bubbakar
Платон называет глаз главным солнечным инструментом.
На Западе правый глаз означает Солнце, день и будущее, левый глаз — Луну, ночь и прошлое.
На Востоке ситуация обратная. Символизм глаза может принимать на себя перо фазана.
У американских индейцев глаз сердца видит все. Это глаз Великого Духа и всеведения.
У буддистов глаз символизирует свет и мудрость. Третий глаз Будды, пылающая жемчужина, — это духовное сознание и трансцендентная мудрость.
В кельтском эпосе злой глаз, символизирущий злые намерения и зависть, противопоставляется доброму сердцу, благородству и состраданию.
В китайской и японской символике левый глаз — Солнце, правый — Луна.
У египтян глаз имеет чрезвычайно сложный символизм —
Глаз Гора, Атшет, всевидящий. Предполагалось, что это Полярная звезда и
символ озарения, глаз разума. Глаз и бровь Гора означают силу и мощь.
Что происходит внутри глаз
Два крылатых глаза — это Север и Юг как два раздела небес, Солнце и
Луна, небесное пространство. Правый глаз — это Солнце, Ра и Озирис,
левый — это Луна и Изида. Глаз Pa — это также Урей. Глаз Гора мог быть
связан с луной и ее фазами и, в то же время, символизировать приношения
богам в храмах.
В Древней Греции глаз символизирует Аполлона, наблюдателя небес, Солнце, которое также является глазом Зевса (Юпитера).
У индусов третий глаз Шивы (жемчужина в середине
лба) представляет собой духовное сознание, трансцендентную мудрость.
Глаз Варуны — это солнце.
В иранской мифологии Добрый Пастырь Йима обладает солнечным глазом и секретом бессмертия.
В исламе глаз сердца является духовным центром, местом абсолютного интеллекта и просветления.
У японцев правый глаз Иза-наги породил бога Луны.
В шумеро-семитской мифологии глаз олицетворяет Владыку Священного Глаза Эа или Энки, где он символизирует мудрость, всезнание, бодрствование.
У финикийцев Кронос имел два открытых и два закрытых глаза, что означает постоянное бодрствование.
Всевидящее Око — в иконописи сложная символико-аллегорическая
композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Появляется в русской
иконографии с конца XVIII века под западным влиянием.
Око Ра, главного божества древних Египтян, также называвшегося Глазом Гора (Уаджет)
Богиня Мудрости Исида и Два Глаза Бога Хора.
картина символизирует единство мужского и женского принципов Вселенной
Египетский символ, раскрашенное изображение глаза со спиралевидной
линией под ним – эмблема сокологолового бога неба Гора, символ как его
всевидящей власти, так и единства космоса, целостности мироздания. В
Что означает изображение глаза в треугольнике? (прот. Владимир Головин)
западной традиции правый глаз считается символом активного и солнечного
начала, а левый – пассивного и лунного (система, противоположная
восточной традиции). Согласно древнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора
был вырван Сетом в битве за первенство среди богов, однако после победы
Гора в этом сражении вырос снова. Этот миф стал причиной чрезвычайной
популярности глаза Гора в качестве отводящего зло амулета. Око также
часто изображали или высекали на египетских надгробных камнях – для
помощи мертвым в загробной жизни. Изображения глаз с крыльями в
древнеегипетской иконографии тоже обозначали север и юг.
Алхимическая гравюра на дереве, показывая всевидящие око Бога, плавающее в небе
Мистический третий глаз, иногда называемый «глазом сердца»,
символизирует духовное зрение, которое в различных религиях связывают с
разными понятиями: в индуизме с могуществом Шивы и синтезирующей силой
огня; в буддизме – с внутренним зрением; в исламе – со
сверхъестественным ясновидением. Третий глаз, изображенный на лбу Шивы,
также называется внутренним глазом.
Христианская версия Ока провидения, заключённого в треугольник, символизирующий Троицу
«Всевидящее Око» Ахенского собора
Медаль на Коронацию Екатерины Второй 1762 года
медаль на коронацию Николая Первого
Медаль Екатерины Второй 1766 года
Война против Наполеона 1812 года
Медаль «За взятие Парижа»
медаль Николая Первого1849 года «За Усмирение Венгрии и Трансильвании»
За защиту Севастополя
Великий Князь Николай Александрович
Венский католический Собор Святого Стефана
Лютеранская церковь в Петербурге
Георгиевский зал Кремля
Горный Институт в Петербурге
Важнейший символ масонского храма всевидящее око или Лучезарная Дельта.
Лучезарная Дельта обычно располагается в восточной части храма, а по
обеим сторонам ее находятся Солнце (ближе к югу) и Луна (ближе к
северу). Лучезарная Дельта — треугольник, с помещенным внутрь него оком –
знаком просвещенности или принципа сознания, иначе, всевидящее око В:.
С:. В. постоянно присутствующее на всех работах ложи, создающее
энергетику присутствия В:. С:. В:. при проведении ритуальных работ,
постоянное излучение утверждение бытия. Математическая точка, не имеющая
размеров, но находящаяся повсюду, заполняет безграничность
пространства. Это также символ осознания и внимания, причем, внимания
взаимного, внимания которое проявляет В:. С:. В:. к каждому из братьев и
внимания, которое каждый брат должен проявлять по отношению к миру.
Лучезарная Дельта напоминает нам о том, что у каждого масона есть его
собственная масонская звезда, которая светит ему в трудах и направляет в
поисках. Лучезарная Дельта — главный масонский символ первого градуса,
степени ученика.
Пентаграмма
Изначально пентаграмма — пятиконечная звезда — являлась символом соединения мужского и женского начал, символом зарождения жизни и всего сущего . Двойка — священное женское число, тройка — священное мужское число, 2+3=5. Как символ рождения жизни, пентаграмма считалась и символом управления (и зарождения) стихий, и высшим охранительным знаком. Поскольку все-таки главный ее смысл — это рождение жизни, то пентаграмма становилась символом женских божеств — вначале лунных богинь, богинь судьбы, супруг лунного бога — Изиды, Астарты, потом богинь матриархата — Афины, Венеры . Первые известные изображения пентаграммы исходят из Шумер и древнего Египта, стран, где по преданию зародилась магия. Изображения пентаграмм встречаются на
египетских статуях. Египтяне называли её «звездой псо-главного Анубиса».Двоякое трактование пентаграммы встречалось уже в древности: 1) как добрый, оберегающий знак защиты от всякого зла, и 2) для посвященных —
могущественный знак власти над земным миром. Например в Вавилоне пентаграмма обычно встречается на царских печатях, олицетворяя власть правителя, распространившуюся на все 4 стороны света. Символом пентаграммы на небе была Венера — планета, чей путь по небосводу представляет собой почти идеальный пятиугольник. При переводе на греческий, словосочетание «утренняя звезда» превратилось в имя собственное Люцифер.
Символ глаза в арт-терапии и трансовых образах
Символ глаза часто встречается во снах, трансовых путешествиях, рисунках клиентов. Что же означает этот достаточно распространенный символ?
В арт-терапии присутствие глаза в рисунке может означать гиперконтроль, постоянный анализ происходящего. Человек взвешивает каждый штрих своего карандаша, предугадывая мысли психолога (что будет хорошо, а что плохо). Глаз может говорить так же о том, что человек не ответственен за свою жизнь на 100%, кто-то другой наблюдает за делами, поступками, вмешивается в жизнь с советами.
Вспомогательными вопросами могут быть следующие: «Как ты чувствуешь, кому принадлежит этот глаз?» Ответы могут быть разные. Если клиент говорит о том, что этот глаз принадлежит ему, это может означать как гиперконтроль, так и ощущение уязвимости. Клиенту необходима дополнительная защита, в буквальном смысле «глаза на затылке», чтобы чувствовать себя спокойно. Так же символ глаза может говорить о гиперчувствительности и экстрасенсорных способностях. Помните, что интуиция и предсказание будущего изображаются, как третий глаз (между бровей)?
Если же клиент отвечает, что глаз принадлежит маме, начальнику, мужу и т.д., это может означать, что клиент скорее всего находится в сильной зависимости от другого человека, раз так явно впустил его в свое пространство. В этом случае работа может уйти в сторону укрепления личных границ клиента, а также в тему сепарации от близких.
Если же клиент отвечает абстрактно или сильно обобщенно, например, это Бог, Высшие силы, Вселенная, то скорее всего речь пойдет о символах коллективного бессознательного.
О коллективном бессознательном писал Карл Густав Юнг в своих трудах. Коллективное бессознательное – это более глубокий слой человеческой психики, который имеет общие понятия у всех людей. Единицей коллективного бессознательного выступают архетипы, то есть достаточно универсальные образы на определенную тему (общечеловеческие первообразы). Примерами архетипов является архетип матери, героя, мудреца, то есть это понятные всем людям символы, наделенные похожими значениями в разных культурах и традициях.
Но есть еще и архетипические образы – это проявление архетипа в сознании. К архетипическим образам можно отнести, как пример, бабу Ягу, как архетипический образ знающей, но строгой (злой) матери или Снежную королеву, как образ холодной безэмоциональной матери.
Лично я связываю понятия архетипов и коллективного бессознательного с понятием эгрегор. Эгрегор – это энерго-информационная структура, образованная вокруг какой-либо идеи. В качестве примера приведу религиозный христианский эгрэгор.
Христианский эгрэгор – это христианская энерго-информационная структура, содержащая в себе историю христианства, ее идеи, заповеди, правила, а так же всех последователей данной идеологической концепции. Примерами эгегоров могут быть эгрегор моды, денег, церкви, религии (иудаизм, ислама, буддизма и т.д.), эзотерики, магии, психологии, политики и т.д. Чем вам не архетипы? Так вот, символом эгрегора является глаз, ведь само слово «эгрэгор» переводится, как бодрствующий.
Когда клиент на сессии -регрессии первым делом на внутреннем экране видит образ глаза, я могу предположить, что человек плотно находится в каком- либо эгрегоре. Что значит плотно находится? Это означает, что человек своими активными действиями и мыслями питает эгрегор. Когда люди находятся в тесной связи с каком-либо эгрегором, эгрегор может контролировать поведение и мысли человека, чтобы тот не отвлекался от работы на него.
Конечно, здесь могут быть и другие объяснения. Образ глаза так же может означать, что человек находится «под приглядом», то есть некие высшие силы наблюдают за человеком, ведут его по жизни.
Во снах символ глаза так же встречается часто и может расшифровываться с позиции индивидуального бессознательного или коллективного.
ИсточникГлаз как символ
Глаз является символом бдительности, ясновидения, всеведения. С ним связываются свет и мудрость, а также энергия, сила, могущая выступать в качестве созидательной и разрушительной. Уподобляясь солнцу, источнику света, который является символом разума и духа, глаз наделяется функцией духовного видения, понимания. Это также образ провидения; так, например, в иудаизме всевидящее око — воплощение Промысла Божьего. В различных традициях солнце часто описывается как «глаз неба» (или божества неба).
Картинка 1. Знак Глаз Ра или Глаз Гора
Древнеегипетский символ
В архаических представлениях луна и солнце — это глаза неба; при этом нередко солнце воспринимается как благой, а луна — дурной глаз.
Символ всевидящего ока, хорошо известный по убранству христианских храмов, масонских лож и даже по Большой Печати США, изображенной на однодолларовой банкноте, принято соотносить с глазом Гора, но еще раньше око принадлежало древнеегипетской богине истины и правосудия Маат. Слово «Маа» подразумевало «видеть», его иероглифом служил глаз.
В мифе об убийстве, расчленении и воскрешении Осириса именно глазу как таковому принадлежит главная спасительная роль. Знаменитое око, символ власти и оружие против демонов, когда-то принадлежало Ра. Исида хитростью выманила его у бога и даровала своему сыну Гору, чтобы тот мог отомстить за отца.
Но Сету в поединке удалось вырвать глаз у брата, расчленить его на 64 части и разбросать по всему Египту. Бог Тот, славный своим знанием, сумел не только восстановить глаз, но и придать ему новое свойство — воскрешать мертвых. Гор пожертвовал свой глаз отцу, и он, проглотив волшебное око, воскрес.
Картинка 2. Символ всевидящего ока
на монете США
Поэтому амулеты в виде глаза с охраняющей его королевской коброй, называемые уджат, клали в погребальные пелены мумии — и умерший, отождествляемый с Осирисом, воскресал в Загробном Царстве. На протяжении всего Династического Периода на гробах, саркофагах и других атрибутах погребения рисовали или вырезали «два глаза» — уджатти. Их также изображали на носу лодок. И до сих пор лодочники по всему Средиземноморью верят, что, если на их лодках не будут нарисованы глаза наподобие уджатти, лодка обязательно собьется с курса.
В греческой традиции солнце предстает как «всевидящий глаз Зевса» (Гомер); у Макробия — как «глаз Юпитера»; в германской мифологии — как «глаз Вотана (Одина)».
Картинка 3. Символ всевидящего ока
на банкноте США
Многоглазие обладает двойственным значением. Во-первых, наличие множества глаз передает божественное всеведение. Древнеиндийское божество неба, глава богов Индра называется тысячеглазым (в данном случае звезды ночного неба уподобляются глазам).
Милосердное буддийское божество Гуаньинь (Каннон в Японии) наделяется тысячей глаз, благодаря которым оно узнает о несчастьях людей. В видении Иезекииля «многоочитость» предстает как выражение всеведения. Аналогичное значение закрепляется за апокалиптическим образом животных, исполненных очей. Три глаза Шивы соотносятся с тремя его функциями в качестве верховного божества: созидание, сохранение и разрушение.
В китайской мифологии четырьмя глазами (в качестве знака особой прозорливости) обладает герой Цанцзе. У Данте мудрость наделяется третьим глазом — ибо она зрит прошлое, настоящее и будущее. Известна суфийская метафора мистического видения: «глаза его стали лицом, и все тело стало глазами, обращенными к образу Бога» (Ахмад аль-Газали).
Одноглазие, подобно другим формам физического уродства, связывается со злом; как правило, оно является атрибутом хтонических персонажей. В античной мифологии циклопы не единственные представители одноглазых существ — у Плиния упоминаются одноглазые аримаспы, добывающие либо похищающие у грифонов золото на золотых рудниках. В восточнославянской мифологии фигурирует такой персонаж, как Лихо Одноглазое. С другой стороны, скандинавский Один отдал глаз в обмен на внутреннее зрение — мудрость.
Поскольку зрение, традиционно, воспринимается как атрибут всех живых существ, слепота может рассматриваться как знак иного, загробного существования — слепой человек как бы погружается в вечный мрак небытия; в египетской Книге мертвых сказано: «Вижу, значит, живу». С другой стороны, слепота может выступать в качестве знака высшего видения. Греческий Тиресий был ослеплен Афиной за то, что увидел обнаженную богиню во время омовения, однако взамен она наделила его пророческим даром. В Библии слабая глазами Лия наделяется способностью внутреннего зрения. Эти мотивы косвенным образом подчеркивают идею о невозможности проникновения телесным оком в подлинную суть вещей, о бессилии зрения, глаз в отношении высших истин бытия.
Глаз, взгляд может связываться с созиданием. В одном из мифов индуистской традиции Кришна породил все живое силой своего взгляда. В своем негативном аспекте образ глаза может рассматриваться в качестве средоточия силы, могущей быть опасной для живых существ. В шумерской мифологии неоднократно возникает образ «взгляда смерти».
Сходный образ имеется в греческой мифологии, где Гадес, бог преисподней, изображался с головой, повернутой назад, поскольку взгляд Гадеса считался смертельным и его следовало избегать. Греческие горгоны своим взглядом превращали человека в камень. Своим третьим глазом Шива испепелил бога Каму за то, что тот отвлекал его от медитации. В обыденной речи представление о разрушительной силе взгляда закрепилось в выражениях «испепеляющий взгляд», «дурной глаз», а также «сглазить».
На психоаналитическом уровне глаз относят к вагинальным символам. И этот символизм часто используется как профессиональными соблазнительницами (вспомним волоокую Ио, очаровавшую Зевса), так и представителями других ветвей соблазна: политиками и рекламными агентами. В то же время глазное яблоко издревле ассоциируется с пенисом, который именуют «маленьким слепцом», а в Египте мужской орган просто так и называли — глазом.
Поэтому вернее будет сказать, что женским символизмом обладает глазница, обрамленная увлажненными веками, в то время как глаз в ней имеет уже андрогинный характер и близок по значению индусской йонилинге, «драгоценной жемчужине в лотосе» Тибета и другим проявлениям священного союза мужского и женского начал. Миндалевидный (мандорла) глаз в обрамлении искусственных теней, подкрашенных век и длинных ресниц — мечта и оружие «звезд» женского пола, которые взирают на зрителя с глянцевых небес модных журналов, все время что-то обещая, куда-то зовя, но на самом деле за их томно прикрытыми веками прячется не райское наслаждение, а прямая угроза — сомкнуть их.
Источник