Что написано на крестике нательном

СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Сегодня мы поговорим об истории ношения нательного креста на груди. Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия.

Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста, а некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими.

Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.

О нательном крестике

После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты. На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году.

Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н.«энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями

Энколпион 15-16 век «Распятие Христово — Святитель Николай»

Что же символизирует собой нательный крестик?

Крест Христов – это символ христианства. Крест — величайшая христианская святыня. Почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение.

Для христиан крест – символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего. Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом.

Что дает ношение нательного креста?

История возникновения Православного Креста

Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.

В первые века появляется немало крестов разной формы, но изменяющаяся форма креста не несла искажения сути: «Крест всякой формы есть истинный крест», – говорил преп. Феодор Студит. Древнейшие кресты были монолитными каменными и металлическими тельниками. Носились они на шнурке, продетом в отверстие, просверленное в верхней части креста.

Металлические тельники отливались из серебра или бронзы, а также вырезались из металлической пластины или монеты. Иногда крест покрывался несложным геометрическим или растительным орнаментом. Обычно кресты повторяли форму крестов греческого, а иногда скандинавского происхождения.

В Византии формируется даже особое богословие креста и появляется новый тип изображения креста. Такой крест состоит из двух крестообразно записанных слов: «фос» и «зои». Фос по-гречески означает свет. Зои означает жизнь.

Такой крест означает, что Христос – истинный свет («Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8.12). И, кроме того, – что Христос есть истинная Жизнь, сообщающая жизнь всему остальному сотворенному Богом миру.

Четыре балки креста, исходящие из единого центра, особо выделенного кругом или квадратом с крестом, понимаются как четыре луча Света Жизни, исходящего от его источника – Христа.

Читайте также:
Баналингам камень свойства магические

Такая символика характерна для древних выносных крестов и крестов, украшающих дарохранительницы и реликварии (места для хранения святынь).

Когда крест вписывается в круг, его символику можно понимать в солярном смысле, и Христос здесь предстает Солнцем правды.

Использование растительной символики в орнаменте крестов указывает на Древо Жизни, утерянное в Эдеме первым Адамом и возвращенное Адамом Новым – Христом.

Уже на рубеже 7-го – 9-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста.

На крестах 11-го – 13-го веков Распятый Христос почти не изображался, в это время на крестах мы видим изображения Христа благословляющего, Христа, восседающего на Троне, Христа с предстоящими.

Крест все более усложняется, и его формы развиваются особенно в 14-м – 17-м веках, причем интересно, что это происходит преимущественно на Руси, где каждому христианину давался крест при крещении.

В это время в форме креста появляется подобие корабля или якоря, дерева, растения; нательные кресты обильно украшаются иконами, евангельскими сюжетами, другими христианскими символами.

Нередко была композиция Деисиса (с греч. моление), то есть Христа с предстоящими Ему Богоматерью и Предтечей (или другими святыми).

Иконография православного (восточного) Распятия

Иконография православного (восточного) Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия.

Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся.

В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной — показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.

Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное — торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа.

Смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте: «Спаси и сохрани»

Христиане, которые носят нательный крестик, как бы воздают бессловесную молитву Богу. И он всегда защищает носителя. Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Хотя, конечно, Господь, несомненно, хранит верующего в него от многих бытовых несчастий и бед.

То есть, если человек носит крестик с верой и упованием на милость Божию, он, условно говоря, «включён» в особенный договор с Богом и с ним никогда не случится ничего фатально-непоправимого в вечности. Так от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души, если только мы будем согласны жить по закону Божиему. Простые слова «Спаси и сохрани» означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.

Виды православного креста

Православные нательные кресты имеют очень древнюю историю, в разные времена в разных местах христианского мира почитались кресты самой разной формы: и восьмиконечные, и четырехконечные, и равносторонние, и неравносторонние, и трехконечные, в виде буквы «Т». Однако самый распространенный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму, более всего соответствующую форме Креста, на котором был распят Христос.

Что касается крестов без Распятия, то эта форма креста — самая древняя. Изначально изображалась только геометрическая фигура креста, уже являющаяся сама по себе символом христианства. Позже на ней стали изображать и само Распятие, а также дополнительные элементы символики. Изображения Распятия появляются начиная со II-III веков.

Около 600 г. ученый греческий монах Анастасий Синаит (игумен Синайской горы) пишет знаменитое полемическое сочинение против монофизитов «Руководство» и иллюстрирует его изображением Распятия. При этом он впервые применяет т. н. греческий круцификс, т. е. восьмиконечный крест.

Интересно, что преподобный Анастасий Синаит попросил переписчиков своего сочинения каждый раз тщательно перерисовывать этот вид креста. А поскольку прп. Анастасия очень все уважали, то этот крест привился и стал общераспространенным на Востоке. Это именно восточный крест-распятие.

Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I.н.ц.и.). Под ногами Богочеловека – подножие (прямое или скошенное).

Читайте также:
Сколько золота в кольце

Но последователи Иисуса Христа, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремились тот маленький, но драгоценный для них знак, который они носили на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписи, персонажи, узоры, детали, иконы и проч. Расскажу о наиболее популярных изображениях, встречаемых на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.

Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость – орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа. (Иногда трость изображается с отростками, как бы процветшей. Это согласно Евангелию от Иоанна (19, 29), где говорится, что губка была наложена не на обычную трость, но на иссоп, растение, употреблявшееся в ритуальных целях: им окропляли священники евреев жертвенной кровью: окропиши мя исопом и очищуся…).

Иногда у Христа на Распятии – пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь. В любом случае Чаша указывает на Жизнь Вечную, даруемую в Евхаристии, которой мы становимся причастны через Смерть Христову.

Бывает, что за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.

По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.

На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.

На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.

Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.

Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники.

Каменный крест 16-го – 17-го веков. В центре – Лик Спасителя. Внизу – лик святителя Николая Чудотворца. По бокам – фигуры святых.

Кожаный крест. Такие кресты делали в старину в некоторых монастырях. Перед вами современный кожаный крест из монастыря в Старой Ладоге.

Крест начала 20-го столетия. Этот крест был выпущен в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых.
Крест выполнен в традиционном старорусском стиле.

Старообрядческие нательные кресты – тельники, как и сегодня их называют старообрядцы.

Золотые нательные кресты 19-го века.

Такие кресты носили состоятельные люди. Передаваясь из поколения в поколение, некоторые из этих нательных крестиков, выполненных из красного, червонного, золота, дожили и до наших дней.

Медный и серебряный нательные кресты малоимущих людей (19-й век)

Серебряные нательные крестики изящной, часто вычурной формы 1990-х – начала 2000-х годов

Иерусалимский нательный крест

Подчеркивая, что Иерусалим – место Страстей и Смерти Христовой, иерусалимские христиане любят изготавливать кресты нарочито грубой формы, максимально приближенные к оригиналу Креста Господня.

О благоговейном почитании нательного креста

Великие русские старцы советовали, что надо всегда носить нательный крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. «Христианин без креста, — писал старец Савва, — это воин без оружия, и враг может легко одолеть его». Нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники).

Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, хорошо поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани».

«Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому Кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова. Следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается Крест, из любого вещества, – туда приходит Благодать и Освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».

Преподобный Иосиф Волоцкий.

Ношение нательного креста прежде всего является проявлением личного благочестия. Христианин всегда обязан иметь памятование о Боге, ибо сказано «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего» (Втор.6, 5). Ношение креста есть бессловесная постоянная молитва христианина, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной и неразлучной жизни с Богом.

Читайте также:
Как сделать браслет из красной шерстяной нити своими руками
Источник

Какие слова написаны на обороте православного крестика и что они означают?

Какие слова написаны на обороте православного крестика и что они означают?

Каждый человек, приняв решение пройти обряд святого Крещения, обязуется носить на груди православный крестик — знак веры и богослужения. По поверьям, нательный крест защищает своего хозяина, а те, кто отказывается от его ношения, сам отвергает Божью помощь. Нательный крест напоминает о клятве служить Богу. Название «нательный» пошло из требований носить изделие под одеждой, подальше от чужих глаз.

Абсолютно неважно, из какого металла будет изготовлен крестик. Будь то сталь или золото, главное, какой смысл человек в него вкладывает. Для верующего христианина нет ничего дороже его веры и всего, что ее отождествляет. Наверное, из-за этого и пошла «мода» на изготовление крестов из драгоценных металлов с инкрустацией камнями. Также не имеет значение, на цепочке он будет висеть или на тесьме.

Многие думают, что для Крещения подходит только крест, с обратной стороны которого есть гравировка «Спаси и Сохрани». Она вошла в обиход христианских людей только в конце 19 века, а до этого использовались и другие надписи молитвенного характера.

С развитием технологий наносить гравировки на крестики стало легче. Современное оборудование позволяет писать на обороте надписи любых размеров. На сегодняшний день можно встретить крестики с такими молитвами, как:

  • «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Молитва прописана в Евангелии. Принадлежит мытарю — сборщику податей в древние времена, покаявшегося в своих грехах и получившему прощение от Бога;
  • «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи!». Молитва часто пишется на обороте нательного крестика в качестве оберега от злых духов и бесов;
  • «Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди мя». Молитва пишется на кресте с изображением Господа Вседержателя.Говорит об уповании на милосердие Бога, полюбившего мир и отдавшего своего единственного сына на страдания во имя искупления людских грехов;
  • «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Фраза взята из псалма Давида, 76 псалом. Это самое сильное изречение из всех существующих. Если прочитать текст молитвы полностью, то станет понятно, что он имеет достаточно близкое отношение к кресту, поэтому выбирать украшение с такой молитвой предпочтительней всего;
  • «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Молитва помогает защитить себя и близких от видимых и невидимых врагов, злых сил, порчи, укрепляет веру, дарит душевное спокойствие и ощущение благодати.

На нательных крестиках может быть выгравирована не только молитвенная фраза. Часто ювелирные мастера изображают на обороте образ святого, например, Георгия Победоносца или Николая Чудотворца.

Часто люди покупают священный образ Покров Пресвятой Богородицы.Она помогает православным, когда тем требуется защита. Также встречаются образы Владимирской и Казанской Божьей Матери, которые дополняются молитвой матери Иисуса Христа на земле: «Господи, молитвами Богородицы спаси мя».

Все упомянутые варианты крестов подходят для свершения обряда Крещения, как взрослому человеку, так и ребенку. Но при выборе символа веры стоит учитывать, кто именно будет его носить и какие потребности у человека.

Источник

Что пишут с обратной стороны нательного креста. Что означают буквы на кресте

В Православии каноническим считается шестиконечное распятие: вертикальную линию пересекает три поперечных, одна из них (нижняя) — косая. Верхняя горизонтальная перекладина (самая короткая из трех поперечных) символизирует табличку с надписью на трех языках (греческом, латинском и еврейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к Кресту Господню перед распятием.

Средняя, смещенная ближе к верхней (самая длинная) перекладина, является непосредственной частью Креста — к ней были прибиты руки Спасителя.

Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. В отличие от католиков, в Православии на Распятии пронзенными гвоздями показываются обе ноги Спасителя. Эта традиция подтверждается исследованиями Туринской плащаницы — плата, в который было завернуто тело распятого Господа Иисуса Христа.

Стоит добавить, что косая форма нижней перекладины несет в себе определенный символический смысл. Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым, символизируя разбойника, распятого по правую руку от Спасителя, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное. Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, распятого по левую руку от Спасителя, который хулил Господа и не удостоился прощения. Состояние души этого разбойника — это состояние богооставленности, ада.

Существует еще один вариант православного Распятия, так называемый, полный или афонский крест. Он несет в себе еще больше символических смыслов. Его особенностью является то, что над каноничным шестиконечным Крестом надписываются определенные буквы.

Что означают надписи на кресте

Над самой верхней перекладиной надписывается: «ИС» — Иисус и «ХС» — Христос. Чуть ниже, по краям средней перекладины: «СНЪ» — Сын и «БЖIЙ» — Божий. Под средней перекладиной идет сразу два надписания. По краям: «ЦРЬ» — Царь и «СЛВЫ» — Славы, а в центре — «НИКА» (в переводе с греческого — победа). Это слово означает, что Своими страданиями и смертью на Кресте Господь Иисус Христос победил смерть и искупил человеческие грехи.

Читайте также:
Как сделать подвеску из бумаги

По бокам от Распятия изображаются копье и трость с губкой, обозначеные, соответственно, буквами «К» и «Т». Как мы знаем из Евангелия, копьем Господу пронзили правое ребро, а на трости Ему предложили губку с уксусом для того, чтобы уменьшить Его боль. Господь отказался облегчать Себе страдания. Внизу Распятие изображается стоящим на основании — небольшом возвышении, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь.

Внутри горы изображается череп и скрещенные кости праотца Адама. В соответствии с этим, по бокам от возвышения надписывается — «МЛ» и «РБ» — Место Лобное и Распят Бысть, а также две буквы «Г» — Голгофа. Внутри Голгофы, по бокам от черепа, ставятся буквы «Г» и «А» — голова Адама.

Изображение останков Адама имеет определенный символический смысл. Господь, будучи распят, проливает Свою кровь на останки Адама, тем самым омывая, очищая его от совершенного им в раю грехопадения. Вместе с Адамом омываются грехи и всего человечества. В центре распятия также изображается круг с шипами — это символ тернового венца, который был надет на главу Господа Иисуса Христа римскими солдатами.

Православный крест с полумесяцем

Также стоит сказать и о еще одной форме православного креста. В данном случае крест имеет в своем основании полумесяц. Такие кресты очень часто венчают собой купола православных храмов.

По одной из версий, крест, выходящий из полумесяца, символизирует рождение Господа Иисуса Христа. В восточной традиции полумесяц часто считают символом Божией Матери — так же, как крест считают символом Иисуса Христа.

Еще одна трактовка объясняет полумесяц как символ евхаристической чаши с кровью Господа, из которой, собственно, и рождается Крест Господень. Есть еще одно толкование, касающееся креста, выходящего из полумесяца.

Данная трактовка предлагает понимать это как победу (или возвышение, преимущество) христианства над исламом. Однако, как показали исследования, это толкование некорректно, так как сама форма такого креста появилась гораздо раньше VI века, когда, собственно, и возник ислам.

Слово НИКА (победа) символизирует победу Христа над смертью, Его воскресение.
Надпись на кресте ICXCИисус Христос Царь Славы . Знак ~ , расположенный над буквами, обозначает сокращение слов.
На рисованной миниатюре, в сочинении греческого монаха Анастасия Синаита (VI-VIIв.) впервые изображен восьмиконечный крест. Верхняя перекладина символизирует титло — табличку, на которой Пилатом было начертано: Иисус Назорей Царь Иудейский (IНЦI ). К средней перекладине пригвождены руки.

Нижняя Скошенная перекладина символизирует собой подножие, на которое опирались ноги Христа. Этой перекладине (особенно на Руси) приписывают особый символический смысл. Вместе с Христом были распяты два разбойника. Один злословил на Иисуса, другой же напротив, унимал его и говорил: «…мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал».

Благоразумный разбойник исповедал свою вину и просил Господа простить его за все грехи. И сказал ему Иисус: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Таким образом, эта перекладина как символ весов Божьего суда, через покаяние поднимающая в рай и низвергающая (непокаявшегося разбойника) в ад. Эта миниатюра стала в дальнейшем прообразом большинства византийских и русских Распятий.
Идея Воскресения передавалось на крестах через изображение черепа (главы Адама) в основание креста (иногда рядом с буквами ГА). Отцы Церкви называют Христа Новым Адамом, искупившим первородный грех —«Кровь Христа омыла грех Адама». Поэтому образ Адамовой главы под крестом говорит не только о его грехопадении и смерти, но и о его искуплении Христом и воскрешением.

Часто задаваемые вопросы:

Можно ли носить образок и крестик на одной цепочке?

Можно. Никаких ограничений по этому поводу нет.

Нужно ли освящать цепочку?

Специального чина освящения цепочки нет, но хорошо отдать её священнику вместе с крестиком – он покропит её святой водой. Если покупать цепочки в торговле при храме, то как правило, цепочки уже освящены.

Каким должен быть нательный крестик по церковным канонам?

Вопрос этот требует весьма распространенного ответа. Чтобы не углубляться в дебри символики и истории Церкви, мы можем просто заверить, что все кресты, которые вы найдете на этом сайте — каноничны.

Можно ли сделать небольшую татуировку в виде крестика?

Стоит разобраться, для чего вам такая татуировка и чего вы от неё ждете. Если хотите, чтобы она заменила нательный крестик – то это невозможно. В целом, святые отцы весьма строго отзываются об изображениях на теле человека, в лучшем случае не рекомендуя их наносить.

Куда деть почерневший или сломанный крест?

Главное, на что следует ориентироваться в этом вопросе – изображение Креста не должно никоим образом попираться, а значит и выбрасывать его вместе с помоями ни в коем случае не следует. Лучше всего отдать крестик или образок в ближайший храм. Стоит также отметить, что почерневшее серебро прекрасно оттирается специализированными средствами, а иногда и простой содой. Также крестики из драгоценных металлов могут быть заново переплавлены.

Читайте также:
Что делать если кольцо немного велико бижутерия

Крест сопровождает христианина всю его жизнь. Мы видим распятия в храмах, дома, носим на груди. И тем не менее вопросов возникает множество. Попробуем разобраться, что означают детали креста на изображениях. Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее.

По-еврейски, по-гречески и по-римски было написано: «Иисус Назарянин Царь Иудейский» (Ин. 19,19-20). При изображении Распятия обычно используют сокращение I.Н.Ц.I. (И.Н.Ц.И.). Нижняя перекладина — подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя.

Буквы «К» и «Т» слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. «Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его» (Ин. 19,34). «Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19,34).

Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия — по сторонам большей перекладины. «Солнце преложися во тьму, и луна в кровь претворися…»

Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Еврейское слово «Голгофа» значит «лоб» или просто «череп». Сокращение «ГГ» как раз и означает «гора Голгофа», а «МЛРБ» — «место лобное рай бысть». Крест, на котором Спаситель мира принес Искупительную жертву, открыл врата рая, затворившиеся после грехопадения Адама.

Поэтому Лобное место (Голгофа) стало раем. Мысль эта нашла выражение в церковном песнопении: «Место лобное рай бысть: точию бо водрузися древо крестное, абие израсти гроздь животный» (Октоих, глас 5. В среду утра, по 1-м стихословии, седальны крестны). По преданию, на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек – Адам. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы…» «ГА» — глава Адама. Поэтому в символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. Кстати, еще здесь еще часто пишут совмещено: ГГГА – «Гора Голгофа голова Адама».

Иисус изображается с крестчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие «истинно Сущий», как Бог сказал Моисею «Аз есмь Сый» (Я есть Сущий) (Исх. 3, 14). Над большей перекладиной пишется сокращенно, со знаками сокращения — титлами, имя Спасителя «IC XC» — Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: «НИКА» (греч. — Победитель).

Большие многофигурные композиции Распятия — тема для отдельного рассмотрения. Чаще всего у Креста изображаются Богоматерь и Иоанн Богослов, в более сложных композициях добавляются плачущие жены и сотник Лонгин. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов.

Могут изображаться и воины с тростью и копьем, на переднем плане иногда показаны воины, по жребию разыгрывающие одежды Распятого. Отдельный иконографический вариант композиции — т. н. «Распятие с разбойниками», в котором изображены три фигуры, распятые на крестах. По обеим сторонам от Христа — два разбойника: один с опущенной головой, другой — с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.

Источник

Что написано на обороте православного крестика

Молитвы на обороте православного крестика

С момента святого Крещения и до часа своей смерти каждый христианин должен носить на груди отличительный знак веры. Православный крестик символизирует смирение с крестными страданиями и упование на волю Господа.

Нательный крест напоминает о клятве служить Богу. Его нельзя носить поверх одежды, только на теле, отсюда и название. Великая сила повсюду сопровождает нас, защищает от дьявольского влияния и укрепляет дух.

Существует мнение, будто для Крещения подходят крестики с короткой молитвой «Спаси и сохрани» на обратной стороне. Но это лишь заблуждение — надпись может быть любой.

Сама фраза «Спаси и сохрани» начала активно использоваться только в конце XIX века. До этого в ходу были другие простительные молитвы, например, «Богородица помогай».

Современные способы гравировки позволяют наносить на обратную сторону креста надписи любых размеров. Поэтому сегодня встречаются нательные крестики с разными молитвами.

  • «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» и краткая версия — «Да воскреснет Бог»
  • «Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди мя»
  • «Боже, будь милостив ко мне, грешнику»
  • «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи!»
  • «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим»

Но мастера-ювелиры не ограничиваются одними надписями. На обороте нательного крестика вполне может быть образ кого-либо из святых. Например, Георгий Победоносец, Николай Чудотворец или Архангел-Михаил.

Большой популярностью пользуется образ Богородицы. Часто её изображают именно с Покровом, нередко встречается образ Казанской иконы или Владимирской. Иногда изображение дополняют священными словами с упоминанием земной матери Иисуса Христа: «Господи, молитвами Богородицы спаси мя».

Все эти варианты подходят для Крещения. Поэтому при выборе нательного крестика лучше обратить внимание на то, кто именно будет носить символ веры на своей груди: ребёнок или взрослый человек.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...