При упоминании католицизма на ум приходят яркие краски масштабных фресок Сикстинской капеллы и помпезная архитектура Ватикана, изысканные ткани и вышивки в оформлении религиозных одеяний, атрибуты культа, выполненные из драгоценных металлов и камней. Роскошь, чрезмерность и изобилие католической эстетики и вечные морально-нравственные дилеммы религиозного сознания неизбежно привлекают внимание модельеров. Особенно важной и личной эта тема становится для дизайнеров из католических стран — итальянцев Джанни и Донателлы Версаче, Доменико Дольче и Стефано Габбаны, испанца с баскскими корнями Кристобаля Баленсиаги и англоиспанца Джона Гальяно, французов Кристиана Лакруа и Жан-Поля Готье. Мы решили посмотреть, как в разные времена узнаваемые религиозные символы и элементы «католического гардероба» интерпретировались дизайнерами — от дерзких провокаций до деликатных и скрытых отсылок.
Что дает ношение нательного креста?
Крест-реликварий Вельфов из клада Вельфов; Север Италии; XI в.
Центральный символ в христианстве — крест — возможно, самый распространенный религиозный атрибут в моде. Он может быть обычным принтом на футболке или нашивкой на одежде, а может быть сложным ювелирным украшением. Сегодня граница между крестом как религиозным атрибутом и модным аксессуаром становится все более размытой, однако декоративная ценность этого символа была актуальной всегда. Традиция делать кресты из драгоценных металлов и украшать их редкими камнями появилась еще в древней Византии.
В конце 1920-х Коко Шанель вместе со знаменитым ювелиром герцогом Фулько ди Вердурой разработала знаменитый дизайн в виде мальтийского креста, сложенного из разноцветных полудрагоценных камней. Первый такой элемент был инкрустирован в эмалевый браслет. Сегодня он используется в дизайне самых разных ювелирных изделий Chanel — от сережек и брошей до многоярусных бус. Встречаются самые разные кресты и в коллекциях одежды — например, в Pre-Fall 2008 Фрея Беха Эриксен появилась на подиуме в топе на голое тело из скрепленных вместе металлических крестиков, украшенных кристаллами.
Коко Шанель
Чем отличается православный крестик от католического
Крест нательный. Византия, VI в.
Браслеты Chanel
Chanel, Pre-Fall 2018
Достаточно долго свобода в использовании этого религиозного символа была редкостью. Сегодня многие ассоциируют «освобождение» креста с наследием Джанни Версаче, но еще за три года до знаменитой осенне-зимней коллекции 1991 года (в ней символ украшал даже бюстгальтер) другой дизайнер — Кристиан Лакруа — создал черный жакет с огромным вышитым на груди крестом, украшенным разноцветными камнями. Именно он изображен на первой обложке, созданной Анной Винтур в качестве главного редактора американского Vogue. В номере за ноябрь 1988 года израильская модель Микаэла Берку запечатлена Питером Линдбергом в простых голубых джинсах Guess с заниженной талией и обильно декорированном жакете Christian Lacroix — это смелое сочетание придумала стилист Карлин Сер де Дюдзель. Вдохновением послужила в том числе и Мадонна, которая еще за пять лет до этого начала рефлексировать над своей католической идентичностью и носить сережки в виде огромных крестов, а также розарии и подвески с распятием поверх прозрачных топов и глубокого декольте.
Christian Lacroix, 2012
Versace, осень-зима 1991
Лохнер Штефан, «Мадонна в беседке из роз». 1440, Кельн, музей Вальраф-Рихарц
Другие известные появления крестов на одежде — на коктейльных платьях Versace из осенне-зимней коллекции 1997–1998, на четках из цветных бусин в руках у модели-матрешки на показе Viktor Gabbana. Минималистично, но оттого не менее провокативно выступил в 1996 году Александр Маккуин: в его осенней коллекции некоторые модели были в черных масках, к которым были прикреплены маленькие фигурки-распятия без креста. На том же показе, кстати, был и терновый венец. Для одних дизайнеров важна эстетическая ценность креста как объекта дизайна, для других — его неоспоримая сила в качестве мгновенно узнаваемого символа христианства.
Guo Pei Couture, весна-лето 2017
Dior, весна-лето 2006
Alexander McQueen, осень-зима 1996
Облачение священников и папы Римского
Папа Иоанн Павел II
Папа Бенедикт XVI
Отдельные части сложносочиненного, наполненного церемониальным значением наряда главы католической церкви папы римского не раз всплывали в коллекциях дизайнеров. Но по силе воздействия образа никому не удалось переплюнуть Джона Гальяно: в 1999 году он отправил закрывать показ своей кутюрной коллекции Dior мужчину, облаченного в полноценный наряд понтифика с огромной митрой на голове, правда, с весьма женственными очертаниями — осиная талия «папы» намекала на наличие тугого корсета. Очевидно, что Джон иронизировал над чрезмерной роскошью католической религиозной одежды и образом священника как «мужчины в раззолоченном платье».
Christian Dior Couture, осень-зима 2000
Как раз за год до этого Ватикан возглавил Бенедикт XVI, сменивший Иоанна Павла II, и именно при нем в гардероб вернулись многие шикарные атрибуты папского гардероба, отринутые предшественниками, — например, похожий на шапочку Санты алый колпак камауро и накидка-мацетта, подбитая горностаем, а также богато украшенные высокие митры, от которых отказались еще при папе Павле VI в 1960-е годы. Однако особенно много шуму наделали красные лоферы Бенедикта, которые многие приняли за Prada (на самом деле он заказал их у своего любимого обувщика Антонио Ареллано, держащего скромную лавочку в Риме).
Папа Бенедикт XVI
Папа Бенедикт XVI
Алый — вполне традиционный цвет для обуви папы, но за 27-летний период правления Иоанна Павла II все успели привыкнуть к его более скромной коричневой обуви. Интересно, что с именем Иоанна Павла связан, возможно, самый невероятный союз религии и моды — коллекция сутан для 500 епископов и 5000 священников, которую в 1997 году создал дизайнер Жан-Шарль де Кастельбажак к празднованию Всемирного дня молодежи в Париже. Сложно представить, как Ватикан согласился работать с человеком, известным своим сотрудничеством с такими противоречивыми персонажами, как Малкольм Макларен и Мадонна: фотографии со священниками в веселых и в то же время вполне уместных радужных нарядах на фоне Эйфелевой башни поражают и по сей день. Кстати, церковь тогда не подчеркивала, но и не открещивалась от неминуемых ассоциаций с радужным флагом ЛГБТ-сообщества, которые вызвали эти наряды.
«Rainbow priests», Jean-Charles de Castelbajac, 1997
Гораздо меньшую известность получило другое сотрудничество модного дома с католической церковью: в 2011 году Джорджо Армани придумал дизайн одеяний сицилийского епископа Доменико Могаверо. На острове Пантеллерия, где уже многие годы любит отдыхать итальянский дизайнер, открывали церковь, и новые одежды епископ заказал у Армани специально для этого события. Среди придуманных Армани четырех комплектов (которые он отдал священнику в дар) — туника из блестящего белого шелка с зеленоватым отливом, украшенная изображениями ракушек, морских звезд, пшеницы и виноградной лозы.
Наряды не только папы, но и других служителей католической церкви — от епископов и кардиналов до дьяконов и простых священников — интерпретировали в своих работах дизайнеры. Донателла Версаче в свое время призналась, что сдержанный и элегантный стиль личного секретаря папы Бенедикта XVI Георга Генсвайна (за привлекательную внешность итальянская пресса окрестила 61-летнего немца Bel Giorgio — «Прекрасный Джорджо») был для нее отправной точкой при создании мужской осенне-зимней коллекции 2007–2008. В ней было много черных приталенных пиджаков с характерным воротником-стойкой. Явно напоминают о скромных нарядах простых священников жакеты и подпоясанная юбка из мужской весенне-летней коллекции 2012 Yohji Yamamoto. Наконец, женщины, одетые в облегающие черные пальто с красными пуговицами наподобие кардинальской сутаны, вышли в качестве «модных грешниц» на показе Dolce https://theblueprint.ru/fashion/fashion/catholic-symbols» target=»_blank»]theblueprint.ru[/mask_link]
Чем отличается православный крест от католического?
Вообще, и православные, и католические священники говорят, что крест — он и есть крест, форма не имеет большого значения, есть отдельные символы веры.
Чаще вопросы различия крестов возникают относительно нательных крестиков и крестов на кладбище. Различаются они элементарно:
1.Форма: у традиционного православного креста есть нижняя перекладина наискосок (но не всегда), у католического креста такой перекладины нет — поперечная перекладина располагается намного выше центра вертикальной основы. Католические кресты более лаконичные. При этом православный крест может быть четырех, шести и восьмиконечным.
2.Изображение Иисуса на кресте:
В православии Иисус изображается спокойным, величественным. Руки раскинуты, ладони раскрыты. Ступни ног стоят рядом и прибиты каждая отдельно. Тело Иисуса прибито четырьмя гвоздями.
В католичестве распятие реалистично изображает страдания Иисуса. Руки провисшие под тяжестью тела, пальцы рук согнуты, голова чаще поникшая с терновым венцом, ступни ног скрещены и прибиты одним гвоздем. Тело Иисуса прибито тремя гвоздями (на распятии католического ордена францисканцев Иисус изображен прибитый четырьмя гвоздями — такое изображание было принято до XIII века).
3.Отличить кресты на кладбище тоже легко. Во-первых, по форме; во-вторых, по расположению — православные ставят крест в ноги, католики в изголовье, а хоронят все одинаково — головой на запад.
4.В католичестве, как и в православии встречаются шести и восьмиконечные кресты (архиепископские и папские).
5.Кресты на католических храмах традиционно латинские четырехконечные.
А с крестами на православных храмах, не видя самого здания, иногда можно запутаться. Сходу не понять, почему крест именно такой, а не иной. Принимайте это как должное, священникам виднее.
Крест на православном Петропавловском соборе в санк-Петербурге:
Крест на православном Соборе Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Санкт-Петербурге:
Крест на православном Соборе Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге:
Крест и полумесяц (цата) на православном Николо–Дворищенский соборе в Великом Новгороде:
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Илдаш [131K]
6 лет назад
Первоначально крест христианский был как и само христианство единым с четырьмя концами самой простой формы, который теперь относится к исповедующим католической церкви.
После разделения христианства на две церкви: католический и православный, соответственно появился и новый православный крест с восемью концами.
Христиане все же предпочитают кресты именно той формы церкви которую исповедуют, а разнообразие и дизайн не поддается воображению и фантазии мысли.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Влади мир-2012 [62K]
11 лет назад
Православный крест представляет собой 8-конечный крест:
Католический крест — 4-конечный:
У православного креста имеется косая поперечная перекладина. По преданию считается, что под ноги Христу была прибита перекладина, которая согнулась. Также есть верхняя малая табличка, где по преданию было написано на трех языках (греческом, латинском и арамейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». На православном кресте нижняя косая перекладина может отсутствовать.
Иногда бывает повернутый на 90 градусов «полумесяц», символизирующий ладью или кораблик. Иногда его связывают с колыбелью Христа (к исламу никакого отношения не имеет).
P.S. *Можно ли использовать католический крест для молитвы в Православном храме — однозначного ответа не нашел*.
в избранное ссылка отблагодарить
насколько мне известно то ето православный крест так как католический имеет 3 гвоздя распятия а православный 4. — 10 лет назад
Владимир-2012 [62K]
Согласен. (2-е фото у меня получилось не по теме, это тоже православный крест!)
Более подробное изучение вопроса показало, что в католицизме распятый Иисус изображается более натуралистично: повисшим и изможденным. И прибит 3-мя гвоздями (обычно). Хотя в костеле Св. Николая на ул. Б.Васильковской в Киеве (Дом органной и камерной музыки) Иисус распят 4-мя гвоздями.
Также известно, что орден францисканцев («нищие католики») изображал Иисуса распятым 4-мя гвоздями.
Интерес представляет и табличка на кресте, на которой в Римской империи обычно писали, за что казнили человека. По-латыни: IESVS NAZARENVS REX IVDAEORVM (INRI). На католических крестах может быть только такая надпись. На православных может быть как INRI, так и ИНЦИ (IНЦI или IHHI). — 10 лет назад
комментировать
Ketus [15.9K]
9 лет назад
Крест является одним из самых главных христианских символов многих религий. Крестами венчают церкви, украшают храмы, носят на теле, как амулеты и ставят даже на могилах. Почему же главный христианский символ, в разных религиях изображается по-разному. Католический крест имеет простую форму, состоящую из вертикальной и горизонтальной перекладин.
Православный крест имеет более сложную конструкцию, имеющую целых три поперечных перекладины, короткую наверху, далее более длинную и третью косую. Так как же на самом деле выглядело орудие убийства Иисуса Христа? Может быть, это был вообще не крест, а обыкновенный столб, как утверждают Свидетели Иеговы, а крест как символ появился значительно позже …
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
gerle n [8K]
9 лет назад
Отличия православного креста и католического
И в православие, и в католичестве изображение Иисуса на кресте является символом веры. Но есть принципиальные различия между православным и католическим крестами:
- Католический крест всегда четырехконечный, в то время как православный может быть и четырех-, и шести-, и восьмиконечным. Чаще всего именно восьмиконечный.
- В православии считается, что Иисус был прибит четырьмя гвоздями, каждая нога отдельно, в то время как на католическом кресте ноги прибиты одним гвоздем.
- Иисуса на католическом кресте принято изображать страдающим и умирающим. А православные изображают воскресшего Бога.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Krass [136K]
7 лет назад
По большому счету «католических» и «православных» крестов нет — есть христианский крест, на котором был распят Христос, и который стал символом Христианства.
Поэтому христиане обычно носят на груди небольшой крестик — и его форма может только соответствовать или не соответствовать общепринятой традиции.
Например в Русской православной церкви принята традиционной форма 8-конечного креста, увитого художественно византийскими украшательными «завитушками», на котором находится стилизованная «плоская» фигрка Христа.
В Римско-Католической Церкви обычно используют «объемную» фигурку Христа на строгом 4-х конечном кресте:
В протестантизме вообще отказались от изображения Распятого Христа:
Однако — это не правило: например, католический орден Францисканцев традиционно использует у себя вот такое «православное» изображение Распятия:
А греко-католики также используют византийскую форму креста:
Поэтому, по большому счету, форма креста на груди для христианина значения не имеет — важно, носит ли он его как символ своей веры или просто как украшение, часто — эпатажное или модное.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Aleks andr LXXV [179K]
9 лет назад
Принципиально разницы нет — католический или православный. Вообще-то не должно быть никакой разницы в крестах, также как нет разницы и в самом казнённом Иисусе Христе.
Однако чаще всего в Православном христианстве мы находим более вычурные, украшенные кресты, с дополнительными элементами как небольшая перекладина внизу (часто изображается наискось), а также ещё одна горизонтальная перекладина выше предполагаемой головы казнённого. Таким образом получается как-бы «три креста в одном». Возможно, это намёк на «троицу». Но точного, исчерпывающего ответа я нигде пока не смог найти.
Я лично подозреваю, что в православном христианстве всегда любили «играться» с символикой, добавлять детали итд. Скорее всего, есть две причины, по которым православный крест часто отличается от католического. Во-первых, это желание подчеркнуть различие между разными христианскими религиями. Во-вторых, скорее всего, крест как символ был заимствован из «дохристианских времён», у язычников, которые часто использовали подобные символы в поклонении, причём в самых разных формах и деталях.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Чем отличается православный крестик от католического
Православие и католицизм — две основные ветви христианства. Между ними больше общего, но есть и существенные различия, как в обрядах, так и в основных канонах.
Нательный крест, наравне с обручальным кольцом, считается главным христианским украшением. Но, в отличие от других ювелирных изделий, крест — это не только символ веры, но и символ принадлежности к одной из религиозных конфессий.
В чем же отличия между православным и католическим крестом?
Разница заключается в форме крестиков. Католический крест выглядит проще, и имеет всего 4 конца. Кстати, изначально в первых веках существования христианства форма креста было действительно только четырехконечной. Изображения подобных распятий находили в древнеримских катакомбах, где прятались, вели богослужения и были погребены первые христиане.
Католический крестик
Традиционный православный крест имеет шестиконечную или восьмиконечную форму.
Восьмиконечное распятие, помимо основной центральной горизонтальной перекладины, имеет вверху и внизу креста еще две поменьше. Верхняя табличка имеет надпись: «Иисус Назарянин Царь Иудейский».
Нижняя подпорка для ног Христа символизирует «меру» человеческих грехов и добрых дел. Считается, что подпорка имеет наклон влево, символизируя, что разбойник, распятый по правую руку от Христа, покаялся и попал в рай. А разбойник, распятый по левую руку, не стал раскаиваться, и отправился прямиком в ад.
Шестиконечное распятие не имеет верхней перекладины с именем Христа.
Второе важное отличие православного креста от католического — изображение самого Христа, изображенного на распятии.
В православии Иисус Христос изображен воскресшим, победившим страдания. У него не скрещены ноги, а ладони он простирает вверх, символизируя любовь и торжество воскресения.
Православные нательные кресты
Католики изображают Христа мертвым. Его ноги скрещены и прибиты одним гвоздем, руки опущены. Его образ символизирует человеческие страдания и муки.
Все эти правила относятся к каноническим различиям между православным и католическим нательным распятием. В ювелирных салонах встречаются крестики без фигуры Иисуса, имеющие простую четырехугольную форму, часто декорированную кристаллами или драгоценными камнями. Они напоминают скорее изящный аксессуар, но его безусловно можно также отнести к символу христианской веры.
Источник: dzen.ru