Крест как архетип и одно из его символических проявлений в христианстве (вместо заключения)
Какое бы из предлагаемых определений мы ни взяли за основу – крест, несомненно, можно назвать одним из архетипических символов. Другое дело, что в зависимости от того или иного периода человеческой истории этому символу придавался свой особый смысл.
К. Г. Юнг справедливо подчеркивает, что для «ревностного христианина символ креста может быть истолкован только в христианском контексте, если, конечно, сон не дает оснований рассматривать его иначе. Но даже и тогда специфический христианский смысл нужно держать в уме. Однако нельзя сказать, что во все времена и при всех обстоятельствах символ креста имеет одно и то же значение. Если бы это было так, он лишился бы своей сакральности (нуминозности), утратил бы свою жизненность и стал бы обычным словом» [Юнг, 1996, С. 110].
Крест появился в глубокой древности, возможно в эпоху палеолита. В период неолита он становится хорошо известным в целом ряде археологических культур [Монгайт, 1973, С. 209, 227], а в эпоху бронзы и в более поздние периоды истории человечества – почти универсальным символом [Топоров, 1992, С. 12]. У этого символа были различные и не всегда однозначные трактовки, однако встречаются и устойчивые его толкования: известно, что у египтян крест – символ солнца, у индусов – символ огня, у индейцев Америки – древо спасения и т. д. [Голубцов, 1995, С. 213—214]
Что такое КРЕСТ? Почему дъявол боится что люди узнают правду.
Поражает многообразие видов крестов. Показательно, что среди большого количества исследований, посвященных иконографии креста, специалисты выделяют от десяти [Benson, 1976, P. 15—81] до двадцати четырех [Dinkler, 1994, S. 570] принципиально различных типов, каждый из которых имеет свое название. Более двухсот (!) разновидностей каменных надмогильных крестов выявлено только на Украине [Сапожников, Слюсар, Шувалов, 1995, С. 16—47].
Победа христианства над язычеством привела к тому, что со второй половины IV – начала V вв. изображения собственно креста стали встречаться повсеместно [Настольная книга, 1983, С. 727]. В современной христианской канонической литературе крест определяется как «орудие спасительной смерти Господа нашего Иисуса Христа, символ Нового Завета, символ победы над смертью, пересечение небесного и земного, знаменующего собой предвечную тайну основания вселенной» [Там же, С. 725].
Известно три основных варианта изображения настоящего неприкровенного креста. Древнейший из них – изображение трехконечного креста в виде греческой буквы Т (Тау). Именно такую форму имели кресты Римской империи, используемые в качестве орудий казни [Там же, С. 727]. В V в. широкое распространение получили два вида четырехконечного креста: «греческий», у которого поперечные лопасти равны вертикальным, и «латинский», вертикальная балка которого длиннее горизонтальной [Там же, С. 788]. Наконец, в VI в. появились изображения распятия, которое в процессе формирования стало представлять собой русский православный восьмиконечный крест [Там же, С. 728].
Почему на православный крест ставят косую перекладину и что она значит?
Интересное объяснение изменению формы креста (от «греческой» к «латинской») можно найти в работе представительницы школы К. Г. Юнга А. Яффе, посвященной этому символу. Исследователь полагает, что подобная эволюция «созвучна внутренней эволюции христианства вплоть до Высокого Средневековья», она «символизируют собой тенденцию передвинуть центр человека и его веры вверх от земли и «возвести» его в духовную сферу» [Яффе, 1996, С. 321].
В христианской символике крест «по чину своему занимает место непосредственно после Пресвятой Девы Богородицы и выше сил небесных, выше святого Иоанна Предтечи, выше апостолов, пророков и святителей» [Настольная книга, 1983, С. 726].
Среди изображений этого символа, призванного выполнять различные функции в христианской обрядовой практике (крест кабинетный, крест наперсный, крест напрестольный и др. [Гнутова, 2004]), особое значение, несомненно, имеет нательный крест.
Появление этого символа, по-видимому, связано с тем, что одной из функций креста была функция охранительная. Об этом свидетельствует традиция, имеющая отношение к обычаю древних христиан изображать малые кресты на членах своего тела, преимущественно на челе. По мнению А. П. Голубцова, «возложением креста на чело христиане свидетельствовали свое исповедание, свою веру в Распятого» [Голубцов, 1995, С. 215]. Несмотря на то что в христианстве идея терпеливого перенесения жизненных тягот связана с идеей несения креста, не следует исключать и буквального понимания изречения из Нового Завета: «Кто хочет идти за мною, отвергни себя и возьми Крест свой и следуй за мной» [Мк. 8: 34].
Появлению наиболее ранних крестов-тельников, по всей вероятности, предшествуют нашивные кресты, семантический смысл которых состоит в нанесении креста на тело. Обнаружение этих предметов в археологических комплексах относятся к IV—VI вв. [Koch, 1974, S. 259—260; Kiss, 1987, S. 235—241; Biel, 1976, S. 58—59], тогда как, по известным нам данным, древнейшие в Европе кресты-тельники появляются в VI—VII вв. [Schulze, 1984, S. 325—326; Lindenschmit, 1906, S. 73]. На протяжении этого времени нашивные кресты и кресты-фибулы еще продолжают существовать [Menghin, 1974, S. 251—255; Stork, 1987, S. 194; Fingerlin, 1986, S. 171—172].
В Древней Руси кресты-тельники считались обязательной принадлежностью христианина, когда «на каждого новокрещенного возлагался крест, чего не было в обычном порядке даже у греков» [Гнутова, 1993, С. 7—20]. Самые ранние кресты-тельники традиционно датируются Х в. [Николаева, Недошивина, 1997, С. 173—175]. К ним относятся преимущественно изделия из камня, получившие название «корсунчиков», или «корсунских» [Кондаков, 1896, С. 42—43]. В конце Х в. появились бронзовые и серебряные кресты-тельники, вырезанные из металла или литые [Недошивина, 1983, С. 223; Николаева, Недошивина, 1997, Табл. 103].
С семантической точки зрения, крест-тельник не сразу стал восприниматься в качестве особого христианского символа. Об этом свидетельствуют находки из археологических памятников [Седова, 1974, С. 194; Недошивина, 1990, С. 102], в которых кресты-корсунчики, металлические кресты-тельники, образки носились в составе одного ожерелья, причем вместе с языческими амулетами [Гнутова, 1993, С. 10].
Первоначально они встречаются только в женских захоронениях [Мальм, 1968, С. 116—117; Фехнер, 1968, С. 212], в составе ожерелий из бус. Подобное отношение к кресту существовало и у жителей Восточной Европы [Кузнецова, 2002]. Сибирские аборигены, используя крест (правда, другого, более позднего типа) в качестве украшения, включали его в состав ожерелий [Боброва, 1984, С. 146—167].
Однако скоро, под влиянием христианства, кресты-тельники становятся подлинным символом христианской веры. В ХП—ХШ вв. разнообразие их форм достигает апогея [Николаева, Недошивина, 1997, С. 173]. Создаются местные центры по производству этих изделий в таких городах, как Киев, Новгород, Москва, Тверь и т. д. [Рыбаков, 1948, С. 146; Рындина, 1963, Рис. 10; Седов, 1975, С. 73].
Такова роль креста-тельника и в настоящее время. Другое дело, что в погребальной практике ему стало придаваться иное значение. Так, в ХШ—ХIV вв. помещение креста в погребение было достаточно редким явлением, но начиная с середины XVI в. произошло коренное изменение этой традиции [Беляев, Чернецов, 1966, С. 75].
В заключение хотелось бы отметить, что почти за полторы тысячи лет, несмотря на наличие жестких канонов, форма и иконография креста-тельника подверглись значительной трансформации. Православный крест имеет свою особую линию развития, что, впрочем, не отражается на христианской семантической сути этого символа, которая остается неизменной.
Изучение русских православных кладбищ XVIII—XIX вв. и многочисленных музейных собраний способствовало тому, что в распоряжении исследователей оказался богатейший массив крестов-тельников, которые, на первый взгляд, представляют собой однообразную картину. Однако подобное утверждение опровергли уже первые отечественные собиратели и исследователи этого вида христианского художественного творчества – А. К. Жизневский, А. К. Уваров, Б. И. Ханенко, Б. Н. Ханенко и другие.
В наши дни интерес к крестам-тельникам заметно возрос, о чем свидетельствуют специальные исследования, в том числе и монографические, посвященные этим изделиям.
К сожалению, встречается и потребительское отношение к крестам-тельникам и к предметам церковной археологии в целом, которые становятся объектом поиска и хищнической добычи так называемых черных археологов. Как следствие, в угоду личному обогащению оскверняются и разграбляются кладбища; огромное количество христианских предметов за бесценок уходит в частные коллекции и за границу.
На наш взгляд, и государство, и Русская Православная Церковь должны не только решительно осудить эти преступные и глубоко аморальные действия, но и в законодательном порядке обеспечить сохранность наших национальных святынь.
ИсточникЧто символизирует крест в древних культурах? Типы крестов
Крест является одним из самых известных знаков в истории человечества. Этот универсальный графический символ более 2-х тысячелетий отождествляется с христианством. Но его возникновение датируется гораздо более ранними периодами развития культуры.
Рисунки и другие изображения крестов появились еще в каменном веке, что доказывают раскопки и изучение первобытных стоянок древних племен.
Позднее крест стал распространенным явлением в цивилизациях, которые в разные периоды развивались во всех точках планеты – европейских, азиатских, африканских, австралийских, американских и островных.
Почему же самые разные народы, имеющие самобытные культуры (часто никогда вообще не знавшие друг о друге) использовали этот образ?
По каким причинам даже у враждующих племен и религий он был не просто известным, но одним из самых важных мистических знаков?
Возможно, все дело в простоте начертания символа, которая располагает к полету фантазии, к творчеству. Может быть, его форма задевает какие-то глубинные аспекты человеческого подсознания. Ответов может быть множество.
В любом случае, на протяжение тысячелетий сформировалась группа мотивов, которые регулярно участвовали в формировании символических значений креста. Так, данная фигура ассоциировалась:
с мировым древом;
с человеком;
с образом огня и изображением деревянного огнива (палочек для извлечения пламени путем трения): две руки часто связывались с воспламеняющимися палочками, которые в представлении первобытного человека наделялись женскими и мужскими признаками;
с солярным знаком (перекрещивающиеся лучи).
Древнейшие цивилизации
палеолита и раннего неолита своими первыми и главными божествами считали солнце и его свет, проливаемый на землю. Это объяснимо, ведь именно солнце, вставая каждое утро на востоке, обеспечивало нормальную жизнь людей. Оно прогоняло мрак и холод, дарило свет и тепло. Когда люди овладели огнем, который тоже давал тепло, освещал, защищал, они стали связывать его именно с солнцем.
У многих народов есть мифы о том, что огонь – это сын или другой ближайший родственник великого светила. Это, например, индийский Агни, персидский Атар, древнегреческие Гелиос и Прометей, древнеримский Вулкан. Однако священный и такой необходимый огонь долгое время не умели добывать.
Первым способом, который стал известен людям, была добыча огня путем трения двух кусков сухого дерева друг о друга. Вероятно, для этого использовались палки из мягкой и твердой древесины, которые располагали крест накрест. Рисунки таких крестов можно увидеть на древних мегалитах и гробницах. С течением времени было придумано более удобное огниво: две перекрещивающихся плашки с отверстием сверху, в которое вставлялась сухая палочка. Ее быстро вращали до появления язычков пламени.
Этот инструмент в виде креста и стал самым первым графическим символом огня и его прародителя солнца. Впоследствии, совершенствуя это орудие, концы крестообразных плашек стали загибать в стороны. Так появилась индоевропейская свастика – известный многим племенам солярный знак, обозначающий в то же время великий космос и саму жизнь.
Даже после того, как были придуманы другие, более легкие способы зажжения огня, во время священных действ на алтарях и в храмах жертвенное пламя разрешалось зажечь лишь с помощью трения дерева на кресте-свастике. Так делалось в Персии, Индии, Древней Греции, у германских племен, у шотландских кельтов и восточных славян. Чтобы подчеркнуть, что огонь и солнце – одна стихия, крест часто вписывали в окружность или рисовали круг внутри перекрестья. Такие знаки были найдены при раскопках на Кавказе, в разных районах Азии и Европейской части континента, на многих африканских территориях.
Итак, широкое распространение креста еще в глубокой древности объясняется формой орудия, с помощью которого добывали пламя. Огонь нес тепло, был животворящим и обожествленным. Символически изображающий его и солнце крест приобретает сакральное, религиозное значение. Позже он становится знаком новых богов – плодородия и живительных сил природы, которые тоже были связаны с животворящими теплом и светом. Кроме того, крест сделался атрибутом жрецов и царей как наместников небесных сил на земле.
Считая огненный крест (как и само пламя) оберегом, его стали изображать не только на культовых постройках, но и жилищах, украшениях, оружии, одежде, утвари, даже на могильных камнях и урнах.
Пространственная символика креста
Он олицетворяет мир наряду с кругом и квадратом. Но если геометрические фигуры разделяют внешнее и внутреннее пространство, то крест – это гармонизированная Вселенная. От его центра идут направления, которые обозначают стороны света и делят мир (квадрат) на правильные сектора. Именно по образу и подобию креста строились многие великие города.
Например, Рим с его перекрестками улиц и позднейшие города с правильным делением на квадраты кварталов. В эпоху Средневековья мировые карты рисовались в виде креста с Иерусалимом в его центре.
Однако одним из наиболее сакральных пространственных соответствий было соотнесение креста с Мировым Древом. Этот образ характерен для первичных верований практически всех народов мира. Обычно имеется в виду космическое Дерево, которое считалось сердцевиной мира и организовывало мировое пространство.
С его кроной связывали верхнее царство богов и духов, со стволом – срединное обиталище людей, с корнями – преисподнюю, в которой живут злые демонические силы. Под сенью Мирового Древа течет время, сменяются события, люди, боги. Древо часто осознавалось как источник космической жизненной энергии, дающей плодородие и питающей жизнь. Плоды Мирового Древа давали истинное знание и бессмертие, а на листьях были записаны судьбы всех, кто когда-либо приходил или еще придет в этот мир.
Особую роль Мировое Древо играло в религиях, связанных с идеей умирающего и воскресающего бога, который распинался на стволе, умирал, а потом возрождался более сильным, чем был до того.
Об этом рассказывается в легендах хеттов (о боге Телепину), скандинавов (об Одине), германцев (о Вотане) и пр. Во время праздников, связанных с земледельческими культами, на столбах и крестах, имитировавших дерево, развешивались или рисовались фигурки богов плодородия. Их приносили в жертву Древу, чтобы земля дала хороший урожай.
Особенно интересный пример такого рода – это столб Осириса, который венчался крестом. На столбе высекали ветви с листьями и изображение бога. Во время весенней земледельческой церемонии этот крест сжигался жрецами, а его священный пепел зарывали в землю, чтобы она лучше плодоносила. Позже, в эпоху римского владычества, вера в оживляющую силу креста в Империи была заменена на другое восприятие этого знака. Крест стал орудием пытки и позорной смерти для инородцев и одновременно – символом человека с раскинутыми в стороны, как при распятье, руками.
Крест в христианстве
В Библии тоже описано космическое растение под названием Древа Жизни и познания добра и зла, растущее посреди земного Рая. Именно его плод стал причиной грехопадения и изгнания из Эдема первых людей. В книгах отцов Церкви библейское Древо Жизни соотносится с многоконечным крестом и самим Спасителем. Кроме того, в христианстве крест называется «животворящим древом».
Старейшие источники утверждают, что именно часть ствола эдемского Дерева была преобразована в страстной крест Голгофы. Иоанн Дамаскин по этому поводу писал буквально следующее: «Древо жизни, насажденное Богом в Раю, преобразовало крест, потому что как чрез древо вошла в мир смерть, так чрез древо должны быть дарованы нам жизнь и воскресение».
Таким образом, Мировое Древо и символизирующий его крест были древнейшими сакральными образами жизни и смерти, воскресения и бессмертия. Это восприятие передалось христианству. В нем крест стал центральным священным символом веры и Спасителя. Он олицетворяет прежде всего святое мученичество и искупительное распятия Иисуса, кровью которого омылся мир и человечество было очищено от греха.
Кроме того, христианский крест – это знак веры в божественную силу, вознесение Иисуса, бессмертие души и грядущее воскресение.
С течением времени люди значительно разнообразили внешний вид простого креста. Дохристианская и христианская символика насчитывает огромное количество модификаций этого священного образа. Вот описания лишь некоторых, наиболее известных вариантов.
ИсточникФеномен видения сияющего креста в небе
В старину люди верили: если человек увидел на небе крест — значит, на него снизошла великая благодать. Дескать, подобное видение дарует каждому здоровье, счастье, удачу и процветание.
В 1986 году в дом священника П. Г Пирса в Альтадене (Лос-Анджелес) устремились сотни людей, чтобы взглянуть на необычное зрелище — крест, видимый через окно его ванной комнаты. Казалось, будто крест светится где-то за окном на улице.
Однако когда любопытные выходили во внутренний дворик дома, то ничего там не видели. Сам Пирс, священник евангелической церкви, считал, что это знак возвращения на землю Иисуса Христа. Так или иначе, но через пару лет светящиеся кресты появились уже во многих провинциальных городах Южной Калифорнии.
В частности, в Динуба, в доме, который занимала семья выходцев из Мексики по фамилии Давала, золотистый крест тоже появился в окне, но только в детской комнате. При этом он словно висел в воздухе в непосредственной близости от стекла, подобно голограмме.
Он уменьшался в размерах, когда к окну приближались, и увеличивался, если отходили. Стоило же заглянуть внутрь помещения с улицы — крест сиял в детской комнате и казался очень большим.
Напуганная миссис Давала несколько раз меняла лампу в детской и даже вставила новые окна, но видение возникало вновь.
Надо сказать, взаимоотношения в семействе с момента явления креста существенно улучшились: хозяйка дома стала спокойнее и терпимее, дети послушнее, а муж — внимательнее к своим домочадцам. Положительные изменения коснулись и соседа семьи — свидетеля описываемых событий. Он перестал прикладываться к бутылке, зачастил к семье Давала и даже стал давать интервью местным корреспондентам в то время, когда все члены семейства Давала отсутствовали.
СИМ ПОБЕЖДАЙ
В старину люди довольно часто замечали подобное явление. То ли времена другие были, то ли люди были внимательней, то ли и правда кресты показывались чаще. Может, раньше люди были чище и безгрешнее? Вот как об этом событии рассказывает биограф императора римского святого Константина, его современник и собеседник Евсевий:
«Усердно вознося свои молитвы и прошения, царь Константин получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы нелегко, если бы говорил кто другой.
Однажды в полуденные часы дня, когда солнце начало склоняться к западу, говорил царь, я собственными очами видел составившееся из света и игравшее на солнце знамение креста с надписью: «Сим побеждай». Это зрелище объяло страхом как самого императора Константина, так и все войско.
Но напрасно византийцы переживали: в 312 году царь победил Максенция в знаменитой битве у моста и стал единственным полноправным правителем государства. Крест стал предвестником счастливых перемен в жизни государя.
К ДОБРУ ИЛИ ХУДУ?
Впрочем, кресты показываются как сильным мира сего, так и людям простым. Вот рассказ обычного очевидца, который он поместил в Интернете:
«Два дня назад у нас на окраине Зеленограда (бывшая деревня Кутузово) было удивительное явление, которое имели возможность видеть многие люди, проезжающие мимо. Явление в небе креста. Подруга моей мамы видела это поразительное явление, когда возвращалась из Москвы с концерта. Помимо нее видели многие.
Приехав домой, она (человек неверующий) позвонила моей маме и стала рассказывать об увиденном. Почему-то говорила, что все видящие расценили это как грозное знамение. Люди говорили, что это предзнаменование грядущей войны. Кто-то вспомнил, что подобное, по рассказам, наблюдалось и раньше, перед Великой Отечественной войной».
Кадры из видео с явлениями сияющего креста в небе
По словам священников, крест на небе — это знамение победы над дьяволом и врагами истинной веры, его чудесное явление всегда предшествует добрым событиям. Они уверяют, что говорить о кресте как о грозном знамении неверно и несправедливо. Напротив, небесный крест — знак счастливый, радостный. Именно такое чувство — радости и благоговения — объяло однажды жителей Афин.
С 13 на 14 сентября 1925 года над часовней Св. Иоанна Богослова в Афинах при большом скоплении очевидцев и полицейских в небе происходило особое, из ряда вон выходящее событие.
Местная православная община отмечала праздник Воздвижения Честного Креста. Около двух тысяч человек собралось с вечера накануне у загородной часовни Св. Иоанна Богослова, где и служилось всенощное бдение. Ради соблюдения порядка туда подтянулся и наряд полиции.
И вдруг в 23:30 прямо над церковью и в направлении с запада на восток явился яркий белый крест. Свет от него падал лишь на пространство вокруг церкви, заливал всех молящихся. Он совершенно затмил сияние звезд, в то же время освещая церковь и двор, как если бы на них был направлен электрический прожектор.
Это небесное знамение было непрерывно видимо на протяжении получаса, а затем начало бледнеть мало-помалу. То, что последовало дальше, не описать никакими словами. Все присутствовавшие на всенощной упали на колени и закричали в едином порыве, славя Всевышнего.
Полицейские забыли о своих обязанностях и так же рухнули на землю, стали бить поклоны и молиться. Бдение продолжалось всю ночь до 4 часов утра. Люди стали расходиться, неся с собой весть о чуде и переполнившем всех воодушевлении.
ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН
А вот факт, зафиксированный документально. В том же Лос-Анджелесе телевизионный продюсер Дэн Минан вместе со своим коллегой снимал телефильм о появлении креста в небе Луизианы в 1989 году. Они уже взяли интервью у католического священника, свидетеля события, и отсматривали снятый материал.
И вдруг на пленке увидели крест, как бы наложенный на фигуру падре. Однако, по уверениям Минана, «ничего подобного не наблюдалось, когда мы разговаривали с преподобным». Но удивительно другое: вскоре кресты стали появляться на окнах обыкновенных домов, причем одновременно высвечивались два, а то и более распятий.
В ноябре 1990 года утренняя газета Далласа опубликовала сообщение о том, что в одном частном доме в районе Вайолет появилась лучистая панорама из крестов, три из которых были белыми, а один — золотистым. В Луизиане в 1991 году четыре бело-золотистых креста появились на окне ванной комнаты бывшего слесаря-водопроводчика.
Почти потерявший зрение 61 -летний хозяин принял это за знак свыше и стал истово молиться об исцелении. Зрение вернулось, хоть и не в полном объеме. Весть распространилась быстро, в его дом хлынули сотни людей. Бывшему слесарю даже пришлось установить часы посещений.
Подобные события происходили и на российских просторах. 16 августа 2008 года над городом Шарья Костромской области появился в небе яркий светящийся крест! Причем крест правильной формы. С научной точки зрения такая правильная форма не может существовать в природе. Эксперты утверждают, что видео не имеет элементов компьютерной графики и создать подобное было бы сложно.
Похожее явление креста случилось 4 января 2010 года в небе Москвы. Свечение похоже на энергетические столбы, причем цвет самого креста явно отличается от остальных объектов неба. Красивое зрелище!
Каково же происхождение светоносных крестов? Отчего они появляются в том или ином конкретном месте? Может, дело в массовой галлюцинации? Но ведь речь обычно идет о масштабном зрелище, так что галлюцинация или мистификация невозможна. Вот и выходит, что, как ни крути, а без некоего вмешательства свыше не обошлось.
И если вам когда-нибудь доведется лицезреть собственными глазами нечто подобное — не пугайтесь. Скорее, наоборот — порадуйтесь.
Источник