Что общего в использовании подчеркнутых слов назовите данный прием или опишите опять серебряные змеи

Прочитайте первую строфу стихотворения А. Фета, которое начинается словами Какая грусть. Что вы почувствовали сразу, с первой же строчки? Постарайтесь увидеть картину, которую описывает поэт.

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через дорогу поползли.

В этом контексте — сразу две метафоры-загадки. Что такое, по-вашему, пыль и что такое серебряные змеи ?

Пыль в строчках Фета — это метель (возможно, начи­нающаяся), то есть мелкий сухой снег, похожий на пыль. Вы наверняка знаете и сами употребляете выражение снежная пыль. Однако заметьте, что информация о времени года поступает к читателю только из следующих двух строк. Хотя и тут возможны различные варианты вос­приятия у разных читателей. Некоторые ученики сразу понимали, что это зима, что описывается снежная пыль. «Если бы это была летняя пыльная буря, то она вызывала бы не грусть, а раздражение», «Это не может быть дождь: водяная пыль не бывает такой плотной, чтобы конец аллеи исчез», — говорили они.

«Министерство фактов». Чем гремит змея?

Серебряные змеи — это поземка. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля это слово объяс­няется так: поземная метель, буран или метель снизу, вьюга от земли, метель тягун, буран низом. К слову поземка Даль приводит такие синонимы: волокуша, за­меть, тащиха, поползуха, понизовка, тягуша. Как ви­дим, обращение к словарю помогает лучше понять «вну­треннюю форму» слова поземка.

А вот почему змеи — серебряные, вы, наверное, догадались сами. Снег в русской поэзии серебрится очень часто.

Если вы, перечитав строфу (а лучше — стихотворение) в целом, увидели эту картину, то, надеемся, вместе с нами восхитились точностью поэтического образа.

Приведем стихотворение полностью.

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Читайте также:
Серебряная пустышка для новорожденных

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,

В степи все гладко, все бело.

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.

А все надежда в сердце тлеет,

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста, —

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота.

Глагольная метафора

Термин метафора переводится как «перенос». Об этом мы уже говорили. Название одного предмета или явления может быть перенесено на другой предмет или явление, если поэт увидит в них сходство. Это касается и действий: одному предмету могут быть приписаны действия другого. В стихах лес может разговаривать, книжка — убежать вприпрыжку под кровать, а день — сгореть, оставив «немного дыма и немного пепла». Мы часто встре­чаемся с глагольными метафорами и в обычной речи:

время ползет, мурлыкать себе под нос, отравить праздник, веселье так и кипело, конкуренты не дремлют и т.п.

ТЕСТ НА ГРАМОТНОСТЬ. Неуч не пройдет

Читая художественный текст, нужно обязательно обращать внимание на то, какие глаголы стоят рядом с существитель­ным — то есть какие действия одних предметов автор припи­сывает другим, а значит, делает эти предметы похожими.

Предлагаем проделать такую работу вместе с поэтом. Что для этого нужно? Вначале следует вспомнить, в ка­ких случаях тот или иной глагол употребляется в обыч­ных условиях, то есть восстановить (мысленно) его пря­мой смысл. Иногда для этого полезно обратиться к сло­варю.

На следующем этапе работы нужно попытаться объяснить, чем похожи два предмета или явления, раз в тексте действие одного из них передано другому. Это по­может вам войти в «творческую лабораторию» поэта, вместе с автором пройти путь от идеи сходства явлений до реализации ее в тексте в виде глагольной метафоры.

Читайте также:
Серебряные коньки додж отзывы

Чаще всего глагол в контексте метафоры используется для того, чтобы перевести неодушевленное существитель­ное в разряд одушевленных, то есть неживой предмет сде­лать живым. Обычно вы называете это олицетворением. Приведем один из миллионов возможных примеров:

Легкий ветер на дорогу вышел

И не поздоровался со мной.

В этом отрывке ветер абсолютно равен человеку, и на него даже можно обидеться за то, что «не поздоровался».

Однако олицетворение — это только частный случай ме­тафоры вообще. Глагольная метафора олицетворением не исчерпывается. В каждом отдельном случае вам нужно будет разобраться, какие два предмета или явления сбли­жаются в сознании писателя и в чем именно он видит их сходство. Это главное.

Источник: uchitel-slovesnosti.ru

Контрольная работа по литературе. 11 класс.

Контрольная работа по литературе. 11 класс.

Косумова Займан

3. О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего?

9. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?

1. Бубнов 2. Сатин

10. Основоположником какого направления в литературе явился А.М. Горький?

1) романтизм 2)критический реализм 3) социалистический реализм

11. Кого из русских писателей М. Булгаков считал своим учителем:

1) Н.В. Гоголя 2) М.Е. Салтыкова-Щедрина 3) Ф.М. Достоевского 4) Л.Н. Толстого

12. Назовите настоящую фамилию Игоря Северянина.

13. Какому поэту XX века посвящены стихи?

в звёзды врезываясь.

14. Чей это портрет? (Назвать произведение, автора, имя героя)

Маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом ещё огненно- рыжий.

Источник: znanio.ru

Контрольная работа по литературе за 2 семестр по разделу “Русская литература 20 века”

3. О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего?

9. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?

Читайте также:
Джаннетт уоллс серебряная звезда отзывы

1. Бубнов 2. Сатин

10. Основоположником какого направления в литературе явился А.М. Горький?

1) романтизм 2) критический реализм 3) социалистический реализм

11. Кого из русских писателей М. Булгаков считал своим учителем:

1) Н.В. Гоголя 2) М.Е. Салтыкова-Щедрина 3) Ф.М. Достоевского 4) Л.Н. Толстого

12. Назовите настоящую фамилию Игоря Северянина.

13. Какому поэту XX века посвящены стихи?

в звёзды врезываясь.

14. Чей это портрет? (Назвать произведение, автора, имя героя)

Маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом ещё огненно- рыжий.

15.Напишите небольшой отзыв на любое из произведений, прочитанных за этот учебный год (не менее 70 слов).

Контрольная работа за II семестр «Русская литература XX века»

Вариант 3

1. Укажите первоначальное название поэмы В. В. Ма­яковского «Облако в штанах».

б) «Тринадцатый апостол»

в) «Я»

г) «Долой вашу любовь!»

2. Укажите, героем какого произведения является Пьер Скрипкин (Присыпкин).

а) А. А. Блок «Двенадцать»

б) С. А. Есенин «Анна Онегина»

в) В. В. Маяковский «Клоп»

г) В. В. Маяковский «Баня»

3. Поэтов какого литературного течения объединял «Цех поэтов»?

в) символизм

г) акмеизм

4. Назовите писателя второй половины XX в., кото­рый был киноактером, сценаристом и режиссером кино.

а) Ю. В. Трифонов

5. Определите жанр пьесы Максима Горького «На дне»:

а) бытовая драма; б) социально-философская драма;

в) трагедия; г) мелодрама

6. Какой изобразительный приём помогает М. Горькому нарисовать природу как живое существо («листва вздыхала и шепталась»)?

7. Представители какого литературного течения выступали за разрушение устоявшихся литературных жанров, намеренно обращались к «сниженной» лексике, призывали создавать новый язык, не ограничивающий словотворчество.

Читайте также:
Светочувствительность галогенидов серебра и их значение для фотография

8. Цветовая символика чрезвычайно важна в поэзии А.А. Блока. Какие цвета символизируют борьбу двух начал в поэме «Двенадцать»:

а) красный и черный; б) белый и красный;

в) черный и белый; г) желтый и черный

9.М.А. Шолохову присуждена Нобелевская премия в области литературы…

а) за роман «Поднятая целина»; б) за роман «Тихий Дон»

10. В каком городе родился М.А. Булгаков:

а) Москва; б) Петербург; в) Киев; г) Орел

11.Укажите, в какие годы создавалась поэма А.А. Ахматовой «Реквием»:

а) 1917-1930; б) 1935-1940; в) 1959-1961; г) 1938-1958.

12.Укажите произведение, ставшее главной книгой А.Т. Твардовского:

а) «Страна Муравия»; б) «Василий Теркин»;

в) «По праву памяти»; г) «За далью – даль»

13.За какую книгу А.И. Солженицын был удостоен Нобелевской премии?

а) «Бодался теленок с дубом»; б) «Красное колесо»;

в) «Архипелаг ГУЛаг; г) «Один день Ивана Денисовича».

14.Укажите, в каком городе происходят события в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

а) Москва; б) Киев; в) Одесса; г) Орел

15.Напишите небольшой отзыв на любое (одно) из произведений, прочитанных за этот семестр (не менее 70 слов).

Контрольная работа за II семестр «Русская литература XX века»

4 вариант

1. Какого писателя XX в. называли «Буревестни­ком революции»?

в) В. В. Маяковского

2. Назовите поэта, являющегося младосимволистом.

3. Кто из перечисленных русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии?

а) А. И. Солженицын

б) Б. JI. Пастернак

4. Назовите автора следующих строк.

О, весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

а) В. В. Маяковский

б) Б. JI. Пастернак

5. Определите жанр «Тихого Дона» М. А. Шоло­хова.

Читайте также:
Водка серебряная монета отзывы

б) любовный роман

г) авантюрный роман

6. Назовите писателя второй половины XX в., кото­рый был киноактером, сценаристом и режиссером кино.

а) Ю. В. Трифонов

7. Укажите, в каком произведении М. Горького по­ставлена проблема о двух типах гуманизма.

б) «Старуха Изергиль»

8. Какому поэту принадлежат слова «Ведь если звез­ды зажигают — значит — это кому-нибудь нуж­но?»?

в) В. В. Маяковскому

г) Б. JI. Пастернаку

9. Строку какого произведения С. А. Есенина пере­фразировал

В. В. Маяковский в стихотворении «Сергею Есенину»?

В этой жизни помереть нетрудно

Сделать жизнь значительно трудней.

а) «Русь советская»

в) «До свиданья, друг мой, до свиданья»

г) «Письмо к матери»

10. Назовите поэта, являющегося футуристом.

а) С. А. Есенин

в) В. В. Маяковский

11. Какой эпизод является кульминацией поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?

а) убийство Катьки Петрухой

б) появление «товарища-попа»

в) шествие красногвардейцев по улицам Пет­рограда

г) встреча двенадцати с буржуем и псом на перекрестке

12. Назовите персонажа пьесы М. Горького «На дне», который говорит, что странник Лука подейство­вал, «как кислота на старую и грязную монету».

13.Укажите, кто является автором поэмы «Двенадцать»?

а) А.А. Блок; б) Н.А. Некрасов; в) И.А. Бунин; г) Б.Л. Пастернак

14.Лука – идеологический герой пьесы М. Горького «На дне». Выразителем какой идеологии он является?

а) идеи покорности и смирения перед жизненными обстоятельствами;

б) идеи раболепия перед власть имущими;

в) идеи сопротивления жизненным обстоятельствам

15.Напишите небольшой отзыв на любое (одно) из произведений, прочитанных за этот семестр (не менее 70 слов).

Источник: konspekteka.ru

Рейтинг
Загрузка ...