Что означает чаша на иконе рублева троица

20 июня православные христиане отмечают День Святой Троицы, посвященный сошествию Святого Духа. Празднику, который входит в число двунадесятых, посвящена икона Андрея Рублева «Троица ветхозаветная».

Что лежит в чаше на знаменитой «Троице» Рублёва?

Всем известен этот шедевр живописи, но вряд ли все ли знают, что на нём происходит. Не что изображено – а именно что происходит! А между тем это интереснейшая история.

Начнём с чаши. Она занимает центральное место в композиции. Логично предположить, что это не случайно, что чаша символизирует нечто важное, имеющее отношение к пониманию сюжета. Что в ней лежит?

Так сразу не скажешь. Взглянем на другие иконы с изображением Троицы. Но тут, например, вовсе не видим чаши, просто разложена еда:

А здесь? Опять что-то странное. У вас возникли предположения? Что это, по-вашему?

А вот здесь уже прекрасно видно, что это, и становится жутковато.

Что за лицо в чаше? Выглядит человеческим. Обратите внимание на узор на чаше – это голова овна или тельца.

Овны (овцы, бараны) и тельцы (быки и телята) были жертвенными животными. Но к чему эта путаница? Почему было не изобразить жертвенного тельца прямо? Как здесь, например:

Как правильно понимать икону Андрея Рублёва Троица?

Чтобы это понять, обратимся к истории сюжета.

Как в истории научного знания квантовая механика существует "поверх" классической ньютоновской механики, но при этом не опровергает и не отрицает её, так в христианской культуре новозаветная традиция существует поверх ветхозаветной. Образ Троицы имеет дохристианское – ветхозаветное – толкование: "Гостеприимство Авраама".

Согласно библейскому сюжету, праотец Авраам сидел возле своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы.

Вот так, кстати, выглядел реликтовый Мамврийский дуб в 1869 году:

Вот так – в начале ХХ века:

А вот так – в наше время (увы):

(Не удивляйтесь и не отмахивайтесь – дескать, "всё это враки для привлечения паломников": для дубовой рощи пять-шесть тысяч лет – это вполне приемлемо. Например, роща осинообразных тополей по в американском штате Юта существует уже. 80 тысяч лет! О других деревьях-долгожителях можно будет прочитать и посмотреть на них по ссылке в конце поста.)

Читайте также:
Видно ли бриллиант на рентгене

Итак, Авраам отдыхал в тени дуба возле своего шатра – и вдруг увидел трёх путников. Это были Господь Яхве и двое сопровождавших его ангелов. Авраам пригласил путников отдохнуть и подкрепиться. Сарра, жена Авраама, испекла хлеб, а сам он выбрал лучшего телёнка и велел заколоть его.

За трапезой Господь предсказал Аврааму, что от его сына, которому предстоит родиться, пойдёт народ иудейский.

Вот тут автор иконы о явлении Святой Троицы Аврааму цитирует Рублёва – обратите внимание на позы Бога и ангелов:

Везде мы видим Авраама и Сарру, ухаживающих за гостями. Вот ещё очень трогательная интерпретация – с кухонным ножиком и морковочками:

Везде в центре композиции – дуб. Ну, а шатёр пастуха-кочевника Авраама видоизменился сообразно более поздним представлениям о достойном праотца жилище. Сравним с классической иконой Рублёва:

Здесь мы видим и Авраамов дуб (за крылом ангела, сидящего в центре), и Авраамово жилище (каменный дом с колоннами слева), и накрытый стол. Но не видим самих Авраама и Сарры. Потому что теперь это другая история. Не о возникновении иудейского народа. А о чём?

Мир снова погрузился во тьму. "Снова" – потому что в библейской истории такое случалось неоднократно, и всякий раз ветхозаветный Бог решал проблему, уничтожая погрязших во грехе людей (Потоп; Содом и Гоморра). Не помогало. На этот раз.

Все помнят, как называется картина? Нет, это не шутка и не кощунство. Просто художник Пётр Белоусов изобразил ровно тот же сюжет: переосмысление пути и предчувствие великой, но и трагичной судьбы. Но уже с использованием образов, дозволенных в его время.

Именно это – предвидение великого и страшного будущего – происходит на иконе "Троица". Бог-отец (посередине), Дух Святой (справа) и Христос (слева) словно ведут беззвучную беседу, решая, как по-новому, не уничтожая мир людей, искупить грехи человеческие?

Бог Отец и Святой Дух обращаются к Христу – словно с немым вопросом. "Я пойду искуплю", – будто отвечает Он, смиренно склонив навстречу им голову.

Читайте также:
При какой температуре плавится янтарь

Вот почему чаша на новозаветной "Троице" – не просто посуда, из которой ели усталые путники, гости Авраама. Это символ самопожертвования Христа, перекликающийся с молением о чаше в Гефсиманском саду (" Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия").

Вот почему на этой иконе у жертвенного тельца человеческое лицо.

Есть другая интерпретация расположения фигур: в центре Христос, слева Отец, справа Святой Дух. Она весьма популярна и часто оправдана (христиане считают Христа "главным" воплощением Триединого Бога), но не является единственно верной. Существуют также интепретации, помещающие Сына справа, а Святого Духа посередине. В общем, мы не настаиваем, просто перечисляем версии.

Остался "неразгаданным" последний символ на иконе Рублёва – гора в верхнем левом углу. Дело в том, что явления Бога и божественной сути Христа людям всегда происходили на какой-либо возвышенности. (Не случайно на торжественном поэтическом и богослужебном языке "высший" звучит как "горний" – "горный".)

Иконы — метки: история, живопись, иконопись, андрей рублев, троица. Импровизация — дело рискованное: могут и в ереси обвинить. Однако « Троица » — яркий пример нарушения церковных канонов. Вместо традиционной многофигурной сцены трапезы в доме Авраама Андрей Рублев изобразил беседу трех ангелов о том, как спасти мир. Теперь икона считается шедевром, а ее автор причислен к лику святых. 1 ЧАША. Это центр композиции — символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества (в чашу будет собрана кровь распятого на кресте Иисуса). Контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши. 2 ГОЛОВА ТЕЛЬЦА. Символ жертвенности Бога Сына.

«Троица» Андрея Рублева. Инфографика

Самая известная в мире икона «Троица ветхозаветная», написанная Андреем Рублевым, висит в одном из залов Третьяковской галереи. Она признана шедевром во всем мире. Согласно предположениям историков древнерусского искусства, Рублев написал ее для Троицкого собора, когда был монахом Троице-Сергиева монастыря. С момента создания «Троица» стала любимейшей иконой древнерусских живописцев и служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений.

Читайте также:
О чем молятся перед иконой державная

Сюжет иконы взят из Библии. Иконописец изобразил трех ангелов, которые, согласно библейской книге Бытия, явились праотцу Аврааму, приняв вид странников. По замыслу Рублева, они явились не для того, чтобы возвестить Аврааму о рождении сына, а для того, чтобы дать людям пример согласия и самопожертвования. У каждого, кто смотрит на икону взгляд не останавливается на одном из ангелов, так как они символизируют единство. Как пишет Наталья Демина в своей книге «Андрей Рублев и художники его круга», в «Троице» сокрыт «величайший творческий потенциал, вызывающий у людей, смотрящих на нее, ответный творческий процесс». По словам Деминой, композиционным центром иконы является чаша с головою тельца, которая означает любовь, готовую жертвовать собой. Вокруг престола с чашей сидят три ангела, которые являются символом света, вечности и любви. Они обозначают святую Троицу: Отца, Сына и Святого духа. По мнению Леонида Успенского, ангелы помещены на иконе в порядке Символа веры, слева направо: верую в бога Отца, Сына и Духа святого.

Репродукция иконы «Троица» Андрея Рублева, ок. 1411 г.

Символичны в иконе не только отдельные предметы, но и расположение фигур. В книге «Смысл икон» Успенский пишет, что «Троицу» отличает от других икон форма ее композиции — круг. Одинаковые лики и фигуры ангелов, по его мнению, подчеркивают единство природы трех божественных ипостасей. Правый ангел на иконе написан на фоне горы, символизирующей духовное восхождение и просветление. Средний ангел, за его спиной которого изображено древо, одет в вишневый хитон и синий плащ. Одеяние подчеркивает ведущую роль фигуры в общей композиции. В таком хитоне традиционно иконописцы изображали Христа. За левым ангелом изображены палаты Авраама. По мнению искусствоведа Михаила Алпатова, иконописец дал каждому из ангелов свою характеристику. «Ангел слева сидит на­пряженно, лик его строгий, почти суровый, черты лица резко очерчены, брови нахму­рены — видимо, это изображение повелевающего бога Отца (не столько изображение, сколько его подобие). Средний ангел склоняет голову, его опущенная рука означает его покорность воле Отца (жест этот имел тот же смысл среди «ангельского чина», мона­шества), и только в его чуть дрогнувших устах угадывается скорбь. Чаша, которая стоит перед ним, напоминает о жертве, в которую он приносит себя. Третий ангел, самый стройный, одухотворенный, женственный, служит свидетелем диалога двух остальных, склоненная голова означает его согласие с общим решением. Это третье лицо Троицы, святой Дух», — утверждает Алпатов в книге «Андрей Рублев».

Читайте также:
Как плести из бисера хельга

Икона Рублева поражает богатством своего содержания. Как утверждает Алпатов, к ней нельзя подходить, как зритель нового времени подходит к исторической картине — с желанием узнать, кого изображает каждая фигура, а нужно понять, в чем иносказательный смысл изображенных образов.

Что зашифровано в знаменитой иконе по мнению исследователей, смотрите в инфографике АиФ.ru

« Троица » Андрея Рублева была написана приблизительно в начале второго или середине третьего десятилетия XV века. Почему она стала символом русской культуры? « Троица » — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней. Композиция и интерпретация. Рублевская « Троица » соответствует иконописному сюжету «Гостеприимство Авраама». Это изображение эпизода из 18 главы библейской книги Бытия. Чаша символизирует чашу Евхаристии, а голова тельца — Крестную жертву Спасителя. Интересно, что форму чаши повторяют своими позами сами ангелы.

Чаша искупления: 12 библейских символов, зашифрованных в «Троице» Андрея Рублева

Вместо традиционной многофигурной сцены трапезы в доме Авраама Андрей Рублев изобразил беседу трех ангелов о том, как спасти мир. Теперь икона считается шедевром, а ее автор причислен к лику святых.

В Ветхом Завете есть рассказ о том, как праотец Авраам принимал у себя Господа. В полуденный зной девяностодевятилетний Авраам сидел возле своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы. Вдруг он увидел трех путников, в которых быстро узнал Всевышнего и двух ангелов. Хозяин пригласил странников отдохнуть и подкрепиться. Слуги омыли гостям ноги, а жена Авраама Сарра напекла хлеба. Сам же хозяин дома выбрал лучшего теленка и велел заколоть его. За трапезой Господь предсказал Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдет народ иудейский — «великий и сильный».

В христианстве этот сюжет, получивший название «Гостеприимство Авраама», был трактован несколько иначе: к Аврааму явился не единый Господь Яхве (иудаизм не знает троичного божества) в сопровождении двух спутников, а вся Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, — и не в образе странников, а в образе ангелов. Поэтому трапезу в доме Авраама христиане называют также «Ветхозаветной Троицей».

Читайте также:
Как человек использует мрамор кратко

Этот сюжет был весьма популярен у средневековых иконописцев: три ангела, фигуры Авраама и Сарры, накрытый стол, слуга, режущий теленка, — в общем, иллюстрация к библейскому тексту. В начале XV века к теме обратился и Андрей Рублев: его попросили написать образ для Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря (в настоящий момент икона хранится в Третьяковской галерее). Однако из-под кисти вышло нечто совершенно особенное.

Рублев отказался от изображения бытовых деталей и сосредоточился на фигурах ангелов, олицетворяющих три божественных лика. Художник изобразил их беседующими: мир погряз во зле, кого мы пошлем на страдания, чтобы искупить грехи человеческие? Этот вопрос центральный ангел (Бог Отец) задает левому ангелу (Святому Духу). «Я пойду», — отвечает правый ангел, Христос. Так на наших глазах разворачивается сцена благословения на искупительную жертву ради людей. Петербургский историк искусства Владимир Фролов уверен, что так Рублев хотел раскрыть вечный закон мироздания — жертвенность божественной любви. «Отсутствие дополнительных деталей, — говорит ученый, — обнажило замысел и не дает отвлечься на сюжет библейского события».

Что означают символы за спинами ангелов и окошечко в престоле? Для кого оставлено четвертое место за престолом, и как можно «общаться» с этой иконой? Образ « Троица » Андрея Рублева – самое известное и таинственное изображение Бога в истории православной иконографии. Кто, кроме преподобного Андрея, имел отношение к созданию иконы? Есть на иконе и еще одна интересная деталь. Если внимательно посмотреть на престол, можно увидеть в нем окошечко. Есть Жертва Христова, которая символически изображена в виде чаши, которая стоит на престоле, но человеческого ответа на высоту этой жертвы нет. Что это за ответ такой? Это подвиг мучеников, преподобных, святителей – всех святых.

"Источники"
  • https://zen.yandex.ru/media/luchik/chto-lejit-v-chashe-na-znamenitoi-troice-rubleva-61c9a3c6d14fab277b07679e
  • https://aif.ru/society/religion/troica_andreya_rubleva_infografika
  • https://www.vokrugsveta.ru/article/193318/

Рейтинг
Загрузка ...