Гумилев Николай Степанович 4. 1886, Кронштадт, — 24. 8. 1921, Петроград], русский поэт. Выступил в печати в 1902. Начинал как ученик символистов, в частности В. Я. Брюсова. В 1911 организовал литературную группу «Цех поэтов». В 1913 вместе с С. Городецким провозгласил акмеизм. Гумилёв много путешествовал, трижды был в Африке, увлекался Востоком.
Основные произведения: книги стихов «Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1916), «Костёр» (1918), «Шатёр» (1921), «Огненный столп» (1921); сборник рассказов «Тень от пальмы» (1922), сборник критических статей «Письма о русской поэзии» (1923); переводы вавилонского эпоса «Гильгамеш», произведений Вольтера, Т. Готье, С. Колриджа, Р. Саути, О. Уайльда, Г. Гейне, английских и французских народных песен. С 1914 Г. — на фронте; во время Октябрьской революции был в русском экспедиционном корпусе во Франции; в 1918 вернулся в Петроград; принимал участие в работе издательства «Всемирная литература», вёл занятия в поэтических студиях. Особенности поэзии Гумилёва — чеканность ритмов, красочность, гордая приподнятость тона. Недостатки его поэзии — экзотичность, уход от современности, культ силы, восхваление волевого начала. Николай Степанович не принял революции, оказался причастным к контрреволюционному заговору и в числе его участников был расстрелян.
Николай Гумилёв. Вечер. Из сборника стихотворений «Жемчуга».
Николай Гумилёв был одним из основоположников акмеизма. Это литературное течение собрало под своим знаменем выдающихся поэтов начала 20 века – А. Ахматову, О. Мандельштама, Г. Иванова, С. Городецкого, М. Кузмина. В статье «Утро акмеизма» Осип Мандельштам писал: «Акмеизм – это была тоска по мировой культуре».
Статья пересыпана словами «строить», «зодчий», «долото», «гранитная глыба», «тютчевский камень в основе здания акмеистов», «архитектор», «готический собор». Культура античного мира и эпохи Возрождения, воплощённая в божественно прекрасных памятниках архитектуры, всегда волновала Мандельштама (и других акмеистов). Гумилёв отвёрг статью «Утро акмеиста» в качестве манифеста, однако в собственном поэтическом творчестве постоянно использовал темы Древнего Египта, Эллады, Рима. Достаточно сказать, что мрамор, любимый камень зодчих и скульпторов античности, встречается в стихах поэта намного чаще драгоценных алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров.
Основная часть.
Николай Гумилёв получил блестящее образование. Он слушал лекции в Сорбонне, изучал живопись. Его эрудиция охватывает самые неожиданные пласты науки и культуры. Он совершал трудные и опасные путешествия по Африке, храбро воевал, издавал литературные журналы. Он был не меньшим знатоком самоцветов, чем А. И. Куприн, — об этом свидетельствуют стихи и поэмы.
В последнее время в различных изданиях вышло несколько книг Н. Гумилёва. При тщательном поиске мы обнаружили в них 189 упоминаний двадцати шести камней. Для сравнения скажем, что в знаменитой поэме Ш. Руставели (казначея царицы Тамар) имеется 201 упоминание пятнадцати самоцветов.
Сразу скажем о двоякой роли драгоценных камней в стихах Гумилёва. С одной стороны, они выступают в качестве собственно самоцветов во всех аспектах их применения (от ювелирных изделий до строительных материалов), с другой стороны – используются поэтом для построения метафорических рядов, часто традиционных (жемчужные зубы, хрустальные волны, гранитные крылья и т. п. ).
Итак, в доступных для нас стихотворениях и поэмах Н. Гумилёва минералы и горные породы встречены 189 раз. На первом месте стоит жемчуг, далее следуют мрамор, алмаз, рубин, изумруд, янтарь, хрусталь, коралл, гранит, лазурит, бирюза, кремень, яшма, аметист.
• Как видно, Гумилёв лучше всего разбирался в модификациях карбоната кальция.
Здесь мы видим жемчуг, мрамор, коралл, известняк. И это естественно, потому что жемчуг давно стал символом Руси, а мрамор – любимый камень античных скульпторов и русских акмеистов.
По стихам поэта можно изучить биографию жемчужины и полюбоваться её портретом. На вопрос: «Где зарождается жемчуг?» — Гумилёв отвечает в стихотворениях «Открытие Америки» и «На горах розовеют снега», «Раковина я, но без жемчужин», «Для кого я собирал жемчуга в зеленеющей бездне морей?!» В стихотворении «Красное море» поэт не только указывает место сбора раковин – жемчужниц, но и рассказывает об опасностях этого промысла:
Здравствуй, Красное море, акулья уха,
Негритянская ванна, песчаный котёл!
На твоих берегах вместо влажного мха
Известняк, как чудовищный кактус, расцвёл.
С африканского берега сотни пирог
Отплывают и жемчуга ищут вокруг,
И стараются их отогнать на восток
С аравийского берега сотни фулук.
С того дня, когда в поисках сочной пищи человек открыл раковину устрицы и обнаружил внутри хрупкое серебристое зерно, мерцающее в лучах солнца, он был покорен жемчугом. Самый загадочный и удивительный природный материал, он еще в доисторические времена занял достойное место среди драгоценных камней и был первым ювелирным украшением человека.
Рожденный живым организмом жемчуг совершенен. Его не чистят, не режут, не обрабатывают и не шлифуют, как другие камни. Он такой, какой есть, и в этом — его непревзойденная ценность. Первое свидетельство о жемчуге — шумерская глиняная табличка, датированная 2300 годом до н. э. , где он именуется «рыбьим глазом».
В древнекитайской книге «Эръя» отмечалось, что главным из подношений легендарному императору Юю, который правил 42 века назад, был жемчуг. Именно в Китае сложилась традиция, перешедшая потом в Японию, — придавать драгоценным камням форму жемчужины.
Ранг старого сановника обозначался шариком на его головном уборе, их вытачивали из нефрита, коралла, но именно жемчужный свидетельствовал о высшем статусе. Украшения из жемчуга были популярны во все века. Сначала серьги и ожерелья использовали как амулеты, для защиты от злых духов, или как талисман, придающий силы.
И лишь позднее он стал украшением, прочно вошел в моду, а его ценность постоянно возрастала. За тысячу лет до рождения Христа древние цивилизации, расположившиеся вдоль берегов Нила, делали из жемчужных раковин простые украшения. Но древние культуры, находившиеся на Востоке, обнаружили внутри раковины диковинный камень — продукт огромного количества устричных раковин.
Ими миллионы лет изобиловали воды Персидского залива, Красного моря и Индийского океана. Культуры Ближнего Востока и Азии чтили жемчуг как символ богатства, общественного положения и добродетели.
С 550 до 300 года до н. э. могущественная Персидская империя ознаменовала свое богатство, облачив своих правителей в одежды и украшения, усыпанные жемчугом, что не могло оставаться незамеченным для внешнего мира. Ключевую роль в истории торговли жемчугом сыграл Александр Македонский, связав между собой Восток и Запад.
По мере упадка Персидской империи он завоевал большую часть цивилизованного мира. С 336 по 323 год до н. э. империя Александра Македонского правила Грецией и Египтом на западе, и Индией — на востоке. Восточные и западные купцы производили обмен товаром. Восточный жемчуг вошел в жизнь жителей Средиземноморья, ввозимым камнем украшали алтари в храмах и дворы домов.
Восток очень обогатился на этом страстном увлечении. Народы Древнего Китая, Японии и островов Тихого океана собирали свой собственный натуральный жемчуг. Китайцы искали его в реках и озерах, японцы и жители тихоокеанских островов находили жемчужины, прочесывая береговую линию.
Когда торговые пути Александра Великого достигли Востока, его жители, уже обладавшие сокровищами из натурального жемчуга, увидели впервые чужеземный. История натурального жемчуга положила начало сегодняшнему этапу популярности всех типов этого чуда природы. Название жемчуга произошло от латинского слова Pernula — морская раковина.
Русское слово «жемчуг» происходит от китайского «гжень-джу» и татарского «заньджау», что в старом русском произношении звучит «зеньчуг». Индийцы называют его «маньяра» — бутон цветка, а греки и итальянцы — «маргаритес». На Руси это слово появилось в 1611 году. Англичане, немцы и французы именуют его «перлом» (Perl).
Драгоценный органический камень представляет собой твердые округлые образования в теле морских и пресноводных моллюсков, выделяющих перламутр (от нем. Perl — жемчуг и Mutter — мать, т. е. мать жемчуга).
Жемчужина формируется в результате отвердения особых выделений, которые производят некоторые виды моллюсков при попадании в раковину инородного тела, например, песчинки, острого гравия или мельчайшего паразита насекомого (в последнем случае формируется особо дорогостоящий жемчуг). Моллюски обитают на больших глубинах и только в экологически чистых водах.
Раковины извлекались специальными ныряльщиками (это были молодые женщины, которых называли «ама»). Одежда и снаряжение ловца включали набедренную повязку и проволочную корзину. Зажав нос защепкой, ныряльщик бросается в воду, а оставшийся в лодке помощник внимательно следит за ловцом и по его сигналу поднимает наполненную раковинами корзину.
Чтобы обнаружить одну жемчужину, приходилось вскрывать сотни раковин. Из-за нежно мерцающего блеска этот драгоценный камень считается «лунным» и женским (всем известен факт огромнейшего влияния Луны на организм женщины). Круглая форма жемчуга означает совершенство. Еще в Древней Персии ярко мерцающая белая жемчужина являлась символом Девы. Найденные жемчужины сортируют по размеру, нанизывают на шёлковую нить и используют в качестве украшений: «Проезжают вожди из пустыни, в их тюрбанах жемчужные нити» («Судан»). Попутно укажем на строчки, в которых Гумилёв блистательно сблизил глаголы «унизать» и «унизить»:
И на миг, забывая покой,
Ты припомнишь закат и снега,
И невинной прозрачной слезой
Ты унизишь мои жемчуга.
Описывая физические свойства жемчуга, Гумилёв указывает на его блеск, выражающийся в свечении, сиянии, мерцании.
И зачем эти тонкие руки
Жемчугами прорезали тьму.
И в этой метафоре всё — тоска, боль расставания, потеря любимого человека. Сияющие, сверкающие руки среди тьмы в сочетании с глаголами «прорезали» создают образ, аналога которому нет. Этот отрывок также показывает ещё одно свойство жемчуга — свет, чистоту помыслов.
Редкость и вытекающая из неё высокая ценность жемчуга подчёркивается Гумилёвым в строках:
Моя жемчужина, мой свет, позвольте мне вам жизнь отдать.
Из – за слов твоих, как жемчуга, я ведь безумным стал, красавица.
И недаром один из сборников Гумилёва так и назван «Жемчуга», хотя он и был встречен критически, якобы «Гумилёв смешивает мечту и жизнь. «, но поэт все веянья внешнего мира воспринимает через «магический кристалл» внутреннего. «Чувством пути» проникнут сборник. И «магический кристалл» внутреннего мира человека должен быть так же чист, как жемчуг. Жизнь должна стремиться к прекрасному, как в тех странах, «где в солнечных рощах живут великаны и светят в прозрачной воде жемчуга». В сборнике очень ощутимы и трагические мотивы — враги, «чудовищное горе». И поэт, отвлекаясь от скудного настоящего, свободно перемещает свой взгляд в пространстве и времени, напоминая людям, что жемчужные россыпи души человеческой тоже становятся видны лишь в прозрачной воде.
• Ещё больше сведений можно почерпнуть из стихов Гумилёва о мраморе. Можно даже сыграть в такую игру. Предположим, что нам ничего неизвестно об этом благородном металле. Единственный источник информации – книги Гумилёва. Внимательно читая отточенные строки, мы, прежде всего, узнаём о цветовых разновидностях мрамора.
Оказывается, он может быть белым:
Цветы склонялись с высоты
На мрамор брошенной плиты,
Дышали нежно, и была
Плита горячая бела.
И страшны угрожающие зубы
На розоватом мраморе могилы.
Сады моей души всегда узорны,
Источник: www.microanswers.ru
Жемчуга
Сборник стихов Н.Гумилева «Жемчуга» был выпущен в 1918 году издательством «Прометей». В книгу включены стихи, написанные поэтом в 1907-1910 гг. Сохранность раритета хорошая: в наличии все страницы, твердый любительский переплет.
Издательство: | Книгоиздательство «Прометей» Н. Н. Михайлова |
Лучшая рецензия на книгу
29 декабря 2017 г. 14:48
5
Я не очень-то люблю стихи. Когда-то давно мне показалось, что эти коротенькие рифмованные строки излишни, что слишком неблагодарным делом являются попытки продраться сквозь лирические нагромождения автора в поисках неведомой пока сути. Проза куда конкретней, а красота, эту красоту я долго не могла понять. Да, и сейчас не всегда могу, если честно.
Но некоторое время назад я взяла себе за правило нет-нет, да и почитывать поэтов. Так я открыла для себя Евтушенко и вот нашла Гумилёва. Николай Гумилёв, моя новая поэтическая. . Любовь . Надменный, как юноша, лирик Вошёл, не стучася, в мой дом И просто заметил, что в мире Я должен грустить лишь о нём. . С капризной ужимкой захлопнул Открытую книгу мою, Туфлёй лакированной топнул, Едва проронив: «Не люблю». . Как смел он так пахнуть…
Источник: www.livelib.ru
webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.
Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.
Чем может быть полезен webkonspect.com:
- простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
- просмотр конспекта без выхода в интернет.
- удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
- конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
- webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
Обзор сайта:
Источник: webkonspect.com