Что означает праздник пресвятой богородицы
Православная церковь в субботу, 27 августа, воспоминает праведную кончину (Успение) Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью, потому что это. 27.08.2022, Sputnik Южная Осетия
Православная церковь в субботу, 27 августа, воспоминает праведную кончину (Успение) Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью, потому что это день окончания жизненного пути Богородицы, и радостью, потому что это день соединения ее с сыном. В православии он относится к числу двунадесятых праздников — то есть двенадцати наиболее важных (после Пасхи) праздников.
Ему предшествует двухнедельный Успенский пост (с 14 по 27 августа) — самый строгий после Великого поста. История Успения Пресвятой БогородицыОб Успении Божией Матери ничего не говорится в Библии, но рассказ об этом событии сохранен в предании церкви и выражается в иконе праздника и церковной службе.Праздник Успения восходит к первым векам христианства.
О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского.В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. Всеобщее празднование этой даты было установлено при византийском императоре Маврикии в VI веке, его отмечали в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами.Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.
Успение Богородицы — дата, история, значение праздника
Здесь она часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни ее Божественного сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там она усердно молилась. Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением.
Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала свое скудное имущество прислуживавшим ей вдовицам и повелела похоронить себя в Гефсимании, рядом с могилами своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия.
Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.Вдруг воссиял свет несказанный, затмивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась к Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих ее память.
Она также молила сына своего защитить ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.Как отмечают Успение Пресвятой БогородицыВ честь этого события 27 августа за вечерним Богослужением во всех церквях выносят из алтаря и помещают посреди храма Плащаницу с изображением Божией Матери.
Успение Пресвятой Богородицы | История и смысл праздника
Святая Плащаница находится посреди храма до чина погребения. С Крестным ходом проносят Плащаницу вокруг храма, а потом все верующие входят в храм, проходя под нею.
В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая служба погребению Богоматери (особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы).Празднику Успения Богородицы посвящены многие соборы в Москве, Kиеве, Владимире и других древних городах. О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II в., а также фрески в катакомбах.В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII веке св.
Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, в IX Феофан Никейский написали каноны на день Успения, которые поет ныне церковь в этот день. В песнях канона в день Успения называется он знаменитым, торжественным и Божественным праздником. Кроме этого, Успение Богоматери в православной церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события.Успеньев день широко праздновался на Руси.
К Богородице православные обращаются как к Госпоже, Владычице, отсюда и народные традиции величания этого дня: «Госпожинки», «Госпожи». К Успению старались завершить жатву и засеять озимые.
Последний сноп — «дожинку» наряжали в сарафан, с песнями несли в деревню и ставили под иконы.К Успению Богородицы приурочивался праздник собранного урожая.Народные традиции и приметыС Успения лето окончательно поворачивало на осень. В этот день происходили проводы лета и встреча осени — первые осенины.
Считалось, что «с Успенья солнце засыпается», т.е. поздно всходит, поэтому в этот день закат солнца провожали в поле с песнями. Так как Успение считалось последним летним днем, то заканчивался праздник тем, что в этот вечер в избах впервые «вздували огонь», т.е. зажигали лучину, лампу или свечу и садились ужинать при свете.
С Успеньева дня начиналась заготовка различных припасов на зиму.Успение Богородицы считается началом бабьего лета — жаркие дни длятся до 11 сентября. В течение этой недели можно было понять каким будет второе бабье лето, которое начинается спустя несколько дней после первого — 14 сентября, и длится почти до конца месяца — 28 сентября.
По приметам, если в неделю после праздника Успения начинаются заморозки, то осень будет долгой и зимние холода наступят еще не скоро.По погоде 27 августа можно было предсказать, какой она будет весь сентябрь.На Успение крестьяне часто приносили в церковь семена или колосья разных хлебов для освящения и благословения. После устраивали общие пиры — складчины; для них варили пиво, жарили баранов, пекли пироги.
Богатые люди угощали бедных соседей.Называли Успение также Солением, поскольку в этот день было принято солить огурцы и квасить капусту. Зимой с ними готовили щи, рассольники, а также употребляли с картошкой и хлебом.На Успение нельзя резать ножом хлеб, нельзя брать в руки и другие режущие предметы. Еду в этот день нельзя варить.
На Успение надо одевать комфортную обувь, чтобы в жизни было поменьше трудностей. Натертые мозоли будут означать будущие проблемы. Зато в этот день можно и даже нужно работать. Если просят о помощи, то лучше непременно согласиться и помочь.
ИсточникРождество Пресвятой Богородицы – 2022 — история, традиции, приметы праздника
Рождество Пресвятой Богородицы — один из 12 важных православных праздников, именуемых двунадесятыми. Его принято отмечать ежегодно 21 сентября. «Известия» рассказывают об истории и традициях праздника и о том, что можно и нельзя делать в этот день.
Рождество Пресвятой Богородицы – 2022: история праздника
О рождении Пресвятой Девы мы узнаем не из канонических Евангелий, а из свода письменных источников и устного Священного Предания. Так, в апокрифическом «Евангелии Иакова» II века сказано, что Мария была дочерью благочестивой немолодой пары — Иоакима и Анны. Супруги долго молили Господа ниспослать им дитя, ведь бездетность считалась проклятием в Древнем Иерусалиме.
Однажды в большой праздник Иоаким пришел в храм с дарами для Господа, но священник не принял подношения из-за бездетности семьи, то есть отсутствия у семьи благословения Божьего. Тогда Иоаким отправился в пустыню, где постился сорок дней и сорок ночей.
Жена его тем временем проводила дни в молитвах, прося Бога о ребенке. И тогда с небес к обоим супругам сошел ангел, пообещавший, что у них родился ребенок, о котором заговорит весь мир.
Спустя девять месяцев Анна родила дочь Марию, которую в возрасте трех лет отдали на воспитание в Иерусалимский храм.
Первый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в Иерусалиме по приказу равноапостольной царицы Елены еще в IV веке. А вот первые упоминания о празднике встречаются гораздо позже — в V веке, у Константинопольского патриарха Прокла и римского папы Геласия.
Поскольку церковный год начинается в сентябре, а не в начале января, Рождество Превятой Богородицы открывает череду церковных праздников в году. По католическому календарю этот праздник приходится на 8 сентября.
Традиции, связанные с праздником Рождества Пресвятой Богородицы
В православной крестьянской культуре праздник был сопряжен со встречей осени, а также с сезонным сбором урожая. Полевые работы подходят к концу, и верующие благодарят Богородицу за урожай и просят благословения на следующий год.
В календаре постов на этот праздник приходится период под названием «мясоед» — время, когда Успенский пост закончен, а Рождественский только грядет. От мясных блюд в праздник лучше воздержаться, так как он выпадает на постный день — среду, а вот рыба разрешается. На стол принято подавать пирог с буквами РБ — «Рождество Богородицы».
На праздник также принято справлять свадьбы и устраивать пиры. Браки, заключенные в этот день, обещают быть счастливыми, ведь Богоматерь покровительствует женщинам и домашнему очагу. Если молодожены сочетались узами брака до Рождества Пресвятой Богородицы, в этот день родные и знакомые навещают новобрачных, знакомятся с их бытом, хвалят и учат молодую хозяйку.
Рождество Пресвятой Богородицы – 2022: что нельзя делать в этот день
В этот светлый церковный праздник нельзя делать вещи, сопряженные со злым умыслом и малодушием. В том числе запрещено:
— допускать злые мысли;
— совершать плохие поступки, в случае нарушения зло настигнет деятеля вдвойне;
— носить неудобную обувь, оставляющую мозоли.
Также нельзя заниматься тяжелой физической активностью, в том числе трудоемкими делами по дому, такими как шитье, вязание, уборка. А вот помощь нуждающимся и добрые поступки в этот день, напротив, будут сулить удачу на ближайшее время.
Приметы на Рождество Пресвятой Богородицы – 2022
Большинство примет в этот день связаны с погодой: принято провожать лето и готовиться к наступлению осени и зимы. Считается, что многие знаки могут указать, какими будут эти сезоны.
Так, если на улице стоит солнечная и ясная погода, то она задержится до конца октября. А вот дожди в Рождество Богородицы будут означать, что ливни не утихнут весь ближайший месяц.
Пасмурный день и роса на траве — к заморозкам и холодной зиме. Но если ветер дует сильно, то зима вряд ли будет снежной.
На скорый приход зимы также указывают низко летающие птицы, но если они парят в вышине, то можно не торопиться доставать теплую одежду.
О других праздниках осени 2022 года можно узнать из специального календаря, подготовленного «Известиями».
ИсточникУспение: почему смерть Богородицы отмечают как праздник и чему радуются в этот день
28 августа православные отмечают великий праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Успение — древнерусское слово, означающее засыпание, сон, а в отношении Божьей Матери — смерть, кончина. Но почему же в честь смерти Матери Христа установлен праздник? Чему мы радуемся в этот день? И зачем всем крайне важно понимать суть праздника Успения Пресвятой Богородицы?
На первый взгляд радоваться дню кончины, даже если она торжественно называется «Успение», это перебор… Похоже на насилие над естественными чувствами, а ответ: «Смерть — это рождение в вечность» кажется натяжкой. Ведь опыт учит: любое столкновение с беспощадной необратимостью смерти сопровождается болью, страхом, тоской, опустошенностью, горем.
И Церковь не отрицает право человека на эти чувства. Достаточно сказать, что Иисус плакал у гроба любимого друга Лазаря. Зная, что воскресит Лазаря, Спаситель, как пишет евангелист Иоанн, «прослезился». Почему? Потому что гибель живого — извращение Божьего замысла о человеке: Бог смерти не сотворил, и тление того, что призвано жить, творить, любить, противоестественно, наша душа безошибочно верно реагирует тоской и трепетом на приближение леденящего холода лезвия, безвозвратно рассекающего мир на «здесь» и «там».
Считая день смерти праздником — а это касается не только Успения Пресвятой Богородицы, но и дней памяти святых, которых мы вспоминаем не по их дням рождения, а по дням их ухода, — христианство ни в коем случае не идеализирует смерть. Оно против ее облегченного, инфантильного понимания: «там лучший из миров».
Перешел роковую черту, и все, праздник — избавился уж если и не от мук и страданий, то от проблем. Нет! Это губительная ложь, активно навязываемая нам, и особенно молодежи, в том числе культом смерти, культом ее бездарной атрибутики. Ложь, стирающая естественный барьер страха живого перед мертвечиной. И тут Церковь категорична.
Церковь честно доносит до нас факт воистину поразительный. Вдумайтесь: чувствуя приближение кончины, Богородица молится о том, чтобы непреткновенно, то есть беспрепятственно, пройти посмертные мытарства. С этого места поподробней. Но сначала, что есть мытарства? Испытание нашей бессмертной души, отделившейся от тела и в сопровождении ангелов восходящей к Богу.
Частный суд над человеком, подведение итогов земной жизни при участии ангелов и падших духов, которые тут орудия Божьего правосудия. Посмертные мытарства образно сравнивают с таможенными постами, где душу встречают падшие духи, ее истязатели, мытари, старающиеся найти в душе сродство со своею греховностью, обнаружить гнездящиеся в ней страсти, обличить душу в содеянных грехах и затем низвести ее в ад.
На мытарствах наши грехи признаются заглаженными, если мы успели или в них покаяться, или совершить противоположные добрые дела. Главный экзамен жизни. И без права пересдачи. Выходит, смерть — последний момент самоопределения личности, итог, когда важно, что ты успел накопить.
Но вернемся к Богородице, обдумаем все по пунктам. Безгрешная. Мать Спасителя, Сына Божьего. Не только смиренно переносящая всю боль, все страдания, но и стойкая, мужественная. Сумевшая понести немыслимо тяжкие испытания — достаточно вспомнить, как Мария стояла при Кресте Своего распятого Сына. Понимающая, Кто есть Ее сын, верующая в Него. Жаждущая встречи с Ним там, в мире горнем.
И теперь, учитывая хотя бы то, что мы кратко здесь перечислили, давайте выделим суть.
Чувствуя конец дней земных, Богородица усиленно, сугубо молится. Не потому, что боится смерти, нет, так говорить некорректно! Она осознает мучительную трудность, опасность последнего пути! И просит Господа о помощи.
Вот это стоит запомнить всем, кто по легкомыслию считает переход из мира нашего в мир оный чем-то вроде перезагрузки: миг, и ты избавлен от вирусов, болезненных зависаний, сбоев в программе несовершенной действительности. Если бы!
Молитва Пресвятой Богородицы получает ответ. «Будучи итогом жизни, смерть у различных людей должна быть так же не одинакова, как непохожи одна на другую их жизнь и они сами, — читаем у профессора богословия Скабаллановича. — Отсюда самое естественное предположение, что у такой необыкновенной личности, как Пресвятая Дева, с такой исключительной судьбой, и смерть не могла не быть единственной в своем роде. По убеждению Церкви, не только православной, но и католической, кончина Богоматери и была такой, какой не была ни у кого, кроме Нее. Она не изъята была из закона смерти, как и Сын Ее; но Она, подобно Сыну, восторжествовала над смертью, хотя восторжествовала не так славно, очевидно и самостоятельно, как Он. Воскресение Ее произошло сокровенно и долго даже не было общим предметом веры в Церкви».
Время, когда произошло Успение Пресвятой Богородицы, неизвестно. Очевидно, что это было до первых гонений на христиан, развязанных безумцем Нероном в 64 году. Согласно преданию, Мать Христа после распятия Своего Сына скромно жила в доме апостола Иоанна Богослова — в Иерусалиме и Эфесе (западное побережье Малой Азии), проводя время в молитве. Тоскуя и скорбя об ушедшем Сыне, Мария часто приходила на то место, где Она видела Его последний раз — на Елеонскую гору, откуда уже Воскресший Христос много лет назад вознесся на небо. Во время одной из молитв на Елеонской горе перед Богородицей предстал архангел Гавриил и возвестил Ей, что через три дня Она перейдет в вечность.
Мы помним, что архангел Гавриил являлся Деве Марии не единожды. Много лет назад в Назарете он принес Ей благую весть, что Она родит Христа, Сына Божия. На этот раз он тоже принес Ей весть — о том, что через три дня Она закончит Свой скорбный, полный страданий земной путь и перейдет на небо, где будет вечно пребывать со Своим Сыном и Богом Иисусом Христом. Вот как об этом напишет Александр Блок:
- «Уже не шумный и не ярый,
- С волненьем, в сжатые персты
- В последний раз архангел старый
- Влагает белые цветы».
Здесь эпитет «старый» употреблен в смысле «прежний», тот, что был раньше, когда сообщал (в Церкви говорят «благовествовал») Богородице о главном событии Ее жизни — Рождении Спасителя.
Марии, получившей известие о близкой кончине, очень хотелось в последний раз увидеть учеников и сподвижников Иисуса. Но апостолы в то время были далеко от Палестины — каждый из них уже начал свое служение, неся людям благую весть о Воскресении Христовом. И вот тогда, как рассказывает предание, по молитве Божией Матери — а для Пресвятой Богородицы нет ничего невозможного — все апостолы, кроме Фомы, сверхъестественным образом оказались в Иерусалиме, у Нее в доме, на горе Сион. Апостолы и провели с Богородицей последние дни Ее земной жизни.
Как и предрек архангел Гавриил, Успение случилось на третий день. Внезапно горница, где находились Богородица и апостолы, озарилась светом, и все увидели Христа в сиянии божественной славы. Со страхом и трепетом смотрели апостолы на это чудное явление и видели, как душа Божией Матери разлучилась с телом, и Христос принял ее в Свои руки.
Как некогда Богоматерь держала на руках Младенца Иисуса, так теперь Ее Сын и Бог, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимал на Свои руки маленькую и хрупкую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. Такой, в виде спеленатого младенца, изображается душа Богородицы на православных иконах праздника. И это символично: смерть для живущих истинно христианской жизнью, не конец, а начало, рождение в жизнь вечную. Встреча живой души с Живым Богом.
Божию Матерь похоронили в Гефсиманском саду. Но когда на третий день после погребения в Иерусалим прибыл опять опоздавший апостол Фома (помните, как он пропустил явление апостолам Воскресшего Христа!) и захотел поклониться телу Богородицы, открывшие гробницу увидели там только пустую плащаницу. Подобно Своему Божественному Сыну, Дева Мария была и телом восхищена на небо.
- И стражей вечному покою
- Долины заступила мгла.
- Лишь меж звездою и зарею
- Златятся нимбы без числа.
- А выше, по крутым оврагам
- Поет ручей, цветет миндаль,
- И над открытым саркофагом
- Могильный ангел смотрит в даль,
— так Александр Блок изобразил торжество жизни в миг, который, казалось бы, был кончиной.
Богородица родилась среди людей, но в Ней осуществилась вся возможная человечеству святость, потому и говорят: «Пресвятая Дева Мария». Перейдя в мир иной, Богородица не только не оставила людей в одиночестве, наоборот, она усыновила всех нас — объяв всех, даже отъявленных грешников, Своею Любовью как Покровом. Отныне Она стала Матерью всем нам, нашей Милостивой Спасительницей и Заступницей. «Теплой Заступницей мира холодного» называл Богородицу Михаил Лермонтов. и эту материнскую любовь и теплоту может почувствовать каждый, с верой и молитвой обратившийся к Ее Пресвятой Милости.
Наши предки не просто верили в это заступничество и ждали его, праздник Успения Пресвятой Богородицы считался праздником всей Владимиро-Московской Руси. Сделав Владимир столицей, князь Андрей Боголюбский воздвиг там Успенский собор. А когда столицей стала Москва, Успенский храм поставили в Кремле. Огромное количество церквей России было освящено в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы — русские помнили милостивую защиту Богородицы в дни бедствий, и уповали на то, что и дальше Божья Матерь не оставит страну.
Но есть еще один повод, по которому Церковь призывает нас радоваться в этот день. «Гроб Богородицы, ставший для Нее дверью к Небесному Царствию, непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти», — объясняет святой Иоанн Кронштадтский. Богородица наша, она полностью человеческого рода, только безгрешна. Значит, душа действительно бессмертна и воскресение возможно и для человеков. Отсюда и радость христиан, отсюда еще одно название праздника Успения — Богородичная Пасха.
Как и всем большим церковным праздникам, дню Успения Пресвятой Богородицы предшествовал пост, двухнедельный строгий Успенский пост, который сегодня закончился, и который должен был духовно подготовить верующих к самому празднику.
Источник