Крестное распятие или христианский крест является самым святым и почитаемым символом для христиан всего мира. Это центральный образ в христианской вере, олицетворяющий собой возможность нашего спасения и приобретения жизни вечной. . Для христианина знак креста является защитой от сатаны, постоянным напоминанием об искупительной жертве Иисуса Христа. Как вышло так, что орудие мучительной казни стало святым и почитаемым символом для миллионов верующих? В Древней Иудее этот вид казни стал использоваться в эпоху римского владычества, буквально за несколько десятилетий до рождения Иисуса Христа. Преступников распинали на крестах разной формы: Т-образных (в южных провинциях Римской Империи), четырехконечных и даже в виде буквы «Х», это так называемый Андреевский крест, на подобном был распят Святой Андрей Первозванный.
Приняв смерть на кресте, Спаситель взял на себя и искупил грехи всего человечества от сотворения мира. Недаром часто в подножии креста изображают череп, который символизирует «ветхого» человека, грешного и смертного Адама. Претерпев мученическую смерть на кресте, Христос дает возможность всякому, уверовавшему в Него, отринуть от себя смертного и одолеваемого грехом человека и стать причастником вечной жизни и вечного блаженства. Зримыми и наглядными становятся слова пасхального песнопения «Иисус воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».
Что означают корона и полумесяц на кресте? Несколько версий символов на православном кресте.
История христианского креста
История христианского креста как святыни начинается с его обретения святой царицей Еленой, матерью императора Константина, в 326 году. Но поскольку Еленой были найдены лишь отдельные части распятия, доподлинно неизвестно, какой точно формы оно было, то есть было ли это Т-образное распятие, прямой крест или крест с горизонтальной перекладиной, расположенной на верхней части вертикальной, Неизвестно также, было ли на кресте Господа нашего титло, то есть табличка с надписью его вины: «Се Иисус Назарянин – Царь Иудейский», и подставка для ног.
Это дает право большинству богословов утверждать, что любое изображение креста, будь он восьмиконечным, шестиконечным или четырехконечным, является святым и равно достойно поклонения. Так, например, святой Иоанн Кронштадтский в своем труде «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев» пишет о том, что следует почитать и Святой Крест о четырех концах как древнейший символ веры, и стыдит всех, называющих такой крест печатью антихриста и признающих только восьмиконечную форму креста.
Пока христианство терпело гонения в первые века нашей эры, все святыни и обряды вынужденно приобретали форму символов, знаков, шифров, доступных лишь посвященным, отсюда такое многообразие анаграмм, монограмм, иносказательных изображений креста. Например, одним из главных символов раннего христианства была рыба, как анаграмма Христа. Первые буквы фразы на древнегреческом «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» составляют древнегреческое слово «рыба» (Ίχθύς).
Православный крест . Значение . Символ .
Крест как символ также всячески зашифровывался и прятался, например, число 300, которое передается греческой буквой Т, могло символизировать крест, древнеегипетский иероглиф «Анх» ☥, изображавшийся в виде креста с петелькой сверху и имевший значение «жизнь», также использовался ранними христианами для изображения креста. Еще один интересный образ креста – плуг. Ириней Лионский описывает действие креста, сравнивая его с тем, как плуг «очищает дикую землю» (Против ересей, IV, 34, 4). Таким образом, христиане оберегали, скрывали себя, но также и допускали в ряды избранных сильных верой и духом, готовых пройти все ступени посвящения.
Древний образ креста – плуг
Как уже говорилось, форм и видов крестов существует великое множество, и Церковь не отвергает их. Главный принцип состоит в том, чтобы крест создавался как христианский символ, а не как украшение или орнамент.
Условно говоря, кресты можно разделить на три большие категории: монограммные кресты, кресты православные и католические, распятия с символическими элементами.
Монограммные кресты
Монограммные кресты характерны для раннего периода христианства. Эта традиция связана с преследованиями ранних христиан и необходимостью для них проводить свои богослужения втайне. Среди монограммных распятий подробнее стоит остановиться на следующих.
— Хризма (Хи-Ро), ☧ — это монограмма имени Иисуса Христа, состоящая из двух первых букв имени на греческом ( ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), перекрещивающихся между собой. По краям монограммы иногда можно увидеть древнегреческие буквы α и ω. Эти буквы служат напоминанием о тексте Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» Хризму еще называют крест монограммный Константиновский.
— Крест монограммный доконстантиновский составляется из первых букв имени Иисуса Христа “1” (йот) и “X” (хи) и выглядит как перекрестие X и I.
— Крест якореобразный. Его происхождение можно связать с поучением святого Павла о кресте, как о надежде для верующей души, за которую истинный христианин может держаться, как за якорь. И якорь этот сохранит его в житейских морях и убережет от тлена греха.
— Крест монограммный «Андреевский» или «Бургундский». Святой Андрей Первозванный по церковному преданию после смерти и Воскресения Христа отправился проповедовать в земли Вифинии и Пропонтиды, Фракии и Македонии, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи. Скифия – это обширные территории к северу от северного побережья Черного, Азовского и Каспийского морей, то есть довольно большая часть Древней Руси. Именно поэтому святой Андрей Первозванный издавна так почитаем на Руси. Он также как и Спаситель принял мученическую смерть на кресте, но его крест был в форме буквы Х.
— Крест «Посох пастыря». Этот крест выглядит как Андреевский, разделенный посередине вертикальной линией, сверху загибающейся вправо наподобие пастушеского посоха. Символика этого изображения отсылает нас к евангельской притче о пастыре, для которого спасение одной заблудшей овцы имеет не меньшее значение, чем благополучие всего стада. Также такой крест напоминает об образе Христа и его Церкви как доброго пастыря, заботящегося о малых сих.
Виды православных крестов
Важно подчеркнуть, что православие не отвергает никакие виды крестов, будь то «папский» восьмиконечный крест с прямыми перекладинами, получивший свое название из-за большой распространенности в папских литургиях в XIII-XV веках, или четырехконечный латинский крест. Четырехконечным является и самый древний православный крест – корсунский, который привез на Русь святой равноапостольный Владимир из Корсуни (Херсонеса).
В дальнейшем в православной традиции самым распространенным видом стал крест с косым подножием, правый конец которого направлен вниз, а левый вверх. Святитель Димитрий Ростовский на вопрос о подножии отвечал: “Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий, не оспариваю, снисхожу”.
В настоящее время самыми распространенными в русском православии являются следующие формы крестов.
— Крест патриарший или лоренский. Это крест без подножия, но с верхней перекладиной, называющейся «титло». Такая форма была употребима уже со времен крещения Руси. Именно такой шестиконечный крест был на печати наместника византийского Императора в Корсуни.
— Крест шестиконечный русский православный. Это распятие без верхней перекладины титло, но с подножием в виде косой черты, один конец которой смотрит вверх, а другой вниз. Такое расположение символично, оно напоминает о двух разбойниках, распятых рядом с Христом.
Один из них покаялся и признал, что они терпят за грехи свои, а Господь страдает безвинно, второй же упорствовал в своем грехе. Поэтому первому Господь ответил, что уже сегодня он будет сидеть в раю одесную от Него, а второй был обречен на вечную смерть. Косое подножие распятия напоминает нам о свободной воле, которую вложил Господь в свои создания и о том, что лишь от нас зависит выбор.
— Крест осмиконечный православный имеет и косое подножие, и титло – верхнюю перекладину, на которой была написана вина Иисуса (Иисус Назарянин – Царь Иудейский).
— Крест Распятие включает в себя изображение Иисуса Христа. Распятия разнятся в католической и в православной традиции. Главным отличием между православным и католическим крестами является образ Иисуса Христа.
На католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя, но если оно присутствует, то Иисус Христос изображается как умерший или умирающий (агонизирующий) человек, с потоками крови на лице и ранами на руках, ногах и ребрах. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти.
На православном кресте Христос изображен воскресшим, его ладони открыты, и он как бы призывает всех быть рядом с ним в Царстве Божием. Фигура Распятого на православном кресте выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям. На православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно, а на католических ноги пригвождены одним гвоздем, одна на другую. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось на Западе во второй половине XIII века.
Фото Азбука.ру Традиционные православный и католический тип изображения Распятия Христова на Кресте
— Крест Голгофа. Такое распятие всегда имеет основание в виде округлого холма, символизирующего гору Голгофу, на которой был распят Христос, часто в Голгофе присутствует изображение черепа Адама, который также получил искупление и прощение.
Распятия с символическими элементами
— “Виноградная лоза” символизирует Христа, по его евангельским словам, что Он есть виноградная лоза, а Отец его виноградарь.
— “Лепестковый” крест имеет закругленные концы. Его связывают с символом Розы, которая в свою очередь олицетворяет Богоматерь Марию;
— Крест “ накупольный ” с полумесяцем. Полумесяц символизирует и чашу причастия, и люльку младенца Христа, и евангельское сказание о жене, облаченной в солнце, попирающей ногами луну.
— “Трилистник” – древний символ Пресвятой Троицы;
Православный христианин может выбрать любой крестик, можно лишь учитывать православную традицию в отличие от католической, но любой освященный нательный крестик является святыней. История развития креста, его эволюция от схематичных криптограмм до богато декоративно украшенных произведений искусства неразрывно связана с духовным развитием христианства. В жизни православного человека нательный крестик играет огромную роль: это непременный атрибут Таинств Крещения и Причастия, охрана от злых сил и постоянное напоминание о Боге в течение всей жизни.
Источник: kolokol-kaluga.ru
Крест или столб?
Крест не является символом настоящего христианина, т. к. появился в «ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ» благодаря язычнику, императору Константину в 325 году нашей эры на так называемом «Никейском соборе», через примерно 300 лет после смерти Христа.
Вертикальный столб, или кол
В Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна для описания орудия казни Иисуса использовано греческое слово ставро;с (Матфея 27:40; Марка 15:30; Луки 23:26). Слово ставро;с означает «вертикальный столб, или кол». В книге «Крест в нехристианских религиях» Дж. Д. Парсонс сообщает: «В текстах, первоначально записанных на греческом языке и составляющих Новый Завет, нет ни единого предложения, которое даже косвенно дало бы повод предполагать, что значение слова „ставрос“, употребленного в связи с казнью Иисуса Христа, как-то отличалось от обычного значения этого слова. И тем более, нет повода думать, что этот „ставрос“ состоял не из одной, а из двух балок, соединенных между собой в форме креста» (The Non-Christian Cross).
В Деяниях 5:30 в качестве синонима слову ставро;с апостол Петр употребил слово кси;лон, означающее «дерево». Это указывает на то, что речь шла не о кресте, состоящем из двух балок, а об обычном вертикальном столбе или бревне. Лишь спустя три столетия после смерти Христа те, кто называли себя христианами, начали распространять учение о том, что Иисус был казнен на кресте. Однако эта точка зрения была основана на традициях и неправильном толковании значения греческого слова ставро;с. Стоит отметить, что в старинных работах, изображающих казни в Древнем Риме, появляется одиночный деревянный столб или дерево.
Хотя в Синодальном переводе стоит слово «крест» в Евангелиях — это не означает, что это правильный перевод. Слово крест появилось, когда Писания перевели на латинский язык, где греческое слово «стаурос» перевели латинским «крукс», переводя на русский язык писатели его лишь транслитеррировали и получился «крест».
То что Иисус был распят на вертикально древе или столбе вытекает из следующих рассуждений.
Иисус пришёл выполнить «Моисеев закон» , о чём и заявил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон /Моисеев/ или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.» — Библия, Новый Завет, Евангелие от Матфея, 5 глава, 17, 18 тексты.
Апостол Павел прокоментировал, то, что сделал Христос : «Христос искупил нас от клятвы закона /Моисеева/, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе.» — Библия, Послание апостола Павла к Галатам, 3-я глава, 13 текст.
Так что же было на самом деле записано в Законе Моисеевом, который должен был в точности выполнить Иисус Христос, чтобы искупить нас?
В Библии, в Ветхом Завете, в книге Второзаконие, 21 глава, 22 и 23 тексты написано: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.»
Итак, видим слово «дерево». Речь не идёт о двух планках пресекающих друг друга в форме креста. Так как Иисус Христос пришёл исполнить закон Моисеев, то повешен он должен быть именно на дереве, а не на кресте.
В книге «Крест в нехристианских религиях» Джон Парсонс пишет: «Ни в одном из текстов, написанных на греческом языке и составляющих Новый Завет, нет ни единого предложения, которое хотя бы намекало на то, что стаурос, на котором казнили Иисуса Христа, как-то отличался от обычного стауроса. И тем более там нет и намека на то, что этот стаурос состоял не из одной, а из двух балок, соединенных в форме креста. [. ] Наши учителя глубоко заблуждаются, когда при переводе церковных документов с греческого на наш родной язык переводят слово „стаурос“ как „крест“ и поддерживают такой перевод, внося в наши словари слово „крест“ как значение слова „стаурос“. При этом они не объясняют, что в дни Апостолов это было далеко не первое значение этого слова и что оно не было его первым значением еще долгое время после тех дней, а если и стало таковым, то только потому, что, несмотря на отсутствие доказательств, по тем или иным причинам было решено, что именно такую форму имел тот конкретный стаурос, на котором казнили Иисуса» (Parsons J. The Non-Christian Cross. Лондон, 1896. С. 23—24).
Что же тогда означает «КРЕСТ»?
Вот, что сообщает Википедия о кресте:
«Форма креста в виде двух балок взяла начало в древней Халдее и употреблялась там, а также в соседних странах, включая Египет, как символ бога Таммуза (в виде мистического Тау, первой буквы его имени). К середине III века н. э. церкви либо отступили от некоторых учений христианской веры, либо исказили их. Церкви отступнического христианства, чтобы укрепить свои позиции, принимали язычников в свою веру без духовного перерождения и позволяли им сохранять языческие знаки и символы. Таким образом Тау, или Т, в наиболее распространенном виде с опущенной перекладиной, был перенят для обозначения креста Христова» (Vine W. E., An Expository Dictionary of New Testament Words, Лондон, 1962, страница 256).
Почему же тогда «КРЕСТ» вошёл в христианство как символ?
В 325 году нашей эры, на «Никейском соборе», языческий император Константин, собравши пастырей церквей(которые уже к тому времени отступили от законов Христа) и сказал: «Сделайте символ веры»!
8 месяцев они спорили о символе веры, но прийти к общему не могли.
И тогда вмешался Константин(язычник) и сказал: «Сделайте символом — КРЕСТ»!
Почему он так сказал?
Ему было видение: Крест и на нём надпись — «ЭТИМ ПОБЕЖДАЙ».
Они согласились.
После этих событий, «КРЕСТ» стал символом и у «христиан».
Но для истинных христиан еще более важен вопрос: стоит ли вообще почитать орудие пыток и казни Иисуса Христа? Независимо от того, что это было: вертикальный одиночный столб мучений, крест, стрела, веревка или нож,— имеет ли оно какое-либо отношение к поклонению Богу?
Представьте, что кого-то из близких, дорогих вам людей жестоко убили. Оружие, которым было совершено преступление, передано в суд в качестве доказательства. Захотите ли вы хранить это оружие у себя? Фотографировать его? Делать его копии самых различных форм и размеров?
Изготавливать ювелирные украшения, напоминающие это оружие? Или, может, в промышленном масштабе организовать производство его копий и продавать их друзьям и родственникам, чтобы они почитали их? Без сомнения, вам отвратительна такая мысль. Однако именно это происходит с крестом!
Кроме того, почитание креста ничем не отличается от поклонения идолам, которое строго осуждается Библией. В Библии, в Ветхом Завете, в книге Исход, 20 глава, со 2—го по 5-й текст записано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель»! Чтобы обратить особое внимание на опасность поклонения идолам в Библии ещё раз повторяется эта заповедь во Второзаконие 4:25, 26. Апостол Иоанн точно отразил учение истинных христиан, когда написал соверующим: «Храните себя от идолов» (1 Иоанна 5:21). Они внимали этому увещанию, даже если это означало для них мученическую смерть в римских амфитеатрах.
Христиане первого века высоко ценили жертвенную смерть Христа. Подобным образом современные истинные христиане не поклоняются орудию пыток и казни Иисуса. Однако они помнят о его смерти, ведь благодаря ей Бог дает несовершенным людям возможность спастись (Матфея 20:28). Такое величайшее выражение любви Бога принесет всем, кто ценит истину, бесчисленные благословения, в том числе и вечную жизнь (Иоанна 17:3; Откровение 21:3, 4).
На иллюстрации: Репродукция из книги фламандского филолога Юстуса Липсиуса, изображающая одно из возможных орудий казни, подписанное на латинском языке «crux simplex» (De Cruce libri tres. — Антверпен, 1629 г., С. 19).
«Кроме избиения плетью, согласно евангельским повествованиям, в качестве наказания Иисуса возможен лишь самый простой способ распятия, какой был у римлян,— повешение раздетого тела на столбе, который к тому же Иисусу пришлось нести или волочить к месту казни, чтобы это позорное наказание было ещё невыносимее. […] Такая казнь не допускала ничего иного, кроме простого повешения, так как часто носила массовый характер, например: Вар — 2 000 человек за один раз (Иосиф Флавий. „Иудейские древности“ XVII 10 10), Квадрат („Иудейская война“ II 12 6), прокуратор Феликс („Иудейская война“ II 15. 2 [13 2]), Тит („Иудейская война“ VII. 1 [V 11 1])»
Источник: stihi.ru
Христианский крест, что он означает?
Крест — древнейший символ, особое значение получил в христианстве как орудие убийства Христа, означает жертвенную любовь Бога к падшим людям. Распятый на кресте Иисус принял мученическую смерть во искупление грехов человеческих. На христианских кладбищах место захоронения отмечает надмогильный крест. Он является символом вечной жизни.
Как возник символ креста
Свою историю этот знак ведет с дохристианских времён. Так, древние египтяне использовали крест с кольцом для изображения жизни и богов, вавилоняне — бога небес, ассирийцы — бога Солнца.
В Европе, на Ближнем Востоке, в Америке — повсеместно язычники использовали изображение креста (геометрической фигуры, чаще всего состоящей из скрещенных под углом 90° линий) для изображения природных сил. Сакральный смысл в него вкладывали ещё идолопоклонники, называя его символом новой жизни, это же значение позднее употребляется и христианами.
Крест как религиозный символ
Христианский крест наряду с иконами — это объект поклонения у католиков и православных. Почитание Великого знака восходит к истории казни Богочеловека, посланного Отцом на землю, и принявшего позорную и мучительную смерть на кресте. Этот поступок принёс духовную пользу человечеству. От искупительной смерти Христа берут начало другие идеи христианства: освящение верующих, различные таинства, тема страданий и добродетели, Страшного суда, и в целом смысл жизни и смерти.
Христиане получают нательный крестик при крещении, и должны носить его как символ веры. После смерти человека крестик кладут в гроб, в руки — распятие, на крышку — крест на гроб. На могиле церковнослужители советуют ставить не дорогой памятник из гранита или мрамора, с высеченным на нём христианским символом, а обыкновенный деревянный крест.
Такие правила захоронения идут издревле, и символизируют соблюдение человеком христианских догматов, веру в вечную жизнь и ожидание Вечного утра, после которого крест в ногах могилы должен помочь воскресшему человеку подняться.
Различия православного и католического креста
В христианстве используется несколько форм креста: в католицизме — латинский четырехконечный, который русские иногда называют «крыжем» (обрезком, обрубком), в противовес православному восьмиконечному — четырёхконечному кресту, дополненному двумя перекладинами. В древности православные предпочитали использовать шестиконечный (патриарший) крест, без одной поперечины.
Две дополнительные перекладины восьмиконечного креста имеют свое значение: на верхней дощечке, титле, после распятия для дополнительного унижения было написано имя «Иисус, царь иудейский», (на распятиях пишут на латыни INRI, на старославянском — INЦI), а нижняя — подножие — была прибита на Голгофе. Нижняя поперечина была основой для ступней, казнимый имел возможность опереться и передохнуть, тем самым его страдания продлевались, смерть наступала не от кровопотери, а от удушья. Сам же Христос нёс на себе четырёхконечный крест к месту казни.
Изображение такого креста наиболее часто встречается в древних катакомбах и берёт своё начало с тех пор, как сам Бог показал знамение четырёхконечного креста блаженному Царю Константину с войском. Получившееся из пересекающихся солнечных лучей изображение креста и пророческая надпись «Сим побеждай» обеспечило победу войску, с тех пор крест называют символом победы, в религиозном плане он означает смену язычества христианством.
Различаются кресты у православных и католиков и количеством гвоздей. Первые уверены, что их было четыре (для каждой руки и ноги), а вторые утверждают, что один для ног был общий. Такая традиция изображения берёт начало, в трёх гвоздях, считающихся священной реликвией, хранящихся в Риме: четвёртого гвоздя либо не было вовсе, либо он был утерян.
Исследования другой реликвии — Туринской плащаницы — позволяют реконструировать процесс казни. По мнению учёных, каждая нога была прибита отдельным гвоздем, таким образом мучения распятого продлевались. Изображение левой ноги над правой, как бы скрещенных, получилось уже после снятия с креста.
Что означает крест в католичестве и православии
На русском, или кресте Святого Лазаря, как его ещё называют, нижняя перекладина наклонена направо. Объясняется это тем, что один из распинаемых рядом с Иисусом преступников издевался над Христом и требовал всех троих, осуждённых на казнь, чудесным образом освободить, а второй перед смертью произнёс «Он осужден ложно». Поверившему Иисус обещал место в раю, а хулящий своим злословием перетянул перекладину в пропасть ада. Балансирующая перекладина символизируют метания души человеческой. Таким образом, восьмиконечный крест символически изображает основы христианского вероучения.
Католическое распятие изображает страдания Христа на кресте, подчёркивая его телесные страдания, а православие делает упор на способе казни — только распятие на кресте могло дать возможность умереть Ему с распростёртыми во все стороны света руками, таким образом, главенствующим становится признание всеобщего искупления.
Таким образом, католики особое внимание уделяют Страстям Христовым (событиям последней недели его земной жизни), а православные в унизительной смерти видят Торжество Святого Духа: через страдания приходит искупление греха.
Выбрать пакет ритуальных услуг
- стоимость похорон
- стоимость кремации
Источник: mosgupritual.ru