Что означает слово причастие и тайная вечеря

Таинство причащения (Евхаристия)

В переводе с греческого это слово значит – благодарение. Вечерня, часы, утреня служат подготовкой к Божественной Литургии , на которой совершается самое главное и великое Таинство – Евхаристия.

Таинство причащения (Евхаристия)

Евхаристический канон бывает в середине литургии. Во время него совершается претворение просфоры и вина в Тело и Кровь Христа. Это Таинство, перед которым благоговеют даже ангелы.

Господь дал нам это Таинство во спасение душ и телес. Его Он даровал во время Своей земной жизни, а именно, на Тайной вечери. Это – последняя трапеза, на которой находились Христос и ученики. Именно тогда Христос, преломив хлеб, произнес странные для всех слова: «Приидите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». А затем, подняв кувшин с вином, сказал: «Пийте от нее вси, сия есть Кровь Моя, еже за вы изливаемая».

ТАЙНА ПАСХАЛЬНОЙ ВЕЧЕРИ

Этим Он положил начало новому и важному Таинству – Евхаристии (претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа). Ничего не поняли тогда апостолы, но только после крестной смерти Христа стало понятно многое.

Немного истории

Первые христиане поняли, что Евхаристия – основа всей службы, и поэтому совершали ее постоянно. Конечно, выглядело это все иначе, чем сейчас. Первая христианская служба называлась «агапа», что значит в переводе – вечеря любви.

На ней читалось и толковалось Священное Писание, пелись ветхозаветные гимны. Древние христиане отлагали специальный хлеб для Пресвятой Богородицы, который назвался «Панагией».

Таинство причащения (Евхаристия)

Позже появились чины служб, записанных святыми:

Эти чинопоследования существуют и до сей поры в современной православной Церкви. Позже в Византии произошло разделение агапы, которые превратились в благотворительные трапезы для бедных, от самой Евхаристии. Многие гимны превратились в тайные молитвы. Появились великие и малые входы. Раньше агапы служились по вечерам, а литургии стали служиться по утрам.

Затем перестали выводить из храма оглашенных и кающихся. Появилось разграничение алтаря от основной части храма. Так появился иконостас. Для причащения мирян стали использовать лжицу.

Были написаны многие современные песнопения:

  • «Единородный Сыне» — в 6-м веке;
  • Трисвятое – в 5 веке;
  • Символ веры – в 5 веке;
  • Херувимская – в 6 веке.

Потом появились другие службы суточного круга: вечерня, утреня и т.д.

Для чего нужна Евхаристия

Причастие Святых Христовых Таин – это великое Таинство, благодаря которому человек может соединиться с Самим Христом. После того, как хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, прихожане могут приступить к Святой Чаше. Таким образом, Христос входит в сердце человека, освящая его душу и тело и делая его достойным Царствия Небесного.

Тайная вечеря. 10 фактов от митрополита Илариона. Цикл «Читаем Евангелие»

Надо понимать, что Евхаристия – не воспоминание претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа на Тайной вечери, а настоящее действие, Христос действительно входит в Чашу на каждой литургии. Он мог бы создать Себе любое Тело, но, поскольку мы по немощи можем принять только съедобную пищу, то Он выбрал продукты, наиболее похожие на Тело и Кровь.

При причащении мирян священник произносит такие слова: «причащается раб Божий (раба Божия) во оставление грехов и жизнь вечную». Это означает, что человеку прощаются грехи на причастии, и он становится достоин вечной жизни.

Читайте также:
Оберег черное солнце кому подходит

Хор поет во время причастия: «Тело Христово примите, Источника Бессмертного вкусите». Это означает, что принимая Тело Христово, мы делаем свою душу бессмертной. В Евангелии есть слова Христа, что кто не ест Тело Христа и не пьет Его кровь, не может быть достойным Царствия Небесного.

В молитве ко Причастию говорится, что человек причащается во исцеление души и тела. Т.е. Святое Причастие оздоровляет не только душу, но и тело. Были случаи, когда люди выздоравливали после этого Таинства.

Как готовиться ко Святому Причастию

Для того чтобы достойно принять Христа в свое сердце, надо тщательно подготовиться к этому Таинству. Апостол Павел в посланиях предупреждает, что те, кто причащаются недостойно, становятся немощными и даже иногда умирают. Поэтому он советует подходить к Таинству осознанно, без суеты, не стремясь подойти первыми.

Таинство причащения (Евхаристия)

Святые отцы создали чин подготовки ко Причастию. Оно так и называется «Правило ко Святому Причастию» и находится в каждом православном молитвослове.

В чине содержатся:

Духовные стихи написаны святыми отцами и введены в чин для лучшего осознания цели Таинства. В них говорится, что Причастие есть Огонь, опаляющий недостойные, что перед тем, как приступить к Таинству, надо примириться с обидчиками. Об этом написано и в Евангелии, что перед тем, как идти к царю, надо примириться с соперником. Также есть евангельская притча о должнике, который не простил друга своего, и царь, простивший ему долг, узнав об этом, посадил его в темницу. Если Господь прощает нам множество грехов, то мы тем более должны простить меньших прегрешений своему брату.

Главные условия подготовки

Итак, первое условие подготовки к Святому причастию – это прощение обид. Желательно попросить у всех прощения, примириться со всеми. Если это сделать невозможно (человек уехал далеко или его уже нет в живых), то хотя бы мысленно простить его.

Нельзя приступать к Таинству причастия с обидой и злобой в сердце на кого-то. Можно причаститься в суд и осуждение, если приступить с неготовым или холодным сердцем. Христос недолго пробудет в таком сердце, и просто выйдет из него. А может быть и болезнь, по словам апостола. Важно помнить, что Тело Христово – это Огонь «опаляющий недостойных».

Надо осознать, что в Чаше – настоящее Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина. Был случай, когда священник в Италии усомнился, что в Чаше – настоящие Тело и Кровь Христа, и тогда он увидел в Чаше кусок плоти и кровь (совпадающую по группе крови с каплями на Туринской плащанице). Эти Святые Дары до сих пор хранятся в Чаше в алтаре церкви города Ланчано.
Еще подготовка ко Причастию состоит в соблюдении поста, который бывает телесный и душевный. Телесный – воздержание от некоторой скоромной пищи (яиц, мяса, молока), а душевный – воздержание от злых мыслей, слов, намерений.

Перед Причастием желательно поститься неделю. Если не получается, то хотя бы три дня. Если человек серьезно болен, то можно поститься один день. Так написано в требнике.

Иногда человек находится на грани жизни и смерти, тогда его причащают и после еды, без поста.

Как совершается Таинство Евхаристии

Таинство причащения (Евхаристия)

Во время Божественной Литургии после пения Символа веры начинается Евхаристический канон. Начинается он со слов Архангела Михаила, которые он произнес до начала сотворения мира, чтобы остановить падение ангелов («Станем добре, станем со страхом»). Потом следует благословение священника и благодарение Бога за все. Дальше поются ангельские слова («Свят, Свят, Свят Господь Саваоф») и слова Христа на Тайной вечери. И во время пения «Тебе поем» совершается самое главное — осуществляется претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.

Читайте также:
Искусственно выращенный бриллиант что это

Евхаристический канон завершается прославлением Божией Матери. Потом причащаются священнослужители в алтаре, затем миряне.

Когда выносится Чаша, священник читает молитву перед Причастием. Затем прихожане, прошедшие исповедь , подходят к Чаше без суеты, не толкаясь по очереди, сложив руки на груди. Перед Чашей нельзя совершать крестное знамение , чтобы не опрокинуть случайно Чашу. Подойдя к Чаше, надо громко назвать свое имя и широко открыть рот. Потом поцеловать нижний край Чаши, словно ребро Самого Христа.

Как вести себя после Причастия

Причастившись, надо молча отойти к столику, где находится запивка, взять кусочек просфоры и запить. Потом отойти, чтобы не мешать другим запивать. После причастия нельзя сразу уходить, надо дождаться конца литургии, подойти ко кресту, выслушать благодарственные молитвы.

В молитвослове написано, что в день причастия надо хранить себя в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы сохранить принятого Христа. Лучше после причастия молчать, иначе можно потерять Благодать. Также надо воздерживаться от грехов, хотя бы в этот день.

Как часто надо причащаться

Древние христиане причащались на каждой литургии. Но занятому современному человеку трудно соблюдать это. Частоту приступания к Чаше должен определять духовник. Для кого-то раз в пост достаточно, а кто-то причащается чаще. Православный человек должен причащаться обязательно в каждый пост. А преподобный Серафим Саровский советовал причащаться раз в месяц.

Священники причащаются за каждой литургией. У каждого есть своя мера.

прот. Андрей Ткачёв о том, что нам даёт Таинство Причащения

Источник

Тайная Вечеря и судьба Церкви: к чему приводит причастие раз в год

Великий Четверг, день установления Таинства Причастия. К чаше Христовой собираются даже те, кто в остальные дни года причащается редко, а может быть, и вовсе не делает этого. Это люди нецерковные, но пытающиеся как-то оправдать свое безбожие освящением куличей на Пасху и причащением один раз в год, Великим Четвергом.

Кстати, такова в большей массе была царская Россия, приходящая к Чаше как правило единожды в год. Обычай был такой, да и нужна была справка для работы – раз в год всякий госслужащий православного исповедания должен был говеть и причащаться и принести соответствующий документ. На тех, кто выбивался из общей шеренги, смотрели косо. Например, когда свт. Игнатий Брянчанинов, еще будучи студентом инженерного училища, ежевоскресно начал ходить на службу и причащаться, случился целый скандал, дошедший даже до личного объяснения Брянчанинова с митрополитом.

Литургическая жизнь того общества, которое иногда именуется «Святой Русью», была в прямом смысле замершей, едва дышащей. Святитель Филарет Московский, ратуя о возрождении евхаристического сознания, просил паству причащаться чаще – четыре раза в год (один раз каждым постом). Говорить о чем-то большем даже он не дерзал. Так и тянулось все до конца империи.

После введения закона о свободе вероисповеданий в начале XX века и отмены государственного требования о ежегодном причащении большая часть русских людей распрощалась с Чашей навсегда. А потом грянул кровавый кошмар, называемый революцией. Удивительно ли?

С началом большевистских гонений Церковь, теряя храмы один за другим, вполне осознала, что значит утрата Литургии. Нет, Таинство Тела и Крови на Руси не исчезло – Бог не допустил – но количество храмов сократилось до ничтожного числа. Тысячи иереев десятилетиями не могли служить, работая в лагерях.

Один из священников Соловецкого лагеря написал однажды в письме родным, что самый повторяющийся его сон – служение им Литургии. Мысль о возможности литургисать хотя бы еще раз в жизни наполняла светом и сладостью. Десятки, сотни тысяч диаконов, пресвитеров, иеромонахов, архиереев не дожили до осуществления этой мечты и сложили свои кости на Колыме, Соловках, Бутовском полигоне и других известных и неизвестных местах массовых казней.

Читайте также:
Почему цвет богородицы синий

Таков суровый урок нашей истории. Что же сегодня? Теперь перед нами открытые (пока еще) храмы и ежевоскресно к небу возносятся молитвы евхаристического канона. Как минимум пятьдесят два раза в году священник любого, даже самого маленького сельского храма выходит к прихожанам с чашей в руках и произносит: «Со страхом Божиим и верою приступите».

А в Греции еще прибавляют: «и любовью». И я видел и вижу такие храмы, где в ответ на этот призыв не подходит никто. Случается это и у нас, и в Греции. И мне всегда кажется, что в этот момент падет с неба молния и попалит храм, недостойный существования, и всех, кто в нем стоит.

Ладно, греки – у них своя история. Но мы! Русь, умытая кровью гонений, поняла ли ты что-нибудь из своего прошлого? Осознала ли, что храмы разрушают там, где они не нужны, и евхаристические чаши отправляют на переплавку тогда, когда из них никто не причащается? Молчит Русь, не дает ответа.

Или спит, или только погружается в дрему, рискуя вновь быть разбуженной грохотом взрывающихся церквей. А грозный гул уже слышится, тучи собираются. Взрывы пока раздаются только в известных местах, но треск горящего дерева киевских храмов мы уже слышим.

Быть на Литургии – значит причащаться. Прийти к царю на пир – значит непременно вкусить от его трапезы, иначе мы оскорбляем царское достоинство. Литургия есть Таинство, которое совершает Христос внутри церковной общины с предстоящим во главе священником. Совершает для того, чтоб община причастилась. Во что же это превратилось у нас?

Нам предлагается Царство, а мы лепим свечки и пишем записки. Христос дает Тело Свое и приказывает: «Примите, ядите» – а мы жуем просфоры. Христос протягивает Чашу со Своей Кровью и повелевает: «Пейте от нее все» – а мы запиваем просфору святой водой и считаем себя вполне благочестивыми, церковными. Даже вот с Патриархом можем поспорить, о ереси экуменизма порассуждать.

Не имея главного, цепляемся за второстепенное. Не становясь христианами, пытаемся решать глобальные церковные проблемы.

На Тайной Вечери Христос установил Таинство, составляющее внутреннюю суть Церкви и отныне творимое в церковной общине каждый воскресный день. Выпадающий из участия в регулярных евхаристических собраниях (т. е. непричащающийся) представляет собой странное существо с превратными понятиями о Церкви. Пусть такой человек и придет на причастие в Четверток Страстной седмицы – но, оставляя воскресные собрания или чуждаясь Чаши в день Господень, он по сути остается вне Церкви. Он как бы получил билет в театр, но после третьего звонка не входит в партер, а мнется в раздевалке.

Перед всяким крещенным в православии человеком стоит в воскресный день Христос и протягивает ему Чашу, говоря: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета». Состоим ли в этом Завете я, ты, он, она, все мы? Ответ на этот вопрос решит участь не только нашего личного спасения, но и судьбу православия на нашей земле. И трагичная история нашей Церкви подсказывает нам возможные варианты.

Источник

Тайная Вечеря и судьба церкви: к чему приводит причастие раз в год

Великий Четверг, день установления Таинства Причастия. К чаше Христовой собираются даже те, кто в остальные дни года причащается редко, а может быть, и вовсе не делает этого. Это люди нецерковные, но пытающиеся как-то оправдать свое безбожие освящением куличей на Пасху и причащением один раз в год, Великим Четвергом.

Читайте также:
Как найти драгоценные камни в земле

prichastie_4

Кстати, такова в большей массе была царская Россия, приходящая к Чаше как правило единожды в год. Обычай был такой, да и нужна была справка для работы – раз в год всякий госслужащий православного исповедания должен был говеть и причащаться и принести соответствующий документ. На тех, кто выбивался из общей шеренги, смотрели косо. Например, когда свт. Игнатий Брянчанинов, еще будучи студентом инженерного училища, ежевоскресно начал ходить на службу и причащаться, случился целый скандал, дошедший даже до личного объяснения Брянчанинова с митрополитом.

Литургическая жизнь того общества, которое иногда именуется «Святой Русью», была в прямом смысле замершей, едва дышащей. Святитель Филарет Московский, ратуя о возрождении евхаристического сознания, просил паству причащаться чаще – четыре раза в год (один раз каждым постом). Говорить о чем-то большем даже он не дерзал. Так и тянулось все до конца империи.

После введения закона о свободе вероисповеданий в начале XX века и отмены государственного требования о ежегодном причащении большая часть русских людей распрощалась с Чашей навсегда. А потом грянул кровавый кошмар, называемый революцией. Удивительно ли?

С началом большевистских гонений Церковь, теряя храмы один за другим, вполне осознала, что значит утрата Литургии. Нет, Таинство Тела и Крови на Руси не исчезло – Бог не допустил – но количество храмов сократилось до ничтожного числа. Тысячи иереев десятилетиями не могли служить, работая в лагерях.

Один из священников Соловецкого лагеря написал однажды в письме родным, что самый повторяющийся его сон – служение им Литургии. Мысль о возможности литургисать хотя бы еще раз в жизни наполняла светом и сладостью. Десятки, сотни тысяч диаконов, пресвитеров, иеромонахов, архиереев не дожили до осуществления этой мечты и сложили свои кости на Колыме, Соловках, Бутовском полигоне и других известных и неизвестных местах массовых казней.

Таков суровый урок нашей истории. Что же сегодня? Теперь перед нами открытые (пока еще) храмы и ежевоскресно к небу возносятся молитвы евхаристического канона. Как минимум пятьдесят два раза в году священник любого, даже самого маленького сельского храма выходит к прихожанам с чашей в руках и произносит: «Со страхом Божиим и верою приступите».

А в Греции еще прибавляют: «и любовью». И я видел и вижу такие храмы, где в ответ на этот призыв не подходит никто. Случается это и у нас, и в Греции. И мне всегда кажется, что в этот момент падет с неба молния и попалит храм, недостойный существования, и всех, кто в нем стоит.

Ладно, греки – у них своя история. Но мы! Русь, умытая кровью гонений, поняла ли ты что-нибудь из своего прошлого? Осознала ли, что храмы разрушают там, где они не нужны, и евхаристические чаши отправляют на переплавку тогда, когда из них никто не причащается? Молчит Русь, не дает ответа.

Или спит, или только погружается в дрему, рискуя вновь быть разбуженной грохотом взрывающихся церквей. А грозный гул уже слышится, тучи собираются. Взрывы пока раздаются только в известных местах, но треск горящего дерева киевских храмов мы уже слышим.

Быть на Литургии – значит причащаться. Прийти к царю на пир – значит непременно вкусить от его трапезы, иначе мы оскорбляем царское достоинство. Литургия есть Таинство, которое совершает Христос внутри церковной общины с предстоящим во главе священником. Совершает для того, чтоб община причастилась. Во что же это превратилось у нас?

Читайте также:
Из чего делают браслеты

Нам предлагается Царство, а мы лепим свечки и пишем записки. Христос дает Тело Свое и приказывает: «Примите, ядите» – а мы жуем просфоры. Христос протягивает Чашу со Своей Кровью и повелевает: «Пейте от нее все» – а мы запиваем просфору святой водой и считаем себя вполне благочестивыми, церковными. Даже вот с Патриархом можем поспорить, о ереси экуменизма порассуждать.

Не имея главного, цепляемся за второстепенное. Не становясь христианами, пытаемся решать глобальные церковные проблемы.

На Тайной Вечери Христос установил Таинство, составляющее внутреннюю суть Церкви и отныне творимое в церковной общине каждый воскресный день. Выпадающий из участия в регулярных евхаристических собраниях (т. е. непричащающийся) представляет собой странное существо с превратными понятиями о Церкви. Пусть такой человек и придет на причастие в Четверток Страстной седмицы – но, оставляя воскресные собрания или чуждаясь Чаши в день Господень, он по сути остается вне Церкви. Он как бы получил билет в театр, но после третьего звонка не входит в партер, а мнется в раздевалке.

Перед всяким крещенным в православии человеком стоит в воскресный день Христос и протягивает ему Чашу, говоря: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета». Состоим ли в этом Завете я, ты, он, она, все мы? Ответ на этот вопрос решит участь не только нашего личного спасения, но и судьбу православия на нашей земле. И трагичная история нашей Церкви подсказывает нам возможные варианты.

Братья и сестры, в комментариях к данной статье есть одно очень важное суждение протоиерея Владимира Гамарис, предлагаем его вашему вниманию:
«Сравнение с театром кощунственно и неуместно. Сверхчастое причащение без покаяния и подготовки не менее опасно, чем редкое. «Исповедь и Святое Причастие – неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища. Надо причащаться все четыре поста. Можно прибавить, причащаясь в Великий и Предрождественский по два раза… Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем, т. 1. Выпуски 1, 2, 3, 4, с. 206).
Вообще современная тенденция частого Причащения без рассуждения (в отличие от древней) весьма опасна. Если для первых христиан частое Причащение венчало их постоянную подвижническую жизнь, то сегодня наблюдается попытка заменить подвиг причастием, которому придается чуть ли не магический смысл. То есть причастился и тем самым автоматически освятился.

Но думать так, как уже было сказано, неверно и опасно. В итоге частое Причащение без напряжения всех духовных сил может дать противоположный результат. Поэтому ни частое Причащение не спасет, ни редкое не погубит. Причащаться можно и часто, и редко, в зависимости от обстоятельств.

Ценность Причастия зависит не от частоты или редкости, а от благоговения пред Святыней и от сознания своего недостоинства. Уходившие в пустыни не видели лица человеческого и, за редким исключением, не причащались, но именно их «не был достоин весь мир» (Евр. 11.38). Преподобная Мария Египетская причастилась один раз перед смертью, а молилась «на воздусе».

Поэтому можно и должно поощрять к частому Причащению только тех прихожан, которые пытаются жить напряженной духовной жизнью. А для того, чтобы иметь правильное суждение о духовном состоянии подвизающегося, сам пастырь должен проводить жизнь подвижническую.

Священники должны исповедоваться, как только предоставится возможность, так как не всегда, особенно на одноштатных приходах, такая возможность имеется».

Источник
Рейтинг
Загрузка ...