладины указывает вверх – на небеса и Рай, а другой – вниз, в Преисподнюю.
Прочие надписи и аббревиатуры
Наиболее заметной надписью на большинстве православных распятий является «НИКА». Многим при этом приходит на ум греческая богиня победы, однако в действительности имеется в виду не богиня, а собственно, победа как идея (в древнегреческом имя богини и воплощаемая её идея совпадали), в данном случае – победа Иисуса Христа над смертью ввиду его воскрешения.
«IC» и «ХС», обычно размещаемые с противоположных сторон – чаще всего по бокам от основной перекладины, к которой пригвождены руки Спасителя, ожидаемым образом, означают Иисус Христос. «СНЪ» и «БЖIИ», тоже разбиваемые на две составляющие и располагаемые по разные стороны от тела Христа, соответственно, означают «Сын Божий». Наконец, иногда над верхней перекладиной, а иногда где-либо еще размещаются еще несколько групп букв: «ГДЬ», «ЦРЬ», «СЛВЫ», что означает «Господь — Царь Славы».
Далее, аббревиатура «МЛРБ», обычно разбиваемая на пары «МЛ» и «РБ», означает «Место Лобное Рай Бысть». Это является отсылкой как церковному изречению «Место лобное рай бысть: точию бо водрузися древо крестное, абие израсти гроздь животный», которое, в свою очередь, отсылает к тому факту, что Христос принес себя в качестве Искупительной жертвы и, таким образом, открыл райские врата, что были заперты с тех пор, как произошло Адамово грехопадение. Следовательно, если мы прочтём надписи и символы на распятии снизу вверх, то мы обнаружим движение от падения к спасению, от смерти к жизни – согласно библейскому мифу: внизу (под горой, под землей) находится Адам, изгнанный из Рая, а над горой, устремляясь к небесам, высится фигура Спасителя, который побеждает смерть и искупает Адамов грех.
Итак, полная расшифровка всех символов и надписей на православном распятии позволяет нам видеть, что оно может содержать в себе – хоть и весьма сокращенной форме – все основные детали библейского сюжета о восхождении Спасителя на крест. Безусловно, далеко не каждое распятие будет содержать в себе эти элементы сразу – в действительности оно может содержать любую их комбинацию, плюс, элементы могут располагаться в различных порядках. Тем не менее, если для вас по каким-либо причинам имеют особую значимость те или иные фрагменты из библейского сюжета об искупительной жертве Христа, то вы можете выбирать распятие, исходя из того, содержатся они там или нет и насколько сильно они выражены и акцентированы в конкретной версии.
Источник